Поделиться
На мели: рыбодобытчики понесли потери из-за неудачной путины в ДФО
Поделиться

В убытке на Дальнем Востоке по итогам года остались рыбохозяйственные и транспортные предприятия

Цены на красную икру этой осенью в России взлетели почти на треть, дальнейшее подорожание этого продукта эксперты ожидают к Новому году. Дороже становится и рыба — все дело в крайне неудачно путине этого года на Дальнем Востоке. А пока покупатели оценивают, смогут ли потянуть траты на подобную продукцию, рыбодобытчики и транспортные организации уже заявляют о финансовых потерях. Улучшения ситуации ждать вряд ли стоит — ученые предупреждают, что время рекордных путин проходит.

pixabay.com

По данным Росрыболовства, вылов тихоокеанских лососей в этом сезоне составил около 300 тыс. тонн (всего за 11 месяцев 2020 года в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне добыто 3,3 млн тонн различных биоресурсов). Это минимальный улов за последние 11 лет. Причем по сравнению с результатом двухлетней давности он ниже на 56%.

Показатели промысла красной рыбы традиционно сравниваются либо между четными, либо нечетными годами в связи с особенностями жизненного цикла горбуши, на которую приходится значительный объем вылова в летне-осеннюю путину. Впрочем, спад добычи лососей — почти на 40% — наблюдался и к прошлогоднему сезону. Промысел лососевых в 2018 и 2019 годах, когда было добыто 677 тыс. и 480 тыс. тонн, соответственно, был рекордным за многие десятилетия. На таком фоне динамика недолова в нынешнюю путину выглядит особенно контрастно.

 

ЛОСОСЕВЫЕ АНОМАЛИИ

Сезон оказался неудачным практически для всех дальневосточных регионов, куда заходит лосось. На начало октября, когда основная лососевая путина завершилась, на Сахалине по сравнению с аналогичным периодом 2018 года добыча красной рыбы сократилась на 51% (до 54 тыс. тонн), в Хабаровском крае — на 22% (до 33,2 тыс. тонн), хотя его отдельные промысловые районы дали неплохой улов. Со снижением столкнулись Колыма — на четверть (до 5,4 тыс. тонн) и Чукотка — более чем на треть (до 1,9 тыс. тонн).

Наиболее резкий спад объемов произошел на Камчатке — главном рыбодобывающем регионе Дальнего Востока. Лососевых у полуострова выловлено порядка 190 тыс. тонн, что на 60% меньше чем в предыдущую четную путину. Промысел увеличился лишь в Приморье — почти на 5%, но лосося там всегда добывается мало: в нынешнюю путину немногим более одной тыс. тонн.

«Говоря о ситуации этого года, все рыбаки отмечают основную проблему — это ситуация с неоправданным прогнозом по подходам лосося на восточном побережье Камчатки. Предприятия рассчитывали на большую рыбалку, а в итоге столкнулись с очень незначительными подходами», — рассказал врио министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.

В 2020 году с самого начала ожидалось снижение численности подходов тихоокеанских лососей, уточнили во Всероссийском научно-исследовательском институте рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), однако реальный уровень их добычи оказался на 23% или почти на 100 тыс. тонн ниже начальной прогнозной оценки.

«Недолов горбуши в Магаданской области, горбуши и кеты на Чукотке и на Южных Курилах, а также всех видов тихоокеанских лососей на востоке Камчатки нельзя объяснить ни просчетами отраслевой науки, ни особенностями регулирования и ведения промысла», — подчеркивает руководитель департамента анадромных рыб России ФГБНУ «ВНИРО» Сергей Марченко.

По данным исследований отраслевой науки, основной причиной несоответствия фактического вылова прогнозным ожиданиям стали серьезные изменения в экосистеме Северной Пацифики в январе-мае 2020 года. Следствием масштабного климатического сдвига стало снижение добычи тихоокеанских лососей не только на Дальнем Востоке Россиии, но и в США, Канаде и Японии.

Руководитель Тихоокеанского филиала ФГБНУ «ВНИРО» Алексей Байталюк уточняет, что в отличие от сезона 2019-2020 годов условия зимовки 2017-2018 годов были настолько благоприятны, что высокая выживаемость лососей привела к увеличению численности подхода, корректировки объемов изъятия и к рекордному улову.

«Впереди нас может ожидать период неопределенности в уровне и оценке запасов лососей, пока мы не наработаем новый опыт и сможем прогнозировать отклик и степень воздействия этих факторов на выживание лососей. В краткосрочной перспективе следует серьезно отнестись к ожиданию снижения подходов долгоживущих видов лососей в ближайшие два года», — предупреждает эксперт.

 

РЫБАЦКОЕ НЕСЧАСТЬЕ

«Потери, которые понесли рыбохозяйственные предприятия в путину 2020 года на востоке Камчатки — колоссальны. Кроме всего прочего, рыбаки несли дополнительную нагрузку при реализации мер по борьбе с коронавирусом — то, чего никто не ожидал. Эти затраты составили более одного млрд рублей», — рассказал EastRussia председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын.

Для оценки состояния запасов тихоокеанских лососей Росрыболовство намерено увеличить финансирование исследовательских работ. По поручению главы ведомства будет разработана целевая программа развития и проведения до 2026 года научных исследований тихоокеанских лососей в интересах рыбохозяйственного комплекса страны.

Как сообщила пресс-служба Росрыболовства, уже в следующем году планируется восстановить изыскания в Беринговом море (часть исследований, которые проводились на восточной Камчатке, прекратилась в 2015 году), ввести новый элемент учета лососевых у Курильских островов.

Активизируются учетные работы и в других промысловых зонах. Кроме того, завершится формирование единой стратегии аэровизуальных и акустических исследований численности производителей тихоокеанских лососей, пропущенных на нерест. Полученные материалы позволят оперативно формировать научно обоснованные рекомендации по организации и проведению промысла, вводить ограничения рыболовства согласно федеральному законодательству.

«Как говорится, не было бы счастья да несчастье помогло. Я рад, что на проблему оценки подходов тихоокеанских лососей обратили внимание. На восточном побережье Камчатки состоявшаяся путина сильно отличалась от прогнозных данных. Это произошло по причине того, что наука не смогла оценить все последствия проблемного нагула лососей в Северной Пацифике в зиму 2019-2020 года, — отмечает Владимир Галицын. — Это было неожиданно, нехарактерно, ведь мы привыкли к хорошим результатам в предыдущие годы. Но вмешалась природа».

 

КОРОНАВИРУСНОЕ ПАДЕНИЕ

Снижение лова красной рыбы повлияло и на транспортные организации.

«Тот объем, который планировали взять рыбаки, и мы обработать — не получили, — констатирует заместитель генерального директора по коммерческой работе ООО "ДВ Порт" Андрей Ляшенко. — Но еще оказала свое действие пандемия. В течение года на нескольких месяцев были закрыты предприятия общепита, детские сады, общеобразовательные учреждения, то есть те, кто может потреблять недорогую белорыбицу: минтай, треску, навагу. И объем данной рыбопродукции до лососевой путины, как отгружался в прошлом году, не был отправлен. Поэтому к промыслу лососевых мы подошли с забитыми холодильниками. Если бы красная путина состоялась, нам было сложно переработать все эти объемы».

По словам менеджера, на затоваривание складских мощностей повлияли также ограничения в работе портов Китая из-за коронавируса. Часть улова, которую дальневосточные рыбаки до пандемии традиционно направляли в КНР, в связи с карантинными мероприятиями в китайских портах пошла на российский берег, что привело к еще большей загрузке местных холодильников.

В период распространения коронавирусной инфекции упал спрос, понизились цены на рыбопродукцию, что отразилось на финансовых планах промысловиков, заявляет генеральный директор ООО «Камчаттралфлот» Владимир Котов. Определенную господдержку, говорит он, получают рыбопромышленные предприятия, участвующие в программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края». Она предполагает субсидирование 2/3 процентной ставки по кредитам для реализации инвестпроектов на территории полуострова.

При этом пока неизвестно, как будет в дальнейшем развиваться ситуация с экспортом рыбы через порты КНР. Осенью Государственное таможенное управление Китая ужесточило требования к экспортерам морепродуктов гарантировать недопущение наличия возбудителя коронавируса в продукции и на ее упаковке. Это осложнило процедуры поставки российской рыбы. В начале декабря состоялись переговоры Россельхознадзора c участием ФГБУ «Национальный центр безопасности продукции водного промысла и аквакультуры» (НЦБРП) с таможенным управлением КНР. Представители китайской стороны выразили обеспокоенность продолжающимися случаями обнаружения коронавирусной инфекции у членов экипажей судов и на упаковочных материалах завозимых морепродуктов.

Как сообщили в НЦБРП, для беспрепятственных поставок рыбы на рынок КНР в качестве одного из обязательных условий соблюдения экспортерами требований по предупреждению распространения коронавируса Китаем высказана необходимость проведения российским компетентным органом перепроверки всех рыбоперерабатывающих предприятий и судов, поставляющих свою продукцию в Поднебесную.

Павел Усов Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов