Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The Far East does not lose

Fiscal policy of the Far East Federal District: on positive trends and their reversibility

The Far East does not lose

The vice president of the Center for Political Technologies, Rostislav Turovsky, assessed the state of regional budgets in the Far East and tried to understand what and how the regional power lives, what are its successes and failures, the possibilities and limitations of its executive bodies.

- From the past, and according to some estimates, and from the year before last in Russia, the situation is gradually deteriorating with the filling of regional budgets and the financing of their projects by regions. This situation is caused by both unfavorable general economic trends of recent years, which have become especially noticeable in the current year, and the specifics of Russian intergovernmental relations, where the federal center plays a leading role, seeking to solve the problems of its own budget in the first place. Regions in these conditions are in a very difficult position. At the same time, the Far East for several years, in fact, since the decision to hold the APEC summit in Vladivostok in 2012, has been one of the top priority areas attracting significant financial resources from the center. Now, when federal transfers to the regions have begun to decline, the Far East does not lose from this. At the same time, the problem remains the filling of budgets from own funds, which are clearly lacking. In a situation when regional finances in Russia are in a critical situation, since incomes are falling and expenses cannot be reduced for political reasons, it is important to understand the state of the regional budgets of the Far East and Transbaikalia and what they can expect in the future.

In our work, we first of all assess the state of the regional budgets proper, and not the consolidated budgets, which include all local self-government (except for the cases that refer to consolidated budgets, see below). The work is based on calculations made by the author using the open data of the Ministry of Finance of the Russian Federation (as a rule, according to the results of January-December of the corresponding year).

According to the results of 2013, the revenues of the regional budgets of the Far Eastern Federal District exceeded 552 billion rubles, and together with Transbaikalia - 595 billions (Table 1). Thus, the Far East and Transbaikalia accounted for 8,7% of the total revenues of regional budgets in Russia, which is comparable with their contribution to the country's economy. An important trend is the positive dynamics of the revenue part of the Far Eastern budgets, which distinguishes them for the better from the all-Russian situation. It is noteworthy that at the expense of federal funding, regional budgets of the Far East grew even in the crisis year of 2009, when the revenues of regional budgets in Russia fell as a whole by 4,5%. At the same time, the budgets of the Far East showed an increase of as much as 20,6%, and the growth was typical for all regions except the Khabarovsk Territory. The increase in regional revenues was observed in all subsequent years, being quite solid, even taking into account inflation, in 2013 (almost by 15%).

True, in the context of individual regions in the Far East had its ups and downs. After 2009, Yakutia, Amur and Magadan regions, as well as Transbaikalia, demonstrated only positive dynamics in all years. The least stable fiscal situation, as expected, is the economically weakest region - Chukotka, which is characterized by regular leaps in one direction or another (such as a decline of 40% in 2010 and a subsequent growth of one and a half times in 2011. ). In another economically weak region - the Jewish Autonomous Region, with the overall positive trend there was a large decline in income in 2011, by 15%. However, the situation in one of the economic “locomotives” of the Far East - Primorsky Krai also looks unstable, which is mainly due to sharp changes in the volume of federal transfers. Thanks to the federal center, this region increased its revenues in crisis 2009 by 55%, but then all the years, except 2011, its revenues fell. Primorye was the only region in the Far East, where budget revenues declined in 2013 (when, on the contrary, a huge increase, but again due to the center — more than one and a half times — was shown by the Amur Region and the Jewish Autonomous Region). In Russia as a whole, in 2013, regional budget revenues also fell, for the first time since 2009.

Tab. 1. Revenues of regional budgets (billion rubles / index to the previous year)

2013

2012

2011

2010

2009

Far Eastern Federal District

552,2 / 114,95

480,4 / 109,4

439,1 / 112,8

389,3 / 104,3

373,4 / 120,6

The Republic of Sakha (Yakutia)

136,8 / 108,6

126 / 109,9

114,6 / 120,5

95,1 / 113,8

83,5 / 117,4

Sakhalin Region

85,8 / 123,7

69,4 / 153

45,3 / 100,15

45,3 / 86,7

52,2 / 102,1

Khabarovsk Krai

85 / 119,6

71,1 / 114,4

62,1 / 109,25

56,9 / 121,9

46,6 / 98,6

Primorsky Krai

74,7 / 96,95

77,1 / 93,1

82,8 / 106,1

78,1 / 96,85

80,6 / 155

Amur Region

66,8 / 151,8

44 / 102,2

43 / 111,3

38,6 / 112,5

34,3 / 115,1

Kamchatka

50,9 / 108,2

47 / 97,8

48,1 / 125,3

38,4 / 115,9

33,1 / 134,1

Trans-Baikal Territory

42,9 / 110,9

38,7 / 102,2

37,8 / 106,5

35,5 / 110,4

32,2 / 101,6

Magadan region

23,6 / 103,9

22,7 / 124,55

18,2 / 106,9

17 / 107,5

15,9 / 118,15

Chukotka

16,3 / 108,6

15 / 82,3

18,2 / 150,1

12,1 / 60,7

20 / 144,65

Jewish Autonomous Region

12,4 / 150,8

8,2 / 123,1

6,7 / 84,8

7,9 / 110,6

7,1 / 113,2

However, it is important to understand the extent to which the relatively prosperous financial situation in the regions of the Far East is indeed determined by its own revenues, and which is the result of federal aid.

Here, too, it turns out that the situation in the Far East with good revenues of regional budgets (their tax and non-tax revenues) looks good (Table 2). In 2013, the regional budgets of the Far East collected almost 309 billion rubles on their own, and more than 330 billion with Trans-Baikal. However, from Russia as a whole it was not so much - 6,3%, which indicates the great importance of federal financial assistance. Nevertheless, own income grew in the troubled 2009 (when in Russia they fell by 16 with excess percent) and in all subsequent years. However, you should pay attention to the slowdown in their growth - in 2013, it amounted to almost 6%, which, given inflation, can not be called a success. True, in Russia in general, the situation was noticeably worse - nominal growth of only 1,65%.

At the same time, a constant positive trend in own budget revenues in the period under consideration from 2009 was demonstrated by a number of Far Eastern regions, namely, Primorsky Krai, Kamchatka, and the Amur Region. Other regions still had recession situations, and in different years. Closest to the general federal trend of Yakutia, in which its income declined in 2009 and 2013, and in other years grew. In the crisis year of 2009, revenues of the Khabarovsk Territory and the Jewish Autonomous Region were declining, but the Jewish Autonomous Region also had a problem year for 2011. Abrupt processes vividly characterize Chukotka, with a huge increase in its own revenues in a seemingly inappropriate 2009 for this (more than doubled) and noticeable drops in 2010 and 2012. In 2013, apart from Yakutia, Khabarovsk Territory and Amur Oblast showed weak growth at the level of the order of 1% and less. However, on Sakhalin, in the Jewish Autonomous Region and the Chukotka Autonomous Region, the growth of own revenues in 2013 exceeded 20%.

Tab. 2. Tax and non-tax revenues of regional budgets (billion rubles / index against the previous year)

2013

2012

2011

2010

2009

Far Eastern Federal District

308,8 / 106

291,5 / 121,85

239,2 / 118,2

202,4 / 116,5

173,7 / 105,4

Sakhalin Region

75,8 / 124,2



61 / 162,1

37,6 / 115,85

32,5 / 84,3

38,5 / 119,1

The Republic of Sakha (Yakutia)

64,4 / 96,1

67,1 / 110

61 / 129,5

47,1 / 131,4

35,8 / 92,3

Primorsky Krai

52,9 / 103,2

51,3 / 118,9

43,1 / 113,2

38,1 / 127,15

30 / 101,4

Khabarovsk Krai

50,3 / 101,25

49,7 / 118,3

42 / 111,3

37,8 / 136

27,8 / 87,45

Amur Region

26,5 / 100,3

26,5 / 112,6

23,5 / 112,3

20,9 / 118,85

17,6 / 121,9

Trans-Baikal Territory

21,7 / 103,55

20,9 / 101,3

20,7 / 113,8

18,2 / 128,4

14,1 / 90,1

Kamchatka

13 / 102,9

12,6 / 115,7

10,9 / 114,2

9,5 / 117,9

8,1 / 111,1

Magadan region

11 / 98,8

11,2 / 144,2

7,8 / 126,6

6,1 / 119,2

5,1 / 119,3

Chukotka

10,9 / 121,6

8,9 / 83,25

10,7 / 143,8

7,5 / 87

8,6 / 216,5

Jewish Autonomous Region

3,9 / 121,25

3,2 / 126,5

2,6 / 89,4

2,9 / 133,1

2,2 / 92,2

As throughout Russia, regional budget own revenues in the Far East consist mainly of income tax and income tax (Table 3). But it should be noted that in the Far East the share of income tax is slightly higher, which indicates the presence of large and profitable enterprises in the macroregion (a high proportion of income tax usually indicates their absence). It is not surprising that the income tax forms almost half of the Sakhalin budget's own revenues, which is explained by the successful work of the enterprises of the fuel and energy complex. Not bad with the collection of income tax in Yakutia and the Amur region. On the other hand, the very high importance of income tax for the budget of Kamchatka is striking - with an extremely small share of income tax. This is a clear sign of a lack of successful enterprises in the region. A similar problem is felt in the Trans-Baikal Territory and other regions.

It is also worth noting that for the budget of a number of regions payments of subsoil users are important. The mineral extraction tax, centralized for oil and gas, at the same time goes to the regional budget in the case of diamonds, which plays a positive role in filling the Yakut budget. This tax is also noticeable in the budgets of the Magadan region and Chukotka. However, Chukotka in 2013 received the largest revenues through the use of state property, which distinguishes it from all other regions and again indicates the instability of the district budget and the sources of its replenishment.

Table. 3. The main sources of tax and non-tax revenues of regional budgets (%, January-December 2013).

Corporate income tax

Income tax

Mineral extraction tax

Corporate Property Tax

Payments for the use of natural resources

Income from the use of property in state and municipal ownership

Russia

32,4

33,6

0,7

11,6

0,4

2,9

Far Eastern Federal District

31,3

28,8

5,4

10,5

0,95

3,2

The Republic of Sakha (Yakutia)

32,8

22,4

14,9

12,9

3,05

6

Kamchatka

10,4

58,3

1,2

8,5

0,6

1,05

Primorsky Krai

23,2

40,05

0,5

12,5

0,4

0,7

Khabarovsk Krai

22,6

36,9

2,9

17,2

0,5

0,8

Amur Region

30,4

32

6,4

13,6

0,8

0,5

Magadan region

25,3

36,7

18,4

5,8

0,35

0,5

Sakhalin Region

48,5

14,1

0,2

2,8

0,1

0,9

Jewish Autonomous Region

29,1

38,8

0,5

11,8

0,5

0,7

Chukotka

16,7

22,8

12,3

7,6

0,3

37,7

Trans-Baikal Territory

17,8

41,7

2,4

13,7

0,9

0,5

As for federal transfers, i.e. gratuitous receipts in the regional budgets of the Far East and Transbaikalia, their volumes turn out to be the most volatile, which ultimately affects the general noticeable changes in the budget revenues of the Far East in one direction or another (Table 4). In 2013, the Far East has attracted more than 243 billion rubles in transfers, with Transbaikalia more than 264 billions, which, as we see, is comparable, although less than its own revenues. How much the center spends on these regions is shown by their share in the total volume of federal transfers, which in 2013 was 16,8%.

But there was no steady growth of transfers in the Far East, which is explained by opportunistic factors, in particular, by the implementation of the federal program of socio-economic development of the Far East and Transbaikalia that is uneven over the years. Due to this federal program and increased funding at that time, its main sub-program for Vladivostok federal transfers increased in 2009 in the district by 38,5%, and in Primorsky Krai - by a record 125,5% (i.e., more than doubled). However, in both 2010 and 2012. the volume of gratuitous transfers decreased both in the country as a whole and in the Far East in particular.

August 14: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Дальний Восток не проигрывает

Бюджетная политика ДВФО: о положительных тенденциях и их обратимости

Дальний Восток не проигрывает

Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский оценил состояние региональных бюджетов на Дальнем Востоке и попытался понять, чем и как живет региональная власть, в чем состоят ее успехи и провалы, возможности и ограничения ее исполнительных органов.

- С прошлого, а по некоторым оценкам и с позапрошлого года в России постепенно ухудшается ситуация с наполнением региональных бюджетов и финансированием регионами своих проектов. Эта ситуация вызвана как неблагоприятными общеэкономическими трендами последних лет, ставшими особенно заметными в текущем году, так и спецификой российских межбюджетных отношений, где ведущую роль играет федеральный центр, стремящийся в первую очередь решить проблемы своего собственного бюджета. Регионы в этих условиях оказываются в очень сложном положении. При этом Дальний Восток уже несколько лет, по сути – с момента принятия решения о проведении в 2012 г. саммита АТЭС во Владивостоке, является одной из самых приоритетных территорий, привлекающих значительные финансовые ресурсы из центра. Сейчас, когда федеральные трансферты в регионы стали сокращаться, Дальний Восток от этого пока не проигрывает. В то же время проблемой остается наполнение бюджетов из собственных средств, которых явно не хватает. В ситуации, когда региональные финансы в России оказываются в критическом положении, поскольку доходы падают, а расходы снижать нельзя из политических соображений, важно разобраться, в каком состоянии находятся региональные бюджеты Дальнего Востока и Забайкалья, и что их может ждать в перспективе.

В нашей работе мы в первую очередь оцениваем состояние собственно региональных бюджетов, а не консолидированных бюджетов, включающих в себя все местное самоуправление (за исключением случаев, где говорится о консолидированных бюджетах, см. ниже). Работа основана на проведенных автором расчетах с использованием открытых данных Министерства финансов РФ (как правило, по итогам января-декабря соответствующего года).

По итогам 2013 г. доходы региональных бюджетов Дальневосточного федерального округа превысили 552 миллиарда рублей, а вместе с Забайкальем – 595 миллиардов (табл. 1). Тем самым Дальний Восток и Забайкалье составили 8,7% от общей суммы доходов региональных бюджетов в России, что сопоставимо с их вкладом в экономику страны. Важной тенденцией является положительная динамика доходной части дальневосточных бюджетов, отличающая их в лучшую сторону от общероссийской ситуации. Примечательно, что за счет федерального финансирования региональные бюджеты Дальнего Востока росли даже в кризисном 2009 г., когда доходы региональных бюджетов в России упали в целом на 4,5%. В это же время бюджеты Дальнего Востока показали рост на целых 20,6%, причем рост был характерен для всех регионов, кроме Хабаровского края. Увеличение региональных доходов наблюдалось и во все последующие годы, будучи вполне солидным, даже с учетом инфляции, в 2013 г. (почти на 15%).

Правда, в разрезе отдельных регионов на Дальнем Востоке были свои взлеты и падения. После 2009 г. только позитивную динамику во все годы демонстрировали Якутия, Амурская и Магаданская области, а также Забайкалье. Наименее устойчивая финансово-бюджетная ситуация, как и следовало ожидать, отличает экономически самый слабый регион – Чукотку, для которой характерны регулярные скачки в ту или другую сторону (вроде спада на 40% в 2010 г. и последовавшего роста в полтора раза в 2011 г.). В другом экономически слабом регионе – Еврейской АО, при общей позитивной тенденции был большой спад доходов в 2011 г. - на 15%. Однако неустойчивой выглядит ситуация и в одном из экономических «локомотивов» Дальнего Востока – Приморском крае, что объясняется в основном резкими изменениями объемов федеральных трансфертов. Благодаря федеральному центру этот регион увеличил свои доходы в кризисном 2009 г. на 55%, но затем все годы, кроме 2011-го, его доходы падали. Приморье стало единственным регионом Дальнего Востока, где бюджетные доходы снизились в 2013 г. (когда, напротив, огромный рост, но опять же за счет центра – более чем в полтора раза – показали Амурская область и Еврейская АО). По России в целом при этом в 2013 г. доходы региональных бюджетов тоже упали, впервые после 2009 г.

Табл. 1. Доходы региональных бюджетов (млрд. руб. / индекс к предыдущему году)

2013

2012

2011

2010

2009

Дальневосточный федеральный округ

552,2 / 114,95

480,4 / 109,4

439,1 / 112,8

389,3 / 104,3

373,4 / 120,6

Республика Саха (Якутия)

136,8 / 108,6

126 / 109,9

114,6 / 120,5

95,1 / 113,8

83,5 / 117,4

Сахалинская область

85,8 / 123,7

69,4 / 153

45,3 / 100,15

45,3 / 86,7

52,2 / 102,1

Хабаровский край

85 / 119,6

71,1 / 114,4

62,1 / 109,25

56,9 / 121,9

46,6 / 98,6

Приморский край

74,7 / 96,95

77,1 / 93,1

82,8 / 106,1

78,1 / 96,85

80,6 / 155

Амурская область

66,8 / 151,8

44 / 102,2

43 / 111,3

38,6 / 112,5

34,3 / 115,1

Камчатский край

50,9 / 108,2

47 / 97,8

48,1 / 125,3

38,4 / 115,9

33,1 / 134,1

Забайкальский край

42,9 / 110,9

38,7 / 102,2

37,8 / 106,5

35,5 / 110,4

32,2 / 101,6

Магаданская область

23,6 / 103,9

22,7 / 124,55

18,2 / 106,9

17 / 107,5

15,9 / 118,15

Чукотский АО

16,3 / 108,6

15 / 82,3

18,2 / 150,1

12,1 / 60,7

20 / 144,65

Еврейская АО

12,4 / 150,8

8,2 / 123,1

6,7 / 84,8

7,9 / 110,6

7,1 / 113,2

Однако важно разобраться, в какой степени относительно благополучная финансовая ситуация в регионах Дальнего Востока и в самом деле определяется собственными доходами, а в какой является результатом федеральной помощи.

Здесь тоже выясняется, что с собственными доходами региональных бюджетов (их налоговые и неналоговые доходы) ситуация на Дальнем Востоке выглядит неплохо (табл. 2). В 2013 г. региональные бюджеты Дальнего Востока собрали своими силами почти 309 миллиардов рублей, а с Забайкальем – более 330 миллиардов. Впрочем, от России в целом это составило не так много – 6,3%, что указывает на огромное значение федеральной финансовой помощи. Тем не менее, собственные доходы выросли и в проблемном 2009 г. (когда по России они упали на 16 с лишним процентов) и во все последующие годы. Однако стоит обратить внимание на замедление их роста – в 2013 г. он составил почти 6%, что, учитывая инфляцию, нельзя назвать успехом. Правда, по России в целом ситуация была заметно хуже – номинальный рост всего на 1,65%.

При этом постоянный положительный тренд по собственным бюджетным доходам в рассматриваемый нами период с 2009 г. демонстрирует ряд дальневосточных регионов, а именно - Приморский край, Камчатка и Амурская область. У других регионов все-таки были ситуации спада, причем в разные годы. Ближе всего к общефедеральному тренду Якутия, у которой свои доходы снижались в 2009 и 2013 гг., а в остальные годы росли. В кризисном 2009 г. снижались доходы Хабаровского края и Еврейской АО, но у Еврейской АО проблемным оказался и 2011 год. Скачкообразные процессы ярко характеризуют Чукотку с огромным ростом собственных доходов в казалось бы не подходящем для этого 2009 г. (более чем в два раза) и заметными спадами в 2010 и 2012 г. В 2013 г., помимо Якутии, «падала» Магаданская область, а слабый рост на уровне порядка 1% и меньше показывали Хабаровский край и Амурская область. Однако на Сахалине, в Еврейской АО и Чукотском АО рост собственных доходов в 2013 г. превысил 20%.

Табл. 2. Налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов (млрд. руб. / индекс к предыдущему году)

2013

2012

2011

2010

2009

Дальневосточный федеральный округ

308,8 / 106

291,5 / 121,85

239,2 / 118,2

202,4 / 116,5

173,7 / 105,4

Сахалинская область

75,8 / 124,2

61 / 162,1

37,6 / 115,85

32,5 / 84,3

38,5 / 119,1

Республика Саха (Якутия)

64,4 / 96,1

67,1 / 110

61 / 129,5

47,1 / 131,4

35,8 / 92,3

Приморский край

52,9 / 103,2

51,3 / 118,9

43,1 / 113,2

38,1 / 127,15

30 / 101,4

Хабаровский край

50,3 / 101,25

49,7 / 118,3

42 / 111,3

37,8 / 136

27,8 / 87,45

Амурская область

26,5 / 100,3

26,5 / 112,6

23,5 / 112,3

20,9 / 118,85

17,6 / 121,9

Забайкальский край

21,7 / 103,55

20,9 / 101,3

20,7 / 113,8

18,2 / 128,4

14,1 / 90,1

Камчатский край

13 / 102,9

12,6 / 115,7

10,9 / 114,2

9,5 / 117,9

8,1 / 111,1

Магаданская область

11 / 98,8

11,2 / 144,2

7,8 / 126,6

6,1 / 119,2

5,1 / 119,3

Чукотский АО

10,9 / 121,6

8,9 / 83,25

10,7 / 143,8

7,5 / 87

8,6 / 216,5

Еврейская АО

3,9 / 121,25

3,2 / 126,5

2,6 / 89,4

2,9 / 133,1

2,2 / 92,2

Как и по всей России, собственные доходы региональных бюджетов на Дальнем Востоке складываются главным образом из налога на прибыль и подоходного налога (табл. 3). Но следует отметить, что на Дальнем Востоке немного выше доля налога на прибыль, что свидетельствует о наличии в макрорегионе крупных и прибыльных предприятий (высокая доля подоходного налога обычно выдает их отсутствие). Неудивительно, что налог на прибыль формирует почти половину собственных доходов сахалинского бюджета, что объясняется успешной работой предприятий ТЭКа. Неплохо обстоят дела со сбором налога на прибыль в Якутии и Амурской области. С другой стороны, бросается в глаза очень высокая значимость подоходного налога для бюджета Камчатки - при крайне малой доле налога на прибыль. Это – явный признак недостатка успешных предприятий в регионе. Подобная проблема ощущается в Забайкальском крае и других регионах.

Стоит также отметить, что для бюджета ряда регионов важное значение имеют платежи недропользователей. Налог на добычу полезных ископаемых, централизованный для нефти и газа, в то же время идет в региональный бюджет в случае алмазов, что играет позитивную роль в наполнении якутского бюджета. Этот налог заметен также в бюджетах Магаданской области и Чукотки. Впрочем, Чукотка в 2013 г. наиболее крупные доходы получила за счет использования государственного имущества, что отличает ее от всех остальных регионов и вновь свидетельствует о неустойчивости окружного бюджета и источников его пополнения.

Табл. 3. Основные источники налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов (%, январь-декабрь 2013).

Налог на прибыль организа-ций

Подоход-ный налог

Налог на добычу полезных ископаемых

Налог на имущество организа-ций

Платежи при пользова-нии природ-ными ресурсами

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

Россия

32,4

33,6

0,7

11,6

0,4

2,9

Дальневосточ-ный федеральный округ

31,3

28,8

5,4

10,5

0,95

3,2

Республика Саха (Якутия)

32,8

22,4

14,9

12,9

3,05

6

Камчатский край

10,4

58,3

1,2

8,5

0,6

1,05

Приморский край

23,2

40,05

0,5

12,5

0,4

0,7

Хабаровский край

22,6

36,9

2,9

17,2

0,5

0,8

Амурская область

30,4

32

6,4

13,6

0,8

0,5

Магаданская область

25,3

36,7

18,4

5,8

0,35

0,5

Сахалинская область

48,5

14,1

0,2

2,8

0,1

0,9

Еврейская АО

29,1

38,8

0,5

11,8

0,5

0,7

Чукотский АО

16,7

22,8

12,3

7,6

0,3

37,7

Забайкальский край

17,8

41,7

2,4

13,7

0,9

0,5

Что касается федеральных трансфертов, т.е. безвозмездных поступлений в региональные бюджеты Дальнего Востока и Забайкалья, то их объемы оказываются наиболее изменчивыми, что влияет в конечном итоге и на общие заметные изменения в бюджетных доходах Дальнего Востока в ту или другую сторону (табл. 4). В 2013 г. Дальний Восток привлек более 243 миллиардов рублей трансфертов, с Забайкальем – более 264 миллиардов, что, как мы видим, сопоставимо, хотя и меньше объема собственных доходов. О том, как много центр тратит на эти регионы, свидетельствует их доля в общем объеме федеральных трансфертов, составившая в 2013 г. 16,8%.

Но постоянного роста трансфертов на Дальнем Востоке не было, что объясняется конъюнктурными факторами, в частности – неравномерной по годам реализацией ФЦП социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. За счет этой ФЦП и усиленного финансирования в то время ее главной подпрограммы по Владивостоку федеральные трансферты выросли в 2009 г. по округу на 38,5%, а в Приморском крае - на рекордные 125,5% (т.е. более чем в два раза). Однако как в 2010, так и в 2012 гг. объемы безвозмездных перечислений снижались и по стране в целом, и по Дальнему Востоку в частности.