Вице-премьер Юрий Трутнев прибыл с рабочим визитом в Якутию. В течение двух дней он проведет несколько совещаний, в том числе посвященные паводковой и пожароопасной обстановки на территории Дальнего Востока.
Курирующему Дальний Восток вице-премьеру также представят мастер-план Якутска, он посетит ряд производственных предприятий, проведет встречу с предпринимателями, которые реализуют в республике инвестиционные проекты.
12 апреля Юрий Трутнев отправится в «угольную столицу» Якутии – Нерюнгри, где также проведет совещание по подготовке мастер-плана Нерюнгри и обсудит ход реализации проектов в ТОР «Южная Якутия».
Обывателям двухдневный визит Юрия Трутнева в Читу запомнился чистыми улицами по маршруту проезда кортежа, инвесторы увидели вектор развития.
Визит полпреда в Забайкалье в заголовках местных СМИ отразился большей частью претензиями к мастер-плану Читы, впрочем вдумчивый читатель озаботился не только тематикой изменением облика и роли краевого центра. Прицел на юго-восток, в сторону границы с Китаем не требовал «вооруженного взгляда». Как получить от соседства максимум пользы? Чем чревата логистика, замкнутая на Азию? Чем мотивировать компании вкладывать деньги в развитие забайкальских территорий?
Сейчас пограничные с Китаем регионы уже не воспринимаются просто как субъекты, которые в равной по всей стране степени нужно курировать, контролировать и развивать на равных с остальными регионами.
фото: ОАО «РЖД»
Переворот в оценке роли этих регионов начался не «вчера», но он получил ускорение после 24 февраля, когда стало понятно, что европейская граница почти целиком оказалась на вполне реальном для России замке и экономику страны сейчас нужно будет кардинально разворачивать в сторону азиатов. Для Забайкалья точка буквального соприкосновения экономик двух стран - посёлок Забайкальск с его пограничным переходом, международным автомобильным пунктом пропуска и железнодорожным транзитом.
Логистика и импортозамещение
«Забайкалью переориентироваться на другие рынки вряд ли есть необходимость, у вас рядышком огромный рынок. И вообще для всех субъектов Дальнего Востока большой переориентации с точки зрения товаров не происходит. Мы как работали в большей части с Азиатско-Тихоокеанским регионом, так и продолжаем эту работу, плюс естественно внутренний рынок Российской Федерации», - сказал Юрий Трутнев в первый день работы в Чите.
В стране перестраивается вся логистика, прежние бизнес-связи порвались, и конструировать новые нужно сейчас, не откладывая. Делать это необходимо максимально быстро, от результата и скорости зависит бизнес и повседневная жизнь миллионов людей. Они привыкли поутру выпивать чашку пахнущего травами чая или качественного кофе, покупать пачки молока по определённой цене, привыкли знать, что, приходя в магазин бытовой химии, будет большой выбор стиральных порошков. Стоит нарушиться этому укладу - дискомфорт от изменения мелкой привычки превратится в огромный стресс.
«Сложность в логистике, потому что сегодня мы старались разобраться с тем, что происходит на потребительском рынке с ценами, и есть ощущение, что логистика дорожает, что те меры, которые предпринимаются по расширению БАМа, Транссиба недостаточны, их надо ускорять, потому что вся страна развернулась на Дальний Восток. Мы-то и были на Азиатско-Тихоокеанский регион сориентированы, а вот те предприятия, которые были сориентированы на Запад, они сейчас поворачиваются на Восток. Поэтому есть логистические сложности, которые нужно решить», - заявил Юрий Трутнев.
Вторым после логистики по частоте упоминания в последние месяцы стало импортозамещение, ставка на отечественного производителя. Отразилось это и на программе визита полпреда – он посетил завод погрузчиков, руководитель которого рассказал, что особых проблем с деталями нет, но избыточные таможенные платежи откровенно мешают.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
Позже на совещании Юрий Трутнев заявил, что примерно знает, как помочь предприятию увеличить объёмы продаж и решить текущие вопросы.
Плюс диверсификация
Полпред отметил появление в регионе около 50 новых проектов, при том, что объём инвестиций по всем существующим превысил 100 миллиардов рублей, а ещё 200 миллиардов экономика получит во время их реализации.
«Можно ли работать быстрее? Я считаю, что можно и нужно. Мы сейчас работаем над новым пакетом предложений по преференциям. Инвестиции – это такая очень гибкая субстанция. Они идут туда, где выгоднее режим, где можно быстрее всё построить, быстрее окупить инвестиции, больше получить прибыль», - сказал полпред.
Подчеркнув важность геологоразведки как традиционной для Забайкалья отрасли, которая привлекает внимание инвесторов, он отметил, что сейчас время не сосредоточиваться на одной отрасли, а вкладывать усилия в прокачку нескольких. Тех, что помогут улучшить условия для жизни с в крае, и за его пределами.
«Разрабатываются месторождения свинца, цинка, олова, меди, месторождения урана. Это всё известно. И я тут больших сложностей не вижу, мы будем помогать, механизм уже налажен, но вот то, что начинаются проекты в части оздоровления, что много проектов логистических, терминалов – мне кажется, это важным. Должна быть такая диверсификация. Нельзя развиваться в одном направлении только».
А теперь подробнее о том, какие проекты Трутнев имел в виду, вполне вероятно, что в случае их реализации их результатами будет пользоваться весь Дальневосточный федеральный округ и далеко за его пределами.
Санаторий «Кука»
Несколько лет назад здесь, как и во многих санаториях советской эпохи, царила затхлость и разруха. Во времена СССР это был хороший по тем меркам санаторий, первую скважину которого пробурили ещё в 1936 году, но его модернизация в последние десятилетия являлась быть может только в мечтах самых смелых местных визионеров.
Санаторий удобно расположен - совсем рядом с Читой, но его ценность в минеральных источниках, о целебных свойствах которых веками знали местные жители, эвенки и буряты. В XX веке после строительства основных баз здесь, как и в последующие годы, за основу лечения брали грязи озера Угдан и помогали избавляться от гастритов, язв, болезней печени, лечить сахарный диабет, болезни мочевыводящих путей и многое другое.
Несколько лет назад санаторием занялся бизнесмен, бывший министр здравоохранения Забайкальского края Сергей Давыдов, заявивший, что сделает из него маленькую Швейцарию.
Зерновой терминал
Активная проработка проекта зернового терминала началась в 2019 году. Дело в том, что и непосредственно из Забайкалья, и из других регионов России через границу в посёлке Забайкальск на экспорт шли тысячи тонн зерна. Была необходимость и в обратном его движении – из-за границы в Россию. Мощности международного пункта пропуска с этой задачей не справлялись.
изображение: Забайкальского зернового терминала (входит в Группу компаний «Новый Сухопутный Зерновой Коридор»)
В декабре 2019 года Корпорация развития Забайкальского края включила инвестпроект международного зернового терминала в число резидентов территории опережающего развития «Забайкалье». Проект предусматривает создание 207 рабочих мест, перевалку зерновых из российских вагонов в китайские в объёме восьми миллионов тонн, инвестиции оценивались в 8,9 млрд. рублей. Новый комплекс должен закрыть вопрос экспорта сибирского зерна в Китай.
Дальневосточная концессия
Вместе с Юрием Трутневым в Читу прилетел министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Он говорил о первом опыте реализации дальневосточной концессии в Забайкалье - действие этого механизма проверили на Первомайской ТЭЦ.
«Старый и сложный проект, который должен являться модельным для обновления энергетики, теплоэнергетики в большом количестве малых и средних населённых пунктов Дальнего Востока, которые при обычных механизмах не «летали», что называется», - рассказал Чекунков.
Особенностью проекта переоборудования ТЭЦ стало то, что в нём для нуждающегося в помощи предприятия сочетались сразу несколько механизмов: средства Фонда развития территорий, низкая процентная ставка, льготное финансирование и непосредственно дальневосточная концессия.
«Благодаря совмещению становится возможным дать людям надёжное тепло и сэкономить большой объём субсидий из федерального бюджета на примере Первомайской ТЭЦ», - добавил глава Фонда развития ДВ и Арктики.
Обещание инвесторам
«По-прежнему довольно много претензий у инвесторов с точки зрения проверок. Я практический каждый день что-то такое получаю, - отметил Юрий Трутнев. - Например, большая часть проверок связана с инвестиционным циклом. То есть предприятие ещё не построено, но проверяющие туда уже пришли, они уже чего-то ищут, а чего – не всегда понятно. Я понимаю, что должны быть меры контроля, связанные с безопасностью людей при строительстве, но это совсем отдельный институт. Но когда туда приходят другие институты, возникает вопрос: «больше нечем заняться?»
Он пообещал внести на рассмотрение правительства России отмену всех проверок находящихся на инвестиционном цикле дальневосточных предприятий, кроме тех, от которых зависят жизни и здоровье людей.
Не про экономику
Помимо совещаний и работы с инвесторами, Юрий Трутнев увиделся с забайкальским тренером по тайскому боксу Рустамом Байраковым, который работает с детьми из детских домов и трудными подростками.
фото: пресс-служба полпреда Президента в ДФО
«Мне вообще слова «трудные подростки» как-то не очень нравятся. Простых ведь подростков и не бывает. Просто у них много энергии, её, конечно, можно оставить внутри, и тогда она уже выплеснется в той форме, в которой получится. А можно её использовать в спортивных достижениях. Поэтому ребята в спорте обычно упорные, целеустремленные, сильные. Я думаю, что таких граждан нам в стране и надо много», - подчеркнул Юрий Трутнев.
Но воспитание детей - уже совсем другая история.
На пленарной дискуссии «PROДФО-Владивосток» lX Дальневосточного медиасаммита представители федеральной власти – вице-премьер российского правительства и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев и глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков, а также губернатор Приморья Олег Кожемяко, рассказали, как на их взгляд, изменилась жизнь дальневосточников за последние годы.
PROбизнес
В условиях санкций
Восемь лет назад на Дальнем Востоке заработала система преференциальных режимов для бизнеса, которая дала толчок развитию экономики. Сейчас ей пользуются почти 3000 инвесторов. Однако, с введением санкций, здесь, как и в других регионах России, естественно, возникли сложности и многочисленные вопросы.
Тем не менее, Юрий Трутнев утверждает, что к настоящему моменту нет ни одного инвестиционного проекта, который бы остановился.
«Есть проекты, у которых уже подписаны контракты, но задерживается оборудование, проекты с проблемами финансирования, потому что их финансировали синдикаты с участием, в том числе, иностранных компаний. Задержки иногда по полгода и год, но остановок проектов нет», - подчеркнул он.
По его словам, власти готовы подстраиваться по меняющиеся условия. Так, когда под удар попало кредитное финансирование – кредиты стали дороже, а экономика проектов начала разрушаться, решение нашли быстро.
«…Значительную часть средств государственной программы по развитию Дальнего Востока направили на субсидирование процентной ставки по кредитам. 29 млрд – на Дальний Восток. Сейчас ставка рефинансирования начала снижаться, и мы уже видим, какой объем средств действительно потребуется. Часть денег мы будем переносить обратно на строительство инфраструктуры», - пообещал полпред, добавив, что будут сделаны и другие шаги по поддержке бизнеса.
За последние месяцы появились и другие новые вызовы, и значительная часть их них связана с развитием транспортных коридоров – России нужно как можно быстрее увеличивать пропускную способность БАМа и Транссиба, развивать Северный морской путь.
По суше и морю
Как заметил Алексей Чекунков, 6 лет назад по СМП провозили всего 6 млн тонн грузов, но показатель растет на 30-50% в год. Так, в прошлом году он достиг 35 млн тонн, а к 2024 году должен достичь 80 млн., затем еще больше. По СМП будет идти дорогой экспортный товар.
«В первую очередь - это сжиженный природный газ с проекта «Новатэка» и нефть с проекта «Восток Ойл». Уже через пять лет они будут давать 100 млн тонн груза в год – 50 млн тонн это СПГ, а это на секундочку 50 млрд $, и 50 млн тонн нефти - это еще 50 млрд $. Сейчас главная задача для нас, для правительства Российской Федерации, обеспечить Северный морской путь такой инфраструктурой, чтобы все эти грузы были вывезены. В этой связи есть свежий перечень поручений президента России», - отметил глава Минвостокразвития.
Инфраструктура, о которой говорил министр, - это ледоколы, портовые мощности, спасительная инфраструктура и инфраструктура связи.
«Таким образом мы получаем новый большой коридор, который будет генерировать большие экспортные потоки для России на десятилетия вперед. Создание флота части ледоколов, это, пожалуй, самое главный компонент. Более 90% российского производства локализовано, в этой части мы полностью защищены. В части создания газовозов ледового класса – они строятся в кооперации с корейскими компаниями. Я предположу, что поскольку это вопрос энергетического будущего всей Азии, программа будет выполнена», - заметил он.
Упомянутые Алексеем Чекунковым танкеры-газовозы строятся на судостроительном комплексе «Звезда» в городе Большой Камень Приморского края.
Как заявил Олег Кожемяко, предприятие загружено полностью, а также обеспечивает работой Славянский СРЗ, завод в Находке, в скором времени доки появятся в Дунае. Получается такая большая кооперация.
Локализацию начали делать заранее – стали собирать винторулевые колонки по лицензии, стали строить корпуса газовозов класса Arc7. В ближайшие пять лет завод не ощутит каких-то падений. К тому же, по мнению губернатора, военно-промышленный комплекс теперь будет размещать больше заказов, в том числе и на дальневосточных заводах.
Что касается приморских портов, их в крае 7, то они, по словам Кожемяко, испытывают «некоторую недозагруженность мощностей».
«Да, сейчас у нас падение по портам порядка 10%, но не повсеместно. Некоторые упали на 30-40%, а некоторые не просели вообще. Ушли крупные компании, вроде Maersk и MSC, но на их место приходят небольшие китайские перевозчики. Ощущается недостаток судов, особенно балкеров. Все семь действующих портов имеют дополнительные мощности. Например, порт Восточный имеет плюсом возможности по перевалке 30 млн тонн угля. Строится порт Суходол, который в декабре выйдет на первые мощности, 7 млн тонн, порт «Вера» выходит, «Коулстар». Сегодня нам нужно еще порядка 100 млн тонн для их полной загрузки. Необходимо расширять Транссиб от Волочаевки до Находки. Это такая большая задача», - считает он.
PROлюдей
Ищут крылья
Еще одна большая задача – не допустить того, чтобы дальневосточники снова вспомнили об «островном синдроме». Раньше в силу отдаленности и дороговизны билетов, поездки в центральные регионы могли позволить себе далеко не все, но, когда в продаже появились льготные билеты, путешественников стало намного больше. Теперь же, снова из-за санкций, проблема может возникнуть с самолетами.
По словам Алексея Чекункова, вопрос полетов в условиях ограничений за последние месяцы он несколько раз обсуждал с руководством авиакомпании «Аврора». Единая дальневосточная авиакомпания в начале мая уже столкнулась с дефицитом авиационной техники, но, как сказал Чекунков, она делает все для обслуживания своих рейсов.
«Единая компания подписала с Минпромторгом и ГТЛК (Государственная транспортная лизинговая компания) соглашение на поставку 45 воздушных судов российского производства до 2025 года, в чем и была цель создания этой компании. В этом году должны поступить первые Суперджеты. Мы разворачиваем на территории опережающего развития в Комсомольске-на-Амуре производство легкомоторных самолетов «Байкал», причем сами создаем производство за счет госпрограммы развития Дальнего Востока, которую администрирует Минвостокразвития», - пояснил он.
Также большое внимание уделяется вертолетной технике, которая производится ан заводах в приморском Арсеньеве и столице Бурятии Улан-Удэ. Возобновили в России и производство ИЛ-114.
Самолеты будут комплектоваться отечественными двигателями. При этом, сказал Чекунков, «минпромторг оптимистично смотрит на перспективу оснащения всей линейки техники отечественными двигателями».
Будет продолжена и программа льготных перелетов. В этом году на три программы льготных перелетов правительство выделило беспрецедентные 16 млрд рублей.
«Мы работаем с авиакомпаниями, чтобы форма продаж стала удобной. Помните, что когда-то Аэрофлот вообще не продавал через электронную систему льготные билеты, человеку нужно было идти в кассу и доказывать, что человек он входит в льготную категорию. Люди на морозе часами стояли, ожидая очереди. Сейчас, по заверениям руководства Аэрофлота, это проблема решена, билеты можно приобретать через электронную систему бронирования», - заверил глава Минвостокразвития.
Жизнь на гектаре
В этом году исполняется 5 лет одной из самых спорных программ развития макрорегиона – «Дальневосточный гектар». Сейчас в ней больше 100 тыс. участников, и как говорит Алексей Чекунков, есть «очень яркие истории»: «Люди, которые изменили свою судьбу. Группы людей, которые создают потрясающие проекты. Наши соотечественники, староверы, которые вернулись из Латинской Америки».
Сейчас на «гектарах» развернулось индивидуальное жилищное строительство, на это выдан почти миллиард рублей ипотечных кредитов.
«Но все равно мы считаем, что это только начало. Этот инструмент нужно постоянно совершенствовать, и мы готовим пакет поправок, которые снимут любые деформации, проявившиеся на пятый год работы проекта. Сейчас, когда начинается оформление гектаров в собственность, мы плотно работаем с муниципалитетами, уполномоченными органами, Росреестром, для того чтобы сделать сервис как можно более удобным для людей не только на этапе выбора и получения участка, но на этапе оформления его в собственность», - подчеркнул Чекунков.
