Хабаровский край, знаменитый своей уникальной культурой, природными богатствами и разнообразием региональных брендов, активно расширяет свое присутствие на российском и зарубежных рынках. Региональные бренды не только отражают богатое наследие края, но и предлагают миру уникальные продукты и услуги.
В Хабаровском крае местные бренды получают разнообразные формы поддержки: это и содействие в формировании новых каналов сбыта, и организация участия в мероприятиях регионального и федерального уровней, а также информационная поддержка. Бренды нашего региона несут в себе частичку Хабаровского края, отличаются разнообразием и уникальностью, и сейчас важно оказывать поддержку каждому производителю, чтобы о его продукции узнали не только в России, но и за рубежом.
Несмотря на санкционное давление, Хабаровский край, сохраняя свою уникальность и разнообразие, успешно преодолевает трудности, выходит на новые рынки. Компании не сбавляют темпы в объемах поставок товаров за рубеж, а сфера услуг выходит на новые уровни.
Так, за последние 2 года предприятия нашего региона стали участниками международных выставок за рубежом, где полюбились и запомнились иностранным партнерам в Китае, ОАЭ, Монголии, Казахстане, Армении. Продукция компаний размещена на крупнейших международных электронных площадках, помогает компаниям в этом региональный Центр поддержки экспорта.
Параллельно с зарекомендовавшими себя мерами поддержки местных брендов появляются и новые возможности заявить о себе широкой аудитории. В крае ежегодно проходят региональные этапы Форума «Сильные идеи для нового времени» и в 2023 году впервые в его рамках прошел конкурс региональных брендов. Цель – поддержать развитие перспективных российских брендов в каждом регионе страны. По общему количеству заявок край занял 3 место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. В числе финалистов представлены такие бренды как «Paulain», «ДВ-Ареал», «FogStream», с которыми можно ознакомиться на карте брендов на сайте конкурса: идея.росконгресс.рф. (Форум проводится по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Организаторы: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с фондом «Росконгресс).
Бренд «Paulain» — это производство коктейльных и вечерних платьев, рыбоперерабатывающий завод «ДВ-Ареал» является одним из лидеров по производству экологически чистых и безопасных продуктов на Дальнем Востоке, ассортимент продукции включает в себя более 200 наименований продуктов дальневосточного рыболовства.
Информационные технологии также развиваются в крае и тому подтверждение компания «FogStream». «FogStream» является разработчиком ИТ-решений, и за 12 лет на рынке у компании более 200 разработок, среди которых особое внимание уделяется цифровой трансформации.
Локальному производителю важно сохранить уникальность. В этом ему поможет своевременная регистрация объектов интеллектуальной собственности. В 2023 году в Хабаровске проводился обучающий семинар «Региональные бренды России – новые точки роста». На семинаре специалисты Роспатента и Федерального института промышленной собственности рассказали представителям регионального бизнес-сообщества о таких объектах интеллектуальной собственности как географическое указание и наименование места происхождения товара, в том числе о конкурентных преимуществах для предприятий, которые дает регистрация этих обозначений, об отличиях между ними, а также как правильно подать заявку на регистрацию географического указания и наименования места происхождения товара в том числе, в электронном виде. Как отметили сами участники семинара: «Брендирование продукции – важный вопрос для развития бизнеса».
Обучающие семинары должны содействовать росту благосостояния производителей уникальных отечественных товаров, развитию территориальных брендов, которые станут важным источником пополнения региональных бюджетов.
Идет и работа по созданию единого регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае», который станет знаком качества местной продукции, а также будет способствовать ее продвижению, популяризации и узнаваемости. Первые партии брендированной продукции, произведённой в Хабаровском крае, уже были представлены на выставке-форуме «Россия» и в рамках Дней нашего региона в Совете Федерации.
Один из ключевых элементов экспорта Хабаровского края на зарубежные рынки — это продукты питания. Регион славится своими высококачественными продуктами, такими как свежие морепродукты, дикорастущие ягоды, мед. Эти товары нашли своих почитателей в Китае, Казахстане, Белоруссии, Монголии и других странах мира, где ценят качество продуктов нашего региона и доверяют брендам.
Один из таких брендов – «Балтимор-Амур», специализирующийся на производстве продуктов питания из овощей. Благодаря богатому опыту и передовым технологиям, «Балтимор-Амур» стал востребованным брендом на зарубежных рынках. Компания представляла наш регион на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, где пользовалась большим спросом среди китайских посетителей, особенно их фруктовые и овощные соки. Сейчас компания регистрирует свой товарный знак на рынке КНР при софинансировании Центра экспорта, чтобы реализовывать поставки партнерам под официальным брендом на территории Китая.
Кондитерские изделия ООО «Ветли Восток» под брендом «Ветли», «Vetima» не первый год поставляют продукцию на азиатский рынок, где славятся качеством, вкусом. В этом году вышли на рынок Монголии после участия в Международной выставке «Ворота в Азию» в г. Улан-Батор.
В Китае мед из Хабаровского края пользуется огромной популярностью - за первое полугодие отправлено более трех тыс. килограммов продукции пчеловодства на экспорт. Китайские потребители ценят его уникальный вкус и лечебные свойства. Мед заполняет полки местных магазинов и рынков, привлекая внимание покупателей. Ярким представителем производства и реализации меда является ООО «Лесные продукты» – производственное предприятие», ежегодно поставляющие мед под брендом «Lesnika»- компания имеет репутацию добропорядочного и ответственного поставщика продуктов питания, радеющего за качество своих товаров и высокие стандарты работы.
Богатые водные ресурсы региона позволяют производить высококачественные рыбные продукты, которые находят своих покупателей за рубежом. Так, компания РА «Иня» – опытный экспортер рыбной продукции в Японию, Китай. Продукция бренда «Иня» прочно укоренилась на зарубежных рынках и пользуется спросом среди иностранных покупателей.
Хабаровский край также становится центром для технологических инноваций. Иностранные клиенты высоко ценят услуги российских IT-компаний и разработчиков.
«FogStream» — хабаровский разработчик программного обеспечения и инновационных IT-решений. С 2010 года компания успешно развивается на российском рынке, а с 2016-го активно взаимодействует с зарубежными клиентами из Чехии, Новой Зеландии, Кипра, Китая, Испании и не только.
Зарекомендовали себя как качественного партнера компания ООО «Уайт Софт». Потребовалось большое количество времени, чтобы заработать доверие к бренду на зарубежных рынках, показать себя как надежного партнера, предоставляющего качественные IT-услуги.
Гордостью региона является компания «Мечталёт» - первая анимационная студия на Дальнем Востоке, полюбившаяся не только в России, но и за рубежом. Компания знаменита в 26 странах, а бренд «Мечталёт» – уже успел стать знаком качества в мире медиаконтента.
Заинтересованность контентом, который создаёт «Мечталёт», выразили байеры и дистрибуторы с Саудовской Аравии, Омана, Турции, Туниса, Индии, Малайзии и Узбекистана. вскоре мультсериал будут транслировать на крупнейшем телеканале МВС3 в странах Магриба и Ближнего Востока.
Хабаровские компании по производству одежды пользуются заслуженным вниманием как на международном, так и на российском рынке. Более 210 000 платьев произведено в регионе, бренд вечерних и коктейльных платьев Paulain известен не только по России, но и в 11 странах мира – США, Испании, Германии, Литве, Латвии и многих других. Недавно хабаровчане представили новый бренд KVINSENTE на международной выставке Collection Première Moscow в Москве.
Хабаровские платья на экспорт представляют большой потенциал для национальной модной индустрии, при этом кутюрье региона поддерживают местные бренды, так, например, модель София Ким обращалась в «Paulain», чтобы получить платье для конкурса красоты «Miss Friendship» в Китае, где она представляла Россию.
Центр поддержки экспорта Хабаровского края помог всем упомянутым компаниям бесплатными услугами по продвижению на международных рынках. В Центре предприниматели региона могут получить консультации, сформировать коммерческие предложения под целевые рынки, пройти бесплатное обучение. Здесь помогают найти иностранных партнёров, принять участие в международных выставках, выйти на зарубежные электронные торговые площадки.
«Сегодня перед российскими брендами стоит задача получить поддержку внутри страны не только от потребителя, но и от государства. Центр поддержки экспорта помогает компаниям нашего региона вывести в первую очередь не только их товары и услуги на иностранные рынки, но и грамотно презентовать и закрепить бренды краевых компаний за рубежом, найти потребителя для своего товара, услуги и получить признание и узнаваемость на востребованных рынках» – Михаил Сергиенко, директор АНО «Центр поддержки экспорта Хабаровского края».
Бренды Хабаровского края представляют собой уникальное сочетание традиций, культуры, качественных продуктов и инноваций. Регион активно идет на встречу мировым трендам, развивает устойчивые и конкурентоспособные бренды, которые успешно покоряют зарубежные рынки и вносят свой неповторимый вклад в российскую и мировую экономику.2022 год стал переломным для российской экономики. Если в 2014 году «поворот на Восток» основывался на постепенной диверсификации торгового и экономического сотрудничества России с ориентацией на восточноазиатские страны с целью постепенного сокращения зависимости от США и Европейского союза, то в 2022 году усложнение взаимоотношений с недружественными странами привело к усилению «заметности» недостаточного использования потенциала внешнеторгового транзита Дальнего Востока. В новых геополитических условиях государству и бизнесу пришлось опережающими темпами решать общую задачу по переориентации транспортно-логистических потоков. В результате, буквально в течение 3 - 4 месяцев участники внешней торговли и транспортно-логистические компании трансформировали привычные логистические цепочки с Атлантического вектора на Тихоокеанский.
Активное участие в этом процессе принимает Хабаровский край, как форпост России на Тихоокеанском побережье.
Экономика края в силу географического положения региона ориентирована на рынки стран Азии. Благодаря работе Правительства края по диверсификации внешнеторговых связей, регион не зависит от какой-либо одной страны-партнера. У Хабаровского края хорошая внешнеторговая диверсификация, ни одна зарубежная страна не имеет в общем объеме внешнеторгового оборота края долю выше 50%. Основными партнерами края во внешней торговле выступают страны Большой тройки Северо-Восточной Азии: Китай, Республика Корея и Япония. При этом доминирующую позицию занимает ближайший сосед региона – Китай. На его долю во внешнеторговом обороте края приходится около 40% (по итогам 2021 г. 38 %).
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
В 2022 году статистика подтверждает разворот национальной экономики на Восток. Увеличиваются экспортные поставки из Хабаровского края в Китай, Казахстан, Индию. Наращиваются объемы внешнеторгового взаимодействия с Республикой Беларусь.
В текущих условиях, отмечается наращивание оформления «гостевых» внешнеторговых сделок через порты и пункты пропуска Хабаровского края для западных регионов России.
С учетом особого, приграничного положения региона основным внешнеторговым партнером Хабаровского края в ближайшем будущем останется Китай. Так, внешнеторговый оборот Хабаровского края с Китайской Народной Республикой за 9 месяцев 2022 года вырос на 18,6% к уровню 9 месяцев 2021 г.
При этом сегодня задействован не весь имеющийся у края потенциал, в том числе по использованию инфраструктуры для обслуживания транзитных внешнеторговых потоков. В настоящее время на территории края реализуются масштабные проекты в сфере транспорта и логистики по развитию экспортной инфраструктуры.
Хабаровский край - мощный транспортно-логистический центр Дальнего Востока России. В крае представлены все виды транспорта. По территории края проходят БАМ и Транссиб, магистральный трубопровод "Восточная Сибирь – Тихий Океан", магистральный газопровод "Сахалин – Хабаровск – Владивосток". Функционируют 5 морских портов, крупнейший из которых порт Ванино.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Эти активы в условиях санкционного давления определили возрастание роли транспортно-логистического комплекса края в организации доставки грузов из России в Азию при перестраивании логистических маршрутов.
Современные тенденции по смещению торгово-экономических взаимосвязей на страны АТР потребовали ускоренного формирования новых инфраструктурных коридоров для экспорта и импорта.
Среди ключевых проектов, призванных обеспечить выполнение этой задачи, можно выделить модернизацию Восточного полигона Российских железных дорог.
Что такое БАМ? 30 % БАМа – это Хабаровский край. Оконечные порты БАМа – это Хабаровский край: Ванино и Советская Гавань.
Выполнение следующих этапов модернизации позволит увеличить провозную способность более чем в 2 раза. В 2023 году провозная пропускная способность в отношении морских портов Хабаровского края будет увеличена до 48,5 млн. тонн грузов.
Отдельно стоит отметить развитие инфраструктуры для осуществления контейнерных перевозок. С сентября 2021 года порт Ванино возобновил активный прием и обработку контейнерных грузов. За 10 месяцев 2022 года обработано 38,8 тыс. импортных и 31,1 тыс. экспортных сорокафутовых контейнеров. С учетом роста спроса на обработку этих грузов, порт решает задачу повышения эффективности работы. Внедрено специальное программное обеспечение для обработки контейнеров, приобретается специализированное оборудование (рич-стакеры, ролл-трейлеры). В результате ускорились приемосдаточные операции.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Уникальным проектом развития экспортной инфраструктуры для наращивания масштабов внешнеторговых операций российских экспортеров на восточном направлении является проект строительства частной Транстихоокеанской железной дороги. Строительство начато в 2022 году. Железнодорожная ветка протяженностью около 500 км пройдет от Эльгинского месторождения в Якутии до мыса Манорский на побережье Охотского моря в Хабаровском крае. Провозная способность железной дороги составит 30 млн. тонн в год. Строительство планируется завершить в течение двух лет. К этому времени также будет построен угольный порт Эльга, площадью 44,5 га, емкостью операционных складов 344 тыс. тонн, с перевалочной мощностью на первоначальном этапе в 2024 году до 14,0 млн. тонн в год с последующим увеличением в 2025 году до 30,0 млн. тонн в год. Порт ориентирован на экспорт в АТР.
изображение: пресс-служба правительства Хабаровского края
Проект позволит разгрузить БАМ, даст дополнительные мощности для взаимодействия с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Обязательным элементом «разворота на Восток» при формировании новых транспортно-логистических маршрутов является развитие пограничной инфраструктуры на российско-китайской государственной границе: увеличение количества действующих пунктов пропуска, их модернизация и дооснащение необходимым оборудованием.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о пунктах пропуска на российско-китайской государственной границе установлено 25 пунктов пропуска. При этом, из-за ковидных ограничений в начале 2022 года в штатном режиме работало только 7 из этих 25 (в Приморье 5 и Забайкалье 2).
С учетом «разворота» к декабрю 2022 г. штатно работают уже 16 погранпереходов (в Приморье 6, Забайкалье 3, Амурской области 3, Еврейской автономной области 2, Хабаровском крае – 2).
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
На основании личного обращения Губернатора Хабаровского края М.В. Дегтярева к Губернатору провинции Хэйлунцзян господину Ху Чаншену в 2022 году удалось возобновить работу двух пунктов пропуска между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян: речного пункта пропуска «Хабаровск» и смешанного пункта пропуска «Покровка». Последний, кстати, не функционировал в 2020 – 2021 годах из-за пандемии. В результате за период речной навигации в совокупности перевезено свыше 230 тысяч тонн грузов.
В 2021-2022 гг. «перезагружен» проект по созданию пункта пропуска на острове Большой Уссурийский. Уже достигнуты договоренности с Минтрансом России о том, что первым этапом развития острова станет строительство на нем грузопассажирского пункта пропуска.
Китайская сторона подтвердила заинтересованность в открытии грузо-пассажирского погранперехода. К 2030 году китайской стороной через пункт пропуска прогнозируется перемещение 1 380 тыс. т грузов и 1 200 тыс. пассажиров в обоих направлениях, что подтверждает оценку Правительства Хабаровского края по данным показателям (1 300 тыс. т грузов и 1 450 тыс. пассажиров).
Ожидается, что с запуском пункта пропуска на острове «Большой Уссурийский» до 30 % снизятся транспортно-логистические издержки экспортеров. Таким образом, будут оптимизированы транспортно-логистические затраты компаний и обеспечена загрузка Транссиба в обратном направлении.
фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
Пункт пропуска на острове Большой Уссурийский будет интегрирован в развернутую транспортно-логистическую и туристическую инфраструктуру Хабаровского края, в том числе соединен с автодорогой «Обход г. Хабаровска». Такая привязка позволит обеспечить возможность доставки грузов от пункта пропуска до крупного транспортно-логистического кластера «Сухой порт» в ТОР «Хабаровск» в течение 20-30 мин.
На полях Восточного экономического форума заключено Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации, Правительством Хабаровского края, ОАО «Российские железные дороги» и ООО «ФинИнвест» о реализации проекта транспортно-логистического центра «Хабаровский» на территории Хабаровского края. Суммарный грузооборот составит не менее полумиллиона двадцатифутовых контейнеров в год.
В условиях санкционного давления на российскую экономику и переориентации грузопотоков с западного на восточное направление формирование мультимодального ТЛЦ, ориентированного на Китай, приобретает особую актуальность. Именно современные ТЛЦ станут базой для формирования новых логистических маршрутов и обеспечат бесперебойное снабжение предприятий сырьем, материалами и комплектующими, а население продовольственными и промышленными товарами.
В целом, развитие острова Большой Уссурийский является проектом-триггером трансграничного сотрудничества между Россией и Китаем на Востоке страны.
В ходе 4-го заседания Межправительственной Российско-Китайской Комиссии по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики территория острова Большой Уссурийский определена в качестве одной из 4-х пилотных зон для формирования международных ТОР, где для инвесторов будут представлены лучшие в России условия для осуществления предпринимательской деятельности.
Перечисленные проекты позволят обеспечить выход России в Тихоокеанский регион и нарастить торговлю со странами АТР. Продолжение действия экономических санкций в отношении России, инициированных в 2022 году, в ближайшей перспективе приведет к дальнейшей трансформации национальной экономики и еще большей ориентации на Восток. В этом контексте Хабаровский край готов выполнять роль «транспортного ключа» России к Азиатско-Тихоокеанскому региону для полноценного включения России в интеграционные процессы, протекающие Азиатских странах, дальнейшего наращивания взаимной торговли и построения эффективных транспортно-логистических маршрутов.
Дальний Восток – это Европа. По крайней мере в глазах ближайших азиатских соседей России – жителей Китая и части Юго-Восточной Азии. Конечно, они знают про Москву и Санкт-Петербург, но попасть во Владивосток или Хабаровск для них проще и дешевле. Этот козырь дальневосточные города должны использовать, продвигая себя и для особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное и высокотехнологичное, а в некоторых случаях и более дешевое, чем в родной стране лечение. Что мешает развивать этот вид туризма в России и ДФО, какие шаги нужно предпринять медучреждению, чтобы о нём узнали за границей, на чей зарубежный опыт можно и нужно равняться, а также какие пути продвижения бесполезны в Китае? Эти вопросы обсудили участники панельной сессии «Экспорт медицинских услуг в Юго-Восточной Азии: возможности для России» форума «Здравница 2023» форума «Здравница 2023», который прошёл в Хабаровске.
Дальневосточным регионам вполне по силам привлечь кратно больше китайских туристов, чем это делается сейчас, причем без особенных вложений. Это положительно скажется на бюджете конкретного медцентра и повлияет на весь рынок туристических услуг региона. Этот тезис стал отправным в разговоре о возможностях территорий ДФО. При этом, как отметил президент Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг Евгений Чернышев, главнейшее условие – соблюдение приоритета медпомощи россиянам. Оздоровление иностранцев не должно влиять на качество и объем медуслуг, предоставляемых нашим соотечественникам.
«Речь идет только про свободные мощности, которые остаются после плановой медицинской помощи, после платной, которая оказывается россиянам. Те остатки свободных мощностей – это возможности, которые и можно реализовывать в рамках экспорта медицинских услуг. Причем мощностей свободных немного, поэтому не надо большого продвижения и серьезных инвестиций», – сказал Чернышев, уточнив, что, например, 10-15 тыс. иностранных пациентов для Хабаровского края «уже хорошее подспорье» для медицинских организаций.
По данным Минздрава РФ, в прошлом году 12 млн иностранцев получили медпомощь на территории России. Основной поток приходится на Москву и Санкт-Петербург, а также Новосибирск. Но не все эти иностранные пациенты приехали в нашу страну как туристы – часть из них проживают здесь, не являясь гражданами и, соответственно, ходят в больницы.
Нужно четко разделять понятия «экспорт медицинских услуг» и «медицинский туризм». Медтуризм – это целенаправленный въезд в РФ иностранцев для получения медпомощи и после ее получения возвращение на родину. В этом сегменте еще не все налажено –параметры и понятие медицинского туризма не прописаны в федеральном законодательстве. Некоторые субъекты РФ самостоятельно вносят нужные изменения в региональные законы, чтобы дать юридическую платформу развитию этого вида услуг. В прошлом году была учреждена рабочая группа по медицинскому туризму и в Госдуме РФ.
Еще один аспект, который тормозит развитие въездного медицинского туризма – слабая информированность жителей других государств о возможностях российской медицины, в частности дальневосточной. Хотя региону есть, что предложить, например, в плане офтальмологии. Так, хабаровский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. Федорова» работает уже более 35 лет и хорошо известен за рубежом. Из всех офтальмологических операций, которые проводятся в центре, 85% являются высокотехнологичными. По информации его директора Олега Коленко, в 2019 году у них было 53 иностранных пациента (из ближнего и дальнего зарубежья), в 2020 году – 70, в 2021-м – 100, в 2022-м – 134. Всего же в прошлом году там было проведено более 32 тыс. операций. Около 40% пациентов приезжают из разных регионов Дальнего Востока. До пандемии в Хабаровске было много пациентов из КНР, которые приезжали и за репродуктивными медицинскими услугами.
Эксперт в области медицинского туризма, автор образовательных программ для врачей и медицинского персонала Ольга Беззубенко рассказала, на что обращают внимание иностранные пациенты при выборе зарубежной медицинской помощи. В первую очередь, это уровень профессионализма врача. Информацию об этом пациенты-иностранцы черпают из соцсетей, контекстной рекламы и посредством сарафанного радио.
«Критерии выбора – наличие у врача ученой степени, отзывы – в приоритете мнения иностранных пациентов, но к мнению российских пациентов тоже прислушиваются. Также важны занимаемая должность, участие в медицинских конференциях, наличие повышения квалификации, авторских патентов. Желательно, чтобы врач владел языком пациента и был той же национальности и вероисповедания: врач должен понимать особенности питания, культуры страны пациента, национальные особенности общения и этикета. Наличие научных публикаций, членство в профессиональных сообществах, награды и звания – на все это обращают внимание. Важны детали – скольких пациентов вылечил, и скольких из его страны, сколько провел операций и какие получил результаты. Однако опыт и образование – самое главное для иностранных пациентов», – уточнила Ольга Беззубенко.
Языковой барьер в продвижении – один из самых частых, но сравнительно легко преодолимых с учётом возможностей, которые дают системы компьютерного перевода. Продвигать специалистов – на английском языке и на языке той страны, откуда привлекаются пациенты – нужно в соцсетях, опираясь на популярность той или иной сети в стране потенциального пациента. Буклеты на иностранных языках и видеоролики с участием конкретных врачей с описанием спектра услуг также повышают лояльность.
Сложнее наладить непосредственное общение российского врача и пациента-иностранца, но и эта ситуация имеет сразу несколько положительных сценариев – от введения специальной штатной единицы, до эпизодического привлечения переводчиков.
«Медицинский туризм на данном этапе видится как дополнительная опция, а не как основное направление деятельности медорганизаций региона. Для нас главной проблемой является преодоление языкового барьера. Но она решаема – нанимаются специалисты. Также для нас важно развивать и межрегиональный медицинский туризм – тут больше перспектив», – рассказал EastRussia замглавы Минздрава Хабаровского края Алексей Веселов.
Он отметил, что регион имеет хороший опыт взаимодействия в плане медицинского туризма с Китаем. Пандемия коронавируса снизила интенсивность сотрудничества, но сейчас обе стороны готовы вновь наращивать статус активного сотрудничества. Причем, Хабаровский край имеет интерес и к другим территориям – Средней Азией и странам ближнего зарубежья, где нет языкового барьера.
Такую рекомендацию дают и эксперты: дальневосточным медицинским организациям следует активнее сотрудничать и с национальными диаспорами. Их лидеры – уважаемые в своём сообществе люди, часто это предприниматели. Благодаря их связям на родине и рекомендациям прирост количества иностранных пациентов может вырасти в кратчайшие сроки. И опять же – серьезные вложения для такого продвижения не нужны. Надо лишь провести информационную встречу с лидерами локальных национальных диаспор.
В глобальном смысле России и особенно дальневосточным регионам необходимо изучить и взять на вооружение опыт коллег из Южной Кореи. Там медицинским туризмом вплотную занимаются около 15 лет, причем начинали, также имея серьёзный языковой барьер. До пандемии это направление выездного туризма было очень популярно у жителей Хабаровского края. В коммерческих и государственных клиниках там используется оборудование экспертного класса, а стоимость услуг намного дешевле, чем в Америке или Европе.
«Самое важное, на что едут – на сервис. В клиниках Южной Кореи есть уже подготовленные пакеты программ лечения, буклеты, каталоги на русском, китайском и других иностранных языках. Продвижение – с помощью агентства медицинского туризма. Агентское вознаграждение уже заложено в стоимость лечения. Что удобно для российского пациента – в Корее есть координаторы. Это люди с медицинским образованием и знанием корейского и русского языков, которые буквально водят пациентов за руку по кабинетам. Они работают в клиниках на постоянной основе, и на связи с пациентом даже после его возвращения в Россию», – рассказала Светлана Белогубцева, директор агентства медицинского туризма «Чудеса света».
На мероприятии по видеосвязи выступила глава ассоциации китайского международного медицинского туризма Цзя Сяофан, которая напомнила, о специфике продвижения в Китае. Там работают только китайские социальные сети. Бесполезно размещать свои информационные материалы в Facebook (запрещена в РФ), Twitter (запрещена в РФ), YouTube. Продвигать российские услуги нужно на платформах китайских соцсетей. Самой популярной соцсетью в КНР является WeChat.
Цзя Сяофан отметила, что согласно последним исследованиям и опросам, китайские потребители медицинских услуг концентрируются на холистической медицине, для достижения оптимального духовного, ментального и физического состояния. При этом, наряду с традиционными методиками они охотно прибегают к альтернативной медицине, причём высоким спросом пользуются омолаживающие процедуры, услуги и препараты.
«Стоит отметить, что с началом пандемии COVID-19 поведение и привычки медицинских туристов в Китае изменились, – сказала она. – Они обращают больше внимания на пользу услуг, а не на их цену, на их качество и персонализированность».
Российским регионам и медицинским учреждениям, которые собираются всерьёз выходить на китайский рынок, необходимо дать ответ на шесть вопросов, подчеркнула Цзя Сяофан:
1. Какие уникальные продукты, услуги можете предложить вы/ваш регион?
2. На чём базируются ваши ценности? Качество? Безопасность? Цены? Удовлетворенность клиента? Культура?
3. Каковы ваши рыночные преимущества?
4. Есть ли у вас пайплайн-стратегия ваших продуктов?
5. По каким каналам вы ведёте, собираетесь вести продажи?
6. Каков ваш план развития на китайском рынке на следующие 3-5 лет?
В Хабаровском крае местные бренды получают разнообразные формы поддержки: это и содействие в формировании новых каналов сбыта, и организация участия в мероприятиях регионального и федерального уровней, а также информационная поддержка. Бренды нашего региона несут в себе частичку Хабаровского края, отличаются разнообразием и уникальностью, и сейчас важно оказывать поддержку каждому производителю, чтобы о его продукции узнали не только в России, но и за рубежом.
Несмотря на санкционное давление, Хабаровский край, сохраняя свою уникальность и разнообразие, успешно преодолевает трудности, выходит на новые рынки. Компании не сбавляют темпы в объемах поставок товаров за рубеж, а сфера услуг выходит на новые уровни.
Так, за последние 2 года предприятия нашего региона стали участниками международных выставок за рубежом, где полюбились и запомнились иностранным партнерам в Китае, ОАЭ, Монголии, Казахстане, Армении. Продукция компаний размещена на крупнейших международных электронных площадках, помогает компаниям в этом региональный Центр поддержки экспорта.
Параллельно с зарекомендовавшими себя мерами поддержки местных брендов появляются и новые возможности заявить о себе широкой аудитории. В крае ежегодно проходят региональные этапы Форума «Сильные идеи для нового времени» и в 2023 году впервые в его рамках прошел конкурс региональных брендов. Цель – поддержать развитие перспективных российских брендов в каждом регионе страны. По общему количеству заявок край занял 3 место среди субъектов Дальневосточного федерального округа. В числе финалистов представлены такие бренды как «Paulain», «ДВ-Ареал», «FogStream», с которыми можно ознакомиться на карте брендов на сайте конкурса: идея.росконгресс.рф. (Форум проводится по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Организаторы: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» совместно с фондом «Росконгресс).
Бренд «Paulain» — это производство коктейльных и вечерних платьев, рыбоперерабатывающий завод «ДВ-Ареал» является одним из лидеров по производству экологически чистых и безопасных продуктов на Дальнем Востоке, ассортимент продукции включает в себя более 200 наименований продуктов дальневосточного рыболовства.
Информационные технологии также развиваются в крае и тому подтверждение компания «FogStream». «FogStream» является разработчиком ИТ-решений, и за 12 лет на рынке у компании более 200 разработок, среди которых особое внимание уделяется цифровой трансформации.
Локальному производителю важно сохранить уникальность. В этом ему поможет своевременная регистрация объектов интеллектуальной собственности. В 2023 году в Хабаровске проводился обучающий семинар «Региональные бренды России – новые точки роста». На семинаре специалисты Роспатента и Федерального института промышленной собственности рассказали представителям регионального бизнес-сообщества о таких объектах интеллектуальной собственности как географическое указание и наименование места происхождения товара, в том числе о конкурентных преимуществах для предприятий, которые дает регистрация этих обозначений, об отличиях между ними, а также как правильно подать заявку на регистрацию географического указания и наименования места происхождения товара в том числе, в электронном виде. Как отметили сами участники семинара: «Брендирование продукции – важный вопрос для развития бизнеса».
Обучающие семинары должны содействовать росту благосостояния производителей уникальных отечественных товаров, развитию территориальных брендов, которые станут важным источником пополнения региональных бюджетов.
Идет и работа по созданию единого регионального бренда «Сделано в Хабаровском крае», который станет знаком качества местной продукции, а также будет способствовать ее продвижению, популяризации и узнаваемости. Первые партии брендированной продукции, произведённой в Хабаровском крае, уже были представлены на выставке-форуме «Россия» и в рамках Дней нашего региона в Совете Федерации.
Один из ключевых элементов экспорта Хабаровского края на зарубежные рынки — это продукты питания. Регион славится своими высококачественными продуктами, такими как свежие морепродукты, дикорастущие ягоды, мед. Эти товары нашли своих почитателей в Китае, Казахстане, Белоруссии, Монголии и других странах мира, где ценят качество продуктов нашего региона и доверяют брендам.
Один из таких брендов – «Балтимор-Амур», специализирующийся на производстве продуктов питания из овощей. Благодаря богатому опыту и передовым технологиям, «Балтимор-Амур» стал востребованным брендом на зарубежных рынках. Компания представляла наш регион на Харбинской международной торгово-экономической ярмарке, где пользовалась большим спросом среди китайских посетителей, особенно их фруктовые и овощные соки. Сейчас компания регистрирует свой товарный знак на рынке КНР при софинансировании Центра экспорта, чтобы реализовывать поставки партнерам под официальным брендом на территории Китая.
Кондитерские изделия ООО «Ветли Восток» под брендом «Ветли», «Vetima» не первый год поставляют продукцию на азиатский рынок, где славятся качеством, вкусом. В этом году вышли на рынок Монголии после участия в Международной выставке «Ворота в Азию» в г. Улан-Батор.
В Китае мед из Хабаровского края пользуется огромной популярностью - за первое полугодие отправлено более трех тыс. килограммов продукции пчеловодства на экспорт. Китайские потребители ценят его уникальный вкус и лечебные свойства. Мед заполняет полки местных магазинов и рынков, привлекая внимание покупателей. Ярким представителем производства и реализации меда является ООО «Лесные продукты» – производственное предприятие», ежегодно поставляющие мед под брендом «Lesnika»- компания имеет репутацию добропорядочного и ответственного поставщика продуктов питания, радеющего за качество своих товаров и высокие стандарты работы.
Богатые водные ресурсы региона позволяют производить высококачественные рыбные продукты, которые находят своих покупателей за рубежом. Так, компания РА «Иня» – опытный экспортер рыбной продукции в Японию, Китай. Продукция бренда «Иня» прочно укоренилась на зарубежных рынках и пользуется спросом среди иностранных покупателей.
Хабаровский край также становится центром для технологических инноваций. Иностранные клиенты высоко ценят услуги российских IT-компаний и разработчиков.
«FogStream» — хабаровский разработчик программного обеспечения и инновационных IT-решений. С 2010 года компания успешно развивается на российском рынке, а с 2016-го активно взаимодействует с зарубежными клиентами из Чехии, Новой Зеландии, Кипра, Китая, Испании и не только.
Зарекомендовали себя как качественного партнера компания ООО «Уайт Софт». Потребовалось большое количество времени, чтобы заработать доверие к бренду на зарубежных рынках, показать себя как надежного партнера, предоставляющего качественные IT-услуги.
Гордостью региона является компания «Мечталёт» - первая анимационная студия на Дальнем Востоке, полюбившаяся не только в России, но и за рубежом. Компания знаменита в 26 странах, а бренд «Мечталёт» – уже успел стать знаком качества в мире медиаконтента.
Заинтересованность контентом, который создаёт «Мечталёт», выразили байеры и дистрибуторы с Саудовской Аравии, Омана, Турции, Туниса, Индии, Малайзии и Узбекистана. вскоре мультсериал будут транслировать на крупнейшем телеканале МВС3 в странах Магриба и Ближнего Востока.
Хабаровские компании по производству одежды пользуются заслуженным вниманием как на международном, так и на российском рынке. Более 210 000 платьев произведено в регионе, бренд вечерних и коктейльных платьев Paulain известен не только по России, но и в 11 странах мира – США, Испании, Германии, Литве, Латвии и многих других. Недавно хабаровчане представили новый бренд KVINSENTE на международной выставке Collection Première Moscow в Москве.
Хабаровские платья на экспорт представляют большой потенциал для национальной модной индустрии, при этом кутюрье региона поддерживают местные бренды, так, например, модель София Ким обращалась в «Paulain», чтобы получить платье для конкурса красоты «Miss Friendship» в Китае, где она представляла Россию.
Центр поддержки экспорта Хабаровского края помог всем упомянутым компаниям бесплатными услугами по продвижению на международных рынках. В Центре предприниматели региона могут получить консультации, сформировать коммерческие предложения под целевые рынки, пройти бесплатное обучение. Здесь помогают найти иностранных партнёров, принять участие в международных выставках, выйти на зарубежные электронные торговые площадки.
«Сегодня перед российскими брендами стоит задача получить поддержку внутри страны не только от потребителя, но и от государства. Центр поддержки экспорта помогает компаниям нашего региона вывести в первую очередь не только их товары и услуги на иностранные рынки, но и грамотно презентовать и закрепить бренды краевых компаний за рубежом, найти потребителя для своего товара, услуги и получить признание и узнаваемость на востребованных рынках» – Михаил Сергиенко, директор АНО «Центр поддержки экспорта Хабаровского края».
Бренды Хабаровского края представляют собой уникальное сочетание традиций, культуры, качественных продуктов и инноваций. Регион активно идет на встречу мировым трендам, развивает устойчивые и конкурентоспособные бренды, которые успешно покоряют зарубежные рынки и вносят свой неповторимый вклад в российскую и мировую экономику.Каким будет в ближайшее время глобальное взаимодействие России и Китая, как развивается «народная дипломатия», почему понадобился «зелёный коридор» для студентов, ждать ли дальнейшего упрощения (без)визового режима и можно ли самостоятельное привезти автомобиль из китайского приграничья – самая свежая информация об отношениях РФ и КНР в ответах Генерального консула КНР в Хабаровске.
– Господин Цзян Сяоян, как решения форума «Один пояс – один путь» отразятся на сотрудничестве двух стран в Дальневосточном федеральном округе России?
– Несколько дней назад в Пекине с успехом прошел третий Форум международного сотрудничества «Один пояс – один путь» (ОПОП). Президент РФ В.В. Путин возглавил большую делегацию, в которую вошли представители федеральных и местных органов власти, деловых кругов, СМИ и другие, вместе с ним в Китай отправились и многие руководители Дальневосточного федерального округа. Председатель КНР Си Цзиньпин выступил на церемонии открытия Форума с программной речью «Во имя открытости, толерантности, взаимосвязанности и совместного развития в мире», объявив о восьми шагах Китая в поддержку высококачественной реализации Инициативы «Один пояс – один путь», включая формирование взаимосвязанной транспорной сети, поддержку развития открытой мировой экономики, развертывание практического сотрудничества, содействие «зеленому» развитию, продвижение технологических инноваций поддержка обменов между гражданским обществом, строительство «чистой дороги» и совершенствование механизма международного сотрудничества в рамках «ОПОП». В ходе встречи Председателя Си Цзиньпин и Президента В.В. Путина на полях форума был достигнут ряд новых важных консенсусов по продвижению взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами в различных областях, что придало новый мощный импульс развитию двусторонних отношений.
Россия является важнейшим партнером стратегического взаимодействия Китая в продвижении международного сотрудничества по «ОПОП». Уже в мае 2015 года Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин подписали Совместную декларацию о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. Президент В.В. Путин принял участие в всех трех Форума международного сотрудничества «ОПОП», высоко оценив инициативу «Пояс и путь», считая, что она появилась в нужное время и имеет позитивные сдвиги, и российская сторона готова и дальше работать с китайской стороной над реализацией инициативы.
По данным Главного таможенного управления Китая, объем китайско-российской торговли с января по сентябрь достиг 176,4 млрд. долл., увеличившись на 29,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и, как ожидается, превысит 200 млрд долл. за весь год, опережая график достижения цели, поставленной главами государств двух стран. Сотрудничество между двумя сторонами в энергетической, аэрокосмической, инфраструктурной, коммуникационной, цифровой экономике, трансграничной электронной коммерции, автомобилестроении и других областях продолжает расширяться и углубляться, принося огромную пользу двум странам и народам.
Китайско-российское сотрудничество по «ОПОП» также стало мощным двигателем развития взаимодействия между соответствующими регионами Китая и Дальневосточным федеральным округом России. Приняв за символ «одну трубу и два моста» (газопровод Китай-Россия, автомобильный мост Хэйхэ-Браговещенск и железнодорожный мост Тунцзян-Нижнеленинское), мы сделали значительный шаг вперед в развитии связей между Северо-Восточным Китаем и Дальневосточным федеральным округом России, обеспечив более плавный поток товаров и людей, а также более удобное взаимодействие. В этом году я принял участие в ряде китайско-российских форумов по местному сотрудничеству, бизнес-форумов, культурных и спортивных обменов и других мероприятий, проводимых Хабаровским краем, Амурской областью и Республикой Саха (Якутия), и стал свидетелем положительной динамики сотрудничества между двумя сторонами, почувствовал стремление обеих сторон к сотрудничеству. На всех уровнях – от официального до частного - полным ходом идут китайско-российские обмены и сотрудничество на местах, одновременно увеличивается их количество и качество. Слаженно работает механизм регионального сотрудничества Север-Восток Китая – Дальний Восток России, расширяются масштабы и влияние Восточного экономического форума, Харбинского ЭКСПО, Китайско-российской культурной ярмарки и т.д., увлекательно проходят спортивные мероприятия профессиональных спортсменов и молодежи. Две страны постоянно выходят на новый уровень сотрудничества на местах.
Генеральное консульство Китая в г. Хабаровске готово совместно со всеми российскими друзьями работать над реализацией важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран и сосредоточенного на «пяти звеньях» строительства «ОПОП», над дальнейшим продвижением всестороннего сотрудничества между соответствующими провинциями Китая и Дальнего Востока России в области экономики, торговли, инвестиций, гуманитарных наук и других областях, над постоянным повышением уровня связности между соседними регионами двух стран, над укреплением основы общественного мнения дружественных отношений двух стран, чтобы строительство «ОПОП» принесло больше пользы народам двух стран.
– Сейчас готовится к запуску новый механизм международной территории опережающего развития. Какие, по Вашему мнению, нужны условия, чтобы заинтересовать китайский бизнес стать резидентом такой ТОР?
– Китайские предприятия приветствуют и ждут появления нового механизма международной территории опережающего развития, который, безусловно, придаст новый импульс развитию китайско-российских экономических и торговых отношений.
Китай уже 13 лет подряд является крупнейшим торговым партнером России, и в то же время Китай является крупнейшей страной-источником зарегистрированных иностранных предприятий в территориях опережающего развития ДФО и Свободном порту Владивосток – 53 компании с общим объемом инвестиций 13,2 млрд. долларов США, в основном занятых в области лесного и сельского хозяйства, энергетики и минералов, транспорта и логистики и т.д. В целях дальнейшего развития стыковки с ТОР Дальнего Востока в августе этого года Китай и Россия совместно провели в Хабаровском крае семинар по развитию экономического и торгового сотрудничества «Китайская (Хэйлунцзянская) пилотная зона свободной торговли – Гуандун, Сянган и Аомэнь – российская ТОР Хабаровского края», подписали Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству и обменам и организовали семинар по развитию экономического и торгового сотрудничества между предприятиями двух стран. Предприятия провели активные стыковки в области новой энергетики, зерна, лесоматериалов, логистики и трансграничной электронной коммерции и достигли хороших результатов.
Я уверен, что с постоянным улучшением деловой и инвестиционной среды на Дальнем Востоке России все больше китайских предприятий будут приходить для инвестиций и ведения бизнеса. Генеральное консульство готово, как всегда, оказывать поддержку и помощь, чтобы способствовать практическому сотрудничеству между Китаем и Россией для достижения более ощутимых результатов. Интерес китайского бизнеса к участию в Международной ТОР очень высок.
– Какие российско-китайские проекты на Дальнем Востоке по вашей информации находятся в состоянии максимальной готовности к реализации?
– В 2022 году объем торговли между Китаем и Дальним Востоком России превысил 20 млрд. долл. Субъекты Российские Федерации, относящимся к консульскому округу, имеют мощную экономическую базу, разнообразную структуру экономики, полный спектр услуг, авиастроение, судостроение, выплавку черных и цветных металлов, нефтепереработку, лесозаготовку и деревообработку и другие развитые сферы. Обе стороны обладают сильной экономической взаимодополняемостью, высоким уровнем промышленного соответствия, большим потенциалом для сотрудничества. Благодаря совместным усилиям двух сторон плодотворно развивается сотрудничество в области энергетики, сельского хозяйства, полезных ископаемых и трансграничной инфраструктуры. В настоящее время успешно реализуются Амурский газовый комплекс, трансграничная канатная дорога Хэйхэ – Благовещенск и другие ключевые проекты, ведется совместная работа по подготовке совместного планирования охраны и освоения Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао), изучается возможность строительства железнодорожного моста Мохэ - Джалинда, комбинированные перевозки река-море и других трансграничных логистических коридоров, а также скорейшей реализации ряда инвестиционных проектов, таких как разведение пресноводных рыб, совместное производство сельскохозяйственной техники и других инвестиционных проектов.
Словом, Генеральное консульство будет тесно координировать свои действия с соответствующими ведомствами, играть роль связующего звена и содействовать реализации соответствующих проектов в консульском округе. Я верю, что под руководством плана сотрудничества, совместно разработанного главами государств двух стран, и на фоне активной реализации Россией стратегии «поворот на Восток» китайско-российское местное торгово-экономическое сотрудничество обязательно сделает новый шаг вперед, совершит новые прорывы и достигнет новых результатов.
– Как сейчас выглядит работа консульства? Работает ли оно с той же нагрузкой, что и до пандемии?
– Работа Генерального консульства заключается главным образом в реализации важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран по вопросам двусторонних отношений, а также в содействии дружественным обменам и взаимовыгодному сотрудничеству между двумя сторонами. Работа Генерального консульства включает в себя отслеживание и изучение состояния сотрудничества между Консульским округом и различными регионами Китая, выдвижение различных предложений по развитию сотрудничества и решению проблем в этом процессе, работу с людьми из всех слоев населения Консульского округа с целью укрепления дружбы между двумя народами, установление контактов между людьми с целью развития взаимовыгодного сотрудничества в области экономики, торговли, культуры, образования, спорта, науки и техники и т.д., и конечно, оказание всяких консульских услуг.
Возьмем, к примеру, предоставление консульских услуг по оформлению документов. После окончания пандемии наше Генконсульство работает в полную силу по выдаче виз российским друзьям, выезжающим в Китай. К настоящему времени выдано свыше 17000 виз российским гражданам из четырех субъектов Федерации, относящихся к консульскому округу, что полностью соответствует уровню, существовавшему до пандемии, и позволяет эффективно удовлетворять спрос на визы для российских друзей, выезжающих в Китай.
– В сентябре Генеральное консульство КНР в Хабаровске объявило «зеленый коридор» для студентов, которые обучаются в вузах Китая. Зачем понадобился такой режим? Каковы итоги работы в этом режиме и будет ли он возобновляться?
– Открытие «зеленого коридора» для российских студентов, выезжающих в Китай, - это новаторская инициатива нашего Генерального консульства, направленная на то, чтобы российские студенты из Консульского округа, выезжающие в Китай, своевременно получали визы к началу нового учебного года и могли своевременно учиться в Китае. За более чем месяц, прошедший с момента объявления об этой инициативе, Генконсульство без очереди выдало визы 720 российским студентам в консульском округе, которые выразили свою благодарность Генконсульству за такую инициативу и работу.
Китай и Россия являются основным местом учебы друг друга, взаимный обмен студентами – традиционный проект образовательного сотрудничества между двумя странами. В 2020 году около 14 тыс. российских студентов учились в Китае. Все больше российских студентов из четырех субъектов Федерации, относящихся к нашему консульскому округу, получают образование в Китае, что мы очень приветствуем и будем продолжать оказывать им содействие.
В будущем, когда надо, мы еще будем, конечно, такой режим возобновлять.
– Насколько активно едут граждане КНР с туристическими целями в регионы ответственности Генерального консульства Китая в г. Хабаровске? Какие регионы ДФО и чем привлекают туристов из Китая?
После возобновления работы китайско-российских пограничных переходов и особенно после возобновления безвизового режима для групповых поездок между двумя странами поток туристов продолжает расти. Во время недавней «Золотой недели» во время национального праздника Китая на Дальний Восток России приехало большое количество китайских туристов, которых можно было встретить практически в каждом ресторане. Дальний Восток находится недалеко от северо-востока Китая, имеет удобное транспортное сообщение, прекрасные природные пейзажи, многонациональную культуру и самобытную кухню, люди здесь теплые и дружелюбные, все это очень привлекает китайских туристов.
– Есть ли сложность в консульском сопровождении граждан КНР на Дальнем Востоке с учетом больших расстояний?
Дальний Восток России – очень большой регион, площадь только нашего консульского округа составляет 4,26 млн. кв. км. Дальний Восток хорошо развит в транспортном отношении, имеет удобное авиационное, железнодорожное и автомобильное сообщение, и мы не испытываем никаких неудобств в своей работе. Мы с коллегами часто выезжаем в Республику Саха (Якутия), Амурскую область и Еврейскую автономную область для оказания выездных консульских услуг китайским гражданам. Кроме того, благодаря современным развитым средствам связи многие проблемы можно решать путем дистанционного согласования. Следует подчеркнуть, что правительства четырёх субъектов РФ, относящихся к консульскому округу Генконсульства, дружественно относятся к Китаю, активно сотрудничают с ним, находятся в тесном контакте с нами и оказывают большую помощь в нашей работе.
– Предвидится ли упрощение безвизового режима посещений в приграничных районах? До пандемии, например, граждане России могли самостоятельно купить билет и поехать в Хэйхэ. Сейчас без посредничества туристических фирм этот сделать невозможно. В результате поездка становится дороже и это останавливает многих от поездки.
– Китай неуклонно и постоянно расширяет свою открытость для внешнего мира, приветствуя иностранных друзей, приезжающих в Китай для ведения бизнеса, инвестиций и туризма, и предоставляя им множество возможностей. Например, на всей территории Китая действует 24-часовой безвизовый транзит, а в таких городах, как Пекин, Шанхай и Шэньян – 144-часовой, в таких городах, как Харбин и Гуанчжоу – 72-часовой, а на острове Хайнань для туристов из 59 стран, включая Россию, действует 30-дневный безвизовый въезд. Кроме того, взаимное освобождение от групповых туристических виз между Китаем и Россией еще больше облегчило поездки туристов. Что касается дальнейших мер взаимного облегчения для жителей приграничных районов двух стран, то компетентные органы двух стран находятся в процессе консультаций и надеются на достижение нового консенсуса.
– Возможен ли вариант поездки, например, в Хэйхэ с целью покупки автомобиля? Можно ли будет самостоятельно за рулем этого автомобиля выехать с территории КНР в Россию? Какие документы для этого нужны, надо ли оформлять визу?
– Российские потребители все больше отдают предпочтение китайским автомобилям. Согласно статистике, в этом году китайских автомобилей в России было продано более 300 тыс. штук (по сравнению с 69 тыс. штук за аналогичный период прошлого года), а доля рынка составила более 42%. Это не может не радовать. На встречах с местными российскими друзьями я тоже часто «рекламирую» китайские автомобили и рекомендую им пересесть на китайские машины. Насколько я знаю, с обеих сторон есть ряд компаний и частных лиц, которые занимаются импортом автомобилей из Китая, как новых, так и подержанных. Вопрос о том, возможно ли потребителям напрямую отправиться в Китай, чтобы забрать свои автомобили, как Вы упомянули, требует консультаций с российской таможней и другими соответствующими органами.
– Сейчас для получения туристической визы гражданину России необходимо Письмо-приглашение, выданное организацей или физическим лицом в Китае. Как вы считаете, может ли отмена этого требования способствовать увеличению туристического потока?
Дипломатические и туристические ведомства Китая и России продолжат укреплять сотрудничество с целью предоставления более удобных услуг для людей, путешествующих между двумя странами, чтобы поездки более гладко, чтобы туристы получали более комфортные и удобные впечатления и могли лучше прочувствовать историческое и культурное наследие двух стран, а также дружеские отношения между народами.
В настоящее время оформление туристических виз в Китай может осуществляться как на основании пригласительных писем, выданных китайскими турфирмами или частными лицами, так и на основании бланков бронирования гостиниц и авиабилетов (или билетов на паром), и эти материальные требования являются общепринятой практикой в международном сообществе, включая Россию, и применялись в таком виде до эпидемии. Кроме того, требования к оформлению всех типов виз для поездок в Китай, включая туристические, опубликованы на официальном сайте нашего консульства, так что российские граждане, желающие отправиться в Китай, могут получить необходимую информацию, не выходя из дома.
За 8 месяцев товарооборот РФ и Китая увеличился почти на треть и составил $155 млрд. При этом китайский экспорт вырос на 63%, достигнув $72 млрд, а российский – на 13%, до $83 млрд. У торговли соседних стран серьезные перспективы, в то же время деловому партнерству мешают административные барьеры, что отмечалось на прошедшем во Владивостоке VIII Восточном экономическом форуме. Один из них – доступ к системе правосудия. Межправительственный договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, принятый 30 лет назад, сегодня не отражает реалии российско-китайского сотрудничества.
Торговля по-соседски
Страны АТР, в первую очередь КНР, играют ключевую роль во внешней торговле РФ: доля этих государств составляет более 40%, а в контейнерном обороте – 80%, сообщил президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виталий Евдокименко.
Вместе с тем меняется не только объем, но и структура товарооборота с Поднебесной. Если раньше из Китая шли в основном товары народного потребления, то сейчас оттуда импортируется много техники, сервисных решений. Причем во взаиморасчетах все чаще используется юань: две трети торговли России с КНР осуществляется в национальных валютах, говорит первый зампред правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин.
Уход западных компаний стал хорошей возможностью для Китая, свидетельствует председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. В последнее время значительно вырос экспорт автомобильной продукции и автозапчастей из КНР в Россию, тогда как из РФ растут поставки сельскохозяйственной продукции, уточнил он.
«Если вспомнить, в 1950-х Советский Союз построил в Китае 156 крупных промышленных объектов. Фактически это стало основой того экономического чуда, который мы сегодня наблюдаем в КНР. И нужно отдать должное китайским товарищам: китайцы готовы воздать историческую справедливость и уже строить столь же масштабно в России значимые промышленные, инфраструктурные объекты», – считает президент АНО «Центр исследований и прогнозов развития АТР» Сергей Санакоев.
Среди перспективных направлений, по которым налаживается сотрудничество соседей, на полях ВЭФ-2023 назывались сельское хозяйство, инфраструктура, автомобилестроение, трансграничная электронная торговля (например, вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти AliExpress Россия Сергей Лебедев высказал надежду по поводу организации на Дальнем Востоке полноценной бондовой зоны, отметив, что пока в РФ они работают в усеченном режиме).
Путь к упрощению
На российских территориях ведут бизнес более 8 тыс. китайских фирм, и значительно меньше представлено отечественных компаний в Китае. Такое положение дел директор Института стран Азии и Африки МГУ Алексей Маслов предлагает рассматривать в качестве возможности для дальнейшего развития отношений.
Между тем Россия намерена запустить новый механизм инвестиционного сотрудничества с Китаем. Нынешней осенью в Госдуму будет внесен законопроект о создании международных территорий опережающего развития. Новые ТОР призваны внести оживление в партнерство с китайскими инвесторами, в первую очередь в сфере логистики. В частности, они должны появиться на Большом Уссурийском острове, в районе мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ и в Забайкалье.
«Планируется, что эта ТОР будет многоплощадочная, – рассказал губернатор Забайкальского края Александр Осипов. – Одна площадка будет на перекрестке всех дорог и путей. Это Чита – город с самым большим грузооборотом по железнодорожному транспорту. И будут площадки непосредственно у пунктов пропуска. Причем мы хотим, чтобы они были не только на территории России, но и заходили на китайскую территорию. Чтобы это были совместные территории, где все максимально упрощено».
«Китай для нас сейчас больше, чем стратегический партнер. 96% почтового импорта приходится на наши взаимоотношения с Китаем, и это определяет необходимость более быстрых, более эффективных логистических решений», – объясняет необходимость улучшений логистики гендиректор АО «Почта России» Михаил Волков.
Развитие транспортных связей в свою очередь будет способствовать активной реализации проектов сельском хозяйстве, фармацевтике, высоких технологиях. По словам губернатора Осипова, в создании новых производств и инфраструктуры в рамках международной ТОР в Забайкалье может быть вложено около 200 млрд руб. в ближайшие четыре-пять лет.
Представители китайских регионов готовы предложить встречные инициативы. Как отметил вице-губернатор правительства провинции Хэйлунцзян Хань Шэнцзян, в специальных районах могут появиться зоны, чтобы стимулировать развитие приграничной торговли. Речь идет, например, о Харбине и Суйфэньхэ.
Как рассудить партнеров
В целом, по оценке Сбербанка, суммарный портфель новых планируемых на территории РФ проектов с китайским капиталом составляет не менее 2 трлн руб. «В эту сумму входят проекты в самых разных отраслях – от нефтегазовой до сельского хозяйства. В основном это крупный бизнес», – пояснил Александр Ведяхин.
Как отметил Алексей Маслов, российскому и китайскому бизнесу нужно наполнять отношения большей конкретикой, повышать свои компетенции и знания в сфере законодательства, регуляторики соседнего государства, а также в области взаимных инвестиций. «Во-вторых, нам нужно укреплять финансово-банковское сотрудничество, максимально облегчать переводы средств между Россией и Китаем, сделать это прозрачным друг для друга и непрозрачным для всех остальных. И третий очень важный момент – это максимальное облегчение общения российских и китайских бизнесменов друг с другом и развитие тех проектов, которые могут стать якорными, то есть значимыми для разных регионов», – убежден директор Института стран Азии и Африки.
Один из основных барьеров сотрудничества – доступ к системе правосудия и эффективная правоприменительная практика, подчеркивает руководитель пекинского офиса China Window Consulting Group, арбитр Шанхайского международного арбитражного центра Александр Зайнигабдинов.
«Между Россией и Китаем действует договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 1992 года, который на данном этапе не отражает реалии российско-китайского сотрудничества. Договор устроен так, что решения российского арбитражного суда не исполнимы в Китае, а решения китайского народного суда не исполнимы в России. Это подкрепляется статистикой правовых баз», – объяснил арбитр.
Тем не менее у бизнеса растет запрос на третейские разбирательства. Об этом говорят в Торгово-промышленной палате (ТПП), при которой действуют Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия. С 2019 года по странам АТР рассмотрено 183 иска, из них больше половины дел разбиралось с участием китайских истцов либо ответчиков, проинформировал и.о. председателя МКАС Иван Зыкин. В 67% случаев спор касался договоров поставок, еще в 20% – услуг подряда.
Компании из КНР за последние годы стали вторыми после российских по количеству дел, рассматриваемых МКАС. «У нас растет с каждым годом торговый оборот с Китаем и количество участников [ВЭД] увеличивается, – констатирует президент ТПП РФ Сергей Катырин. – В этой части наша задача – создать максимальные комфортные условия для предприятий с тем, чтобы, когда наступают спорные моменты, можно было бы достаточно легко рассмотреть, с невысокими затратами, все спорные вопросы, найти какое-то оптимальное решение с помощью наших арбитров».
В пул третейских судей МКАС входят также иностранные специалисты, кроме того, в прошлом году на взаимной основе состоялось включение авторитетных арбитров из РФ в списки Китайской международной экономической и торговой арбитражной комиссии (CIETAC). В этом году для удобства предпринимателей из Поднебесной переведены на китайский язык правила МКАС, запущена в работу китайская версия сайта арбитражной организации.
До недавнего большинство разбирательств проходило в Москве, но с этого года дела стали рассматриваться и на Дальнем Востоке. По словам руководителя филиала ТПП – ответственного секретаря отделения МКАС во Владивостоке Натальи Присекиной, рассмотрены два иска с участием компаний из России, КНР и Гонконга.
«Споры бывают разные, в том числе по стоимости. Первый иск поступил к нам на 50 тыс. руб. Для сторон было важно обращение к арбитру, как к независимому эксперту, они не хотели портить отношения между собой, им нужно было просто выслушать экспертную позицию. Они закончили этот спор мировым соглашением и пошли дальше работать, совместно делать бизнес», – рассказала Наталья Присекина.
На Петербургском международном экономическом форуме чиновники и эксперты загадывали, какие направления экономики могут стать дополнительными драйверами в отношениях между странами, помимо сотрудничества в области энергоресурсов. В Минвостокразвития, прежде всего, предлагают акцентировать внимание на туризме и пищевой промышленности. Последняя действительно имеет неплохие шансы, но, как свидетельствуют российские экспортеры, для расширения рынка сбыта в КНР нужно преодолеть немало барьеров.
За пять месяцев товарообмен между РФ и Китаем вырос на 40,7% к аналогичному периоду 2022 года и составил $93,8 млрд, сообщил на ПМЭФ-2023 посол КНР в России Чжан Ханьхуэй. Весомая доля в общем объеме торговли по-прежнему приходится на топливно-энергетический сектор. Энергетика – важнейшая компонента в торговых отношениях соседей, говорит председатель совета директоров China National Chemical Engineering Дай Хэгэнь, она открывает долгосрочные перспективы и способствует развитию таких направлений промышленности, как например, химическая.
Между тем вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Падалко считает, что со временем нефть и газ уйдут на периферию товарооборота между странами. Поэтому уже сейчас необходимо работать над получением альтернативных источников энергии, как водород, а также осваивать высокие технологии в иных сферах экономики.
«Следующий этап, который будет явно наблюдаться – это формирование совместных производств, где не только организуется сборка, инжениринг, но и ведутся совместно разработки продуктов. При этом будем руководствоваться нашими национальными программами», – в свою очередь подчеркнул замглавы Минпромторга Алексей Груздев.
Традиционно тесная кооперация наблюдается в логистике. Как отметил председатель совета директоров группы FESCO Андрей Северилов, на фоне стагнации отношений с Южной Кореей и Японией расширяется сеть внешнеторговых маршрутов с КНР. В настоящее время морская линия China Express соединяет Владивосток уже с десятью китайскими портами: Яньтянь, Наньша, Сямынь, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Ричжао, Ксинганг, Ляньюньган и Далянь. Сервис обслуживают шесть судов общей контейнерной вместимостью 10 тыс. TEU.
Устойчивые транспортные сообщения должны выстраиваться и на сухопутных направлениях. Сейчас FESCO строит контейнерный терминал у мостового погранперехода Нижнеленинское – Тунцзян (пока через мост перевозится исключительно российский уголь и железная руда). «Мы будем рады гарантировать нашим китайским партнерам, российскому бизнесу, что начиная с 2024 года у нас будет полноценно сформированный контейнерный терминал и возможность перевалки достаточно большого объема контейнерных грузов по новому маршруту, о значимости которого говорили оба лидера соседних государств», – заявил Андрей Северилов.
Особенности питания
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков призывает сконцентрироваться на двух направлениях, которые представляют серьезный потенциал для сотрудничества. Это туристические, гуманитарные и научные связи, а также обмен продовольствием, включая сельхозпродукцию.
Несмотря на то, что власти КНР жестко регулируют импорт продуктов питания, за последние 5 лет их ввоз из России значительно вырос. В настоящее время свыше 3 тыс. компаний из РФ, экспортирующих товары пищевой промышленности, зарегистрированы в Главном таможенном управлении КНР.
«Мы все помним, как председатель Си уезжал из Владивостока с коробкой мороженого в подарок. Как минимум приграничные производители этого вкусного продукта на Дальнем Востоке ощутили импульс. Это маленький пример, но он является символом того огромного потенциала, который может быть», – сказал глава Минвостокразвития.
Ведущую роль в экспорте продовольствия в КНР играет рыба. После пандемии активизировались прямые поставки российской рыбной продукции. В I квартале 2023 года объем отправок морепродуктов в Китай составил $553 млн, что выше соответствующего уровня 2022 года на 78%. При этом основная доля поставок приходится на сырец: 74% объема экспорта в январе-марте занял мороженый минтай, еще 8% – сельдь.
Другая важная статья продуктового экспорта – мясо птицы (курицы, индейки). Ввоз этого продукта в КНР из России был разрешен в 2019 году. В 2021 году в Китай экспортировано 119,4 тыс. т мяса курицы, в 2022-м – 126,6 тыс. т.
«60% экспорта составляет весьма специфический продукт, который в принципе не пользуется популярностью на российском рынке, а именно куриные лапы. Это является деликатесом, фактически черной икрой для всех китайцев. С одной стороны, это очень здорово, поскольку в России этот продукт не стоит ничего, где продать его проблематично, в основном он идет на переработку в корма для животных», – рассказала директор по развитию внешнеэкономической деятельности ООО «ТД “Черкизово”» Наталья Бартновская.
С другой стороны, из-за местных кулинарных предпочтений широкого ассортимента продукции российские экспортеры птицы в Китай не поставляют (практически остальная доля экспорта курицы – части крыла). «То есть мы достигли своего пика, а другие продукты Китай практически не импортирует», – уточнила менеджер.
Уроки логистики
Вместе с тем при расширении присутствия на китайском рынке российские поставщики сталкиваются со сложностями логистики и дистрибуции. Так, себестоимость продукции для местного ритейла возрастает в разы, в том числе за счет упаковки, дополнительных логистических операций и т.п. Несмотря на неоднократные оптимизации, доставка в торговые сети Китая оказывается втрое дороже по сравнению с отгрузками сырья, говорит Наталья Бартновская.
Канал ритейла, который считается более высокодоходным, чем сырьевые продажи, становится менее прибыльным. «В ритейле выходила цена космическая, поэтому никто не покупал наш шоколад в Гуаньчжоу. Шоколадка становилась по цене как швейцарский шоколад, но российский и швейцарский шоколад по-разному воспринимается потребителями», – рассказала генеральный директор ООО «Синорусс» Сурана Раднаева. Требует расширения география экспорта. Сегодня львиная доля продуктового импорта из РФ направляется морем в прибрежные провинции Китая, где расположены крупные порты. Там выстроена основная логистическая инфраструктура для приема импортных товаров. Кроме того, в приморских регионах КНР сосредоточены крупные экономические зоны, где на местных производствах может происходить дальнейшая переработка пищевого продукта.
Покупателей из других провинций не так много из-за сложных схем завоза продукции через сухопутную границу. «Мы заинтересованы, чтобы развивался экспорт железнодорожным транспортом. К сожалению, на китайской стороне санитарно-логистическая инфраструктура еще очень плохо развита, и клиенты не готовы принимать груз по сухопутным маршрутам», – сетует Наталья Бартновская.
Если бы решена была данная проблема, это стало большим подспорьем для российских экспортеров. «Это дешевле, быстрее, интересно как китайцам, так и россиянам», – заключила менеджер.