Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Forest in exchange for investment: in the Far East, new forestry support mechanisms are being applied - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Forest in exchange for investment

In the Far East, new mechanisms for supporting the forestry sector are being applied. The key expectation is the growth of export of processed wood

Forest in exchange for investment
Photo: shutterstock
About forest reserves in the Russian Far East, it is pleasant to speak in comparative terms. For example, if you look at the area - then one Far East now has 46,5 ha of forest. For comparison, in China per person - only 0,07 ha, and in Japan - 0,2 ha. According to some estimates, forest resources in the Far East and Siberia account for 51% of all reserves in the countries of the Asia-Pacific region. According to WWF, this is 11,1 billion cubic meters. M of wood. According to the statistics of the Ministry of Industry and Trade, more than 25% of Russia's timber reserves are concentrated in the Far Eastern Federal District, but the degree of development of the forest fund is low - less than 18%.

Obviously, the local market (and there are 6,2 million people living in the Far Eastern Federal District) is completely inadequate to the industry's opportunities. The potential for export development is huge: already now, wood and products from it occupy the third place in the structure of exports of the Far East (in value terms). They account for about 11% of exports, while fish, crustaceans and molluscs are 24%, and 45% are mineral fuels and products of its processing.

In total, according to customs statistics, in 2015, timber exports from the DFO territory amounted to 847,63 million dollars in monetary terms (2014 year-1,03 billion dollars). In many ways, the decline was due to the dynamics of prices for Russian timber. According to the analytical portal "Les Online", the average export price for round timber in Russia at the end of 2015 amounted to 68,9 dollars per cubic meter. M, while in 2014 and 2013 - about 85,07 dollars per cubic meter. M.

Out of this volume, the export of raw timber amounted to 6 million cubic meters. M (the value of 484,5 million dollars). Unprocessed timber is exported mainly to China (95% of the total volume of exported unprocessed forest), to the Republic of Korea it is 2,5%, to Japan - 2,1% of the volume of exported unprocessed forest.

Exports of processed timber in 2015 by volume increased by more than 9% and amounted to 1,7 million cubic meters. (265%), the Republic of Korea (85%) and Japan (9,5%), are also exported.


ИстоHumbug

An interesting fact: more than 4 million tonnes of forest products (half of total exports) was exported to the PRC by rail through one border crossing. This Grodekovo - Suifenhe in Primorye. At the same time, the forest accounted for 55,6% of all export cargoes exported through international border crossings.


Market near
Speaking about the macroeconomic conditions for the development of the forestry sector of the Far East, in addition to a substantial resource, it is necessary to emphasize the proximity of large foreign consumption centers. The main forest producers are concentrated in Khabarovsk Krai and Primorye. Both regions have a land border with the largest consumer - China; Both have access to the sea and all the necessary port infrastructure for shipping products by sea. To understand the local distances: the ship comes from Vladivostok to the ports of South Korea for 2-3 days, Japan - 3-4 days. Carry a forest from Primorye to Japan in 2-2,5 times closer than from Karelia, for example, to Germany.

This benefit fully manifested itself in the 90-x. Almost uncontrolled development of the industry led to an export boom - with 1995 for 2007, the amount of exported wood increased more than 4 times, reaching a peak of 17,5 million cubic meters. M per year, of which 17,2 million cubic meters. M - raw products, round timber. The main buyer was China - Russian raw materials went to factories for the production of furniture, parquet and other products. In fact, China became a monopolist in the purchase of the Far Eastern Russian forest, while in China itself, timber imports from the Far East occupied only 10% of total forest imports, less than imports from New Zealand, the United States and Canada.

Fatal for export was 2008, when several events collided at once. On the one hand, Russia began to increase the export duty on untreated timber. On the other hand, the financial crisis of 2008 hit the purchasing power in those markets where Chinese products made from Russian timber were sent. Export fell by half - to 8 million cubic meters. M - and from that moment until the current year showed no significant leaps in volume terms.

At the same time, the history of the last eight years of the industry development was characterized by a gradual change in the structure of timber exports. The processing began to grow - a whole wave of investments in manufacturing industries worked. More clearly began to be designated foreign players interested in systemic business development. However, assessments by both experts and officials sound the same: resources are underemployed, export potential is not disclosed, the industry is almost stagnating.

Today, the forest industry is one of the spheres of the economy recognized by the government as priority for development in the Far East - along with the fishing industry, agriculture, oil and gas and mining. Priority is expressed in the targeted use of new support measures created by the government in the Far East, as well as in the search for specific mechanisms that can give a significant impetus to business.


What kind of forest without benefits?
One of the evidences of a new stage in the development of the timber industry complex of the Far East is the activity with which the key players of the industry reacted to the state support measures being created in the region. By now, the timber industry enterprises have already emerged in all the mechanisms for the development of the macroregion created by the Ministry for the Development of the Far East.

In many ways, Investment project of "Asia Forest" company, Which received a special subsidy from the Ministry for the construction of the necessary infrastructure (a similar measure of support in the Far East has so far received only 12 investment projects). The company creates a processing complex in the village of Berezovy Khabarovsk Krai with an annual capacity of 200 thousand cubic meters. M dry sawn timber, 100 thousand cubic meters. M profiled sawn timber, 84 thousand tons of fuel pellets and 290 thousand dense cubes. M of technological chips. The annual volume of logging is almost one million cubic meters of forest. The total amount of investments is estimated at 8,4 billion rubles, of which 847 million rubles. - a targeted subsidy from the federal budget for the construction of 64 km of road, one bridge across the Nemelen River and a power generation workshop for the enterprise. The output to the designed capacity is planned for 2018.



"Asia Forest" is part of the BM group - it is one of the largest timber producers in Russia. The company's logging and woodworking enterprises operate in several regions, on the territory of more than 2,9 million hectares. According to Minvostokrazvitiya, the company's projects are being implemented with attraction of investments from China. The company already declares the existence of long-term foreign trade contracts for the supply of products to the markets of Europe, Korea, Japan and China.

Another support mechanism - the regime of the territory of advanced development (TOR) The group of companies RFP used. Subsidiary structures of the holding - OOO Amur Timber Industry Company and JSC Amur Industrial Center - on the Amursk site of Komsomolsk TOR are working to open the production of rotary cut veneer in the volume of 300 thousand cubic meters. M per year and sawn timber in the amount of 250 thousand cubic meters. M per year. Investments are estimated at more than 12 billion rubles. With the creation of 650 jobs.

According to Vladimir Grigoryev, Managing Director for Timber Processing LLC Amur Timber Industry Company, "in the active phase there is already construction of the second plant for the production of sawn timber. Our plans are to give the first product at the beginning of 2017. The products will be export oriented - Korea, China, Japan. The first project is in the operational phase and is stably loaded at a level of at least 60%. The main products are veneer. The main export country is Japan. In the elaboration is the third project - pellet production. Its main goal is to balance the use of raw materials and waste products of the first two projects. The products will also be export oriented. The project is expected to be implemented within two years. "
RFP - the largest timber industry group of the Far East and one of the largest in Russia. The size of the RFP forest fund is 4,5 million hectares, and the annual logging volume is more than 2 million cubic meters. M, which is 15% of the total logging volume in the Far East. The RFP group includes more than 30 enterprises, which form a unified technological chain - from plantation and harvesting to processing, transportation and sale of timber products to end users.

RFP accounts for more than 15% of Russian timber exports to China and more than 5% of Russian exports to Japan. The company is also the largest producer and exporter of sawn timber in the Far East with an annual production of 300 thousand cubic meters. m (without capacity under construction).

The regime of the territory of advanced development allows the investor to receive significant privileges and preferences. Among them - reduced income tax (the first 5 years from the first profit - from 0% to 5%, subsequent 5 years - from 10%), land tax 0% for 3 years, exemption from property taxes, reduced premiums - 7,6%, preferential rental rates, accelerated VAT refund procedure and others.

Finally, just a month ago, there was information that Another largest Far Eastern forestry enterprise is Arkaim LLC - will become a resident of the free port of Vanino. The free port regime (implemented in accordance with the Federal Law "On the Free Port of Vladivostok") on the set of benefits for residents is very close to the mode of the priority development area. The enterprise itself is now not in the best shape - the litigation with creditors continues. However, according to company management, an agreement has been reached to include Chinese investors in the project, who will not only close the company's debts, but also invest in increasing the production capacity of the complex by 80 – 100%. If initially “Arkaim” cost 14,3 billion rubles, then the cost of additional investments in the development of production is 1,42 billion rubles.


The resource will be given priority to investors
It can not be said that the export structure meets today those responsible for the development of the Far East. The share of logs accounts for 70% of exported wood - and this despite the high export duties for timber, which are 25% for DFO enterprises. In fact, high duties lead to a decrease in the competitiveness of the Russian goods, but not enough to encourage investors to process.

Representatives of the Far Eastern forest industry regularly call on the authorities to reduce the export duty - an increase in production (and therefore exports) will have an effect in increasing tax deductions to the budgets of the regions. At the same time, the model, which for a long time was discussed at the level of the Minsk region, was called upon to link the interests of business with investing in the creation of processing industries. In February, for example, at one of the meetings, a proposal was formulated to link the provision of privileges for the payment of customs duties with investments in the creation of forest infrastructure and processing industries.

In September, this measure of support acquired a new sound: Russian President Vladimir Putin spoke about the need for a new formula for Far Eastern timber producers at the Eastern Economic Forum. The presidential instructions on the results of the WEF talk about the need to develop and introduce in the Far East a mechanism for granting priority access to mineral deposits, subsoil plots, fish farms and forest areas for investors implementing projects to create in these territories enterprises for the production of high-tech products and processing Corresponding raw materials. That is, preferential (according to some information - non-search) access to the resource in exchange for investment in the industry.

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Лес в обмен на инвестиции

На Дальнем Востоке применяются новые механизмы поддержки лесной отрасли. Ключевое ожидание — рост экспорта переработанной древесины

Лес в обмен на инвестиции
Фото: shutterstock
О запасах леса на российском Дальнем Востоке приятно говорить в сравнительных выражениях. Например, если смотреть по площади — то на одного дальневосточника сегодня приходится 46,5 га леса. Для сравнения, в Китае на одного человека — только 0,07 га, а в Японии — 0,2 га. По некоторым оценкам, запасы леса на Дальнем Востоке и в Сибири составляют 51% от всех запасов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По данным WWF, это 11,1 млрд куб. м древесины. По статистике Минпромторга, в ДФО сосредоточено более 25% запасов древесины России, но степень освоения лесного фонда низкая — менее 18%.

Очевидно, что местный рынок (а в ДФО проживает 6,2 млн человек) совершенно неадекватен возможностям отрасли. Потенциал развития экспорта огромен: уже сейчас древесина и изделия из нее занимают третью строчку в структуре экспорта Дальнего Востока (в стоимостном объеме). На их долю приходится порядка 11% экспорта, в то время как рыба, ракообразные и моллюски — 24%, а 45% — минеральное топливо и продукты его переработки.

Всего, согласно данным таможенной статистики, в 2015 г. экспорт древесины с территории ДФО составил 847,63 млн долл. в денежном выражении (в 2014 году— 1,03 млрд долл.). Во многом снижение произошло из-за динамики цен на российскую древесину. По данным аналитического портала «Лес Онлайн», средняя по России экспортная цена на кругляк на конец 2015 г. составила 68,9 долл. за куб. м, в то время как в 2014 и 2013 г. — порядка 85,07 долл. за куб. м.

Из указанного объема экспорт необработанных лесоматериалов составил 6 млн куб. м (стоимостью 484,5 млн долл.). Необработанные лесоматериалы экспортируются в основном в Китай (95% от всего объема вывозимого необработанного леса), на Республику Корея приходится 2,5%, на Японию — 2,1% объема вывозимого необработанного леса.

Экспорт обработанных лесоматериалов в 2015 г. по объему увеличился более чем на 9% и составил 1,7 млн куб. м стоимостью 265 млн долл. Обработанные лесоматериалы также экспортируются в основном в Китай (85%), Республику Корея (9,5%) и Японию (2,6%).


Источник

Интересный факт: более 4 млн т лесопродукции (половина от всего объема экспорта) было вывезено в КНР по железной дороге через один пограничный переход. Это Гродеково — Суйфэньхэ в Приморье. При этом лес составил 55,6 % от всех экспортных грузов, вывезенных через международные погранпереходы.


Рынок рядом
Говоря о макроэкономических условиях развития лесной отрасли Дальнего Востока, помимо существенного ресурса, необходимо подчеркнуть близость крупных зарубежных центров потребления. Основные производители леса сегодня сосредоточены в Хабаровском крае и Приморье. Оба региона имеют сухопутную границу с крупнейшим потребителем — Китаем; оба имеют выход к морю и всю необходимую портовую инфраструктуру для отгрузки продукции морским путем. Для понимания местных расстояний: судно доходит от Владивостока до портов Южной Кореи за 2–3 суток, Японии — 3–4 суток. Везти лес из Приморья в Японию в 2–2,5 раза ближе, чем из Карелии, например, в Германию.

Эта выгода в полной мере проявила себя в 90-х г. Практически неконтролируемое развитие отрасли привело к экспортному буму — с 1995 по 2007 г. количество вывозимой древесины выросло более чем в 4 раза, достигнув пика в 17,5 млн куб. м в год, из которых 17,2 млн куб. м — необработанной продукции, кругляка. Основным покупателем выступил Китай — российское сырье шло на фабрики по производству мебели, паркета и других изделий. По факту Китай стал монополистом в закупке дальневосточного российского леса, в то время как в самом Китае импорт древесины с Дальнего Востока занимал только 10% от всего лесного импорта, уступая импортируемым объемам из Новой Зеландии, США и Канады.

Роковым для экспорта стал 2008 г., когда разом схлестнулись сразу несколько событий. С одной стороны, Россия стала наращивать экспортную пошлину на необработанную древесину. С другой стороны, финансовый кризис 2008 г. ударил по покупательной способности на тех рынках, куда направлялась китайская продукция, сделанная из российской древесины. Экспорт упал вполовину — до 8 млн куб. м — и с того момента вплоть до текущего года не показал существенных скачков в объемном выражении.

В то же время история последних восьми лет развития отрасли охарактеризовалась постепенным изменением структуры экспорта древесины. Начала расти переработка — сработала целая волна инвестиций в обрабатывающие производства. Более четко стали обозначаться иностранные игроки, заинтересованные в системном развитии бизнеса. Однако оценки и со стороны экспертов, и со стороны чиновников звучат прежние: ресурсы недоосваиваются, потенциал экспорта не раскрывается, отрасль почти что стагнирует.

Сегодня лесная отрасль является одной из сфер экономики, признанных правительством приоритетными для развития на Дальнем Востоке — наряду с рыбной промышленностью, сельским хозяйством, нефтегазовой и горнодобывающей отраслями. Приоритет выражается в целевом применении новых мер поддержки, создаваемых правительством на Дальнем Востоке, а также в поиске специфических механизмов, способных дать существенный импульс бизнесу.


Какой лес без льгот
Одним из свидетельств нового этапа в развитии лесопромышленного комплекса Дальнего Востока является активность, с которой ключевые игроки отрасли отреагировали на создаваемые в регионе меры государственной поддержки. К настоящему времени лесопромышленные предприятия уже обозначились во всех созданных Министерством по развитию Дальнего Востока механизмах развития макрорегиона.

Во многом знаковым стал инвестиционный проект компании «Азия лес», который получил от министерства целевую субсидию на строительство необходимой инфраструктуры (подобную меру поддержки на Дальнем Востоке пока получили всего 12 инвестиционных проектов). Компания создает в поселке Березовый Хабаровского края перерабатывающий комплекс годовой мощностью 200 тыс. куб. м сухих пиломатериалов, 100 тыс. куб. м профилированных пиломатериалов, 84 тыс. т топливных гранул и 290 тыс. плотных куб. м технологической щепы. Годовой объем лесозаготовок — почти миллион кубометров леса. Общая сумма инвестиций оценивается в 8,4 млрд руб., из которых 847 млн руб. — целевая субсидия из федерального бюджета на строительство 64 км дороги, одного моста через реку Немелен и цеха электрогенерации для предприятия. Выход на проектную мощность намечен на 2018 г.

«Азия лес» входит в BM group — это один из крупнейших производителей лесоматериалов в России. Свою деятельность лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия компании осуществляют в нескольких регионах, на территории более 2,9 млн га. По информации Минвостокразвития, проекты компании реализуются с привлечением инвестиций из КНР. Компания уже декларирует наличие долгосрочных внешнеторговых контрактов о поставке продукции на рынки Европы, Кореи, Японии и Китая.

Другим механизмом поддержки — режимом территории опережающего развития (ТОР) воспользовалась группа компаний RFP.  Дочерние структуры холдинга — ООО «Амурская лесопромышленная компания» и АО «Амурский промышленный центр» — на площадке «Амурск» ТОР «Комсомольск» ведут работу по открытию производства лущеного шпона в объеме 300 тыс. куб. м в год и пиломатериалов в объеме 250 тыс. куб. м в год. Инвестиции оцениваются в более чем 12 млрд руб. с созданием 650 рабочих мест.

По словам управляющего директора по лесопереработке ООО «Амурская лесопромышленная компания» Владимира Григорьева, «в активной фазе находится строительство уже второго завода по выпуску пиломатериалов. Наши планы — дать первый продукт в начале 2017 г. Продукция будет ориентирована на экспорт — Корея, Китай, Япония. Первый проект находится в эксплуатационной фазе и стабильно загружен на уровне не менее 60%. Основная продукция — шпон. Основная страна экспорта — Япония. В проработке находится третий проект — пеллетное производство. Его основная цель — сбалансировать использование сырья и отходов производства первых двух проектов. Продукция также будет ориентирована на экспорт. Проект ожидаем реализовать в течение двух лет».
RFP — крупнейшая лесопромышленная группа Дальнего Востока и одна из крупнейших в России. Размер лесного фонда RFP составляет 4,5 млн га, а объем ежегодной лесозаготовки — более 2 млн куб. м, что составляет 15% от всего объема лесозаготовки на Дальнем Востоке. В состав группы RFP входят более 30 предприятий, формирующих единую технологическую цепочку — от лесопосадки и заготовки до переработки, транспортировки и реализации лесопродукции конечным потребителям.

На долю RFP приходится более 15% российского экспорта лесоматериалов в Китай и более 5% российского экспорта в Японию. Компания также является крупнейшим на Дальнем Востоке производителем и экспортером пиломатериалов с ежегодным объемом производства 300 тыс. куб. м (без учета строящихся мощностей).

Режим территории опережающего развития позволяет инвестору получить значительные льготы и преференции. Среди них — сниженный налог на прибыль (первые 5 лет с первой прибыли — от 0% до 5%, последующие 5 лет — от 10%), земельный налог 0% в течение 3 лет, освобождение от налогов на имущество, пониженные тарифы страховых взносов — 7,6%, льготные арендные ставки, ускоренная процедура возмещения НДС и другие.

Наконец, буквально месяц назад прошла информация, что еще одно крупнейшее дальневосточное лесопромышленное предприятие — ООО «Аркаим» — станет резидентом свободного порта Ванино. Режим свободного порта (реализуется в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток») по набору льгот для резидентов очень близок к режиму территории опережающего развития. Само предприятие сейчас находится не в лучшей форме — продолжается тяжба с кредиторами. Однако по сообщениям руководства компании, к настоящему моменту достигнута договоренность о вхождении в проект китайских инвесторов, которые не только закроют долги предприятия, но и вложатся в увеличение производственных мощностей комплекса на 80–100%. Если изначально «Аркаим» обошелся в 14,3 млрд руб., то стоимость дополнительных инвестиций в развитие производства составляет 1,42 млрд руб.


Ресурс приоритетно будет выделяться инвесторам
Нельзя сказать, что структура экспорта удовлетворяет сегодня ответственных за развитие Дальнего Востока. На долю кругляка приходится 70% экспортируемого леса — и это даже несмотря на высокие пошлины на экспорт древесины, которые для предприятий ДФО составляют 25%. По факту высокие пошлины приводят к снижению конкурентоспособности российского товара, но недостаточно стимулируют инвесторов заниматься переработкой.

Представители дальневосточной лесной промышленности регулярно призывают власти к снижению экспортной пошлины — увеличение объемов производства (а значит и экспорта) даст эффект в повышении налоговых отчислений в бюджеты регионов. В то же время модель, которая долгое время обсуждалась на уровне Минвостокразвития, была призвана увязать интересы бизнеса с инвестированием в создание перерабатывающих производств. В феврале, например, на одном из совещаний было сформулировано предложение увязать предоставление льгот на уплату таможенных пошлин с инвестициями в создание лесной инфраструктуры и перерабатывающих производств.

В сентябре эта мера поддержки приобрела новое звучание — о необходимости новой формулы для дальневосточных лесопромышленников говорил на Восточном экономическом форуме президент России Владимир Путин. В президентских поручениях по итогам ВЭФ говорится о необходимости разработать и ввести в действие на Дальнем Востоке механизм предоставления преимущественного доступа к месторождениям полезных ископаемых, участкам недр, рыбоводных и лесным участкам для инвесторов, реализующих проекты по созданию на таких территориях предприятий по производству высокотехнологической продукции и переработке соответствующего сырья. То есть льготный (по некоторым данным — безаукционный) доступ к ресурсу в обмен на инвестиции в отрасль.