Поделиться
«Мы останемся лидерами по перевалке угля»
Поделиться

-

Управляющий директор крупнейшего морского терминала по перевалке угля в России ОАО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев рассказал EastRussia.ru о строительстве нового угольного комплекса, об уникальных ноу-хау в работе со смерзшимся углем и о том, зачем стивидор тратит 50 млн рублей на высадку мальков кеты.

- Анатолий Анатольевич, как вы относитесь ко мнению, что порты Дальнего Востока – основа ускоренного развития восточных территорий страны?

- Полностью согласен. Развитие экономики немыслимо без развития транспортной отрасли. А учитывая, что сегодня наш регион развивается серьезными темпами, то без современной инфраструктуры и модернизации портовых мощностей не обойтись.

- Что представляет собой структура «Восточного Порта»?

- «Восточный Порт» - крупнейший стивидор по перевалке угольной продукции. За 2012 год оборот составил 18 млн тонн, за 2013 год - 17,8 млн тонн. В этом году мы планируем достигнуть показателя в 21 млн тонн, то есть динамика роста налицо.

В структуру входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый – единственный в Приморском крае, да и вообще на Дальнем Востоке страны, специализированный угольный комплекс с системой конвейерного оборудования. Мощность перевалки у него – 14,2 млн тонн в год, терминал способен принимать суда дедвейтом 150 тыс. тонн. Комплекс оборудован полностью автоматизированной системой выгрузки – это вагоноопрокидыватели, которые позволяют за три минуты выгружать сразу четыре вагона. Для сравнения: если использовать традиционный способ, то выгрузка одного вагона занимает до 20 минут. А использование вагоноопрокидывателей - это очень технологично, быстро, плюс отсутствие человека в зоне действия машины позволяет добиться максимальной безопасности.

Также на терминале имеются большие склады для накопления - отгрузка там тоже автоматизированная, то есть доставка со склада на судопогрузочную машину происходит посредством перемещения по конвейерным линиям. Мощность всего оборудования 3 тыс. тонн в час. Получается, в течение суток мы готовы грузить 60 тыс. тонн. Соответственно, и выгрузка на терминале идет в объеме 50-60 тыс. тонн. Цифры колоссальные, но этим мы, наверное, и отличаемся от других стивидоров в Приморье.

Второй наш терминал – универсальный, он специализируется на грейферной перевалке угля с применением портальных кранов. Четыре причала универсального комплекса длиной почти 800 метров имеют возможность обрабатывать суда дедвейтом до 70 тыс. тонн. Терминал способен перерабатывать не только насыпные грузы, но и любые другие, начиная от контейнеров, заканчивая прокатом металла, любой навал, при этом направление как экспортное, так и импортное. Сегодня рынок угля достаточно интересен, поэтому и универсальный терминал задействован на перевалке угля. Мощность комплекса составляет 3 млн тонн в год. По итогам этого года планируется выйти больше, чем на 4 млн тонн.

«Восточный Порт» может похвастаться наличием собственного портового флота – буксиров-кантовщиков, которые оказывают услуги по швартовым работам как для нужд нашей компании, так и сторонним предприятиям. Наши буксиры работают не только в бухте Врангеля, но и в бухтах Находка и Козьмино по контрактам. Эти услуги также востребованы у наших клиентов. На этом подразделении идет обновление буксирного флота - недавно приобретен буксир-кантовщик азимутального типа с гордым именем «Кузбасс». Он заложен на голландской верфи, его мощность - 4,2 тыс. лошадиных сил, что позволяет ему работать как полутора буксирам в старом исполнении. В планах «Восточного Порта» - обновлять и модернизировать флот и дальше.

- А какие вспомогательные подразделения, без которых терминалы не смогут работать?

- Безусловно, в структуру предприятия входит множество «вспомогачей», как мы их называем, основная задача которых – обеспечить грузоперевалку. Это электрохозяйство: воздушные кабельные линии, три крупных электроподстанции, индивидуальные тепловые установки. Это теплохозяйство - три собственных котельных. Также это учебно-курсовой комбинат, который на своей площадке обучает приходящих к нам работать специалистов. Техника, которую мы используем, уникальна, она практически всегда делается специально для нас или по нашим проектам. Соответственно, для того чтобы работать на ней, необходимо специальное образование. Кроме того, на учебном комбинате мы готовим специалистов не только для себя, но и для сторонних компаний-стивидоров.

У нас есть ведомственная пожарная охрана, которая занимается сопровождением опасных грузов, например в рамках Северного завоза, а основная ее задача – обеспечивать пожарную безопасность в порту. В 2015 году планируется приобрести новую пожарную машину.

- В 2010 году вы начали реализацию пятилетней программы совершенствования технологии работ, обновления и модернизации оборудования. Как она продвигается?

- Совместно с ООО «Управляющая портовая компания» мы продолжаем вести активную работу по улучшению качества предоставляемых услуг и увеличению грузооборота ОАО «Восточный Порт». В 2010 году мы начали реализацию программы совершенствования технологии работ, обновления и модернизации оборудования. В течение пяти лет, на которые рассчитана программа, для порта приобретают современную перегрузочную технику.

Самые масштабные проекты, которые стоило бы упомянуть, уже реализованы – это замена вагоноопрокидывателя и судопогрузочной машины на угольном комплексе, закупка новой крановой техники, погрузчиков, телескопического ленточного конвейера и дробильно-сортировочных машин для универсального комплекса. Программа предполагает не только обновление техники, но и модернизацию или строительство необходимой инфраструктуры для улучшения качества работы. Сюда входят ветрозащитные сооружения, удлинение тепляков, улучшения бытовых условий, а это – комфорт работников.

На универсальном комплексе меняется технология работы. Закуплена колесная техника, ленточные штабелеры, строятся склады в тыловых зонах причалов, которые ранее не были задействованы. Плюс на территории этого комплекса мы строим железнодорожную инфраструктуру. Раньше она была ограничена, так как терминал строился без привязки к какому-то виду груза. Но в сейчас мы специализируемся на навале, а это предполагает необходимость очень больших складов и возможность единовременной постановки большого количества вагонов. Требуются дополнительные железнодорожные ветки. Инфраструктурно мы должны иметь возможность принять у себя повышенное количество вагонов – не 55, как раньше, когда порт только строился, а 70, какими приходят маршруты. На это и направлена программа по строительству железнодорожной инфраструктуры. Мы работаем над общим делом – увеличением потенциала Дальнего Востока в сфере перевалки грузов, мы стараемся идти в этом направлении.

- Начиная с декабря и заканчивая серединой апреля одна из главных проблем стивидоров-угольщиков – это смерзание угля. Вы внедрили какие-то разработки, чтобы зимой было легче выгружать уголь. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Специалисты ООО «Управляющая портовая компания» совместно с руководством Порта в рамках программы модернизации разработали ряд мер для улучшения технологии выгрузки в зимний период, которые уже активно применяются. Для решения проблемы смерзания угля введен в работу бурорыхлительный комплекс (БРК), оснащенный восемью шнеками. Это, поверьте, уникальная установка. Идея создания БРК принадлежит нашим специалистам, его аналогов пока нет нигде. Шнеки в автоматическом режиме в четырех местах просверливают груз почти до основания, оставляя небольшой зазор, чтобы не повредить основание вагона, и дробят смерзшийся уголь на более мелкие фракции. После этого вагон загоняется в тепляки, и в технически прорубленные отверстия поступает теплый воздух. Вот эти вагоноразмораживающие устройства уже модернизированы. Они позволяют отогревать единовременно 80 полувагонов.

Далее вагоны идут к вагоноопрокидывателям, где происходит выгрузка угля. Но в зимний период дуют сильные ветра, поэтому над железнодорожными путями построены ветрозащитные сооружения протяженностью в 100 метров, в каждом из них имеется 30-метровый блок, оснащенный инфракрасными излучателями, который обеспечивает дополнительный подогрев и исключает примерзание угля к стенкам полувагонов. На надбункерных решетках вагоноопрокидывателей установлены обновленные дробильно-фрезерные машины. Весь комплекс мер позволяет не только сократить время разгрузки, но и минимизировать труд людей в опасных зонах.

- В этом году порт демонстрирует прекрасные результаты: в январе-июле 2014 года грузооборот угольной продукции увеличился по сравнению с показателями АППГ на 20,1% до 12 млн 572,7 тыс. тонн. За 7 месяцев года выполнено уже 71% годового плана. Благодаря чему удалось добиться столь высоких результатов?

- Добиться этих результатов удалось отчасти благодаря этой самой программе по модернизации портовой инфраструктуры. Обновленное оборудование и автоматизированный процесс перевалки позволяют сокращать время выгрузки угля, а значит, экономят наше время и деньги клиентов. Плюс уже налаженная за два года технология работы в зимний период, которая позволяет отгружать уголь необходимой фракции без особых трудностей.

Ко всему прочему сегодня мы – единственный в Приморье порт, который способен принимать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн. Если посмотреть на показатели разовых отгрузок на флот, то это в основном суда дедвейтом в 30-40 тыс. тонн. А чем больше на судне груза, тем дешевле стоимость фрахта в конкретном порту, который может полностью обеспечить загрузку этого судна. Мы грузим суда типа «Кейпсайз» дедвейтом в 150 тыс. тонн, и клиенту это выгодно. В этом наше преимущество. И, конечно, результаты не были бы достигнуты без участия каждого работника. Постоянное обучение специалистов плюс стимул в виде достойной оплаты труда и социальных гарантий приводят к тому, что люди работают качественно и постоянно развиваются в своем деле.

- Вы приступили к строительству нового угольного терминала. В начале июля был подписан контракт с Торговым домом «Марубени Корпорейшн» на комплексную поставку специализированного оборудования для Третьей очереди Угольного комплекса на сумму 3,5 млрд рублей. Как изменится объем перевалки в порту после запуска комплекса?

- В ноябре 2012 года положено начало строительству будущей третьей очереди специализированного комплекса. Реализация проекта рассчитана на 48 месяцев и ведется специалистами ОАО «Восточный Порт» совместно с ООО «Управляющая портовая компания». Условная дата введения комплекса в эксплуатацию – 1 января 2017 года. Мы планируем, что уже в 2017 году третья очередь выйдет на проектную мощность в 10 млн тонн в год.

Мы создаем зеркальное отражение действующего специализированного комплекса на участке в 54 гектара, из них 17 гектаров – искусственно созданный участок. Общая площадь единовременного хранения грузов составит около 800 тыс. тонн. Здесь с нуля будет создана вся необходимая железнодорожная инфраструктура и четыре склада, устанавливается оборудование: два тандемных вагоноопрокидывателя, машины для размещения и забора грузов со склада – стакеры и реклаймеры. Создается полностью конвейерное обеспечение для перемещения груза.

- В чем уникальность проекта?

- Вместимость складов составит до 1,5 млн тонн, благодаря тому что будет возможна как выгрузка на действующем терминале при размещении груза на складах нового, так и наоборот, то есть терминалы связаны. Плюс сохраняется уровень автоматизации. Так же, как на действующем комплексе, будут предусмотрены вагоноразмораживающие устройства для единовременного разогрева 40 полувагонов.

В новом терминале суда будут грузить уже не по осадку в 16 метров, то есть не 150 тыс. тонн, а до 18 метров - мы сможем принимать «Кейпсайзы» грузовместимостью до 180 тыс. тонн. Это наше конкурентное преимущество, потому что интерес грузоотправителей налицо – фрахт дешевле. Этот рынок нельзя назвать высокорентабельным, и возможность сэкономить на фрахте – наш плюс и возможность предложить клиентам более интересные условия.

- На каком этапе строительство?

- Что сделано на сегодняшний день: в полном объеме завершены работы по вертикальной планировке, образованию территории и берегоукреплению площадки третьей очереди. Ведутся комплексные работы по строительству основных объектов – готовятся фундаменты под склады, здания для персонала, производственные помещения энергетического назначения, транспортного хозяйства и отделы связи. Параллельно ведутся работы по прокладке инженерных коммуникаций. Полностью достроен литерный причал 51А, он предназначен для приема объемного технологического оборудования, которое проще выгружать крупными частями и собирать на месте, максимально близком к стройке. После возведения третьей очереди комплекса причал будет использоваться под швартовку флота.

В полном объеме третья очередь угольного комплекса заработает к 2020 году, тогда «Восточный порт» будет обрабатывать 39 млн тонн угля в год. Планируемая стоимость полномасштабной реализации проекта - 14,2 млрд рублей. Из них 3,5 млрд освоены на сентябрь этого года, и на 3,5 млрд рублей мы заключили контракты на поставку основного оборудования. То есть 50% средств практически освоены.

- Соответствует ли проект экологическим требованиям? И каким образом компания решает вопросы неминуемого загрязнения окружающей среды?

- Забота об экологии и сохранение окружающей среды в ее первозданном виде – одна из приоритетных задач «Восточного Порта». В структуру компании входит экологический отдел с аккредитованной лабораторией. Этот отдел в режиме онлайн мониторит количество пыли в воздухе и состояние воды. Вся техника, используемая на терминалах, оборудована системой пылеподавления и пылезащиты. В зоне вагоноопрокидывателей в угольном комплексе круглосуточно работает аспирационная система, на предприятии постоянно действуют 18 установок для очистки воздуха и восемь локальных установок по очистке сточных вод. Для примера, с помощью пылеуловителей на нашем специализированном комплексе воздух очищается на 98,5%.

Также мы реализуем экологический проект по модернизации очистных сооружений на универсальном производственно-перегрузочном комплексе. Стоимость этого проекта — около 4,5 млн долларов, в этом году мы заканчиваем производство этих очистных сооружений. Это большие отстойники, которые позволяют отделить воду от пыли и угля. На каждом причале установлена специализированная емкость, куда прямым стоком попадают осадки, вода из оросительной системы, то есть с причала это все не уходит в море, а идет в отстойники, где происходит процесс очистки воды. После контроля качества происходит сброс воды в море. Аналогов этой системе еще нет ни в одном из портов Дальнего Востока. Многоступенчатая система очистки сточных вод включает целый перечень построек, оснащенных системой многоуровневой фильтрации. По прогнозам экологов, вода будет очищаться до показателей рыбохозяйственного водоема. У порта большие территории, поэтому есть возможность установить большие по площади очистные сооружения. Мы можем это сделать – мы делаем.

Что же касается проекта третьей очереди, то все необходимые экологические экспертизы и разрешения у нас есть. Плюс ко всему в качестве компенсации за урон экологии, который нанесло строительство искусственного земельного участка для терминала, наши экологи этим летом провели ряд мероприятий. Компенсационное возмещение биоресурсов и среды их обитания включало высадку в водоемы 10 млн мальков кеты. Стоимость этой акции составила около 50 млн рублей. Также по заказу нашей компании было выращено и выпущено в Японское море 1,08 млн особей гребешка, 1,35 млн особей трепанга и около 1 млн особей ламинарии. Высадка кеты и гребешка проходила в Хасанском районе. Подобная акция также проходила у нас и прошлым летом. Это не просто декларация предприятия - наши экологи работают с компаниями, занимающимися воспроизводством морских видов. В 2015 году мы будем продолжать подобную работу, так как в данной ситуации мы идем по пути справедливой платы за то негативное воздействие, которые мы оказываем на природу в связи со стройкой.

На территории будущей третьей очереди сейчас ведется монтаж сооружений для очистки сточных вод. Пока это только каркас пруда-отстойника, но к моменту введения комплекса в работу будет создана многоуровневая система фильтрации, которая позволит очищать сточные воды до показателей рыбохозяйственного водоема, аналогично очистным сооружениям на Универсальном комплексе. ОАО «Восточный Порт» и ООО «Управляющая портовая компания» уделяют особое внимание защите окружающей среды, поэтому внедрять экологические установки мы начинаем уже сегодня - задолго до того, как терминал начнет работу.

- ОАО «Восточный Порт» уделяет большое внимание социальной политике. В чем оно заключается?

- Предприятие входит в реестр социально-ответственных Организаций Российской Федерации. Сотрудникам предоставляется широкий спектр социальных гарантий и льгот. Ежегодно на социальные программы наша компания выделяет значительные средства. Сюда входит санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и их детей, медуслуги. Сотрудники «Восточного Порта» имеют ряд социальных гарантий, а также спектр финансовых льгот, таких как социальное страхование, кредитование, материнские выплаты. Предусмотрено бесплатное обучение как в собственном учебном комбинате, так и в сторонних вузах, регулярное повышение квалификации.

Средняя заработная плата работников ОАО «Восточный порт» по итогам 2013 года - 52,6 тыс. рублей, ежегодно проводится индексация окладов. В то время как средняя зарплата по Приморскому краю за 2013 год – 30,6 тыс. рублей, по Дальнему Востоку – 33,9 тыс. рублей, по стране – 27,3 тыс. рублей.

Мы занимаемся социальной политикой, так как понимаем, что сохранить костяк коллектива, сохранить персонал – очень важно. Особенно в нынешней ситуации, когда из Приморья ежегодно уезжают до 3 тыс. человек. Людей нужно привлекать, давать им возможность зарабатывать достойные деньги и благополучно жить здесь. С введением в работу третьей очереди Угольного комплекса мы обеспечим новыми рабочими местами со стабильной заработной платой, полным социальным пакетом, всевозможными социальными льготами почти 500 человек. То есть сейчас работает порядка 1,63 тыс. человек, а с вводом в эксплуатацию нового терминала количество рабочих мест превысит 2 тысячи.

Кроме того, ОАО «Восточной Порт» является градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком. В 2014 году наши налоги в бюджеты разных уровней составят порядка 750 млн рублей, а с вводом в эксплуатацию третьей очереди эта сумма вырастет до 2 млрд рублей.

- Надо ли включать порты в ТОРы? Какие проблемы портов в этом случае будут решены?

- Насколько я понимаю, на данный момент ТОРы предполагают в первую очередь развитие производства. Мы все-таки являемся компанией, которая оказывает услугу. Если включение в ТОР позволит нам, например, дополнительно построить железнодорожную станцию, то есть ускорит процесс расширения ж/д станции «Находка-Восточная» и строительства дополнительных веток железной дороги на подъездных путях к порту, а в этом случае строительство и будет производством, то противоречий мы в этом не видим и готовы поучаствовать в таких проектах. Если будет такая территория, которая позволит порту заработать более мощно, будут новые интересные проекты, то это будет хорошо, но мы скорее здесь получим выгоду от следствий, чем от самого факта создания ТОРов.

- Оцените, пожалуйста, перспективы развития основных портов Дальнего Востока в целом и «Восточного Порта» в частности.

- В нашей отрасли сложно загадывать дальше, чем на пять лет. Это связно с тем, что рынок стивидорных услуг очень живой, хотя из-за этого с ним и интересно работать. Тяжело планировать проекты на несколько лет вперед, поскольку рынок меняется. Вспомните, еще 10 лет назад никто не мог предположить, что будет такой рост заинтересованности в угольной продукции. Приоритетным был экспорт металла, импорт автомашин, импорт техники. Прошло всего десятилетие - период небольшой, но рынок полностью поменялся. Такого потока импортных машин уже нет, и, наверное, это хорошо, так как мы создаем производство внутри страны, а это уже глобальные задачи, поставленные руководством страны. Но при этом поменялась конъюнктура стивидорного рынка, появилось что-то новое, сейчас это уголь. Пройдет еще пять лет, но что будет незыблемо, так это то, что мы останемся лидерами по перевалке угля, мы умеем это делать, и мы инфраструктурно к этому готовы. Что мы сделаем на площадке нашего универсального комплекса? Вполне возможно, найдем новых партнеров в качестве грузоотправителей либо грузополучателей. Рынок - живой и подвижный, но мы постоянно думаем о том, как мы будем развиваться дальше.


Текст: Надежда Котлярова Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов