Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Приграничный туризм

Большинство туристов на Дальнем Востоке – китайцы

Дальний Восток, обладая широким спектром природных богатств, по праву является одним из главных ресурсных активов России. Однако макрорегион имеет и серьезный туристический потенциал, который на данный момент раскрыт не полностью. Последние законодательные инициативы и внедряемые на данный момент инструменты развития, такие как ТОР и режим свободных портов призваны улучшить положение туристcко-рекреационной отрасли и сделать Дальний Восток центром притяжения соотечественников и туристов из-за рубежа.

Приграничный туризм

В отсутствии бренда

Говоря о текущем положении отрасли, следует сразу отметить, что Дальний Восток не имеет раскрученных туристических брендов мирового уровня. Работа в данном направлении ведется недостаточно быстро, поэтому надеяться на резкое увеличение числа иностранных туристов в большинстве дальневосточных регионов не приходится.

Например, посещение одного из красивейших мест Магаданской области – озера Джека Лондона – практически невозможно из-за отсутствия дорог. А путешествие на Курильские острова упирается в покупку бумажного билета на теплоход: проездной документ можно купить в единственной кассе на Сахалине, через интернет этого сделать нельзя. Огромное количество природных красот и достопримечательностей остаются недоступными из-за отсутствия простейшей инфраструктуры и транспорта.

Как следствие, основную часть туристов на большинстве направлений составляют путешественники-энтузиасты из прилегающих к Дальнему Востоку регионов и самих дальневосточных территорий, готовые смириться с трудностями.

Еще одна существенная проблема – большая отдаленность Дальнего Востока от европейской части России и  высокая стоимость путешествия. Правительство пытается поддерживать авиадоступность регионов, субсидируя дальневосточные перевозки. Вводятся так называемые «плоские тарифы» – единые тарифы с фиксированной ценой, которая не зависит от даты приобретения. Однако в летний период улететь на Дальний Восток достаточно проблематично – из-за растущего пассажиропотока и малого числа перевозчиков цены взлетают в 2–3 раза. Кроме того, «плоский тариф» убыточен для компании, о чем не раз заявлял крупнейший авиаперевозчик страны «Аэрофлот». Таким образом, данные меры способствуют доступности авиаперевозок, но незначительно влияют на рост туристического потока. К тому же нельзя забывать, что полет, например, от Москвы до горнолыжного курорта в Южно-Сахалинске является достаточно долгим – около 8 часов, поэтому турист, скорее всего, предпочтет место для отдыха поближе.

Запуск территорий опережающего развития активизировал процесс становления привлекательных региональных туристических брендов, однако основная ставка на данный момент делается на "мегапроекты" и привлечение зарубежных туристов.

Гости с Востока

Основной зарубежный туристический поток на Дальнем Востоке обеспечивают туристы из азиатского региона, преимущественно – Китая, которые наиболее активно посещают Приморский край. По итогам 2015 года Приморский край лидирует в ДФО по числу иностранных гостей – почти 465 тысяч человек, из которых подавляющую долю составляют туристы из КНР – около 329 тысяч человек (70%), что на 14,9% больше, чем в 2014 году. Гостей из Южной Кореи по итогам 2015 года приехало значительно меньше – всего 22 тысячи. Приморский край находится на третьем месте по числу китайских туристов в стране, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. На втором месте в ДФО расположилась Амурская область, которую посетили 70,5 тыс. иностранцев (+32%), из которых практически все – 67 тыс. человек (+43%) прибыли из КНР по безвизовому режиму. Далее следует Хабаровский край, где в 2015 году побывало 23,5 тысячи иностранных туристов, из которых 12 тысяч из КНР. Остальные регионы Дальнего Востока, к сожалению, не отличаются серьезными показателями въездного туризма, несмотря, например, на давний интерес многих зарубежных туристов к Камчатке и ее популярность среди любителей экстремального и экологического туризма.

Рост популярности поездок в Приморье и Россию связан с упрощенным визовым режимом для туристических групп, согласно которому группы от 5 до 50 человек могут находиться на территории России в течение 15 суток. Такой «безвизовый режим» с Китаем действует с 2010 года, и с тех пор турпоток возрос в 4,3 раза - со 158 до 677 тысяч в 2015 году. На данный момент Дальний Восток находится на втором месте в России по числу «безвизовых» гостей – на макрорегион приходится 36% таких поездок (из них около половины – на Приморский край), на первом месте - Центральный федеральный округ (55%), а Сибирский федеральный округ от ДФО заметно отстает и имеет долю лишь 9%.

Привлекательным для иностранных туристов стало также снижение стоимости отдыха в России вследствие девальвации рубля, что оказало значительное влияние на рост турпотока в последние годы.

Государственная поддержка

На Дальнем Востоке появилось и множество своих драйверов роста туристической отрасли. В долгосрочной перспективе рост туризма на Дальнем Востоке будет обеспечиваться благодаря проектам территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, созданию туристических кластеров в рамках государственной программы, устранению визовых барьеров, а также развитию транспортной инфраструктуры.

Из 13 учрежденных на данный момент ТОР две имеют туристско-рекреационный профиль. В марте 2016 года в Сахалинской области была учреждена ТОР «Горный воздух», которая предполагает модернизацию одноименного горнолыжного комплекса. В результате реконструкции спортивно-досуговой инфраструктуры комплекс должен заинтересовать не только жителей Сахалинской области и остальных регионов Дальнего Востока, но, согласно разработанному плану, до 2020 года стать международным горнолыжным курортом. Якорные инвесторы ТОР «Горный воздух» планируют реализовать семь инвестиционных проектов на общую сумму свыше 6,1 млрд. рублей. В ТОР «Камчатка» в Камчатском крае будет создан рекреационный центр «Тулуач», в состав которого войдет гостиничный комплекс, а в перспективе там тоже планируется организация горнолыжного курорта. Объем инвестиций составит около 1,3 млрд. рублей. Статус резидента ТОР получил и санаторий «Жемчужина Камчатки», на территории которого находятся две термальные скважины, начальный объем инвестиций – 50 млн рублей. К сожалению, недооцененным со стороны инвесторов остается развитие острова Русский в Приморском крае. Ранее на острове была создана особая экономическая зона (ОЭЗ), в которой с 2010 года не зарегистрировался ни один резидент, и сейчас она подлежит закрытию.

Следует отметить государственную поддержку дальневосточной туристической отрасли в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которая предполагает федеральное софинансирование строительства инженерной и транспортной инфраструктуры. В состав программы входят четыре проекта: туристско-рекреационный кластер «Амур» в Амурской области (выделено 1 076,8 млн рублей субсидий из государственного бюджета на весь период реализации программы), сразу три приморских проекта - «Изумрудное кольцо», «Приморское кольцо» и «Пидан» (750 млн рублей за все проекты), якутская «Северная мозаика» (279 млн рублей) и хабаровский круизный кластер «Остров Большой Уссурийский – Шантары» (177 млн рублей).

Также федеральные власти стараются максимально устранить административные барьеры и упростить въезд иностранных туристов. Во-первых, преференции для туристов предусмотрены в рамках режима Свободного порта Владивосток. На данный момент в процессе подготовки находится организация безвизового пребывания иностранных граждан из любых государств на территории Свободного порта в течение 8 суток. Предполагается, что визу турист сможет получить сразу на границе при въезде на территорию. К сожалению, пропускной режим должен был заработать еще с 1 января 2016 года, но его запуск затянулся из-за организационных проблем, межведомственных согласований, а также в связи с рисками неконтролируемых миграционных потоков. В любом случае, в обозримой перспективе данная идея будет осуществлена и внесет свой вклад в развитие туристической отрасли Приморского края. В совокупности с безвизовым режимом стоит ожидать роста туристов благодаря развитию интегрированной развлекательной зоны «Приморье», которая включает казино Tigre de Cristal, яхт-клуб и другие туристические объекты.

Во-вторых, в будущем прирост туристов будет осуществляться благодаря принятию федерального закона, упрощающего правила захода иностранных круизных судов в порты Арктики и Дальневосточного федерального округа. Устраняются административные барьеры: для получения разрешения на проведение круизов установлен принцип «одного окна», а туристам на борту больше не потребуется получение пропусков в пограничную зону. Закон вступил в силу с июля 2016 года, поэтому первые итоги можно будет подводить уже осенью, и, несомненно, стоит ожидать увеличения числа круизных маршрутов и роста туристического потока. Особую ставку на это делают на Камчатке и Сахалине, где власти намерены развивать круизный туризм и реконструировать с этой целью портовые комплексы.

В-третьих, стоит отметить, что осенью 2015 года международный аэропорт Владивостока «Кневичи» первым и единственным в России получил статус «открытого неба». Иностранные авиакомпании имеют право беспрепятственных полетов в столицу Приморья и могут совершать транзитные рейсы с остановкой во Владивостоке, что также должно способствовать росту въездного потока.

Развитию сухопутного въездного туризма на Дальнем Востоке на данный момент мешают слабая инфраструктура пограничных переходов, нехватка автомобильных дорог и мостов. Перспективными являются маршруты через реку Амур для посещения Благовещенска, Хабаровска и др. Способствовать развитию туризма призвано возведение мостового перехода через р. Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ (Китай), который должны построить к 2019 году, – между российской и китайской сторонами заключен соответствующий концессионный договор. Амурская область благодаря реализации проекта надеется увеличить в долгосрочной перспективе туристический поток с 70 тысяч до 1 млн человек в год. В Хабаровском крае существует проект развития туризма на острове Большой Уссурийский, расположенном вблизи Хабаровск и у границы с Китаем.

Таким образом, перед федеральными и региональными властями стоит непростая задача развития туристической отрасли на Дальнем Востоке. Туризм на Дальнем Востоке на данный момент замыкается преимущественно на Приморском крае, представлен в основном путешественниками из Китая и при этом демонстрирует положительную динамику благодаря уже работающим инициативам. Сейчас главная цель состоит не только в увеличении туристического потока, но и в его диверсификации: а) по различным регионам Дальнего Востока; б) по странам, из которых прибывают гости; в) по видам туризма. Хотя реализация новых проектов ТОР может удовлетворить запросы туристов из европейской части России, но проблема больших расстояний и дорогих авиабилетов все-таки не позволит значительно увеличить внутренний туристический поток. Потенциал для путешествий из одних регионов Дальнего Востока в другие есть, но ограничен из-за небольшого населения. В целом развитие отрасли в макрорегионе будет осуществляться за счет притока зарубежных туристов и поездок самих дальневосточных путешественников, чему благоприятствуют все последние инициативы федеральных властей.