Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Ставка на уголь

«ОАО «Мечел» сделало то, что по ряду причин не смог сделать Советский Союз – построило железную дорогу, соединяющую Эльгу с БАМом»

Ставка на уголь

Свой профессиональный праздник угольная отрасль встречает с массой нерешенных проблем. Генеральный директор компании «Якутуголь» Игорь Хафизов смотрит в будущее с оптимизмом: близость к морским портам, низкая себестоимость и лучшее качество угля в России – конкурентные преимущества ключевого предприятия «Мечела».

Стоимость угля достигла рекордно низкого уровня: спотовые цены на коксующийся уголь на основном рынке сбыта – в Азиатско-Тихоокеанском регионе - упали до минимума за последние семь лет. Тем не менее ряд угледобывающих предприятий смело идут вперед, делая ставку на уголь и демонстрируя впечатляющие результаты.

Одной из самых эффективных угледобывающих компаний в России является ОАО ХК «Якутуголь». Предприятие обеспечивает значительную часть экспортной выручки и участвует в развитии главного проекта своего учредителя (компания «Мечел») – Эльгинского угольного комплекса. Недавно на Эльге была добыта миллионная тонна угля, что подтверждает выход компании на промышленные масштабы.

«Сейчас здесь добывается по 200 тыс. тонн рядового угля в месяц. В конце прошлого года ВЭБ утвердил проектное финансирование Эльгинского угольного комплекса в объеме $2,5 млрд. Этой суммы достаточно для завершения первой очереди строительства мощностью 11,7 млн тонн угля в год. Это значит, что работа на Эльге не зависит от колебаний рыночных цен или финансового состояния самого «Мечела»», - рассказал генеральный директор ОАО ХК «Якутуголь» Игорь Хафизов.

По его словам, на месторождении планово ведется вертикальная планировка для строительства трех основных фабрик. Проводятся проектные работы по переводу сезонной обогатительной фабрики на круглогодичный режим. В начале 2015 года начнется строительство первой основной фабрики мощностью 9 млн тонн угля, готовится принятие ЛЭП от Призейской подстанции, которую на месторождение тянет ФСК.

И.Хафизов уверен, что «ОАО «Мечел» сделало то, что по ряду причин не смог сделать Советский Союз – построило железную дорогу, соединяющую Эльгу с БАМом».

«Эльгинский проект с точки зрения рентабельности и конкурентоспособности является одним из лучших в мире. Ситуация на рынке на него не влияет, так как с прошлой осени стройка финансируется не из денежного потока «Мечела» (как это делалось с 2008 года), а из кредитной линии ВЭБа. Поэтому его развитие продолжается по графику», - заявил генеральный директор ОАО ХК «Якутуголь».

Компанией уже проведен целый комплекс мероприятий по маркетингу эльгинских углей среди потенциальных покупателей в России и мире. Опытные сжигания высококачественной энергетической продукции прошли на пяти электростанциях РАО ЭС Востока. В тендере 2014 года «Якутуголь» будет тоже участвовать. Если говорить об экспортных поставках, то они осуществляются в страны АТР: Японию, Китай, Корею.

Провозные способности будут расширяться по мере роста добычи: если в 2014 году «Якутуголь» планирует добыть 1,35 млн тонн рядового угля, то в 2015-16 – более 3 млн тонн, а в 2018 – когда заработает на полную мощность основная обогатительная фабрика – 11,7 млн тонн угля. Компания собирается развивать дорогу Улак–Эльга таким образом, чтобы она соответствовала потребностям проекта по перевозке готовой продукции.

«Ветка Улак–Эльга, по сути, уникальный случай, когда частная компания собственными силами построила железную дорогу. Она открывает доступ не только к Эльгинскому месторождению, но и ко всем 40 млрд тонн запасов Токинского бассейна, представляющего собой настоящий клондайк для промышленного освоения, а для РЖД – обеспеченность в перевозках на десятилетия вперед, которая делает окупаемыми инвестиции, заложенные в Восточный полигон БАМа», - сказал И.Хафизов. Он высказал сожаление, что инвесторы еще не оценили весь потенциал железной дороги: они могут анализировать мировой рынок, но не могут просчитать риски, связанные с развитием железнодорожного транспорта в Якутии.

С разрабатываемым Эльгинским месторождением в Якутии связывают большие надежды: к 2017 году оно позволит создать 5000 новых рабочих мест.