Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Eskimos: friendship across the ocean

Dmitry Oparin on what distinguishes representatives of one people in Chukotka and Alaska

Eskimos inhabit four countries, four parts of a huge circumpolar world. They live in Greenland, Canada, Alaska and Chukotka. In Russia, their number is only 1 700 people, mostly concentrated in three "national" villages of the southeastern part of the Chukchi Peninsula. Their relatives live in 60 kilometers, on the island of St. Lawrence, which can be seen from the shore in good weather. However, they are already citizens of another country. EastRussia is a candidate of historical sciences, an anthropologist with rich expedition experience and an expert on Russian and Canadian Eskimos, Dmitry Oparin, tells about the friendship of one nation and two states.

Eskimos: friendship across the ocean
Photo: Photo: Dmitry Oparin
- One people, but two neighboring states. How in such a situation not to lose contact?
- First of all, we must understand that on the island of St. Lawrence live direct relatives of the Eskimos of Chukotka - aunts, uncles, nephews. Their communication and interaction has been going on for several hundred years. It ended only with the beginning of the Cold War. Until 1948, the Eskimos constantly contacted each other, went to visit each other, married, exchanged goods. The main time for trips was in May and June, when there are no storms and the ice has already left. Moreover, in the middle of the 19th century there was a severe famine on the island, from which two-thirds of the population of the island of St. Lawrence died out, and the Chukchi Eskimos after this event again began to populate that locality. As a result, the population of the island was the descendants of the Chukchi Eskimos. In general, the interaction of Russian Eskimos and coastal Chukchi from the United States to the 20-ies of the XX century was much more intensive and close than with the Russian administration, the Orthodox mission or the Cossacks. For example, they served as harpooners on American whalers. From European languages ​​the Eskimos knew English.

- How did this affect the Eskimos of Alaska and Chukotka?
- As a result, an interesting socio-cultural situation emerged that took shape under the great influence of Protestantism, the English language, American culture and the Western economy - the so-called contact-traditional society. It combines two main factors: on the one hand, people are in contact with the industrial world, being somewhat dependent on the products of civilization - sugar, tobacco, gramophones, whiskey and gunpowder, and on the other hand, continue to engage in traditional nature management. At the same time, the structure of society remains traditional, like religious ideas. This situation persisted until 1920-30-ies, when the Soviet presence in Chukotka became more and more noticeable.

- Is there any evidence from the period that characterizes this type of organization of the Eskimo socium?
- There are memories of the Alaskan and our Eskimos, who in 1930-ies went to visit each other. I interviewed many elderly people who remember such visits. They say that when the Alaskan Eskimos arrived on the Asian shore, our Eskimos performed a ritual - pretending to throw stones at the approaching boats to leave the spirits of guests in the sea and not to go ashore. When guests went ashore, they had to cross the fire for a kind of mystical disinfection. During such visits, festivals, exchanges and feasts were held.

I read the memoirs of an American Eskimo who came to Soviet Chukotka. He recalled the polite border guards, good medical care and a visit to the cinema. One of the strongest experiences of this Eskimo happened during a visit to the Providence regional center. There he was frightened of a huge dog that chased him through the whole village. Shouting requests for help, the hero of the story broke into the house to locals who had to calm down for a long time. As it turned out, a large dog turned out to be a horse with which the population of St. Lawrence Island was not yet familiar.

XNUMX Thus, the USSR did not prevent an active cross-border communication with Alaska at first?
- In 1948, the borders were closed and opened only in 1989 year. Soviet Eskimos hid the presence of relatives in Alaska, but apparently they sometimes met with them on boats in the border waters. In 1989, at the end of the restructuring, the borders were opened, close interaction of Chukotka and Alaska began - economic, humanitarian, cultural. In 1990-ies in Chukotka there was a crisis, and she lived worse than all regions of Russia, with the exception of military Chechnya. 2 / 3 population left the region. There were cases when our Eskimos left for Alaska. Firstly, it helped - it provided medicines, food, humanitarian assistance, so now there are our compatriots in Alaska.

In 90-s, Russians often went to the island of St. Lawrence in boats. This method of transportation was the main one before 8 drowned the passengers of one boat, and the authorities prohibited the use of boats. Since then small aircrafts of the private American company BeringAir fly there, which carry out a charter service. However, contacts facilitate that the indigenous peoples of Chukotka do not need a visa to St. Lawrence Island. A year ago the boat report was restored, so that the Russian and American Eskimos resumed active cooperation.

- Eskimos communicate only within the border territories, as in Chukotka and Alaska, or do they have any associations or associations?
There is the ICC - Inuit Circumpolar Conference, the main Eskimo association that unites the inhabitants of Greenland, Canada, Russia and the United States. It has a political rather than a practical meaning. If you want a globalized Euro-American world to know about you and your interests - you should play by its rules, create an association and conduct some activities. Of course, the Eskimos of the vast circumpolar region communicate with each other, exchange experience and try to solve their problems together. But practical use, at least for ordinary Eskimos of Chukotka and Alaska, is not observed from ICC.

- How do the Eskimos of Chukotka and Alaska live? Are there differences in their economic activities, culture and religious beliefs?
Asian or Siberian or Chukchi Eskimos mostly live in three so-called “national” villages - Novaya Chaplino, Syreniki and Uelkal. Some live in the Providence center, the village of Lavrentiya, in the capital of the Anadyr region. Many study in St. Petersburg, someone lives in central Russia - for example, in Voronezh. The Eskimos living on the coast of Chukotka are engaged in traditional nature management, in particular, in hunting for marine mammals: walrus, bearded seals, seal, and whale. They have quotas for shooting animals. Although hunting is required to be a member of an artel in Russia, to get a lot of licenses and certificates. On the island of St. Lawrence with this is easier - everyone can hunt, earning their own food. They are also engaged in collecting.

- Has any industry in Chukotka and Alaska been organized in recent times? Are there any changes in the employment model?


- Earlier on the Chukchi coast there were fatteners, fur farms, where people worked. Now the main source of earnings are state, budgetary organizations - schools, housing and communal services, etc. Hence the unemployment and outflow of the young population, which was able to get education. On the island of St. Lawrence a similar situation. Young people leave "on the mainland" in the US in search of a better share.

- What is the religious picture of the beliefs of the Eskimos?
- Russian Eskimos preserved traditional beliefs and animistic ideas about the world - they "feed spirits", observe many different rules, but among them there are Orthodox and Protestants - especially representatives of charismatic evangelical currents, Baptists and Pentecostals. On the island of St. Lawrence the vast majority of Eskimos are Protestants. On this basis, religious contradictions sometimes arise.

- Has the Eskimo language survived in modern times? Are there any programs to support it or revitalize it?
- A big problem in Russia was formed in the field of the Eskimo language, since its bearers remained very few. The Chukchi Eskimos are mainly mestizo, children of interethnic marriages, which live in mixed Chukchi-Eskimo-Russian settlements. On the island of St. Lawrence, the situation is more healthy than in Russia, since there the Eskimos are practically isolated from the outside world, and they keep distance from the global culture. In this they helped geography and features of the historical development of America and Alaska. On the island of St. Lawrence there are two settlements in which live only Eskimos - there almost all speak Eskimo, there is a language environment. Moreover, they publish computer games in Eskimo for children, shoot movies and print books. We do not have such programs - only private and often weak initiatives. At one time in New Chaplin, the school did not even teach the language - there were no resources and specialists.

