Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
In the zone of cold and innovation: Lev Kolomyts on the prospects of Yakutia - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

In the zone of cold and innovation

Lev Kolomyts on the prospects of Yakutia

In the zone of cold and innovation
Photo: YSIA
The Republic of Sakha (Yakutia) is a classical raw material province: its economy is based on a variety of minerals with stable export demand, and living conditions are among the least favorable in Eurasia, which requires enormous expenses for maintaining the livelihoods of the existing settlements and does not contribute to the emergence of new ones.

Over the past year, the leadership has been updated in Yakutia, including the head, the prime minister and a number of ministers, as well as the mayor of the capital. Together with the new team, the innovation-technological and scientific-educational intention, unexpected for such an economic structure, has intensified. It is fully reflected in the new development strategy of the RS (Y) to 2032 year, approved head of the republic Aisen Nikolayev at the end of 2018 of the year. A few days after that Nikolaev has opened in the center of Yakutsk, the IT-park is part of the High-Tech Park of Yakutia, which should also include the Center for Biotechnology and the Regional Center for Engineering.

Perhaps the republic, following the example of the UAE and the Tyumen region, intends to invest its raw materials revenues in breakthrough technologies?

5 TYPES OF THE YAKUT ECONOMY

Budgetary security in the republic is one of the highest in the Far Eastern Federal District and in Russia. With a population of a little less than a million people, the volume of the consolidated budget of the RS (Y) on 1 in January, 2018 amounted to 265,8 billion rubles. (Of these, almost a quarter, or 72,6 billion, are donations from the federal budget). For comparison, this is three times the budget of the Primorsky Territory, with half the population. According to the main socio-economic indicators (the index of industrial production, the growth of incomes of the population, the level of wages, demographic growth, and others), the republic is ahead of not only other subjects of the Far Eastern Federal District, but also the average Russian level.

The source of this well-being is raw materials exports: Yakutia is integrated into the world economy as a supplier of coal, oil, gas, diamonds and a number of other minerals, as well as one of the main Russian sources of gold. The scale of production continues to grow - both due to the commissioning of new fields, and the construction of transport infrastructure.

In the coal industry, the main projects are implemented by the Kolmar company: these are the Inaglinsky mine (coking coal mining and coking concentrate production with a capacity of 6 million tons), the Denisovsky mining complex (designed capacity of 6,5 million tons), and the Elgin coal complex of Mechel 17 million tons of capacity, the famous almost the only private railway that connects the coal mine and the Baikal-Amur Railway.

Much of the production of "Colmar" is exported to China, Korea and Japan. The Zyryansky coal basin (reserves of about 8,5 billion tons) in the northern regions of the republic is considered promising. By 2030, the cuts of Yakutia should produce 39 million tons of coal. Due to the growth in coal mining and transportation, an increase in the carrying capacity of the BAM-Yakutsk railway line will be required.

The hydrocarbon production sector is also encouraging: the oil reserves (in 01.01.2016) are 674,2 mln. Tons, while the entire 9,6 mln. Tons is produced per year (compared to 2032, up to 16 mln. Tons). The main fields are the Talakansko-Peledui group (the operator is PJSC Surgutneftegaz), Srednebotuobinskoe (PJSC Rosneft), Irelye, Chayandinskoe (PJSC Gazprom). Natural gas reserves - 3 trillion cubic meters. m, while in the year produced about 2 billion cubic meters. In 2019, growth is projected to 7 billion due to the launch of the Chayanda field. By 2032, production will increase to 30 billion cubic meters. by introducing the Chayandinsky, Taas-Yuryakhsky, Sredne-Tyungsky (PJSC Gazprom) and Srednebotuobinsky field (PJSC Rosneft), increasing production at the Otradninsky field (Sakhatransneftegaz JSC) and a number of smaller ones. It is planned to build its own refinery with a refining capacity of 2 mln. Tons of crude oil.

Oil is mainly exported. Transportation is carried out through the network of pipelines ESPO-1 (Taishet - Skovorodino, 2694 km) and ESPO-2 (Skovorodino - Kozmino port, 2046 km), with a throughput of 30 mln. Tons per year, as well as along the Chinese branch Skovorodino - Mohe (launched in 2017 g). Gas is exported via the Power of Siberia gas pipeline passing through the southern regions of the republic, about 3000 km in length, with a capacity of 38 billion cubic meters. m per year (planned growth to 60 billion).

It can be considered that the Chinese have already bought out most of this gas for 30 years in advance: in May, Gazprom and Chinese gas company CNPC signed an agreement for supplying similar volumes of gas to China in May, the supply is scheduled for December, 2014. In parallel with exports, it is planned to implement a program for the gasification of enterprises and the public, including the construction of gas distribution networks and the production of liquefied, compressed and hydrocarbon gas.

If coal-gas-oil is mined in many regions of the country, then diamonds are a unique resource and business card of Yakutia. Russia ranks first in the world in terms of the volume and value of diamonds mined, and the ALROSA group mines 93% diamonds in the country. For 2017 a year (the results of 2018 were not yet summarized) 36,97 million carats of diamonds worth $ 3,73 billion were mined in Yakutia. Production volumes remain stable despite the failure of Mirny GOK.

With diamond cutting and turning them into the final product - diamonds - the situation is somewhat worse: compared to 2011 in the year, the decline in the cutting industry was 63%, and in the jewelry industry - 30,5%. Russia occupies the entire 4% on the world market, losing a significant share of the value added on the sale of raw materials.

In order to expand its presence in such a specific global market as the diamond trade, ALROSA in 2016 opened the Eurasian Diamond Center in the building of the old Vladivostok airport, focused on trade with the countries of the Asia-Pacific Region. The first resident of the EAC was the Indian company KGK, which was regarded by market players as an attempt by Indians to gain access to cheap Yakut raw materials. The strategy envisages the gradual formation of a diamond-diamond complex, including the Diamond Valley jewelery and cutting cluster in the Kangalasy Tor, and the transformation of Yakutia into one of the world's centers for the production and sale of diamonds and jewelery.

The fifth pillar of the Yakut economy - gold - also looks quite solid. The strategy aims to achieve a production level of 38 tons per year and build its own refinery.

Thus, the Strategy assumes a gradual completion of raw materials extraction by the industry of its processing. The South-Yakutsk Industrial Cluster is also considered a promising megaproject in this area, the core of which should be a steel plant with a production capacity of 6,1 million tonnes of steel casting and rolled products per year, using local resources for work — iron ore, coking coal and electricity from the Kankunskaya HPP.

TO CHINA THROUGH YAKUTSK

The transportation problem is the second most acute (after the cold) for the republic, which has the largest area and poorly developed road network among all the constituent entities of the Russian Federation: less than 10% of the territory (16% of the population of the republic) are available all year round, 92% of roads are operated during certain seasons, have a low carrying capacity and throughput. One of the most protracted projects in this area is the bridge (more precisely, two bridges - road and railway) across the r. Lena, about whom the president of the country was even asked a question at the annual press conference in December of the past year.

At one time, the railway (Amur-Yakutsk main line) almost reached Yakutsk, but the bridge did not have enough money, and today trains go to the Nizhny Bestyakh station on the river bank opposite to Yakutsk, although there is even a railway station in the city. While Yakutsk remains cut off from the mainland twice a year - during the freeze-up and ice-drift, the rest of the time it is necessary to carry cargo on ice or on water, which, of course, is extremely unprofitable both from a logistic and financial point of view.



The republic's leadership is actively breaking through the project implementation in parts: for example, in December last year, the construction of a road bridge was discussed at the Federal Road Agency with the participation of potential investors - the company PowerChina International Group Ltd, ready to participate in the project on a concession basis. Chinese specialists appreciated the cost of the bridge in 104 billion rubles, which is almost twice the estimated 2008 of the year. The bridge, as conceived by the Strategy developers, will not only reduce the cost of delivering vegetables and fruits to Yakutsk, but will also become the main link in the so-called Northern Latitudinal Belt, a transport corridor from Irkutsk to Magadan, which connects Eastern Siberia with the ports of the Sea of ​​Okhotsk.

Following the road bridge, a railway should be built, which will make it possible to connect the Trans-Siberian Railway and the BAM with the Northern Sea Route through Lena, and in the future - to create an international transport corridor from Europe to China via the Northern Sea Route, Tiksi, Yakutsk and Blagoveshchensk. This is possible with the reconstruction of the port of Tiksi and the construction of moorings on the Anabar, Yana, Indigirka and Kolyma rivers. If these plans come to life, Yakutsk, being at the intersection of land and waterways, will turn into a lively transport hub. In order to ensure river traffic of own-produced river-sea class vessels, construction of a new high-tech shipyard in Zhatay is planned, worth about 5 billion rubles.

NON-RAW

According to the Strategy, the non-primary sector and high technologies should form about 2032% of the republican budget by 40 year (today it is about 20%). Yakutia is seen as one of the Russian leaders in the production and hire of unique works of cinematography, the center of design and music, the leader of hi-tech and digitalization of the social sphere.

Yakut high technologies are not limited to shipbuilding. The above-mentioned IT park area 9000 square. m designed for 100 residents, developing export-oriented projects in financial technology, the Internet of things, Big Data, computer games, artificial intelligence, robotics and virtual / augmented reality. "Biotechnological Park" will deal with food, cellular and agricultural biotechnology.

It is planned to implement projects in several areas of the National Technology Initiative: MariNet (intellectual technologies for the development of the coastal Arctic zone), NeuroNet, SafeNet, HealthNet, FoodNet and FinNet. At the Festival of the Far East, held in Moscow at the end of 2018, an agreement was signed on pilot implementation of NTI projects between the RS (Y) and AeroNet government in the republic.

Science and education are supposed to be included in a single complex "Education-Science-Technologies-Innovations-Economy". Representatives of these fields of activity - the Academy of Sciences of the RS (Y) and the North-Eastern Federal University - claim to create one of the 15 federal research and educational centers (REC) in Yakutia, positioning themselves as a center of competence in the development of the Arctic: Academy of Sciences trains a program to study the productive forces in the Arctic, and NEFU promotes the Arctic topic at conferences and publications. By the way, the government supports this rate, and recently there was created Specialized Ministry for the Development of the Arctic.

The Yakut authorities pay great attention to education, as the goal of all strategic actions is designated “international leadership in the competitiveness of human capital”. In addition to standard measures for the development of schools and colleges, it is planned to create several children's technology parks such as "Kvantorium", to expand the network of circles, STI Olympiads and WorldSkills competitions. Head of the Government of the Republic Vladimir Solodov saidthat education should change faster than other areas of society, and announced the development of a strategy for building an education for the future in Yakutia.

Among the non-commodity sectors of the economy, it is impossible not to mention two more, on which great hopes are placed - tourism and agriculture.

Inbound tourism in the republic is still extremely small, about 6 thousand people per year. This figure is planned to increase to about 200 thousand due to the organization and holding of a number of international events such as the “Winter Games”, the creation of the World Mammoth Center, and the positioning of Yakutia as a generator of “Ice-experience”. Sale of cold in cultural packaging should take place in the form of tourism projects with the "five E" - "Eco, Ethno, Extreme, Exotic and Exclusive." The development of creative industries - crafts for the production of souvenirs, ceramics, toys, stone products, wood, bark and bones, as well as designer clothes will contribute to the influx of tourists. Yakut cinema has already achieved fame outside the republic. The Yakut cuisine with its exclusive planing, fish and deer can play a significant role in increasing the tourist potential.

The 2032 agriculture responsible for venison must meet the needs of the population with locally produced 71% products (35% meat, 65% milk, 76% eggs, 80% potatoes and vegetables, 72% fish). Obviously, such an explosive development of vegetable growing is possible only due to the large-scale use of greenhouses, to which gasification of the territory should help, reducing the cost of heating and lighting.

ABOUT DIFFICULTIES

The implementation of ambitious plans will face the need to solve very significant problems. Industrial growth requires labor, so the labor market, for example, has an imbalance in labor force: unemployment in industrial areas is minimal (less than 5%), whereas in the village where a significant proportion of the population still lives, it exceeds 8%. There is a shortage of workers and engineering specialties, which forces employers to attract workers from outside the republic, but not all are ready to move to cold, uninhabited lands.

The energy intensity of buildings and structures is extremely high, the tariffs for electricity in the isolated energy systems are the highest in the district. The housing stock is in an extremely depressing state: centralized heating is provided for only a quarter of the housing stock, water supply - 6%, sewerage - less than 8%; utility network wear exceeds 50%. There are difficulties with the construction of high-quality roads, as qualified contractors prefer areas with less severe construction conditions and lower cost, for example, the Khabarovsk Territory.

A similar situation arises with the construction of housing, which in Yakutia must meet several mutually exclusive requirements: energy efficiency, construction speed, acceptable cost, environmental friendliness and others - which, in turn, imposes new requirements on building materials, engineering networks, developers and power engineers. In general, the construction and energy sectors are considered promising for innovative development (including for their digitalization), and Yakutia can be considered as a natural testing ground for advanced technological solutions at low temperatures.

Summarizing what has been said, if it is possible to do all our plans, it will be a breakthrough on a continental scale. For him, there are certain chances - as far as can be judged, all of these (and many other) problems are realized and reformulated into tasks that are recorded not only in the text of the Strategy, but also in the working agenda of the government.

Now it's up to their implementation and monitoring of results.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В зоне холода и инноваций

Лев Коломыц о перспективах Якутии

В зоне холода и инноваций
Фото: ЯСИА
Республика Саха (Якутия) – классическая сырьевая провинция: основу её экономики составляют разнообразные полезные ископаемые, имеющие устойчивый экспортный спрос, а условия жизни являются одними из наименее благоприятных в Евразии, что требует колоссальных расходов на поддержание жизнедеятельности имеющихся поселений и не способствует появлению новых.

За последний год в Якутии обновился состав руководства, включая главу, председателя правительства и ряда министров, а также мэра столицы. Вместе с новой командой усилилась неожиданная для такого экономического уклада инновационно-технологическая и научно-образовательная интенция. В полной мере она отражена в новой стратегии развития РС(Я) до 2032 года, утвержденной главой республики Айсеном Николаевым в конце 2018 года. Через несколько дней после этого Николаев открыл в центре Якутска IT-парк - часть «Парка высоких технологий» Якутии, в который также должны войти Центр биотехнологий и Региональный центр инжиниринга. 

Возможно, республика, по примеру ОАЭ и Тюменской области, намерена инвестировать свои сырьевые доходы в прорывные технологии?

5 СТОЛПОВ ЯКУТСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Бюджетная обеспеченность в республике – одна из самых высоких в ДФО и в России. При населении немногим меньше миллиона человек объем консолидированного бюджета РС (Я) на 1 января 2018 составлял 265,8 млрд руб. (из них почти четверть, или 72,6 млрд – безвозмездные поступления из федерального бюджета). Для сравнения, это втрое больше бюджета Приморского края, при вдвое меньшей численности населения. По основным социально-экономическим показателям (индекс промышленного производства, рост доходов населения, уровень зарплат, демографический прирост и другие) республика опережает не только другие субъекты ДФО, но и среднероссийский уровень.

Источником этого благополучия является сырьевой экспорт: Якутия интегрирована в мировую экономику в качестве поставщика угля, нефти, газа, алмазов и ряда других полезных ископаемых, а также является одним из основных российских источников золота. Масштабы добычи продолжают расти – как за счёт ввода в эксплуатацию новых месторождений, так и строительства транспортной инфраструктуры.

В угольной промышленности основные проекты реализуются компанией «Колмар»: это ГОК «Инаглинский» (добыча коксующегося угля и производство коксующегося концентрата мощностью 6 млн т), ГОК «Денисовский» (проектная мощность 6,5 млн т), а также Эльгинский угольный комплекс «Мечела» мощностью 17 млн т, знаменитый едва ли не единственной частной железной дорогой, которая соединяет угольный разрез и Байкало-Амурскую магистраль. 

Значительная часть добычи «Колмара» идёт на экспорт в Китай, Корею и Японию. Перспективным считается Зырянский угольный бассейн (запасы около 8,5 млрд т) в северных районах республики. К 2030 году разрезы Якутии должны давать 39 млн т угля. Вследствие роста объёмов добычи и перевозки угля потребуется увеличение пропускной способности железнодорожной линии БАМ – Якутск.

Сфера добычи углеводородов также внушает оптимизм: запасы нефти (на 01.01.2016) - 674,2 млн т, в год пока добывается всего 9,6 млн т (к 2032 году – до 16 млн т). Основные месторождения -  Талаканско-Пеледуйская группа (оператор - ПАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинское (ПАО «Роснефть»), Иреляхское, Чаяндинское (ПАО «Газпром»). Запасы природного газа - 3 трлн куб. м, в то время как в год добывается порядка 2 млрд куб. м. В 2019 году прогнозируется рост до 7 млрд в связи с запуском Чаяндинского месторождения. К 2032 году объем добычи вырастет до 30 млрд куб. м. за счёт введения Чаяндинского, Таас-Юряхского, Средне-Тюнгского (ПАО «Газпром») и Среднеботуобинского месторождения (ПАО «Роснефть»), увеличения добычи на Отраднинском месторождении (АО «Сахатранснефтегаз») и ряде менее крупных. Планируется строительство собственного НПЗ с мощностью переработки 2 млн т сырой нефти. 

Нефть идет в основном на экспорт. Транспортировка производится по сети трубопроводов ВСТО-1 (Тайшет – Сковородино, 2694 км) и ВСТО-2 (Сковородино - порт «Козьмино», 2046 км), с пропускной способностью 30 млн. т в год, а также по китайской ветке Сковородино – Мохэ (запущен в 2017 г). Газ экспортируется по проходящему через южные районы республики газопроводу «Сила Сибири» длиной около 3000 км, производительностью 38 млрд куб. м в год (планируется рост до 60 млрд).

Можно считать, что большую часть этого газа уже выкупили китайцы на 30 лет вперед: в мае 2014 года между «Газпромом» и китайской газовой компанией CNPC подписан договор на поставку в КНР аналогичных объемов газа, начало поставок запланировано на декабрь 2019 года. Параллельно экспорту, планируется реализация программы по газификации предприятий и населения, включающей строительство газораспределительных сетей и производства сжиженного, компримированного и углеводородного газа.

Если уголь-газ-нефть добываются во многих регионах страны, то алмазы – уникальный ресурс и визитная карточка Якутии. Россия занимает первое место в мире по объемам и стоимости добываемых алмазов, а группа «АЛРОСА» добывает 93% алмазов в стране. За 2017 год (итоги 2018-го еще не подведены) в Якутии добыто 36,97 млн. карат алмазов на сумму $3,73 млрд. Объемы добычи остаются стабильными, несмотря на выход из строя Мирнинского ГОКа. 

С огранкой алмазов и превращением их в конечный продукт - бриллианты - дело обстоит несколько хуже: по сравнению с 2011 годом спад в гранильной отрасли составил 63%, а в ювелирной – 30,5%. Россия занимает на рынке мировой огранки всего 4%, теряя значительную долю добавленной стоимости на продаже сырья. 

Для расширения присутствия на таком специфическом мировом рынке, как торговля бриллиантами, АЛРОСА в 2016 году открыла в здании старого аэропорта Владивостока «Евразийский алмазный центр», ориентированный на торговлю со странами АТР. Первым резидентом ЕАЦ стала индийская компания KGK, что игроками рынка было расценено как попытка индусов получить доступ к дешевому якутскому сырью. Стратегия предусматривает поэтапное формирование алмазно-бриллиантового комплекса, включающего ювелирно-гранильный кластер «Бриллиантовая долина» в ТОР «Кангалассы», и превращение Якутии в один из мировых центров по производству и реализации бриллиантов и ювелирных изделий.

Пятый столп якутской экономики – золото – также выглядит вполне прочным. Стратегия ставит целью достичь уровня добычи 38 т в год и постройку собственного аффинажного завода. 

Таким образом, Стратегия предполагает постепенное достраивание мощностей по добыче сырья индустрией его переработки. К перспективным мегапроектам в этой области также отнесён Южно-Якутский промышленный кластер, ядром которого должен стать металлургический комбинат производственной мощностью 6,1 млн т стального литья и проката в год, использующий для работы местные ресурсы - железную руду, коксующийся уголь и электроэнергию от Канкунской ГЭС.

В КИТАЙ ЧЕРЕЗ ЯКУТСК

Транспортная проблема – вторая по остроте (после холода) для республики, обладающей наибольшей среди всех субъектов РФ площадью и слабо развитой дорожной сетью: менее 10% территории (16% населения республики) доступны круглый год, 92% дорог эксплуатируются в определенные сезоны, имеют низкую грузоподъемность и пропускную способность. Одним из самых затяжных в данной сфере проектов является мост (точнее, два моста - автомобильный и железнодорожный) через р. Лену, по поводу которого президенту страны даже задали вопрос на ежегодной пресс-конференции в декабре ушедшего года. 

Железную дорогу (Амуро-Якутскую магистраль) в своё время почти дотянули до Якутска, но на мост средств не хватило, и сегодня поезда идут до станции Нижний Бестях, находящейся на противоположном от Якутска берегу реки, хотя в городе даже построен железнодорожный вокзал. Пока Якутск остаётся отрезанным от большой земли дважды в год – во время ледостава и ледохода, в остальное время грузы приходится возить по льду или по воде, что, разумеется, крайне невыгодно как с логистической, так и финансовой точки зрения.



Руководство республики активно пробивает реализацию проекта по частям: так, в декабре прошлого года строительство автомобильного моста обсуждалось в Федеральном дорожном агентстве с участием потенциальных инвесторов - компании PowerChina International Group Ltd, готовых участвовать в проекте на условиях концессии. Китайские специалисты оценили стоимость моста в 104 млрд рублей, что почти вдвое больше оценки 2008 года. Мост, по замыслу разработчиков Стратегии, не только снизит стоимость доставки в Якутск овощей и фруктов, но и станет основным звеном так называемого «Северного широтного пояса» - транспортного коридора от Иркутска до Магадана, связывающего Восточную Сибирь с портами Охотского моря. 

Вслед за автомобильным мостом следует строить и железнодорожный, что позволит соединить Транссиб и БАМ с Северным морским путём через Лену, а в перспективе - создать международный транспортный коридор от Европы до Китая через Севморпуть, Тикси, Якутск и Благовещенск. Это возможно при условии реконструкции порта Тикси и строительства причалов на реках Анабар, Яна, Индигирка и Колыма. Если эти планы воплотятся в жизнь, Якутск, оказавшись на пересечении сухопутных и водных путей, превратится в оживленный транспортный хаб. Для обеспечения речных перевозок судами класса «река – море» собственного производства запланировано строительство новой высокотехнологичной судоверфи в п. Жатай, стоимостью около 5 млрд руб.

НЕ-СЫРЬЁ

Согласно Стратегии, несырьевой сектор и высокие технологии к 2032 году должны формировать около 40% республиканского бюджета (сегодня - около 20%). Якутия видится одним из российских лидеров производства и проката уникальных произведений кинематографии, центром дизайна и музыки, лидером hi-tech и цифровизации социальной сферы.

Судостроением якутские высокие технологии не ограничиваются. Упомянутый выше IT-парк площадью 9000 кв. м рассчитан на 100 резидентов, разрабатывающих экспортно-ориентированные проекты по финансовым технологиям, интернету вещей, Big Data, компьютерным играм, искусственному интеллекту, робототехнике и виртуальной/дополненной реальности. «Биотехнологический парк» будет заниматься пищевыми, клеточными и аграрными биотехнологиями. 

Планируется реализация проектов в нескольких направлениях Национальной технологической инициативы: MariNet (интеллектуальная технологии освоения прибрежной арктической зоны), NeuroNet, SafeNet, HealthNet, FoodNet и FinNet. На Фестивале Дальнего Востока, прошедшего в Москве в конце 2018 года, было подписано соглашение о пилотном внедрении в республике проектов НТИ между правительством РС (Я) и AeroNet.

Науку и образование предполагается включить в единый комплекс «Образование-Наука-Технологии-Инновации-Экономика». Представители этих сфер деятельности - Академия наук РС (Я) и Северо-Восточный федеральный университет - претендуют на создание в Якутии одного из 15-ти федеральных научно-образовательных центров (НОЦ), позиционируясь как центр компетенций в освоение Арктики: Академия наук готовит программу изучения производительных сил в Арктике, а СВФУ продвигает арктическую тему на конференциях и в публикациях. К слову, правительство поддерживает эту ставку, и недавно в республике было создано специализированное министерство по развитию Арктики.

Образованию якутские власти уделяют большое внимание, в качестве цели всех стратегических действий обозначено «лидерство международного уровня по конкурентоспособности человеческого капитала». Помимо стандартных мер по развитию школ и колледжей, намечено создать несколько детских технопарков типа «Кванториум», расширять сеть кружков, олимпиад НТИ и конкурсов WorldSkills. Глава правительства республики Владимир Солодов отметил, что образование должно меняться быстрее прочих сфер жизни общества, и анонсировал разработку стратегии построения в Якутии «образования будущего».

Среди несырьевых отраслей экономики нельзя не упомянуть ещё две, на которые возлагаются большие надежды – туризм и сельское хозяйство. 

Въездной туризм в республике пока крайне невелик, около 6 тыс. человек в год. Эту цифру планируется увеличить примерно до 200 тыс. за счёт организации и проведения ряда международных мероприятий вроде «Зимних Игр», создания Всемирного центра мамонта, а также позиционирования Якутии как генератора «айс-впечатлений» (Ice-experience). Продажа холода в культурной упаковке должна происходить в виде туристических проектов с «пятью Э» - «Эко, Этно, Экстрим, Экзотик и Эксклюзив». Способствовать притоку туристов будет развитие креативных индустрий - народных промыслов по производству сувениров, керамики, игрушек, изделий из камня, дерева, бересты и кости, а также дизайнерской одежды. Якутский кинематограф уже добился известности за пределами республики. Заметную роль в повышении туристического потенциала может сыграть якутская кухня с её эксклюзивом – строганиной, рыбой и олениной. 

Отвечающее за оленину сельское хозяйство к 2032 году должно обеспечивать потребности населения продукцией местного производства на 71% (35% мяса, 65% молока, 76% яиц, 80% картофеля и овощей, 72% рыбы). Очевидно, что столь взрывное развитие овощеводства возможно только за счёт масштабного применения теплиц, чему должна помочь газификация территории, снижающая затраты на их обогрев и освещение.

О ТРУДНОСТЯХ

Реализация амбициозных планов столкнется с необходимостью решения весьма существенных проблем. Промышленный рост требует рабочих рук, поэтому на рынке труда, например, наблюдается дисбаланс рабочей силы: безработица в промышленных районах минимальна (меньше 5%), тогда как в селе, где до сих пор живет значительная доля населения, она превышает 8%. Появляется дефицит рабочих и инженерных специальностей, что заставляет работодателей привлекать работников из-за пределов республики, но переезжать в холодные малообжитые края готовы далеко не все. 

Чрезвычайно велика энергоемкость зданий и сооружений, тарифы на электроэнергию в изолированных энергосистемах – самые высокие в округе. В крайне удручающем состоянии находится жилой фонд: централизованным отоплением обеспечена только четверть жилого фонда, водопроводом - 6%, канализацией – менее 8%; износ коммунальных сетей превышает 50%. Есть трудности со строительством качественных дорог, так как квалифицированные подрядчики предпочитают территории с менее суровыми условиями строительства и меньшей себестоимостью - например, Хабаровский край.

Похожая ситуация складывается и со строительством жилья, которое в Якутии должно удовлетворять нескольким взаимоисключающим требованиям: энергоэффективности, скорости строительства, приемлемой стоимости, экологичности и другим - что, в свою очередь, предъявляет новые требования к строительным материалам, инженерным сетям, застройщикам и энергетикам. В целом, сферы строительства и энергетики считаются перспективными для инновационного развития (в том числе, для их цифровизации), а Якутию можно рассматривать как естественный полигон для апробации передовых технологических решений в условиях низких температур.

Резюмируя сказанное, если всё задуманное получится сделать, это будет прорыв континентального масштаба. Для него есть определённые шансы - насколько можно судить, все названные (и многие другие) проблемы осознаны и переформулированы в задачи, зафиксированные не только в тексте Стратегии, но и в рабочей повестке правительства.

Теперь дело за их реализацией и мониторингом результатов.