Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Роман Копин: «Чукотка – другая планета»

Какие возможности представил регион на ВЭФ, узнало EastRussia

Роман Копин: «Чукотка – другая планета»
О жемчужине ТОР «Беринговский», энергетическом мосте на Колыму и кто едет отдыхать на Чукотку, рассказал губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин.

— Роман Валентинович, расскажите, пожалуйста, что из себя представляет территория опережающего развития «Беринговский»?

— ТОР «Беринговский» не похож на другие территории опережающего развития Дальнего Востока. Он занимает большую территорию и включает в себя группу различных месторождений — газ, нефть, драгметаллы, редкоземельные металлы, но основная его жемчужина — это уголь. По отдельности эти месторождения не такие интересные, а, учитывая их расположение на Чукотке, вхождение в проекты достаточно сложное, дорогое и, конечно, затрудняет их реализацию. Но если объединить месторождения с инфраструктурой — аэропорт, морской порт, энергетика, дороги, то они вместе начинают работать как большая площадка. Вот в этом и состоит наша уникальность, и это первый ТОР, первый опыт на Дальнем Востоке, который сформировался вокруг минерально-сырьевой базы.

— Инвесторы уже есть?

— Проект мы разрабатывали совместно с Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, у него пока один якорный инвестор — это австралийская компания «Tigers Realm Coal Limited», которая осваивает угольное месторождение. В рамках Восточного экономического форума мы с Фондом развития Дальнего Востока (ФРДВ) и компанией Tigers Realm Coal Limited (TIG) подписали соглашение о совместном развитии проекта «Освоение месторождений Беринговского каменно-угольного бассейна». ФРДВ планирует финансовое участие в создании инфраструктуры — строительстве дороги.

— Каким образом будет раскрыт ресурсный потенциал проекта?

— Освоение месторождения Амаамской группы высококачественных коксующихся углей, расположенного недалеко от морского порта, в 35-37 километрах, уже началось. Модернизация морского порта позволит увеличить перевалку угля до 1-2 млн тонн в год. Таким образом, мы станем самой близкой точкой к потенциальным покупателям — Японии, Китаю, Южной Корее, другим странам Азиатско-Тихоокеанского региона. Это в два с лишним раза ближе, чем традиционные поставщики стран АТР в Австралии, и намного ближе, чем Южная Америка, которая традиционно занимает сильные позиции на этом рынке. Мы фактически имеем высококачественный проект на берегу океана, близко к потенциальным потребителям.

— Когда проект ТОРа может быть реализован?

— Проект уже запущен, обустраивается инфраструктура и морской порт, поскольку это основная цель. В рамках подписанного концессионного соглашения с ФРДВ на дорогу месторождение будет связано с портом, что позволит обеспечить вывоз продукции. Мы рассчитываем, что схема заработает со следующего года, а через два года хотим выйти на показатель до миллиона тонн экспорта угля.

Общий объем инвестиций первого этапа составляет около 13 млрд рублей, пять млрд уже привлечены. Это преимущественно частные деньги, мы не просим федеральных денег.

— Когда иностранные инвесторы знакомятся с площадкой заочно, по документам, их не отпугивает, что Чукотка — удаленная территория, очень сложная для реализации проектов?

— Это их как раз не пугает. Инвесторов, безусловно, беспокоит общая ситуация на рынке, а что касается удаленности, они точно знают, что у Чукотки хорошие позиции по недропользованию. Мы за последние 7-8 лет кардинально изменили золотую составляющую недропользователя и являемся одним из лидеров в России по добыче золота — у нас есть опыт работы с разными группами компаний — и российскими, и западными. Kinross Gold, например, благодаря чукотскому проекту стала одной из ведущих компаний по добыче золота в мире. Мы работаем с «Полиметаллом», Millhouse Group и многими другими. Эти истории успеха формируют имидж нашего региона.

— Каким же образом ТОР повлияет на жизнь населения Чукотки?

— Мы создадим новые высокооплачиваемые рабочие места. На первом этапе их будет около 450. Эффект от развития площадок территории опережающего развития скажется и на бюджетной сфере, так как заработная плата бюджетников привязана к средней по региону. Проект нужно будет обслуживать — значит, в него будет вовлечен малый и средний бизнес. Это тоже позволит стимулировать экономическую активность внутри региона.

