Поделиться
Бюллетень EastRussia: Принятие бюджетов регионов ДФО проходит с критикой
Поделиться
Для большинства регионов Дальнего Востока и Байкальского региона актуальной является тема принятия бюджетов на 2018 год, в ряде случаев утверждение бюджетов сопровождалось критикой со стороны оппозиции, говорится в очередном опубликованном выпуске бюллетеня EastRussia. При этом все бюджеты остаются социально ориентированными, преимущественно они запланированы с дефицитом, а доходная часть традиционно занижена для обеспечения поля для маневра в расходной политике в дальнейшем. Многим регионам приходится планировать бюджет в условиях высокой закредитованности.

Так, в Якутии бюджет на 2018 год с прогнозным периодом на 2019 и 2020 депутаты Госсобрания одобрили в первом чтении, предъявив при этом к главному финансовому документу республики массу претензий. Доходы в бюджете Якутии на 2018 составят 169,8 млрд рублей, в 2019 и 2020 годах - 156,6 и 166,7 млрд рублей соответственно, расходы - 171,3, 158,5 и 168,1 млрд рублей соответственно, а дефицит варьирует в пределах от 1,4 до 1,8 млрд рублей. Кроме того, обслуживание госдолга обойдется Якутии в 2018 году в 2,8 млрд рублей, в 2020 году - уже в 3,4 млрд рублей, а кредиты достигнут к 2021 году 55 млрд рублей.

Заметнее всего в 2018-2020 годах пострадала инвестиционная программа, деньги которой идут на строительство социальных объектов, в том числе школ, детских садов и больниц. Если в 2017 году она составляла 17,5 млрд. рублей, то в 2018 году - 8,9 млрд рублей, в 2019 году - 4,6 млрд рублей, а в 2020 году - 4,7 млрд рублей. Однако на решение социальных задач в проекте главного финансового документа республики заложено свыше 81 млрд. рублей. Половина денег из инвестиционной программы ушло на исполнение майских указов президента в части повышения зарплаты бюджетникам, что вызвало возмущение ряда депутатов от КПРФ – В. Федорова, В. Губарева. Кроме того, эсер Ю. Григорьев обратил внимание министра финансов республики В. Жондорова на то, что дефицит бюджета на 2018 год составляет 1,4 млрд рублей, что совпадает с объемом выпадающих доходов от «АЛРОСА-Нюрба». Акции «дочки» алмазной компании пока находятся в распоряжении республики, но в следующие годы поступления в бюджет от этой компании уже не планируются.

Депутаты Заксобрания Амурской области утвердили бюджет области на 2018 год в первом чтении. По сравнению с текущем годом доходы амурского бюджета увеличатся примерно на 1 млрд рублей: в последнее время идет постепенный рост налоговых и неналоговых поступлений в региональную казну. Крупнейшими налогоплательщиками региона на протяжении последних лет остаются предприятия энергетики, транспорта, строительной и добывающей отраслей. В итоге планируется, что в 2018 году доходы области составят 39,7 млрд рублей, а к 2020 году достигнут 43,3 млрд рублей.

При этом пока бюджет запланирован профицитным - на расходы в следующем году направят 34,8 млрд рублей. Это связано с тем, что для Приамурья сохраняется проблема высокой закредитованности. В соответствии с соглашением, подписанным в 2014 году с Минфином РФ, область должна поэтапно снижать госдолг: в 2018 году - до 59% от доходов, в 2019 году - до 52%, а в 2020 году - до 41%. Заметно сокращение различных статей расходов: развитие сельского хозяйства – на 51,8%, экономическое развитие и инновационная экономика – на 32,8%, развитие транспортной системы – на 25,4%, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций – на 26,7%.

Сокращаются и некоторые социальные статьи: обеспечение населения доступным и качественным жильем – на 46%, развитие физической культуры и спорта – на 29,7%, развитие системы культуры и искусства – на 27,4%, развитие системы соцзащиты – на 21,8%. В наименьшей степени в проекте сокращены расходы на здравоохранение и образование: на первое статья расходов сократилась на 0,7%, а на второе даже увеличилась – на 0,1%. Тем не менее, бюджет в целом остается социально ориентированным (21 млрд рублей направят на эти цели).

Традиционно оппозиционные партии отказались поддерживать предложенный проект бюджета. Фракция ЛДПР приняла решение голосовать против, поскольку, по мнению депутатов, все вновь свелось к ожиданию субсидий из центра. По мнению руководителя фракции КПРФ Р. Кобызова, в предложенном проекте нет анализа существующего социально-экономического положения области. Кроме того, фракцию не устраивает прогноз доходов, которые область получит от использования госимущества. В итоге в первом чтении бюджет Приамурья был принят 25 голосами «за», «против» проголосовали девять народных избранников.

В Приморском крае доходная часть бюджета составит 84,5 млрд рублей, расходная часть - 89,1 млрд рублей, а плановый дефицит бюджета предполагается погасить за счет кредитов в размере 10 млрд рублей. При этом 65 млрд рублей планируется потратить на социальную сферу. С замечаниями к проекту бюджета выступил руководитель Контрольно-счетной палаты края И. Ватулин, который отметил ряд недочетов, которые, тем не менее, можно исправить во втором и третьем чтениях. Депутат В. Беспалов (КПРФ) указал на значительное увеличение статьи расходов «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципальных образований» до 50,3 млн рублей (на 2017 год на эту статью ассигнуется 39,2 млн рублей). Также депутатов заинтересовало резкое понижение расходов на сельское хозяйство и рыболовство (с 3,08 до 1,25 млрд рублей). Отчасти это связано с отсутствием в проекте краевого бюджета федеральных трансфертов, которые поступают в течение всего года. Также снижены расходы на ЖКХ: в нынешнем году - почти 11 млрд рублей, на 2018 закладывается всего 5,9 млрд рублей.

Подробную аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia (https://www.eastrussia.ru/subscribe/).
Теги:
Новости по теме:
Картина дня Вся лента
Больше материалов