Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В зоне холода и инноваций

Лев Коломыц о перспективах Якутии

В зоне холода и инноваций
Фото: ЯСИА
Республика Саха (Якутия) – классическая сырьевая провинция: основу её экономики составляют разнообразные полезные ископаемые, имеющие устойчивый экспортный спрос, а условия жизни являются одними из наименее благоприятных в Евразии, что требует колоссальных расходов на поддержание жизнедеятельности имеющихся поселений и не способствует появлению новых.

За последний год в Якутии обновился состав руководства, включая главу, председателя правительства и ряда министров, а также мэра столицы. Вместе с новой командой усилилась неожиданная для такого экономического уклада инновационно-технологическая и научно-образовательная интенция. В полной мере она отражена в новой стратегии развития РС(Я) до 2032 года, утвержденной главой республики Айсеном Николаевым в конце 2018 года. Через несколько дней после этого Николаев открыл в центре Якутска IT-парк - часть «Парка высоких технологий» Якутии, в который также должны войти Центр биотехнологий и Региональный центр инжиниринга. 

Возможно, республика, по примеру ОАЭ и Тюменской области, намерена инвестировать свои сырьевые доходы в прорывные технологии?

5 СТОЛПОВ ЯКУТСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Бюджетная обеспеченность в республике – одна из самых высоких в ДФО и в России. При населении немногим меньше миллиона человек объем консолидированного бюджета РС (Я) на 1 января 2018 составлял 265,8 млрд руб. (из них почти четверть, или 72,6 млрд – безвозмездные поступления из федерального бюджета). Для сравнения, это втрое больше бюджета Приморского края, при вдвое меньшей численности населения. По основным социально-экономическим показателям (индекс промышленного производства, рост доходов населения, уровень зарплат, демографический прирост и другие) республика опережает не только другие субъекты ДФО, но и среднероссийский уровень.

Источником этого благополучия является сырьевой экспорт: Якутия интегрирована в мировую экономику в качестве поставщика угля, нефти, газа, алмазов и ряда других полезных ископаемых, а также является одним из основных российских источников золота. Масштабы добычи продолжают расти – как за счёт ввода в эксплуатацию новых месторождений, так и строительства транспортной инфраструктуры.

В угольной промышленности основные проекты реализуются компанией «Колмар»: это ГОК «Инаглинский» (добыча коксующегося угля и производство коксующегося концентрата мощностью 6 млн т), ГОК «Денисовский» (проектная мощность 6,5 млн т), а также Эльгинский угольный комплекс «Мечела» мощностью 17 млн т, знаменитый едва ли не единственной частной железной дорогой, которая соединяет угольный разрез и Байкало-Амурскую магистраль. 

Значительная часть добычи «Колмара» идёт на экспорт в Китай, Корею и Японию. Перспективным считается Зырянский угольный бассейн (запасы около 8,5 млрд т) в северных районах республики. К 2030 году разрезы Якутии должны давать 39 млн т угля. Вследствие роста объёмов добычи и перевозки угля потребуется увеличение пропускной способности железнодорожной линии БАМ – Якутск.

Сфера добычи углеводородов также внушает оптимизм: запасы нефти (на 01.01.2016) - 674,2 млн т, в год пока добывается всего 9,6 млн т (к 2032 году – до 16 млн т). Основные месторождения -  Талаканско-Пеледуйская группа (оператор - ПАО «Сургутнефтегаз»), Среднеботуобинское (ПАО «Роснефть»), Иреляхское, Чаяндинское (ПАО «Газпром»). Запасы природного газа - 3 трлн куб. м, в то время как в год добывается порядка 2 млрд куб. м. В 2019 году прогнозируется рост до 7 млрд в связи с запуском Чаяндинского месторождения. К 2032 году объем добычи вырастет до 30 млрд куб. м. за счёт введения Чаяндинского, Таас-Юряхского, Средне-Тюнгского (ПАО «Газпром») и Среднеботуобинского месторождения (ПАО «Роснефть»), увеличения добычи на Отраднинском месторождении (АО «Сахатранснефтегаз») и ряде менее крупных. Планируется строительство собственного НПЗ с мощностью переработки 2 млн т сырой нефти. 

Нефть идет в основном на экспорт. Транспортировка производится по сети трубопроводов ВСТО-1 (Тайшет – Сковородино, 2694 км) и ВСТО-2 (Сковородино - порт «Козьмино», 2046 км), с пропускной способностью 30 млн. т в год, а также по китайской ветке Сковородино – Мохэ (запущен в 2017 г). Газ экспортируется по проходящему через южные районы республики газопроводу «Сила Сибири» длиной около 3000 км, производительностью 38 млрд куб. м в год (планируется рост до 60 млрд).

Можно считать, что большую часть этого газа уже выкупили китайцы на 30 лет вперед: в мае 2014 года между «Газпромом» и китайской газовой компанией CNPC подписан договор на поставку в КНР аналогичных объемов газа, начало поставок запланировано на декабрь 2019 года. Параллельно экспорту, планируется реализация программы по газификации предприятий и населения, включающей строительство газораспределительных сетей и производства сжиженного, компримированного и углеводородного газа.

Если уголь-газ-нефть добываются во многих регионах страны, то алмазы – уникальный ресурс и визитная карточка Якутии. Россия занимает первое место в мире по объемам и стоимости добываемых алмазов, а группа «АЛРОСА» добывает 93% алмазов в стране. За 2017 год (итоги 2018-го еще не подведены) в Якутии добыто 36,97 млн. карат алмазов на сумму $3,73 млрд. Объемы добычи остаются стабильными, несмотря на выход из строя Мирнинского ГОКа. 

С огранкой алмазов и превращением их в конечный продукт - бриллианты - дело обстоит несколько хуже: по сравнению с 2011 годом спад в гранильной отрасли составил 63%, а в ювелирной – 30,5%. Россия занимает на рынке мировой огранки всего 4%, теряя значительную долю добавленной стоимости на продаже сырья. 

Для расширения присутствия на таком специфическом мировом рынке, как торговля бриллиантами, АЛРОСА в 2016 году открыла в здании старого аэропорта Владивостока «Евразийский алмазный центр», ориентированный на торговлю со странами АТР. Первым резидентом ЕАЦ стала индийская компания KGK, что игроками рынка было расценено как попытка индусов получить доступ к дешевому якутскому сырью. Стратегия предусматривает поэтапное формирование алмазно-бриллиантового комплекса, включающего ювелирно-гранильный кластер «Бриллиантовая долина» в ТОР «Кангалассы», и превращение Якутии в один из мировых центров по производству и реализации бриллиантов и ювелирных изделий.

Пятый столп якутской экономики – золото – также выглядит вполне прочным. Стратегия ставит целью достичь уровня добычи 38 т в год и постройку собственного аффинажного завода. 

Таким образом, Стратегия предполагает постепенное достраивание мощностей по добыче сырья индустрией его переработки. К перспективным мегапроектам в этой области также отнесён Южно-Якутский промышленный кластер, ядром которого должен стать металлургический комбинат производственной мощностью 6,1 млн т стального литья и проката в год, использующий для работы местные ресурсы - железную руду, коксующийся уголь и электроэнергию от Канкунской ГЭС.

В КИТАЙ ЧЕРЕЗ ЯКУТСК

Транспортная проблема – вторая по остроте (после холода) для республики, обладающей наибольшей среди всех субъектов РФ площадью и слабо развитой дорожной сетью: менее 10% территории (16% населения республики) доступны круглый год, 92% дорог эксплуатируются в определенные сезоны, имеют низкую грузоподъемность и пропускную способность. Одним из самых затяжных в данной сфере проектов является мост (точнее, два моста - автомобильный и железнодорожный) через р. Лену, по поводу которого президенту страны даже задали вопрос на ежегодной пресс-конференции в декабре ушедшего года. 

Железную дорогу (Амуро-Якутскую магистраль) в своё время почти дотянули до Якутска, но на мост средств не хватило, и сегодня поезда идут до станции Нижний Бестях, находящейся на противоположном от Якутска берегу реки, хотя в городе даже построен железнодорожный вокзал. Пока Якутск остаётся отрезанным от большой земли дважды в год – во время ледостава и ледохода, в остальное время грузы приходится возить по льду или по воде, что, разумеется, крайне невыгодно как с логистической, так и финансовой точки зрения.



Руководство республики активно пробивает реализацию проекта по частям: так, в декабре прошлого года строительство автомобильного моста обсуждалось в Федеральном дорожном агентстве с участием потенциальных инвесторов - компании PowerChina International Group Ltd, готовых участвовать в проекте на условиях концессии. Китайские специалисты оценили стоимость моста в 104 млрд рублей, что почти вдвое больше оценки 2008 года. Мост, по замыслу разработчиков Стратегии, не только снизит стоимость доставки в Якутск овощей и фруктов, но и станет основным звеном так называемого «Северного широтного пояса» - транспортного коридора от Иркутска до Магадана, связывающего Восточную Сибирь с портами Охотского моря. 

Вслед за автомобильным мостом следует строить и железнодорожный, что позволит соединить Транссиб и БАМ с Северным морским путём через Лену, а в перспективе - создать международный транспортный коридор от Европы до Китая через Севморпуть, Тикси, Якутск и Благовещенск. Это возможно при условии реконструкции порта Тикси и строительства причалов на реках Анабар, Яна, Индигирка и Колыма. Если эти планы воплотятся в жизнь, Якутск, оказавшись на пересечении сухопутных и водных путей, превратится в оживленный транспортный хаб. Для обеспечения речных перевозок судами класса «река – море» собственного производства запланировано строительство новой высокотехнологичной судоверфи в п. Жатай, стоимостью около 5 млрд руб.

НЕ-СЫРЬЁ

Согласно Стратегии, несырьевой сектор и высокие технологии к 2032 году должны формировать около 40% республиканского бюджета (сегодня - около 20%). Якутия видится одним из российских лидеров производства и проката уникальных произведений кинематографии, центром дизайна и музыки, лидером hi-tech и цифровизации социальной сферы.

Судостроением якутские высокие технологии не ограничиваются. Упомянутый выше IT-парк площадью 9000 кв. м рассчитан на 100 резидентов, разрабатывающих экспортно-ориентированные проекты по финансовым технологиям, интернету вещей, Big Data, компьютерным играм, искусственному интеллекту, робототехнике и виртуальной/дополненной реальности. «Биотехнологический парк» будет заниматься пищевыми, клеточными и аграрными биотехнологиями. 

Планируется реализация проектов в нескольких направлениях Национальной технологической инициативы: MariNet (интеллектуальная технологии освоения прибрежной арктической зоны), NeuroNet, SafeNet, HealthNet, FoodNet и FinNet. На Фестивале Дальнего Востока, прошедшего в Москве в конце 2018 года, было подписано соглашение о пилотном внедрении в республике проектов НТИ между правительством РС (Я) и AeroNet.

Науку и образование предполагается включить в единый комплекс «Образование-Наука-Технологии-Инновации-Экономика». Представители этих сфер деятельности - Академия наук РС (Я) и Северо-Восточный федеральный университет - претендуют на создание в Якутии одного из 15-ти федеральных научно-образовательных центров (НОЦ), позиционируясь как центр компетенций в освоение Арктики: Академия наук готовит программу изучения производительных сил в Арктике, а СВФУ продвигает арктическую тему на конференциях и в публикациях. К слову, правительство поддерживает эту ставку, и недавно в республике было создано специализированное министерство по развитию Арктики.

Образованию якутские власти уделяют большое внимание, в качестве цели всех стратегических действий обозначено «лидерство международного уровня по конкурентоспособности человеческого капитала». Помимо стандартных мер по развитию школ и колледжей, намечено создать несколько детских технопарков типа «Кванториум», расширять сеть кружков, олимпиад НТИ и конкурсов WorldSkills. Глава правительства республики Владимир Солодов отметил, что образование должно меняться быстрее прочих сфер жизни общества, и анонсировал разработку стратегии построения в Якутии «образования будущего».

Среди несырьевых отраслей экономики нельзя не упомянуть ещё две, на которые возлагаются большие надежды – туризм и сельское хозяйство. 

Въездной туризм в республике пока крайне невелик, около 6 тыс. человек в год. Эту цифру планируется увеличить примерно до 200 тыс. за счёт организации и проведения ряда международных мероприятий вроде «Зимних Игр», создания Всемирного центра мамонта, а также позиционирования Якутии как генератора «айс-впечатлений» (Ice-experience). Продажа холода в культурной упаковке должна происходить в виде туристических проектов с «пятью Э» - «Эко, Этно, Экстрим, Экзотик и Эксклюзив». Способствовать притоку туристов будет развитие креативных индустрий - народных промыслов по производству сувениров, керамики, игрушек, изделий из камня, дерева, бересты и кости, а также дизайнерской одежды. Якутский кинематограф уже добился известности за пределами республики. Заметную роль в повышении туристического потенциала может сыграть якутская кухня с её эксклюзивом – строганиной, рыбой и олениной. 

Отвечающее за оленину сельское хозяйство к 2032 году должно обеспечивать потребности населения продукцией местного производства на 71% (35% мяса, 65% молока, 76% яиц, 80% картофеля и овощей, 72% рыбы). Очевидно, что столь взрывное развитие овощеводства возможно только за счёт масштабного применения теплиц, чему должна помочь газификация территории, снижающая затраты на их обогрев и освещение.

О ТРУДНОСТЯХ

Реализация амбициозных планов столкнется с необходимостью решения весьма существенных проблем. Промышленный рост требует рабочих рук, поэтому на рынке труда, например, наблюдается дисбаланс рабочей силы: безработица в промышленных районах минимальна (меньше 5%), тогда как в селе, где до сих пор живет значительная доля населения, она превышает 8%. Появляется дефицит рабочих и инженерных специальностей, что заставляет работодателей привлекать работников из-за пределов республики, но переезжать в холодные малообжитые края готовы далеко не все. 

Чрезвычайно велика энергоемкость зданий и сооружений, тарифы на электроэнергию в изолированных энергосистемах – самые высокие в округе. В крайне удручающем состоянии находится жилой фонд: централизованным отоплением обеспечена только четверть жилого фонда, водопроводом - 6%, канализацией – менее 8%; износ коммунальных сетей превышает 50%. Есть трудности со строительством качественных дорог, так как квалифицированные подрядчики предпочитают территории с менее суровыми условиями строительства и меньшей себестоимостью - например, Хабаровский край.

Похожая ситуация складывается и со строительством жилья, которое в Якутии должно удовлетворять нескольким взаимоисключающим требованиям: энергоэффективности, скорости строительства, приемлемой стоимости, экологичности и другим - что, в свою очередь, предъявляет новые требования к строительным материалам, инженерным сетям, застройщикам и энергетикам. В целом, сферы строительства и энергетики считаются перспективными для инновационного развития (в том числе, для их цифровизации), а Якутию можно рассматривать как естественный полигон для апробации передовых технологических решений в условиях низких температур.

Резюмируя сказанное, если всё задуманное получится сделать, это будет прорыв континентального масштаба. Для него есть определённые шансы - насколько можно судить, все названные (и многие другие) проблемы осознаны и переформулированы в задачи, зафиксированные не только в тексте Стратегии, но и в рабочей повестке правительства.

Теперь дело за их реализацией и мониторингом результатов.