Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Искусство наводить мосты

Редакция EastRussia разбиралась, почему российско-китайский мост через Амур до сих пор существует только в мечтах и кто отвечает за проект

Искусство наводить мосты

Начало строительства китайско-российского моста через Амур в Еврейской автономной области опять откладывается. Китайцы, которым нужно проложить 1800 м железнодорожной переправы, развернули бурную стройку, взяв кредит в 400 млн юаней. Российские 300 м пока висят над Амуром большим знаком вопроса. Первый заместитель председателя правительства Еврейской области Виктор Гожий в конце марта сообщил, что с нашей стороны так и не определился генеральный подрядчик, непонятно, кто профинансирует проект, да и рабочая документация не готова. Разбор ситуации вокруг этого проекта превратился в квест под названием «Найди ответственного». Задача оказалась непростой: никто не хочет быть крайним.

Кто и зачем будет строить мост

Соглашение о строительстве моста на участке российско-китайской государственной границы в районе населенного пункта Нижнеленинское Еврейской автономной области и города Тунцзян (КНР) было подписано 27 октября 2008 года. Ответственные за исполнение проекта - правительство ЕАО с российской стороны и мэрия города Тунцзян с китайской. Координатор работ - Министерство транспорта РФ и Министерство железных дорог КНР.

Железнодорожный мост через Амур должен стать первым на всей протяженности российско-китайской границы по этой реке. Он уменьшит время перевозки грузов между Россией и Китаем на 7 часов, сократит расстояние транспортировки на 500-700 км.

Инициатор строительства - частная компания «Петропавловск». Она экспортирует в Китай железную руду. Поскольку моста нет, руду приходится возить железной дорогой через пограничные переходы, а это увеличивает время, протяженность маршрута и стоимость транспортировки. По закону на государственной границе не может быть частной собственности. Поэтому было создано ООО «Рубикон» - дочка «Петропавловска», которую за 174 млн рублей купил Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, его создали Российский фонд прямых инвестиций и Китайская инвестиционная корпорация). Компания «Рубикон» и значится заказчиком строительства.

Барьеров для начала строительства моста нет

4 апреля в Хабаровске под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошло совещание по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной сферы Дальнего Востока. По инициативе врио губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя на этой встрече среди прочих обсуждался и вопрос контроля над строительством моста. Левинталь подчеркнул, что для региона это очень важный антикризисный проект: отсутствие моста тормозит экономическое развитие области. На встрече с журналистами врио губернатора сообщил, что перед совещанием Медведев подписал поручение по поддержке строительства трансграничного моста и согласованию его финансирования.

После совещания в Хабаровске Александр Левинталь оправился в Москву, где встретился с руководителем Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кириллом Дмитриевым, сообщает Департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО. «Шероховатости по согласованию финансирования проекта устранены, критические точки пройдены, основные риски убраны, и с учетом поручения Дмитрия Медведева этот вопрос должен быть решен положительно. Я вижу, что каких-то прямых барьеров для начала строительства моста нет, более того, РФПИ начал активную организационную работу. Назначен руководитель компании “Рубикон”, который будет заниматься ускорением этого процесса. Поэтому надеюсь, этот проект наконец обретет окончательные очертания. Есть, конечно, ряд рабочих вопросов, которые нужно решать и уточнять», - сообщил обнадеженный Левинталь по итогам этой встречи.

Китай нам поможет

Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрей Островский вспоминает, что разговоры о строительстве этого моста идут восемь лет - и каждый раз мешают затяжки и проволочки. «Поскольку у нас возникают проблемы с финансированием, китайская сторона предлагает полностью вложиться в строительство этого моста. У Китая такие деньги есть, Китай очень заинтересован в строительстве. Но наш Минтранс, естественно, говорит - а мы-то что с этого будем иметь? Если Китай вложит деньги на 100%, то и 100% выгоды тоже он получит. Насколько я знаю, местные власти заинтересованы в строительстве этого моста, но у них денег нет. У нас же ни у кого сейчас денег нет, кредиты под такие ставки взять невозможно», - эмоционально рассказывает Островский.

Эксперт сокрушается, что годы идут, договоры с китайцами подписываются, а ни одного моста через Амур до сих пор не построено. Этот мост нужен России хотя бы по одной причине - необходимо развивать Дальний Восток. Без поддержки Китая, по словам Островского, сегодня мы этот регион не поднимем. «Если еще лет десять назад этот вопрос был дискуссионный - сможем сами обойтись, нам поможет Япония, Америка, Республика Корея, то сегодня уже ясно: основной источник помощи - динамичный, быстроразвивающийся Китай, - объясняет Островский. - У Китая есть потенциал, Китай заинтересован вкладывать деньги. Но они видят наше отношение к этим проектам, фактическому отказу. То есть никто прямо не отказывается, но по сути дела 20 лет идут пустые разговоры. Межгосударственное соглашение по другому мосту через Амур - Хэйхэ-Благовещенск - подписано еще в 1995 году, и никакого моста там до сих пор нет».

Пока моста нет, не может быть и оптовой торговли, весь товар перевозится на паромах и катерах. «Мы с Китаем планируем в 2015 году достичь объема товарооборота в 100 млрд долларов, в 2020 году - 200 млрд долларов. Но доля приграничной торговли составляет всего 15%. А поскольку России с Китаем трудно связываться из-за огромных водных барьеров - рек Амур, Аргуни и Уссури, то это очень ограничивает и сдерживает объем внешней торговли между нашими двумя странами. Те, кто препятствуют строительству моста, фактически препятствуют развитию торгово-экономических отношений с Китаем», - считает Островский.

По его словам, сначала нужно определить, кто несет ответственность за этот мост, с того и спрашивать. Должен быть проведен тендер на строительство моста, выбран генподрядчик. В качестве примера эксперт привел Керченский мост. Компания Аркадия Ротенберга стала единственным подрядчиком проектирования и строительства переправы в Крым. Если через установленное время она не будет построена, есть с кого спросить. Пока у моста Нижнеленинское-Тунцзян не появится генподрядчик, строительство не начнется.

Российский фонд прямых инвестиций рассчитывает на партнерство с Фондом развития Дальнего Востока...

Российский фонд прямых инвестиций через РКИФ предпринимает всевозможные усилия для начала строительства. В фонде сообщили, что в проектной компании назначен директор, он приступил к исполнению обязанностей, тендер по выбору генподрядчика находится в завершающей стадии. Пресс-служба фонда так прокомментировала ситуацию вокруг моста: «В соответствии с заключенными межправительственными соглашениями, ответственными за реализацию проекта строительства мостового перехода через Амур являются органы государственной власти регионального и федерального уровней в РФ и КНР, а также Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ), который присоединился к проекту в 2013 г. По просьбе Министерства Транспорта РФ в 2014 году РФПИ присоединился к проекту в качестве соинвестора с российской стороны, и был достигнут значительный прогресс: согласованы технические (геологические) параметры строительства моста с китайской стороной, налажено рабочее взаимодействие с провинцией Хейлунцзян и китайским подрядчиком, а также заключено соглашение с Еврейской АО о реализации проекта. РФПИ готов продолжать участие в проекте строительства моста и рассчитывает, что Фонд развития Дальнего Востока обеспечит выполнение всех взятых на себя обязательств, в частности, по вхождению в капитал самого проекта. Ведь именно Фонд развития Дальнего Востока как инициатор этого проекта пригласил РКИФ к совместному участию».

В РФПИ рассказывают, что в июне 2013 года на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение о строительстве железнодорожного моста через реку Амур. Подписи под документом поставили губернатор ЕАО, губернатор провинции Хэйлунцзян, гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, заместитель начальника Харбинского железнодорожного управления и мэр Тунцзяна. Тогда было объявлено, что Россия вложит в проект 9 млрд рублей. Строительство моста планировали начать в 2013 году. В сентябре 2013 года Федеральная антимонопольная служба России одобрила ходатайство ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» о даче предварительного согласия на приобретение 100% долей в уставном капитале ООО «Рубикон» - заказчике строительства железнодорожного моста через реку Амур. В мае 2014 года к реализации проекта подключился Российско-китайский инвестиционный фонд. РКИФ и Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона тогда объявили о «совместном инвестировании в строительство». В сентябре 2014 г. между РКИФ и Фондом развития Дальнего Востока было подписано соглашение, предусматривающее вхождение каждого из фондов в капитал проекта через компанию ООО «Рубикон», однако к настоящему моменту это осуществил только РКИФ.

«С момента вовлечения РКИФ в данный проект все переговоры с участниками сделки, включая российскую и китайскую стороны, все ключевые условия реализации обсуждались исключительно совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Соответственно, все параметры, риски, и механизмы их снижения были изначально известны Фонду развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Сейчас - время совместно работать над снижением этих рисков», - подчеркнули в Департаменте по работе со СМИ Российского фонда прямых инвестиций.

... а Фонд развития Дальнего Востока ждет предложений от РФПИ

Среди ответственных за реализацию проекта РФПИ называет Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В самом Фонде про отвечают: «Формат нашего участия в проекте обсуждается». Представители ФРДВ рассказали, что в 2013-2014 годах Фонд участвовал в подготовке инвестиционного проекта «Строительство железнодорожного мостового погранперехода через реку Амур “Нижнеленинское – Тунцзян”», который реализуется в рамках межправительственного соглашения между РФ и КНР. В сентябре 2014 года между Фондом и РФПИ был подписан меморандум о намерениях, согласно которому РФПИ самостоятельно приступал к реализации проекта, приобретал 100% ООО «Рубикон» и оставлял Фонду возможность войти в число участников проекта в будущем - при соблюдении определенных условий, в том числе связанных с получением необходимых согласований с китайской стороной и «РЖД». «До настоящего времени эти условия не выполнены. Как только проектная компания завершит процедуры согласования, Фонд будет готов оперативно рассмотреть вопрос об участии в проекте. В настоящее время 100% компании "Рубикон", реализующей проект строительства мостового перехода, принадлежит РФПИ. Фонд развития Дальнего Востока дважды направлял в адрес РФПИ предложения о форматах совместной реализации проекта», - пояснили в Фонде.

РФПИ не видит никаких расхождений в совместной с Фондом развития Дальнего Востока работе над проектом, говорит его гендиректор Кирилл Дмитриев, и раз были выявлены риски, значит, нужно вместе постараться их снять. По его словам, предполагалось, что по соглашению, заключенному в сентябре 2014 года, в капитал ООО «Рубикон» войдет и Фонд развития Дальнего Востока, причем доли обоих фондов должны были составить 50%. Более того, предполагалось одновременное вхождение в проект обоих фондов, а также их совместная работа по развитию проекта и снятию существующих рисков. В РФПИ утверждают, что обстоятельно ответили на все предложения Фонда развития Дальнего Востока и не сомневаются, что работы по возведению моста с российской стороны начнутся в ближайшее время.

Минтранс предельно краток

Министерство транспорта РФ две недели рассматривало просьбу EastRussia прокомментировать ситуацию вокруг строительства моста. Ответу мог бы позавидовать писатель Чехов, утверждавший, что краткость - сестра таланта: «Вопрос находится в стадии проработки». Именно Минтрансу (и его главе Максиму Соколову) по итогам совещания на Дальнем Востоке премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил до 5 мая 2015 года «принять меры для начала строительства российской части железнодорожного мостового перехода через р.Амур», говорилось в сообщении на официальном сайте правительства РФ 18 апреля.

Оптимисты не теряют надежды

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин считает, что если этот мост и появится, то только в формате государственно-частного партнерства с последующим платным проездом. «Иначе еще 100 лет будем ждать этот мост. Сейчас ассигнования практически по всей дорожной программе РФ подверглись существенному секвестру. Естественно, вылетело много объектов, в том числе те, о которых специалисты много лет говорят. Про некоторые мосты через Амур разговоры идут с тех пор, как я был младшим научным сотрудником. Бюджетные деньги на этот проект в ближайшее время мы не найдем, значит, надо искать другие варианты», - объяснил эксперт. Блинкин назвал себя большим оптимистом, верящим в то, что при нынешней интенсивности российско-китайских связей в ближайшие пару лет какой-нибудь мост через Амур обязательно появится. Но тут же грустно добавил, что оптимизм его часто подводил.