- Are you trying to solve the problem with the Eskimo language in Russia?
Attempts are, but against the background of international experience, they look insecure. There is a group in What's up, where together in one chat the Eskimos of Chukotka and the islands of St. Lawrence, only about 200 people. There they constantly correspond in equal proportion in Russian and Eskimo. Thanks to the Internet, a virtual space for communication is created. A positive example of the development of the Eskimo language and culture is the island of St. Lawrence, where there is no fear of innovation, and there is a basis for the development of aboriginal culture. In Alaska and Canada, the Eskimos actively use modern media space capabilities to preserve their identity. A healthy and correct work is under way which develops the Eskimo culture, adapting it to the modern world using information technologies. In Russia, on the contrary, they rarely use virtual technologies to help indigenous peoples, try to isolate their culture from the influence of the outside world. As practice shows, people can not be conserved - they also want to have beautiful clothes, smartphones and the blessings of civilization. They need to help them adapt themselves and adapt their culture to the realities of the present, which only helps to preserve identity, language and culture.

- How common is alcoholism in Chukotka and among the Eskimo Alaska? At the time of the USSR in those areas there was a severe “dry law”. Is it preserved?
- Limiting alcohol and alcohol is an extremely important measure for these regions. Alcoholism is a big problem for any aboriginal population, whether Siberian or North American. In the national villages of Chukotka, the uncontrolled importation of alcohol and vodka is still prohibited, but prohibited products pass to the Eskimos. There are corruption schemes, some private entrepreneurs sell alcohol 24 hours a day and transport it to hunting bases. Alcoholism among the Eskimos reaches insane, monstrous proportions. In Chukotka, he becomes the cause of violent deaths, accidents, suicides, early pregnancies, etc. In Alaska, the percentage of alcoholics is lower, but there is another problem - drugs that are not in Chukotka, as this is a more expensive object of dependence. On the island of St. Lawrence, too, operates a dry law - if you want to drink alcohol, then you go to the city, in Nome.

- Do the Eskimos have special privileges, rights, like the indigenous small people?
- Yes, certainly. First of all, these are quotas - they have the right to hunt whales and kill from 3 to 5 individuals per year. There are quotas for the shooting of walruses, seals, laghtaks, etc. The Eskimos are given a free road to the mainland, to Moscow, every two years, both ways. In the budgetary sphere, they are paid quite high salaries due to allowances, there are quotas for admission to some of St. Petersburg's universities. Many people, only a quarter of the Eskimos or the Chukchi, are enrolled in the indigenous population for the sake of gaining privileges. In case of pregnancy or illness, each resident of a remote village can call a medical flight and he or she will be taken by helicopter to the district center. Of course, this service does not only work for the Eskimos, but they actively use it. Each helicopter I was flying carried at least one pregnant girl.

- What would you as an expert advise the state or private activists who want to help the Russian Eskimos?
- Firstly, I believe that there are no exclusively "Eskimo" problems. We need to create jobs, so people do not go to sleep and do not leave for the mainland - to develop traditional nature management, to form a sales market, to develop tourism, bone carving. Secondly, it is necessary to invest in the preservation of the language - to make computer games on the Eskimo, to produce a new textbook and other educational materials. Thirdly, in each village there should be groups of anonymous alcoholics, regular narcologists and staff psychologists who would not work with the population, but would help people throughout the year.

The Eskimos of Chukotka. Photos by Dmitry Oparin

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Эскимосы: дружба через океан

Дмитрий Опарин о том, чем отличаются представители одного народа на Чукотке и Аляске

Эскимосы населяют четыре страны, четыре части огромного циркумполярного мира. Они живут в Гренландии, Канаде, на Аляске и Чукотке. В России их численность составляет всего 1 700 человек, в основном сосредоточенных в трех «национальных» селах юго-восточной части Чукотского полуострова. Их родственники живут в 60 километрах, на острове Святого Лаврентия, который видно с берега в хорошую погоду. Впрочем, они уже граждане другой страны. О дружбе одного народа и двух государств рассказывает EastRussia кандидат исторических наук, антрополог с богатым экспедиционным опытом и специалист по эскимосам России и Канады Дмитрий Опарин.

