Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

“Объем финансирования был увеличен"

Артур Ниязметов – о том, что заложено и что не заложено в государственные программы по развитию Дальнего Востока

“Объем финансирования был увеличен
Со следующего года в государственных, в том числе федеральных целевых программах появятся так называемые дальневосточные разделы. Они будут включать в себя специальные мероприятия именно для Дальнего Востока с учетом его сложной специфики. О том, как это будет реализовано, в интервью агентству EastRussia рассказал заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Артур Ниязметов.

– Артур Камилович, сейчас много разговоров ведется о сокращении финансирования со стороны государства. В том числе, появляются публикации о том, что сократятся бюджетные ассигнования на обеспечение Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в 2017 году. Действительно ли это так?
– В процессе подготовки бюджета объем финансирования Дальнего Востока был увеличен по сравнению с предыдущими годами. С каждым годом выделяется все больше средств для территорий опережающего развития и поддержки инвестиционных проектов.

Если в 2015 год была сумма 3,2 млрд рублей, то в текущем году только на инвестиционные проекты – 11,3 млрд рублей и еще 4 млрд рублей на ТОР, в следующем году – совокупно 15,4 млрд рублей, в 2018 году – 17,1 млрд рублей, в 2019 – 18,6 млрд рублей. И это только та часть, которую финансирует Минвостокразвития в рамках новой модели развития Дальнего Востока с использованием специальных инструментов поддержки бизнеса и привлечения инвестиций. Конечно рассчитываем, что по результатам подведения итогов реализации первых проектов будут приняты решения о дальнейшем увеличении финансирования территорий опережающего развития и инвестпроектов.

– Но все-таки отмечается такой факт, что в госпрограмме по развитию Дальнего Востока сокращено финансирование транспортного направления.
– Финансирование транспортных объектов велось полностью в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», оно не прекращено, а передано в объеме 17,4 млрд рублей на 2017 году в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России». Данное решение позволяет не дублировать функции разных ведомств, а объединить все ресурсы в рамках профильной программы. В дополнение к указанным средствам на 2017 год, в программе Минтранса предусмотрено еще 4,9 млрд рублей на 2018 год и 4,7 млрд на 2019 год на строительство региональных и местных автодорог. Все это учтено в проекте закона о федеральном бюджете на очередную трехлетку.

Такой подход, позволяющий повысить ответственность отраслевых ведомств за развитие Дальнего Востока, был утвержден Председателем Правительства в июле 2016 года.

– Есть мнения, что госпрограмма по развитию Дальнего Востока оказалась невостребованной, в частности, отмечается низкое качество ее исполнения.
– Данные мнения ошибочны, поскольку смешаны такие понятия как реализация госпрограммы и кассовое исполнение расходов, предусмотренных на ее реализацию. Итоги выполнения мероприятий по госпрограмме подводятся один раз в год. В соответствии с действующим порядком, такое подведение итогов будет в апреле следующего года.

Невысокое кассовое исполнение не должно вводить в заблуждение, поскольку госпрограмма развития Дальнего Востока состоит на 93% из расходов инвестиционного характера, предполагающих строительство новых объектов

Расчеты за выполненные работы происходят после завершения строительного периода и оформления необходимой документации. Это особенно заметно сейчас, поскольку в текущем году была утверждена редакция госпрограммы, предполагающая преимущественную реализацию новых инвестиционных проектов. При этом финансирование ряда проектов осуществляется в форме возмещения фактически понесенных инвесторами затрат, что существенно снижает риски нецелевого и неэффективного использования государственных средств.

– Сейчас формируются «дальневосточные» разделы в федеральных целевых и государственных программах. Что это даст Дальнему Востоку?
– В результате формирования «дальневосточных» разделов станет ясно, что конкретно и в каком объеме делается для Дальнего Востока.

В Постановлении Правительства России нормативно определено понятие опережающего развития Дальнего Востока. Это, в первую очередь, достижение показателей по всем направлениям выше среднероссийского уровня. Плюс ответственность за их выполнение станет персональной и измеримой. Безусловно, за этим последует и необходимое увеличение финансирования. Прежде всего данная работа коснется 27 государственных программ, перечень которых утвержден Председателем Правительства России.

По некоторым государственным программам социальной направленности уже есть ощутимые результаты работы, проведенной совместно с регионами и некоторыми федеральными ведомствами.

Были установлены квоты финансирования, повышающие коэффициенты и 5-процентный уровень софинансирования для регионов Дальнего Востока в государственной программе развития физкультуры и спорта. Благодаря этому предусмотрена реализация ряда мероприятий. Это, в том числе, строительство 12 физкультурно-оздоровительных комплексов, ледового катка, стадиона на 500 мест, крытого легкоатлетического манежа и тренировочного комплекса (1,2 млрд рублей). Уже в этом году начата реконструкция стадиона в г. Большом Камне Приморского края и строительство спортзалов в малых населенных пунктах Якутии, закуплено оборудование для 4 спортивных школ в Приморском и Хабаровском краях, а также на Сахалине (197 млн рублей).

В ФЦП развития образования до 2020 года на программу развития всероссийского детского центра «Океан» предусмотрено 5 млрд рублей. В соответствии с утвержденным планом комплексного развития Комсомольска-на-Амуре началось создание межрегионального центра профессиональных компетенций (200 млн рублей), которое завершится уже в следующем году. Кроме того, в текущем году Хабаровскому краю предоставлена субсидия в целях создания детского технопарка на сумму 56 млн рублей. С опережением начнется финансирование в Комсомольске-на-Амуре инженерной школы. Необходимые для этого средства предусмотрены в поправках в федеральный бюджет текущего года в объеме 57 млн рублей.

Аналогичная работа проводится и по другим программам.

– Сейчас сформирован новый состав Государственной Думы. Как происходит взаимодействие с депутатским корпусом?
– Взаимодействие активное. В Госдуме на протяжении многих лет работает Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, с которым у Минвостокразвития России сложилось тесное взаимодействие. Важно, что такой комитет традиционно формируется в Госдуме, в том числе и в нынешнем созыве. Значительное количество депутатов, вошедших в его состав, – представители дальневосточных регионов.

Минвостокразвития ежеквартально предоставляет в комитет отчет о реализации «дальневосточных» федеральной целевой и государственной программ, а также федеральной целевой программы по развитию Курил в целях организации совместной работы по повышению уровня экономического и социального развития  Дальнего Востока. Все ключевые для развития макрорегиона решения также рассматриваются в Госдуме, включая проекты федеральных законов, в том числе и о федеральном бюджете. Только за последний месяц мы трижды встречались в Госдуме с Комитетом по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Не меньшее внимание вопросам развития Дальнего Востока уделяется Советом Федерации. В сентябре были проведены два выездных заседания комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера – в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. В ноябре на заседании в Москве мы обсудили реализацию инвестпроектов на Дальнем Востоке.

Безусловно такая поддержка депутатов и сенаторов позволяет находить совместное решение самых сложных вопросов.