Забайкалье - единственное место в мире, где встречаются бассейны трех великих рек.
Сквозь тенистые леса, зеленые перелески и огромные, раздольные степи бегут реки по нашей стране, спешат или замирают, очаровывают или показывают человеку природную мощь. Более 50% от всей речной системы России приходится на реки Амур, Енисей и Лену, бассейны которых встречаются в с виду неприметном, но таком важном для нашей родине месте - в точке Великого водораздела высотой 1236 метров, которая находится в 30 километрах от Читы и с 10 сентября 2012 года именуется горой Палласа. Это единственная из четырех самых крупных точек водоразделов на планете Земля, где встречаются три великих реки.
Студеное зимнее Забайкалье не дает глубоко вздохнуть в январские морозы, колет февральским ветром и обманывает подтаявшей кромкой снегов в марте, когда та становится похожа на тонкое стекло. Предполагая, что, пока холода не оставят эти края, путешествовать будет непросто, в апреле 1772 года в Забайкалье прибыл исследователь, ученый, путешественник Петр Симон Паллас, который прошел через Яблоновый хребет и пробыл в этих краях, изучая быт живших тут народов и природу, до июня.
В его честь и было решено назвать гору, под которой находится Великий мировой водораздел, главным для которого все же оказалось второе открытие.
Простой учитель Тимур Ухинович Жалсарайн
В 1928 году в селе бедного пастуха села Судунтуй Агинского района родился мальчик, Тимур. Он был тринадцатым ребенком в семье. Окончив Агинское педагогическое училище, устроился учителем географии в Агинскую среднюю школу.
«Это гордость за бурятского учёного: обычный учитель географии с помощью карандаша и своих ног открыл эту точку. Представляете, какой мощи знаний человек? Если бы там появился какой-то памятник, посвященный Жалсарайну…» - говорит младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии Российской академии наук Наталья Викулова.
Тимур Жалсарайн дал описание четырем самым особенным водоразделам мира. В 1977 году он начал исследовать стык бассейнов Лены, Енисея и Амура и пришел к выводам, что такой уникальной системы, как в Читинской области (до 2008 года территория Забайкальского края включала в себя территорию Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа - авт.), нет нигде в мире. Именно Тимур Жалсарайн вычислил и указал точку пересечения бассейнов трех огромных рек.
Всего за всю свою жизнь школьный учитель выявил 30 водораздельных точек тройных водоразделов между наиболее значительными реками. Его открытие поставило регион в один ряд с местами, где находятся главные водораздельные точки планеты: пиком тройного водораздела на границе Канады с США (точка сопряжения речных систем Миссисипи, Колумбии и Нельсона), горой Цогтчандамани (точка сопряжения Северного Ледовитого, Тихого океанов и бессточного бассейна Центральной Азии), гималайским стыком бассейнов рек Ганг, Инд и Брахмапутра, горой Атлека - точкой сопряжения бассейнов Северного Ледовитого, Атлантического океанов и каспийского моря.
Великий исток
Огромную роль в популяризации горы Палласа в нулевые годы сыграл клуб бардовской песни «Великий исток» под руководством Константина Шлямова.
– Я впервые побывал на Водораздельной горе 4 января 2005 года и тогда впервые установил таблички, указывающие на то, что это особенное место, откуда вода бежит в Тихий и Севреный Ледовитый океан в Карское, Охотское море и море Лаптевых, в Байкал. С 2005 года мы почти ежегодно проводим фестивально-краеведческий тур «Великий Исток – Байкал», напоминая, что у Байкала миллионы истоков, но самый уникальный находится здесь, – рассказал Константин Шлямов.
С тех лет ежегодно его клуб проводит фестиваль бардовской песни «Великий исток» и почти каждый год в марте организует восхождение на гору Палласа, отмечая Всемирный день воды.
Гора Палласа не является великим истоком. Именно так считает младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Института археологии Российской академии наук Наталья Викулова, при этом отмечая огромную роль Константина Шлямова и его сподвижников в популяризации походов на гору Палласа и связанной с ней темы.
– Существует географическое понятие великий исток. Например, великий исток у Волги. На великий исток что похоже? Например, дельту реки себе представляете? Вот это великий исток. Великий исток Волги, великий исток Лены. У нас здесь такого сюжета нет. Здесь мы говорим о Великом водоразделе, – объясняет Наталья Шлямова, уточняя, что бассейны Лены, Амура и Енисея пересекаются даже не в одной точке, а по сути на возвышенности, на целой линии Яблонового хребта.
Тем не менее центральной является водораздельная гора.
– В мире существует 4 самых больших водораздельных точки. Наша превосходит все. Есть в Америке, но там две реки великих, одна обычная. Есть у монголов – две реки и озеро. У нас у единственных – три великих реки, три великих бассейна, – говорит ученый.
Великий, но «нераскрученный»
Если сравнивать то, как разные страны популяризируют находящиеся на их территории водоразделы, становится понятно, что игра пока не в пользу забайкальцев.
Еще в апреле 2014 года в министерстве культуры Забайкальского края объявили конкурс на лучший эскизный проект знака на горе Палласа – точке Мирового водораздела. Итоги подвели в сентябре. Победителем стал проект творческой группы под руководством Алексея Антипенко, который так и не был реализован.
– Один из проектов, который я показывала губернатору и защищала при комиссии, – его идея в том, что у нас вокруг Читы появятся 16 доступных для туристов точек, – рассказывает Наталья Викулова. – Есть ближний круг в пределах 12-16 километров: смоленские скалы, Дворцы. То есть человек в выходной день сможет увидеть на площади огромный баннер, как в метро в Москве, и сможет для себя выбрать трек: пеший, конный или на машине. Водораздел будет как раз в этом ближнем круге. Мы хотим сопроводить эти объекты единой системой навигации, единым оформлением информационных баннеров, всё это связать между собой в турмаршруты.
Пока же для туристов без машины гора Палласа остается либо малодостижимой целью: не всякое такси согласится туда доставить – треть пути приходится на труднопроходимую дорогу. Другой вариант – проверить на прочность свои способности пешего туриста: идти придется несколько десятков километров в том числе и по болотистым местам. Бонусом к такому трипу - дух первооткрывателя Великого водораздела.
Юлия СкорняковаПо оценкам Росстата, туристический поток за прошлый год на Дальнем Востоке достиг 4,83 млн человек, что на 25% больше, чем в 2021 г. Лидерами по объему турпотока стали Приморский край (1,42 млн туристов), Бурятия (0,67 млн туристов), Камчатский край (0,62 млн туристов), а также Хабаровский край (0,58 млн туристов). Рост размещения в дальневосточных гостиницах составил 10%, увеличившись до 3,53 млн человек. За первые два месяца 2023 г. рост туристического потока в ДФО составил 34%[1]. Значительное количество туристов также приходится на Иркутскую область – за прошлый год регион посетили около 1,5 млн туристов, что на 20% больше, чем за 2021 г.
Для некоторых проектов в отрасли требуется расширение территории, предоставление дополнительных участков под новые объекты. Так, правительство Иркутской области в настоящее время ожидает передачи земельных участков из федеральной собственности в региональную для реализации проекта туристического кластера «Тальцы» под Иркутском. Проект требует порядка 330 га земли. На берегу Иркутского водохранилища предполагается разместить отели на 3,5 тыс. номеров, аквапарк, марину для стоянки яхт, создать сеть туристических маршрутов. На сегодняшний день «Тальцы» представляют собой архитектурно-этнографический музей, куда свезены постройки Илимского острога, ранее располагавшиеся в зоне затопления Усть-Илимским водохранилищем.
Приморская ТОР «Надеждинская» в мае текущего года была расширена (и переименована в ТОР «Приморье») для включения новых участков на острове Русский во Владивостоке для создания тематического парка развлечений с курортно-гостиничным центром и аквапарком (инвестор – ООО «Восток Парк Резортс», структура краснодарской «Мантера Групп»[2]). Также на острове предполагается создать базу отдыха в бухте Воевода, которая будет специализироваться на экологическом и гастрономическом туризме. Ее открытие запланировано на 2027 г.
В целом с территориями на острове Русский связаны существенные планы в сфере туризма и гостиничного бизнеса. В частности, компания «Парк Новик» обратилась в Минвостокразвития с инициативой по реализации на арендуемых ей участках проекта развития курортной зоны в бухте Новик. Проект предполагает строительство комплекса апартаментов премиум-класса, террасного отеля, гребного центра, а также гостиницы для проживания спортсменов в период проведения международных соревнований по водным видам спорта.
Помимо того, на острове намерена построить четырехзвездочный отель на 300 номеров («Аква Парадайз») компания Zont Hotel Group[3]. Ожидается, что финансирование проекта будет осуществляться с участием государственных корпораций «Туризм.РФ» и ВЭБ.РФ при содействии Минвостокразвития и Минстроя РФ. Помимо отеля при аквапарке, в состав комплекса должны войти IT-парк, спортивно-оздоровительный центр, торговые галереи. В рамках второго этапа проекта ожидается создание благоустроенной прибрежной полосы, видовых площадок, морского бульвара, здания яхт-клуба и пирса для стоянки яхт и катеров. Общие инвестиции в создание комплекса оцениваются в сумму около 15 млрд рублей. Предполагается, что отель заработает в 2026 г. Проект находится на стадии подготовки проектной документации.
Тем временем к летнему периоду запускаются новые туристические экскурсионные маршруты.
С 15 июля в Хабаровском крае заработал новый экскурсионный маршрут на речном теплоходе с посещением музея истории Амурского моста (самого крупного мостового сооружения на Транссибе) в рамках губернаторской инициативы «Край притяжения. Туризм в удовольствие». Данная инициатива также предполагает строительство нового здания Дальневосточного художественного музея. Что касается музея, то городские власти выделили четыре участка под строительство (более 3 га в районе площади Славы). Реализовать проект предполагается с применением механизма дальневосточной концессии.
Новый железнодорожный туристический маршрут «Комсомольский экспресс» был запущен к горному озеру Амут. Он также включает посещение Комсомольска-на-Амуре, экспоцентра авиационного завода и музея судостроительного завода, хребта Мяо-Чан, горнолыжной базы «Холдоми». Еще одним обновленным маршрутом в регионе стал тур для автомобильных путешествий, включающий посещение Амурского моста, набережной Амура, зоосада «Приамурский», национального парка «Анюйский» и скал Надге.
Среди новых гостиничных проектов, ряд новых объектов предполагается открыть на Курильских островах. На острове Итуруп (г. Курильск) четырехзвездочный отель «Янкито-2» на 55 мест за 700 млн рублей возводит сахалинская рыбопромышленная группа и строительный подрядчик АО «Гидрострой»[4]. Ожидается, что гостиница площадью 5 тыс. кв. м начнет работу во втором квартале 2024 г. На территории отеля будут размещены ресторан на 30 мест, конференц-зал и спа-зона.
Еще одну гостиницу планирует построить компания «Отель Кунашир» - на Кунашире. Инвестор проводит проектные работы. Компания «Утари» приступила к проектным работам для строительства видового отеля на острове Итуруп. В число уже действующих гостиничных проектов на Курилах входит проект компании «Кунашир-Тур», инвестировавшей более 200 млн рублей в строительство гостевого комплекса Kunashir Resort на 22 номера на Кунашире. Кроме того, в июне стало известно, что судоходная ГК «Дело» рассчитывает приобрести судно для организации круизных перевозок вдоль Курильских островов. Подробности данного проекта пока не раскрывались.
Также в Сахалинской области на острове Монерон в Татарском проливе запланировано создание международного дайвинг-центра (инвестор – RuDIVE[5]). В том числе на остров предполагается организовать однодневные туры для посещения центра.
В Приморском крае в рамках интегрированного развлекательного курорта «Приморье» в июле разрешение на возведение гостиницы на 80 номеров и казино получила компания «Азия-инвест Групп»[6]. Предполагаемый объем инвестиций в проект оценивается в 2,5 млрд рублей. Строительные работы предполагается начать в сентябре текущего года, завершение первой очереди и ввод в эксплуатацию намечены на середину 2025 г. Общая площадь застройки составит 12 600 кв м.
Также Иркутская область, Бурятия, Якутия и Амурская область в ближайшие годы должны получить федеральные гранты на строительство модульных некапитальных гостиниц. Иркутская область получит из федерального бюджета 141,1 млн рублей в текущем году и 100,8 млн рублей в 2024 г. В регионе предполагается ввести порядка 170 номеров. В прошлом году Приангарье уже получило на строительство модульных отелей 200 млн рублей из федерального бюджета. На них создано порядка 140 номеров на 280 мест в Иркутске и на побережье озера Байкал (в Ольхонском и Слюдянском районах).
Бурятии на данные цели предназначено 315 млн рублей – около 231 млн рублей в текущем году и 84,2 млн рублей в 2024 г., Якутии – 22 млн рублей в текущем году и 3 млн в 2024 г., Амурской области – порядка 5 млн в текущем году.
Кроме того, перспективы связывают с развитием оздоровительного туризма на природных территориях. В июне корпорация «Туризм.РФ» выделила 300 млн рублей на строительство круглогодичного туристического комплекса ООО «Грин Флоу Байкал»[7] в Бурятии на побережье Байкала в селе Турка (Прибайкальский район) в рамках ОЭЗ «Байкальская Гавань». На площади 1,7 га предполагается возвести гостиницу (4 звезды) на 153 номера и создать оздоровительную инфраструктуру. Ввод в эксплуатацию комплекса намечен на первый квартал 2025 г.
Наконец, в Магаданской области в текущем году должна завершиться реконструкция бальнеологического курорта «Талая»[8] в долине одноименной реки на склоне Колымского хребта (Хасынский муниципальный округ). Число отдыхающих благодаря реновации ожидается увеличить до 7 тыс. человек.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] По данным Минэкономразвития, точное количество туристов за данный период не приводится.
[2] Учредитель – С.Улитин (с 2022 г.). Он также владеет 70% уставного капитала ООО «Уникальное путешествие», зарегистрированного в Краснодарском крае в 2021 г. Ранее С.Улитин был совладельцем ООО «Сочи-Парк курорт». До этого единственным владельцем ООО «Мантера-Групп» был родственник экс-главы Минсельхоза А.Ткачева Р.Баталов. «Мантера-Групп» управляет курортом «Красная Поляна». В числе ее перспективных проектов курорт «Лагонаки» в Адыгее, «Сочи Гольф Резорт» в Сочи и др. Структуры А.Ткачева сейчас активно расширяют присутствие на Дальнем Востоке.
[3] Создана в 2011 г. Н.Филатовым и А.Гендельсманом – выходцами из менеджмента российской гостиничной сети Azimut Hotels Group.
[4] Бенефициар – А.Верховский, бывший сенатор от Сахалинской области.
[5] Учредитель – Д.Орлов.
[6] г. Владивосток, учредитель – А.Ким.
[7] Учредители – ООО «Антерра» А.Тертычного и «Туризм.РФ».
[8] Инвестором выступает магаданский золотопромышленник (концерн «Арбат»), заместитель председателя областной думы («Единая Россия») А.Басанский.
Чтобы пообщаться с владельцем усадьбы «Манома» Павлом Писановым, за ним нужно буквально «охотиться». «Окно» для разговора нашлось лишь в начале рабочей недели, в перерыве между наплывами туристов. Пандемия и санкции сделали так, что туристический поток в отдельно взятой усадьбе вырос процентов на 30, работы невпроворот.
187 километров по федеральной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре и еще шесть по «гравийке»: 2,5 часа и вот нас у калитки встречает Павел с супругой Анной, а также работник усадьбы в русском национальном костюме с подносом, на котором разносолы и напиток собственного производства на березовом соке и меду – отдых начинается сразу!
– Мы всех наших клиентов называем «гости». Вы же к нам в усадьбу приезжаете, не просто на базу отдыха, мы здесь живем и даем возможность пожить нашей жизнью пару дней, ощутить окружающую природу, - рассказывает Павел.
Усадьба «Манома» находится в Анюйском национальном парке, в месте слияния трех горных рек: Манома, Ховалген и Анюй.
Река Манома
Первый колышек Павел забил здесь 20 лет назад, оставив в Хабаровске квартиру и бизнес (у Павла был свой автосервис). Привела его сюда непреодолимая тяга к рыбалке, у Павла она с самого детства.
– Я в детстве жил в Новосибирске. И однажды, когда мне было лет пять, ушел на речку Иня, там какой-то мужик ловил на «закидушку» мелкую рыбешку и складывал ее в трехлитровую банку. Так вот, я несколько часов наблюдал за этими рыбами в банке, удивляясь, что там, под водой, настоящая жизнь! А еще я тогда впервые увидел милицейский ГАЗик с синей полосой и мигалкой – это родители меня искали, – вспоминает Павел.
С тех пор Павел все свободное время проводил или на рыбалке, или в мечтах о рыбалке. Учиться пошел в мореходку во Владивостоке, поближе к морю, а, значит, и к рыбе. Закончил «учебку», получил визу и «открытое плавание», но преподаватели дали совет: «Паша, ты так любишь рыбалку, зачем тебе море? Езжай на Амур, это богатейшая, красивая река. Если захочешь в море потом, то в любой момент обратишься к своим однокурсникам, они через 5-10 лет станут капитанами судов и с радостью возьмут тебя. Но любовь к рыбалке ты сможешь реализовать только на реке».
Так Павел Писанов очутился на берегах Амура, где, впрочем, река и море для него «соединились» – Павел служил на проводке подводных лодок из Комсомольска-на-Амуре, где их строили, в сахалинский морской порт Москальво. Потом был бизнес в Хабаровске, но все время – страсть к рыбалке.
Оставить все и окончательно переехать в Нижнюю Маному Павла убедил… директор американской страховой компании AIG, который открывал в Хабаровске филиал (AIG – крупнейшая в мире страховая компания, специализируется на страховании жизни богатых людей, клиенты AIG – 90 млн человек по всему миру, в том числе почти 90% участников списка Forbes – примечание EastRussia).
– У них так принято, что на открытие нового филиала всегда приезжает «генеральный». Офисы они открывают в городах-миллионниках, либо в городах с динамично растущим населением. В Хабаровске как раз тогда было все динамично, – вспоминает Павел.
Через два дня после Хабаровска директор AIG должен был лететь в Японию. Местные власти, тогда губернатором региона был Вячеслав Шпорт, его, конечно же, стали приглашать в поездки и на всевозможные объекты.
– Принимающая сторона – сотрудники компании AIG в России – понимали, что его будут «раскручивать» как возможного инвестора, и это поставит его в неловкую ситуацию. Тогда босса решили «спрятать» на пару дней у меня в Маноме, – продолжает Павел.
Павел рассказывает, что все было как в детективе: директор AIG с двумя помощниками, оставив портфели и телефоны на столике в ресторане «Саппоро» в самом центре Хабаровска, вышли через черный ход и сели в расхлябанный грязный «Галлопер» (корейский аналог японского внедорожника Mitsubishi Pajero – прим. EastRussia), на котором и прикатили в Маному.
– Я еще удивился тогда, что такой человек и на «Галлопере», – продолжает Павел. – Правда, когда через два дня он уезжал, то «реабилитировался»: за ним приехали черные «Мерседесы», возле которых, положив руку на крышку багажника, стояли сопровождающие. Был конец октября, шел первый осенний снег, «Мерсы» и парни, пока мы прощались, медленно покрывались снегом, было красиво. А еще сопровождающие все, как один, были похожи на Игоря Верника.
Того американского гостя Павел вывозил в зимовье в тайге, где они заночевали. Иностранец часами смотрел, как идет на нерест лосось, как кормится хариус, как в поисках добычи над рекой кружит орлан, а после дал совет, который окончательно определил дальнейший вектор жизни Павла.
– Павел, бросай все в городе. Твое – это природа и рыбалка, – сказал американец. – Я много, где был и думал, что меня уже ничем не удивить, но ты показал мне дикую природу. Продолжай, у тебя хорошо получается.
После того визита Павел окончательно перебрался в Маному и полностью посвятил себя усадьбе. Теперь за год его гостями становятся около двух тысяч человек, среди которых немало состоятельных и именитых. В их числе был и известный боксер Николай Валуев, с ним связан один забавный случай.
В Казани открывали большой завод и по этому поводу устроили банкет. За столом сидел один из крупных банкиров – инвестор завода и хвалился, как хорошо отдохнул прошедшим летом на Дальнем Востоке в одной приветливой семье в глухой тайге. Проходивший мимо Валуев поинтересовался: не про Маному ли идет речь? Пауза и недоумение в глазах присутствующих.
Впрочем, считает Павел, популярность усадьбы вполне объяснима: для гостей из западных регионов это, считай, край света. Кругом тайга, полная зверей, реки, в которых большое разнообразие рыбы, причем, практически круглый год. И, конечно же, радушие и гостеприимство хозяев.
Ценник? Для одних «кусачий», для других – терпимый: номер от пяти тысяч, выезд на рыбалку – две тысячи с человека, но с гарантией улова – со своими «мухами» (приманка для рыбы – EastRussia) или «хозяйскими», снасти можно свои, а можно и в аренду взять, баня – три тысячи, чан – пять, запеченная ауха – три, час аренды снегохода – три тысячи… в итоге тысяч по 15-20 с «носа» в день может набежать.
По словам Павла и его супруги Анны, за эти 20 лет турист сильно поменялся, стал внимательнее относиться к природе, старается сохранить ее и показать детям. Многие семьями приезжают в «Маному» второй и третий раз. Особенно любят отцы привозить своих сыновей, чтобы те ощутили вкус рыбалки – в Анюе или Маноме рыбу поймает каждый, а если повезет, то и тайменя - тигра горных рек – можно вытащить.
Люди хотят быть ближе к природе, даже просят забор убрать вокруг базы, чтобы можно было из окна любоваться горной рекой. С учетом этого в «Маноме» сейчас строят гостевые домики с панорамными окнами, обращенными на реку.
А еще Павел с Анной начали строить базу отдыха вблизи Ванино, на берегу Татарского пролива. Все-таки море Павла, судя по всему, до конца не опускает…
В столице Приморья распахнул свои двери музей японских ретро-автомобилей «Гайдзин». «Музей» – звучит академично. Формат этой новой точки на культурной карте города все же более динамичный: это и полноценный паркинг для раритетов, и объединение фанатов олдскульных авто.
– Раньше делали машины с душой. Сейчас такого нет, – говорит основатель музея «Гайдзин» Виктор Олейник.
Виктору всего 31 год, но для него машины, которые были в ходу в 1980-1990-ых годах – вовсе не «старье». Он хорошо помнит, как его маленького отец сажал к себе на колени и давал порулить. Это было самым настоящим счастьем. А в 12 лет Витя уже помогал реставрировать своему соседу по гаражу Nissan Silvia 1981 года. Сначала ему доверяли только черновые работы, через пару лет он уже был полноценным мастером, разбирающемся в тонкостях дела.
Виктор Олейник
– Это наша история, наша ностальгия. Это лично мое детство, как и многих моих друзей. На этих машинах ездили наши деды, отцы, – делится своими чувствами молодой человек.
Приморье еще называют «автомобильным краем». Все знают, что Владивосток, прежде всего – столица праворульных машин, а потом уже «город мостов» и остальное. Именно в конце 1980-1990-х годов сложилась своеобразная автокультура города с привозами машин морем, с самым крупным авторынком страны «Зелёный угол», с сопутствующими бизнесами, уникальным слэнгом и вовлеченной в этот бизнес значительной частью населения, которой «японки» помогали буквально выжить в те «турбулентные» времена.
Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года
Действительно, для Приморья и Владивостока японские машины – это нечто особенное. Именно доступные «японцы» «сняли корону» с обладания автомобилем, превратив его в массовое явление. И не только. С появлением «королл» и «корон», «сайр», «крест» и «марков» жители региона ощутили себя приближенными к роскоши. Чего только стоят королевские велюровые салоны пурпурного и синего цвета! А уж по технологичности «японки» тогда легко укладывали на лопатки весь прочий мировой автопром, не говоря уж про отечественный.
- В те годы между ведущими концернами, выпускающими автомобили, была жесткая конкуренция. Это вылилось в серию уникальных технологических решений, которые позже были применены у других автомобилей. Сенсорная панель, CD-чейнджер, датчик топлива и масла, бортовой компьютер, управляемая подвеска, круиз-контроль, сенсорный климат-контроль…
Для сознания советского человека это было как выход в космос. До сих пор эти модели воспринимаются как надежные, мощные, крепкие болиды, каждый со своей харизмой, - комментирует Виктор.
Сейчас экспозиция музея насчитывает до 30-ти машин. Самым старинным экспонатом пока считается Toyota Crown 1979 года. Центр выставки - Nissan Pulsar 1982 года, уникальный трансформер Nissan EXA 1985 года, Toyota Corona 1982 года, Toyota Soarer 1981 года, Mazda Eunos Roadster 1989 года и другие. Гордостью музея является культовый Toyota Mark II в 71-м кузове (так называемый «черностой») в двух моделях, одна из которых – с редким синим велюровым салоном.
Королевский салон в синем велюре
Есть и свежие машины, успевшие громко заявить о себе, например, Toyota Supra 2020 года выпуска.
Вроде бы всё это – наше совсем недавнее прошлое. Все мы помним такие истории, когда сосед купил одну «бэушку» – разбил – купил вторую. Жизнь была лихая, деньги – тоже лихие, и тогда было не жалко. Но для сегодняшних коллекционеров эти «старички» – ценные во всех смыслах экземпляры. Средняя стоимость такого авто – от миллиона рублей. Восстановление, поиск деталей, реставрация тоже стоят немалых денег. Некоторые детали, рассказывает Виктор, можно искать по всему миру.
Искать и реставрировать лучше сообща, поэтому приморские фанаты японских машин объединились в комьюнити. Отчасти результатом этого объединения и стал музей.
– У меня много друзей, которые также фанатеют, мы общались, но разрозненно. Я мечтал о каком-то сообществе, но пока не понимал, в каком формате это должно происходить, – рассказывает основатель музея. – В Москве увидел магазин японских авто, и меня осенило: такой музей обязательно должен быть во Владивостоке.
Виктор заимствовал подход москвичей, когда участники сообщества оставляют для выставки свои коллекционные авто, оплачивая за них арендное место. Одновременно помещение может работать для приема посетителей и демонстрации коллекции. Буквально за месяц идея воплотилась в реальность.
