Поделиться
Стремление далеко за 100
Поделиться

Авиастроителям Хабаровского края есть куда расширять объемы производства

Сектор авиастроения Хабаровского края, генерирующий наиболее высокотехнологичную часть валового регионального продукта, включая лайнер Sukhoi Superjet 100, находится в точке выбора. На пороге смены технологических укладов руководством страны принято стратегическое решение о поддержке развития Комсомольска-на-Амуре – инженерной столицы Дальнего Востока. Насколько эффективно удастся приложить к авиастроению такие новые инструменты, как льготный режим территорий опережающего развития и кластерный подход, покажут уже ближайшие годы.

В 2015 году в Хабаровском крае был собран 100-й серийный экземпляр регионального лайнера Sukhoi Superjet 100 – первого гражданского самолета, спроектированного в современной России. Сборка самого высокотехнологичного продукта российского самолетостроения, созданного в рамках широкой международной кооперации, ведется в цехах филиала ПАО «Гражданские самолеты Сухого». Сейчас завод способен обеспечить выпуск до трех машин в месяц. SSJ-100 летает в десятках стран, постоянно расширяя географию присутствия, чем по праву гордятся авиа­строители Комсомольска-на-Амуре. Однако это далеко не все, что может предложить мировому рынку машиностроительный комплекс Хабаровского края.

Благодаря сосредоточению в регионе предприятий оборонно-промышленного комплекса Хабаровский край исторически является лидером по уровню развития машиностроения среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Край обеспечивает до 80 % продукции машиностроения на Дальнем Востоке, 35 % продукции обрабатывающей промышленности Хабаровского края – это авиа- и судостроение. Авиастроение – часть огромного, десятилетиями развивавшегося производственного комплекса. Вместе с ростом государственного оборонного заказа (только за 2011–2014 годы он увеличился почти вдвое – в 2,23 раза в авиастроении и 1,53 раза в судостроении) предприятия Хабаровского края постоянно наращивают инвестиции в технологии и производство.

На техническое развитие Комсомольского-на-­Амуре авиастроительного завода (КнААЗ), входящего в холдинг «Сухой», в 2007–2020 годах будет направлено 27,8 млрд рублей, в том числе 18,64 млрд рублей – в 2017–2020 годах. Предприятие является одним из ключевых производителей техники для Министерства обороны России, местом, где впервые взлетел истребитель пятого поколения Т-50. По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Эти самолеты наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских Военно-воздушных сил в течение ближайших десятилетий. Техническое перевооружение и внедрение современных методов организации производства уже позволили снизить трудоемкость производства самолетов на КнААЗ в 2,5–3 раза, повысив производительность труда не менее чем вдвое.

Филиал «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) также провел масштабное развитие производственной базы, инвестиции в основной капитал исчисляются миллиардами рублей. Для организации производства составных частей SSJ-100 приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов. Стратегический партнер проекта – итальянская Alenia Aeronautica, партнер с разделением рисков – французская Snecma, консультант – Boeing.

На предприятия авиастроения приходится до 90 % инвестиций в машиностроение Хабаровского края. Авиа- и судостроительные организации обладают наибольшей инновационной активностью среди других отраслей промышленного комплекса региона – порядка 62 %. Основной промышленный потенциал Комсомольска-на-Амуре формируют КнААЗ, филиал ГСС и Амурский судостроительный завод (АСЗ). Гособоронзаказ для них по итогам 2015 года составил 33 млрд рублей, весь бюджет Комсомольска-на-Амуре – порядка 6 млрд рублей. Имея такую мощную финансовую подпитку, авиастроение – это потенциальный драйвер инновационной экономики, что создает предпосылки для развития в Хабаровском крае пятого и шестого технологических укладов, характеризующихся высокой добавленной стоимостью промышленного производства.

Машиностроение в России в целом переживает непростые времена. Отрасль коллапсировала во время финансово-экономических кризисов, практически все крупные машиностроительные предприятия перешли под государственный контроль и модернизируются в основном за счет прямых дотаций из федерального бюджета. Новых успешных частных проектов в сфере машиностроения в России практически нет. Сильное давление на отрасль оказывают технологически более сильные соседи из Азиатско-Тихоокеанского региона – Япония и Южная Корея.

Вместе с тем мировые рынки судостроения и авиастроения постепенно переходят на новый технологический уклад, идет перераспределение долей, занимаемых ведущими производственными компаниями. В долгосрочной перспективе рынок судостроения будет расти, несмотря на периодические спады, обусловленные цикличностью. Развитие офшорной нефте- и газодобычи, становление глобальной системы перевозок природного газа рассматривается экспертами как основной драйвер роста рынка крупно- и среднетоннажного судостроения в последующие 10–15 лет. Мировой рынок авиатехники и компонентов на протяжении последних десятилетий также не испытывает падения спроса – основной движущей силой его развития остается рост пассажиро- и грузопотоков, которые, по прогнозам, вырастут до 2025 года соответственно в 2 и 2,3 раза. Среднегодовые темпы роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ в ближайшие 20 лет, полагают в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ожидаются на уровне 7 %, спрос на новые пассажирские самолеты у российских авиакомпаний в период до 2032 года составит 1,9–2 тыс. воздушных судов различной пассажировместимости.

Основные инвестиционные задачи по развитию машиностроения в Хабаровском крае –  усиление кластерного подхода к развитию отрасли и перенос фокуса на запуск новых специализированных компаний и малых инновационных проектов. Наличие оборонного заказа на долгосрочную перспективу способствует освоению современных технологий и формирует спрос на инновации. Но наращивание конкурентных преимуществ хабаровского машиностроения невозможно без укрепления «технологического ядра», в котором должны быть сосредоточены полный цикл обслуживания технологий и осуществление опытных разработок. Формой развития авиастроения и судостроения в регионе неизбежно должны стать интеграция и технологическая кооперация всех предприятий.

КнААЗ – предприятие законченного производственного цикла, от литья и штамповки до окончательной сборки и летных испытаний с возможностью постпродажного обслуживания техники. Филиал ГСС в Комсомольске-на-Амуре производит только сборку SSJ-100, поэтому сильно зависит от поставки комплектующих и деятельности других предприятий цепочки «производство – сбыт». В 2015 году, например, в Комсомольске-на-Амуре планировалось произвести 50 лайнеров SSJ-100, но реальный выпуск составил лишь 17 машин. Предприятие в Комсомольске-на-­Амуре было готово выполнить поставленные планы, но воплотить их не удалось. У КнААЗ подобных проблем нет. А в ноябре 2015 года холдинг «Сухой» подписал беспрецедентный контракт с Китаем по экспорту 24 истребителей Су-35. Только это загрузит КнААЗ работой на десяток лет вперед.

SWOT-анализ факторов развития машиностроения в Хабаровском крае показывает, что сильными сторонами отрасли в регионе являются активное участие в госпрограммах (и отсюда постоянное финансирование через госкорпорации – ОСК и ОАК), развитый производственный потенциал и большой опыт решения сложных задач, наличие перспективных разработок для гражданского сектора и опыта в выполнении проектных работ, близость потенциальных рынков потребления продукции – стран Азии. Немаловажным также является наличие профильных вузов и научно-исследовательских институтов, ремонтных предприятий и компетенций для выхода на рынки сервисных услуг, обладание компетенциями, потенциально конвертируемыми в технологии других отраслей промышленности.

Слабые стороны машиностроения также очевидны: высокая зависимость от государственного заказа, узкая процессинговая специализация базовых производств, логистические и транспортные сложности при поставке комплектующих, низкий уровень ко­операции вузов, НИИ и предприятий и включенности в международные сети поставщиков компонентов и исследователей. Превышение транспортными и энергетическими тарифами на Дальнем Востоке среднероссийского уровня тоже не прибавляет конкурентоспособности продукции местных предприятий на внут­реннем рынке.

В Правительстве Хабаровского края уверены, что решить проблемы развития высокотехнологичного машиностроения может только кластерный подход. В 2015 году региональные власти приняли программу создания кластера авиа- и судостроения вокруг ведущих заводов отрасли – это КнААЗ, Амурский и Хабаровский судостроительный заводы, группа компаний «Дальэнергомаш». Важной составляющей кластера должны стать Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, несколько научно-исследовательских институтов и автономная некоммерческая организация «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (ДАСИ) – контролируемая правительством края структура, способная выступить оператором-координатором проекта.

Большая часть потенциальных участников кластера сосредоточена в Комсомольске-на-Амуре, где с недавнего времени открывается уникальная возможность по приложению имеющегося потенциала хабаровского машиностроения к динамично развивающимся рынкам Азии. Комсомольская агломерация – ключевой центр машиностроительного комплекса Хабаровского края, совокупный выпуск продукции в этом секторе, по данным ДАСИ, составляет порядка 33 млрд рублей (более 7 % ВРП края), из которых 25 млрд рублей приходится на группу компаний «Сухой», 5 млрд рублей – на судостроительные компании края и около 3 млрд рублей – на прочие машино­строительные предприятия.

В 2015–2016 годах Комсомольск-на-Амуре получил сразу два мощнейших инструмента развития. В прошлом году была создана территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск», предоставляющая льготные условия реализации частных бизнес-проектов. А весной этого года правительством России принят комплексный план долгосрочного развития города стоимостью более 60 млрд рублей. Эти средства готовы потратить на инфраструктуру промышленного центра Дальнего Востока федеральный и региональный бюджеты в период до 2025 года.

Особенность ТОСЭР «Комсомольск» – опора на межпроизводственную кооперацию, что ложится в концепцию создания кластера авиа- и судостроения. Базовым резидентом ТОСЭР уже стала группа компаний «Энергия» с проектом завода по высокоточной механообработке деталей для нужд предприятий ОАК на 1,7 млн станко-часов в год. Производство стоимостью 7,7 млрд рублей призвано обслуживать потребности не только авиазаводов Комсомольска-на-Амуре (порядка 1 млн станко-часов), но и других предприятий ОАК. Специально для этого в положения о закупочной деятельности ОАК, ГСС и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) должны быть включены нормы о закупке продукции у резидентов ТОСЭР «Комсомольск». На обеспечение возможностей кооперации с другими ведущими предприятиями Комсомольска-на-Амуре нацелен дальнейший поиск базовых резидентов ТОСЭР. В их числе могут быть производства бортового оборудования и электронных компонентов, гидравлических систем и интерьеров.

Дмитрий Щербаков Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов