Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

The Art of Bridging

The editors of EastRussia understood why the Russian-Chinese bridge across the Amur still exists only in dreams and who is responsible for the project

The Art of Bridging

The start of construction of a Sino-Russian bridge across the Amur in the Jewish Autonomous Region is again postponed. The Chinese, who need to lay 1800 meters of the railway crossing, have launched a rapid construction project, taking out a loan of 400 million yuan. The Russian 300 meters are still hanging over the Amur with a big question mark. At the end of March, First Deputy Prime Minister of the Jewish Region Viktor Gozhiy said that the general contractor had not yet been decided on our side, it was not clear who would finance the project, and the working documentation was not ready. Analysis of the situation around this project turned into a quest called "Find the Responsible". The task was not easy: no one wants to be extreme.

Who and why will build the bridge

The agreement on the construction of a bridge on the section of the Russian-Chinese state border near the settlement of Nizhneleninskoye of the Jewish Autonomous Region and the city of Tongjiang (China) was signed 27 October 2008. Responsible for the implementation of the project - the government of the EAO from the Russian side and the mayor's office of the city of Tongjiang with the Chinese side. The coordinator of the work is the Ministry of Transport of the Russian Federation and the Ministry of Railways of the People's Republic of China.

The railway bridge across the Amur should be the first along the entire length of the Russian-Chinese border along this river. It will reduce the time of transportation of goods between Russia and China by 7 hours, shorten the transportation distance by 500-700 km.

The initiator of the construction is the private company "Petropavlovsk". It exports iron ore to China. Since there is no bridge, the ore has to be transported by rail through border crossings, which increases the time, route length and transportation costs. According to the law, there can be no private property on the state border. Therefore, LLC Rubikon was created, a daughter of Petropavlovsk, which was bought by the Russian-Chinese Investment Fund (RCIF, it was created by the Russian Direct Investment Fund and the Chinese Investment Corporation) for 174 million rubles. The Rubicon company is the customer of the construction.

There are no barriers to start building the bridge

4 April in Khabarovsk, chaired by Prime Minister Dmitry Medvedev, a meeting was held to ensure sustainable development of the economy and social sphere of the Far East. At the initiative of the provisional Governor of the Jewish Autonomous Region Alexander Levintal at this meeting, among others, the issue of control over the construction of the bridge was discussed. Levintal stressed that for the region this is a very important anti-crisis project: the absence of a bridge hinders the economic development of the region. At a meeting with journalists, the provisional governor said that before the meeting Medvedev had signed an order to support the construction of a cross-border bridge and agree on its financing.

After the meeting in Khabarovsk, Alexander Levintal returned to Moscow, where he met with the head of the Russian Direct Investment Fund (RDIF) Kirill Dmitriev, according to the Department of the press service of the governor and the government of the Jewish Autonomous Region. “The roughness of the project financing agreement has been eliminated, the critical points have been passed, the main risks have been removed, and taking into account the instructions of Dmitry Medvedev, this issue should be resolved positively. I see that there are no direct barriers to starting the construction of the bridge, moreover, RDIF has begun active organizational work. The head of the Rubicon company has been appointed to accelerate this process. Therefore, I hope this project will finally take its final shape. There are, of course, a number of working issues that need to be addressed and clarified, ”said the hopeful Levintal following the meeting.

China will help us

Andrei Ostrovsky, deputy director of the Institute for Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences, head of the Center for Economic and Social Research of China, IFES RAS, Andrei Ostrovsky recalls that talks about the construction of this bridge have been going on for eight years - and every time puffs and delays interfere. “Since we have problems with financing, the Chinese side proposes to fully invest in the construction of this bridge. China has that kind of money, China is very interested in construction. But our Ministry of Transport, naturally, says - what will we get from this? If China invests money 100%, then it will also receive 100% benefits. As far as I know, the local authorities are interested in building this bridge, but they have no money. We, however, have no money now, loans at such rates cannot be taken, ”Ostrovsky says emotionally.

The expert laments that the years go by, contracts with the Chinese are being signed, and not a single bridge over the Amur has yet been built. Russia needs this bridge for at least one reason - it is necessary to develop the Far East. Without the support of China, according to Ostrovsky, today we will not raise this region. “If ten years ago this issue was debatable - we can get by ourselves, Japan, America, the Republic of Korea will help us, but today it is already clear: the main source of assistance is dynamic, rapidly developing China,” explains Ostrovsky. - China has potential, China is interested in investing money. But they see our attitude towards these projects, the actual failure. That is, no one refuses outright, but in fact there has been empty talk for 20 years. An interstate agreement on another bridge across the Amur - Heihe-Blagoveshchensk - was signed back in 1995, and there is still no bridge there ”.

While there is no bridge, there can be no wholesale trade, all goods are transported by ferries and boats. “We plan with China to reach a trade turnover of $ 2015 billion in 100 and $ 2020 billion in 200. But the share of cross-border trade is only 15%. And since it is difficult for Russia to communicate with China because of the huge water barriers - the Amur, Argun and Ussuri rivers, this greatly restricts and restrains the volume of foreign trade between our two countries. Those who hinder the construction of the bridge actually hinder the development of trade and economic relations with China, ”Ostrovsky said.

According to him, first you need to determine who is responsible for this bridge, from that and ask. A tender for the construction of a bridge should be held, the general contractor selected. As an example, the expert cited the Kerch Bridge. The company Arkady Rotenberg became the sole contractor for the design and construction of the ferry to the Crimea. If after a set time it will not be built, there is someone to ask. Until the general contractor appears at the Nizhneleninskoe-Tongjiang bridge, construction will not begin.

The Russian Direct Investment Fund is counting on a partnership with the Far Eastern Development Fund ...

The Russian Direct Investment Fund through RCIF is making every possible effort to start construction. The fund said that a director was appointed in the project company, he took up his duties, the tender to select a general contractor is in the final stage. The press service of the Fund commented on the situation around the bridge: “In accordance with the concluded intergovernmental agreements, the state authorities of the regional and federal levels in the Russian Federation and the PRC, as well as the Far East Development Fund (FEDV), are responsible for the implementation of the project for the construction of a bridge over the Amur. who joined the project in 2013.At the request of the Ministry of Transport of the Russian Federation in 2014, RDIF joined the project as a co-investor from the Russian side, and significant progress was made: the technical (geological) parameters for the construction of the bridge were agreed with the Chinese side, working interaction was established with the province Heilongjiang and a Chinese contractor, as well as an agreement with the Jewish Autonomous Region to implement the project. RDIF is ready to continue participating in the bridge construction project and expects that the Far East Development Fund will ensure the fulfillment of all its obligations, in particular, to enter the capital of the project itself. After all, it was the Far East Development Fund, as the initiator of this project, that invited RCIF to joint participation ”.

RDIF says that in June 2013, at the St. Petersburg Economic Forum, an agreement was signed on the construction of a railway bridge across the Amur River. The document was signed by the governor of the Jewish Autonomous Region, the governor of Heilongjiang Province, the general director of the Far East and Baikal Region Development Fund, the deputy head of the Harbin Railway Administration and the mayor of Tongjiang. Then it was announced that Russia would invest 9 billion rubles in the project. The construction of the bridge was planned to begin in 2013. In September 2013, the Federal Antimonopoly Service of Russia approved the application of the Far East and Baikal Region Development Fund JSC to give preliminary consent to the acquisition of 100% of shares in the authorized capital of Rubicon LLC, the customer for the construction of a railway bridge across the Amur River. In May 2014, the Russian-Chinese Investment Fund joined the project. RCIF and the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region then announced "joint investment in construction." In September 2014, an agreement was signed between RCIF and the Fund for the Development of the Far East, providing for the entry of each of the funds into the capital of the project through LLC Rubicon, but so far only RCIF has done this.

“From the moment RCIF was involved in this project, all negotiations with the parties to the transaction, including the Russian and Chinese sides, all key terms of implementation were discussed exclusively jointly with the Development Fund for the Far East and the Baikal Region. Accordingly, all parameters, risks, and mechanisms for their reduction were initially known to the Fund for the Development of the Far East and the Baikal Region. Now is the time to work together to reduce these risks, ”the Russian Direct Investment Fund's Mass Media Department emphasized.

... and the Development Fund of the Far East is waiting for proposals from RFPI

RDIF names the Foundation for the Development of the Far East and the Baikal Region among those responsible for the implementation of the project. In the Fund itself, they say: "The format of our participation in the project is being discussed." The FRDV representatives said that in 2013-2014 the Fund participated in the preparation of the investment project “Construction of the Nizhneleninskoe - Tongjiang railway bridge over the Amur River”, which is being implemented within the framework of the intergovernmental agreement between the Russian Federation and the PRC. In September 2014, a memorandum of intent was signed between the Fund and RDIF, according to which RDIF independently proceeded to implement the project, acquired 100% of Rubicon LLC and left the Fund the opportunity to become a participant in the project in the future, subject to certain conditions, including associated with obtaining the necessary approvals from the Chinese side and Russian Railways. “Until now, these conditions have not been met. As soon as the project company completes the approval procedures, the Fund will be ready to promptly consider the issue of participation in the project. At present, RDIF owns 100% of the Rubicon company, which is implementing the bridge construction project. The Far East Development Fund has twice sent proposals to RDIF on the formats of joint project implementation, ”the Fund explained.

RDIF does not see any discrepancies in joint work with the Far East Development Fund on the project, says its CEO Kirill Dmitriev, and since the risks have been identified, it means that we need to try to remove them together. According to him, it was assumed that according to the agreement concluded in September 2014, the Fund for the Development of the Far East would also enter the capital of Rubicon LLC, and the shares of both funds were supposed to be 50%. Moreover, it was assumed that both funds would enter the project at the same time, as well as their joint work to develop the project and remove existing risks. RDIF claims that they have thoroughly responded to all the proposals of the Far East Development Fund and have no doubt that work on the construction of the bridge from the Russian side will begin in the near future.

Ministry of Transport is extremely short

For two weeks, the Ministry of Transport of the Russian Federation considered EastRussia's request to comment on the situation around the construction of the bridge. The answer could have been the envy of the writer Chekhov, who argued that brevity is the sister of talent: "The question is being worked out." It was the Ministry of Transport (and its head Maxim Sokolov), following a meeting in the Far East, that Russian Prime Minister Dmitry Medvedev instructed until May 5, 2015 "to take measures to start construction of the Russian part of the railway bridge crossing over the Amur River," the official website said. government of the Russian Federation on April 18.

Optimists do not lose hope

Mikhail Blinkin, director of the Institute for Transport Economics and Transport Policy at the Higher School of Economics, believes that if this bridge does appear, it will only be in the format of a public-private partnership with subsequent toll travel. “Otherwise, we will wait for this bridge for another 100 years. Now appropriations for almost the entire road program of the Russian Federation have undergone significant sequestration. Naturally, many objects flew out, including those that experts have been talking about for many years. There has been talk about some bridges across the Amur since the time I was a junior research assistant. We will not find budget money for this project in the near future, which means we need to look for other options, ”the expert explained. Blinkin called himself a great optimist, believing that with the current intensity of Russian-Chinese ties, in the next couple of years, some bridge over the Amur will surely appear. But then he sadly added that his optimism often let down.

February 26: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Искусство наводить мосты

Редакция EastRussia разбиралась, почему российско-китайский мост через Амур до сих пор существует только в мечтах и кто отвечает за проект

Искусство наводить мосты

Начало строительства китайско-российского моста через Амур в Еврейской автономной области опять откладывается. Китайцы, которым нужно проложить 1800 м железнодорожной переправы, развернули бурную стройку, взяв кредит в 400 млн юаней. Российские 300 м пока висят над Амуром большим знаком вопроса. Первый заместитель председателя правительства Еврейской области Виктор Гожий в конце марта сообщил, что с нашей стороны так и не определился генеральный подрядчик, непонятно, кто профинансирует проект, да и рабочая документация не готова. Разбор ситуации вокруг этого проекта превратился в квест под названием «Найди ответственного». Задача оказалась непростой: никто не хочет быть крайним.

Кто и зачем будет строить мост

Соглашение о строительстве моста на участке российско-китайской государственной границы в районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской автономной области и города Тунцзян (КНР) было подписано 27 октября 2008 года. Ответственные за исполнение проекта - правительство ЕАО с российской стороны и мэрия города Тунцзян с китайской. Координатор работ - Министерство транспорта РФ и Министерство железных дорог КНР.

Железнодорожный мост через Амур должен стать первым на всей протяженности российско-китайской границы по этой реке. Он уменьшит время перевозки грузов между Россией и Китаем на 7 часов, сократит расстояние транспортировки на 500-700 км.

Инициатор строительства - частная компания «Петропавловск». Она экспортирует в Китай железную руду. Поскольку моста нет, руду приходится возить железной дорогой через пограничные переходы, а это увеличивает время, протяженность маршрута и стоимость транспортировки. По закону на государственной границе не может быть частной собственности. Поэтому было создано ООО «Рубикон» - дочка «Петропавловска», которую за 174 млн рублей купил Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, его создали Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация). Компания «Рубикон» и значится заказчиком строительства.

Барьеров для начала строительства моста нет

4 апреля в Хабаровске под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошло совещание по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока. По инициативе врио губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя на этой встрече среди прочих обсуждался и вопрос контроля над строительством моста. Левинталь подчеркнул, что для региона это очень важный антикризисный проект: отсутствие моста тормозит экономическое развитие области. На встрече с журналистами врио губернатора сообщил, что перед совещанием Медведев подписал поручение по поддержке строительства трансграничного моста и согласованию его финансирования.

После совещания в Хабаровске Александр Левинталь оправился в Москву, где встретился с руководителем Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кириллом Дмитриевым, сообщает Департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО. «Шероховатости по согласованию финансирования проекта устранены, критические точки пройдены, основные риски убраны, и с учетом поручения Дмитрия Медведева этот вопрос должен быть решен положительно. Я вижу, что каких-то прямых барьеров для начала строительства моста нет, более того, РФПИ начал активную организационную работу. Назначен руководитель компании “Рубикон”, который будет заниматься ускорением этого процесса. Поэтому надеюсь, этот проект наконец обретет окончательные очертания. Есть, конечно, ряд рабочих вопросов, которые нужно решать и уточнять», - сообщил обнадеженный Левинталь по итогам этой встречи.

Китай нам поможет

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрей Островский вспоминает, что разговоры о строительстве этого моста идут восемь лет - и каждый раз мешают затяжки и проволочки. «Поскольку у нас возникают проблемы с финансированием, китайская сторона предлагает полностью вложиться в строительство этого моста. У Китая такие деньги есть, Китай очень заинтересован в строительстве. Но наш Минтранс, естественно, говорит - а мы-то что с этого будем иметь? Если Китай вложит деньги на 100%, то и 100% выгоды тоже он получит. Насколько я знаю, местные власти заинтересованы в строительстве этого моста, но у них денег нет. У нас же ни у кого сейчас денег нет, кредиты под такие ставки взять невозможно», - эмоционально рассказывает Островский.

Эксперт сокрушается, что годы идут, договоры с китайцами подписываются, а ни одного моста через Амур до сих пор не построено. Этот мост нужен России хотя бы по одной причине - необходимо развивать Дальний Восток. Без поддержки Китая, по словам Островского, сегодня мы этот регион не поднимем. «Если еще лет десять назад этот вопрос был дискуссионный - сможем сами обойтись, нам поможет Япония, Америка, Республика Корея, то сегодня уже ясно: основной источник помощи - динамичный, быстроразвивающийся Китай, - объясняет Островский. - У Китая есть потенциал, Китай заинтересован вкладывать деньги. Но они видят наше отношение к этим проектам, фактическому отказу. То есть никто прямо не отказывается, но по сути дела 20 лет идут пустые разговоры. Межгосударственное соглашение по другому мосту через Амур - Хэйхэ-Благовещенск - подписано еще в 1995 году, и никакого моста там до сих пор нет».

Пока моста нет, не может быть и оптовой торговли, весь товар перевозится на паромах и катерах. «Мы с Китаем планируем в 2015 году достичь объема товарооборота в 100 млрд долларов, в 2020 году - 200 млрд долларов. Но доля приграничной торговли составляет всего 15%. А поскольку России с Китаем трудно связываться из-за огромных водных барьеров - рек Амур, Аргуни и Уссури, то это очень ограничивает и сдерживает объем внешней торговли между нашими двумя странами. Те, кто препятствуют строительству моста, фактически препятствуют развитию торгово-экономических отношений с Китаем», - считает Островский.

По его словам, сначала нужно определить, кто несет ответственность за этот мост, с того и спрашивать. Должен быть проведен тендер на строительство моста, выбран генподрядчик. В качестве примера эксперт привел Керченский мост. Компания Аркадия Ротенберга стала единственным подрядчиком проектирования и строительства переправы в Крым. Если через установленное время она не будет построена, есть с кого спросить. Пока у моста Нижнеленинское-Тунцзян не появится генподрядчик, строительство не начнется.

Российский фонд прямых инвестиций рассчитывает на партнерство с Фондом развития Дальнего Востока...

Российский фонд прямых инвестиций через РКИФ предпринимает всевозможные усилия для начала строительства. В фонде сообщили, что в проектной компании назначен директор, он приступил к исполнению обязанностей, тендер по выбору генподрядчика находится в завершающей стадии. Пресс-служба фонда так прокомментировала ситуацию вокруг моста: «В соответствии с заключенными межправительственными соглашениями, ответственными за реализацию проекта строительства мостового перехода через Амур являются органы государственной власти регионального и федерального уровней в РФ и КНР, а также Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ), который присоединился к проекту в 2013 г. По просьбе Министерства Транспорта РФ в 2014 году РФПИ присоединился к проекту в качестве соинвестора с российской стороны, и был достигнут значительный прогресс: согласованы технические (геологические) параметры строительства моста с китайской стороной, налажено рабочее взаимодействие с провинцией Хейлунцзян и китайским подрядчиком, а также заключено соглашение с Еврейской АО о реализации проекта. РФПИ готов продолжать участие в проекте строительства моста и рассчитывает, что Фонд развития Дальнего Востока обеспечит выполнение всех взятых на себя обязательств, в частности, по вхождению в капитал самого проекта. Ведь именно Фонд развития Дальнего Востока как инициатор этого проекта пригласил РКИФ к совместному участию».

В РФПИ рассказывают, что в июне 2013 года на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение о строительстве железнодорожного моста через реку Амур. Подписи под документом поставили губернатор ЕАО, губернатор провинции Хэйлунцзян, гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, заместитель начальника Харбинского железнодорожного управления и мэр Тунцзяна. Тогда было объявлено, что Россия вложит в проект 9 млрд рублей. Строительство моста планировали начать в 2013 году. В сентябре 2013 года Федеральная антимонопольная служба России одобрила ходатайство ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» о даче предварительного согласия на приобретение 100% долей в уставном капитале ООО «Рубикон» - заказчике строительства железнодорожного моста через реку Амур. В мае 2014 года к реализации проекта подключился Российско-китайский инвестиционный фонд. РКИФ и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона тогда объявили о «совместном инвестировании в строительство». В сентябре 2014 г. между РКИФ и Фондом развития Дальнего Востока было подписано соглашение, предусматривающее вхождение каждого из фондов в капитал проекта через компанию ООО «Рубикон», однако к настоящему моменту это осуществил только РКИФ.

«С момента вовлечения РКИФ в данный проект все переговоры с участниками сделки, включая российскую и китайскую стороны, все ключевые условия реализации обсуждались исключительно совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Соответственно, все параметры, риски, и механизмы их снижения были изначально известны Фонду развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сейчас - время совместно работать над снижением этих рисков», - подчеркнули в Департаменте по работе со СМИ Российского фонда прямых инвестиций.

... а Фонд развития Дальнего Востока ждет предложений от РФПИ

Среди ответственных за реализацию проекта РФПИ называет Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В самом Фонде про отвечают: «Формат нашего участия в проекте обсуждается». Представители ФРДВ рассказали, что в 2013-2014 годах Фонд участвовал в подготовке инвестиционного проекта «Строительство железнодорожного мостового погранперехода через реку Амур “Нижнеленинское – Тунцзян”», который реализуется в рамках межправительственного соглашения между РФ и КНР. В сентябре 2014 года между Фондом и РФПИ был подписан меморандум о намерениях, согласно которому РФПИ самостоятельно приступал к реализации проекта, приобретал 100% ООО «Рубикон» и оставлял Фонду возможность войти в число участников проекта в будущем - при соблюдении определенных условий, в том числе связанных с получением необходимых согласований с китайской стороной и «РЖД». «До настоящего времени эти условия не выполнены. Как только проектная компания завершит процедуры согласования, Фонд будет готов оперативно рассмотреть вопрос об участии в проекте. В настоящее время 100% компании "Рубикон", реализующей проект строительства мостового перехода, принадлежит РФПИ. Фонд развития Дальнего Востока дважды направлял в адрес РФПИ предложения о форматах совместной реализации проекта», - пояснили в Фонде.

РФПИ не видит никаких расхождений в совместной с Фондом развития Дальнего Востока работе над проектом, говорит его гендиректор Кирилл Дмитриев, и раз были выявлены риски, значит, нужно вместе постараться их снять. По его словам, предполагалось, что по соглашению, заключенному в сентябре 2014 года, в капитал ООО «Рубикон» войдет и Фонд развития Дальнего Востока, причем доли обоих фондов должны были составить 50%. Более того, предполагалось одновременное вхождение в проект обоих фондов, а также их совместная работа по развитию проекта и снятию существующих рисков. В РФПИ утверждают, что обстоятельно ответили на все предложения Фонда развития Дальнего Востока и не сомневаются, что работы по возведению моста с российской стороны начнутся в ближайшее время.

Минтранс предельно краток

Министерство транспорта РФ две недели рассматривало просьбу EastRussia прокомментировать ситуацию вокруг строительства моста. Ответу мог бы позавидовать писатель Чехов, утверждавший, что краткость - сестра таланта: «Вопрос находится в стадии проработки». Именно Минтрансу (и его главе Максиму Соколову) по итогам совещания на Дальнем Востоке премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил до 5 мая 2015 года «принять меры для начала строительства российской части железнодорожного мостового перехода через р.Амур», говорилось в сообщении на официальном сайте правительства РФ 18 апреля.

Оптимисты не теряют надежды

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что если этот мост и появится, то только в формате государственно-частного партнерства с последующим платным проездом. «Иначе еще 100 лет будем ждать этот мост. Сейчас ассигнования практически по всей дорожной программе РФ подверглись существенному секвестру. Естественно, вылетело много объектов, в том числе те, о которых специалисты много лет говорят. Про некоторые мосты через Амур разговоры идут с тех пор, как я был младшим научным сотрудником. Бюджетные деньги на этот проект в ближайшее время мы не найдем, значит, надо искать другие варианты», - объяснил эксперт. Блинкин назвал себя большим оптимистом, верящим в то, что при нынешней интенсивности российско-китайских связей в ближайшие пару лет какой-нибудь мост через Амур обязательно появится. Но тут же грустно добавил, что оптимизм его часто подводил.