Поделиться
Приезжай ко мне лечиться! Дальний Восток как направление медицинского туризма
Поделиться

Эксперты оценили потенциал Приморья и Хабаровского края как направления для экспорта медицинских услуг.

Дальний Восток – это Европа. По крайней мере в глазах ближайших азиатских соседей России – жителей Китая и части Юго-Восточной Азии. Конечно, они знают про Москву и Санкт-Петербург, но попасть во Владивосток или Хабаровск для них проще и дешевле. Этот козырь дальневосточные города должны использовать, продвигая себя и для особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное и высокотехнологичное, а в некоторых случаях и более дешевое, чем в родной стране лечение. Что мешает развивать этот вид туризма в России и ДФО, какие шаги нужно предпринять медучреждению, чтобы о нём узнали за границей, на чей зарубежный опыт можно и нужно равняться, а также какие пути продвижения бесполезны в Китае? Эти вопросы обсудили участники панельной сессии «Экспорт медицинских услуг в Юго-Восточной Азии: возможности для России» форума «Здравница 2023» форума «Здравница 2023», который прошёл в Хабаровске.

Дальневосточным регионам вполне по силам привлечь кратно больше китайских туристов, чем это делается сейчас, причем без особенных вложений. Это положительно скажется на бюджете конкретного медцентра и повлияет на весь рынок туристических услуг региона. Этот тезис стал отправным в разговоре о возможностях территорий ДФО. При этом, как отметил президент Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг Евгений Чернышев, главнейшее условие – соблюдение приоритета медпомощи россиянам. Оздоровление иностранцев не должно влиять на качество и объем медуслуг, предоставляемых нашим соотечественникам.

«Речь идет только про свободные мощности, которые остаются после плановой медицинской помощи, после платной, которая оказывается россиянам. Те остатки свободных мощностей – это возможности, которые и можно реализовывать в рамках экспорта медицинских услуг. Причем мощностей свободных немного, поэтому не надо большого продвижения и серьезных инвестиций», – сказал Чернышев, уточнив, что, например, 10-15 тыс. иностранных пациентов для Хабаровского края «уже хорошее подспорье» для медицинских организаций.

Евгений Чернышев, президент Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг, фото: EastRussia

По данным Минздрава РФ, в прошлом году 12 млн иностранцев получили медпомощь на территории России. Основной поток приходится на Москву и Санкт-Петербург, а также Новосибирск. Но не все эти иностранные пациенты приехали в нашу страну как туристы – часть из них проживают здесь, не являясь гражданами и, соответственно, ходят в больницы.

Нужно четко разделять понятия «экспорт медицинских услуг» и «медицинский туризм». Медтуризм – это целенаправленный въезд в РФ иностранцев для получения медпомощи и после ее получения возвращение на родину. В этом сегменте еще не все налажено –параметры и понятие медицинского туризма не прописаны в федеральном законодательстве. Некоторые субъекты РФ самостоятельно вносят нужные изменения в региональные законы, чтобы дать юридическую платформу развитию этого вида услуг. В прошлом году была учреждена рабочая группа по медицинскому туризму и в Госдуме РФ.

Еще один аспект, который тормозит развитие въездного медицинского туризма – слабая информированность жителей других государств о возможностях российской медицины, в частности дальневосточной. Хотя региону есть, что предложить, например, в плане офтальмологии. Так, хабаровский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. Федорова» работает уже более 35 лет и хорошо известен за рубежом. Из всех офтальмологических операций, которые проводятся в центре, 85% являются высокотехнологичными. По информации его директора Олега Коленко, в 2019 году у них было 53 иностранных пациента (из ближнего и дальнего зарубежья), в 2020 году – 70, в 2021-м – 100, в 2022-м – 134. Всего же в прошлом году там было проведено более 32 тыс. операций. Около 40% пациентов приезжают из разных регионов Дальнего Востока. До пандемии в Хабаровске было много пациентов из КНР, которые приезжали и за репродуктивными медицинскими услугами.

Эксперт в области медицинского туризма, автор образовательных программ для врачей и медицинского персонала Ольга Беззубенко рассказала, на что обращают внимание иностранные пациенты при выборе зарубежной медицинской помощи. В первую очередь, это уровень профессионализма врача. Информацию об этом пациенты-иностранцы черпают из соцсетей, контекстной рекламы и посредством сарафанного радио.

«Критерии выбора – наличие у врача ученой степени, отзывы – в приоритете мнения иностранных пациентов, но к мнению российских пациентов тоже прислушиваются. Также важны занимаемая должность, участие в медицинских конференциях, наличие повышения квалификации, авторских патентов. Желательно, чтобы врач владел языком пациента и был той же национальности и вероисповедания: врач должен понимать особенности питания, культуры страны пациента, национальные особенности общения и этикета. Наличие научных публикаций, членство в профессиональных сообществах, награды и звания – на все это обращают внимание. Важны детали – скольких пациентов вылечил, и скольких из его страны, сколько провел операций и какие получил результаты. Однако опыт и образование – самое главное для иностранных пациентов», – уточнила Ольга Беззубенко.

Языковой барьер в продвижении – один из самых частых, но сравнительно легко преодолимых с учётом возможностей, которые дают системы компьютерного перевода. Продвигать специалистов – на английском языке и на языке той страны, откуда привлекаются пациенты – нужно в соцсетях, опираясь на популярность той или иной сети в стране потенциального пациента. Буклеты на иностранных языках и видеоролики с участием конкретных врачей с описанием спектра услуг также повышают лояльность.

Сложнее наладить непосредственное общение российского врача и пациента-иностранца, но и эта ситуация имеет сразу несколько положительных сценариев – от введения специальной штатной единицы, до эпизодического привлечения переводчиков.

«Медицинский туризм на данном этапе видится как дополнительная опция, а не как основное направление деятельности медорганизаций региона. Для нас главной проблемой является преодоление языкового барьера. Но она решаема – нанимаются специалисты. Также для нас важно развивать и межрегиональный медицинский туризм – тут больше перспектив», – рассказал EastRussia замглавы Минздрава Хабаровского края Алексей Веселов.

 Алексей Веселов, заместитель министра здравоохранения Хабаровского края, фото: ХабаровскТВ

Он отметил, что регион имеет хороший опыт взаимодействия в плане медицинского туризма с Китаем. Пандемия коронавируса снизила интенсивность сотрудничества, но сейчас обе стороны готовы вновь наращивать статус активного сотрудничества. Причем, Хабаровский край имеет интерес и к другим территориям – Средней Азией и странам ближнего зарубежья, где нет языкового барьера.

Такую рекомендацию дают и эксперты: дальневосточным медицинским организациям следует активнее сотрудничать и с национальными диаспорами. Их лидеры – уважаемые в своём сообществе люди, часто это предприниматели. Благодаря их связям на родине и рекомендациям прирост количества иностранных пациентов может вырасти в кратчайшие сроки. И опять же – серьезные вложения для такого продвижения не нужны. Надо лишь провести информационную встречу с лидерами локальных национальных диаспор.

В глобальном смысле России и особенно дальневосточным регионам необходимо изучить и взять на вооружение опыт коллег из Южной Кореи. Там медицинским туризмом вплотную занимаются около 15 лет, причем начинали, также имея серьёзный языковой барьер. До пандемии это направление выездного туризма было очень популярно у жителей Хабаровского края. В коммерческих и государственных клиниках там используется оборудование экспертного класса, а стоимость услуг намного дешевле, чем в Америке или Европе.

«Самое важное, на что едут – на сервис. В клиниках Южной Кореи есть уже подготовленные пакеты программ лечения, буклеты, каталоги на русском, китайском и других иностранных языках. Продвижение – с помощью агентства медицинского туризма. Агентское вознаграждение уже заложено в стоимость лечения. Что удобно для российского пациента – в Корее есть координаторы. Это люди с медицинским образованием и знанием корейского и русского языков, которые буквально водят пациентов за руку по кабинетам. Они работают в клиниках на постоянной основе, и на связи с пациентом даже после его возвращения в Россию», – рассказала Светлана Белогубцева, директор агентства медицинского туризма «Чудеса света».

На мероприятии по видеосвязи выступила глава ассоциации китайского международного медицинского туризма Цзя Сяофан, которая напомнила, о специфике продвижения в Китае. Там работают только китайские социальные сети. Бесполезно размещать свои информационные материалы в Facebook (запрещена в РФ), Twitter (запрещена в РФ), YouTube. Продвигать российские услуги нужно на платформах китайских соцсетей. Самой популярной соцсетью в КНР является WeChat.

Изменения в поведении медицинских туристов КНР, изображение - скриншот презентации Ассоциации китайского международного медицинского туризм

Цзя Сяофан отметила, что согласно последним исследованиям и опросам, китайские потребители медицинских услуг концентрируются на холистической медицине, для достижения оптимального духовного, ментального и физического состояния. При этом, наряду с традиционными методиками они охотно прибегают к альтернативной медицине, причём высоким спросом пользуются омолаживающие процедуры, услуги и препараты.

«Стоит отметить, что с началом пандемии COVID-19 поведение и привычки медицинских туристов в Китае изменились, ­– сказала она. – Они обращают больше внимания на пользу услуг, а не на их цену, на их качество и персонализированность».

Российским регионам и медицинским учреждениям, которые собираются всерьёз выходить на китайский рынок, необходимо дать ответ на шесть вопросов, подчеркнула Цзя Сяофан:
1. Какие уникальные продукты, услуги можете предложить вы/ваш регион?
2. На чём базируются ваши ценности? Качество? Безопасность? Цены? Удовлетворенность клиента? Культура?
3. Каковы ваши рыночные преимущества?
4. Есть ли у вас пайплайн-стратегия ваших продуктов?
5. По каким каналам вы ведёте, собираетесь вести продажи?
6. Каков ваш план развития на китайском рынке на следующие 3-5 лет?


Юлия Бородина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
ХИНК, КИНК и хабаровские хирурги — в регионе поставили на поток ангиопластику сосудов ног

Критическая ишемия нижних конечностей (КИНК) при отсутствии своевременного восстановления сосудов может всего за год привести к летальному исходу. Хирурги Краевого центра сердечно- сосудистой хирургии, созданного на базе ККБ №1, внедрили несколько эндоваскулярных методов восстановления кровотока и помогли спасти от ампутации 200 пациентов с ишемией разной степени, а также сохранить опорную функцию стопы.

Читать полностью
Поделиться
Осталось договориться с врачами…

Не без сложностей, но поступательно реализуется Программа модернизации первичного звена здравоохранения в Хабаровском крае. Местному минздраву удаётся постепенно «гасить долги», накопившиеся за время пандемии и экономических потрясений, вызванных санкциями. Идут закупки оборудования, автотранспорта, строятся новые и ремонтируются старые фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), но кто будет там работать?

Читать полностью
Поделиться
Робот Егорка поможет детям с ранним аутизмом

Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.

Читать полностью
Поделиться
АркТек Дата: лучший софт для Арктики

В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.

Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.

Читать полностью
Поделиться
J&J подает в суд на врачей: новый виток громкого судебного дела

Медики утверждали, что в её составе находятся следы асбестового волокна, которое за годы использования могло привести к тяжелым заболеваниям у потребителей. Эти публикации стали частью огромной кампании против фармацевтического гиганта, вылившейся в 38 000 исков общим объемом почти в 8,9 млрд долларов. Сегодня дочерняя компания J&J LTL Management потребовала от ученых внести изменения в свои работы или вовсе отозвать их, настаивая на отсутствии связи между следами асбеста в тальке и возможностью возникновения онкологии. Об этом пишет Reuters.

Читать полностью
Поделиться
Приезжай ко мне лечиться! Дальний Восток как направление медицинского туризма

Дальний Восток – это Европа. По крайней мере в глазах ближайших азиатских соседей России – жителей Китая и части Юго-Восточной Азии. Конечно, они знают про Москву и Санкт-Петербург, но попасть во Владивосток или Хабаровск для них проще и дешевле. Этот козырь дальневосточные города должны использовать, продвигая себя и для особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное и высокотехнологичное, а в некоторых случаях и более дешевое, чем в родной стране лечение. Что мешает развивать этот вид туризма в России и ДФО, какие шаги нужно предпринять медучреждению, чтобы о нём узнали за границей, на чей зарубежный опыт можно и нужно равняться, а также какие пути продвижения бесполезны в Китае? Эти вопросы обсудили участники панельной сессии «Экспорт медицинских услуг в Юго-Восточной Азии: возможности для России» форума «Здравница 2023» форума «Здравница 2023», который прошёл в Хабаровске.

Читать полностью
Поделиться
Арктический вызов: 10 миллионов рублей за решение для медиков Заполярья

Одним из звеньев «прокачки» и внедрения инноваций и продуктов высоких технологий в АЗРФ становится арктический технологический конкурс («АркТеК») — первая платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющих бизнес и науку для развития Арктики. АркТек становится точкой входа для тех, кто хочет и может внести свой вклад в экономическое развитие стратегически важного региона России, участвовать в создании комфортной и безопасной среды для жизни и работы в российской части 1/6 поверхности Земли.

Читать полностью
Поделиться
Сердечная достаточность

Потрясения 2022 года затронули все сферы жизни, включая медицину. В Хабаровском федеральном кардиоцентре нашли ответ на все вызовы – в том числе и на санкционные. Главный врач Евгений Россейкин рассказал EastRussia, как сам пациент может помочь в процессе импортозамещения при операции по замене клапана (спойлер – не деньгами!) и какие у Центра есть поводы для гордости.

Читать полностью
Поделиться
Целебные рецепты дальневосточной тайги

Читать полностью
Поделиться
Осталось договориться с врачами…

Не без сложностей, но поступательно реализуется Программа модернизации первичного звена здравоохранения в Хабаровском крае. Местному минздраву удаётся постепенно «гасить долги», накопившиеся за время пандемии и экономических потрясений, вызванных санкциями. Идут закупки оборудования, автотранспорта, строятся новые и ремонтируются старые фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), но кто будет там работать?

Читать полностью
Поделиться
Приезжай ко мне лечиться! Дальний Восток как направление медицинского туризма

Дальний Восток – это Европа. По крайней мере в глазах ближайших азиатских соседей России – жителей Китая и части Юго-Восточной Азии. Конечно, они знают про Москву и Санкт-Петербург, но попасть во Владивосток или Хабаровск для них проще и дешевле. Этот козырь дальневосточные города должны использовать, продвигая себя и для особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное и высокотехнологичное, а в некоторых случаях и более дешевое, чем в родной стране лечение. Что мешает развивать этот вид туризма в России и ДФО, какие шаги нужно предпринять медучреждению, чтобы о нём узнали за границей, на чей зарубежный опыт можно и нужно равняться, а также какие пути продвижения бесполезны в Китае? Эти вопросы обсудили участники панельной сессии «Экспорт медицинских услуг в Юго-Восточной Азии: возможности для России» форума «Здравница 2023» форума «Здравница 2023», который прошёл в Хабаровске.

Читать полностью
Поделиться
Арктический вызов: 10 миллионов рублей за решение для медиков Заполярья

Одним из звеньев «прокачки» и внедрения инноваций и продуктов высоких технологий в АЗРФ становится арктический технологический конкурс («АркТеК») — первая платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющих бизнес и науку для развития Арктики. АркТек становится точкой входа для тех, кто хочет и может внести свой вклад в экономическое развитие стратегически важного региона России, участвовать в создании комфортной и безопасной среды для жизни и работы в российской части 1/6 поверхности Земли.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: ситуация в социальной сфере ДФО

Основными направлениям социальной поддержки в дальневосточных регионах остаются расширение жилищного строительства, создание новых объектов социальной инфраструктуры, поддержка семей с детьми. Также предполагается уделять дополнительное внимание мерам поддержки молодых специалистов и развитию образования, в целях продолжающейся борьбы с оттоком населения из регионов ДФО.

Читать полностью
Поделиться
Хабаровск – Мильково: сильные кадры для камчатской глубинки

О своем опыте работы земским доктором в селе Мильково информагентству EastRussia рассказал Денис Черепнин – офтальмолог с 20-летним стажем, приехавший из Хабаровска и уже год проработавший на полуострове.

Читать полностью
Больше материалов