Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор туристической отрасли ДФО
Поделиться

Власти дальневосточных регионов ожидают роста туристического потока и рассчитывают на увеличение прибыли от туристической отрасли. Однако в макрорегионе сохраняется дефицит современных средств размещения на фоне высокой стоимости туристических услуг.

фото: piqsels.com

В регионах ДФО и на Байкале ожидают роста туристического потока на особо охраняемых природных территориях, где должна быть создана инфраструктура, в том числе дополнительные средства размещения, и предусмотрены меры регулирования антропогенного воздействия. Одной из основных точек притяжения туристов остается озеро Байкал, проекты связанные с которым развивают два региона – Иркутская область и Бурятия.

В Бурятии предполагается развивать расположенный на байкальском побережье курорт «Горячинск» в Прибайкальском районе (Туркинское сельское поселение) – построить новый корпус, спа-комплекс с бассейнами, ресторан, зал для мероприятий, домики шале, юрты, благоустроить территорию. Объем вложений в проект оценивается в более чем 1,6 млрд рублей. Резидент ТОР «Бурятия» – компания «Курорты Бурятии»[1], намерен расширить экопарк «Южный Байкал», создав новую локацию – «Мыс Капитанов» в поселке Выдрино Кабанского района (инвестиции – 189 млн рублей). Крупная федеральная круизная компания ООО «Водоходъ»[2] рассчитывает продолжать развитие круизного судоходства в акватории Байкала. В текущем году компания запланировала проведение 26 круизов «Байкальская экспедиция» на судне на воздушной подушке «Бирюса».

Кроме того, на текущее лето (после 20 июля) запланирован первый научно-туристический круиз «Ожерелье Байкала»[3] по Байкалу на научно-исследовательском судне Росгидромета «Профессор Вознесенский». Туристы за десять дней смогут посетить шесть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), расположенных на озере Байкал – Прибайкальский и Забайкальский национальный парки, Байкало-Ленский, Баргузинский и Байкальский заповедники, Кабанский заказник. Программа маршрута включает посещение острова Ольхон, Байкальского музея, Кругобайкальской железной дороги (КБЖД), солнечной обсерватории, мысов Кадильный и Покойный, бухты Песчаная[4].

С 1 июня предполагается увеличить количество регулярных рейсов из Бурятии на остров Ольхон до двух раз в день. Авиарейс «Улан-Удэ – Хужир» обслуживается авиакомпаниями «Аврора» и «СиЛА» (на самолете L-410). Пока рейсы на Ольхон выполняются один раз в день. В минувшем году из-за популярности направления у туристов в летний сезон билеты были раскуплены на месяц вперед. При этом рейс входит в список социально-значимых маршрутов Дальневосточного ФО и субсидируется из федерального бюджета (цена билета составляет 1 035 рублей).

Стоит напомнить, что в сфере туризма на природных территориях проблемами остаются соблюдение необходимых мер безопасности на маршрутах и борьба с теневыми туристическими услугами. В частности, Дальневосточная транспортная прокуратура весной текущего года установила, что индивидуальный предприниматель, чей вертолет Robinson-44 с туристами на борту разбился в феврале на Сахалине вблизи пика Чехова (находится в 15 км к северо-востоку от Южно-Сахалинска)[5], не имел сертификата на выполнение коммерческих воздушных перевозок, но предлагал платные прогулочные маршруты на вертолетах в регионе. Напомним, что прежде на федеральном уровне предполагалось ввести требования по обязательной квалификации предоставляющих услуги гидов, организующих маршруты на отдаленных природных территориях. Пока дополнительных законодательных мер, тем не менее, в данной сфере не принято. Наличие рынка нелегальных туристических услуг, в том числе в сфере авиационных перевозок связано также с ограниченным в настоящее время предложением, а кроме того, с высокой стоимостью услуг официальных операторов по сравнению с нелегальным бизнесом, часто предлагающим турпродукты по заниженным ценам.

Внимание предполагается уделять реконструкции санаторных комплексов, а также созданию новых для удовлетворения спроса на оздоровительный туризм на природных территориях. Госкорпорация «Туризм.РФ» намерена реализовать проекты по созданию санаториев в Иркутской области и на Сахалине. В Иркутской области таким проектом может стать анонсированный в феврале текущего года туристический кластер «Иркутск-Тальцы» (Иркутский район), где к 2026 г. предполагается построить гостиничный комплекс на 3,5 тыс. номеров, кемпинги, глэмпинги, эко-тропы, ферму разведения аквакультур, яхтенную марину с сервисным обслуживанием маломерных судов и объекты развлекательной инфраструктуры. Разработка мастер-плана комплекса должна завершиться в сентябре текущего года.

Стоит отметить, что реализация проектов крупных туристических комплексов связана с определенными рисками – низкая рентабельность из-за невозможности обеспечить полную круглогодичную загрузку, логистические сложности с поставками строительных материалов. Более целесообразным эксперты отрасли полагают строительство небольших отелей на 150-200 номеров. При этом вблизи Байкала такие проекты обойдутся в среднем в 2 млрд рублей, тогда как на Сахалине их стоимость возрастет до 3,5-4 млрд рублей из-за технических и логистических сложностей.

Тем временем в ТОР «Забайкалье» санаторный комплекс «Кука» (ООО «Здравницы Забайкалья»[6]) на водах Кукинского минерального месторождения (Читинский район) по итогам аттестации в мае подтвердил уровень «3 звезды» после проведения реконструкции, обновления оборудования и разработки базовых и лечебно-реабилитационных программ. Санаторий, рассчитанный на 200 постояльцев, включает три новых жилых корпуса на 88 номеров, три коттеджа, ресторан и конференц-залы, залы для реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-комплекс. Инвестор также планирует построить бассейны открытого и закрытого типа и досуговый центр.

В сфере спортивного туризма в первую очередь наиболее популярным является горнолыжное направление. На Дальнем Востоке одним из его центров предполагается сделать Сахалин. В конце апреля рабочая группа АО «Корпорация Туризм.РФ» представила мастер-план комплексного развития круглогодичного горнолыжного комплекса «Горный воздух» в Южно-Сахалинске. Он предусматривает строительство к 2026 г. отелей класса 3-4 звезды на 980 номеров, а к 2029 г. – еще 950 номеров. Зимой на курорте будут работать 65 км горнолыжных трасс, в летнее время – комплекс для активного отдыха, банный и спортивно-развлекательный комплекс, концертная площадка, байк-парк, летний открытый бассейн и оборудованный променад вдоль реки Марковка.

Общая площадь комплекса составит 101 га. Объем инвестиций предварительно оценивается в 20 млрд рублей – из них 15 млрд рублей предполагается направить на развитие туристической инфраструктуры, 5 млрд рублей – на строительство обеспечивающей инфраструктуры. Полностью завершить работу над мастер-планом курорта планируется к сентябрю текущего года.

В настоящее время комплекс «Горный воздух» включает 15 горнолыжных трасс общей протяженностью порядка 35 км на горах Большевик и Красная. Также в комплексе действуют учебный склон, сноуборд-парк и трасса для ски-кросса. Однако недостаток средств размещения туристов остается проблемой, поскольку большинство гостиничных проектов пока не завершены или только планируются. На территории комплекса был полностью сдан и работает только хостел «Берлога», а проект создания альпийской деревни находится в стадии реализации.

В частности, ВТБ предоставил компании ООО «Сахалин Шале» кредит на сумму 700 млн рублей для второй и третьей очередей апарт-отеля в ТОР «Горный воздух». Инвестор построит 4-звездочный гостиничный комплекс в стиле горной альпийской деревни с 14 коттеджами общей площадью более 14,5 тыс. кв. м. Первая очередь отеля была введена в эксплуатацию в январе 2022 г., вторая очередь – в мае текущего года. К настоящему времени отель насчитывает 37 номеров. Полностью завершить проект предполагается к концу 2024 г. Номерной фонд достигнет 83 номеров, будет построен ресторан на 100 мест и комната отдыха. К настоящему времени в проект инвестировано свыше 1,2 млрд рублей.

Между тем строительство горнолыжного курорта «Арсеньев» в Приморском крае оценивается в сумму порядка 10 млрд рублей. Объект планируется ввести до 1 января 2025 г. В том числе 7,5 млрд рублей будет выделено региону в виде субсидии из федерального бюджета, 2,5 млрд рублей – направлено из краевого бюджета. В рамках проекта предполагается проложить 12 км горнолыжных трасс, построить две канатные дороги протяженностью по 1,5 км, создать зоны отдыха и зоны проживания на 225 мест.

К другим развиваемым направлениям спортивного туризма относится создание объектов мотоспорта и автоспорта. Осенью прошлого года на Камчатке (Петропавловск-Камчатский) в рамках СПВ был запущен спортивно-туристический комплекс «Мото парк Камчатка». Объем инвестиций в проект превысил 353 млн рублей. В текущем году на территории комплекса запланировано проведение девяти соревнований по мотокроссу и девяти автогонок. Комплекс занимает 15,5 га в пригороде Петропавловска-Камчатского, включает мототрассы протяженностью 1,6 тыс. м с перепадами высот до 23 м, трассу для автоспорта длиной более 1 тыс. м с перепадами высот до 30 м. Посещаемость комплекса в месяц составляет порядка 150 человек.

Тем не менее для дальнейшего развития проекта необходимо дополнительное финансирование. В мае текущего года инвесторы обратились к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой рассмотреть вопрос о капитальном ремонте автодороги, ведущей к мотопарку, с помощью федерального финансирования. В конце прошлого года дорога была передана Минобороны РФ в собственность администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. В муниципальном бюджете предусмотрены средства на содержание и грейдирование дороги, но с учетом глинистых грунтов требуется проведение капитального ремонта дорожного полотна. Ю.Трутнев поручил Минвостокразвития и КРДВ рассмотреть возможность включения мероприятия по ремонту автодороги в план социального развития центров экономического роста Камчатского края.

В регионах рассчитывают, что некоторые исторические объекты, имеющие потенциал для привлечения туристов, возможно будет реконструировать, однако в отдельных случаях для этого предварительно необходимо решить вопросы собственности. Так, власти Сахалина намерены получить в региональную собственность и реконструировать столетний маяк Анива (высотой 31 м, построен в 1939 г. на одноименном мысе), являющийся одной из известных туристических достопримечательностей острова. С соответствующей просьбой губернатор В.Лимаренко в марте обращался к президенту РФ В.Путину в ходе совещания по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов (в настоящее время маяк находится в собственности Минобороны). В мае президент, поддержав предложение губернатора, поручил Минобороны до 1 июля построить на мысе Анива новый маяк, а старый передать в собственность региональных властей. Старый маяк предполагается реконструировать, создать причал для высадки туристов, обустроить визит-зону и оборудовать музей.

Стоит отметить, что в текущем году из регионального бюджета Сахалинской области выделено 322 млн рублей на ремонт автодорог к туристическим объектам. В том числе на данные средства планируется обновление 5 км автодороги «Лиственничное – Охотское», обеспечивающей проезд из Южно-Сахалинска к побережью Охотского моря.

Губернатор Приморского края О.Кожемяко в марте поручил начать работы по отнесению Владивостокской крепости (филиал музея-заповедника истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева) к особо ценным объектам культурного наследия с целью повышения эффективности управления и популяризации дальневосточного памятника. Музей-заповедник «Владивостокская крепость» был создан в 2019 г. и объединил более 60 оборонительных объектов[7] (постройки 1899-1914 гг.) на сопках и побережье полуострова Муравьёва-Амурского и острова Русский. Тем не менее часть бетонных сооружений была разрушена в последние несколько десятилетий в отсутствие мероприятий по охране и восстановлению. В частности, крепость разрушалась от времени, погодных условий и действий вандалов, а также строительных работ на автотрассе «Седанка – Патрокл» (проводились в 2012 г.).

К концу текущего года для 30 объектов крепости планируется утвердить охранные зоны. С помощью охранных зон предполагается сохранить рекреационные зоны и регулировать туристический поток на наиболее популярных объектах – в форте Суворова, форте Поспелова, на Новосильцевской батарее. В частности, заасфальтирована дорога к форту Поспелова, построены парковочные площадки.

Часть туристических проектов реализуется на отдаленных территориях в северных регионах. Их развитие затруднено сложной логистикой и климатическими условиями. Тем не менее в ближайшее время они ожидают первых посетителей. В Магаданской области к концу 2024 г. планируется создать туристическую инфраструктуру на острове Завьялова. Строительство туристско-рекреационного комплекса на острове ведет компания «Экспедиция-тур»[8]. Проект будет включать гостиничный комплекс, зоны отдыха, трассы для треккинговых и эколого-туристических маршрутов. Для строительства на остров завезены строительные материалы, техника и топливо, подготовлены площадки, проведены берегоукрепляющие мероприятия.

Остров Завьялова (площадь – 40 тыс. га) находится в 50 км от побережья, в настоящее время он необитаем[9], в 2018 г. на него были переселены две партии овцебыков из Якутии (порядка 50 особей). Также с 2020 г. на острове проводится работа по восстановлению популяции снежных баранов (исчезли на острове в 1970-х гг.). Первые туристы смогут посетить базу на острове летом текущего года. За сезон планируется принимать до 1 тыс. человек, которых на остров будет доставлять катер.

В апреле текущего года в Магадане началось проектирование морского туристического центра в бухте Нагаева (часть мастер-плана города). Его планируется подготовить до конца года. Предполагается, что в бухте будет создана защищенная акватория с безопасной стоянкой для судов, предлагающей также их обслуживание и заправку. На территории также планируется создать автомобильную парковку, пешеходные дорожки, детские площадки и места для отдыха.

Между тем вблизи Якутска в рамках ТОР «Якутия» создается туристический комплекс компании ООО «СахаТур», стилизованный под ямщицкую стоянку на Иркутск-Якутском ямщицком тракте (служил для перевозки грузов и почты). Объем вложений в проект превышает 28 млн рублей. Проект планируется разместить на площади 2,3 га в селе Старая Табага – он будет включать 10 гостевых домиков, баню и ресторан. Запуск намечен на осень 2023 г.

Что касается дополнительной федеральной поддержки, то в феврале было подписано распоряжение правительства о выделении регионам средств на поддержку общественных инициатив в сфере развития туристической инфраструктуры. Бурятии предназначено на данные цели больше всех в ДФО - 149 185,6 тыс. рублей, Амурской области – 16 831,2 тыс. рублей, Сахалинской области – 10 516,1 тыс. рублей.

Отдельными распоряжениями были также распределены средства на проектирование туристского кода центров Улан-Удэ (213 072,3 тыс. рублей), Владивостока (213 072,3 тыс. рублей), Иркутска (200 374,9 тыс. рублей) и на поддержку событийного туризма – 40 776,8 тыс. рублей для Бурятии, 37 047,7 тыс. рублей для Иркутской области, 29 265,7 тыс. рублей для Хабаровского края, 25 947,9 тыс. рублей для Приморского края.

Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.




[1] Учредители – ООО «Дорстройсервис» (владелец – Б.Цынгуев), ООО «Профкурорты Бурятии» (владелец – Б.Батуев), ООО «Инвестстрой» (владелец – М.Гармаева) и ООО «Байкал-Консалт» (владелец – Н.Дабаева).

[2] Владельцы – крупные федеральные бизнесмены Р.Багаутдинов и В.Олерский.

[3] Разработан дирекциями расположенных вокруг Байкала ООПТ по поручению Минприроды РФ.

[4] Маршрут является кольцевым – начинается и заканчивается в поселке Листвянка.

[5] В результате авиационного происшествия 17 февраля погибли пилот и один из пассажиров, второй пассажир получил травмы, но выжил.

[6] Подконтрольна бывшему главе Минздрава региона С.Давыдову.

[7] При этом часть объектов крепости (всего их 96) находится в ведении Минобороны и городской администрации.

[8] Учредитель – вице-спикер Магаданской областной думы И.Донцов («Единая Россия»).

[9] До 1990-х гг. на острове располагались маяк, метеостанция и рыбозавод.



Ростислав Туровский, научный редактор EastRussia, профессор ВШЭ, доктор политических наук; Екатерина Шамсутдинова Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Зима открытий: Необъятный регион в ожидании гостей

Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.

Читать полностью
Поделиться
Когда душа и руль справа

В столице Приморья распахнул свои двери музей японских ретро-автомобилей «Гайдзин». «Музей» – звучит академично. Формат этой новой точки на культурной карте города все же более динамичный: это и полноценный паркинг для раритетов, и объединение фанатов олдскульных авто.

Читать полностью
Поделиться
Абдурахман Искандеров: сейчас самое время инвестировать в туризм

Читать полностью
Поделиться
Путешествие в выходные: в гости к «лесным людям»

В середине прошлого века, стремясь увлечь в светлое будущее коренное население Дальнего Востока, советская власть добралась до лесных людей, живущих глубоко в тайге — удэгейцев. Тогда на карте региона стали появляться новые поселки, куда сгоняли/свозили/заманивали аборигенов дальневосточной тайги.

Одно из таких поселений — Красный Яр, что находится на границе Приморья и Хабаровского края на берегу реки Бикин.

Читать полностью
Поделиться
Туризм как фабрика впечатлений

Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.

Читать полностью
Поделиться
«Амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туризм»

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — зима 2024

Читать полностью
Поделиться
Закамчатить с детства

Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.

Читать полностью
Поделиться
В гостях у морских зверобоев

Путешествие по Чукотке – это настоящее приключение. Будь то морское путешествие на корабле, катание на вездеходе по летней тундре или полет на вертолете – всегда нужно быть готовым к неожиданностям и трудностям. Но все усилия окупаются при прибытии: ожидают впечатляющие виды и природная красота. Одним из таких мест является прибрежное село Мейныпильгыно, где обитают гостеприимные морские зверобои.

Читать полностью
Поделиться
«Волочаевские дни» зовут под свои знамёна

В селе Волочаевка, что недалеко от границы Еврейской автономной области и Хабаровского края, прошел межрегиональный военно-исторический фестиваль «Волочаевские дни», посвященный одному из решающих сражений времен Гражданской войны на Дальнем Востоке между частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики и белоповстанцами.

Именно здесь, возле сопки Июнь-Корань, 102 года назад случился переломный момент, после которого без боя был взят Хабаровск, а через полгода от интервентов освобожден юг Дальнего Востока.

Корреспондент EastRussia отправился в Волочаевку, чтобы с тысячами других зрителей окунуться в историю.
 

Читать полностью
Поделиться
Доступный трекинг на Чукотке: гора Дионисия и мыс Наварин

Часто кажется, что путешествия по арктической природе — это сложные экспедиции, требующие опыта, специального снаряжения и хорошей физической подготовки. Часто это действительно так, однако есть несколько мест, которые подходят для умеренно спортивных людей. Два из таких мест на Чукотке — гора Дионисия и мыс Наварин.

Читать полностью
Поделиться
Хочу и буду! 10 студентов выиграли стажировку на туристических объектах Камчатки

Всего на конкурс, цель которого — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация Камчатки как региона, комфортного для жизни и работы, зарегистрировались 102 человека из 19 городов страны.

Читать полностью
Больше материалов