Эскимосы: дружба через океан
Фото: Фото: Дмитрий Опарин
— Один народ, но два соседних государства. Как в такой ситуации не потерять контакт? 
— Прежде всего, надо понимать, что на острове Святого Лаврентия проживают прямые родственники эскимосов Чукотки — тети, дяди, племянники. Их общение и взаимодействие длится уже несколько сотен лет. Оно закончилось только с началом "холодной войны". До 1948 года эскимосы постоянно контактировали друг с другом, ездили друг к другу в гости, женились, обменивались товарами. Основное время для поездок приходилось на май и июнь, когда нет штормов и уже отошел лед. Более того, в середине XIX века на острове был сильный голод, от которого вымерло две трети населения острова Святого Лаврентия, и чукотские эскимосы после этого события вновь начали заселять ту местность. В итоге населением острова стали потомки чукотских эскимосов. В целом же взаимодействие российских эскимосов и прибрежных чукчей с США до 20-х годов XX века было гораздо более интенсивным и тесным, чем с русской администрацией, православной миссией или казаками. К примеру, они служили гарпунерами на американских китобойных суднах. Из европейских языков эскимосы знали английский.

— Как это повлияло на эскимосов Аляски и Чукотки?
— В результате сформировалась интересная социокультурная ситуация, обретшая форму под большим влиянием протестантизма, английского языка, американской культуры и западной экономики – так называемое контактно-традиционное обществе. В нем сочетаются два главных фактора: с одной стороны, люди контактируют с индустриальным миром, находясь в некоторой зависимости от продуктов цивилизации – сахара, табака, граммофонов, виски и пороха, а с другой стороны, продолжают заниматься традиционным природопользованием. При этом структура общества остается традиционной, как и религиозные представления. Такая ситуация сохранялась до 1920-30-х годов, когда советское присутствие на Чукотке становилось все заметнее.

— Есть ли какие-нибудь свидетельства из того периода, которые характеризуют данный тип организации эскимосского социума?
— Существуют воспоминания аляскинских и наших эскимосов, которые еще в 1930-е годы ездили в гости друг к другу. Я брал много интервью у пожилых людей, которые помнят такие приезды. Они рассказывают, что когда аляскинские эскимосы приезжали на азиатский берег, наши эскимосы проводили ритуал – делали вид, что бросают камни в приближающиеся лодки, чтобы оставить духов гостей в море и не пустить на берег. Когда гости выходили на берег, они должны были переступить через костер для своеобразной мистической дезинфекции. Во время таких визитов устраивались праздники, обмены и застолья. 

Я читал воспоминания одного американского эскимоса, который приехал в Советскую Чукотку. Он вспоминал вежливых пограничников, хорошее медицинское обслуживание и визит в кино. Одно из самых сильных переживаний этого эскимоса случилось во время визита в районный центр Провидение. Там он испугался огромной собаки, которая гналась за ним через все село. Выкрикивая просьбы о помощи, герой рассказа вломился в дом к местным жителям, которым пришлось долго его успокаивать. Как выяснилось, большая собака оказалась лошадью, с которой еще не было знакомо население острова Святого Лаврентия.

Таким образом, СССР не препятствовал на первых порах активному трансграничному сообщению с Аляской? 
— В 1948 году границы были закрыты и открылись только в 1989 году. Советские эскимосы скрывали наличие родственников на Аляске, но по-видимому иногда встречались с ними на лодках в пограничных водах. В 1989 году, в конце перестройки границы открыли, началось тесное взаимодействие Чукотки и Аляски – экономическое, гуманитарное, культурное. В 1990-е годы на Чукотке был кризис, и она жила хуже всех регионов России, за исключением военной Чечни. 2/3 населения покинуло регион. Были случаи, когда наши  эскимосы уезжали на Аляску. Во-первых, она помогала — предоставляла лекарства, еду, гуманитарную помощь, так что в настоящее время на Аляске есть наши соотечественники.

В 90-е годы россияне часто ездили на остров Святого Лаврентия на лодках. Такой метод передвижения был основным до того, как утонули 8 пассажиров одной лодки, и власти запретили использование лодок. С тех пор туда летают маленькие самолеты частной американской компании BeringAir, которые осуществляют чартерное сообщение. Впрочем, контакты облегчает то, что коренным народам Чукотки не нужна виза на остров Святого Лаврентия. Год назад лодочное сообщение было восстановлено, так что российские и американские эскимосы возобновили активное взаимодействие.

— Эскимосы общаются только в рамках пограничных территорий, как на Чукотке и Аляске, или у них есть какие-то объединения, ассоциации?
Существует ICC – Inuit Circumpolar Conference, главная ассоциация эскимосов, объединяющая жителей Гренландии, Канады, России и США. Она имеет скорее политический, нежели практический смысл. Если ты хочешь, чтобы глобализированный евроамериканский мир знал о тебе и твоих интересах – следует играть по его правилам, создавать ассоциацию и проводить какие-то мероприятия. Конечно, эскимосы огромного циркумполярного региона общаются друг с другом, обмениваются опытом и пытаются сообща решать свои вопросы. Но практической пользы, по крайней мере, для простых эскимосов Чукотки и Аляски, от ICC не наблюдается.

— Как живут эскимосы Чукотки и Аляски? Есть ли различия в их экономической деятельности, культуре и религиозных представлениях?
Азиатские или сибирские, или чукотские эскимосы в основном живут в трех так называемых «национальных» селах – Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль. Некоторые проживают в районном центре Провидения, селе Лаврентия, в столице региона Анадыре. Многие учатся в Петербурге, кто–то живет в центральной России – к примеру, в Воронеже. Эскимосы, живущие на побережье Чукотки, занимаются традиционным природопользованием, в частности – охотой на морских млекопитающих: моржей, лахтаков, нерпу и кита. У них есть квоты на отстрел животных. Хотя в России для охоты требуется быть членом артели, получить много лицензий и справок. На острове Святого Лаврентия с этим проще – охотиться может каждый, добывая себе пропитание. Также они занимаются собирательством.

— Была ли организована в новейшее время какая-то промышленность на Чукотке и Аляске? Есть ли какие-то изменения в модели занятости населения?
— Раньше на чукотском побережье были жирцеха, зверофермы, где работали люди. Сейчас основным источником заработка стали государственные, бюджетные организации – школы, ЖКХ и т.п. Отсюда безработица и отток молодого населения, которое смогло получить образование. На острове Святого Лаврентия похожая ситуация. Молодые люди уезжают «на материк» в США в поисках лучшей доли.

— Какова религиозная картина верований эскимосов?
— Российские эскимосы сохранили традиционные верования и анимистические представления о мире – они «кормят духов», соблюдают множество различных правил, но среди них есть православные и протестанты – особенно представители харизматических евангелистских течений, баптисты и пятидесятники. На острове Святого Лаврентия подавляющее большинство эскимосов – протестанты. На этой почве иногда возникают религиозные противоречия.

— Эскимосский язык сохранился в современности? Есть ли какие-то программы по его поддержке или ревитализации?
— Большая проблема в России образовалась в области эскимосского языка, поскольку его носителей осталось очень мало. Чукотские эскимосы – это преимущественно метисы, дети межэтнических браков, которые живут в смешанных чукотско-эскимосско-русских поселениях. На острове Святого Лаврентия ситуация более здоровая, чем в России, так как там эскимосы практически изолированы от внешнего мира, и сохраняют дистанцию от глобальной культуры. В этом им помогла география и особенности исторического развития Америки и Аляски. На острове Святого Лаврентия есть два поселения, в которых живут только эскимосы – там почти все говорят на эскимосском языке, есть языковая среда. Более того, издают компьютерные игры на эскимосском языке для детей, снимают кино и печатают книги. У нас таких программ нет – только частные и зачастую слабые инициативы. Одно время в Новом Чаплино в школе даже не преподавался язык – не было ресурсов и специалистов.

— Пытаются ли решить проблему с эскимосским языком в России?
Попытки есть, но на фоне международного опыта они выглядят неуверенно. Есть группа в What’s up, где объединены в одном чате эскимосы Чукотки и острова Святого Лаврентия, всего около 200 человек. Там они постоянно переписываются в равной пропорции на русском и эскимосском языках. Благодаря интернету создается виртуальное пространство для коммуникации. Положительным примером развития эскимосского языка и культуры служит остров Святого Лаврентия, где нет страха перед новациями, и есть база для развития аборигенной культуры. На Аляске и в Канаде эскимосы активно используют современные возможности медиа-пространства для сохранения своей идентичности. Ведется здоровая и правильная работа, которая развивает эскимосскую культуру, адаптируя её к современному миру с использованием информационных технологий .В России же наоборот редко используют виртуальные технологии для помощи коренным народам, стараются изолировать их культуру от влияния внешнего мира. Как показывает практика, законсервировать народы нельзя – они тоже хотят иметь красивую одежду, смартфоны и блага цивилизации. Им надо помогать адаптироваться самим и приспосабливать свою культуру под реалии современности, что только помогает сохранению идентичности, языка и культуры.

— Насколько распространен алкоголизм на Чукотке и среди эскимосов Аляски? Во времена СССР в тех районах бытовал суровый «сухой закон». Он сохранился?
— Ограничение спирта и спиртного – крайне важная мера для этих регионов. Алкоголизм является большой проблемой любого аборигенного населения, неважно, сибирского или североамериканского. В национальные села Чукотки до сих пор запрещен бесконтрольный ввоз спирта и водки, но запрещенные продукты проходят к эскимосам. Есть коррупционные схемы, некоторые частные предприниматели круглосуточно продают спирт и развозят его по охотничьим базам. Алкоголизм среди эскимосов достигает безумных, чудовищных масштабов. На Чукотке он становится причиной насильственных смертей, несчастных случаев, суицидов, ранних беременностей и т.д. На Аляске процент алкоголиков ниже, но там другая беда – наркотики, которых нет на Чукотке, поскольку это более дорогой объект зависимости. На острове Святого Лаврентия тоже действует сухой закон – если ты хочешь выпить спиртного, то едешь в город, в Ном.

— У эскимосов есть особые привилегии, права, как у коренного малочисленного народа?
— Да, безусловно. В первую очередь это квоты – они имеют право охотиться на кита и убивать от 3 до 5 особей в год. Есть квоты на отстрел моржей, нерп, лахтаков и т.д. Эскимосам предоставляется бесплатная дорога до материка, до Москвы, раз в два года, причем в обе стороны. В бюджетной сфере им платят довольно высокие зарплаты благодаря надбавкам, существуют квоты на поступление в некоторые петербуржские ВУЗы. Многие люди, только на четверть эскимосы или чукчи, записываются в коренное население ради получения привилегий. В случае беременности или болезни, каждый житель отдаленного села может вызвать санитарный рейс и его или ее отвезут на вертолете в районный центр. Конечно, эта услуга действует не только на эскимосов, но они ей активно пользуются. Каждый вертолет, на котором я летал, перевозил хотя бы одну беременную девушку.

— Что бы вы как специалист посоветовали государству или частным активистам, желающим помочь российским эскимосам?
— Во-первых, я считаю, что нет исключительно «эскимосских» проблем. Надо создавать рабочие места, чтобы люди не спивались и не уезжали на материк — развивать традиционное природопользование, формировать рынок сбыта, развивать туризм, косторезное искусство. Во-вторых, необходимо вкладывать деньги в сохранение языка – делать компьютерные игры на эскимосском, выпускать новые учебник и другие образовательные материалы. В-третьих, в каждом селе должны быть группы анонимных алкоголиков, штатные наркологи и штатные психологи, которые бы не наездами работали с населением, а помогали бы людям круглый год.

Эскимосы Чукотки. Фото Дмитрий Опарин