По словам заместителя директора ИДВ РАН В.Портякова, за время нахождения у власти в Китае четвертого поколения руководителей, КНР превратилась из региональной в глобальную державу, и в будущем следует ожидать активизацию внешней политики КНР как второй экономической державы мира.
В ходе работы секции «Китай в мировой политике и экономике на современном этапе», специалисты отмечали, что усиление Китая изменяет мир, и в этой связи изучение внешней политики этой страны и форм этого изменения представляется очень важным.
Особо подробно выступающие осветили перспективы продолжающихся переговоров России по сопряжению ЕврАзЭС и реализуемого Китаем проекта Экономического пояса "Шелкового пути". По проблеме были высказаны различные точки зрения. Начиная с той, что, пока процесс сопряжения находится в зачаточном состоянии, но у него есть большие перспективы перерасти во взаимовыгодное сотрудничество, и до менее оптимистичных оценок, что пока это скорее идеологическая конструкция пропагандистского толка, которая еще долго будет на уровне обсуждений, нежели практических дел.
Ведущий сотрудник ИДВ РАН А.Г. Ларин в своем выступлении обратил внимание на открывающиеся перспективы создания на Дальнем Востоке общей с Китаем транспортной системы, которая позволит увеличить транзитный потенциал БАМа и Транссиба в восточном направлении, используя далее российские восточные морские порты. К этому настойчиво призывает президент России Владимир Путин. Да, и в более общем плане, отметил А.Г. Ларин, для России чрезвычайно важно подключить к Экономическому поясу Шелкового пути Сибирь и Дальний Восток, создав условия для более мощного притока иностранного капитала.
В то же время, эксперт отметил минусы на пути такого сотрудничества, которые состоят в следующем. Во-первых, наращивание экономической мощи Китая и его присутствия в регионе, в форме ли строительства Шелкового Пути или в любой другой, будет увеличивать свое экономическое и геополитическое влияние в регионе, тем самым сокращая относительное влияние России. Это касается и ШОС и ЕАЭС.
Во-вторых, «Транссибирский евразийский коридор в силу своих дефектов уже сегодня теряет очки в соревновании с маршрутом Китай–Казахстан – Россия–Европа, и лишается своей транзитной роли. Эта тенденция чревата для России самыми серьезными негативными последствиями», – подчеркул эксперт.
При всей важности участия России в деле строительства Экономического пояса Шелкового пути, при сложившихся условиях не совсем ясно, каким образом Россия сможет нейтрализовать очевидные минусы – завершил свое выступление Ларин.
Справка East Russia
В 22-й Международной научно-практической конференции «Китай, китайская цивилизация и мир: история, современность, перспективы», проходившей 12-13 октября 2016 года в Москве, приняло участие около 100 российских экспертов-китаеведов и более 30 иностранных ученых, в том числе из Китая и Тайваня.
Нынешняя конференция приурочена к 50-летию со дня создания Института Дальнего Востока Российской академии наук – головного научно-исследовательского учреждения РАН, координирующего изучение современных Китая, Японии, Кореи, стран АСЕАН, занимающегося анализом работы ШОС, БРИКС и изучением проблем безопасности в Северо-Восточной Азии. Именно ИДВ РАН выступает организатором проведения ежегодных международных конференций «Китай, китайская цивилизация и мир».
Институт Дальнего Востока был создан на основании постановления Президиума АН СССР в сентябре 1966 года. За истекшие 50 лет ИДВ РАН стал одним из крупнейших научных центров комплексного изучения проблем Китая, Японии, ситуации на Корейском полуострове, в Юго-Восточной Азии, отношений России со странами этих регионов, а также таких организаций и диалоговых структур, как ШОС, БРИКС, РИК.