Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

In pursuit of the iceberg

Cruise liners are increasingly coming to the Russian northeast

In pursuit of the iceberg

In recent years, Arctic tourism has become in demand on the global tourism market. Given the poor transport accessibility of the Far Eastern regions, as well as the underdevelopment of local infrastructure, they have little chance of attracting large incoming flows. In the case of cruise tourism, wild and unexplored territory is more of a bait for travelers. It remains to resolve legislative issues - and build berths that could receive cruise ships.

Closed port is open

Fatigue from urban civilization, growing environmental threat and craving for adventure - all this prompts the modern tourist to choose uninhabited and harsh corners of the planet. Such assessments are contained in the materials of the PROArctic tourism summit, which was held in Arkhangelsk with the support of the Federal Agency for Tourism. Let us add that Norway is still the recognized “pearl” of Arctic tourism. However, the routes of the polar travelers deviate more and more to the east.

During the 2014 navigation of the year, Chukotka 16 once visited foreign ships, a year earlier there were 12 flights. The total number of tourists arriving this year by sea is small - about 3 thousand people, while the inbound flow to the territory of the district is consistently at the level of 25 thousand. In the state program on the development of culture, sport and tourism, adopted in 2013, it is expected to bring this figure to 26 thousand only by 2018 year. At the same time, the visa-free regime of entry into the territory of Russia during 72 hours is in effect for cruise liner passengers. On the one hand, this rule provides tremendous opportunities for both visitors and recipients. But the potential of such tourism is constrained by a huge number of bureaucratic delays.

An example is the situation with Silver Discoverer ship Pacific Network, the general operator of tourist flights in the territory of the Chukotka Autonomous District, in the summer of this year. In July, more than 60 foreign tourists arriving at the port of Providence on a cruise liner from Alaska could not get ashore. As explained then the chairman of the Committee on Sport and Tourism of the ChAO Irina Ryabukhin, in November last year the cruise company sent an information request about the permission of this route to Rosturizm. In February, the government of the Russian Federation adopted a resolution on the resolution of these cruises. However, in May, Rosturizm adopted a document that does not recommend cruising. On the basis of this document, the frontier department of the FSB in the Chukotka district did not allow passengers of the liner to descend to the land of Chukotka. It took a personal intervention of the governor of Chukotka, Roman Kopin, who sent telegrams to Rosturizm and the siloviki. The ship stood on the quay for about seven hours before the permission was received. At the same time, UFSB representatives claimed that the cruise liner was well aware of the fact that the route was not coordinated. In Rosturizm recalled that the cruise itinerary should be coordinated six months before the arrival of ships on Russian territory. In the future, with the assistance of the Far Eastern representative office, all tourist flights of Pacific Network are 2014 year (the company operates liners L'Austral, Silver Discoverer, Silver Explorer and Hanseatic), were agreed.

A part of the problem is likely to be helped by the recent decision of the Russian government to "open" the Far Eastern ports. It turns out that until recently 51 was a Russian port, legally closed to foreign ships - many of these ports have long hosted foreigners and carried on brisk trade. "Indeed, the last almost 25 years, our ports existed de jure in not definitively defined status, although de facto most of them were open for foreign seagoing ships. Nevertheless, a number of ports have so far failed to find documents even in archives. Speech about such ports as Anadyr, Vanino, Kaliningrad. According to them, documents were lost, these are documents of Soviet times. On a number of ports, the documents were classified in secret, were classified "secret", also published in Soviet times. This is Vladivostok, Arkhangelsk, Vyborg. Although, I repeat, they acted de facto as international seaports, "Deputy Prime Minister Arkady Dvorkovich said in September.

"Some documents that previously confirmed the opening of seaports for international traffic were either obsolete or in some cases simply even lost, and this discrepancy led to various legal delays. Now border and customs procedures for arriving foreign vessels will be much easier, no additional permits and approvals will be needed. And, of course, the ports themselves will be able to work in such a more energetic way in full force, "Dmitry Medvedev explained in his turn, which on June 30 signed an order to open these ports for foreign vessels. In particular, the list included Anadyr, Beringovsky, Providence in Chukotka; Alexandrovsk-Sakhalin, Korsakov, Moskalvo, Nevelsk, Poronaisk, Kholmsk, Shakhtersk on Sakhalin; Vanino, De-Kastri, Nikolaevsk-on-Amur, Okhotsk, Sovetskaya Gavan - in the Khabarovsk Territory; Vladivostok, Vostochny, Zarubino, Nakhodka, Poset in Primorye, Magadan in the Magadan Region, Petropavlovsk-Kamchatsky in the Kamchatka Territory.

From the ship to the volcano

However, eliminating legislative obstacles alone is not enough. L'Austral class vessels, for example, are luxury cruise liners with a passenger capacity of up to 300 people and a tonnage of up to 11 thousand tons. And these are very small ships, on average, modern cruise liners of mass demand take on board more than 3 thousand passengers. It will be extremely difficult to receive a large ship in a port where there is no long quay wall, a spacious checkpoint with a large number of employees. But it is the mass tourist who can give the northern regions the desired investment.

In September, at the "Far East 2014" business forum in Petropavlovsk-Kamchatsky, the head of the Baltic Sea Port Administration, Peter Parinov, told Kamchatka colleagues about the experience in attracting sea travelers that was accumulated in St. Petersburg. In 2005, the construction of a specialized passenger port "Marine Facade" began, which in 2008 took the first cruise liner. The port complex includes seven berths for receiving ocean liners up to 330 meters long, three cruise ships and one specialized cruise ferry terminal. Construction cost $ 1 billion, and in 2011, after the completion of the construction and commissioning of 100% of the shares of OAO Passenger Port of St. Petersburg "Marine Facade" were transferred to the city of St. Petersburg.

"In 1994 year in St. Petersburg was 151 call, arrived 64 thousand passengers. In 2000 year - 238 calls, 147 thousand passengers, in 2013 year - 338 calls, 522 thousand passengers. On average, a cruise ship's passenger spends about $ 100 per day. This example shows that even large investments in the development of infrastructure, as it was with us, will bring the region sufficient funds. Moreover, such vessels do not go to the same port, they enter several ports, "P.Parinov said. Although, according to him, the reception of large airliners longer than 300 meters and the capacity of more than 5 thousand passengers in Russia is still a nuisance.

Deputy Prime Minister of Kamchatka Krai Yuri Zubar assured the forum participants that after the reconstruction of the berths of Petropavlovsk-Kamchatsky, which is being supported by the federal budget today (more than 3 billion rubles will be invested by the federation, the owners of the port will invest about 600 million). , the port will receive a mooring wall of at least 320-350 meters in length. “It will allow us to receive almost all cruise liners that previously visited us and were on the raid. Today, we are also building checkpoints at Yelizovo and Petropavlovsk-Kamchatsky airports. The entire station square and the central part of the city will be developed as a tourist zone, all so that a tourist arriving in Kamchatka can comfortably come ashore, be quickly decorated, take a bus and go to see our beauties. At the airport, he flew away by helicopter, went fishing on a yacht, climbed a volcano ... And spent those conventional $ 100, and maybe $ 200 per day, which 
Will return to the budget and the cities of Petropavlovsk-Kamchatsky, and the Kamchatka Territory, and the Russian Federation, "- he painted the upcoming benefits.

Head of the Agency for Tourism and External Relations of the Kamchatka Territory Gevorg Shkhiyan notes that cruise flights to Kamchatka are almost 18 years old, this business is developing with different success in different years, but in general the number of calls varies from 15 to 20. The main passengers - from America, a quarter - from Europe, and now begin to actively come travelers from the APR. "But tourism is a very dependent industry, and it is very difficult to look forward until the transport infrastructure is established and logistics schemes are defined. But now there are such moments for which you can cling. We are negotiating with cruise companies in order to bring our plans for infrastructure development to them. We explain that we will be ready to start taking them seriously after a certain period of time. What to show - we have, and in addition to the large cruises in Kamchatka are characterized by expedition cruises, they enjoy great interest, "- he said. At the same time 72-hour mode of visa-free stay of foreigners is also not without contradictions. After all, people are allowed to spend the night only on the liner, which restrains the development of hotels and the duration of tours. In general, according to the agency, Kamchatka will receive 2014 thousand foreign tourists in 13.

The Rosgranitsa should take care of the reconstruction of the checkpoints, and, for example, in Kamchatka, as head of the agency Constantine Busygin recently visited the region, the crossing point in the port of Petropavlovsk-Kamchatsky is already under construction. The premises of the sea terminal will be equipped with technical and information means for units of state control bodies. During the year, it is planned to resolve the issue with the checkpoint in the international terminal of the airport, which undergoes considerable restructuring.

naval aviation

The fact that the airport-sea port pair can work in the format of cruise tourism, says the experience of Chukotka. The tourist hub on the basis of the main airport of Chukotka, Anadyr ("Coal"), already works as a connecting link of tourist routes. As part of the change procedure, some of the passengers of the cruise liner arrive by plane to the capital of the region. At the same time, foreigners arriving in Anadyr complete their journey in Chukotka and go home. In 2013, the airport served about 200 tourists under this procedure. However, with all this, the airport was experiencing many difficulties with the functioning of the checkpoint, which Rosgranitsa reconstructed from 2011 year.

Inbound tourism is still the least developed among its neighbors in the Magadan region, last year 1,3 thousand tourists visited here. At the same time, Magadan travel agencies mainly offer fishing and hunting tours, ecotourism, diving, river rafting, boat trips along the Okhotsk coast, visits to mineral hot springs, historical sites. The same directions are actively promoted by the tourist agencies of Chukotka and Kamchatka, and in the programs of the Arctic cruises, all such extreme pleasures are often described. After the autumn visit, the Plenipotentiary Envoy Yury Trutnev to Magadan, Governor Vladimir Pecheny, instructed the heads of travel agencies to make their suggestions on which tourism directions are the most promising and what support the state authorities can provide them. On the basis of these proposals, an own concept of the development of tourism in the Magadan Region will be developed.

Alexander Osaulenko, vice president of the Russian Union of Travel Industry, says that for now all the talk about simplifying bureaucratic procedures is nothing more than a rant. The average clearance time for a foreigner entering the territory of the Russian Federation is increasing, although it is decreasing in all developed countries. “We already have this figure on average three minutes per passenger, but can you imagine what will happen when a huge ship arrives?” There is no infrastructure for receiving tourists, and its creation will require huge investments - what do we count on? ”He says. According to Alexander Osaulenko, the principal decision on the development of passenger ports in the Far East has been made, there are people, private entrepreneurs, who are ready to invest. But all these business decisions and construction projects must somehow be combined with our bureaucratic regulations, and many structures are responsible for writing and executing these regulations. “The development program of the Far East contains provisions on deregulation, it pleases. But we still have to get the execution of the decisions made, ”says the Vice-President of the PCT.

According to him, even sea cruise tourism requires reserve logistical schemes, and this is complicated by the extreme high cost and undeveloped air links with the northern territories of the Far East. While the Far East does not receive the "open skies" regime (allowing foreign airlines to fly to the airport of another state in an application form, the airport administration can refuse admission for technical reasons only) until the foreign airlines operate here - nothing will come out. "Recently we discussed tourism projects with Korean Air, this airline does not just want to enter the Far East as a carrier. They have tourist products, and they would like to develop tourist routes with Khabarovsk, Yakutsk, Petropavlovsk-Kamchatsky ... But they do not have the opportunity to work (this is hampered by an intergovernmental agreement establishing the rule of "one carrier" that can fly to one from Russian cities. - Author). "A. Osaulenko explains. According to him, the item on "open skies" is also in the current version of the Far Eastern state program, "but for now it is only a paragraph in the document."

September 20: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

В погоне за айсбергом

Круизные лайнеры все чаще приходят на российский северо-восток

В погоне за айсбергом

В последние годы арктический туризм стал востребованным на мировом туристском рынке. Учитывая слабую транспортную доступность дальневосточных регионов, а также неразвитость инфраструктуры на местах, шансов на привлечение крупных въездных потоков у них мало. В случае с круизным туризмом, дикая и неизведанная территория является скорее приманкой для путешественников. Остается решить законодательные вопросы — и построить причалы, которые могли бы принимать круизные суда.

Открыт закрытый порт

Усталость от урбанистической цивилизации, растущая экологическая угроза и тяга к приключениям — все это побуждает современного туриста выбирать необжитые и суровые уголки планеты. Такие оценки содержатся в материалах туристского саммита PROАрктик, который прошел в Архангельске при поддержке Федерального агентства по туризму. Добавим, что признанной «жемчужиной» арктического туризма пока является Норвегия. Однако маршруты полярных путешественников все более отклоняются на восток.

В течение навигации 2014 года Чукотку 16 раз посетили иностранные суда, годом ранее было 12 рейсов. Общее число прибывших в этом году морем туристов невелико — около 3 тыс. человек, притом что въездной поток на территорию округа стабильно держится на уровне 25 тыс. В госпрограмме по развитию культуры, спорта и туризма, принятой в 2013 году, предполагается довести этот показатель к 26 тыс. лишь к 2018 году. В то же время, именно в отношении пассажиров круизных лайнеров действует безвизовый режим въезда на территорию России в течение 72 часов. С одной стороны, это правило дает огромные возможности как приезжающей, так и принимающей стороне. Но потенциал такого туризма сдерживается огромным числом бюрократических проволочек.

Примером может послужить ситуация с судном Silver Discoverer компании Pacific Network, генерального оператора туристических рейсов на территории ЧАО, летом этого года. В июле более 60 иностранных туристов, прибывших в порт Провидения на круизном лайнере из Аляски, не смогли сойти на берег. Как объясняла тогда председатель комитета по спорту и туризму ЧАО Ирина Рябухина, еще в ноябре прошлого года круизная компания отправила информационный запрос о разрешении данного маршрута в Ростуризм. В феврале правительство РФ приняло постановление о разрешении этих круизов. Однако в мае Ростуризм принял документ, который не рекомендует проводить круизы. На основании этого документа пограничное управление УФСБ по Чукотскому округу не разрешило пассажирам лайнера сойти на землю Чукотки. Потребовалось личное вмешательство губернатора Чукотки Романа Копина, который отправил телеграммы в Ростуризм и силовикам. Судно простояло на причале около семи часов, прежде чем разрешение было получено. В то же время, представители УФСБ утверждали, что на круизном лайнере прекрасно были осведомлены о том, что маршрут не согласован. В Ростуризме напоминали, что маршрут круизов должен согласовываться за полгода до прибытия судов на российскую территорию. В дальнейшем, при содействии дальневосточного полпредства все туристические рейсы Pacific Networkна 2014 год (компания оперирует лайнерами L'Austral, Silver Discoverer, Silver Explorer и Hanseatic), были согласованы.

Снять часть проблем, вероятно, поможет недавнее решение российского правительства об «открытии» дальневосточных портов. Оказывается, до недавнего времени 51 российский порт, юридически являлся закрытым для иностранных судов — причем многие из этих портов давно принимали у себя иностранцев и вели бойкую торговлю. «Действительно, последние практически 25 лет наши порты существовали де-юре в не окончательно определенном статусе, хотя де-факто большинство из них было открыто для захода иностранных морских судов. Тем не менее по ряду портов до сих пор не удавалось найти документов даже в архивах. Речь о таких портах, как Анадырь, Ванино, Калининград. По ним просто документы были утеряны, это документы советских времен. По ряду портов документы носили секретный характер, были с грифом «секретно», тоже изданы еще в советские времена. Это Владивосток, Архангельск, Выборг. Хотя уже, повторяю, де-факто они функционировали как международные морские порты», — заявлял в сентябре вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Некоторые документы, которые раньше подтверждали открытие морских портов для международного сообщения, либо устарели, либо в ряде случаев просто даже были утеряны, и такое несоответствие приводило к различным юридическим проволочкам. Теперь и пограничные, и таможенные процедуры для прибывающих иностранных судов будут гораздо проще, не понадобятся дополнительные разрешения и согласования. Ну и, естественно, сами порты смогут работать в таком более энергичном ключе в полную силу», — в свою очередь объяснял Дмитрий Медведев, который 30 сентября подписал распоряжение об открытии этих портов для иностранных судов. В частности, в список попали Анадырь, Беринговский, Провидения на Чукотке; Александровск-Сахалинский, Корсаков, Москальво, Невельск, Поронайск, Холмск, Шахтерск на Сахалине; Ванино, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Советская Гавань — в Хабаровском крае; Владивосток, Восточный, Зарубино, Находка, Посьет — в Приморье, Магадан — в Магаданской области, Петропавловск-Камчатский — в Камчатском крае.

С корабля на вулкан

Впрочем, одного только устранения законодательных препон недостаточно. Суда класса L’Austral, к примеру — это люксовые круизные лайнеры пассажировместимостью до 300 человек и тоннажем до 11 тыс. тонн. И это очень небольшие суда, в среднем современные круизные лайнеры массового спроса берут на борт более 3 тыс. пассажиров. Принять крупное судно в порту, где нет протяженной причальной стенки, вместительного пункта пропуска с большим количеством сотрудников, будет крайне сложно. Но именно массовый турист может дать северным регионам желанные инвестиции.

В сентябре, на бизнес-форуме «Дальний Восток 2014» в Петропавловске-Камчатском, руководитель Администрации портов Балтийского моря Петр Паринов рассказывал камчатским коллегам о том опыте по привлечению морских путешественников, который был накоплен в Санкт-Петербурге. В 2005 году началось строительство специализированного пассажирского порта «Морской фасад», который в 2008 году принял первый круизный лайнер. Комплекс порта включает семь причалов для приема океанских лайнеров длиной до 330 метров, три круизных и один специализированный круизно-паромный терминал. Строительство обошлось в $1 млрд, и в 2011 году после полного завершения строительства и ввода в эксплуатацию 100% акций ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад»» были переданы городу Санкт-Петербургу.

«В 1994 году в Санкт-Петербург был 151 заход, прибыло 64 тыс. пассажиров. В 2000 году — 238 заходов, 147 тыс. пассажиров, в 2013 году — 338 заходов, 522 тыс. пассажиров. В среднем пассажир круизного лайнера тратит порядка $100 в сутки. На этом примере видно, что даже большие вложения в развитие инфраструктуры, как это было у нас, принесут региону достаточные средства. Причем такие суда не идут в один порт, они заходят в несколько портов», — утверждал П.Паринов. Хотя, по его словам, прием крупных лайнеров длиной свыше 300 метров и вместимостью более 5 тыс. пассажиров в России пока доставляет неудобства.

Заместитель председателя правительства Камчатского края Юрий Зубарь заверил участников форума, что после реконструкции причалов Петропавловска-Камчатского, которое сегодня идет при содействии федерального бюджета (всего федерацией будет вложено более 3 млрд руб., около 600 млн руб. вложат владельцы порта. — авт.), порт получит причальную стенку длиной не менее 320-350 метров. «Она позволит принимать практически все круизные лайнеры, которые к нам ранее заходили и становились на рейд. Сегодня у нас также строятся пункты пропуска в аэропорту Елизово и Петропавловске-Камчатском. Вся привокзальная площадь и центральная часть города будет развиваться как туристическая зона, все для того, чтобы прибывший на Камчатку турист комфортно сошел на берег, быстро был оформлен, сел на автобус и поехал смотреть наши красоты. В аэропорту он улетел на вертолете, на яхте поехал на рыбалку, поднялся на вулкан... И потратил те условные $100, а может и $200 в день, которые 
вернутся в бюджет и города Петропавловска-Камчатского, и Камчатского края, и Российской Федерации», — расписывал он предстоящие выгоды.

Руководитель агентства по туризму и внешним связям Камчатского края Геворк Шхиян отмечает, что круизным рейсам на Камчатку почти 18 лет, этот бизнес развивается с разным успехом в разные годы, но в целом количество судозаходов колеблется от 15 до 20. Основные пассажиры — из Америки, четверть — из Европы, а сейчас начинают активно приезжать путешественники из АТР. «Но туризм - это очень зависимая отрасль, и, пока не будет создана транспортная инфраструктура и определены логистические схемы, очень сложно смотреть вперед. Но сейчас уже появились такие моменты, за которые можно цепляться. Мы ведем переговоры с круизными компаниями с тем, чтобы довести до них наши планы по развитию инфраструктуры. Мы объясняем, что будем готовы через какой-то промежуток времени начинать их принимать всерьез. Что показать — нам есть, причем помимо больших круизов на Камчатке характерны экспедиционные круизы, они пользуются достаточно большим интересом», — заявил он. При этом 72-часовой режим безвизового пребывания иностранцев тоже не лишен противоречий. Ведь ночевать приезжим разрешено только на лайнере, что сдерживает и развитие гостиниц, и длительность туров. В целом, по оценкам агентства, Камчатка примет в 2014 году 13 тыс. иностранных туристов.

О реконструкции пунктов пропуска должна позаботиться Росграница, и, к примеру, на Камчатке, как недавно заявил посетивший регион глава агентства Константин Бусыгин, уже начинается обустройство пункта пропуска в порту Петропавловска-Камчатского. Помещения морского вокзала будут оснащены техническими и информационными средствами для подразделений государственных контрольных органов. В течение года планируется решить вопрос и с пунктом пропуска в международном терминале аэропорта, который подвергается значительной перестройке.

Морская авиация

О том, что пара аэропорт-морской порт может работать в формате круизного туризма, говорит опыт Чукотки. Туристический хаб на базе главного аэропорта Чукотки, Анадыря («Угольный»), уже работает как стыковочное звено туристических маршрутов. В рамках процедуры смены часть пассажиров круизного лайнера прибывает на самолете в столицу региона. В то же время прибывшие в Анадырь морем иностранцы завершают свое путешествие на Чукотке и отправляются домой. В 2013 году в рамках такой процедуры аэропорт обслужил порядка 200 туристов. Впрочем, при всем этом аэропорт испытывал немало сложностей с функционированием пункта пропуска, который Росграница реконструировала с 2011 года.

В Магаданской области въездной туризм пока наименее развит среди соседей, в прошлом году здесь побывало 1,3 тыс. туристов. При этом магаданские турфирмы в основном предлагают рыболовные и охотничьи туры, экотуризм, дайвинг, речные сплавы, морские прогулки по Охотскому побережью, посещение минеральных горячих источников, исторических мест. Эти же направления активно продвигаются туристическими агентствами Чукотки и Камчатки, и в программах арктических круизов нередко расписаны все подобные экстремальные удовольствия. После осеннего визита полпреда Юрия Трутнева в Магадан губернатор Владимир Печеный дал поручения руководителям туркомпаний внести свои предложения о том, какие направления туризма являются наиболее перспективными и какую поддержку органы государственной власти могут им оказать. На основе этих предложений будет выработана собственная концепция развития туризма Магаданской области.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Александр Осауленко говорит, что пока все разговоры об упрощении бюрократических процедур — не более чем громкие слова. Среднее время оформления въезжающего на территорию РФ иностранца растет, хотя во всех развитых странах снижается. «У нас уже этот показатель в среднем три минуты на пассажира, а представляете, что будет, когда придет огромный пароход? Нет инфраструктуры по приему туристов, а ее создание потребует огромных вложений — на что мы рассчитываем?», — говорит он. По словам Александра Осауленко, принципиальное решение о развитии пассажирских портов на Дальнем Востоке принято, есть люди, частные предпринимателя, готовые вкладывать средства. Но все эти бизнес-решения и стройки надо как-то совмещать с нашими бюрократическими регламентами, а за написание и исполнение данных регламентов отвечает множество структур. «В программе развития Дальнего Востоке содержатся положения о дерегуляции, это радует. Но надо еще добиться исполнения принятых решений», — говорит вице-президент РСТ.

По его словам, даже морской круизный туризм требует резервных логистических схем, а это осложняется крайней дороговизной и неразвитостью авиасообщения с северными территориями Дальнего Востока. Пока Дальний Восток не получит режим «открытого неба» (дает возможность иностранным авиакомпаниям осуществлять рейсы в аэропорт другого государства в заявочном порядке, администрация аэропорта может отказать в приеме только по техническим причинам — прим.авт.), пока здесь не будут работать зарубежные авиакомпании — ничего не получится. «Недавно мы обсуждали туристические проекты с Korean Air, эта авиакомпания не просто хочет зайти на Дальний Восток как перевозчик. У них есть туристические продукты, и они хотели бы развивать туристические маршруты с Хабаровском, Якутском, Петропавловском-Камчатским... Но они не имеют возможности работать (этому препятствует межправительственное соглашение, устанавливающее правило «одного перевозчика», который может осуществлять рейсы в направлении одного из российских городов. — авт.)», — поясняет А. Осауленко. По его словам, пункт о ведении «открытого неба» тоже есть в действующей редакции дальневосточной госпрограммы, «но пока это только пункт в документе».