Поделиться
Рыбе готовят альтернативный контейнер
Поделиться

Камчатский терминал «Норебо» вступит в конкуренцию со всей Азией

Группа компаний «Норебо» через свои структуры, получившие статус резидентов Свободного порта Владивосток (СПВ) на Камчатке, планирует к 2021 году построить в местном порту крупный логистический комплекс. Инвестор считает, что сможет убедить дальневосточных рыбаков переваливать рыбу в контейнеры не в Азии или Владивостоке, а на Камчатке. Как с перспективами проекта связаны Севморпуть и ТОР, выясняла EastRussia.

Дмитрий Щербаков

Почти 880 млн руб. направят структуры группы «Норебо» на создание крупного логистического центра в Петропавловске-Камчатском «с ориентиром на развитие Северного морского пути», сообщил зампред правительства Камчатского края Юрий Зубарь. Соответствующие соглашения заключены АО «Корпорация развития Дальнего Востока» — управляющей компанией Свободного порта Владивосток — с ООО «Терминал „Сероглазка“» и АО «Стивидорная компания „Авача“). Первое обязалось вложить в создание порта-хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов 709,1 млн руб., второе — 43 млн руб. По данным реестра на 3 марта, статус резидента Свободного порта Владивосток на Камчатке получили уже девять компаний. 

За прошлый год терминал «Сероглазка» перевалил 16 тыс. TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте) и около 30 тыс. т рыбной продукции, рассказывает его гендиректор Владимир Вальтер. В планах терминала на 2017-й — удвоение объемов. Компания сейчас также предоставляет комплекс услуг по обслуживанию рыбодобывающих судов — от снабжения и замены экипажа до бункеровки, организации МРТО и хранения снабжения. «В планах довести годовой грузооборот до 800 тыс. тонн, из них рыбопродукции — не менее 300 тыс. тонн. Для этого компания как резидент Свободного порта создаст холодильник на 15 тыс. тонн единовременного хранения и рефрежираторную площадку для подключения контейнеров на 300 единиц. В октябре под это приобретены дополнительные участки земли и причал. В прошлом году подписано соглашение с MAERSK — это лидер по перевозке рефрижераторных грузов в мире, предоставляющий нам контейнеры»,— говорит гендиректор терминала. 

По данным Росморречфлота, порт Петропавловска-Камчатского включает в себя 56 причалов протяженностью 6,09 км и пропускной способностью до 2,06 млн т в год. Крупнейшим стивидором является ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» — оператор 11 причалов длиной 1,16 км и пропускной способностью до 1,15 млн т в год. ОАО перевалило за 2016 год 860 тыс. т грузов. ООО «Терминал „Сероглазка“» получило в доверительное управление инфраструктуру базы флота АО «Рыболовецкое предприятие „Акрос“» — восемь причалов протяженностью 1,52 тыс. м и пропускной способностью до 500 тыс. т в год, а также около 6000 кв. м складов. 

Справка EastRussia. И «Акрос», и «Терминал „Сероглазка“» входят в группу «Норебо»: 100% терминала, по данным Kartoteka.ru, принадлежит АО «Норебо холдинг». АО «Стивидорная компания „Авача“» принадлежит на 50% терминалу, еще на 50% — приморскому ООО «Посейдон-Шиппинг». Группа «Норебо» объединяет 12 рыбодобывающих компаний, владеющих в сумме порядка 15% российских квот на вылов минтая, трески и сельди. С июня 2016 года 100% «Норебо холдинга» с головным офисом в Мурманске контролирует Виталий Орлов. Капитализацию холдинга Bloomberg Billionaires Index в начале года оценило в $1 млрд (в самой «Норебо» эту оценку называют завышенной).

«Исторически непосредственно с Камчатки очень небольшие объемы рыбы поставлялись на внешние рынки — просто сервиса такого не было. В основном продукция вывозилась во Владивосток, а на дальнейший экспорт — в Китай и Южную Корею. Там она точно так же переваливается в холодильники, укладывается в контейнеры и везется поставщиками по всему миру — и в Европу, и в Америку. Мы сейчас пытаемся создать альтернативу. И в прошлом году уже начали отправлять с нашего терминала на экспорт, например, в Германию и Японию, Америку, Голландию и в Санкт-Петербург Южным морским путем»,— объясняет Владимир Вальтер. 

Появление на Камчатке комплекса, способного принимать от рыбаков и комплектовать для отправки грузы с продукцией, будет способствовать общему увеличении грузооборота региона, уверен Владимир Вальтер. «Те рыбаки, которые сейчас направляют свои уловы на перевалку в Азии, смогут делать это у нас. Компаниями на Дальнем Востоке вылавливается ежегодно до 2 млн тонн рыбы. Думаю, за часть этих объемов мы может бороться. И цены на услуги будут ниже, чем в зарубежных портах»,— считает он. Терминал «Сероглазка» готов работать и с перевозками по Севморпути, добавляет он, но конкретная схема отправки зависит от самих перевозчиков. «Мы постараемся сделать, чтобы в этом году грузы ушли по СМП, но это не от нас зависит»,— говорит глава терминала.

Отметим, что планы «Терминала „Сероглазка“» — лишь часть общей работы по развитию транзитных контейнерных перевозок на Камчатке. Ранее губернатор региона Владимир Илюхин говорил, что субъекту РФ «очень нужно развивать портовую инфраструктуру». «Мы проводили большую работу с тем, чтобы конечным пунктом Северного морского пути здесь, на тихоокеанском побережье, стал порт Петропавловска-Камчатского. Перспективы очень хорошие. Но тех мощностей, которые мы сегодня имеем, будет недостаточно, их надо развивать»,— признавал глава субъекта. 

Зампред правительства Камчатского края Юрий Зубарь подчеркивает, что суда, способные эффективно обслуживать Севморпуть, доходя и до Камчатки, в России есть — это лихтеровозы с атомной силовой установкой, не имеющие ограничений ни по периоду плавания, ни по районам. Но чтобы принимать их, нужны специализированные площадки.  «Сейчас есть такое судно, переданное под перевозку контейнеров. Мы в идее территории опережающего развития „Камчатка“ прописали, что в порту будет площадка по перевалке контейнеров, их сортировке и обработке. Когда Севморпуть заработает, мы будем готовы»,— уверяет чиновник.  Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов