Поделиться
США: легкое дыхание «зеленой энергетики»
Поделиться

Боевые корабли на биотопливе вошли в американскую группировку

-

Крупнейшие в мире международные военно-морские учения «Римпак», которые уже в течение 40 лет традиционно проводятся в Тихом океане в районе Гавайских островов, в нынешнем году оказались не только беспрецедентно широкими по составу участников, но и необычными по своему характеру.

Объявляя о начале маневров, глава штаба ВМС США адмирал Джонатан Гринерт не без гордости сообщил на брифинге в Пентагоне, что в американскую группировку впервые вошли боевые корабли и самолеты палубной авиации, которые работают на биотопливе.

Во время учений, прошедших с 29 июня по 7 августа, два эсминца и один ракетный крейсер ВМС США в течение трех дней с успехом использовали для своих двигателей биотопливо, а точнее, его смесь с обычным дизельным топливом в пропорции 50 на 50%. Одновременно с палубы атомного авианосца «Нимиц» в воздух взмывали десятки самолетов Ф/А-18 «Супер Хорнет», также заправленные этой смесью. Важно, что никаких модификаций двигателей из-за смены «рациона питания» не потребовалось.

Министр ВМС США Рэй Мэйбас считает, что демонстрация новых возможностей американского флота удалась. «До сих пор мы проводили лишь испытания биотоплива. Теперь мы показали, что биотопливо и другие альтернативные источники энергии можно использовать во время военных операций», – сказал он.

Однако пока в Тихом океане продолжались военные игры с условным противником, в Вашингтоне развернулась нешуточная политическая битва вокруг биотопливной программы Пентагона. Погрузившись поглубже в проблему, республиканская оппозиция в Конгрессе обнаружила, что военное ведомство закупает биотопливо – этанол – по $26 за галлон, а его 50-процентная смесь, которая использовалась во время учений, стоит около $15 – примерно в четыре раза больше, чем обычное горючее для боевых кораблей и самолетов.

Выяснилось, что на приобретение 450 тыс. галлонов этанола для «Римпак» Минобороны США израсходовало около $12 млн. Тут же вспомнили о недавнем докладе самого этого ведомства, в котором его ежегодные затраты на покупку биотоплива по нынешним ценам прогнозировались на уровне $2 млрд.

Сенатор Джон Маккейн заявил, что в условиях дефицита госсредств и сокращения бюджетных расходов, в том числе самого Пентагона, это непозволительная роскошь. В результате в Конгрессе был подготовлен законопроект, запрещающий военному ведомству осуществлять крупные закупки биотоплива до тех пор, пока цены на него не снизятся до приемлемого уровня – такого же, как у обычного бензина или керосина.

В действительности буря была поднята Маккейном и его однопартийцами во многом для того, чтобы насолить демократам накануне приближающихся ноябрьских выборов. О программе Минобороны в области использования биотоплива было известно давно. Еще в январе 2010 года оно объявило, что ВМС США намерены к 2012 году продемонстрировать, а к 2016-му – спустить на воду «зеленую», то есть экологически чистую, ударную группировку с участием кораблей на биотопливе. «Большой зеленый флот» должен будет включать корабли с ядерными, гибридными (сочетающими электродвигатель и паротурбину) или альтернативными силовыми установками, работающими на биотопливе. На таком же топливе должны будут летать и самолеты ВМС.

Кроме того, было объявлено, что к 2015 году ВМС и морская пехота США собираются уменьшить в два раза использование бензина в своем «нетактическом коммерческом флоте», к 2020 году – перевести на альтернативные источники энергии по меньшей мере половину береговых объектов. К 2020 году за счет альтернативных источников должна покрываться «половина всего потребления энергии» в американских ВМС «для кораблей, самолетов, танков, машин и береговых объектов».

В августе 2011 года министерства энергетики и сельского хозяйства сообщили, что совместно с ВМС инвестируют в ближайшие три года до $510 млн в производство биотоплива для военных кораблей и авиации, а также гражданского транспорта. Смысл проекта заключается в развитии межведомственного сотрудничества при активном участии частного бизнеса в разработке эффективных технологий и строительстве заводов по выпуску биотоплива.

В США его делают из кукурузы, сои, некоторых других сельскохозяйственных культур, отходов переработки древесины и продуктов жизнедеятельности человека, а также водорослей альгае. Например, биотопливо для смеси, которая использовалась на учениях «Римпак», на 90% было получено из отработанного растительного масла, а на 10% – из водорослей альгае.

Пентагон, который является крупнейшим потребителем нефти в мире, заявляет, что переход на альтернативные источники энергии должен, во-первых, уменьшить зависимость США от поставок энергоресурсов из-за рубежа, а во-вторых, стабилизировать расходы на топливо для американских вооруженных сил. Например, ВМС США из-за скачков цен на нефтяных рынках было вынуждено в 2012 финансовом году потратить на $500 млн больше, чем планировалось. Кроме того, все уже давно сознают, как это важно для защиты окружающей среды.

Однако на пути «зеленой армады» может загореться красный свет. И зажгут его не республиканцы в Конгрессе, а просто очень высокие цены на биотопливо.

В этой истории отразились практически все главные проблемы, с которыми сталкивается развитие альтернативных источников энергии в США.

Технологии Форда – в ХХI век

Пентагоновский план использования биотоплива является частью широкой программы президента Барака Обамы, которую он выдвинул сразу же после победы на выборах в 2008 году и на которую из федерального бюджета были выделены миллиарды долларов. Ее цель – снизить зависимость страны от поставок нефти из-за рубежа путем перехода на другие, чистые, источники энергии, к которым в США относят и природный газ. «Эти технологии будут иметь огромное значение для развития экономики США и энергетической безопасности страны в ХХI веке», – заявил президент.

В 2005 году на импорт приходилось примерно 60% всей потребляемой нефти в США, сейчас – примерно 45%. Три с половиной года назад Обама поставил задачу в течение 10 лет уменьшить объем импорта нефти еще на треть. Он предложил сократить потребление энергии за счет внедрения новых стандартов, в том числе в автопромышленности, и расширить инвестиции в развитие таких альтернативных источников, как геотермальная, солнечная и ветровая энергия, биотопливо, а также в производство гибридных автомобилей (работающих на смеси этанола с бензином) и автомашин с электроприводом.

С тех пор федеральные власти ассигновали на эти цели более $9 млрд. Средства пошли на поддержку предприятий, разрабатывающих чистые энергетические технологии, и поощрение потребителей, которые покупали их продукцию. Предоставлялись льготные кредиты под гарантии правительства для производителей солнечных батарей и ветровых электростанций. Выделялись субсидии местным властям на создание этаноловых автозаправок и подзарядных станций для электромобилей. Учреждались налоговые вычеты для тех, кто приобретал такие машины.

Во многих штатах возникли десятки предприятий в области производства чистой энергии, в том числе солнца и воды. Появились проекты, которые поначалу казались экзотическими, а сегодня выглядят абсолютно естественными: у атлантического побережья создаются океанские плавучие платформы с ветряками-генераторами, а в пустыне Мохаве устанавливают электростанции, работающие от солнечных батарей.

Как заявил недавно Обама, за последние четыре года производство электроэнергии за счет ветра увеличилось в США с 25 до 50 гигаватт. Штат Огайо – лидер в этой области – получает уже около 20% используемой энергии благодаря ветровым электростанциям. Отрасль дает стране 75 тыс. рабочих мест. За четыре года удвоилось и производство энергии от солнечных батарей, хотя их вклад в общую «энергетическую копилку» значительно меньше.

Расширились посевы кукурузы под биотопливо, число заводов по производству этанола превысило две сотни, а его выпуск достиг 14 млрд галлонов. Правительство и многие крупные компании – почтовые «Ю-Пи-Эс» и «Федерал Экспресс», телекоммуникационные «АТТ» и «Верайзон» – начали переводить свой автопарк на этанол. Количество станций, на которых можно заправиться «гибридным» топливом Е85, перевалило за две с половиной тысячи. Тут же, кстати, вспомнили, что основатель американского автопрома Генри Форд в ХIХ веке также сконструировал машину, двигатель которой мог работать как на бензине, так и на этаноле.

Перемены начали происходить не только на земле, но и в воздухе, точнее, в воздушном транспорте. Ряд американских авиакомпаний осуществили демонстрационные рейсы, заправив самолеты смесью этанола и авиакеросина, а германская «Люфтганза» объявила, что начинает в 2012 году регулярные полеты по маршруту Вашингтон – Франкфурт-на-Майне на «Боинге-747» с использованием биотоплива. К проектам по производству биотоплива подключилось даже НАСА, считающее, что этанол можно будет использовать для двигателей ракет и космических аппаратов, в том числе при осуществлении запусков в дальний космос.

Пустые места для «зеленых машин»

Каждый раз, приезжая в вашингтонский продовольственный магазин «Сэйфвэй», я с завистью смотрю в подземном гараже на самые удобные парковочные места, расположенные рядом с лифтом в торговые залы. Они не заняты, но я проезжаю дальше и иногда подолгу ищу другую свободную стоянку. Таблички на привилегированных парковочных местах гласят, что они предназначены только для «экологически чистых машин» – «гибридов» или электромобилей.

Большая часть этих мест, как правило, пустует. Причина очевидная – претендовать на них пока могут немногие. Согласно опросам, подавляющее большинство американцев полностью поддерживает развитие альтернативных источников энергии и меры по защите окружающей среды. Поначалу, как водится, приходилось преодолевать обывательские предубеждения и даже примитивные страхи перед ветряками, но сейчас агитировать за «зеленые технологии» здесь, в общем-то, никого не надо. Но потребители, как известно, голосуют кошельком. И «экологически чистые машины», несмотря на все пропагандистские усилия правительства, пока не пользуются большим спросом.

Объясняется все просто. Для использования автомашин, которые могут работать как на бензине, так и на этаноле, пока нет развитой инфраструктуры: количество заправок с топливом Е85 недостаточно и распределено по территории страны неравномерно. Например, в Вашингтоне их всего две, еще шесть – в радиусе 35 км от города. Примерно такая же картина – с газовыми заправками.

В мире к концу прошлого года насчитывалось 27 млн «гибридных» автомобилей, в США – 9 млн, но многие их владельцы продолжают заправляться бензином, хотя в некоторых местах, в частности в «зерновом поясе Америки» – штатах Среднего Запада, этанол может быть даже дешевле благодаря правительственным субсидиям. Кроме того, при использовании этаноловой смеси расход топлива увеличивается на 25–30%. Кстати, в нынешнем году ожидается рост цен на биотопливо из-за снижения урожая кукурузы, пострадавшей от сильной засухи.

Что касается «гибридов», имеющих наряду с обычными двигателями внутреннего сгорания дополнительный электромотор, то здесь все объясняется еще проще. «Электромобили» в США по-прежнему дороги, даже с учетом установленного для них налогового вычета в $7,5 тыс., которым могут воспользоваться покупатели. Например, стоимость «Шевроле Вольт» составляет $41 тыс., и в прошлом году было продано всего 7,6 тыс. таких машин, хотя выпускающая их компания «Дженерал моторс» надеялась, что ей удастся реализовать примерно на четверть больше.

Новинка компании «Ниссан» – модель «Лиф», работающая только на электричестве, обойдется после всех налоговых вычетов не менее чем в $31,5 тыс. Одной подзарядки хватает всего на 160 км пути. Заряжать машину можно от сети с напряжением 220 вольт, но требуется специальное стационарное устройство. Поставить его можно в гараже, если он у вас есть.

Обе машины небольшие, внутренняя отделка весьма скромная, двигатели слабенькие. Их использование сопряжено с дополнительными сложностями. А за ту же цену в США можно купить вполне приличный «внедорожник», столь милый сердцу любого американца.

С неменьшими проблемами сталкивается развитие и других альтернативных источников энергии – солнечной, ветровой, геотермальной. Понятно, что разместить их генерирующие мощности можно далеко не везде, а при передаче электроэнергии потребителям на большие расстояния происходят потери. В конце прошлого года в США разгорелся скандал в связи с банкротством калифорнийской компании по выпуску солнечных батарей «Солиндра», которая получила кредиты под правительственные гарантии на сумму более $500 млн. Деньги американских налогоплательщиков были потрачены впустую. Несмотря на крупные финансовые вливания, «Солиндра» не сумела создать конкурентоспособное производство и противостоять натиску дешевых солнечных батарей из Китая. На этом рынке предложение пока сильно превышает спрос.

Кстати, Китай сейчас вышел в мировые лидеры по использованию возобновляемых источников энергии. США – на втором месте. На возобновляемые источники здесь приходится 14% всей вырабатываемой энергии. Однако 60% этого объема дает гидро­энергетика, более 20% – энергия ветра.

В 2009 году Барак Обама, выступая со своим первым президентским посланием Конгрессу, поставил цель удвоить за три года производство энергии из возобновляемых источников. Сделать это не удалось. За это время она увеличилась не в два раза, а лишь на два процента. И ожидать, что в условиях тяжелого послекризисного восстановления экономики этот показатель будет меняться ускоренными темпами, не приходится. «Расходы на $9 млрд привели к незначительным результатам», – гласил приговор газеты «Уолл-стрит джорнал», отражающей мнение деловых кругов США.

Очевидно также, что в условиях острого бюджетного дефицита правительство уже не будет столь же щедрым в поддержке этих проектов, как в предыдущие годы. Последняя президентская инициатива, направленная на увеличение числа электромобилей в стране и предусматривающая субсидии и налоговые стимулы на $1 млрд, не получила поддержки республиканской оппозиции в Конгрессе. Все это, понятно, не способствует повышению интереса инвесторов к этой отрасли.

Кроме того, относительно низкие цены на природный газ в США также лишают альтернативную энергетику дополнительных стимулов.

Главная цель – поток электронов

Конечно, развитие возобновляемых источников энергии продолжится в любом случае, но эксперты предлагают серьезно пересмотреть общую стратегию и многие конкретные проекты, чтобы не повторялась печальная история «Солиндры». Глава Института Роки Маунтинс Эмори Ловинс считает, что главное препятствие на пути «зеленой энергетики» – не отсутствие технологий или сложная ситуация в экономике, а их «медленное внедрение».

Одна их простых рекомендаций – увеличивать выпуск биотоплива (этанола), чтобы понизить его себестоимость и сделать производство рентабельным без правительственных дотаций. Вообще проблема рентабельности, пожалуй, главная в данной области. Все сходятся во мнении, что нетрадиционные энерготехнологии не будут пользоваться широким спросом до тех пор, пока не смогут финансово конкурировать с нефтью и газом.

Сотрудник Центра изучения энергетической политики при Стэнфордском университете Джеффри Болл в обширной статье, опубликованной в июньском номере авторитетного журнала «Форин афферс», выдвинул ряд конкретных предложений о том, как снизить себестоимость производства энергии из альтернативных источников. Он считает, что подход к этой проблеме в целом требует серьезной корректировки. «В Соединенных Штатах правительство в полном безумии то увеличивало, то сокращало поддержку использования возобновляемых источников энергии, вводя в заблуждение инвесторов и затрудняя развитие технологий. Кроме того, порядок выделения субсидий был неэффективным, – пишет эксперт. – В Европе, где поддержка возобновляемой энергетики более стабильна, правительства зачастую бывали слишком щедры, предоставляя такие крупные субсидии, что их было невозможно использовать».

По мнению Болла, главное – понять, что «цель заключается не в ветровых турбинах или солнечных батареях, а в доступном, удобном, безопасном и постоянном потоке электронов», то есть выработке электроэнергии. Чтобы достичь этого, он предлагает увеличить финансирование перспективных исследований, направленных на повышение эффективности новых энергетических технологий. Он также считает необходимым изменить порядок предоставления субсидий и выдавать их с помощью аукционов «тем компаниям, которые согласятся вырабатывать больше электроэнергии за меньшую цену».

Кроме того, нужно упростить процесс выдачи лицензий на использование ветровой и солнечной энергии, а также прокладку линий электропередачи от таких предприятий к потребителям. И наконец, эксперт советует правительству США не вести торговых войн с другими странами из-за дешевого зарубежного оборудования для альтернативной энергетики, поступающего на американский рынок. По его мнению, жесткая конкуренция в этой области пойдет только на пользу, поскольку поможет ускорить разработку и внедрение инновационных технологий.

Американцам, действительно, всегда было присуще стремление к новому. Марк Твен говорил: «Англичанин – человек, который делает что-либо, потому что так делали раньше. Американец – человек, который делает что-либо, потому что так раньше не делали». Вопрос состоит не в том, развивать или нет «зеленую энергетику». На этот счет сомнений никто не испытывает. Вопрос – как это делать? Точного ответа на него пока нет, но его ищут.

Иван Лебедев, корр. ИТАР-ТАСС в Вашингтоне Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов