Поделиться
Хабаровский край: центры роста
Поделиться

На что может опереться региональная экономика?

В первую очередь это Хабаровская агломерация – наиболее развитый район, деловой и административный центр края. Основные отрасли хозяйства города – энергетика, машиностроение, судостроение, металло- и деревообработка, пищевая промышленность, строительство. Индустриальный комплекс города сформирован из почти 90 промышленных предприятий. Хабаровск накопил значительный интеллектуальный потенциал: здесь расположены десятки академических, отраслевых и проектно-конструкторских институтов.

Самая крупная промышленная зона края – Комсомольск-на-Амуре – Солнечный, где сейчас производится свыше 50% промышленной продукции территории. Главная составляющая экономики Комсо-мольска-на-Амуре – предприятия оборонно-промышленного комплекса: авиационное производственное объединение (КнААПО); Амурский судостроительный завод, производящий атомные и дизельные подводные лодки и суда гражданского назначения. 

В районе выхода БАМа к тихоокеанскому побережью интенсивно формируется Ванинско-Совгаванский транспортно-промышленный узел. Здесь концентрируются интересы крупных финансово-промышленных групп: компаний «Мечел», «СУЭК», «Базовый элемент», «Петропавловск» и других. Они реализуют мощные инвестиционные проекты, имеющие межрегиональный характер. 

Еще одна точка экономического роста – Верхнебуреинский промышленный узел. На базе Ургальского угольного месторождения и перспективного каскада ГЭС на реке Ниман будет сформирован крупнейший на Дальнем Востоке территориальный энергетический узел. Намечен масштабный экспорт электроэнергии в Китай. Развитие добычи и переработки золотых и оловянных руд, заготовка и переработка древесины станут наряду с производством электроэнергии приоритетными направлениями. 

Серьезной экономической проблемой для любого дальневосточного региона, и Хабаровский край здесь не исключение, в силу масштабности расстояний является транспорт. С развитием этой сферы Дальний Восток связывает большие надежды. 

Например, портовые города Ванино и Советская Гавань могут стать логистическим центром международного уровня. Но для этого необходимо обеспечить комплексное развитие как портов, так и материковых коммуникаций. Сегодня для гарантии будущего Ванинского транспортного узла необходимо увеличить пропускную способность БАМа. Уже ведется реконструкция участка Оунэ-Высокогорная и строительство нового Кузнецовского тоннеля, работы идут с опережением, ввод в эксплуатацию намечен в 2013 году. 

Большой дополнительный импульс развитию побережья уже сейчас дает автомобильная дорога Лидога – Ванино. Несмотря на то что строительство еще не завершено, ее роль в транзите грузов стремительно растет. Не меньшее значение имеют федеральные трассы «Амур» и «Уссури», в строительство которых сегодня вкладываются серьезные государственные деньги.
Важнейшим направлением транспортного развития края, безусловно, является строительство авиационного хаба на базе Хабаровского аэропорта. Крупнейший на Дальнем Востоке, он находится на пересечении мировых трансконтинентальных авиакоридоров, связывающих Европу с Японией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америкой. Полная реализация проекта позволит довести максимально возможную загрузку комплекса до 10 млн пассажиров в год. 

Экономику всего Дальневосточного региона возможно развивать как сырьевую, что долгое время и происходило. Ведь размер природных богатств таков, что можно обеспечить все потребности региона, перепродавая ресурсы. Но этот путь, как известно, не имеет долгосрочной перспективы, и, развивая добычу ресурсов, необходимо стремиться к их глубокой переработке. В этом суть комплексного подхода. 

Комплексный подход важен для любой отрасли промышленности. Сосредоточив в системе ряд производств, можно добиться экономической эффективности, недоступной для изолированного предприятия. Эту идею хорошо выражает популярный ныне экономический термин «кластеризация». 

Хабаровский край располагает производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом для формирования кластера инновационного развития. В формирующийся кластер вошли около 90 предприятий и организаций края и Дальневосточного региона. В том числе лидер мирового уровня – ОАО «КнААПО», 3 университета, 4 академических института, малые инновационные предприятия. Кроме того, кооперационные связи установлены с ведущими предприятиями и институтами-разработчиками Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России. Основа кластера – высокотехнологичные возможности авиационной промышленности, судостроения, разработки технических университетов, академических институтов. Ядром кластера станет технополис в Хабаровске с бизнес-инкубатором, центрами инжиниринга, прототипирования и промышленного дизайна. 

Серьезные возможности имеются для создания газохимического комплекса. Во-первых, уже создана газотранспортная система природного газа, которая включает более 1600 км магистральных и 500 км распределительных газопроводов. В 2011 году введен в эксплуатацию первый этап магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». В соответствии с Восточной газовой программой следующим этапом станет сооружение газотранспортной системы «Якутия – Хабаровск – Владивосток». Общая производительность газотранспортной системы через территорию края составит около 50 млрд куб. м в год. 

Во-вторых, край располагает достаточными мощностями по энергоресурсам, электросетям, железнодорожным, автомобильным, речным и морским транспортным коммуникациям, то есть в наличии хорошие инфраструктурные и логистические условия. 

В-третьих, имеются свободные площадки для размещения газохимического комплекса. Уже определены несколько перспективных площадок от поселка Де-Кастри до южных районов края. О строительстве на них идет предметный разговор с потенциальными инвесторами, имеющими свои проекты газопереработки. 

В-четвертых, наличие рынка сбыта продукции газохимических производств (КНР, США, Япония, Корея, латиноамериканские страны). 

Уже сегодня Хабаровский край является территорией, на которую охотно идут крупные инвесторы. По состоянию на начало 2011 года общая сумма иностранных инвестиций, поступивших в экономику края с 1989 года, составила $2,07 млрд. Серьезные инвестиционные проекты реализуют крупные российские компании. 

Системная, напряженная работа уже приносит свои плоды и дает уверенность в стабильном инвестиционном процессе и росте экономической мощи края.

Текст: Сергей Иванов, Фото: Павел Землицын Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов