Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Alexei Chekunkov, Far East Development Fund, about the big and small in attracting investments to the Russian Far East - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"We need locomotive investors here"

Alexey Chekunkov on the big and small in attracting investments to the east of Russia

In the development of the Far East, a stage comes when Russian investments into big business projects alone are not enough. How to solve the problems of financial support for not just large-scale construction projects, but also small stories unfolding on the Far Eastern hectare and in small business, why to introduce electronic platforms and whether Asian tycoons are ready to create investment platforms for Russia, says EastRussia CEO of the Fund for the Development of the Far East And the Baikal region "Alexey Chekunkov.

"We need locomotive investors here"
Photo: Tass / VEF Photobank
"We are gradually expanding our mandates"

- The main news of this spring, connected with the fund is the connection to the program of crediting of the recipients of the "Far Eastern hectare". Why the FRDF, whose task is to attract large investments, participate in mass loan products?
- You know, we have instruments that we can use to make good deeds in the Far East, after all, three. The first one is cheap money, which we can invest for 5% and for a long time. The second is the very fact of our participation in the development system of the region, it allows you to help projects administratively. And the third is our intellectual and organizational resource. We started with the role of a mono-liner, which builds the infrastructure. Remember the Russian-Chinese bridge in the Jewish Autonomy, which, from a "recumbent" project, the shame of the country, has turned into a very energetic construction, where hundreds of people work and has already invested 5 billion rubles in investments. And we continue to solve the basic infrastructure tasks: we finance the construction of housing and roads to the fields. But there is an understanding that to participate only in large infrastructure projects requires an order of magnitude more capital.

- And the fund goes to other areas?
- I will say this: we are expanding the range of application of our leverage. The first such experience, incidentally, was participation in the program for the development of small and medium-sized businesses (SMEs), where we subsidize the rate - we mix the fund with the money of banks. Everything started with Sberbank, and now VTB, Gazprombank, Promsvyazbank, Otkrytie, Rosbank, Societe Generale and Yakutian Almazergenbank are also in the program. The bank gives its ruble to the ruble of the FRDF, in terms of its funding cost. But thanks to the fact that our part of the money costs the bank at 5% per annum, the average rate for loans granted, we have calculated this for the first 170 cases - only 11%.

- Compared with the average market conditions - much better?
- We interviewed entrepreneurs participating in the program. They all, as a rule, have the opportunity to get a normal loan. But - under 16-17% per annum. Taking into account the fact that the subsidized credit of the EDF is two to three times longer, the actual burden on business - the value of the funds that need to be paid to the bank at regular intervals - is reduced by three to four times. Of course, this is a serious help, and we have already given out 2 billion rubles. And the program to develop the "Far Eastern hectare" is further expansion of the Fund's mandates: through the partner banks we reach the level of individual borrowers. And interested: according to the survey of the Agency for the Development of Human Capital in the Far East, 47% of respondents believe that it is financial resources that are not enough to participate in the "Far Eastern hectare" program.

- Is the scheme the same as with SMEs?
- In the program for "hectares" there will be no confusion between the funds of the fund and the bank: the bank acts as an operator, as we allocate - as much as it issues loans. And we will have two partners. For the retail product, for lending to individual applications in the amount from 3 to 600 thousand rubles - “Pochtabank”. This is a purely retail bank, which, due to the large number of branches and partnerships with Russian Post, we hope will be a very effective partner. The applicant will be able to enter the electronic trading platform and select the goods necessary for the development of a “hectare” in the nearest store or with delivery in the Far East. Further, the bank remotely approves the loan on the passport and SNILS and pays the purchase. For lending collective bids, within 1 – 3 million rubles, we attract Svyazbank (included in the Vnesheconombank group, EastRussia). There we hope to satisfy the more ambitious, semi-business situations of the SME segment, which Svyazbank better understands as a corporate bank.


"There are no parachutes - so we fly"

- Support for SMEs, "Far Eastern hectare" - but will there be enough funds for all this? After all, the last capitalization was a long time ago, and there are also investment projects.
- In total, the FRGF funds subsidies and accrued interest - 21 billion rubles. And the fund's assets - 36 billion rubles.

- Where is the difference?
- A part of the projects is financed in the interests of the development of the Sakhalin region - and these are the means of a regional development corporation. Throughout last year, we were a consultant to the corporation, and we will invest a certain amount of money with it, for example, in the creation of new ferries at the Amur shipbuilding plant to work on the Vanino-Kholmsk line. This is an example of a project in which several subjects of the Far East are interested.

- It turns out that regional development institutions help, report money and projects to the fund?
- Directly to our clients comes much more than from regions. The Sakhalin Region is resource-rich, in other regions it is more likely to be an investment attraction agency. We undoubtedly cooperate with all the active ones, both with Kamchatka and with the Primorsky Investment Agency. But in each area this work is built in different ways, and in the end the main attraction of investments is the governor. In this sense, under the leadership of Vice-Premier Yury Trutnev, the governors have already received "black belts" to attract investments.

- It turns out, the capitalization of the FRGF is still needed?
- The Fund is able to invest up to 20 billion rubles a year. The solution depends on the position of the Ministry of Finance. But she always, all these three years of our work on the new rules and in the new team, constructive. The Ministry of Finance has such a job: to create resistance to applicants for budgetary money - marginal, but not higher than it is necessary for the economy to still work. I call this "refueling in the air" - the military has such a thing. We fly, our goal is farther than our fuel tanks. The Ministry of Finance says: fly, do not worry. As soon as you have very little left - arrive, refuel. We do not have parachutes, so we fly.

"But is there any money?"
- For 2017 year - yes. At 2018-th - we need, otherwise we will have to suspend those same living programs that affect a very large number of people in the Far East, including SME support. I am sure that by the end of the year we will issue a thousand loans in this direction - by 10 billion rubles in total, and our funds there will be 5 billion rubles. And in the future, obviously, if "refueling in the air" does not happen, then it is possible to suspend, it is necessary to suspend. On the already started construction, of course, the funds are reserved, but we continue to recruit the portfolio - with the expectation of additional capitalization.

- However, you can not go far with budget funds. And then what?
- I think the next step in the development of the fund's activities will be more active creation of joint investment platforms with foreign investors, where we would invest a small part of the money, but attracted from 5 to 10 rubles for each ruble invested by the fund. This will no longer be preferential means, foreign investors have no goal to develop the Far East - there is a goal to invest at an acceptable level of risky returns. Funds of the RF budget, invested through the FRG, in this case will be a "bait."

- Do they "peck"?
- Active interest from several foreign direct investment funds: in the mining industry, in the construction infrastructure, in agriculture - these are foundations from Japan, Hong Kong, and China. This money, however, has one peculiarity: they are selective. Projects should bring a satisfying profitability at a certain level of risk, and for Russia it is estimated as rather high - based on the problem of sanctions.



- And what about interest, are there any tangible goals?
- The purpose of the fund for this year is to attract at least 50 billion rubles to the Far East through such platforms.

- Are the potential partners already identified?
"The first of these could be, for example, one of the richest families in Asia, owning assets of about $ 30 billion, including the Pan-Asian network of five-star Shangri-La hotels and Singapore's Wilmar International, the largest producer of palm oil. This is the Chinese-Malaysian Kuok Group. Two thematic funds are also with us: infrastructure and construction and investment in the mining industry with a focus on precious metals. Both directions are relevant for the Far East, for them the FRDF has a good portfolio, which we presented to Asian investors. With the Kuok Group, for example, we have already been in a dialogue for six months, they are selecting a pool of investors. I think we will launch these joint funds in the summer, we will sign legally significant agreements.


"" Voskhodu "needs a strategist and 1,5 billion in the system itself"

- The investment system "Voskhod" should also help to attract investors. It turns out?
- Two companies are already located at Voskhod: the Aviaterminal subsidiary of Khabarovsk Airport and Almazergienbank. The second is more significant, since the placement took place at 500 million rubles, and investors took securities with a yield of 12,5% per annum in the midst of the history of Tatfondbank, which is identical in structure to Almazergienbank. The next goal is, on the one hand, to continue working with the stream of potential issuers. The nearest placements will occur closer to the summer, the plan for this year is 3 billion rubles. At the same time, we are looking for a strategic investor in the system itself - to create a full-fledged pan-Asian infrastructure to serve the financing needs of medium-sized Far Eastern companies.

- How much should I invest and where to look for a partner - again in Asia?
- The ability to invest money is also a start-up, and in order for Voskhod to fully play, it is necessary to invest about 1,5 billion rubles into it. This money should give a major strategist - maybe, and Russian, we'll see. But in Asia, there are good precedents for the development of financial technologies: a new stock exchange in Myanmar, which, by the way, is being developed by the Tokyo Stock Exchange, the Hong Kong Stock Exchange, and the Singapore Stock Exchange. And, of course, major Chinese players. They exist behind a kind of Great financial wall of China. But if even small experimental tunnels are made in this wall, a tremendous amount of funds may come. If a strategic investor is attracted, 3 billion rubles in the 2017 year, even with linear growth to 2025, can transform into a trillion rubles of accumulated investments - there is a demand.

- Another electronic innovation, designed to accumulate investments - a site for the allocation of sites for aquaculture. What for?
- Until now, the fish-breeding area was formed by an opaque procedure: if the Russian Fishery Agency felt that there was a need to form a site in an arbitrary form, they formed it. The investor was supposed to come to a live auction in Moscow. The pledge was rather low - a decent lot could be “pushed” into the auction and won for 500 thousand rubles. As a result, unfortunately, most of the water areas did not fall into economic circulation, and some - in the informal shadow. Hence the need for a single electronic trading platform.

- Technically, what would it look like?
- As they book movie tickets now: clicked on the site on four chairs, and there are 15 minutes to pay for them. Now work is underway to break up the entire Far East into areas in 100 ha. Some of them will be excluded from circulation for security reasons, and all others will go to the open system. In it, anyone who has an electronic digital signature can "click" to 10 sites. Rosrybolovstvo as a result is obliged to form the fish-breeding areas selected by the investor and conduct an auction electronically within two months. We offered a more serious pledge - 20 thousand rubles per hectare. Our investments in the system need to be recouped through commissions for organizing trades, the rights to use the plots belong to the state and will go to the treasury, to Rosrybolovstvo, as it is today. Simply the process will be more transparent and automatic.

“And when will he be like this?”
- The timing of the introduction of a system of extremely tonic - Yuri Trutnev set the task this year to sell rights to not less than 30% of available sites.


"It's important to show: we focus on leaders, and they all get it"

- Are there any new directions of work or at least ideas?
- There are a lot of ideas. We are asked to engage in, for example, a mortgage product. My personal opinion as an expert, the problem of affordable housing and sources of money for housing - one of the cornerstones in the east. To housing was cheap, it should be a lot. A lot of housing is expensive to build. And since it does not pay for itself, we build the whole world - as 5600 apartments for Rosneft in the Big Stone. 20% - our funds, 80% - AHML, the company itself invests 120 billion rubles in the project to create a shipbuilding cluster. And this is a very revealing example. Under a single investment project in a single city had to within a year, with instructions from the president and a great effort to collect a project for housing. Massively build up the Far East cheap housing will not turn out cheap.

- What is the way out?
- Departmental housing - in the scale of those investment changes that are coming, these very notorious 3 trillion rubles of announced investments. Even though not all of them materialize, some part, but they will, in the first place, cause - and already cause - a wild deficit of personnel. Companies will inevitably attract cadres, which means they will build housing.

"But it's only local." And if we talk about large cities and about the fact that there are young people there - can you somehow subsidize the rate, for example?
"We can give cheap money, but then it's just our money, it's easier and more honest to build it ourselves." I have not seen a successful commercial project with housing for 17 years of work - except that New Moscow, but Moscow in general is a special territory. And to build a suburb of Vladivostok as a commercial project is unlikely. Magnets are needed here. Why do people generally go to the city, choose a place? They should like something. Maybe even one object - a sports center in Yuzhno-Sakhalinsk or a water park in Petropavlovsk-Kamchatsky.

- Create points of attraction - and everything will gradually work?
- In general, it is important to bring strong players to the Far East. There is in English the word driver, in Russian we call it “locomotive”. Here are the locomotives - the most important thing. Why did I start talking about the Kuok Group, about this family? It's one thing if a Chinese state company announces that it will invest $ 1 billion in Russia. This is already a lot of people said - not everyone did, really. Another thing - the legendary family of magnates, which the Financial Times writes, which is called the second most influential Asian family in the world. And here she says: “Yes, the Far East - I wonder, we invested our money, took money from other investors, came here.” Millions are watching them, and their every success is a powerful signal. So, to say that we now as a Gosplan will spread everything in the Far East and develop it is not true. But to show that we are focusing on the leaders, we support them, and everything works out for them - after that the multiplier effect is turned on. And so - after each success.

Иркутск
Улан-Удэ
Благовещенск
Чита
Якутск
Биробиджан
Владивосток
Магадан
Хабаровск
Южно-­Сахалинск
Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Здесь нужны инвесторы-локомотивы»

Алексей Чекунков о большом и малом в привлечении инвестиций на восток России

В развитии Дальнего Востока наступает этап, когда одних лишь российских инвестиций в большие бизнес-проекты уже недостаточно. Как решать задачи финансовой поддержки не просто масштабных строек, но и небольших историй, разворачивающихся на «дальневосточном гектаре» и в малом бизнесе, зачем внедрять электронные площадки и готовы ли азиатские магнаты создавать инвестиционные платформы для России, рассказывает EastRussia гендиректор АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Алексей Чекунков.

«Здесь нужны инвесторы-локомотивы»
Фото: ТАСС / Фотобанк ВЭФ
«Мы постепенно расширяем мандаты»

— Основная новость этой весны, связанная с фондом — это подключение к программе кредитования получателей «дальневосточного гектара». Зачем ФРДВ, чья задача привлекать большие инвестиции, участие в массовых кредитных продуктах?
— Знаете, у нас инструментов, которые мы можем применять, чтобы на Дальнем Востоке творились добрые дела, все-таки три. Первый — дешевые деньги, которые мы можем вкладывать под 5% и надолго. Второй — сам факт нашего участия в системе развития региона, он позволяет помогать проектам административно. И третий — наш интеллектуальный и организационный ресурс. Мы начинали с роли монолайнера, который строит инфраструктуру. Вспомните российско-китайский мост в Еврейской автономии, который из «лежачего» проекта, позора страны, превратился во вполне себе энергичную стройку, где работают сотни людей и уже вложено 5 млрд рублей инвестиций. И мы по-прежнему решаем базовые инфраструктурные задачи: финансируем строительство жилья и дорог к месторождениям. Но есть понимание того, что для участия исключительно в крупных инфраструктурных проектах требуется на порядок больше капитала.

— И фонд уходит в другие сферы?
— Скажу так: мы расширяем диапазон применения имеющихся у нас рычагов. Первым подобным опытом, кстати, стало участие в программе по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), где мы субсидируем ставку — смешиваем средства фонда с деньгами банков. Начиналось все со Сбербанка, а сейчас в программе также ВТБ, «Газпромбанк», «Промсвязьбанк», «Открытие», «Росбанк», Societe Generale и якутский «Алмазэргиэнбанк». На рубль ФРДВ банк дает свой рубль, по своей стоимости фондирования. Но благодаря тому, что наша часть средств обходится банку в 5% годовых, средняя ставка по выдаваемым кредитам, мы это на примере первых 170 случаев посчитали — всего 11%.

— По сравнению со среднерыночными условиями — намного лучше?
— Мы опросили предпринимателей-участников программы. Они все, как правило, имеют возможность получить обычный кредит. Но — под 16-17% годовых. С учетом того, что субсидированный ФРДВ кредит длиннее в два-три раза, фактическая нагрузка на бизнес — величина тех средств, которые нужно с периодичностью платить в банк,— снижается в три-четыре раза. Конечно, это серьезное подспорье, и мы уже выдали 2 млрд рублей. А программа по освоению «дальневосточного гектара» — это дальнейшее расширение мандатов фонда: мы через банков-партнеров выходим на уровень уже заемщиков-физлиц. Причем заинтересованных: по данным опроса «Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», 47% респондентов считают, что именно финансовых ресурсов не хватает для участия в программе «дальневосточного гектара».

— Схема такая же, как и с МСП?
— В программе по «гектару» не будет смешения средств фонда и банка: банк выступает оператором, сколько мы выделяем — столько он и выдает кредитов. И партнеров у нас будет два. Для розничного продукта, для кредитования индивидуальных заявок на сумму от 3 до 600 тыс. рублей — «Почтабанк». Это чисто розничный банк, который за счет большого количества отделений и партнерских отношений с «Почтой России», мы надеемся, выступит очень эффективным партнером. Заявитель сможет зайти на электронную торговую площадку и выбрать необходимый для освоения «гектара» товар в ближайшем магазине или с доставкой по Дальнему Востоку. Дальше банк дистанционно одобряет кредит по паспорту и СНИЛС и оплачивает покупку. Для кредитования коллективных заявок, в пределах 1–3 млн рублей, мы привлекаем «Связьбанк» (входит в группу Внешэкономбанка.— EastRussia). Там мы надеемся удовлетворить более масштабные, полубизнесовые ситуации сегмента МСП, который «Связьбанк» лучше понимает как банк корпоративный.


«Парашютов нет — поэтому летим»

— Поддержка МСП, «дальневосточный гектар» — а средств на все это хватит? Ведь последняя докапитализация была давно, а есть еще и инвестпроекты.
— Всего у ФРДВ средств субсидий и накопленных процентов — 21 млрд рублей. А активы фонда — 36 млрд рублей.

— Откуда разница?
— Часть проектов финансируется в интересах развития Сахалинской области — и это средства региональной корпорации развития. На протяжении всего прошлого года мы были консультантом корпорации, и определенный объем средств вложим вместе с ней, например, в создание новых паромов на Амурском судостроительном заводе для работы на линии Ванино—Холмск. Это пример проекта, в котором заинтересованы сразу несколько субъектов Дальнего Востока.

— Выходит, региональные институты развития помогают, докладывают в копилку и средств, и проектов?
— Напрямую к нам клиентов приходит гораздо больше, чем от регионов. Сахалинская область отличается ресурсообеспеченностью, в остальных субъектах — это скорее агентства по привлечению инвестиций. Мы, несомненно, со всеми активными взаимодействуем — и с Камчаткой, и с Приморским инвестиционным агентством. Но в каждой области эта работа построена по-разному, а в конечном итоге главный привлекающий инвестиции — это губернатор. В этом смысле у нас под руководством вице-премьера Юрия Трутнева губернаторы уже все получили «черные пояса» по привлечению инвестиций.

— Получается, докапитализация ФРДВ все равно нужна?
— Фонд в состоянии вкладывать до 20 млрд рублей в год. Решение вопроса зависит от позиции Минфина. Но она всегда, все эти три года нашей работы по новым правилам и в новой команде, конструктивная. У Минфина такая работа: создать сопротивление претендентам на бюджетные деньги — предельные, но не выше, чем нужно, чтобы экономика все же работала. Я это называю «дозаправка в воздухе» — есть у военных такая штука. Мы летим, наша цель дальше, чем у нас топлива в баках. Минфин говорит: летите, не волнуйтесь. Как только у вас совсем мало останется — прилетим, дозаправим. Парашютов у нас нет, поэтому мы летим.

— Но деньги-то есть?
— На 2017 год — да. На 2018-й — нужны, в противном случае нам придется приостановить те самые живые программы, которые затрагивают очень большое количество людей на Дальнем Востоке, включая поддержку МСП. Уверен, до конца года мы выдадим уже тысячу кредитов по этому направлению — на 10 млрд рублей в сумме, а наших средств там будет 5 млрд рублей. И в дальнейшем, очевидно, если «дозаправки в воздухе» не случится, то, что приостановить возможно, придется приостановить. На уже начатые стройки, конечно, средства зарезервированы, но мы продолжаем набирать портфель — с расчетом на докапитализацию.

— Однако на бюджетных средствах далеко не уедешь. А дальше что?
— Думаю, следующим шагом в развитии деятельности фонда будет более активное создание совместных инвестиционных платформ с иностранными инвесторами, где мы бы вкладывали небольшую часть денег, но привлекали от 5 до 10 рублей на каждый вложенный фондом рубль. Это будут уже не льготные средства, у иностранных инвесторов нет цели развивать Дальний Восток — есть цель вложиться при приемлемом уровне рисковой доходности. Средства бюджета РФ, вкладываемые через ФРДВ, в этом случае будут «наживкой».

— А «клюют»?
— Активный интерес от нескольких иностранных фондов прямых инвестиций: в горнодобывающую отрасль, в строительную инфраструктуру, в сельское хозяйство — это фонды из Японии, Гонконга, Китая. У этих денег, правда, есть одна особенность: они избирательны. Проекты должны приносить удовлетворяющую доходность при определенном уровне риска, а для России его оценивают скорее как достаточно высокий — исходя из проблемы санкций.

— И что же тогда с интересом, какие-то осязаемые цели есть?
— Цель фонда на этот год — привлечение не менее 50 млрд рублей на Дальний Восток через такие платформы.

— Потенциальные партнеры уже намечены?
— Первым из них может стать, например, одна из богатейших семей Азии, владеющая активами примерно на $30 млрд, в том числе паназиатской сетью пятизвездочных отелей Shangri-La и сингапурской Wilmar International — крупнейшим производителем пальмового масла. Это китайско-малайзийская Kuok Group. Два тематических фонда также с нами: инфраструктуры и строительства и инвестиций в горнодобывающую отрасль с упором на драгметаллы. Оба направления актуальны для Дальнего Востока, по ним у ФРДВ неплохой портфель, который мы представили азиатским инвесторам. С Kuok Group мы, например, уже полгода в диалоге, они подбирают пул инвесторов. Думаю, летом мы эти совместные фонды запустим, подпишем юридически значимые соглашения.


«„Восходу“ нужен стратег и 1,5 млрд в саму систему»

— Привлечению инвесторов должна способствовать и инвестиционная система «Восход». Получается?
— На «Восходе» размещены уже две компании: дочернее предприятие «Хабаровского аэропорта» «Авиатерминал» и «Алмазэргиэнбанк». Второе более значимо, поскольку размещение прошло на 500 млн рублей, и инвесторы взяли ценные бумаги с доходностью 12,5% годовых в разгар истории с «Татфондбанком», который по своей структуре идентичен «Алмазэргиэнбанку». Следующая цель — с одной стороны, продолжать работу с потоком потенциальных эмитентов. Ближайшие размещения произойдут ближе к лету, план на этот год — 3 млрд руб. В то же время мы ищем стратегического инвестора в саму систему — для создания полноценной паназиатской инфраструктуры обслуживания потребностей в финансировании средних дальневосточных компаний.

— Сколько нужно вложить и где искать партнера — опять в Азии?
— Возможность вкладывать деньги — это же тоже стартап, и чтобы «Восход» полноценно заиграл, в него нужно вложить порядка 1,5 млрд рублей. Эти деньги должен дать крупный стратег — может быть, и российский, посмотрим. Но в Азии есть хорошие прецеденты по развитию финансовых технологий: новая биржа в Мьянме, которую, к слову, развивает Токийская фондовая биржа, Гонконгская фондовая биржа, Сингапурская. И, конечно, крупные китайские игроки. Они существуют за своего рода Великой финансовой китайской стеной. Но если в этой стене сделать даже небольшие экспериментальные тоннели, может прийти колоссальный объем средств. При условии привлечения стратегического инвестора 3 млрд рублей в 2017 году даже при линейном росте к 2025-му могут трансформироваться в триллион рублей накопленных инвестиций — спрос есть.

— Еще одна электронная новация, призванная аккумулировать вложения — площадка по выделению участков под аквакультуру. Зачем она?
— До сих пор рыбоводный участок формировался по непрозрачной процедуре: если Росрыболовство чувствовало, что там нужно сформировать участок в произвольной форме, они его формировали. Инвестор должен был приехать на живой аукцион в Москву. Залог был довольно невысокий — приличный участок можно было «толкнуть» в аукцион и выиграть за 500 тыс. рублей. В результате, к сожалению, большинство акваторий не попали в хозяйственный оборот, а часть — находится в неформальном теневом. Отсюда необходимость единой электронной торговой площадки.

— Технически как это будет выглядеть?
— Как сейчас бронируют билеты в кино: нажал на сайте на четыре кресла, и есть 15 минут, чтобы их оплатить. Сейчас ведется работа по разбивке всей акватории Дальнего Востока на участки в 100 га. Часть из них будет исключена из оборота из соображений безопасности, а все остальные поступят в открытую систему. В ней любой желающий, у которого есть электронно-цифровая подпись, может «кликнуть» до 10 участков. Росрыболовство в результате обязано сформировать выбранные инвестором рыбоводные участки и в течение двух месяцев провести аукцион электронным способом. Залог мы предложили более серьезный — 20 тыс. рублей за гектар. Наши инвестиции в систему нужно окупить за счет комиссий за организацию торгов, права на пользование участков принадлежат государству и будут поступать в казну, в Росрыболовство, как и сегодня. Просто процесс будет более прозрачным и автоматическим.

— И когда он таким станет?
— Сроки внедрения системы предельно тонизирующие — Юрием Трутневым поставлена задача уже в этом году продать права не менее чем на 30% доступных участков.


«Важно показать: мы фокусируемся на лидерах, и у них все получается»

— Какие-то новые направления работы или хотя бы идеи есть?
— Идей очень много. Нас просят именно заниматься, например, ипотечным продуктом. Мое личное мнение как эксперта, проблема доступного жилья и источников денег на жилье — одна из краеугольных на востоке. Чтобы жилье было дешевым, его должно быть много. Много жилья построить дорого. А коль скоро оно не окупает само себя, мы и строим всем миром — как 5600 квартир для «Роснефти» в Большом Камне. 20% — наши средства, 80% — АИЖК, сама компания вкладывает 120 млрд рублей в проект по созданию судостроительного кластера. И вот это очень показательный пример. Под отдельно взятый инвестпроект в отдельно взятом городе пришлось в течение года, с поручениями президента и большими усилиями собирать проект по жилью. Массово застроить Дальний Восток дешевым жильем задешево точно не получится.

— Каков же выход?
— Ведомственное жилье — в масштабе тех инвестиционных перемен, которые грядут, этих самых пресловутых 3 трлн рублей заявленных инвестиций. Пусть даже из них материализуются не все, какая-то часть, но они в первую очередь вызовут — и уже вызывают — дикий дефицит кадров.  Компании неизбежно будут привлекать кадры, а значит — строить жилье.

— Но это только локально. А если говорить про крупные города и про то, чтобы там молодежь оставалась — можно как-то просубсидировать ставку, например?
— Мы можем дать дешевые деньги, но тогда это просто наши деньги, проще и честнее самим строить. Успешного коммерческого проекта с жильем я за 17 лет работы не видел — разве что Новая Москва, но Москва вообще особая территория. А построить пригород Владивостока как коммерческий проект — это вряд ли. Здесь нужны магниты. Почему люди вообще едут в город, выбирают место? Им должно что-то понравиться. Может быть, даже один объект — спортивный центр в Южно-Сахалинске или аквапарк в Петропавловске-Камчатском.

— Создать точки притяжения — и все само постепенно заработает?
— Вообще важно привести на Дальний Восток сильных игроков. Есть в английском слово driver, по-русски мы называем это «локомотив». Вот локомотивы — это самое главное. Почему я заговорил о Kuok Group, об этой семье? Одно дело, если китайская госкомпания объявляет, что вложит $1 млрд в Россию. Это уже много кто говорил — не все сделали, правда. Другое дело — легендарная семья магнатов, о которой Financial Times пишет, которую называют второй по влиятельности азиатской семьей в мире. И тут она говорит: «Да, Дальний Восток — интересно, мы вложили свои деньги, взяли деньги у других инвесторов, пришли сюда». За ними наблюдают миллионы, и любой их успех — это мощнейший сигнал. Так что сказать, что мы сейчас как Госплан все разлинуем на Дальнем Востоке и разовьем — это неправда. А вот показать, что мы фокусируемся на лидерах, поддерживаем их, и у них все получается — после этого включается эффект мультипликатора. И так — после каждого успеха.