В начале года стало известно о большом количество обращений людей, недовольных тем, что не могут по разным причинам перевести землю в собственность. Юрий Трутнев тогда попенял нерадивым чиновникам и пообещал контролировать процесс. С того момента количество обращений снизилось в четыре раза. А поправки в законодательство, пообещал Алексей Чекунков, помогут исправить ошибки.
Чаще всего землю берут в Приморье. Всего подано 75 тыс. заявлений, 24 тысячи человек уже оформили землю.
«Считаю, что с каждым годом эта программа будет более востребована и мы увидим больше людей, приезжающих в край. Работает программа и по переселению староверов, уже в нескольких муниципалитетах они разместились. Мы помогаем им, в частности, в приобретении техники», – прокомментировал глава Приморья.
Об этом, если в общих чертах, говорили высокопоставленные чиновники. Однако, как заметил, предваряя дискуссию Юрий Трутнев, истину о том, как изменилась жизнь на Дальнем Востоке, не стоит искать у него: «Здесь живет много людей, у каждого свое мнение и своя оценка. Я могу только сказать, что мы делаем все возможное, чтобы жизнь менялась к лучшему».
В Якутии проанализировали объемы демографических выплат за 5 лет. В период с 2019 года они увеличились в 7 раз, с 3,5 до 26,5 миллиардов рублей. Большую их часть обеспечил президентский национальный проект «Демография». Однако со следующего года указом главы Якутии Айсена Николаева в республике вводят новые меры, направленные на стимулирование демографического роста населения. В два раза увеличится размер республиканского материнского капитала «Семья» при рождении третьего и последующего ребенка. 50 тысяч рублей получат молодые семьи до 25 лет, вступающие в брак впервые. Кроме того, готовится учреждение гранта в 10 млн руб. для муниципалитета, добившегося лучших результатов в демографической и семейной политике. Ранее, встречаясь с руководителем региона, Президент страны Владимир Путин особо отметил показатели Якутии по росту постоянного населения и его естественному приросту и попросил не сокращать меры поддержки. Республика на первом месте в ДФО по положительной динамике демографических процессов, а в этом году в ней родился миллионный житель. Новые механизмы мотивации, а также текущее состояние рождаемости для Ленского клуба и EastRussia проанализировала доктор экономических наук, заместитель директора по научной работе Института социально-экономических и энергетических проблем Севера «Коми научный центр УрО РАН» Лариса Попова.
«Стабильный естественный прирост населения Якутии обеспечивается как повышенным общим коэффициентом рождаемости, так и пониженным общим коэффициентом смертности. В основе этого – более молодой возраст населения республики, а также высокие темпы роста и уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионе, превысивший среднероссийский. Последнее обстоятельство, а также незначительное отличие продолжительности жизни сельского населения от уровня городского показателя хочется отметить особо. Это результат социально-демографической политики, которая проводится в Якутии.
В России с 2007 года ведется демографическая политика, направленная на рост рождаемости. Тогда в стране был введен федеральный материнский капитал на второго ребенка, усиленный с 2011 г. ориентированным на третьи рождения региональным материнским капиталом и дополненный в дальнейшем мерами социальной поддержки нуждающихся семей с детьми и молодых семей с первенцами. Если оценивать результаты этой политики, то на текущую демографическую ситуацию она повлияла положительно. Особенно в регионах со значительным размером регионального материнского капитала, как в Якутии. А в национальных республиках, например Якутии и Коми, – по всей вероятности, способствовала также и усилению/возрождению этнических особенностей репродуктивного поведения коренных народов.
Однако в перспективе рождаемость в стране все-таки будет падать. Во-первых, по причине досрочного исчерпания итоговой плодовитости относительно многочисленных старших когорт, то есть поколений 1980-х годов рождения, ставших основными адресатами крупномасштабных мер демографической политики. Во-вторых, из-за низкой репродуктивной активности малочисленных молодых когорт: поколений 1990-х и 2000-х годов рождения, до которых стимулирующий эффект крупномасштабных мер демографической политики не дошел, или, в лучшем случае, пока не дошел.
По этой причине следует приветствовать любые меры, направленные на рост рождаемости. Начав проводить демографическую политику, ни в коем случае нельзя отменять ее мероприятия. В идеале надо сделать их постоянно действующими, то есть бессрочными. Решение главы Якутии об удвоении регионального маткапитала считаю своевременным, поскольку сейчас третьи рождения охватывает уже малочисленные когорты 1990-х годов рождения, а их репродуктивную активность следует поддержать.
Помощь молодым семьям также актуальна: без первых рождений нет вторых. Но еще больше следует приветствовать акцент в демографической политике на вторых рождениях. Например, к удвоенному региональному материнскому капиталу применить реализуемую в последние годы механику выплат федерального капитала: бóльшую часть суммы назначать при рождении второго ребенка, остальную – при рождении третьего. Возможно, применять такую механику выплат можно начать как раз за счет грантов лучшему району/поселку».
Основные элементы экспозиции региона специально для Ленского клуба оценил научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.
«Образ Якутии сегодня меняется. Этому способствует и сама выставка достижений «Россия». Она констатирует свершившийся факт нового облика самого большого региона страны. И экспозиция Якутии призвана познакомить жителей страны с последними нововведениями и развеять сложившиеся стереотипы.
Многие россияне до сих пор мало знают о далекой дальневосточной республике. Все могут вспомнить про набившие оскомину холод, алмазы и оленей. Благодаря экспозиции посетители поймут, что Якутия – это про новые технологии, современные подходы в улучшении качества жизни.
Акцент при демонстрации достижений на мобильные приложения и игры, кино и мультипликацию естественен. Высокие технологии востребованы. Якутия доказывает, что можно быть центром цифровых разработок, находясь на Крайнем Севере. Это та привилегия, которая республика, похоже, стремится забрать себе. И реальный успех в этой области можно достичь, забыв, что за стеной минус 40.
При этом даже в условиях экстремально низких температур это регион, который осваивает и вдыхает жизнь в, казалось бы, непригодные для жизни территории. Свидетельство тому – демонстрируемая реакторная установка для первой в мире атомной станции малой мощности, которую строят в арктическом районе республики. Руководство Якутии добивалось этой чести. Поскольку возможность эффективного развития здесь высока, то, следовательно, и потребность в энергетике тоже немалая. АСММ здесь также выступает в роли символа будущего, который обозначает собой новый виток развития.
Ну и, конечно же, венчает образ будущего Якутии Ленский мост, распоряжение о строительстве которого отдал Президент. Завершив этот архисложный проект, республика станет еще и логистическим центром, что еще недавно было бы странно себе представить. Мост имеет значение только если до и после него идет дорога. Через Якутию пойдет транспортный путь, она перестанет быть ледяной горой, куда можно только прилететь. Главное, что регион, отделенный от «большой земли», станет ее частью, то есть ближе ко всем жителям нашей страны.
Очевидно, это успешное позиционирование. Якутия на выставке предстает инновационной, современной, но не забывающей, на какой земле она находится. Регион демонстрирует свое лицо, прорисованное значительно детальнее. Это все та же республика, но понятная, с той новизной, которой нам не хватало. О ней пока знают действительно мало. Теперь благодаря выставке, я надеюсь, будут чуточку больше».
Перспективы реализации международного проекта и заинтересованность в нем Китая специально для Ленского клуба и Eastrussia оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
В условиях новых геополитических реалий и поворота на Восток Россия активизирует свои экономические связи со странами Азии, прежде всего, с Китаем, нашим ближайшим соседом и одним из локомотивов мировой экономики. Всего 5 лет назад, в 2018 году, товарооборот России и Китая впервые достиг отметки в 100 миллиардов долларов, а уже в этом году этот показатель, скорее всего, превысит отметку в 200 миллиардов долларов.
Такая стремительная активизация экономических связей требует значительно более развитой сети транспортно-логистической инфраструктуры: 2022 год продемонстрировал, что железнодорожная сеть на Дальнем Востоке оказалась недостаточно готова к значительно выросшему объёму грузов. В этой связи в 2023 году идёт интенсивная модернизация, включающая широкомасштабную реконструкцию Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей (БАМ).
Также нужно выделить и развитие т.н. «малого БАМа» - железнодорожного направления Нерюнгри-Тында-Штурм-Сковородино, который может быть продлён за счёт законсервированного направления Сковородино-Рейново (Джалинда) и запланированного международного железнодорожного моста через Амур Джалинда (Россия)-Мохэ (Китай).
Строительство мостов через Лену и Амур, которые дальновидно продвигает глава Якутии Айсен Николаев, вместе с развитием всего транспортного коридора малого БАМа имеет особое значение для Дальнего Востока и Республики Саха. Этот проект создаёт отдельную ветвь, связывающую крупнейший регион Дальнего Востока (с возможностью продления до Магадана) напрямую с Китаем с возможностью разгрузки основных мощностей БАМа и Транссиба за счёт своего перпендикулярного расположения.
Китайская сторона также заинтересована в развитии транспортного коридора, поскольку это упростит доступ к минеральным ресурсам, поставляемым со стороны России и, прежде всего, регионов Дальнего Востока, а также может стать дополнительным стимулом для экономического роста северо-восточной провинции Хэйлунцзян.
Учитывая те выгоды, которые может получить Китай и Россия, особый интерес со стороны региональных властей субъектов Дальнего Востока, необходимость срочной разгрузки основных направлений БАМа и Транссиба, а также личное упоминание транспортного коридора со стороны президента России В.В. Путина в рамках III Международного форума «Один пояс – один путь», можно сделать вывод, что проект коридора с мостом отличается особым приоритетом и его реализация – вопрос обозримой перспективы.
Как уже было отмечено, в случае успешной реализации железнодорожного сообщения по международному мосту Джалинда-Мохэ, появится прямая возможность транспортировки ресурсов отдельных видов товаров, а именно: угля с южных месторождений региона (особый интерес представляет коксующийся уголь), древесина и продукция деревообработки, продукты нефте- и газохимии, а также товары сельского хозяйства и агропромышленного комплекса. Для Китая данный маршрут станет ещё одним направлением растущих поставок импорта в Россию: электроники и бытовой техники, автозапчастей и автомобилей, промышленных товаров и т.д. Ожидается, что только Республика Саха сможет экспортировать от 20 до 40 миллионов тонн грузов в Китай (прежде всего, угля), однако на первых порах эта цифра может быть ниже ввиду проблем с пропускной способностью отдельных участков, например, Сковородино-Рейново (Джалинда). Тем не менее, запуск данного участка должен способствовать значительному увеличению товарооборота Республики Якутия с Китаем.
Транспортный коридор из Арктики через Ленский мост, малый БАМ и переход «Джалинда-Мохэ» является примером растущей инфраструктурной взаимосвязанности в Евразийском регионе наряду с развитием т.н. Северного морского пути, который также включает Якутию в качестве значимого транспортно-логистического звена. Китай, будучи заинтересованным в бесперебойных поставках своей продукции в Европу, а также в другие регионы мира, готов активно содействовать развитию инфраструктуры Северного морского коридора, частью чего и является реконструкция Жатайской судоверфи.
Готовность Китая обеспечить техническое оснащение и робототехнику для судоверфи можно рассматривать как позитивный сигнал: Китай является крупнейшим кораблестроителем в мире, охватывая широкий перечень производимых типов судов, а также их компонентов (например, производство высокооборотных двигателей, оптического оборудования для кораблей и т.д.). Следует обратить внимание на наработанные компетенции в данной индустрии, а также достижения в роботизации судостроения и судоремонта и даже в применении искусственного интеллекта.
Отдельным преимуществом является специфика собственности: компании, как правило, связаны с государственными отраслевыми структурами, что упрощает внедрение инноваций в отрасли. При этом можно также отметить, что Китай за счёт сотрудничества с западными компаниями смог приобрести технологии, обеспечивающие конкурентоспособность продукции на мировом рынке, однако эти технологии в ряде случаев могут быть защищены лицензионными соглашениями, запрещающими поставки в Россию в рамках санкционного режима. С другой стороны, связь судостроителей с государством и использованием отдельных схем может значительно снизить риск противодействия со стороны лицензиаров из стран Запада.
Глава республики Айсен Николаев провел встречи с представителями властей и бизнеса пяти дружественных стран – Китая, Индии, Казахстана, Вьетнама и Лаоса. На переговорах лидер региона уделил значительное внимание развитию торгово-экономических и гуманитарных связей Якутии. В частности, на встречах с официальными лицами он приглашал спортивные делегации государств принять участие в готовящихся Международных играх «Дети Азии», а также рассмотреть возможности увеличения туристического потока и привлечения обучающихся. Важной темой для переговоров стал рост экспорта из республики и расширение логистических связей. Перспективы расширения трансграничного сотрудничества Якутии специально для Ленского клуба оценил лектор Президентского университета (Индонезия) Роман Файншмидт.
«Расширение географии экономических связей Якутии, крупнейшей экономики ДФО, имеет особое значение в контексте поворота России на Восток. Среди стран, с которыми она активно развивает отношения, можно выделить такие быстрорастущие экономики Азии, как Китай и Вьетнам. Учитывая, что стремительный рост рынков этих стран требует увеличения объёмов поставок энергетических и минеральных ресурсов, Якутия выступает как один из поставщиков, способный стабильно удовлетворять эти растущие потребности. Кроме того, коксующийся уголь из Эльгинского месторождения отличается высокой калорийностью, и поэтому закупается Китаем как замена энергетическому углю – это снижает выбросы, что крайне важно для Китая в контексте политики «зелёного перехода».
Если касаться вопросов развития логистических связей с Азией, то можно отметить транспортное значение Якутии в рамках Северного морского пути, который постепенно становится более популярным маршрутом грузоперевозок из европейской части России, прежде всего, из-за меньшего расстояния. В этом аспекте стоит выделить перспективы роста судостроения и портовой инфраструктуры, что уже видно на примере порта Тикси.
Кроме того, интерес Китая на укрепление связей с Центральной Азией и с Казахстаном, в частности, может рассматриваться как один из дополнительных триггеров для экономического развития регионов Сибири и Дальнего Востока. Так, товарооборот между Якутией и Казахстаном уже отличается заметным увеличением за последние 3 года: с 4 миллионов долларов США в 2019 году он вырос до 80 миллионов в 2022-м и имеет большие возможности для дальнейшего роста.
В то же время активизация сотрудничества между Китаем и Казахстаном в секторе высоких технологий способна укрепить позиции IT-бизнеса из Казахстана и способствовать росту экспорта этих услуг из Казахстана в Россию, в том числе и в Республику Саха. Одновременно и якутские стартапы могут получить возможность для сотрудничества и обмена опытом с казахстанскими и китайско-казахстанскими стартапами в рамках технологических хабов, сеть которых активно расширяется по всей территории среднеазиатской республики.
Взаимодействие со странами Азии, особенно ее юго-восточной части, в контексте гуманитарного сотрудничества имеет особое значение в регионе, поскольку это способствует развитию двусторонних отношений на различных уровнях. В странах этого региона нередко можно встретить таблички, выражающие благодарность тому или иному государству за строительство какого-либо социально значимого объекта или за оказание гуманитарной помощи. Другими словами, нередко сотрудничество в гуманитарной сфере становится фундаментом для развития конатктов в торговле и в инвестициях, что видно на многочисленных примерах из внешнеполитической практики того же Китая. Почти такое же значение имеет и сотрудничество в спорте, поскольку спортивные проекты и мероприятия способствуют сближению народов. В этом ключе международные игры «Дети Азии», проведение которых в 2024 году инициировал Глава Якутии Айсен Николаев, помогают укреплять контакты России со странами Азии, создают более тесные связи между молодыми людьми, которые в будущем могут не только стать спортивной элитой, но также добиться выдающихся успехов в политике, в бизнесе или в культуре.
Якутия также привлекательна для путешественников из стран Азии, поскольку отличается крайней самобытностью даже в сравнении с другими азиатскими культурами. Так, республика поразит потенциального туриста своими природными красотами (например, Национальным парком «Ленские столбы»), якутской кухней (известным салатом «Индигирка»), национальными традициями и ритуалами, а также якутским театром, музыкой и кинематографом. Последний уже достаточно хорошо знаком международному зрителю благодаря таким фильмам, как «Пугало» или «Ага». В целом регион имеет значительный потенциал для развития в качестве нового туристического маршрута, и относительная близость к Азии здесь может рассматриваться как преимущество при сопоставлении с другими направлениями. Целенаправленная работа властей Якутии по развитию туризма имеет в этой связи большой международный потенциал.
Если говорить о развитии образовательных обменов, то главный вуз региона СВФУ имеет ряд программ, востребованных в странах Азии. К ним можно отнести программирование, математику, физику, геологию и медицину. Тем не менее, пока обучение возможно только на русском языке, что в определённой степени является ограничителем для студентов из стран Азии с позиции интернационализации высшего образования. С другой стороны, весьма интересна практика вуза по обучению китайских учащихся русскому языку в целях дальнейшего поступления в этот университет. Северо-восточные провинции Китая, где набирают ребят, представляет более конкурентное поле для России, так как в целом по стране уровень владения английским языком там ниже».