— На Восточном экономическом форуме между Чукоткой, ПАО «РАО Энергетические системы Востока» и ООО «Региональная горнорудная компания» было подписано соглашение о сотрудничестве. Можно сказать, что дан старт созданию энергомоста «Колыма — Чукотка»?

— Прокладка энергомоста «Колыма-Чукотка» — очень «вкусный» проект, который потенциально способен изменить энергетическую и промышленную карту всего северо-востока страны. Проект уже стартовал. Мы получили принципиальное одобрение Правительства РФ и Минэнерго. Приступили к проектированию.

На Восточном экономическом форуме мы с ПАО «РАО Энергетические системы Востока» и компанией ООО «Региональная горнорудная компания» подписали трехстороннее Соглашение о сотрудничестве, которое объединит наши усилия для реализации инвестиционных проектов по объединению энергосистемы Чаун-Билибинского энергоузла и Магаданской области («Колыма — Чукотка»).

Мы займемся разработкой проектно-сметной документации для строительства высоковольтной линии на 110 кВ «Билибино-Кекура-Песчанка» и выделим под эти работы 150 млн рублей. 70 млн рублей на разработку проекта выделит ГДК Баимская. ГДК Баимская займется и разработкой проектно-сметной документации строительства линии 220 кВ «Песчанка-ПП-Омсукчан». РАО ЭС Востока выполнит проектно-изыскательские работы и разработает проектно-сметную документацию энергоцентра в Билибино.

Так, строительство воздушных линий электропередач «Билибино — Кекура — Песчанка — Омсукчан» позволит полностью обеспечить необходимой энергией горнодобывающую деятельность предприятия «Баимская» и другие инвестиционные проекты региона, предоставит электроэнергию в населенные пункты Чаун-Билибинского узла, а также создаст на территории Чукотки новые рабочие места. Задача непростая, потребует многих усилий, в том числе вывод устаревших и строительство новых генерирующих мощностей, замену старой сетевой инфраструктуры и развитие новых линий к перспективным потребителям электроэнергии — к одному из крупнейших в мире медно-порфировых месторождений Баимская площадь и золоторудному месторождению Кекура.

Если мы дадим дешевую, доступную энергетику в регион, то это, конечно, сильно изменит социально-экономическую ситуацию и на Чукотке, и на Дальнем Востоке.

— Реализация масштабных проектов на Чукотке потребует привлечения новых специалистов. Где брать кадры?

— Чукотка — малочисленный регион, и специалистов не хватает: мы только за последние 6-7 лет создали более 2,5 тыс. рабочих мест. Очевидно, что на все вакансии специалистов на Чукотке мы физически не найдем, поэтому идет привлечение кадров как изнутри (компании задействуют местных специалистов), так и извне — в основном, вахтовым методом.

— А о том, чтобы привлечь людей на постоянное место жительство, обеспечив их полным социальным пакетом, вы не думали?

— Чукотка неправильное место для постоянного места жительства. Если ты не добываешь там золото или уголь, если у тебя нет экономической активности, то просто жить на Чукотке сложно.

Одно из преимуществ, которое у нас есть для формирования ТОРа, это поселок Беринговский, являющийся отправной точкой, где можно размещаться работникам предприятия — примерно в 30 километрах от месторождения. Поэтому, чтобы везти и заселять специалистов на Чукотку, должны быть экономические обоснования, и люди должны сами принимать решения.

— Чукотка — привлекательный регион в туристическом плане?

— Потенциально привлекательный. Чукотка — это точно не курорт, это другая планета. Поэтому к нам едут. И это не массовый и не дешевый туризм. Я считаю, что мы и будем развивать именно экстремальный, познавательный, экологический туризм с этнокультурными элементами. Прежде всего — круизные программы, туристические маршруты для небольших групп внутри региона с посещением острова Врангеля, Китовой аллеи, фольклорного фестиваля «Эргав», Арктических олимпийских игр. В следующем году будет 25 лет гонке на собачьих упряжках «Надежда», на которую мы пригласим гостей из разных стран, в первую очередь, конечно, приполярных — тех, кому это близко.