– Такой формат всем понравился. Перед коллекционерами часто стоит проблема хранения своих экспонатов, музей предоставляет площадь. Здесь машины под крышей и под охраной. Посетителям тоже интересно, поскольку экспозиция меняется и дополняется каждую неделю – хозяева могут забирать свои машины и ставить другие, – поясняет мужчина.
Своей задачей Виктор считает сохранить наследие японской промышленности и показывать ее как часть социально-культурного пространства определенной части истории Владивостока. В дополнение к машинам музейщик уже сейчас готовит стенд с документальными и иными артефактами по истории привоза машин в приморскую столицу.
– Почему мне это всё нравится? Не знаю. Машины – как люди. Каждая – как личность, со своими невзгодами, болячками, чудесами воскрешения. Любая машина похожа на своего владельца, является его продолжением. Так сложилось, что я – ретроград. На днях гнал из Дальнегорска Honda Prelude, получил колоссальное удовольствие. Поставил на кассете старый альбом Aerosmith – семь часов дороги пролетели незаметно. Я хочу продлевать жизнь тому, что мне приносит счастье», – говорит Виктор.
- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»
Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.
— Михаил, в моем понимании ты — до мозга костей человек природы, ты всегда в каких-то походах, покорениях горных вершин и в планах о дальнейших подобных событиях. Как пришла такая привязанность к туризму?
— В первый свой большой многодневный поход я отправился в возрасте 11 лет и до сих пор не могу с этой темы соскочить. Тогда я записался в туристический клуб «Землепроходцы», который работал при школе, где я учился, и занимался там до окончания школы, после устроился работать в этот клуб инструктором. В трудовой книжке с тех пор — одно место работы — Камчатский дом детского туризма, который, правда, периодически немного менял названия. Надо сказать, я благодарен родителям, что они доверяли мне и поддержали мое увлечение.
— Ты много путешествуешь, расскажи о своем самом крутом переживании, связанном с природой, на Камчатке и за ее пределами.
— На самом деле, хотелось бы путешествовать больше. В моем личном топе — два приключения на Камчатке. Первое — вулкан Камень.
Все хорошо знают вулкан Ключевская сопка, это такой местный бренд. Но удивительно, что мало кто знает его соседа — вулкан Камень, который соединен с Ключевской сопкой перевалом Вулканологов. Это довольно высокая гора высотой более 4 тыс. метров, склоны которой – это не столько шлак и снежники, а сплошной монолитный лед. Можно сказать, альпинизмом я занялся, еще только на фотографии увидев этот вулкан. При подъеме на Камень я испытал одно из мощнейших эстетических и духовных переживаний в своей жизни. Зимой в ночь перед восхождением, в домике на перевале Вулканологов, я вышел и увидел с одной стороны огромный Ключевской, у которого светилась верхушка (начиналось извержение), услышал его рокот, который чувствовался скорее диафрагмой, чем ушами. С другой стороны от меня был Камень — в свете луны его ледяные склоны сияли, а его льды периодически издавали громкий треск, похожий на выстрелы. Получается, с одной стороны огненная гора, с другой — ледяная, над ними луна, и ты между всем этим просто теряешься — это очень мощно.
Второе невероятное по силе ощущение — поход в район Ичинского вулкана. Там есть стойбище под вулканом, где мы встретили бригаду эвенов, которые перегоняли оленей. Там очень красивая местность, мало посещаемая (надеюсь, такой и останется), со здоровенными отвесными стенами гор, похожими на вершины Патагонии, с огромными лавовыми полями, настоящей тундрой, где много ягоды, медведей и оленей. Никогда не забуду, как мы перевалили через застывший лавовый поток и далеко внизу увидели абсолютно плоскую равнину около озера Кетачан. Подходил циклон, сильный ветер гнал облака и по этой плоской равнине мощно двигались столбы золотого света из прорех в тучах, а в этих столбах золотого света – сотни северных оленей.
За пределами Камчатского края абсолютный мой максимум и по сложности, и по ощущениям это — пик Озоди в Таджикистане (бывший пик Корженевской). Один из семитысячников бывшего Советского Союза. Когда нам удалось туда сделать восхождение — это были очень сильные ощущения: огромное напряжение сил на грани моих возможностей и навыков — и такое невероятное воздаяние за потраченные силы! Моральное, эстетическое, духовное переживание, подобного которому не было, но, надеюсь, еще будет.
— Для того, чтобы быть наставником для других, нужно самому иметь за плечами богатый опыт — и он у тебя есть, — причем то, как ты рассказываешь, думаю, также является вдохновением для детей и подростков к погружению в природу. Расскажи, что получают обучающиеся в Доме туризма?
— То, что ребята получают у нас — универсальные компетенции по умению обеспечить свою безопасность, оценивать риски, работать в ситуации стресса, усталости, принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Все это применимо в любой сфере жизни. Кроме того, Камчатка — это место, где вероятность оказаться в дикой природе у любого человека довольна велика, и, если он умеет вести себя там правильно, это уже большой плюс.
Основной ресурс Камчатки — это природа. Если мы ребенка максимально погружаем в природу — мы «якорим» его на Камчатке. Если уникальная природа становится естественной для человека с детства — он понимает этот кайф, и есть большая вероятность того, что он здесь останется. А проблема оттока населения, к сожалению, на Камчатке, как и на всем Дальнем Востоке, является существенной. Кстати, мы сделали исследование среди людей, кто занимается коммерческим туризмом на полуострове – спросили, кто из них пришел в профессию из детского туризма. Оказалось, больше 60% в детстве занимались в туристических клубах при школах или ходили в походы с семьей. Получается, когда человек с детства погружен в такую среду, он с большой вероятностью продолжит этим заниматься. Получается, в меру своих сил, создаем базу для формирования кадров для турима.
— Какие-то официальные документы по окончании обучения выдаете?
— Документов, которые дают право вести профессиональную туристическую деятельность — нет. Это может быть плюсом к портфолио выпускника. Центр — образовательная организация и наша миссия — привести ребят в мир дикой Камчатки, сделать это безопасно, с удовольствием и в перспективе дать импульс в выборе профессии. У нас занимается около тысячи ребят по всей Камчатке. Наши клубы работают на базе школ — таких более 30 по краю. Ребята занимаются по направлениям: «Спортивный туризм» (маршруты, дистанции, первые шаги), «Юный путешественник», «Основы туризма», «Твоя Камчатка» и ряд других. Стремимся покрыть весь спектр деятельности, который связан с активным туризмом. Хотим, чтобы появилось новое направление «Водный туризм». Строим обучающую программу как некую цепочку приключений, которые постепенно усложняются и в итоге выливаются в большой поход.
— Для взрослых есть какие-то «детско-юношеские» программы — для начинающих?
— Делали пилотные наборы для взрослых людей, желающих обучиться туризму с нуля. Первые шаги человеку трудно сделать, но желающие есть. За два последних года сделали четыре набора — около 60 человек прошли у нас обучение. И планируем развивать это направление, спрос есть. Дети обучаются бесплатно, взрослые — на платной основе.
— Куда бы ты посоветовал пойти гостям Камчатки, не боящимся туристических нагрузок, но не профессиональным туристам?
— Если говорить о людях, которые готовы «встать под рюкзак», я рекомендую Налычевский природный парк. Это простая и недорогая логистика. Можно доехать даже рейсовым автобусом. Тут такой срез Камчатки, очень компактно расположенный – действующие вулканы, горячие источники, нерестовые реки, медведи. А если осенью туда попасть — это просто сумасшествие: золото листвы, багряная тундра, белые вершины и синее небо. Если нет желания с рюкзаком путешествовать — можно попробовать взойти на Авачинский вулкан — он очень доступный с точки зрения логистики, на вершину ведет хорошая тропа, при этом это – полноценный действующий вулкан высотой более 2700 метров. Когда подходишь к кратеру, к лавовой пробке, которая его покрывает – видишь серные отложения, дымящиеся фумаролы, можно руками почувствовать тепло недр – это очень сильные ощущения. Надо сразу сказать, что без опытного проводника ходить туда не рекомендуется, и нужно иметь соответствующую подготовку и экипировку. Обязательно к посещению побережье океана.
Еще относительно доступное место — район Мутновского и Горелого вулканов — там все, что есть на Камчатке, компактно расположено. Если есть желание с пользой потратить время и деньги — надо попасть в район Ключевской группы вулканов — там совершенно другая Камчатка, нежели вокруг Петропавловска. Там надо постараться побывать хотя бы раз в жизни, если тебе интересен Камчатский край.
— Я так понимаю, что все эти локации — и не только эти — ты планируешь показать своему сыну? В каком возрасте он впервые начал изучать Камчатку и приобщаться к спортивному туризму?
— На природе он первый раз переночевал в четыре месяца. Тихон Михайлович очень внимательно смотрел на костер и крепко спал в палатке. Думаю, он остался доволен. Мы ходили с семьей на океан.
— Ты используешь профессиональные навыки в воспитании сына?
— Это один из самых больших моих страхов. Объясню: я очень хочу, чтоб мои профессиональные навыки пригодились сыну. Мечтаю с ним, когда подрастет, заниматься активным туризмом. Я ему могу качественно и полноценно это дать, но боюсь, что ему не понравится, ведь так бывает… Очень многие делают такую ошибку – занимаются активным туризмом так, чтобы ребенок был рядом – чтоб под присмотром. А чтобы заниматься туризмом с ребенком, нужно полностью подстроиться под него – выбрать нужные нагрузки, маршрут, содержание. Я очень надеюсь, что я смогу, вооруженный своим опытом, сделать так, чтобы Тихон тащился от этого также, как и я тащусь. Я постараюсь сделать все правильно.
Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.
– Илька обычный городской пацан. Природу не любит, любит свой телефон, лазить в интернете, рубиться в игры. И есть у Ильки дедушка, который вытаскивает своего внука на рыбалку, – рассказывает завязку приключений хабаровская художница Яна Джан-Ша, автор проекта и иллюстратор книги «Здравствуйте, дерево». – Вот приплыли они на место, вышли на берег рыбачить, а лодка, которую неумёха Илька плохо привязал к коряге, отвязалась и уплыла. Интернета нет, связи нет, дедушка уходит искать помощь, а Илька поднимается на сопку, надеясь, что наверху, может быть, поймает сигнал. Сигнал не поймал, но встретил девочку-кабаргу, которая помогает Ильке с помощью растений выбраться из леса. Растения их кормят, дают советы, делятся энергией… Вот такая история.
Написать «Здравствуйте, дерево» Яна Джан-Ша придумала после того, как её предыдущий проект – набор открыток с персонифицированными рисунками дальневосточных дикоросов «Суперрастения Хабаровского края» (см. материал EastRussia «Траву надо знать в лицо») – пустил корни, стал ветвиться… словом, превращаться в отдельную вселенную. По условию гранта наборы открыток направлялись в школы Хабаровского края, оттуда писали-звонили учителя и помимо восторженных отзывов про сами открытки спрашивали: «А нет ли возможности визуализировать их, как-то оживить? Поставить, например, спектакль, сценку, в общем, чтобы сделать из плоской картинки объёмное действо?».
Такие вопросы художница, конечно, же задавала сама себе, ещё рисуя открытки. Была мысль сделать мультипликационный фильм, но после консультаций с погруженными в анимационную сферу профессионалами стало ясно – это план на будущее. Очень не просто его реализовать. А вот книга просто напрашивалась. Тем более, что и открытки имели не только визуальный посыл: на обратной стороне напечатана информация о растении.
– Сначала думала сделать такой иллюстрированный справочник-атлас со схемами, инфографикой – говорит Яна. – Но потом поняла, что не готова, что это совсем другой объем работы, сроки, экспертная работа. Поэтому мы решили сфокусироваться на истории, которую можно трансформировать в сценарий мультфильма или спектакля.
Написать книгу – та ещё задача. Издать её не менее проблематично. Если только ты не именитый автор, за спиной которого нетерпеливо переминается представитель издательства, или если у тебя есть в запасе чемодан денег – в таких случаях можно творить без оглядки «бытовые мелочи». С просветительской литературой, а «Здравствуйте, дерево» именно этот жанр, сложнее: коммерческий спрос невелик, хотя потребность в таких книгах безусловно существует. Поэтому и было решено подать заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив.
– Во-первых, у нас нет опыта работы с издательствами, а напечатать сами книгу в типографии – это дорого, – рассказывает Алла Джан-Ша участница проекта, автор текста книги «Здравствуйте, дерево». – Во-вторых, и это важно – книга будет бесплатно распространяться по школьным библиотекам, досуговым и туристическим центрам. Это условие гранта, и это наш посыл тоже – проект некоммерческий, он не про «заработать». Мы пишем книгу, которая, как нам кажется полезна, которая решает разные задачи, и государственные в том числе.
Мы за то, чтобы молодое поколение лучше знало и любило свою малую и такую большую родину – Дальний Восток. В этом заинтересовано и государство. Мы своей заявкой говорим: «Смотрите, мы хотим написать вот такую книгу, у нас есть для этого компетенции, есть команда. Не хотите ли вы профинансировать её создание?». В итоге эксперты Президентского фонда культурных инициатив посчитали наши доводы убедительными и дали нам финансирование. Кстати, две трети выделенных средств уйдут как раз на издание книги. Зарплата участников символическая.
Имея богатый опыт в составлении заявок на гранты – Алла Джан-Ша известный в Хабаровске и за его пределами общественный деятель, один из инициаторов проведение фестиваля любительского кино «Точка возврата», проекта «Бери ресурс» и др. – мама Яны взялась помочь со сбором необходимого пакета документов, но в ходе обсуждений идеи книги, её формата вдруг оказалась её создателем в части литературной основы.
– Саму историю для книги обсуждали и создавали вообще-то втроём – подключили ещё Рому Овсейчука: он дока в плане построения сюжетных линий, драматургии, – продолжает рассказ Алла Джан-Ша. – Сидели, пытались создать правдоподобную историю, как мальчик попал в лес, чем ему помогают растения. Мы же хотели, чтобы интересно получилось. Интересовались: что нравится сейчас детям, подросткам. Вспомнили, что сейчас популярны вселенные, персонажи, которые обладают сверхспособностями. Думали – с кем может себя ассоциировать читающий ребёнок? Когда всё обсудили и придумали, осталось только изложить всё литературным языком, и оказалось, что из нашей троицы это у меня к этому больше способностей. Так вот нежданно-негаданно я стала детским писателем.
В художественное повествование вплетена информация от десяти экспертов, которые рассказывают о свойствах растений, о важности ценить природу пока она ещё есть, чтобы не горевать по утраченным представителям флоры и фауны.
Книга должна увидеть свет до конца 2023-го года, но некоторые её герои уже вышли в свет. Они поселились на стенах Хабаровского краевого музея имени Гродекова. По приглашению проекта «Метацентры» из Владивостока Яна Джан-Ша и её друзья-художники Ника Платоника и Сергей Маузер создали мурал с персонажами вселенной «Кабарга.Дикоросы».
– Это пять картин с ботаническими героями, – рассказывает Яна. – А так как я чуть-чуть китаец, то позволила себе взять традицию символизма и пожеланий. Например, кедр с лимонником желают долголетия, лотос с ивой – счастья, сопки, укрытые тайгой — пожелание успехов в карьере, чтобы дела шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды символизируют изобилие, а морская ламинария и другие водоросли дарят радость.
Кстати, кроме бумажной книги, есть ещё и сайт, который поможет ближе познакомиться со вселенной «Кабарги-травника».
– И вот ещё какой момент: по сюжету книги история Девочки-Кабарги непонятна, – говорит Яна Джан-Ша. – я буду просить читателей предположить, что у неё за судьба, кто она, откуда. И, возможно, появится новый рассказ, новая история.