Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Докапитализация, модернизация, заказы

Как вывести из кризиса "Амурский судостроительный завод", рассказывает Владимир Кулаков

В конце 2016 года Амурский судостроительный завод объявил о начале реализации плана финансового оздоровления. EastRussia поинтересовалось у гендиректора завода Владимира Кулакова подробностями плана, состоянием работ по текущим заказам и перспективами новых.

Докапитализация, модернизация, заказы
Фото: fluger.pro
— В конце прошлого года стало известно о докапитализации завода ОСК – как одной из составляющих плана финансового оздоровления завода. Как обстоят дела с ней?
— Докапитализация ОСК завода — главное, из чего складывается план его финансового оздоровления — пока не осуществлена. Сложная финансовая ситуация государства — то, с чем это связано,— конечно, понятна. Тем не менее, руководство завода не оставляет попыток добиться своего — все-таки получить средства. И дело здесь не столько в финансовых сложностях завода, а в главной их причине — в том, что предприятие сегодня своей деятельностью по сути кормит банки. К примеру, в этому году АСЗ заплатит банкам проценты в размере 2 млрд рублей. Тогда как мог бы из этой же чистой прибыли точно так же развиваться, как другие предприятия ОСК.

— Что помимо докапитализации предусматривает план финансового оздоровления?
— Другое важное мероприятие — оснащение новым оборудованием по соответствующей федеральной целевой программе, предполагающей модернизацию завода. Речь ни много ни мало о 4,7 млрд рублей. Помимо переоснащения завода в рамках модернизации будут, к примеру, полностью перестроены цеха, а также осуществлен ремонт зданий. Все это — более, чем необходимо. Заводу уже порядка 80 лет, и последние поставки оборудования на него совершались в 1986 году. Но, замечу, пока модернизация завода еще не началась — для ее реализации заводу нужно завершить ряд определенных мероприятий, связанных с мировыми соглашениями, долговыми обязательствами завода, в частности, банкам и инвестиционным компаниям.

— Модернизация и докапитализация решат все проблемы предприятия? 
— Речь, конечно, и о насыщении завода новыми заказами. Оно, кстати, уже началось — по гражданскому машиностроению оказана огромная поддержка со стороны глав Сахалинской области и Хабаровского края, определенная помощь — ОСК. Заключен контракт на строительство двух паромов класса Ар5, которые, по завершении строительства, будут курсировать по линии Ванино—Холмск. Необходимость в паромах налицо. Из-за устаревания судов на линии остро стоит проблема заторов грузов, в том числе федерального значения, на местной железной дороге — проблема их доставки в Сахалинскую область. Паромы будут построены к 2019-2020 годам. Также надежды завод связывает с новыми заказами по линии Минобороны — традиционного главного заказчика — в третьем квартале этого год. Вот-вот будет сдан в эксплуатацию первый корвет. Заказов на рыболовецкие суда пока добиться не удалось, но проведено огромное количество переговоров с дальневосточными рыбодобывающими компаниями.

— Проект строительства судов для "Газфлота" как продвигается?
— Здесь тоже есть свои сложности. И их корни — в том, что ранее у данного проекта был другой владелец, "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта". Пришлось получать от предыдущего заказчика многочисленную документацию по проекту — контракты с проектировщиками, подрядчиками, контрагентами. Есть и финансовые вопросы. Сейчас, конечно, "Газфлот" оплачивает реализацию, но есть много вопросов и прошлому владельцу заказа. Так или иначе, заказ сейчас выполняется: на первом судне завершаются электромонтажные работы, на втором они начнутся с мая месяца. Завод выполнит заказ точно в сроки, установленные контрактом: в первом и четвертом кварталах 2018 года.

— Возвращаясь к гособоронзаказу, с какими проектами связаны перспективы получения новых контрактов?
— Завод мог бы выполнить еще заказ на строительство 5-го и 6-го корвета. Но получение его — вопрос еще не решенный. Причина в том, что завод не успел построить в соответствии со сроками госконтракта первый корвет — из-за своих собственных недочетов и некоторых моментов, связанных с поставщиками. Сроки по данному заказу перенесены на 25 октября 2017 года. Надеюсь, завод выполнит его даже раньше. Это важно для самого АСЗ — получить средства для расчетов по кредитам со Сбербанком и, в свою очередь, доказать свое право на получение новых контрактов от Минобороны.

— А если говорить о далеко идущих планах?
— Пока АСЗ специализируется на морских, речных судах и военных кораблях. Но я надеюсь, что только с таким производством завод связан не будет. Его будущее я во многом связываю со строительством газоперерабатывающего завода в Амурской области. Завод мог бы принять большое участие в данном проекте с точки зрения обеспечения его соответствующими объектами, необходимыми для производства.