Гибель тигра и медведя в Пожарском районе Приморья расследуют представители охотнадзора и полиции. Информацию о происшествии распространили местные жители.
Как сообщает deita.ru, основная версия – животные пострадали от ударов током от упавшей в районе села Знаменка опоры ЛЭП.
Информацию о том, что животные погибли, подтвердили в Минприроды и в Центре «Амурский тигр». При этом эксперты, прибывшие на место происшествия, подчеркивают, что огнестрельных ранений и других травм на животных нет. Более точная информация будет установлена после экспертизы.
Чуть более суток понадобилось тигру Гектору, чтобы с соблюдением всех формальностей преодолеть пять тысяч километров по воздуху и еще 340 по земле. Из Челябинска его привезли в Екатеринбург, оттуда – самолётом в Хабаровск, и затем в центр реабилитации диких животных «Утёс» в Хабаровском крае. Здесь он получил в своё распоряжение просторный вольер по соседству с другим «уральским» тигром Жориком, которого тоже спас челябинский «Айболит» Карен Даллакян.
- Как он? – Как он? – Как он?
С 22 по 23 августа этот вопрос раздавался по всей стране. В соцсетях, в телефонам, по телевизору - ежечасно, или даже чаще – никто не считал. Все спрашивали, как себя чувствует тигр Гектор, отправившийся в первый в своей жизни полет по маршруту Екатеринбург – Хабаровск.
Гектор – питомец челябинского приюта «Спаси меня». Здесь его выходили, после преступления пьяного двуногого, который пытался похитить двухмесячного тигрёнка из передвижного зоопарка. При этом Гектор получил разрывы сухожилий, из-за которых теперь может ходить только в полуприсяде.
- Как он? - три десятка журналистов обступили в аэропорту Хабаровска смуглокожего мужчину в кофте майке с тиграми – доктора Карена Даллакяна, который с помощниками прилетел тем же рейсом, что и Гектор.
- Он хорошо! – звучит ответ, - всё в порядке, слышно, что двигается в клетке. Сейчас его перевезут в грузовую зону, откроем защитную крышку транспортировочного ящика, осмотрим его и покормим перед дорогой!
«Как он?!»
фото: Никита Василенко «Амур Минералс»
Встревоженность уходит с лица видавших многое журналистов и организаторов перевозки – команды сопровождения компании «Амур Минералс», взявшей на себя все финансовые вопросы транспортировки Гектора. Всего месяц назад во время перелёта по неустановленным ещё причинам скончался амурский тигр, которого везли из Москвы в Хабаровск. Поэтому за инвалида Гектора волновались втройне.
На Урале его историю знает едва ли не каждый – мать тигрица отбила Гектора у похитителя, и не подпускала никого к детёнышу долгое время. Из-за порванных коленных и тазобедренных связок и сухожилий задние конечности потеряли подвижность. Месяцы понадобились Карену Даллакяну и его помощникам, чтобы после череды болезненных уколов, процедур и массажа Гектор смог ходить – пусть не как здоровый тигр, но уже не волоча за собой лапы.
- Самым болезненным для Гектора были уколы в сустав, - вспоминает Карен. – Уколы витаминов тоже доставляли боль. Плюс приходилось пичкать его целой кучей разнообразных лекарств. Нам пришлось научиться обманывать его, а хищника обмануть очень непросто, при том что лекарства сильно пахнут. Мы забивали препаратами тушки цыплят, замораживали их и давали Гектору – для него они были как семечки.
Чтобы удержать тигрёнка во время неприятных процедур, его требовалось крепко держать. Эта работа досталась племяннику Карена Артуру, который помогает ему с животными уже 25 лет. Артур – дзюдоист и только у него получалось удерживать Гектора во время уколов и массажа. За такую заботу молодой тигр невзлюбил Артура и каждый раз, стоит его учуять, недовольно рычит.
Артур Антонян, сотрудник приюта «Спаси меня»
Перед путешествием Гектору дали релаксант, чтобы он большую часть дороги проспал. И вот после всех формальностей погрузчик вывозит с территории склада транспортную клетку, обшитую фанерными листами. Помощники снимают торцевую панель, и Артур сразу же удостаивается резкого рыка – Гектор услышал запах своего «лечителя» и дал знать, что не рад его приближению. Для окруживших же клетку журналистов и организаторов перевозки – этот рык добрый знак, знак того, что тигр в порядке. Правда первый же осмотр показывает – совсем без происшествий не обошлось.
- Губу себе поранил, - говорит Карен, всматриваясь сквозь прутья решетки, - миску разжевал, в которой мы ему еду оставили. Но ничего страшного, порезы не глубокие. Сейчас мы его покормим - нам хабаровские подписчики привезли курицу и рыбу, и двинемся в путь. Он, конечно, в стрессе – незнакомые запахи, другой воздух, непривычная обстановка, но он уже успокоился.
Это была миска...
Карен достает сплющенную миску, просовывает мясо и рыбину тигру, который сначала настороженно принюхивается, потом придвигает корм к себе лапой. Крышка закрывается – пора в дорогу. Последняя часть пути – почти 140 километров – до центра реабилитации диких животных «Утёс», который находится на окраине села Кутузовка, а за ним уже только тайга.
Здесь уже ждут и всё готово – большой вольер, размером с гектар поделен на две части: в одной квартирует выхоженный Кареном в 2009 году тигр Жорик, вторая часть «апартаментов» станет домом Гектора. Последний рывок – транспортную клетку перегружают на тележку, которую гусеничный мини-вездеход подвозит к фиксационной клетке, в которой Гектор проведёт первые дни.
Жорик дождался соседа
– В ней два отсека и будка, - поясняет руководитель центра «Утёс» Эдуард Круглов, - здесь он может укрыться от непогоды, если захочет. Сюда же мы будем приносить ему мясо. Тесного контакта с Жориком не будет, надо понимать, что это самцы и нельзя допустить, чтобы они друг с другом подрались. Поэтому по всему периметру с внутренней стороны установлена электроизгородь, чтобы обеспечить дистанцию между ними.
Последние манипуляции – транспортную клетку переносят с телеги, поднимают створку, заслонка нового жилища уже открыта… Раздаётся грозный рык.
- Айда, Гека! Гек! Пошли, пошли - приговаривает Карен. – Иди сюда мой хороший!
Гектор выжидает пару секунд и одним прыжком влетает в свой новый дом, настороженно делает несколько шагов – прислушиваясь, принюхиваясь. Карен успокаивает: - Всё хорошо, всё хорошо… После парочки кругов Гектор заходит в будку, укладывается в ней, и обозревает скопившихся вокруг журналистов с видом хозяина. Всё. Новоселье состоялось.
- Теперь дело за природой, - говорит Карен, явно успокоенный и сам. – Через пару дней Гектор выйдет и получит возможность размяться, побегать. Он это очень любит. Мы пытались давать ему такую возможность, но это было всё-таки проблематично. В плане дальнейшей реабилитации мы очень ждём сугробы – нам надо сейчас восстанавливать атрофированные мышцы, мы видим позитивную динамику по костям, а их нормально движение должны обеспечить развитые мышцы. Здесь как раз большая территория, деревья, об которые Гектор сможет точить когти, оставлять автографы свои, ну а сугробы – это самая большая нагрузка на организм, на лапы. Ещё он у нас любитель поплавать, благодаря нашим друзьям нам удалось купить большой бассейн пластиковый, и в Челябинске Гектор у нас плавал. Нас все спрашивают, почему мы не привезли сюда бассейн, но мы посмотрим – тут у него есть, во-первых, овраг, низина, где скапливается вода и он сможет поплескаться, а во-вторых, если мы увидим необходимость – то привезём бассейн обязательно.
В «Утёсе» Гектор будет не просто под постоянным наблюдением, его регулярно будет осматривать персональный ветеринар. Расходы на него, как и на питание взяла на себя компания «Амур Минералс»
- У нас заключён многолетний, пожизненный контракт на питание и ветеринарное обслуживание Гектора, - рассказал Олеся Куликова, начальник отдела охраны окружающей среды «Амур Минералс». – Мы надеемся, что Гектору будет хорошо на его родине, что он быстро адаптируется. Мы будем помогать сотрудникам «Утёса» и в дальнейшем – это первый такой опыт для нас, и мы надеемся его продолжить.
Удостоверившись, что Гектор обустроился, Карен навестил своего «крестника» Жорика. 13-летний тигр прописался в Хабаровском крае в 2011 году после долго лечения. Ещё будучи тигрёнком он попал к Карену в тяжелейшем состоянии – в передвижном зоопарке его неудачно накормили курицей, кость проткнула нёбо, началось масштабное заражение. Чтобы спасти тигрёнка, ему пришлось удалить чуть-ли не треть челюсти – пораженной костной массы. Всего Жорику провели 19 операций, но полностью компенсировать утраченное не удалось и левая часть челюсти всегда открыта.
Жорик Карена не забывает
Карен уже не раз навещал Жорика, и тот всякий раз узнает «папу» - подходит, трётся об его руку, громко фыркая. Сегодня ритуал повторился, но как только подняли заслонку – выход в вольер Жорик резво направился в сторону той части, где теперь разместился Гектор. Вынюхивая соседа Жорик поставил пару меток, напоминая о том, кто здесь старший. Хотя вообще-то ему не привыкать к соседям – в «Утёс» регулярно привозят диких тигров: или отловленных – тех, кто стал заходить в сёла, или больных. Правда, держат их в дальнем вольере, сводя возможность контакта полосатых хищников к минимуму. Да и надолго гости здесь не задерживаются – после лечения и реабилитации их возвращают в природу. Несколько зим навещала Жорика дикая тигрица – её следы находили на снегу. Но теперь свой дальневосточный гектар – а именно такую площадь занимает весь вольер - Жорику придется делить с Гектором долгие годы.
Покормить медведя = оказать медвежью услугу. И ему, и себе. Природа позаботилась о диких зверях – дала им инстинкты и кормовую базу в пределах своего ареала. Псевдосердобольность приучает хищников к несвойственной им манере пропитания, а инстинкт может в любое мгновение заставить броситься на человека предлагающего еду.
В соцсетях появилось видео, где молодой мужчина едва спасся в своей машине от молодого медведя, которого решил покормить с руки на обочине дороги на Камчатке. Парень остановился, вышел из машины и, протягивая угощение, начал приближаться к хищнику. Тот, в свою очередь, сначала попятился, но потом резко побежал на своего благодетеля. Парню удалось запрыгнуть на крышу автомобиля и спуститься внутрь. Также в июле ряд федеральных каналов показали, как на Камчатке с рук кормили яйцами и конфетами огромного медведя, который забрел прямо во двор частного дома. Удивительная история случилась в 2021 году тоже на Камчатке: молодая семейная пара провела в лесу 11 дней, спасаясь от выслеживающего их медведя. Большую часть времени они находились на деревьях. Воды и еды у них не было. Происшествие случилось в районе Банных источников в 60 км от Петропавловска-Камчатского. Им всем повезло. То так бывает не всегда.
Во многих регионах Дальнего Востока «медвежья проблема» возникает из года в год – трагические случаи нападений происходят на Камчатке, в Якутии, на Сахалине, на Колыме, в Хабаровском крае, Приморье. Адекватный хищник не выходит на оживленные дороги, в города, обходит стороной шумные лагеря туристов. К появлению на непривычной для зверя территории может подтолкнуть природный пожар, засуха, половодье или бедный на лесные и речные дары год. Несмотря на то, что дикие звери пугливы, им приходится менять свои повадки и выпрашивать пищу у человека даже в хорошие времена – ведь многие из них успели полакомиться сгущенкой, колбасой или сыром, что им подкинул из проезжающей машины человек. Неизбежны приходы медведей и к свалкам пищевых отходов, манящих съестным ароматом.
Прикормленный медведь начинает негодовать, когда начинаются перебои с кормёжкой, он начинает требовать пищу и в этом случае неизбежно нападение, ведь с вербальным общением у зверя не очень. Ситуации, когда подкормленного медведя приходится отстреливать - обыденность. В этом году на Камчатке пришлось уже отстрелись 21 медведя.
На Камчатке конфликтные ситуации «человек-медведь» чаще всего происходят в Елизовском районе. Замминистра природных ресурсов и экологии региона Владимир Гордиенко рассказал, что отстреливать приходится тех животных, которые заходят на территории населенных пунктов и непосредственно жизни и здоровью местных жителей. Регулярно медведи наведываются также в село Эссо, где летом отдыхает большое количество туристов, и в город моряков-подводников Вилючинск. Случается, что хищники появляются и в столице края – спускаются с сопок в центре Петропавловска-Камчатского, но это реже.
В этом году медведи уже уничтожили около десятка голов крупного рогатого скота и около 15 баранов, были случаи нападения на собак. Всего в региональный Охотнадзор в этом году было поступило больше 100 обращений.
«Есть сообщения и о выходе на окраину города Елизово. На реке Пиначево и Авача, когда массово пошел лосось, рыбаки-браконьеры, как водится, оставляют много выпотрошенной рыбы на берегу – это привлекает медведей. Много сообщений приходит с баз отдыха из поселков Термальный и Паратунка – зачастую администрации баз не вывозят рыбные и другие пищевые отходы либо неправильно их утилизируют. Медведи идут на запах. Отдельно стоит вопрос о медведях, сидящих на дорогах на Мильково и Усть-Большерецк. У медведя очень просто изменить типичную модель поведения – его очень просто прикормить, а отучить от этой привычки невозможно. До умов граждан это не доходит», – говорит Владимир Гордиенко.
Замглавы управления государственного охотничьего надзора, разрешительной деятельности и государственного охотреестра Камчатского края Всеволод Воропанов рассказал EastRussia, что помимо отстрела прикормленных медведей, на Камчатке применяют и более гуманные способы, которые «иногда завершаются успешно». Медведей вывозят в более безопасное место с помощью специальной ловушки. Региональные власти пытаются изменить ход вещей, и около года назад разработали проект постановления по регулированию поведения людей по отношению к диким животным.
«Нужно достучаться до людей, чтобы не допускать кормления животных. В постановлении указывается, что к крупным животным (медведь, лось, северный олень, снежный баран) нельзя походить ближе, чем на 200 метров. Проект еще обсуждается, правила не распространяются на ООПТ, это не входит в полномочия региональных властей. Но они и сами справляются – есть специальные утвержденные маршруты для туристов с площадками для наблюдения на безопасном расстоянии», – рассказал он, добавив, что другие регионы Дальнего Востока поддержали инициативу края, и разрабатывают собственные правила наблюдения за животными.
Согласно проекту постановления, запрещается приближаться к мелким диким животным (суслик, белка, заяц, птицы) менее чем на 20 метров; средним (лисица, волк, рысь) – менее чем на 50 метров, к крупным нельзя подходить на расстояние как минимум в 200 метров. При посещении природных комплексов запрещено находиться с собаками без намордника в период покоя диких животных – с 1 апреля по 30 октября. Запрещено оставлять пищевые и бытовые отходы, которые могут привлечь зверей. Кормить их категорически запрещено. Также нельзя преграждать путь диким животным в случае их отхода из зоны встречи, преследовать их, в том числе с помощью дронов. Нельзя стрелять по диким животным из любого вида оружия, бросать предметы или пытаться привлечь их внимание. Нельзя беспокоить выводковые убежища животных.
Использовать пиротехнику можно только в случае самообороны. Разрешено контактировать с животным только с целью освобождения его от инородных предметов на теле.
Экологи, зоологи и опытные охотники призывают не кормить медведей – рано или поздно рука кормящего окажется в пасти хищника.
Корреспондент EastRussia поговорил с одним из самых опытных специалистов по белому медведю в России – старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, биологом Анатолием Кочневым и узнал, как сегодня хищник приспосабливается к изменениям климата, как адаптировал под новые условия свои пищевые привычки и как уживается рядом с человеком.
Всего в России обитают три популяции белого медведя: карско-баренцевоморская, лаптевская и чукотско-аляскинская. Последняя – самая многочисленная. Звери преимущественно размножаются на территории самого северного заповедника России – «Остров Врангеля». 70% медведей рожают на островах Врангеля и Геральда, поэтому их называют родильными домами хозяев Арктики.
Особенности учёта
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году. Мишек считали двумя способами – мечением и повторным отловом (с 2008 до 2016 годы) и авиаучётом. Первый метод оценки численности умок проводился в американской части ареала с экстраполяцией на всю площадь популяции. В тоже время в 2016 году был проведён российско-американский авиаучёт мишек. Национальные команды биологов считали в своих территориальных водах не только медведей, но и тюленей, которые являются основой рациона хищников. Специалисты обследовали акваторию площадью почти полмиллиона квадратных километров.
Первые и последние инструментальные учёты численности полярного хищника были завершены в 2016 году
фото: Анатолий Кочнев
Поэтому сегодняшние оценки численности чукотско-аляскинской популяции белого медведя сильно разнятся. По данным первого метода – это почти 3 тысячи особей, результаты же авиаучёта показали более высокую оценку численности хищников – в 4,4 тысячи.
«Нужны новые исследования, чтобы дать более точную оценку популяции. Сейчас мы ищем финансирование, чтобы в ближайшие три года провести новый учёт. Возможно, это будет оценка уже новым методом. На конференции «Вселенная белого медведя» коллеги рассказывали о своём опыте работы с беспилотными летательными аппаратами на острове Врангеля. БПЛА даёт картинку более высокого качества, можно увеличить снимок и детально рассмотреть зверей. Но могу сказать, что белый медведь живёт сорок лет, поколение сменяется раз в двадцать лет и нет необходимости проводить авиаучёты чаще, чем раз в десять лет. На протяжении одного-двух поколений в популяции не происходит каких-то заметных изменений», – рассказывает Анатолий Кочнев.Жив, здоров и хорошо питается
Анатолий Кочнев наблюдает за белыми медведями в условиях дикой природы уже сорок лет и отмечает, что сегодня арктический хищник, обитающий на Чукотке и Аляске чувствует себя довольно неплохо. Учёный мониторит регулярные осенние скопления медведей в разных районах Чукотки. В последнее время биолог чаще всего работает в восточной части Чукотского автономного округа на мысе Шмидта рядом с национальным селом Рыркайпий и на острове Врангеля.
«В прошлом году я полтора месяца наблюдал за поведением хищников на острове в бухте Сомнительной. Все звери выглядели достаточно здоровыми, нормальной степени упитанности, истощённых особей среди них не встречалось. Значит условия для охоты у умок нормальные. Пока никаких критических и тревожных событий в жизни медведей не происходит. Особи, которых мы видим, а это значительная часть популяции – на нехватку пищи точно не жалуются», – отмечает Анатолий Кочнев.
Жить захочешь, не так приспособишься
По словам учёного, представители чукотско-аляскинской популяции в постоянно меняющихся климатических условиях проявили высокую степень адаптации в отличие от мишек, обитающих в районе Канады в Гудзоновом заливе и заливе Джеймса. На последних сокращение площади ледового покрова влияет крайне негативно. Сейчас эти медведи долго живут без льда и вынуждены чаще выходить на берег, который довольно беден в плане пропитания. В итоге мишки часто голодают, а у взрослых особей сократился средний вес и снизился уровень рождаемости. Канадские учёные дают неутешительные прогнозы по этой популяции.
фото: Анатолий Кочнев
Но белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья. В первую очередь в это связано с особенностью природных условий в месте обитания популяции. Район Берингова пролива и прилегающих к нему частей Арктики обладает высокой биологической продуктивностью. Здесь обитает самая многочисленная популяция моржей и находятся все крупные лежбища этих животных. Например, мыс Сердце-Камень, на побережье которого собирается порядка 80% мировой популяции саблезубых. И если изменение климата плохо влияет на моржей, вынужденных из-за сокращения ледового панциря выходить на берег раньше времени и чаще погибать в давке с сородичами, то для медведей такие места превращаются в столовую.
Всё дальше на северо-запад начали проходить киты, куда раньше их не пускали льды – в Чукотское и Восточно-Сибирское моря. Животных нередко выбрасывает волнами на берег и теперь они также стали доступными для медведей. В период, когда на берегу нет моржей и из-за отсутствия льда нельзя добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц и даже ест красную рыбу. Так, несколько лет назад в реки острова Врангеля впервые зашла горбуша. И если белые медведи никогда не ловили рыбу, то столкнувшись с таким деликатесом, начали постепенно учиться рыбачить, как их бурые собратья на Камчатке. Всё это говорит о том, что пищевые привычки у умок начали серьёзно меняться и они перестают быть классическими хищниками.
Когда на берегу нет моржей и не получается добывать тюленей, полярный хищник ищет леммингов, охотится на птиц
фото: Анатолий Кочнев
«Наши медведи очень умные, они быстро начали приспосабливаться к новым условиям. И если нет льда, то животные идут искать трупы моржей и китов на берегу. Раньше падали было гораздо меньше, а возможностей добыть свежего тюленя на льдах – больше. Поэтому потребление падали наблюдалось реже, чем сегодня», - отмечает Анатолий Кочнев.
Однако учёный предупреждает, что ситуация с белыми медведями можно быстро измениться. Более-менее благоприятная ледовая обстановка всё ещё очень важна для полярных хищников. К примеру, два последних года в месте обитания мишек стояли довольно низкие температуры, что позволило умкам хорошо поохотиться и набрать достаточно жира. А когда несколько лет назад льды уходили от побережья на расстояние более, чем тысяча километров, на побережье встречалось много худых и голодных зверей. И если нормальной ледовой обстановки не будет несколько лет подряд, популяции грозят большие проблемы.
Тогда мы идём к вам
Основная задача биолога – изучение повадок зверей и составление рекомендаций по избеганию конфликтов с хозяином Арктики для жителей прибрежных посёлков. Количество населённых пунктов Чукотки, в которых летом и осенью появляются медведи, растёт. Хищники стали всё чаще появляться в Чукотском районе – Инчоуне, Энурмино, Нешкане. Если раньше медведь выходил к людям примерно раз в три-пять лет, то сейчас «навещает» их каждый год. При этом, многие из хищников наведываются в посёлки далеко не в первый раз.
«На мысе Шмидта я встречаю медведей, которые намеренно остаются здесь после распада льдов. В своё время они нашли тут пищу и теперь начали постоянно сюда приходить. Звери начали понимать, что на льду им будет даже сложнее кормиться, чем на суше. И часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу», - рассказывает Кочнев.
Часть популяции уже не стремится вслед за льдом, а проводит своеобразные летние каникулы на берегу
фото: Анатолий Кочнев
В некоторых сёлах востока Чукотки работают «Медвежьи патрули», которые помогают местным жителям избежать конфликта с умками. Например, в Рыркайпии и Ванкареме патрульные за много лет уже выработали эффективную стратегию защиты жилого пространства. Активисты патруля ежедневно обходят пространство вокруг села и если находят свежие медвежьи следы, то начинают осматривать в бинокль окрестности. В Рыркайпии, где в отличие от Ванкарема есть мобильная связь, о незваных гостях активистам часто сообщают жители села. Патрульные выезжают на квадроциклах к медведю и отгоняют его за пределы населенного пункта помощью сигнальных патронов и транспорта. Если активисты нашли на побережье труп тюленя, моржа или кита, которого волнами может выбросить непосредственно около села, то люди тракторами оттаскивают туши на безопасное расстояние от домов.
«Конечно, жители очень волнуются, когда много медведей собираются вокруг посёлка и долго сидят. А когда хищники начинают с аппетитом грызть тушу моржа, то рёв стоит на всю округу. Разумеется, люди часто паникуют. Но с точки зрения биологии ситуация не такая страшная, как может показаться. Если у медведей есть морж, то им не надо бегать за собаками или людьми. Обилие медведей наоборот безопасно для человека. Гораздо опаснее, когда морж не выходит на берег и хищнику нечего есть. Медведи не собираются, а прячутся и становятся незаметными», - отмечает биолог.
Белые медведи на Чукотке и Аляске чувствуют себя куда лучше, чем их канадские собратья
фото: Анатолий Кочнев
С помощью квадрокоптера Анатолий Кочнев в разные годы насчитывал за один полет на мысе Кожевникова от 20 до 30 умок. Звери искусно прятались от людей, из-за чего они расслаблялись и теряли бдительность – в селе в вечернее время ходили выпившие жители, а за детьми, гуляющими на берегу, никто не присматривал. И в любое время к людям мог выйти очень голодный и опасный зверь. Поэтому человек всегда должен учитывать факт соседства со зверем и сохранять бдительность, чтобы избежать потенциальных опасных ситуаций.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.