Поделиться
Василий Орлов: «Мы житница Дальнего Востока»
Поделиться

Каким станет Приамурье в ближайшие годы, узнало EastRussia

Министр экономического развития Амурской области Василий Орлов рассказал EastRussia, какие пять территорий опережающего развития могут появиться в регионе и почему привлечение инвестиций – творческий процесс.

- Василий Александрович, на данный момент существует постановление правительства о создании на территории Амурской области двух ТОРов. Расскажите, пожалуйста, о них подробнее.

- ТОР «Белогорск» (решение о создании ТОР «Белогорск» было принято 21 августа Постановлением Правительства РФ – прим.автора) – это территория опережающего развития агропромышленной направленности. Он представляет собой большую резервную площадку размером 673 га.

Почему сельское хозяйство? Во-первых, это одно из стратегических направлений развития экономики Амурской области. Мы житница Дальнего Востока: у нас 1млн 200 тыс. га посевных площадей. Во-вторых, регион производит рекордные объемы сои (выше, чем в Советском Союзе) - в прошлом году мы собрали миллион тонн. И конечно, в области созданы условия для ее переработки.

Белогорск тоже выбран не случайно. Город находится в центре сельскохозяйственной территории. Это второй по размеру город Амурской области с качественным населением, которое способно реализовывать самые сложные уровни инвестиционных проектов. Город обеспечен инфраструктурой и удобен с точки зрения логистики – железная дорога, автомобильная дорога федерального значения.

- Есть ли якорные инвесторы у площадки?

- У ТОР их уже три. ООО «Амурагроцентр» собирается построить завод по переработке сои (компания готова перерабатывать 240 тыс. тонн сои в год). ООО «Агротехнологии» - завод по производству соевого изолята мощностью до 10 тыс. в год станет первым и уникальным производством такого рода в России. Второй проект компании - завод по производству комбикорма мощностью 60 тыс. тонн в год. Третий инвестор в ТОРе – ООО «Белогорский хлеб» – модернизированный цех хлебобулочных изделий на 500 тонн хлеба в год. Мы специально в качестве резидента включили в территорию опережающего развития это небольшое предприятие, потому что малому бизнесу в стране (и у нас в регионе в том числе) сегодня уделяется большое значение.

После того, как ТОР полноценно заработает, будет создана управляющая компания, и, возможно, через год мы будем говорить не о трех, а о большем количестве резидентов. Мы не ограничимся тремя инвесторами. Уже есть предложения, не хочу их пока озвучивать, потому что это еще некая оферта, договоры о намерениях, а не конкретные инвестиционные проекты.

- Что представляет из себя ТОР «Приамурская»?

- Что касается второй территории опережающего развития, то два года назад мы начали работу по созданию особой экономической зоны «Предмостовая». Подразумевалось, что она будет обслуживать совмещенный авто- и железнодорожный мост через реку Амур. В связи с тем, что в прошлом году вышел 473-й закон о ТОРах, было принято решение образовать территорию опережающего развития и добавить еще одну площадку. Таким образом, ТОР «Приамурская» состоит из двух площадок, первая из которых фактически это предмостовая зона в районе села Ровное. Сегодня у площадки площадью 800 га есть один резидент - это компания (АО «Хэйлунцзянский мост» - прим.автора), которая будет заниматься логистикой и переработкой. Проект совмещенного моста реализуется в две очереди: первая - автомобильный мост, вторая – железнодорожный. Когда будет строиться железнодорожный мост, потребуется создание предприятий, нацеленных на дополнительную инфраструктуру (замену колес, так как, к примеру, разная колея у нас и у китайцев). Данный инвестор в перспективе готов взять на себя строительство всей необходимой для обслуживания моста инфраструктуры. Но на первом этапе по автомосту он будет заниматься логистикой и переработкой грузов.

Кроме того, у нас порядка 11 предприятий с китайской стороны и несколько с российской, которые заинтересованы в размещении своих производств на этой площадке. Вопрос только в полноценной инфраструктуре. На данный момент площадка оборудована лишь «макроинфраструктурой» - например, две высоковольтные линии, на которых еще нужно строить понижающие подстанции. И «Хейлунцзянский мост» готова взять на себя затраты по строительству дальнейшей инфраструктуры и подключению новых резидентов.

В 473-м законе о ТОРах, в отличие от закона об особых экономических зонах, не предусматривается возможность участия частных управляющих компаний в инфраструктурных проектах. Мы вышли с Минвостокразвития на очень хороший диалог, нашли взаимопонимание, и я думаю, что в течение этого года будут внесены изменения в закон, которые позволят создавать частные управляющие компании. Наш ТОР «Приамурская» и управляющая компания «Хейлунцзянский мост» станут первой практикой.

- ТОР «Приамурская» расположен в селе Березовка. Какие проекты на площадке уже реализуются или запланированы?

- Первый резидент ТОР «Приамурская» – цементный завод (подконтрольное АЭК ООО «С Технология» - прим.автора) мощностью 500 тыс. тонн в год уже дал первую продукцию - 1000 тонн, которая проходит сертификацию. Завод интересен тем, что он, в отличие от прочих дальневосточных заводов, ориентирован на сухую технологию изготовления цемента, считающуюся более современной и экологичной. Два других завода в Спасск-Дальнем и Теплоозерском производят цемент по «мокрой» технологии. Производство в Березовке позволит полностью закрыть потребности региона в высококачественном цементе. А потребность по этому направлению очень высокая - строятся гидроэнергетические объекты, где агрессивная среда и где, соответственно, необходим цемент высоких марок; строится космодром; в ближайшее время начнется строительство нефтегазоперерабатывающего завода.

Второй резидент территории опережающего развития – это компания (инициатор — ООО «Амурская энергетическая компания», АЭК – прим.автора), которая собирается построить крупный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Если совокупная капитализация ТОРа 128 млрд рублей, то только Амурский НПЗ обойдется в 123 млрд рублей. Завод мощностью 6 млн тонн, с глубиной переработки до 95% - это самый технически сложный цикл в России на сегодняшний день. Проект строительства предприятия поддержан Министерством энергетики Российской Федерации, включен в реестр проектируемых и строящихся нефтеперерабатывающих заводов страны. 78% продукции из этих 6 млн тонн планируется отправлять на экспорт в Китай, остальные 22% - оставлять на внутреннем рынке. По техническому циклу на НПЗ предусматривается производство ароматических углеводородов. То есть, по сути, это даже не нефтепереработка, а нефтехимия.

- Китайские инвесторы участвуют во всех проектах?

- Да. Во всех трех проектах участвуют китайские инвесторы в разных долях. Скажем, в нефтеперерабатывающем заводе их доля составляет 90%, в цементном – 70%, в логистике – пока 50 на 50. Естественно, эта цифра будет корректироваться, когда будет готова проектно-сметная документация. Я думаю, что доля китайского капитала вырастет.

Что касается самих компаний, то, например, «Хэйлунцзянский мост», с которой мы работаем уже два года, была нам рекомендована правительством провинции Хэйлунцзян.

- Планы у области велики. Хватит ли специалистов?

- Действительно, нехватка специалистов в Амурской области - один из вопросов, которым мы занимаемся очень плотно: мы понимаем, что силами местных трудовых ресурсов решить проблему нельзя. Часть проектов физически невозможно закрыть даже в ближайшие 15 лет. В области создаются отрасли (прежде всего – газохимия, космодром), новые для нас, которые в любом случае потребуют привлечения специалистов из других субъектов. Тем не менее, мы продолжаем готовить кадры на местах - на базе Амурского государственного университета. Специалистов для НПЗ также будут обучать в местных учебных заведениях - на базе колледжей и вузов. Однако это очень длительный процесс, и мы это понимаем.

- Помимо территорий опережающего развития, Амурская область заявляет о большом числе приоритетных инвестиционных проектов. Сколько их?

- У нас 20 приоритетных инвестиционных проектов. Они постоянно меняются, какие-то завершаются, какие-то новые проекты появляются. Что такое приоритетные проекты – это фактически режим «одного окна». Мы буквально в ручном режиме контролируем реализацию этих проектов, стараемся вникнуть в проблемы, которые возникают в ходе реализации.

Часть из проектов попали в ТОРы, часть нет. Вообще, мы работаем по пяти ТОРам, два из которых по факту уже есть. Еще один - это газовый ТОР - планируется создать в Свободненском районе, где намечено строительство Амурского газоперерабатывающего завода мощностью 49 млрд куб м природного газа в год, который будет производить товарный газ и гелий. А также две территории опережающего развития в моногородах – Свободном и Райчихинске (В Свободном обсуждается строительство завода по производству керамического кирпича, строительство животноводческого комплекса и комплекса по переработке кукурузы, модернизация производства муки соевой экструдированной полножирной. В Райчихинске поданы документы на модернизацию швейной фабрики, хлебозавода и реконструкцию мебельной фабрики – прим.автора). На самом деле это опять же не предел - привлечение инвестиций очень творческий и бесконечный процесс.

- Восточный экономический форум оправдал ваши ожидания?

- Я ожидал большего в плане организации, потому что хотелось бы, чтобы на этом форуме было больше инвесторов, с которыми можно вести конкретные переговоры. Конечно, к нам подходили, интересовались проектами, но это как на рыбалке – «клюет, не клюет». Впрочем, не все сразу – форум еще молодой.

Я думаю, что инвестиционный климат вырастет после того, ТОРы начнут работать реально. Пока это бумажная работа - надо продекларировать какие-то вещи. А как только площадки заработают, пойдет и инвестор.

Текст: Марина Галкина Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов