Поделиться
Инвестиционная привлекательность Дальнего Востока: первые результаты принимаемых решений
Поделиться

Прошедший год стал поворотным пунктом для Дальнего Востока благодаря внедрению сразу нескольких механизмов развития макрорегиона, которые ставят своей целью привлечение инвестиций, экономический рост и повышение уровня социального благополучия граждан

В частности, заработали механизмы территорий опережающего развития, свободных портов, а также программы финансирования со стороны «Фонда развития Дальнего Востока» и выделения государственных субсидий инвесторам на инфраструктуру. Как показал последний год, данные механизмы пользуются достаточным спросом у инвесторов, и по предварительным итогам можно говорить об успешности их внедрения.

Территории опережающего развития

30 марта 2015 года вступил в силу федеральный закон № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», и в течение всего последующего времени было создано 13 ТОР, каждая из которых обладает своей специализацией. На территории опережающего развития устанавливается особый правовой режим, предполагающий налоговые льготы, снижение административных барьеров и другие преференции. Лидером по числу территорий опережающего развития является Приморский край: в этом регионе созданы ТОР «Михайловская» (животноводство, растениеводство, производство продуктов питания), ТОР «Надеждинская» (легкая и пищевая промышленность, транспортно-логистическая направленность) и ТОР «Большой Камень» (судостроение). Во многих регионах действуют по две территории опережающего развития. В Хабаровском крае - ТОР «Хабаровск» (промышленность, логистика) и ТОР «Комсомольск» (промышленность), в Амурской области – ТОР «Приамурская» (промышленность, логистика) и ТОР «Белогорск» (АПК). В Сахалинской области действуют ТОР «Горный воздух» (туристско-рекреационная) и ТОР «Южная» (сельское хозяйство, животноводство). В остальных регионах создано по одной ТОР – в Камчатском крае ТОР «Камчатка» (туристско-рекреационная, портово-промышленная, агропромышленная), в Чукотском АО – ТОР «Беринговская» (горнодобывающая промышленность), в Якутии – ТОР «Кангалассы», представляющая собой индустриальный парк, в Еврейской АО – ТОР «Амуро-Хинганская» (промышленность и логистика). Отсутствует ТОР только в Магаданской области.

В настоящее время в разной форме анонсировано создание еще нескольких территорий опережающего развития, среди которых «Курилы» (туризм, сельское хозяйство, рыбопромышленный комплекс) в Сахалинской области, «Николаевская» (рыбоперерабатывающая, судоремонтная промышленность) в Хабаровском крае, «Свободненская» (газохимическое производство) в Амурской области. На базе последней предполагается запустить крупнейший в стране газоперерабатывающий и газохимический комплекс, связанный с проектом газопровода «Сила Сибири». Свои предложения готовит и Магаданская область – власти региона продвигают идею создания территории опережающего развития на базе Омсукчанского месторождения угля, одного из ключевых в регионе. 

Таким образом, в 8 субъектах Дальневосточного федерального округа начали работу территории опережающего развития. Если просуммировать число специализаций, то в пяти ТОР есть промышленная специализация, в трех – транспортно-логистическая, еще в трех – сельскохозяйственная, в двух – туристско-рекреационная, еще в двух – судостроительная и в одной – горнодобывающая. Большое число специализаций, представляющих разные отрасли экономики, позволяет заинтересовать максимальное число инвесторов. Впрочем, инвестор может реализовать свой проект и вне рамок определенного профиля ТОР. Выделение специализации связано, прежде всего, с деятельностью крупных якорных инвесторов, а также с экономико-географическими характеристиками территории опережающего развития, которые больше располагают к тому или иному виду деятельности. Как известно, резидент должен вложить в проект не менее 500 тысяч рублей, поэтому в проектах ТОР есть как «дочки» крупных федеральных игроков с инвестициями в размере нескольких миллиардов, так и небольшие локальные игроки с вложениями на уровне нескольких миллионов рублей. Более того, стать резидентом может как уже действующая компания, так и предприятие, создание которого только готовится.

Официальная статистика Минвостокразвития России говорит о 172 заявках в ТОР на общую сумму инвестиций в 514 млрд рублей. С таким показателем привлеченных инвестиций механизм ТОР становится сегодня наиболее инвестиционно емким среди всех инструментов развития Дальнего Востока.

Важно отметить, что механизм ТОР, в отличие от режима особых экономических зон, который не очень успешно применялся на Дальнем Востоке и в России в целом, предполагает создание территорий опережающего развития лишь при собранном пакете заявок потенциальных инвесторов. Таким образом, в рамках ТОР не будет «пустых» территорий, где не зарегистрировался ни один резидент, – как это происходило с ОЭЗ. Например, федеральные власти не торопятся утверждать туристско-рекреационную ТОР «Остров Русский», так как она не набрала достаточное число инвесторов. Напомним, там уже действовала ОЭЗ «Остров Русский», к которой инвесторы не проявили внимания, и в результате она должна быть закрыта. Поэтому в отношении ТОР власти действуют продуманно и достаточно осторожно.

Кроме того, бизнес зачастую отказывался инвестировать в дальневосточные проекты из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Теперь же государство готово оказать соответствующую поддержку путем выделения инвестиций из бюджета на строительство необходимых объектов. Кроме того, при реализации проектов территорий опережающего развития важную роль играют губернаторы регионов, которые также работают над их созданием и активно ищут инвесторов как в России, так и за рубежом. В целом, механизм ТОР представляет собой более комплексный и продуманный подход, в отличие от ОЭЗ, что способствует привлечению инвесторов.


Свободный порт

Следующим по времени создания специальным механизмом развития Дальнего Востока стал режим Cвободного порта, предполагающий ряд налоговых льгот и таможенных преференций для осуществления предпринимательской деятельности. Пилотной территорией для реализации проекта оказался Свободный порт Владивосток, который включил в себя 15 муниципальных образований на юге Приморского края. Соответствующий закон (№ 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток») вступил в силу 12 октября 2015 года, и уже сейчас промежуточные итоги работы порта получили положительную оценку как федеральных властей, так и делового сообщества. В частности, по официальной статистике, по состоянию на 1 сентября 2106 года (то есть менее чем за год после запуска проекта) поступило 122 заявки на общую сумму более 173 млрд. рублей. В отличие от ТОР, у Свободного порта нет четкой специализации, хотя изначально предполагалось, что порто-франко привлечет в основном резидентов, специализирующихся на логистике. Однако 39% резидентов выбрали промышленную сферу деятельности, 18% сосредоточились на логистике (где выделяется проект «Авиаполис «Янковский»), на третьем месте находятся проекты недвижимости (11%).

Успешный пример Владивостока содействовал распространению данного режима и на другие порты Дальнего Востока. Причем, что интересно, новые порты были просто "дописаны" в действующий закон о Свободном порте Владивостоке. 

В итоге, статус порто-франко, согласно поправкам в федеральное законодательство, получили порты Ванино в Хабаровском крае, Корсаков в Сахалинской области, Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае и заполярный Певек в Чукотском автономном округе, а в Свободный порт Владивосток была включена еще одна территория – Лазовский район. На данный момент новые свободные порты собирают заявки от потенциальных резидентов, и между тем, войти в проект порта Ванино намерены 15 резидентов с общим объемом инвестиций в размере 70 млрд. рублей. Таким образом, свободные порты появляются почти во всех прибрежных регионах Дальнего Востока, за исключением опять же Магаданской области, с ее особым режимом, и Якутии, имеющей выход только к Северному Ледовитому океану.


Государственная инфраструктурная поддержка инвестпроектов

Еще одним механизмом, содействующим привлечению инвесторов, является целевая инфраструктурная поддержка приоритетных инвестиционных проектов. Критерием для выбора приоритетных инвестиционных проектов является экономическая выгода от их реализации: объем полученных бюджетом налогов, частных инвестиций, величина добавленной стоимости.

По сути, этот механизм направлен на крупные проекты, которые не входят в ТОР или свободный порт, но нуждаются в значительной инфраструктурной поддержке. На данный момент уже состоялось три раунда выбора инвестиционных проектов, и поддержку получили 13 заявок с общим объемом частных инвестиций 292 млрд. рублей и бюджетных в размере 34 млрд. рублей. Государство оказывает значительную поддержку горнодобывающей отрасли, в частности – железорудному Таежному ГОКу и угольному ГОКу «Инаглинский» в Якутии, проекту по угледобыче и углеобогащению в Хабаровском крае, а также строительству комплекса по перевалке угля в том же регионе в порту Ванино. Финансовая помощь направлена и в золотодобывающую отрасль. В Амурской области средства получает проект по развитию золотодобычи в Селемджинском районе, деньги также выделяются Озерновскому золоторудному месторождению, расположенному на Камчатке, Наталкинскому месторождению в Магаданской области. Субсидию получила алмазодобывающая компания АЛРОСА на разработку Верхне-Мунского месторождения. Кроме того, субсидии выделяются на АПК - развитие свиноводства и строительство пивоваренного завода на Камчатке.


Фонд развития Дальнего Востока

Стоит отметить, что Фонд развития Дальнего Востока также занимается финансированием инвестиционных проектов – предоставляет кредиты на нужды заявителей. Зимой 2016 года ставка процента по займу была снижена с 11% до 5% годовых на срок до десяти лет, и чтобы воспользоваться финансированием, необходимо выделить не менее двух рублей частных средств на каждый рубль Фонда. Получить финансирование может компания, которая уже закрепила свое положение в бизнесе – является финансово устойчивой, с доказанным опытом реализации проектов, подобных заявленному. Однако ограничений по отраслям нет – заявку может подать любое предприятие. В свою очередь Фонд готов профинансировать до одной трети от общего объема средств, необходимых для реализации проекта.

Сейчас Фонд вкладывает средства в поддержку восьми проектов. Особое внимание и здесь уделено горнодобывающей промышленности и связанной с ней инфраструктуре. Например, самый большой объем инвестиций (2,8 млрд. рублей) направлен на строительство магистрального конвейера от Солнцевского месторождения до порта Шахтерск в Сахалинской области, а также на модернизацию этого единственного в регионе специализированного морского угольного терминала. Фонд также выделил 2,5 млрд. рублей на строительство трансграничного мостового перехода через р. Амур в Еврейской автономной области – он реализуется в партнерстве с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и Китайской инвестиционной корпорацией (CIC). Еще один крупный проект касается добычи золота в Камчатском крае, где «Золото Камчатки» разрабатывает Аметистовое и Бараньевское месторождения: Фонд планирует выделить до 2 млрд. рублей на возведение необходимой транспортной инфраструктуры.


Что говорит статистика

По предварительным подсчетам, благодаря новым механизмам развития Дальнего Востока (территориям опережающего развития, режиму Свободного порта Владивосток, финансовой поддержке Фонда развития Дальнего Востока, целевой инфраструктурной поддержке инвестиционных проектов), заявленный объем предполагаемых инвестиций уже составил 1 трлн 064 млрд рублей. Важно отметить, что инвесторами становятся не только российские компании, но также и зарубежные. В лидерах среди иностранных инвесторов ожидаемо находится Китай, чьи представители готовы вложить около 163 млрд рублей (16 млрд юаней).

Тем не менее, согласно статистическим данным, дальневосточные регионы пока не демонстрируют устойчивый рост инвестиций в основной капитал. В 2015 году инвестиции в ДФО составили 99,6% к аналогичному периоду прошлого года, что все же лучше показателя по России (91,6%). Положительную динамику продемонстрировали в  прошлом году четыре региона – Амурская область (131,1%), Магаданская область (126%), Еврейская автономная область (122%), а также в незначительной степени – Якутия (100,3%). На притоке инвестиций в этих регионах сказалась реализация крупных инвестиционных проектов. В случае Амурской области значительные средства были израсходованы на основной региональный мегапроект, реализуемый федеральным правительством, – строительство космодрома «Восточный». В Магаданской области и Еврейской АО постепенно завершались ключевые проекты в горнодобывающей сфере. Так, на Колыме заработало новое месторождение золота Павлик, а в Еврейской АО вступило в завершающую фазу строительство Кимкано-Сутарского железорудного ГОКа. Тем самым прирост инвестиций на Дальнем Востоке пока обеспечивали «старые» игроки в лице федеральных властей (с проектом космодрома) и сырьевых компаний.

Однако снижение инвестиций было зафиксировано у Хабаровского края (74,9%), Приморского края (78,7%), Чукотского автономного округа (90,1%) и Камчатского края (91,4%). Наиболее примечателен спад инвестиций в обоих «центральных» регионах Дальнего Востока – Приморском и Хабаровском краях, где новые институты развития (которых создано больше всего в Приморье) пока лишь создают предпосылки для инвестиционного роста. Незначительное падение наблюдалось у Сахалина (99,8%). Общий объем инвестиций в основной капитал составил на Дальнем Востоке за 2015 год 885,7 миллиардов рублей.

Более оптимистичную картину демонстрирует первый квартал 2016 года – инвестиции в основной капитал в ДФО показывают небольшой рост - 101,8%, в то время как по России индекс составляет 95,2%. Положительная динамика отмечается у пяти регионов – колоссальный рост у ЧАО (178,7%), далее следуют Якутия (130,4%), ЕАО (115,7%), Амурская область (103,0%) и Камчатский край (101,5%). Чукотка всегда отличается резкими колебаниями своих экономических показателей от года к году, то в худшую, то в лучшую сторону, и потому ее пример не является показательным, учитывая и небольшой объем инвестиций. Рост в Якутии и Еврейской АО по-прежнему связан с реализацией сырьевых проектов, и именно он помог ДФО выйти в плюс по итогам квартала.

Тем временем небольшое снижение опять отмечено у Хабаровского края (99,1%), ухудшились результаты у Сахалинской области (96,5%), Приморского края (95,9%), а самое серьезное падение наблюдается у Магаданской области (47,6%), хотя этот регион показывал хорошие результаты по итогам 2015 года (тем самым запуск нового золоторудного проекта обернулся и последующим спадом инвестиций). В целом можно ожидать, что в 2016 году ДФО будет иметь положительную динамику инвестиций. Однако в тех же Приморском и Хабаровском краях ожидания притока инвестиций по-прежнему остаются ожиданиями.

Не самое лучшее положение дальневосточных регионов пока отмечается и в различных инвестиционных рейтингах. Эксперты и аналитики не спешат с выдачей регионам ДФО «авансов», ожидая более конкретные результаты. Ни один из регионов ДФО не вошел в 2016 году в Топ-18 «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ», представленного Агентством стратегических инициатив. По итогам 2015 года, результаты регионов также не были высокими – только в третью группу вошли Приморский край, Камчатский край и Якутия, в четвертую – Магаданская область, Сахалинская область и Хабаровский край, в пятую – Амурская область. Однако положение Приморского края заметно улучшилось по сравнению с 2014 годом, когда он находится в самой отсталой – пятой группе.

Согласно инвестиционному рейтингу рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), по итогам 2015 года, Якутия, Хабаровский край, Приморский край и Сахалинская область попали в группу «пониженный потенциал и умеренный риск», что, однако, является лучшим результатом среди регионов ДФО. Амурская область оказалась в группе «незначительный потенциал – умеренный риск», а Камчатский край, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Еврейская автономная область были в одной из худших групп – «незначительный потенциал – высокий риск». Причем позиции регионов по сравнению с 2014 годом не изменились.

Таким образом, в настоящее время на Дальнем Востоке за счет различных механизмов постепенно улучшается инвестиционный климат, и это стимулирует все большее число бизнес-игроков. Текущие итоги 2016 г. вселяют осторожный оптимизм, а также позволяют говорить о том, что положение макрорегиона стало заметно лучше, чем у других федеральных округов. Большой выбор возможностей по условиям финансирования и льготной поддержки, направлениям деятельности не может оставить равнодушными инвесторов, понимающих серьезность и экономического потенциала Дальнего Востока, и намерений государства. Одним из главных приоритетов остается привлечение иностранных инвесторов и игроков из других регионов России, а также создание новых проектов, пусть небольших, но с «нуля». Хотя расширение мощностей существующих предприятий тоже вносит свой вклад в развитие Дальнего Востока. Тем не менее, пока макрорегион находится в самом начале пути к коренному изменению инвестиционной ситуации.

Ростислав Туровский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов