Президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева о том, сможет ли ДФО стать альтернативой Черноморскому побережью
Произошедшая в декабре 2024 года экологическая катастрофа на Черноморском побережье заставляет туристов задумываться о смене локации для летнего отдыха. Одной из альтернатив многие называют Дальний Восток. Сможет ли он стать заменой излюбленному месту отдыха многих россиян? Своим мнением по этому поводу с EastRussia поделилась президент Дальневосточной региональной ассоциации туризма Ирина Кушнарева.
– После катастрофы на Черноморском побережье отдыхающие по логике должны переориентироваться на Дальний Восток и в Приморье в частности. Но пока мы не ощущаем повального бронирования. Приморские базы всегда заявляют, что у них ажиотаж, а потом оказывается, что все там хорошо и можно забронировать номер или домик. Также высокого спроса может не быть из-за того, что сейчас февраль, и бронировать что-то рановато. Посмотрим, что будет в апреле.
Сложно сказать, можно ли назвать Дальний Восток альтернативой Черноморскому побережью, потому что он другой. С одной стороны у нас не такое выгодное расположение, а с другой – у нас море пахнет морем, у нас совершенно другой воздух и другие морепродукты, есть точки притяжения и другие аспекты, которые могут перевесить выбор в сторону Дальнего Востока. Сейчас в сердцах россиян разжигают большой интерес к посещению Дальнего Востока: Хабаровского и Приморского краев, Сахалина, Камчатки и других регионов. Поэтому интерес к этой территории растет.
Но прогнозировать, как сложится летний туристический сезон, сложно, потому что до сих пор люди бронируют поездки на Черное море, не хотят от него отказываться и говорят, что купаться не будут, но хоть воздухом подышат.
Также не стоит забывать, что сейчас открываются чартерные программы, и я думаю, что в связи с этим будет большой поток туристов в Китай, многие вспомнят про морской отдых в КНР. Плюс Таиланд и Вьетнам никто не отменял. Летом всегда большой спрос на пляжный отдых, и необязательно отдыхать в Приморье. А кто-то успевает отдохнуть и там, и там.
Если спрос на отдых на Дальнем Востоке и в Приморье в частности все-таки будет высоким, то могут возникнуть проблемы с размещением – потому что действительно хороших баз отдыха не так много, а гостиницы уже выкуплены под иностранных туристов. Китайцы тоже путешествуют по России, летом большим потоком едут во Владивосток. Гостиницы уже сейчас просят предоплату, потому что спрос есть.
Что касается инфраструктуры, то на Дальнем Востоке все есть. Я могу сказать, что некоторые районы на Черноморском побережье отстают от нас на много лет. А у нас еще есть, что показать туристам – много интересных, красивых мест. Есть места, где можно отдохнуть, есть места, где можно вкусно поесть. И даже наши китайские партнеры говорят о том, что у нас очень вкусно готовят в ресторанах.
Дальний Восток отличается от Черноморского побережья, он другой, и если туристы хотят увидеть что-то новое, открыть для себя новые места – добро пожаловать!
Только в первой половине этого года дальневосточные регионы приняли 1,8 млн туристов. Представители отрасли все чаще заявляют о том, что для поддержки и наращивания турпотока необходимо улучшать инфраструктуру в регионах. Об экономических факторах развития сферы гостеприимства в ДФО на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
— Отельеры и рестораторы на Дальнем Востоке всегда готовы к приему туристов, ведь это их основная специализация. Другой вопрос, готово ли достаточное количество качественной инфраструктуры? Тут ответ, как мне кажется, повисает в воздухе. И это не связано с какими-то региональными проблемами, это связано с общефедеральной достаточно серьезной бедой. Потому что гостиничный бизнес долгие годы был экономически не очень интересен, а это несет за собой целый ряд факторов. Во-первых, в таком положении бизнес проигрывает ряду отраслей с точки зрения привлекательности в моменте, сроков окупаемости, рентабельности чистых активов. А во-вторых, у государства нет каких-то серьезных поддерживающих, мотивирующих программ, задач и историй, которые бы выгружали в бизнес.
Раньше после падения железного занавеса людям было прикольно поехать и посмотреть мир. И его не просто посмотрели, а задержались на этом и привыкли. При этом основная платежеспособная часть аудитории вывозила свои деньги для отдыха, оздоровления, культурного туризма за рубеж. Поэтому мотивации создавать качественную инфраструктуру внутри страны как будто бы не было либо её было недостаточно. Сейчас пандемия и СВО привели к тому, что мотивация стала совсем другой. Государство начало создавать условия для развития отрасли, страна в этом плане сделала серьёзный шаг. Еще есть резервы, но в целом отношение к инвестициям в отели достаточно серьёзно поменялось в стране.
Но при этом есть одна сложность, очень большая и очень серьёзная. Для того чтобы построить гостиничный комплекс, нужно в среднем не менее трёх лет – за полгода такую задачу не решить. Да, есть модульные отели, есть быстровозводимые конструкции, есть глэмпинги, но, во-первых, они не меняют ситуацию, например, связанную с городскими потоками, потому что, как правило, строятся в курортных и загородных локациях, а во-вторых, это достаточно небольшие комплексы, не обладающие достаточной инфраструктурой, чтобы всерьез влиять на изменения туристических потоков, поведение гостей и прочее.
На мой взгляд, сейчас на многих территориях, и на Дальнем Востоке в том числе, предприниматели заинтересованы в развитии туризма, в строительстве отелей, просто им не хватает диалогов, обратной связи, понимания этого бизнеса. И еще одна важная причина – время, ведь, к сожалению, все это происходит долго.
Инвесторы готовы вкладываться в проекты на Дальнем Востоке, просто здесь стоит вопрос конкуренции за рынок капиталов. У человека есть выбор – инвестировать в офисный центр, например, в гостиницу, в торговый центр или в жильё. Это вопрос его выбора с точки зрения финансовой модели, и это очень важно понимать. Для развития отрасли, для инвестиций и вложений должны быть экономические предпосылки. Если они созданы и находятся на высоком уровне, то все получится.Дальний Восток намерен активнее привлекать иностранных туристов. Основной акцент сделают на гостях из Китая, однако потенциал есть и у привлечения в регион жителей Ближнего Востока, Латинской Америки и Беларуси.
По итогам прошлого года в тройку лидеров на Дальнем Востоке по притоку туристов вошли Приморье, Хабаровский край и Бурятия. Хабаровский край в 2023 году посетили 1,1 млн человек. Гостей привлекают Хабаровск с его архитектурой, музеями, выставками и магазинами, а также горная рыбалка и Шантары.
В будущем точками притяжения туристов в регион намерены сделать самую протяженную на Дальнем Востоке набережную, российскую часть острова Большой Уссурийский, горнолыжный комплекс «Хехцир».
«Мы вышли на китайский рынок через китайские туристические сети, напрямую адаптировали наш продукт на китайских туристов. Они увидели в своих соцсетях Хабаровск и поехали к нам. Собственно, турист, который отправился с рюкзаком на Шантары, узнал о них из китайских соцсетей», — отметила Екатерина Пунтус.
Как сообщил генеральный директор туроператора «Интурист» Александр Мусихин, интересы иностранных туристов в России смещаются из Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе в сторону Дальнего Востока. Так, в прошлом году компания отправила группу аргентинцев от Санкт-Петербурга по Транссибу до Владивостока. И сейчас интерес к ДФО растет.
«Я думаю, что направление Дальнего Востока мы будем предлагать в странах Ближнего Востока и в Латинской Америке, где интерес достаточно большой. Проблема только в транспортной логистике, потому что основные полетные программы осуществляются через Москву. Поэтому туры в любом случае будут комбинированными», — прокомментировал Александр Мусихин.
Еще один туристический коридор на Дальний Восток намерены открыть из Беларуси. Там знают о ДФО и многие готовы ехать в регионы на краю России, как в экзотические.
«Все в Беларуси слышали бренды — Дальний Восток, Амур, Японское и Охотское моря, Камчатка. Об этом знают все. Но не все знают, где это. Емкость нашего рынка достаточно большая – в стране почти девять млн человек, один млн выездных туристов с хорошим чеком. Людей интересует не только море и отдых, но и детокс, путешествия, природный туризм. Дальний Восток для белоруссов – это экзотика. Ресурсы у людей есть, деньги есть», — рассказал председатель правления союза туристической индустрии Республики Беларусь Филипп Гулый.
По его словам, для привлечения белорусских туристов сейчас не достаточно одного агрегатора отелей, поскольку люди не знают, куда ехать, где селиться, что конкретно смотреть и посещать, где развлекаться. Нужны новые электронные площадки, которые помогут с выбором, бронированием и покупкой. Филипп Гулый предложил сконцентрироваться на образовательных турах для родителей с детьми. При этом поездки, по мнению Гулого, должны быть дополнены природными и историческими составляющими.
«Наши люди способны сюда ехать, но едут пока что единицы. Нет смысла делать турпоток из Беларуси массовым, этого не нужно, пускай он будет высокомаржинальным – достаточно состоятельных, богатых людей, крупных корпораций, которые могут провести свой отпуск в этом брендированном дальневосточном далеком и экзотическом для нас крае», — отметил Филипп Гулый.
Участники форума сошлись во мнении, что для привлечения иностранных туристов на Дальнем Востоке необходимо развивать номерной фонд, поскольку сейчас мест размещения недостаточно, также нужно продвигать туры по Дальнему Востоку, т.к. о них мало известно. Для этого нужны федеральные туроператоры, которые предложат поездки в своих филиалах на западе России и в представительствах в других странах.
Все чаще эксперты заявляют о том, что Дальнему Востоку нужны осознанные туристы, которые знают, куда они едут и с каким трепетом нужно относиться к этой территории. Директор Ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» рассказал EastRussia, какие туристы нужны ДФО, и что макрорегион готов дать гостям взамен.
- Дальнему Востоку нужен массовый турист, но как некая часть турпотока. Этот поток должен быть разнообразным: индивидуальные туры, малые группы, массовые потоки на постоянной основе. У Дальнего Востока все для этого есть: объекты показа, территории, куда массовые потоки пустить невозможно из-за экологических и природоохранных ограничений, и городская среда – крупные города и поселки, Как пример – Хабаровск. Не просто так его называют европейской столицей Дальнего Востока, причем называют его так не россияне, а иностранцы.
У туриста, который собирается куда-то ехать, основная задача – переключиться. Он на положительных эмоциях, у него множество ожиданий, он хочет чего-то неожиданного, чего-то яркого, чего-то, что оставило бы в его памяти определенный след. Дальний Восток – как раз одно из тех мест, где турист точно все это получит. Да, сюда очень сложно заманить туриста, но и сложно представить, что человек, который здесь побывал, не получил ярких впечатлений. Я таких случаев не припомню.
Когда мы по государственной программе впервые привезли на Дальний Восток детские группы с запада России, они, стоя на берегу Амура, были поражены, и говорили о том, что увидели окраину Родины. Они были очень удивлены, что это еще не окраина, что до нее еще лететь и летать. Такие примеры говорят о том эмоционально-психологическом, с положительной точки зрения шоке, которые люди испытывают, когда приезжают сюда. Они понимают, что города на Дальнем Востоке не стоят посреди глухой тайги, что по улицам не ходят медведи. Они видят современные улицы, здания, архитектуру и все, что соответствует современному городу в мировом смысле. У многих в этом плане мировоззрение перестраивается.
Сегодня все знают о российском Дальнем Востоке, постоянно слышат о нем, но когда видят его сами, то уже по-другому к нему относятся, ведь эта территория оставляет самые положительные ощущения.
Дальний Восток в 2023 году стал лидером среди макрорегионов России по притоку туристов. В этом году гостей меньше не становится, однако есть факторы, которые сдерживают развитие отрасли. О главных из них на полях III Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» EastRussia рассказал вице-президент АТОР, заместитель гендиректора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям «ТТ-Трэвел» (бренд FUN&SUN) Александр Сирченко.
- Чартерная программа создала на Дальнем Востоке пик сотрудничества между региональными и федеральными туроператорами, органами власти и бизнесом. Но только чартерами развитие туризма не ограничивается, поэтому мы работаем и на блоках мест, и продаем индивидуальные туры. Чартеры – не панацея от всех бед, и я не раз об этом говорил. Туризм способен развиваться и делать это успешно на основе любой другой перевозки, в зависимости от специфики региона – не только авиационной, но и железнодорожной или даже автобусной.
Дальний Восток без сомнения очень интересен с точки зрения туризма. Главный вопрос — как его продвигать. По моему мнению, в первую очередь нужно создавать уникальный туристский продукт, который будет привлекательным и будет обладать высокими качественными характеристиками. Речь здесь о качественных услугах, качественной инфраструктуре. Эти характеристики уже являются элементом продвижения, потому что у хорошо собранного и упакованного турпродукта будет большее преимущество перед другими.
На форуме задели вопрос, почему отельеры или авиакомпании идут навстречу федеральным, а не региональным туроператорам. А все потому, что возможностей у федерального туроператора значительно больше – информационных, маркетинговых, финансовых. К примеру, чтобы поставить чартер в регион, нужна значительная сумма в качестве депозита. Авиакомпания не полетит, не получив его, а для маленького регионального туроператора такой депозит неподъемен. Точно так же с отелями. Маленький бизнес обеспечивает загрузку отеля на 5-10%, а федеральный туроператор способен выкупить все места и предоставить отельерам более выгодные условия. Такие нюансы тоже влияют на качество турпродукта.
Я сторонник межрегиональных маршрутов, иногда даже трансграничных. Ведь интересно, например, прилетая во Владивосток или в Хабаровск, отправиться дальше в Китай, или прилетая на Сахалин, отправиться в Японию. А сейчас появилась возможность из Владивостока отправиться в Северную Корею — на самолете или на поезде. Межрегиональные и трансграничные маршруты интересны разнообразием впечатлений. В этом их главное преимущество. Да, по цене они дороже, чем посещение
одного региона, но полученные впечатления все компенсируют. К тому же в таких поездках можно совместить посещение природных достопримечательностей с архитектурными, культурными и гастрономическими. Но здесь многое зависит от специфики самого региона, потому что страна у нас большая и не всегда можно успешно реализовать межрегиональные маршруты.
В преддверии высокого туристического сезона на Камчатке, когда путешественники вынашивают планы на очередной экстремальный отпуск, мы побеседовали с опытным гидом-проводником Антоном Климовым, который рассказал, от чего начинает нервно дергаться глаз у проводника, чего точно не стоит делать, путешествуя по Камчатке. Ну и, конечно, дал пару дельных советов по подготовке к путешествию.
Антон Климов, 40 лет, инструктор-проводник, имеет второй разряд по альпинизму, третий разряд по спортивному туризму, имеет жетон «спасение в горах». КГАУ ДО Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий – заведующий отделом туризма, инструктор-проводник туроператора Enjoy Kamchatka, участник длительных зимних экспедиций в том числе с восхождением на семитысячники бывшего Советского союза.
– Антон, как правило, люди, занимающиеся туризмом и альпинизмом, полностью пропитаны этим и не представляют жизни без адреналина, который получают от этих занятий. Как вы встали на этот путь?
– Все эти походы, полеты, горные лыжи – моя страсть, от которой я получаю жизненное удовольствие. Я родом из Астрахани, на Камчатке с 2009 года и с тех пор занимаюсь туризмом, но профессионально начал работать с 2019 года. Десять лет занимался наукой – работал в КамчатНИРО, изучал лососей. С 2015 года меня утянуло в альпинизм, который тесно переплетен с туризмом. Так вышло, что у меня получилось зарабатывать на своем хобби, поэтому я с удовольствием реализую свою страсть во благо семейного бюджета.
– Расскажите, как устроена ваша работа в коммерческом туризме: кто ваши клиенты, откуда чаще приезжают?
– Коммерческий туризм устроен одинаково – люди прилетают на Камчатку и хотят повидать красоты. Стоит различать массовый туризм и индивидуальный. Когда группа большая, то невозможно быть в постоянном контакте со всеми, фокус внимания направлен на безопасность. А при индивидуальном туре, уже непосредственно с гостями общаешься тет-а-тет, не просто отдавая информацию, а рассказываешь то, что интересно в данный момент данному человеку. Индивидуальные туры, конечно, дороже, чем массовые.
Люди приезжают разные, но это те, кто может заплатить чуть больше денег за свое путешествие. В основном, едут из Москвы и Санкт-Петербурга, также из-за границы, но наши бывшие соотечественники. Чаще это предприниматели и топ-менеджеры компаний. Возраст абсолютно разный, от молодежи до пенсионеров. Приезжают парами, семьями, с детьми. Местные с нами не ходят – те, кто имеет возможности для такого отдыха, имеют свои связи, свои места.
– Какие маршруты предлагаете, куда водите?
– Все зависит от потребностей гостей, у нас очень пластичные туры. Обычно предлагаем наши стандартные маршруты – вулканы Горелый, Мутновский, Вилючинский, Толбачик, Авачинский, Козельский – где можно походить пешком, куда можно доехать на джипах. Но главная наша фишка – это вертолетные туры, летаем от Ключевской сопки до острова Онекотан на Курилах.
Вертолетный туризм позволяет за короткий промежуток времени очень много посмотреть и много, где побывать: в один день набрать лаву на Толбачике, потоптать Малый Семячик, посмотреть Долину гейзеров с Узоном, погулять на берегу Тихого океана, а потом половить рыбу где-нибудь на западе. Можем остановиться возле живописного водопада, разложить большой стол и оценить камчатские деликатесы, которые приготовит на месте наш повар. Вертолеты – это дорого, под миллион в день, но спрос есть.
– Что заставляет нервничать инструктора-проводника на Камчатке? Что вас может раздражать в туристах?
– Особенно меня волнуют люди, которым хочется запечатлеть каждый камушек, каждую песчинку на Камчатке. Идешь ты, к примеру, рассказываешь интересную историю, оборачиваешься – а рядом уже никого, все на какую-то стену полезли. Часто это дети, конечно. К ним особый, трепетный подход нужен, сначала достучаться до них, чтобы тебя всерьез воспринимали. Но мы со всеми находим общий язык, ну или максимально прикладываем к этому усилия. Что еще пугает – когда прилетают люди, которые о Камчатке знают больше, чем ты. Это заставляет очень напрягаться и вспоминать, все что знаешь, все чему тебя учили и пока летишь, листать справочники. Обычно о таких мы узнаем заранее и начинается доскональная подготовка. А бывают и такие, за кого приходится практически ноги передвигать, указывать куда встать, буквально человека за руку вести.
– Чего точно не стоит делать вашему гостю?
– Точно не стоит, приезжая на Камчатку, пускать что-то на самотек. То, что не запланировали заранее, осуществить непосредственно на месте будет крайне сложно. Камчатка – это про четкое планирование всех маршрутов и всех развлечений. Да и погода у нас плохо прогнозируема. Сразу оговариваем с гостями, какие варианты могут быть на непогоду. Бывают такие туристы, которые, узнав, что будет плохая погода на вулкане, рвутся туда и требуют «прохватить жести». Отговариваем, конечно.
– А бывали случаи, когда гости в чем-то вас не послушали и случился форс-мажор?
– Совсем неприятных случаев не было и, надеюсь не будет, но были реально опасные ситуации. Раньше мы водили группы прямо в кратер Мутновского вулкана (после схода селя эту тропу закрыли), внутри кратера есть активные фумаролы, которые сильно дубасят горячим кислотным вонючим паром. Спустившись к ним, группу заволокло этим дыханием вулкана так, что мы оказались как будто в густом тумане – ничего не видно. И народ прям запаниковал и засобирался разбегаться в разные стороны. Пришлось очень громко рявкнуть, чтобы все остановились и подошли ко мне – опыт работы с детьми. И сработало. Все хорошо. А бежать там некуда – обрывы и бурная река.
А однажды мы гуляли на вулкане и внезапно подул сильный порывистый ветер, сверху начало сдувать камни прямо на нас. А группа уже почти подошла к активной воронке, но пришлось всех разворачивать в обратный путь. Все смелые, бурно возмущались, конечно. Однако послушались. Потом благодарили.
– Какую бы вы дали классификацию туристам, на какие условные группы их можно разделить?
– Когда прилетает задорная молодежь – это все, это дайте нам все тут по максимуму. Те, кто в возрасте, часто приезжают с позицией умудренных опытом путешественников, желающих посмотреть terra incognita, рассмотреть все досконально, не торопясь, с чувством, с толком, с расстановкой. А есть гости с такой позицией: у нас есть возможности на все, поэтому мы берем Камчатку и гуляем здесь на всю катушку. Ко всем стараемся найти подход. Благо, на Камчатке есть развлечения на любой вкус и цвет.
– Как начинается и проходит ваш день, когда запланирован тур?
– День выхода начинается с 11 вечера предыдущего – готовим машины, собираем необходимое снаряжение, пакуем вещи в вертолет. Встаем в 5 утра, быстрый завтрак и на выход. Когда подъезжают гости, то никакой нашей суеты не видят. Наверное, думают, что мы тоже недавно встали.
– Хватает времени на семью и отдых?
– В сезон, когда идет активная работа, жена знает, что некоторое время я буду недоступен. Занятость абсолютная, круглосуточная: могут и в 2 часа ночи позвонить и попросить что-то сделать. Жаркие денечки. Сезон начинается с июня, но самая жара – с середины июля по начало сентября.
– Дайте какие-то практические советы – как нужно готовиться к походу, стоит ли брать свое снаряжение, какие есть нюансы?
– Прежде всего всех призываю задавать как можно больше вопросов менеджерам при планировании поездки. Не стесняйтесь, даже если кажется, что вопросы глупые. Чем больше вопросов, тем больше шансов, что меньше проблем будет на месте. Наши менеджеры подробно все описывают, и мы подключаемся – можем проконсультировать какую и где купить одежду в вашем городе, вплоть до марки и нужного размера. Конечно, мы можем обеспечить и аренду всего необходимого, но свое – однозначно лучше. Тем более, что после активного отдыха на Камчатке может появиться зависимость и тяга к дальнейшим приключениям.
– Какое лично ваше самое интересное путешествие?
– Самое крутое и сложное – это восхождение на семитысячники: пик Хан-Тенгри в Киргизии и пик Евгении Корженевской в Таджикистане. К каждому готовились не меньше года. Тренироваться мы никогда не прекращаем, но тут нужна специальная подготовка. Подъем занимает от трех недель до месяца – нужно прилететь в район и начать акклиматизацию: сначала вокруг походить, либо подниматься постепенно на саму гору, понемногу увеличивая путь. Организму нужна настройка на высоту, на холод, на работу в дефиците кислорода. Это не дается быстро.
– Что бы вы хотели сказать туристам – вашим потенциальным гостям?
– Камчатка – это одно из самых интересных мест на планете. В России – не побоюсь сказать – это самое интересное место. Однако тут сложно и физически, и морально: Камчатка – край с недостаточно развитой инфраструктурой, поэтому тут самая настоящая дичь. И почувствовать ее стоит многого – здесь организм начинает работать, как задумано природой.
В регионах Дальнего Востока фиксируется увеличение туристического потока. На этом фоне необходимы модернизация туристической инфраструктуры и создание новых средств размещения. При этом реализация масштабных проектов отрасли в настоящее время осложнена в связи со сложностями кредитования и увеличением срока окупаемости проектов. Власти заявляют о намерении расширить поддержку отрасли. Кроме того, создание новой инфраструктуры на природных территориях вызывает противоречия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки, нанесения вреда природным ландшафтам, природным памятникам, флоре и фауне территорий.
Согласно предварительным данным, туристический поток (по количеству поездок) на Дальнем Востоке по итогам 2024 г. составил 6,6 млн поездок, что почти на 5% больше, чем годом ранее (в 2023 г. – 6,3 млн). Большая часть турпотока пришлась на Приморский и Хабаровский края. Так, в Приморье, которое является дальневосточным лидером в сфере туризма, показатель в прошлом году составил 2,3 млн поездок. На Хабаровский край пришлось 1,4 млн поездок. На третьем месте по числу поездок находится Бурятия (856 тыс.).
Тем не менее при постепенном росте туристического потока отрасль на Дальнем Востоке испытывает ряд проблем. Так, сроки реализации крупных туристических проектов в макрорегионе увеличиваются в связи с высокими ставками по кредитам. Например, сроки реализации строительства второй очереди горнолыжных трасс в рамках курорта «Горный Воздух» в Южно-Сахалинске перенесены на 2027-28 гг. Проект по строительству 45 км новых трасс реализует компания ООО «СЗ МС»[1]. При этом прогнозируются сложности с окупаемостью строящихся гостиниц в отсутствие достроенной инфраструктуры.
В настоящее время в рамках «Горного Воздуха» функционирует 25 трасс на горах Большевик и Красная общей протяженностью более 42 км и 5 канатных дорог. К 2030 г. протяженность горнолыжных трасс планируется увеличить до 90 км, число канатных дорог - до 9. Ожидается, что число посетителей курорта к данному времени вырастет с 280 тыс. (результат 2024 г.) до 630 тыс. человек в год. В рамках курорта компания «Лиго гостеприимство» намерена создать круглогодичное спа-пространство с термальным комплексом и бассейнами под открытым небом в долине реки Еланька. ООО «Рекорд» возводит пятиэтажный гостинично-термальный и физкультурно-оздоровительный комплекс на 120 номеров. Компания «Гамма» намерена завершить строительство пятизвездочного гостиничного комплекса на 251 номер. Компания «Хилл Топ» строит пятизвездочную гостиницу на 205 номеров.
В то же время у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» (считается подконтрольным экс-главе Минсельхоза РФ А.Ткачеву) намерено создать туристический кластер – гостиницы на 1,66 тыс. номеров, с подвесной канатной дорогой, горнолыжными трассами и системой искусственного оснежения, а также ресторанами и кафе. Изначально компания намеревалась приступить к строительству объектов в 2023 г. и завершить их в 2024 г. В июне 2024 г. в «Мантера-Групп» сообщали о планах начать строительные работы в 2025 г. и завершить их в 2027 г.
В Амурской области пока не завершено строительство трансграничной канатной дороги «Благовещенск – Хэйхэ (КНР)»[2]. По состоянию на январь текущего года ее готовность составляла 40%. Запустить объект в тестовом режиме предполагается не ранее июля 2025 г. Изначально планировалось завершить работы еще во второй половине 2022 г., а ввести объект в эксплуатацию – в 2023 г. Затем сроки были перенесены на 2025 г. Проект предусматривает объем пассажирских перевозок в 6-7 тыс. человек в сутки, 457 человек в час и 2,5 млн человек в год (целевой пассажиропоток в обоих направлениях). Объем инвестиций в строительство оценивается в 12 млрд рублей.
Также на Дальнем Востоке наблюдается отмена планов по некоторым проектам. В частности, в январе текущего года «Корпорация развития Дальнего Востока» подала в арбитражный суд Приморского края иск о расторжении соглашения с компанией ООО «Владивосток гольф и резорт», намеревавшейся построить в Приморье гольф-клуб и курорт в селе Олений (Артёмовский городской округ). Общая сумма инвестиций в проект оценивалась в 2,44 млрд рублей. В июле 2024 г. суд по иску КРДВ изъял у компании пять земельных участков, на которых предполагалось разместить курорт. По версии следствия, в 2020-23 гг. предприниматель О.Дроздов привлек к строительству объекта подконтрольные ему ООО «Владивосток гольф и резорт», ООО «Гипстрой» и ООО «Платинум Девелопмент», став и заказчиком, и исполнителем проекта. В результате О.Дроздов по подложным документам смог получить более 63 млн рублей налоговой компенсации.
Вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев в декабре во время визита в Южно-Сахалинск сообщал, что в связи с текущей процентной ставкой в государственной поддержке туризма на Дальнем Востоке приоритет будет отдаваться рекреационным проектам в силу их более продолжительного срока окупаемости. В конце прошлого года правительство расширило меры поддержки регионов в рамках государственной программы «Развитие туризма». С 2025 г. субъекты будут получать субсидии на строительство инфраструктуры для создания круглогодичных курортов в рамках нового федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал», а также дополнительную поддержку на развитие туристических кластеров. Федеральное софинансирование будет направлено не только на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для развития туристических кластеров, но и на благоустройство общественных пространств, строительство и реконструкцию пирсов, причалов и берегозащитных сооружений, проведение противооползневых, берегоукрепительных работ и мероприятий по инженерной защите территорий. Также в госпрограмму добавлены правила предоставления субсидий регионам на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для создания федеральных круглогодичных курортов. На эти цели поддержку получат Иркутская область, Бурятия и Приморский край, участвующие в проекте «Пять морей и озеро Байкал».
Между тем в Приморском крае завершается строительство скоростной канатно-кресельной дороги на горнолыжном курорте «Арсеньев» (гора Обзорная) протяженностью 1,5 тыс. м. В рамках курорта также осуществляется обустройство горнолыжных трасс общей протяженностью 12 км. Полностью строительные работы на курорте предполагается завершить в текущем году. «Арсеньев» будет включать в себя водно-оздоровительный комплекс с крытым и открытым бассейнами, отелем на 255 номеров, апартаменты, сервисно-туристический центр, ресторан и автопарковку. Стоимость проекта оценивается в 9,3 млрд рублей (инвестор «Приморье СпортОтельИнвет»[3]). «Арсеньев» расположен на территории краевой спортивной школы олимпийского резерва и спортивно-туристического центра «Салют». Открытие «Арсеньева» намечено на конец 2025 г.
Кроме того, в Приморье в конце 2024 г. была определена компания, которая займется строительством аквапарка «Аквапарадайз» на острове Русский (Владивосток) по заказу специальной проектной компании «Истерн Аква Парадайз» (создана корпорацией «Туризм.РФ» совестно с генподрядчиком). Генподрядчиком стало ООО «СМУ 882»[4]. В состав туристического комплекса войдут гостиница категории 4 звезды на 303 номера, торгово-развлекательный центр с аквапарком, спортивно-оздоровительный центр с 50-метровым спортивным бассейном и крытыми теннисными кортами, а также многоуровневая автостоянка. Проект рассчитан на посещение до 300 тыс. человек в год. В настоящее время на объекте ведутся работы по устройству буронабивных свай. Тем не менее в декабре власти Приморья также сообщали, что сроки реализации данного проекта переносятся. Известно, что Корпорация ВЭБ.РФ открыла для инвестора льготную кредитную линию.
Что касается создания новых средств размещения в дальневосточных регионах, то во Владивостоке компания ООО «Стройстайл»[5] намерена построить шестиэтажный отель на улице Береговая на 53 номера, инвестировав в него 371,1 млн рублей. Ввести комплекс в эксплуатацию предполагается в 2028 г. Тем не менее сама компания «Стройстайл» в последнее время испытывает финансовые трудности – прошлый год она завершила с чистым убытком в размере 1,4 млн рублей, предприятие не приносит доход с 2012 г.
Тем временем в Иркутске в декабре был открыт пятизвездочный отель Rodina на месте бывших Курбатовских бань, снесенных в 2018 г. Гостиничный комплекс включает спа-зону с бассейном, банями и саунами. Инвестором выступил холдинг En+ О.Дерипаски. В компании заявили о планах открыть до 2033 г. еще три новых отеля категории 5 звезд в Иркутске под тем же брендом Rodina.
В Камчатском крае ведутся работы по строительству загородного гостиничного комплекса «Хонка Камчатка», который является частью более крупного инвестиционного проекта по строительству гостиничного комплекса Cosmos Collection Kamchatka[6] на земельных участках общей площадью 250 га. До конца 2027 г. инвестор, ООО «Космос отель Камчатка»[7], планирует построить гостиницу категории 5 звезд на 85 номеров с административным комплексом, рестораном, многофункциональным комплексом и спа-центром. Общая сумма инвестиций в проект оценивается в более чем 2 млрд рублей. Статус резидента ТОР «Камчатка» в январе текущего года получило ООО ДЦ «Жемчужина Камчатки»[8], которое реализует в селе Паратунка (Елизовский район) проект по созданию санаторно-курортного комплекса категории 3 звезды на 250 номеров.
Компания намерена инвестировать в проект до 3 млрд рублей. На первый квартал 2025 г. намечено открытие малого спа-комплекса с термальным бассейном и модульных гостевых домов на 32 номера. Во втором квартале 2026 г. работу должен начать главный оздоровительный комплекс, дополнительные гостевые дома, ресторан и большой спа-комплекс с термальными бассейнами. Ожидается, что комплекс будет принимать около 146 тыс. человек в год.
Кроме того, в Магаданской области компания «Бухта Нагаева» (учредители – «Туризм.РФ» и АО «Космос ОГ» (также принадлежит Cosmos Hotel Group)) в феврале текущего года приступила к строительству первой в регионе гостиницы категории 4 звезды на 121 номер. Проект также включает ресторан, спа-центр и конференц-зал. Гостиница будет расположена в береговой зоне Охотского моря, вблизи парка «Маяк». Объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Завершить строительство предполагается в конце 2026 г.
В декабре минувшего года Минвостокразвития зарегистрировало трех новых резидентов в особой экономической зоне (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» в Байкальске Иркутской области. Компания «БайкальскТуристГарант»[9] планирует построить гостиничный комплекс категории 4 звезды, в состав которого войдут гостевые дома, ресторан и модульные бани. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2028 г. Компания ООО «Байкальская сказка»[10] к 2029 г. планирует построить гостиничный комплекс категории 3 звезды, включающий 23 гостевых дома, кафе, банный комплекс и бассейн. ООО «Гостиничный сервис»[11] намеревается в 2028 г. построить гостиничный комплекс на 10 одноэтажных гостевых домов, спа-комплекс и ресторан. Общий объем инвестиций в эти три проекта оценивается в сумму около 1,5 млрд рублей.
Создание новых средств размещения в Иркутской области и Бурятии связано с планами по увеличению туристического потока на озеро Байкал. Тем не менее новые проекты на побережье Байкала вызывают разногласия в связи с рисками роста антропогенной нагрузки на природные территории. В частности, осенью минувшего года жители байкальского острова Ольхон (самый крупный остров на озере) выступили против реализующихся проектов по созданию туристической инфраструктуры[12] на мысе Саган-Хушун (входит в состав Прибайкальского национального парка, является охраняемой территорией федерального значения[13]), который является частью популярного туристического маршрута «Север острова Ольхон».
На мысе планировалось оборудовать поверхностные настилы для пешеходов, информационный центр для туристов, парковку, биотуалеты, подвесные воздушные конструкции, беседки, качели и смотровую площадку. Летом 2024 г. на территории природного объекта были установлены подвесные мосты, что вызвало общественный резонанс и привлекло внимание правоохранительных органов. В итоге жители Ольхонского района направили обращение в адрес президента РФ В.Путина. В конце октября Ольхонская природоохранная прокуратура подала иск о запрете деятельности по обустройству мыса. Исковые требования предъявлены к ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»[14] и крымской региональной общественной организации «Фрирайт» (подконтрольна Минспорта РФ) - от них требуется прекратить обустройство мыса до получения согласования документации по обеспечению сохранности объекта культурного (археологического) наследия «Городище Саган-Хушун». Ранее проверка прокуратуры выявила, что работы по благоустройству не были согласованы со службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области. По материалам прокурорской проверки полиция возбудила уголовное дело из-за повреждения облика объекта археологического наследия. Прокуратура оценивает ущерб на более чем 182 тыс. рублей.
Также в декабре 2024 г. депутат Госдумы от Иркутской области А.Якубовский («Единая Россия») назвал спорным решение о строительстве на Ольхоне колеса обозрения – в поселке Хужир. Конструкцию переносят из иркутского спорт-парка «Поляна», монтаж установки осуществляется на территории турбазы. Депутат заявил о намерениях выяснить правовые основания установки объекта.
Следует отметить, что в конце минувшего года в Иркутской области были утверждены границы охранных зон еще шести памятников природы регионального значения, включая популярные для посещения туристами скалы-останцы Олхинского плато (скальники «Витязь», «Идол» «Старуха», «Царские ворота») на территории Шелеховского района. Также охранные зоны установлены у Умбельского источника с радоновой водой в Казачинско-Ленском районе и у Нижнеудинских пещер в предгорьях Восточного Саяна в Нижнеудинском районе.
Кроме того, в Забайкальском крае в конце 2024 г. была создана новая особо охраняемая территория – «Норбо-Банзад», центром которой является древний кедр (сибирская сосна) 1,4 м в диаметре ствола. Дерево имеет сакральное значение для местных буддистов, является местом паломничества. Памятник природы «Норбо-Банзад» расположен в 20 км от лэнд-арт парка «Тужи» в Хилокском районе.
В отдельных муниципалитетах продолжают распространение туристического налога. С 1 января 2025 г. туристический налог был введен в поселке Листвянка Иркутской области (Иркутский район), расположенном на побережье Байкала. Он составляет 1% от стоимости проживания в отелях и гостиницах, которые входят в реестр аккредитованных объектов, но не менее 100 рублей в сутки. Кроме того, с начала текущего года туристический налог действует еще в шести муниципалитетах Иркутского района – Большереченском, Молодежном, Уриковском, Хомутовском, Ушаковском, Голоустненском муниципальных образованиях.
В Приморье туристический налог с 1 января действует во Владивостоке, он взимается с организаций и физлиц, оказывающих услуги по предоставлению мест для проживания. В первый год его размер составляет 1% от налогооблагаемой базы. Ставка будет повышаться ежегодно – до 5% в 2027 г. Собранные средства планируется направлять на обустройство мест, посещаемых туристами. В Хабаровском крае туристический налог планируется ввести на территориях Хабаровска, Комсомольского, Нанайского и Хабаровского районов.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Южно-Сахалинск, учредитель – ООО «СЗ Долина Айна» (принадлежит ООО «Самсон-Инвест» С.Гаспаряна и М.Покшиной).
[2] Проект реализует «Агентство развития проектных инициатив» (АРПИ, входит в ГК «Регион» С.Сударикова).
[3] Учредители – ООО «Эко-Планета» Н.Шленцова, ООО «ДОМ.РФ Капитал».
[4] Связано с владивостокским ООО СЗ «ПИК» (учредители – М.Яковлев, В.Суханов, Е.Кармазин).
[5] Является дочерней компанией ООО «Интеб», основным владельцем которого с долей 80% является Р.Николаева – мать экс-мэра Владивостока В.Николаева.
[6] В конце 2023 г. структура АФК «Система» (ООО «Заря») стала владельцем проекта гостиницы, который изначально намеревался реализовать в регионе О.Тиньков. С середины декабря 2023 г. «Хонка Камчатка» принадлежала компании ООО «Росса Ракенне Спб» (российский дистрибутор концерна по производству финских домов Honka). С августа 2021 г. владельцем «Хонка Камчатка» была кипрская Woorlon Holdings Ltd.
[7] Подконтрольно ПАО АФК «Система».
[8] 35% принадлежит региону, 64,27% у М.Сиволдаева.
[9] Улан-Удэ, учредитель – С.Дашинимаева.
[10] Учредитель – О.Стародубцева.
[11] Байкальск, учредитель – И.Торженсмех.
[12] Строительство туристической инфраструктуры на Саган-Хушуне является частью проекта предварительного плана рекреационной деятельности Прибайкальского национального парка на 2024-34 гг. В августе прошлого года он был утвержден научно-техническим советом при ФГБУ «Заповедное Прибайкалье».
[13] Объект археологического наследия, включен в реестр объектов культурного наследия народов РФ.
[14] В его состав входят четыре особо охраняемые природные территории: Байкало-Ленский заповедник, Прибайкальский национальный парк (куда относится остров Ольхон), заказники федерального значения «Тофаларский» и «Красный Яр». Административно подчиняется Минприроды РФ.