Дальний Восток вдвое опередил среднероссийские показатели по темпам увеличения строительства
Темпы развития жилищного строительства на Дальнем Востоке продолжают опережать общероссийские. При этом спрос активно поддерживает льготная ипотека. В то же время площадь введенного жилья на одного жителя ДФО пока остается ниже, чем в среднем по стране, сохраняя потенциал для дальнейшего роста. Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал».
Городам и людям
По данным Минвостокразвития, в 2023 году Дальний Восток вдвое опередил среднероссийские показатели по темпам увеличения строительства (+19% против +8% в среднем по РФ) и втрое — по вводу жилья (+26% против +8% в РФ). Объем введенной жилплощади, достигший 4,5 млн кв. м, явился максимальным за последние 30 лет. Тем не менее потенциал роста еще не исчерпан: площадь введенного жилья на одного жителя в ДФО составила 0,57 кв. м, тогда как в среднем по стране — 0,75 кв. м.
Положительная динамика жилищного строительства за период с 2021 года наблюдается по девяти субъектам Дальневосточного федерального округа. Наиболее крупные рынки первичного жилья по многоквартирной застройке сложились в Приморье (по итогам 2023 года введено в строй 495 тыс. кв. м) и Хабаровском крае (342 тыс. кв. м), отмечает директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. Для сравнения, с двукратным отставанием от них идут Якутия и Бурятия, где построено 172 тыс. и 161 тыс. кв. м.
Самая доступная из ипотек
Ведущим фактором, влияющим на объемы застройки, является льготная ипотека. В 2023 году жителями ДФО оформлено 128,5 тыс. различных ипотечных соглашений на 540,5 млрд руб. Во всех регионах федерального округа наблюдалось увеличение выданных кредитов (средняя сумма — 4,2 млн руб.), причем взрывной рост произошел в Бурятии и Забайкальском крае.
Как сообщили в ФАНУ «Востокгосплан», средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным дальневосточникам, на конец 2023 года составила 6,35%, что на 1,56 п.п. ниже, чем в среднем по России. Безусловно, определенную роль здесь сыграла программа «Дальневосточная ипотека», предусматривающая процентную ставку не выше 2%. Наиболее активно ей пользуются жители Приморья, Якутии и Хабаровского края.
В прошлом году из всех ипотечных кредитов, выданных в ДФО, почти треть была оформлена по «Дальневосточной ипотеке». По сравнению с предыдущим годом число семей, которые благодаря ей оформили сделку, увеличилось на 38%, до 34,6 тыс. Объем кредитования вырос на 46%, до 166,8 млрд руб.
Всего же в рамках «Дальневосточной ипотеки», начиная с декабря 2019 года, построено или приобретено более 110 тыс. квартир. Размер выданных кредитов суммарно превысил 0,5 трлн руб.
Вместе с тем подавляющая часть жилплощади сегодня вводится в административных центрах. По сути, они формируют макрорегиональный рынок жилья. Например, доля Владивостока в продажах своего региона оценивается в 80%, Благовещенска — 74%, Южно-Сахалинска — 84%. В столицах других субъектов ДФО этот процент еще выше – более 90%, информирует Станислав Таратунин.
Не квартирой единой
Ситуацию возможно несколько изменит реализация мастер-планов дальневосточных городов, социально-экономическое развитие которых не мыслимо без возведения нового жилья. Напомним, из 25 муниципальных образований ДФО, разработавших стратегии пространственного планирования, больше половины не являются столичными городами.
К тому же в основе каждого мастер-плана — вопросы улучшения городской инфраструктуры, что должно стимулировать активность застройщиков. «Основной проблемой для дальнейшего ввода жилых микрорайонов является дефицит мощности объектов коммунальной инфраструктуры и магистральных сетей для технического присоединения жилых микрорайонов», — подчеркивает зампред правительства Амурской области Павел Матюхин.
Сам жилищный вопрос не теряет актуальности для населения. По данным Минвостокразвития, в числе основных тем, которые волнуют людей, более трети опрошенных (36%) назвали доступность и состояние жилья. В 2023 году, информирует «Востокгосплан», доход только 43% домохозяйств макрорегиона позволял приобрести квартиру на первичном или вторичном рынке с использованием собственных и заемных средств. Уровень доступности жилья на Дальнем Востоке сохранился на уровне 2022 года.
Вместе с тем стоимость 1 кв. м жилплощади на первичном рынке остается одной из самых высоких по стране. Причем темпы роста денежных доходов дальневосточников отстают от темпов роста цен на недвижимость. Сократить этот разрыв как раз и должно повышение общего экономического уровня, влияющего на увеличение реального достатка населения, на что, в том числе, направлена стратегия пространственного развития.
«Мастер-план — это наглядный документ для людей, в котором они могут понимать, как город будет выглядеть, какие отрасли в нем будут развиваться. Потому что в конечном итоге люди выбирают для жизни тот город, в котором они видят свое будущее и своих потомков», — справедливо указывает управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин.
Районы, кварталы Дальнего Востока
Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал», в рамках которой предполагается построить жилья примерно для 65 тыс. человек. Ожидается, что за счет предоставляемого застройщикам набора льгот и преференций будет сдерживаться рост себестоимости вводимой жилплощади, которая только за прошлый год выросла на Дальнем Востоке почти на 30%.
К настоящему времени в рамках программы «Дальневосточный квартал» проведены конкурсы и отобраны победители среди застройщиков по семи городам. Речь идет о Благовещенске (за время действия контракта предполагается ввести 334 тыс. кв. м жилплощади), Петропавловске-Камчатском (125 тыс. кв. м), Чите (238 тыс. кв. м), Биробиджане (176 тыс. кв. м), Хабаровске (312 тыс. кв. м), Улан-Удэ (216 тыс. кв. м) и Корсакове (на первом этапе — 50 тыс. кв. м).
Последний на первый взгляд выбивается из «столичного» списка. Тем не менее Корсаков тяготеет к Южно-Сахалинской агломерации, а кроме того, как ожидается, он станет точкой экономического роста в южной части Сахалина, где построят глубоководный морской порт, будет сконцентрирована переработка морепродуктов с крупным центром дистрибуции рыбной продукции. Модернизация портовой зоны и строительство жилья в городе должны идти параллельно, считает сахалинский губернатор Валерий Лимаренко.
Реализация новой жилищной программы с совокупным объемом строительства 1,8 млн кв. м жилья ориентировочно рассчитана до 2034-2036 годов. Взамен точечной застройки под «Дальневосточный квартал» отводятся обширные участки земли, которые, помимо многоэтажек, будут последовательно застраиваться социальными объектами.
Население сможет приобретать здесь жилье, в том числе, по льготному кредитованию. Часть квартир планируется сдавать в аренду по расценкам ниже среднерыночных, и примерно 20% от общей площади застройщик предоставит к выкупу регионам для социальных нужд. Это, в частности, позволит более активными темпами расселять людей из ветхих и аварийных домов.
Переселение из аварийного жилфонда в последние годы осуществляется по программе Фонда развития территорий, напомнил мэр Петропавловска-Камчатского Константин Брызгин. Вместе с тем, добавил он, нужно, чтобы эта проблема решалась быстрее. «Работа осложняется по объективным причинам: реализация программы не предусматривает обязательное строительство нового жилья, переселение может производиться и во вторичный фонд. С этим не всегда согласны жильцы. Это уходит в судебные разбирательства, споры, которые длятся годами. Поэтому темпы расселения не такие, как хотели бы видеть. Выход из этой ситуации один – это стимулирование и развитие жилищного строительства», – убежден градоначальник.
«Win-win» по-дальневосточному
В свою очередь инвестор, участвующий в программе «Дальневосточный квартал», получает господдержку при получении земли и налоговых льгот, которые ему предусмотрены по аналогии с резидентами ТОР. Строительная организация сможет воспользоваться сокращенными процедурами согласования и утверждения документации по планировке территории, разрешению на ввод в эксплуатацию и прочими административными преференциями. И конечно, ей будет оказываться помощь в строительстве инженерной инфраструктуры. Все эти механизмы помогут застройщику своевременно выполнить взятые на себя обязательства, подчеркивают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
Согласно условиям конкурса, девелоперу необходимо обладать достаточным опытом массового строительства многоквартирных домов (объем ввода жилья за последние пять лет должен составить не менее 60 тыс. кв. м жилья), и на сегодня в проект зашли как региональные, так и федерального уровня компании.
«Действительно, мы активно участвуем в реализации программы «Дальневосточного квартала», верим в ее перспективность, — рассказал EastRussia директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. — Комплексность и приоритетность в реализации таких программ позволяют девелоперам с уверенностью смотреть в будущее и рассчитывать на успешность реализации своих проектов в регионе. Меры поддержки, которые предоставляет Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и регионы (строительство инфраструктуры, налоговые льготы, квоты на работников из дружественных стран и пр.) делают эти проекты востребованными».
Государство за счет предлагаемого строителям пакета льгот, помимо прочего, намерено влиять на ценовую составляющую проекта, отмечали ранее в Минвостокразвития. Стоит сказать, за 2023 год себестоимость строительства жилых помещений на Дальнем Востоке выросла на 29,5%. Постройка 1 кв. м в многоквартирных домах на начало этого года в среднем по ДФО оценивалась в 73,2 тыс. руб. (в разрезе регионов присутствует значительная дифференциация, например, между Чукоткой и Бурятией цена может различаться почти в шесть раз). По мысли властей, за счет преференций у строительных компаний снизятся издержки по строительству жилья, что отразится на себестоимости квадратного метра.
Первые квартиры в отдельных локациях «Дальневосточного квартала» запланированы к сдаче в 2025-2026 годах.
Павел УсовДальневосточный Федеральный округ уже несколько лет держит российское лидерство по темпам развития строительной отрасли. О факторах, благодаря которым ДФО стал «чемпионом страны» в этой области, рассказали эксперты ФАНУ «Востокгосплан».
Справка:
Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») выполняет научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы в области социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики. Главные направления деятельности «Востокгосплана» – экспертное сопровождение Минвостокразвития России, мониторинг и оценка развития территорий, комплексное моделирование отраслей и процессов, разработка прогнозов социально-экономического развития и другие
Магия цифр
По данным экспертов «Востокгосплана», Дальневосточный Федеральный округ, по меньшей мере, последние пять лет демонстрирует темпы и объемы сдачи строительных объектов, значительно превышающие общероссийские. Так, по итогам 2023 года объем выполненных строительных работ в ДФО составил 1,4 трлн рублей. Тем самым федеральный округ превысил собственные показатели предыдущего, 2022-го, года на 19,3%. В среднем по России отмечался рост на 7,9%.
Тенденция продолжилась в 2024 году. В первом квартале объем ввода жилых помещений в ДФО достиг 1,3 млн кв. метров. Таким образом, прирост по сравнению с тем же периодом 2023-го составил 108,1%, а по России в целом – 101,5%. Индекс физического объема выполненных строительных работ на Дальнем Востоке в это же время достиг 109,4% – на 5,9% больше общероссийского.
Данные за первые шесть месяцев 2024-го выглядят вроде бы спокойнее. Но, во-первых, побить рекорд аналогичного периода 2023-го действительно сложно.
«В первом полугодии объем строительных работ в ДФО сократился на 1% на фоне высокой базы I полугодия 2023 года (121,5%). По регионам динамика разнонаправленная, в 6 регионах из 11 наблюдается рост показателя», – сообщили в «Востокгосплане».
А во-вторых, все зависит от того, с чем сравнивать. Дальний Восток чуточку «притормозил» относительно самого себя, но лидерство в масштабах страны по-прежнему за ним.
«За январь – июнь 2024 года опережающие темпы роста строительства жилья в ДФО сохраняются – 117,5% (в РФ – 102,5%). Введено 2,3 млн кв. метров жилых помещений», – уточняют эксперты.
Если же сопоставить показатели первого полугодия 2024-го с теми, что наблюдались всего пять лет назад, то «дальневосточный прорыв» будет совершенно очевиден. По данным Востокгосплана, за первые шесть месяцев 2019 года в ДФО было введено 809 тыс. кв. метров жилья – сейчас почти втрое больше (2,34 млн). Рост за пять лет в среднем по РФ составил 1,77 раза.
А теперь самое время разобраться, в чем состоят «секреты успеха» строительной отрасли в ДФО.
Не только жилье
Для обычного человека «строительство» = «жилищное строительство». Для специалистов это, разумеется, не так. Колоссальные объемы строительных работ в ДФО в 2022, 2023 и первом полугодии 2024 года связаны в первую очередь со сдачей в эксплуатацию больших промышленных объектов.
По данным Востокгосплана, по итогам 2023 года около 70% объема строительных работ на Дальнем Востоке дало завершение крупных инвестиционных проектов в четырех регионах. В Приамурье это, в частности, объекты АГПЗ, АГХК, космодрома Восточный, БАМа и Транссиба. В Якутии – инфраструктура газопровода «Сила Сибири», в Хабаровском крае – ГОК на Малмыжском месторождении, в Приморском – ССК «Звезда», НЗМУ, порты «Суходол», «Аврора», «Вера», транспортно-логистический центр «Артем», курорт «Приморье» и другие.
Такая же картина и с показателями первых месяцев 2024 года. В дополнение к перечисленному в Востокгосплане назвали работы на Эльгинском и Нерюнгринском угольных месторождениях, в газохимической отрасли, различные объекты дорожной и аэропортовой инфраструктур. Именно они обеспечивают сейчас и будут обеспечивать в обозримом будущем темпы роста строительной отрасли в ДФО выше средних по стране.
Ипотечная пятилетка
4,4 млн «квадратов» в 2023 году, 2,34 млн за первую половину 2024-го – такие масштабы сдачи жилья в ДФО впечатляют не меньше показателей по промышленным объектам. В Востокгосплане их в первую очередь связывают с программой «Дальневосточная ипотека», запущенной в 2019 году.
«Темпы ввода жилья в ДФО опережают общероссийские последние пять лет, обеспечив прирост показателя на 98% к уровню 2018 года (в РФ – рост на 46%). Всего с 2019 по 2023 годы на Дальнем Востоке введено 16 млн кв. метров жилья, или 3,5% его площади по стране», – рассказали эксперты.
В федеральном округе есть свои лидеры по росту жилищного строительства. Больше всего за пять лет «прибавила» Амурская область: за первое полугодие 2019-го в регионе было сдано 34 тыс. кв. метров жилья, а за первое полугодие 2024-го – 214 тыс. «квадратов». Разница – в шесть с лишним раз!
Показатели Якутии – 68 тыс. и 369 тыс. кв. метров соответственно, Бурятии – 81 тыс. и 370 тыс. «квадратов». Объемы жилого строительства на Камчатке увеличились вчетверо: с 10 тыс. кв. метров в первом полугодии 2019-го до 40 тыс. кв. метров в 2024 году.
На этом фоне, возможно, скромно выглядят 3,3 тыс. «квадратов», построенные за последние полгода на Чукотке. Но если учесть, что за тот же период 2019 года жилье в регионе вообще не сдавалось, этот показатель – настоящий прорыв!
Но если говорить не о скорости развития, а об абсолютных результатах, расклад будет иным. Уже который год рекордсменом ДФО по объемам сдачи жилья остается Приморье. На край стабильно приходится каждый третий метр жилой площади, введенной на Дальнем Востоке. Так, за первое полугодие 2024-го в регионе построили 709 тыс. кв. метров жилья.
«С 2019 года ежегодными лидерами по объемам вводимого жилья выступают Приморский край и Республика Саха (Якутия), на которые приходится 45% строительства жилых помещений в макрорегионе, – комментируют специалисты ФАНУ «Востокгосплан». – Обосновывается это просто: Приморский край и Якутия – крупнейшие регионы по численности населения в ДФО. Кроме того, жители Приморья и Республики Саха – наиболее активные участники «Дальневосточной ипотеки»: они взяли половину от общего объема кредитов, выданных по программе. Также в Якутии активно реализуются мероприятия по расселению из аварийного фонда: за полгода улучшить условия жизни смогли 32 тыс. якутян – более половины нуждающихся».
Как отмечают в «Востокгосплане», по федеральной программе «Жилье» в 2024-2030 годах в Дальневосточном Федеральном округе планируется сдать еще 29,8 млн кв. метров жилья. То есть средний показатель последнего времени – 4,3 млн «квадратов» в год – сохранится.
«Объемы жилищного строительства поддержат программа «Дальневосточная ипотека» и реализация проектов комплексной застройки территорий и расселения аварийного жилищного фонда», – подчеркивают эксперты.
На Дальнем Востоке наблюдается взлет жилищного строительства: сейчас в ДФО квартир сдают столько, сколько не сдавали со времен СССР. Об изменениях строительного рынка и его перспективах на Дальнем Востоке рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
- Если рассматривать девелоперскую деятельность на Дальнем Востоке с эмоциональной составляющей, то можно сказать, что строительство на подъеме и все с точки зрения происходящего на девелоперском рынке выглядит позитивно – растут объемы строительства и ввода в эксплуатацию, улучшается качество продукта. Такая эмоциональная составляющая больше относится ко мне лично, как к человеку, который живет на Дальнем Востоке, живет во Владивостоке. Все это мне очень сильно импонирует и я рад, что у нас такое происходит.
Если переходить к более прагматичным вещам, к менеджерским, то здесь, конечно же, нужно зафиксировать рост объемов строительства в два-три раза. Например, в этом году в Приморском крае ожидается ввод в эксплуатацию 1,2 млн кв. метров жилья – это примерно на 20% больше показателей предыдущего года. У нас долгое время строилось мало кв. метров жилья и по большей части это была точечная застройка и местные, локальные проекты. Все строилось долго, дорого и не с тем уровнем качества, которого, наверное, хотелось бы людям. Рынок покупал все, что строилось, и все были несчастливы. Но в последнее время на Дальнем Востоке появились действенные инструменты поддержки от государства, такие как субсидированные ипотеки, которые сделали жилье доступным. Это позволило
девелоперам думать о масштабных проектах, потому что спрос вырос. Сюда пришли федеральные застройщики со своей парадигмой, своими качествами работы, со своими стандартами, появились интересные проекты от региональных игроков. Это тоже улучшило девелоперский продукт, и рынок стал думать о комплексном развитии территории.
Если говорить про нас, непосредственно про «DNS Девелопмент», то мы всегда работали по принципам комплексного развития территории. На всех наших проектах мы самостоятельно разрабатывали мастер-планы, документацию по планировке территории. Квадратные метры строятся синхронизировано с дорогами, сетями, коммерческой недвижимостью, социальными объектами – школами и детскими садами. Это наш принцип работы. Здорово, что сейчас эти принципы транслируются, пусть иногда и искусственно, и на проекты других девелоперов. Это очень радует.
Большее количество строящихся квадратных метров, рождает и большую конкуренцию, а она приводит к тому, что девелоперы вынуждены в своих проектах конкурировать за покупателя. В конечном счете, это поднимает девелоперский рынок на высший уровень, качество жилья становится лучше. Это положительно сказывается на покупателях, на жителях Приморского края – сейчас это рынок покупателя, которому есть из чего выбирать. А улучшение качества проживания позволяет людям оставаться на Дальнем Востоке, помогает привлекать новых жителей. Хорошо, если впоследствии это может привести к тенденции переезда людей из других регионов на Дальний Восток за качеством жизни. Ну, или, по крайней мере, мы будем находиться на одной планке с западными регионами.
75% земельных участков, которые ДОМ.РФ получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству. Это тормозит развитие территорий, а в условиях дорогих кредитов, ставит под вопрос целесообразность и снижает эффективность проектов.
Построить 100 млн кв. метров жилья
Сессия «Комплексное развитие территорий: новые горизонты жилищного строительства» объединила представителей власти, институтов развития и предпринимательского сообщества.
Модератором выступил директор по развитию городской среды, АО ДОМ.РФ Антон Финогенов.
Открывая обсуждение, генеральный директор АО ДОМ.РФ Виталий Мутко напомнил, что в рамках закона №161-ФЗ ДОМ.РФ работает с комплексным развитием территорий и помогает вовлекать в градостроительный оборот земельные участки – всего в России под перспективную застройку были выделены 46 тысяч гектаров с градостроительным потенциалом 70 млн кв. метров. В том числе на участках, переданных ДОМ.РФ регионам Дальнего Востока, введено в эксплуатацию 680 тысяч кв. метров недвижимости.
«До 2030 года на земле, которая будет вовлечена в оборот, мы должны построить 100 млн. кв. метров жилья. На сегодняшний день построено 25 млн. кв. метров», — рассказал Виталий Мутко.
При этом есть объективные причины, которые тормозят комплексное развитие территорий. Так, 75% земли, которую «ДОМ.РФ» получает для вовлечения в оборот, не подготовлены к будущему строительству, их градостроительный потенциал не ясен, и регионы должны провести большую работу, прежде чем выставить участок на торги.
Это в том числе влияет на сроки строительства. Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в Минстрое — сокращение сроков выхода на строительные работы, рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Никита Стасишин.
«С момента покупки земли за бридж-кредит до выхода на стройку должно проходить минимальное количество времени, тем более что сегодня с такой ключевой ставкой кредитование обходится особенно дорого. Важно оптимизировать сроки и сократить затраты застройщикам. Это, в первую очередь, задача органов региональной и муниципальной власти во взаимодействии с бизнесом», — обозначил Никита Стасишин.
По его словам, необходимо выделять стартовую площадку внутри КРТ, где инвестор сможет максимально быстро согласовать всю документацию и начать привлекать средства покупателей, наполняя счета эскроу. Сейчас этот вопрос прорабатывается федеральным центром.
Расселить ветхий фонд помогут инвесторы
Что касается механизмов поддержки, их большое количество — инфраструктурные кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и другие. Однако задачи в рамках поручения президента стоят амбициозные – к 2030 году средний ввод жилья на душу населения должен составить не менее 33 кв. метров на человека, нужно обновить жилой фонд на 20%. Чтобы достичь установленных показателей, требуется расширить меры поддержки. И такая работа сейчас ведётся.
В том числе планируется расширить механизм инфраструктурных облигаций ДОМ.РФ. Недавно его распространили на энергетическую инфраструктуру, а в планах – масштабировать облигации и на расселение ветхого и аварийного жилого фонда в рамках проектов КРТ.
Расселение собственников — одна из главных проблем комплексного развития территорий сегодня. Для застройщиков это очень затратная статья расходов, которая может достигать 30 процентов от общего бюджета проекта. Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлекать средства инвесторов на подготовку площадки для КРТ со всей необходимой инфраструктурой, и в том числе использовать их для расселения ветхого и аварийного жилья.
Ещё одна проблема связана с большим количеством неэффективно используемых земель. Её обозначил заместитель руководителя Росимущества Алексей Павлов. «Мы проводим инвентаризацию по всей стране и выявили уже порядка 12 тысяч таких объектов», — отметил он.
Земельные участки десятилетиями стоят заброшенные, собственники никак их не эксплуатируют. Такие «ржавые пояса» могут вставать на пути социально значимых проектов, акцентировал руководитель группы компаний «Страна Девелопмент» Александр Гайдуков.
В качестве решения он выдвинул предложение — увеличить земельный налог для собственников в десятки раз.
«Мы видим, что в регионах есть много земель, которые стоят «ржавыми поясами» — и в спальных микрорайонах, и центре города. Эти территории никак не развиваются — собственники уехали за границу. Одна из идей — совместно с муниципалитетами провести инвентаризацию этих земельных участков и поднять на них налоги раз в 50-100. Это пополнит бюджет и облегчит доступ застройщикам к земельному банку», — предложил Александр Гайдуков.
Блестящие проекты
В то же время участники отметили «совершенно блестящие проекты» КРТ на Дальнем Востоке. Один из них реализует в Хабаровске федеральный девелопер ПИК. Компания получила участок общей площадью 66,9 га в составе проекта «Северный парк». Общий градостроительный потенциал этой площадки составляет 624,5 тыс. кв. м жилья. И в ДОМ.РФ, и в Минстрое высоко оценивают работу хабаровских властей в рамках механизма КРТ.
Но есть и другие пример, когда этот инструмент не так эффективен. На проблему указал управляющий партнёр по сегменту «Регионы» ГК «ФСК» Алексей Алмазов.
«Мы реализуем проекты КРТ, мастер-планы, чтобы развивать городскую среду и улучшать качество жизни граждан. И мне кажется правильным изменить критерии предоставления земельных участков или аукционов по договорам КРТ, в том числе на федеральном уровне, и во главу угла поставить качество продукта и качество развития территорий, исходить из того, как конкретный проект поспособствует развитию города. Сегодня такого тщательного анализа мы не видим. Территории КРТ не имеют под собой детализации и проработки. В итоге выигрывает застройщик, который больше всего платит за земельный участок, и опять центр города превращается в спальный район. Я думаю, что нужно утвердить соответствующие критерии, тогда мы продвинемся дальше», — предложил Алексей Алмазов.
Как подчеркнул Никита Стасишин, финансирование комплексного развития территорий увеличится.
«Порядка 120 млрд рублей до 2030 года будут выделены на стимулирование механизма КРТ. Будут предусмотрены деньги по инфраструктурным бюджетным кредитам, расселению аварийного жилья, создание комфортной городской среды», — перечислил он.
Отметим, что механизм комплексного развития территорий появился в 2021 году. До этого у регионов не было полномочий по расселению ветхого и аварийного жилья. Закон о КРТ упростил процедуру и открыл новые возможности для комплексной застройки. Сегодня механизм КРТ работает в 48 регионах России.
Накануне Восточного экономического форума редакция EastRussia опросила членов Общественного совета Минвостокразвития о том, какие темы развития Дальнего Востока сегодня актуальнее всего и что необходимо для решения проблемных вопросов.
- Председатель правительства Михаил Мишустин 11 июля 2024 года утвердил обновленную Стратегию развития минерально-сырьевой базы. Срок ее реализации продлен до 2050 года. Развитие минерально-сырьевой базы в регионах Дальнего Востока и Арктики находится под влиянием существующего состояния транспортной инфраструктуры. Транспортная отрасль является наиболее сложным, трудоемким и затратным звеном процесса разработки месторождений полезных ископаемых, доля которой в себестоимости добычи составляет 60-75%.
На территории Дальнего Востока и Арктической зоны РФ, можно выделить сотни значимых действующих, строящихся и планируемых проектов, которые определяют расположение точек генерации грузовой базы, вывоз сырья или продуктов обогащения, который осуществляется практически всеми видами транспорта. Необходима взаимоувязка проектов строительства транспортной инфраструктуры с возможностями природопользования и, в первую очередь, недропользования, поскольку горная промышленность для субъектов Дальнего Востока России и Арктики является одним из основных направлений в экономике.
Минерально-сырьевой потенциал нашей страны способен обеспечить все необходимые задачи национальной экономики и национальной безопасности, исходя из стратегических целей при любых сценариях развития мировой ситуации.
На Дальнем Востоке и Арктической зоне России транспорт и энергетика рассматриваются в качестве основных элементов социально-экономического развития территорий, являясь основой стратегии создания и эксплуатации минерально-сырьевой базы данных макрорегионов.
Стратегия развития Дальнего Востока базируется на формировании транспортно-энергетического каркаса. Регион характеризуется географическими преимуществами и перспективой реализации экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов по внутренним и международным транспортным коридорам. Особая значимость каркаса заключается не только в обеспечении грузопотоков в транспортно-логистических цепочках, но и в наполнении инфраструктурных зон в первую очередь проектами по недропользованию. Устойчивость экономики в последующих этапах развития региона связывается с ее индустриализацией.
Процесс индустриализации экономики региона, включающий как малоформатное производство, так и классические металлургические гиганты, предусматривает три этапа: I этап – создание каркаса, II этап – процесс наращивания каркаса внутренними элементами, III этап – освоение пространственно-сгруппированных месторождений различных по запасам и по специализации (узлы, комплексы, кластеры).
В качестве объединяющего центра может рассматриваться Хабаровский край с умеренно развитой инфраструктурой, но с очень высоким потенциалом ее формирования. В Хабаровском крае в последние годы начинает формироваться транспортно-энергетический каркас, который может служить реальной основой реализации других проектов.
К числу заявленных крупных инфраструктурных проектов относятся: железные дороги Эльга – мыс Манорский и Якутск – Магадан, широтная автодорога Амга – Усть-Мая – Аян, меридиональная автомобильная трасса Комсомольск-на-Амуре – Охотск – Магадан и другие. Они затрагивают интересы республики Саха (Якутия), Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей. Обсуждается также строительство автодорог Комсомольск-на-Амуре – Чегдомын, Селихино – Николаевск-на-Амуре, по левобережью Амура от Комсомольска-на-Амуре до поселка Октябрьский. Принципиально важным является строительство перерабатывающих производств. К их числу относятся гидрометаллургические комплексы по переработке упорных руд золота Покровского на одноименном месторождении, Амурского в городе Амурск, проектирование и строительство Тихоокеанского в Советской Гавани. Также намечены планы по строительству металлургических комплексов по переработке оловянных, медных и железных концентратов в Хабаровском крае.
В правительстве Хабаровского края рассматриваются вопросы строительства крупных энергетических объектов: Тугурской ПЭС с заводом по производству водорода, Ниманской ГЭС, Эворонской АЭС, Чегдомынской ГРЭС с кольцевыми ЛЭП для решения проблем энергетики.
В силу этого существует реальная необходимость формирования новых подходов к развитию региона. С горнодобывающей промышленностью связаны и взаимозависимы металлургия, машиностроение, строительство, энергетика, транспорт, другие отрасли промышленности. Горный комплекс может рассматриваться в качестве инициатора в новой индустриализации региона.
Темпы развития жилищного строительства на Дальнем Востоке продолжают опережать общероссийские. При этом спрос активно поддерживает льготная ипотека. В то же время площадь введенного жилья на одного жителя ДФО пока остается ниже, чем в среднем по стране, сохраняя потенциал для дальнейшего роста. Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал».
Городам и людям
По данным Минвостокразвития, в 2023 году Дальний Восток вдвое опередил среднероссийские показатели по темпам увеличения строительства (+19% против +8% в среднем по РФ) и втрое — по вводу жилья (+26% против +8% в РФ). Объем введенной жилплощади, достигший 4,5 млн кв. м, явился максимальным за последние 30 лет. Тем не менее потенциал роста еще не исчерпан: площадь введенного жилья на одного жителя в ДФО составила 0,57 кв. м, тогда как в среднем по стране — 0,75 кв. м.
Положительная динамика жилищного строительства за период с 2021 года наблюдается по девяти субъектам Дальневосточного федерального округа. Наиболее крупные рынки первичного жилья по многоквартирной застройке сложились в Приморье (по итогам 2023 года введено в строй 495 тыс. кв. м) и Хабаровском крае (342 тыс. кв. м), отмечает директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. Для сравнения, с двукратным отставанием от них идут Якутия и Бурятия, где построено 172 тыс. и 161 тыс. кв. м.
Самая доступная из ипотек
Ведущим фактором, влияющим на объемы застройки, является льготная ипотека. В 2023 году жителями ДФО оформлено 128,5 тыс. различных ипотечных соглашений на 540,5 млрд руб. Во всех регионах федерального округа наблюдалось увеличение выданных кредитов (средняя сумма — 4,2 млн руб.), причем взрывной рост произошел в Бурятии и Забайкальском крае.
Как сообщили в ФАНУ «Востокгосплан», средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным дальневосточникам, на конец 2023 года составила 6,35%, что на 1,56 п.п. ниже, чем в среднем по России. Безусловно, определенную роль здесь сыграла программа «Дальневосточная ипотека», предусматривающая процентную ставку не выше 2%. Наиболее активно ей пользуются жители Приморья, Якутии и Хабаровского края.
В прошлом году из всех ипотечных кредитов, выданных в ДФО, почти треть была оформлена по «Дальневосточной ипотеке». По сравнению с предыдущим годом число семей, которые благодаря ей оформили сделку, увеличилось на 38%, до 34,6 тыс. Объем кредитования вырос на 46%, до 166,8 млрд руб.
Всего же в рамках «Дальневосточной ипотеки», начиная с декабря 2019 года, построено или приобретено более 110 тыс. квартир. Размер выданных кредитов суммарно превысил 0,5 трлн руб.
Вместе с тем подавляющая часть жилплощади сегодня вводится в административных центрах. По сути, они формируют макрорегиональный рынок жилья. Например, доля Владивостока в продажах своего региона оценивается в 80%, Благовещенска — 74%, Южно-Сахалинска — 84%. В столицах других субъектов ДФО этот процент еще выше – более 90%, информирует Станислав Таратунин.
Не квартирой единой
Ситуацию возможно несколько изменит реализация мастер-планов дальневосточных городов, социально-экономическое развитие которых не мыслимо без возведения нового жилья. Напомним, из 25 муниципальных образований ДФО, разработавших стратегии пространственного планирования, больше половины не являются столичными городами.
К тому же в основе каждого мастер-плана — вопросы улучшения городской инфраструктуры, что должно стимулировать активность застройщиков. «Основной проблемой для дальнейшего ввода жилых микрорайонов является дефицит мощности объектов коммунальной инфраструктуры и магистральных сетей для технического присоединения жилых микрорайонов», — подчеркивает зампред правительства Амурской области Павел Матюхин.
Сам жилищный вопрос не теряет актуальности для населения. По данным Минвостокразвития, в числе основных тем, которые волнуют людей, более трети опрошенных (36%) назвали доступность и состояние жилья. В 2023 году, информирует «Востокгосплан», доход только 43% домохозяйств макрорегиона позволял приобрести квартиру на первичном или вторичном рынке с использованием собственных и заемных средств. Уровень доступности жилья на Дальнем Востоке сохранился на уровне 2022 года.
Вместе с тем стоимость 1 кв. м жилплощади на первичном рынке остается одной из самых высоких по стране. Причем темпы роста денежных доходов дальневосточников отстают от темпов роста цен на недвижимость. Сократить этот разрыв как раз и должно повышение общего экономического уровня, влияющего на увеличение реального достатка населения, на что, в том числе, направлена стратегия пространственного развития.
«Мастер-план — это наглядный документ для людей, в котором они могут понимать, как город будет выглядеть, какие отрасли в нем будут развиваться. Потому что в конечном итоге люди выбирают для жизни тот город, в котором они видят свое будущее и своих потомков», — справедливо указывает управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин.
Районы, кварталы Дальнего Востока
Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал», в рамках которой предполагается построить жилья примерно для 65 тыс. человек. Ожидается, что за счет предоставляемого застройщикам набора льгот и преференций будет сдерживаться рост себестоимости вводимой жилплощади, которая только за прошлый год выросла на Дальнем Востоке почти на 30%.
К настоящему времени в рамках программы «Дальневосточный квартал» проведены конкурсы и отобраны победители среди застройщиков по семи городам. Речь идет о Благовещенске (за время действия контракта предполагается ввести 334 тыс. кв. м жилплощади), Петропавловске-Камчатском (125 тыс. кв. м), Чите (238 тыс. кв. м), Биробиджане (176 тыс. кв. м), Хабаровске (312 тыс. кв. м), Улан-Удэ (216 тыс. кв. м) и Корсакове (на первом этапе — 50 тыс. кв. м).
Последний на первый взгляд выбивается из «столичного» списка. Тем не менее Корсаков тяготеет к Южно-Сахалинской агломерации, а кроме того, как ожидается, он станет точкой экономического роста в южной части Сахалина, где построят глубоководный морской порт, будет сконцентрирована переработка морепродуктов с крупным центром дистрибуции рыбной продукции. Модернизация портовой зоны и строительство жилья в городе должны идти параллельно, считает сахалинский губернатор Валерий Лимаренко.
Реализация новой жилищной программы с совокупным объемом строительства 1,8 млн кв. м жилья ориентировочно рассчитана до 2034-2036 годов. Взамен точечной застройки под «Дальневосточный квартал» отводятся обширные участки земли, которые, помимо многоэтажек, будут последовательно застраиваться социальными объектами.
Население сможет приобретать здесь жилье, в том числе, по льготному кредитованию. Часть квартир планируется сдавать в аренду по расценкам ниже среднерыночных, и примерно 20% от общей площади застройщик предоставит к выкупу регионам для социальных нужд. Это, в частности, позволит более активными темпами расселять людей из ветхих и аварийных домов.
Переселение из аварийного жилфонда в последние годы осуществляется по программе Фонда развития территорий, напомнил мэр Петропавловска-Камчатского Константин Брызгин. Вместе с тем, добавил он, нужно, чтобы эта проблема решалась быстрее. «Работа осложняется по объективным причинам: реализация программы не предусматривает обязательное строительство нового жилья, переселение может производиться и во вторичный фонд. С этим не всегда согласны жильцы. Это уходит в судебные разбирательства, споры, которые длятся годами. Поэтому темпы расселения не такие, как хотели бы видеть. Выход из этой ситуации один – это стимулирование и развитие жилищного строительства», – убежден градоначальник.
«Win-win» по-дальневосточному
В свою очередь инвестор, участвующий в программе «Дальневосточный квартал», получает господдержку при получении земли и налоговых льгот, которые ему предусмотрены по аналогии с резидентами ТОР. Строительная организация сможет воспользоваться сокращенными процедурами согласования и утверждения документации по планировке территории, разрешению на ввод в эксплуатацию и прочими административными преференциями. И конечно, ей будет оказываться помощь в строительстве инженерной инфраструктуры. Все эти механизмы помогут застройщику своевременно выполнить взятые на себя обязательства, подчеркивают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
Согласно условиям конкурса, девелоперу необходимо обладать достаточным опытом массового строительства многоквартирных домов (объем ввода жилья за последние пять лет должен составить не менее 60 тыс. кв. м жилья), и на сегодня в проект зашли как региональные, так и федерального уровня компании.
«Действительно, мы активно участвуем в реализации программы «Дальневосточного квартала», верим в ее перспективность, — рассказал EastRussia директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. — Комплексность и приоритетность в реализации таких программ позволяют девелоперам с уверенностью смотреть в будущее и рассчитывать на успешность реализации своих проектов в регионе. Меры поддержки, которые предоставляет Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и регионы (строительство инфраструктуры, налоговые льготы, квоты на работников из дружественных стран и пр.) делают эти проекты востребованными».
Государство за счет предлагаемого строителям пакета льгот, помимо прочего, намерено влиять на ценовую составляющую проекта, отмечали ранее в Минвостокразвития. Стоит сказать, за 2023 год себестоимость строительства жилых помещений на Дальнем Востоке выросла на 29,5%. Постройка 1 кв. м в многоквартирных домах на начало этого года в среднем по ДФО оценивалась в 73,2 тыс. руб. (в разрезе регионов присутствует значительная дифференциация, например, между Чукоткой и Бурятией цена может различаться почти в шесть раз). По мысли властей, за счет преференций у строительных компаний снизятся издержки по строительству жилья, что отразится на себестоимости квадратного метра.
Первые квартиры в отдельных локациях «Дальневосточного квартала» запланированы к сдаче в 2025-2026 годах.
Михаил Мишустин посетил Хабаровский край с рабочим визитом. Компанию ему составили министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр транспорта Роман Старовойт, министр строительства Ирек Файзуллин и министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.
Что интересовало государственных менеджеров топ-уровня, каким предстал перед ними Хабаровский край и какие обещания сделали министры во главе с премьером — в обзоре EastRussia.
Хабаровск от слова «хаб»
Тёплым влажным ветром и лёгким запахом цемента встретил Хабаровский край премьер-министра России. Сойдя с трапа самолёта, Михаил Мишустин попал не в VIP-зал, а в недостроенный международный терминал Хабаровского аэропорта. Впрочем запах, стройки не резал нос, как никак готовность объекта — 85%. Вовсю идёт монтаж эскалаторов и лифтов, технологического оборудования, багажной системы, стоек регистрации, завершается внутренняя отделка и наружное благоустройство. Вкупе с уже функционирующим близнецом — терминалом внутренних рейсов — аэропорт обретёт возможность обрабатывать около четырёх миллионов пассажиров в год, что сделает его одним из крупнейших аэровокзальных комплексов Дальнего Востока — схожим потенциалом обладает аэропорт Владивостока, но у Хабаровска чуть больше.
— Хабаровск — это хаб всего Дальнего Востока, — акцентировал Михаил Мишустин. — Турпоток плюс 59% в прошлом году. И пассажиропоток был 2,3 миллиона пассажиров. Это уже совсем серьезно. Запас серьезный — три миллиона пассажиров в год, плюс международные — один миллион… Вот такие воздушные ворота!
Заручившись обещанием ответственных лиц принять первых международных пассажиров уже в марте 2025, а то и раньше, Михаил Мишустин выслушал врио губернатора Хабаровского края Дмитрия Демешина, который рассказал о ходе воплощения в жизнь мастер-планов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Описав основные объекты, среди которых новая набережная, здание художественного музея, освоение Большого Уссурийского острова, где появится комбинированный грузопассажирский пограничный переход, а также представив планы масштабного жилищного строительства и дорожного ремонта, врио обозначил необходимость дополнительного финансирования программы «1000 дворов», которая весьма приглянулась жителям краевого центра. Попутно Дмитрий Демешин рассказал о развитии профориентационных и исследовательских центров для детей и подростков, строительство домов культуры и разнообразной досуговой инфраструктуры.
Михаил Мишустин оценил глубокую погружённость врио, который ещё два с половиной месяца назад служил заместителем генпрокурора России по ДФО, в реалии социально-экономической жизни Хабаровского края, отметив знание деталей и пожеланий населения. И уже выслушав подробный отчёт Дмитрия Демешина на личной встрече пообещал поддержку правительства в софинансировании обновления 240 школ, больниц, поликлиник и учреждений культуры, а также сообщил о выделении 700 млн рублей будет Хабаровскому краю на программу «1000 дворов».
Будем здоровы
Адресную помощью получит и здравоохранение региона. Второй день пребывания в Хабаровском крае для премьер-министра страны начался в детской больнице, которой и чем похвастаться есть — в прошлом году запустили обустроенный по всем современным требованиям инфекционный корпус, но и поддержка нужна: не хватает оборудования межрегиональному хирургическому центру — установок МРТ, спиральной компьютерной томографии, больница нуждается в эндохирургическом оборудовании и переоснащении реанимации и оперблока. Михаил Мишустин обещал помочь.
— Как здесь отказать? Всё — и спиральный КТ, и многое другое, что вам требуется. Обязательно дадим поручение Минздраву и Минфину всё, что нужно, сделать. Это мы вам обещаем, — отреагировал премьер на информацию главврача стационара, в котором ежегодно лечится 12 000 детей.
Кроме того, глава кабмина дал «добро» на выделение средств на ремонт 80 детских садов региона.
Работу своих непосредственных подчинённых проинспектировал и министр здравоохранения Михаил Мурашко: встретился с главврачами больниц и поликлиник, оценил реализацию в регионе президентского нацпроекта «Здравоохранение», побывал в одной из детских поликлиник.
— Многое меняется, если говорить по детскому здравоохранению, 35 объектов введено в эксплуатацию после строительства и капремонта, также поставлено оборудование, мы видим открытие новых подразделений. Ну и показатели младенческой смертности в регионе сегодня достаточно на низком уровне, что говорит о том, что комплекс мер работает, — прокомментировал увиденное Михаил Мурашко. — С начала действия программы «Модернизация первичного звена здравоохранения» региону было направлено почти 7,5 млрд рублей. В этом году планируется выделить на переоснащение клиник 1,8 млрд рублей.
Мы видим, что диагностические возможности прирастают, программу модернизации обязательно продолжим, она войдет и в новый национальный проект «Семья», который разрабатываем сейчас совместно с регионами. Кадровая проблема тоже начала решаться, во-первых, это поддержка медицинского персонала социальными выплатами, и новая программа начала реализовываться по привлечению врачей-стажеров. Эта программа в Хабаровском крае успешно выполняется, — заявил Михаил Мурашко.
Стройки много не бывает
В ходе личного знакомства с обстановкой в строительной отрасли Хабаровского края глава Минстроя России Ирек Файзуллин посетил крупные стройплощадки краевого центра. В фокусе внимания: строительство жилья, необходимой инфраструктуры и гидротехнических сооружений.
Серия паводков 2013, 2016 и 2019 годов заставила пересмотреть существовавшие ранее представления об опасных уровнях воды в Амуре. C 2015 года в Южном округе ведётся строительство защитной дамбы, которая должна защитить 200 тыс. человек. Возведение затянулось из-за проблем с подрядчиками, сейчас сооружение готово на 80% осталось установить понтон-батопорт, который будет закрывать вход в затон, где стоят грузовые и пассажирские корабли.
Помимо этого долгостроя региональным властям приходится закрывать долги предшественников — решать вопросы с обманутыми дольщиками.
— Хабаровский край остался единственным регионом Дальнего Востока, где проблема обманутых дольщиков остается по-прежнему актуальной. Мы подвергаемся справедливой критике Минстроя России. Будем активно работать под вашим началом и рассчитываем, что в 2025 году мы все эти вопросы закроем. Уверен, по итогам вашего визита мы сможем приблизиться к выполнению этой задачи и обеспечить достройку объектов во благо наших жителей, – подчеркнул врио губернатора региона Дмитрий Демешин, обращаясь к министру строительства и ЖКХ.
Впрочем, накопленные ранее проблемы не перечёркивают позитивной динамики в отрасли. За первую половину 2024 года в регионе введено 236,6 тыс. кв. метров жилья. Всего, на данный момент, в Хабаровском крае построено более 1,2 млн кв. метров. Потенциал жилищного строительства, по оценке региона, составляет более 2,5 млн кв. метров жилья.
Ирек Файзуллин побывал на нескольких стройплощадках, в том числе на предназначенной под комплексное развитие территорий, где в ближайшие годы будет построен современный жилой массив многоквартирных домов. Градостроительный потенциал территории по переулку Брянскому составляет 624,4 тыс. кв. метров, уже получены разрешения на строительство 160 тыс. кв. метров жилья. Также в рамках этого проекта запланировано строительство арендного жилья.
Про высокую потребность такого вида жилья говорилось на недавней стратегической сессии по развитию Дальнего Востока. С учётом того, что макрорегион наращивает промышленный потенциал и привлекает приезжих специалистов, возможность сразу получить квартиру, а после выкупить её на выгодных условиях стимулирует многих к переезду в регионы ДФО. Минстрой России совместно с Минвостокразвития России и ДОМ.РФ реализует программу по доступному арендному жилью в Дальневосточном федеральном округе, в рамках которой планируется построить не менее 10 тыс. меблированных квартир с отделкой.
— Наравне с увеличением темпов жилищного строительства необходимо уделять должное внимание реализации инфраструктурных проектов, — заявил Ирек Файзуллин. — Комплексный подход – основа для сбалансированного развития. Сегодня на территории всей страны действует ряд различных инструментов, которые позволяют это обеспечить. И здесь отмечу, что Хабаровский край использует такие возможности, и эту работу необходимо усилить, с учетом потенциала каждого направления. Это даст возможность улучшить качество жизни граждан и повысить уровень комфорта городской среды.
Расширяя ворота в Азию
Помимо новых возможностей международного авиационного сообщения, Хабаровск в скором времени прирастёт и автодорожным примыканием к сети автомобильных магистралей соседнего Китая. Сразу после инспекции строящегося терминала аэропорта министр транспорта РФ Роман Старовойт выехал с на трассу «Обход Хабаровска», которая перенаправляет транзитный трафик мимо краевой столицы, и соединяет три федеральные трассы — «Уссури», «Амур» и «Восток».
«Из приоритетных планов — проект развития обхода вплоть до выхода в автомобильную сеть Китая, — написал министр в своём ТГ-канале. — Рассмотрим возможность её [дороги «Обход Хабаровска»] передачи в федеральную собственность, как только получим все необходимые расчеты. Будем держать на особом контроле выполнение поставленных задач».
Сейчас трассу по концессионному договору эксплуатирует группа «ВИС». Истекает соглашение в 2031 году.
Покидала Хабаровск представительная делегация кабинета министров, сопровождаемая тем же тёплым ветром и ароматами стройки. Как написал у себя в ТГ-канале министр развития Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков: «В апреле 2015 года, работая гендиректором Фонда развития Дальнего Востока, я позвонил Юрию Петровичу Трутневу, и спросил, не возражает ли он, чтобы в рамках рабочей поездки в Хабаровск, я подписал соглашение о намерениях — первое для Фонда под моим руководством — о строительстве нового аэровокзала в Хабаровске. Подписывайте, только будете отвечать, чтобы намерение это реализовалось». Аэровокзал построили — в срок и в бюджете. А сейчас уже достраиваем новый терминал международных линий».
Спустя девять лет одни планы исполнились, появились новые. Как показывает опыт, намерения подкреплённые действием всегда дают результат.