Поделиться
Восток России сквозь призму зарубежных рейтингов
Поделиться

Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ:

- За последние два-три года вокруг такого направления PR, как развитие территорий, возник целый сегмент обеспечивающих технологий. Одна из них – это рейтинговое продвижение.

Рейтинги территорий активно и массово развиваются менее 10 лет, но уже превратились в самостоятельный мощнейший инструмент продвижения, а также инструмент сравнительного и достаточно объективного анализа реального положения территории в различных сферах: туризме, инвестициях, образовании, экспорте товаров, качестве жизни, эффективности взаимодействия с вышестоящими органами власти. Причем эксперты в современных инновационных отраслях подчеркивают, что имеет смысл тратить внимание и силы прежде всего на международные рейтинги, обеспечивающие сравнение с динамичными мировыми стандартами и выход на глобальные потоки информации.

Москва ежегодно присутствует почти в 100 международных рейтингах, Санкт-Петербург – в 40, Новосибирск, Сочи, Екатеринбург, Казань – в 15. Регионы и города ДФО представлены гораздо скромнее. Но даже имеющейся информации достаточно для того, чтобы оценить, где восточным городам уже удалось «засветиться», а где у них есть очевидные резервы по сравнению с соседями. Важно зафиксировать это в начале 2015 года и оценить доступные в ближайшей перспективе рубежи.

Инновации, бизнес, финансы

В рейтинге инвестиционных городов мира Innovation Cities Global Index от Востока России один делегат – Владивосток, 381-е общее место и 6-е – среди 20 российских городов, включенных в рейтинг 2014 года.

Долгое время только один субъект федерации ДФО мог предъявить долгосрочный кредитный рейтинг – это Республика Саха (Якутия). Ее текущий рейтинг Standard & Poor's – BB+ (топ-15 российских регионов) и Fitch – BBB- (топ-6). Недавно рейтинг Standard & Poor's получила и Магаданская область - BB-. К слову, странно, что кредитного рейтинга нет у Сахалинской области, у которой, судя по финансовым показателям, уровень должен быть на весьма высоком уровне.

По данным журнала «Форбс» в тридцатку лучших городов России для ведения бизнеса входят Хабаровск (25-е место) и Владивосток (30-е), причем столица Дальневосточного федерального округа опустилась на 5 позиций относительно предыдущего года, а столица АТЭС–2012 – на 9 позиций. Теперь важно как минимум не выпасть из поля зрения этих рейтингов.

Владивостоку есть к чему стремиться также в инновационном и бизнес-продвижении. На это указывает не только тот факт, что 380 городов находятся выше приморского центра в инновационном рейтинге, но и сенсационные успехи нестоличных российских городов в других международных рейтингах. По данным, например, исследования компании Tholons, Нижний Новгород в 2015 году занимает 5-е место в топ-100 городов мира, наиболее благоприятных для аутсорсинга. Помимо Нижнего Новгорода от России в этот список вошли также Санкт-Петербург (34-е место), Москва (56-е) и Новосибирск (92-е).

В рейтингах этого направления может быть более ста оцениваемых параметров, поэтому серьезное продвижение в них – это кропотливая упорная работа большого сообщества управленцев на протяжении длительного периода. И все же есть стартовые решения, которые могут ускорить это движение наверх, прежде всего в коммуникационном плане. Во-первых, это присутствие в городе глобальных инновационных и производственных компаний – в виде представительств или в виде совместных проектов, привлекающих внимание медиа, экспертов и инвесторов. Во-вторых, это международные форумы по специализациям города и региона. Идея применима и к Владивостоку, и к Хабаровску, и к столице Якутии, с которой связан целый ряд проектов международного масштаба.

Туризм

С зарубежными гостями региональный туризм активнее превращается из социальной сферы в индустрию. Особенно это становится заметно на фоне нового курса иностранных валют и роста турпотока из Китайской народной республики. Однако пока в международных туристических рейтингах (увы, даже в российских списках этих рейтингов) восточные города России представлены минимально.

В прошлом году Владивосток покинул топ-400 мирового рейтинга городов по числу международных форумов (ICCA), надеемся, что временно. Единственным дальневосточным представителем в числе победителей рейтинга отелей «Travellers' Choice 2015» от глобального туристического портала TripAdvisor стал гостевой дом камчатского села Паратунки «Антариус» – 23-е место в номинации «Лучшие B&B-гостиницы России». В рейтинге прошлого года TripAdvisor «Travellers' Choice» туротрасль Востока России была представлена также одним отелем – «Хабаровск Сити», который размещался на 18-е месте в номинации «топ-25 лучших отелей России». Однако в январе 2015 года в новом выпуске «Travellers' Choice» хабаровскому отелю места не нашлось по причине мощного рейтингового подъема гостиниц Юга России, Урала и Сибири. Зато владивостокский ресторан «Zuma», обогнав столичные и южные точки, завоевал 1-е место в номинации «Рестораны высокой кухни, популярные среди путешественников – Россия». И это настоящая сенсация.

К туристическим рейтингам зачастую относят рейтинги мобильных фотосервисов. По числу фотографий в глобальном сервисе Panoramio, среди россиян заметно менее популярного, чем, например, Instagram, Петербург и Москва заняли лишь 96-е и 98-е места. Еще меньше фотоснимков сделаны в городах ДФО: Владивосток – на 724-м месте, Хабаровск – на 1750-м, Петропавловск-Камчатский – на 4726-м, Южно-Сахалинск – на 5983-м, Комсомольск-на-Амуре – на 6415-м, Магадан – на 9648-м, Якутск – на 10 932-м.

Что нужно Востоку России, чтобы начать движение вверх по ступеням международных туристических рейтингов? Прежде всего, сосредоточиться на драйверах – тех проектах, которые уже сейчас демонстрируют потенциал роста.

Во-первых, это «раскрутка» и повышение доступности двух «планет» в составе Дальневосточного федерального округа – «планеты Якутия» и «планеты Камчатка». По насыщенности чудесами глобального масштаба эти два региона могут быть отнесены к мировым лидерам природного туризма. Но пока только в потенциале. Поэтому продвижение неожиданного рейтингового драйвера камчатского туризма, гостевого дома «Антариус», – это важный шаг для улучшения статуса туристической инфраструктуры «огненного края».

Во-вторых, это изучение и развитие феномена владивостокской кухни во главе с ее рейтинговым лидером – рестораном «Zuma», которому, раз уж такое дело, нужно помочь попасть в европейские и азиатские топ-списки ресторанов.

В-третьих – и это уже начинает реализовываться – развитие «красных маршрутов» на Юго-Востоке России: в Амурской и Сахалинской областях, Хабаровском и Приморском краях. Фактор помощи китайского турпотока в ближайшие несколько лет будет, вероятно, определяющим для восточных регионов.

В-четвертых, это коммуникационное сопровождение стремительно развивающейся темы клонирования якутских мамонтов, которая может вызвать серьезный туристический интерес к местам бывших и будущих мест обитания древних животных.

В-пятых – это развитие и продвижение проекта «Восточное кольцо», а также отдельно Хабаровска, не только как воздушных ворот в мир дальневосточных туристических сказок, но и как носителя древней самобытной культуры.

Образование

За последние два-три года образовательное продвижение российских территорий стало вполне оформившимся трендом. Вхождение томских и новосибирских образовательных кластеров в четверку ведущих, наряду с Москвой и Петербургом – уже оформившийся факт, подтвержденный полутора десятками международных рейтингов (несмотря на то что Казань, Екатеринбург, Самара с этим вряд ли смирятся). Восточные территории пока не могут претендовать на лидерство в борьбе за привлечение абитуриентов, но свой драйвер у образования в федеральном округе есть.

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) солидно представлен сразу в двух глобальных образовательных рейтингах: QS (701–800-е место в мире и 15–18-е в России), GWC (488-е место в мире и 22-е в России). Кроме того, ДВФУ единственный представляет Восток России в списке лучших вузов СНГ 2014 года (рейтинговый класс D – приемлемый уровень подготовки выпускников). В январе 2015 года QS опубликовал новый подрейтинг – для региона «Развивающиеся страны Европы и Центральной Азии» (QS UNIVERSITY RANKINGS: EECA), в котором Дальневосточный федеральный университет разделил с другими 71–80-е место (17–20-е в России). В достаточно авторитетном рейтинге QS BRICS компанию ДВФУ (100-е место среди вузов стран БРИКС и 19-е в России) составляет Северо-Восточный федеральный университет (СВФУ) им. М. К. Аммосова в Якутске, который занимает 151–200-е место (38–50-е по России).

Другие дальневосточные вузы встречаются только в гигантском рейтинге порталов Webometrics Ranking of World universities (CSIC), отслеживающем более двух десятков тысяч университетов мира. В первых 10 000, помимо ДФУ (3045-е место в мире и 67-е в России) и СВФУ (3500-е в мире и 94-е в России), расположились следующие восточные российские вузы: Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – 2565-е в мире (46-е в России), Амурский государственный университет в Благовещенске – 3746-е (104-е), Дальневосточный государственный медицинский университет в Хабаровске – 4190-е (131-е), Морской государственный университет им Г. И. Невельского во Владивостоке – 4429-е (154-е), Хабаровская государственная академия экономики и права – 4937-е (181-е), Дальневосточный государственный университет путей сообщения в Хабаровске – 5050-е (187-е), Дальневосточный государственный гуманитарный университет в Хабаровске – 6232-е (264-е), Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет во Владивостоке – 7631-е (333-е), Камчатский государственный университет им. В. Беринга в Петропавловске-Камчатском – 8550-е (381-е), Тихоокеанский государственный университет в Хабаровске – 8843-е в мире (397-е в России).

Развитие и продвижение вузовской системы влияет на инновационную, инвестиционную и социальную (особенно среди молодежи) привлекательность региона. Так что если уж выбирать, с чего начинать активное рейтинговое продвижение Восточной России, то, пожалуй, с коммуникационного сопровождения университетской деятельности, тем более в преддверии приемной кампании. Причем продвижение университетских сайтов можно начинать немедленно: следующее обновление рейтинга Webometrics грядет уже в июле.

Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов