Авиастроителям Хабаровского края есть куда расширять объемы производства
Сектор авиастроения Хабаровского края, генерирующий наиболее высокотехнологичную часть валового регионального продукта, включая лайнер Sukhoi Superjet 100, находится в точке выбора. На пороге смены технологических укладов руководством страны принято стратегическое решение о поддержке развития Комсомольска-на-Амуре – инженерной столицы Дальнего Востока. Насколько эффективно удастся приложить к авиастроению такие новые инструменты, как льготный режим территорий опережающего развития и кластерный подход, покажут уже ближайшие годы.
В 2015 году в Хабаровском крае был собран 100-й серийный экземпляр регионального лайнера Sukhoi Superjet 100 – первого гражданского самолета, спроектированного в современной России. Сборка самого высокотехнологичного продукта российского самолетостроения, созданного в рамках широкой международной кооперации, ведется в цехах филиала ПАО «Гражданские самолеты Сухого». Сейчас завод способен обеспечить выпуск до трех машин в месяц. SSJ-100 летает в десятках стран, постоянно расширяя географию присутствия, чем по праву гордятся авиастроители Комсомольска-на-Амуре. Однако это далеко не все, что может предложить мировому рынку машиностроительный комплекс Хабаровского края.
Благодаря сосредоточению в регионе предприятий оборонно-промышленного комплекса Хабаровский край исторически является лидером по уровню развития машиностроения среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа. Край обеспечивает до 80 % продукции машиностроения на Дальнем Востоке, 35 % продукции обрабатывающей промышленности Хабаровского края – это авиа- и судостроение. Авиастроение – часть огромного, десятилетиями развивавшегося производственного комплекса. Вместе с ростом государственного оборонного заказа (только за 2011–2014 годы он увеличился почти вдвое – в 2,23 раза в авиастроении и 1,53 раза в судостроении) предприятия Хабаровского края постоянно наращивают инвестиции в технологии и производство.
На техническое развитие Комсомольского-на-Амуре авиастроительного завода (КнААЗ), входящего в холдинг «Сухой», в 2007–2020 годах будет направлено 27,8 млрд рублей, в том числе 18,64 млрд рублей – в 2017–2020 годах. Предприятие является одним из ключевых производителей техники для Министерства обороны России, местом, где впервые взлетел истребитель пятого поколения Т-50. По сравнению с истребителями предыдущих поколений Т-50 обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Эти самолеты наряду с модернизированными авиационными комплексами четвертого поколения будут определять потенциал российских Военно-воздушных сил в течение ближайших десятилетий. Техническое перевооружение и внедрение современных методов организации производства уже позволили снизить трудоемкость производства самолетов на КнААЗ в 2,5–3 раза, повысив производительность труда не менее чем вдвое.
Филиал «Гражданских самолетов Сухого» (ГСС) также провел масштабное развитие производственной базы, инвестиции в основной капитал исчисляются миллиардами рублей. Для организации производства составных частей SSJ-100 приобретено, смонтировано и введено в эксплуатацию оборудование ведущих мировых производителей в области производства самолетов. Стратегический партнер проекта – итальянская Alenia Aeronautica, партнер с разделением рисков – французская Snecma, консультант – Boeing.
На предприятия авиастроения приходится до 90 % инвестиций в машиностроение Хабаровского края. Авиа- и судостроительные организации обладают наибольшей инновационной активностью среди других отраслей промышленного комплекса региона – порядка 62 %. Основной промышленный потенциал Комсомольска-на-Амуре формируют КнААЗ, филиал ГСС и Амурский судостроительный завод (АСЗ). Гособоронзаказ для них по итогам 2015 года составил 33 млрд рублей, весь бюджет Комсомольска-на-Амуре – порядка 6 млрд рублей. Имея такую мощную финансовую подпитку, авиастроение – это потенциальный драйвер инновационной экономики, что создает предпосылки для развития в Хабаровском крае пятого и шестого технологических укладов, характеризующихся высокой добавленной стоимостью промышленного производства.
Машиностроение в России в целом переживает непростые времена. Отрасль коллапсировала во время финансово-экономических кризисов, практически все крупные машиностроительные предприятия перешли под государственный контроль и модернизируются в основном за счет прямых дотаций из федерального бюджета. Новых успешных частных проектов в сфере машиностроения в России практически нет. Сильное давление на отрасль оказывают технологически более сильные соседи из Азиатско-Тихоокеанского региона – Япония и Южная Корея.
Вместе с тем мировые рынки судостроения и авиастроения постепенно переходят на новый технологический уклад, идет перераспределение долей, занимаемых ведущими производственными компаниями. В долгосрочной перспективе рынок судостроения будет расти, несмотря на периодические спады, обусловленные цикличностью. Развитие офшорной нефте- и газодобычи, становление глобальной системы перевозок природного газа рассматривается экспертами как основной драйвер роста рынка крупно- и среднетоннажного судостроения в последующие 10–15 лет. Мировой рынок авиатехники и компонентов на протяжении последних десятилетий также не испытывает падения спроса – основной движущей силой его развития остается рост пассажиро- и грузопотоков, которые, по прогнозам, вырастут до 2025 года соответственно в 2 и 2,3 раза. Среднегодовые темпы роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ в ближайшие 20 лет, полагают в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), ожидаются на уровне 7 %, спрос на новые пассажирские самолеты у российских авиакомпаний в период до 2032 года составит 1,9–2 тыс. воздушных судов различной пассажировместимости.
Основные инвестиционные задачи по развитию машиностроения в Хабаровском крае – усиление кластерного подхода к развитию отрасли и перенос фокуса на запуск новых специализированных компаний и малых инновационных проектов. Наличие оборонного заказа на долгосрочную перспективу способствует освоению современных технологий и формирует спрос на инновации. Но наращивание конкурентных преимуществ хабаровского машиностроения невозможно без укрепления «технологического ядра», в котором должны быть сосредоточены полный цикл обслуживания технологий и осуществление опытных разработок. Формой развития авиастроения и судостроения в регионе неизбежно должны стать интеграция и технологическая кооперация всех предприятий.
КнААЗ – предприятие законченного производственного цикла, от литья и штамповки до окончательной сборки и летных испытаний с возможностью постпродажного обслуживания техники. Филиал ГСС в Комсомольске-на-Амуре производит только сборку SSJ-100, поэтому сильно зависит от поставки комплектующих и деятельности других предприятий цепочки «производство – сбыт». В 2015 году, например, в Комсомольске-на-Амуре планировалось произвести 50 лайнеров SSJ-100, но реальный выпуск составил лишь 17 машин. Предприятие в Комсомольске-на-Амуре было готово выполнить поставленные планы, но воплотить их не удалось. У КнААЗ подобных проблем нет. А в ноябре 2015 года холдинг «Сухой» подписал беспрецедентный контракт с Китаем по экспорту 24 истребителей Су-35. Только это загрузит КнААЗ работой на десяток лет вперед.
SWOT-анализ факторов развития машиностроения в Хабаровском крае показывает, что сильными сторонами отрасли в регионе являются активное участие в госпрограммах (и отсюда постоянное финансирование через госкорпорации – ОСК и ОАК), развитый производственный потенциал и большой опыт решения сложных задач, наличие перспективных разработок для гражданского сектора и опыта в выполнении проектных работ, близость потенциальных рынков потребления продукции – стран Азии. Немаловажным также является наличие профильных вузов и научно-исследовательских институтов, ремонтных предприятий и компетенций для выхода на рынки сервисных услуг, обладание компетенциями, потенциально конвертируемыми в технологии других отраслей промышленности.
Слабые стороны машиностроения также очевидны: высокая зависимость от государственного заказа, узкая процессинговая специализация базовых производств, логистические и транспортные сложности при поставке комплектующих, низкий уровень кооперации вузов, НИИ и предприятий и включенности в международные сети поставщиков компонентов и исследователей. Превышение транспортными и энергетическими тарифами на Дальнем Востоке среднероссийского уровня тоже не прибавляет конкурентоспособности продукции местных предприятий на внутреннем рынке.
В Правительстве Хабаровского края уверены, что решить проблемы развития высокотехнологичного машиностроения может только кластерный подход. В 2015 году региональные власти приняли программу создания кластера авиа- и судостроения вокруг ведущих заводов отрасли – это КнААЗ, Амурский и Хабаровский судостроительный заводы, группа компаний «Дальэнергомаш». Важной составляющей кластера должны стать Тихоокеанский государственный университет, Дальневосточный государственный университет путей сообщения и Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, несколько научно-исследовательских институтов и автономная некоммерческая организация «Дальневосточное агентство содействия инновациям» (ДАСИ) – контролируемая правительством края структура, способная выступить оператором-координатором проекта.
Большая часть потенциальных участников кластера сосредоточена в Комсомольске-на-Амуре, где с недавнего времени открывается уникальная возможность по приложению имеющегося потенциала хабаровского машиностроения к динамично развивающимся рынкам Азии. Комсомольская агломерация – ключевой центр машиностроительного комплекса Хабаровского края, совокупный выпуск продукции в этом секторе, по данным ДАСИ, составляет порядка 33 млрд рублей (более 7 % ВРП края), из которых 25 млрд рублей приходится на группу компаний «Сухой», 5 млрд рублей – на судостроительные компании края и около 3 млрд рублей – на прочие машиностроительные предприятия.
В 2015–2016 годах Комсомольск-на-Амуре получил сразу два мощнейших инструмента развития. В прошлом году была создана территория опережающего социально-экономического развития «Комсомольск», предоставляющая льготные условия реализации частных бизнес-проектов. А весной этого года правительством России принят комплексный план долгосрочного развития города стоимостью более 60 млрд рублей. Эти средства готовы потратить на инфраструктуру промышленного центра Дальнего Востока федеральный и региональный бюджеты в период до 2025 года.
Особенность ТОСЭР «Комсомольск» – опора на межпроизводственную кооперацию, что ложится в концепцию создания кластера авиа- и судостроения. Базовым резидентом ТОСЭР уже стала группа компаний «Энергия» с проектом завода по высокоточной механообработке деталей для нужд предприятий ОАК на 1,7 млн станко-часов в год. Производство стоимостью 7,7 млрд рублей призвано обслуживать потребности не только авиазаводов Комсомольска-на-Амуре (порядка 1 млн станко-часов), но и других предприятий ОАК. Специально для этого в положения о закупочной деятельности ОАК, ГСС и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) должны быть включены нормы о закупке продукции у резидентов ТОСЭР «Комсомольск». На обеспечение возможностей кооперации с другими ведущими предприятиями Комсомольска-на-Амуре нацелен дальнейший поиск базовых резидентов ТОСЭР. В их числе могут быть производства бортового оборудования и электронных компонентов, гидравлических систем и интерьеров.
Дмитрий Щербаков