Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Владимир Путин внутрь и вовне

О чем и как совещался российский лидер на ВЭФ с подчиненными и коллегами-президентами

За три дня во Владивостоке российский президент Владимир Путин успел провести заседание президиума Госсовета с отечественными чиновниками и пленарную сессию Восточного экономического форума с лидерами четырех азиатских государств: Китая, Японии, Южной Кореи и Монголии. EastRussia сравнило тональности общения российского президента с подчиненными и с главами государств-партнеров.

Владимир Путин внутрь и вовне
Фото: Фотобанк ВЭФ / ТАСС
РАЗГОВОРЫ О БОЛЬНОМ

Всех ключевых чиновников правительства России и дальневосточных регионов Владимир Путин по традиции собрал на заседание президиума Госсовета накануне Восточного экономического форума (ВЭФ). Заседание было посвящено мерам по реализации так называемого "нового майского указа" президента, появившегося сразу после выборов. Дальнему Востоку выполнить амбициозные цели, поставленные лидером страны перед всей Россией, как уже писало EastRussia, будет непросто по целому ряду причин. Одна из них - отток населения из региона продолжается, констатировал президент, открывая президиум Госсовета. 

"Вывод понятен: людей не устраивают сегодняшние условия для жизни. Дальний Восток по‑прежнему отстает, проблем, безусловно, пока еще много. Это низкая обеспеченность жильём, качественными услугами здравоохранения, образования, связи, нехватка современных объектов культуры и спорта, неудовлетворительная транспортная доступность, отставание в благоустройстве городов и поселков", - перечислил основные дальневосточные проблемы Владимир Путин. "Опережающее развитие Дальнего Востока - это задача общенационального масштаба, об этом я уже неоднократно говорил. Всем надо действовать активно, с полной отдачей, не затягивать, не выхолащивать содержание уже принятых решений", - призвал он.

Взявший слово первым глава Колымы Сергей Носов заговорил о самом "больном" - о здравоохранении: регионы вынуждены финансировать деятельность сверхнормативных медучреждений из-за позиции Минздрава, но Минфин признает это нецелевыми расходами, в отдаленных населенных пунктах не хватает кадров, а выездные бригады - не панацея. Затем перешел к жилью (специального ипотечного продукта для Дальнего Востока так и нет, массово жилье для бюджетников не строят) и кадрам (институты не готовят нужных экономике специалистов), перечислял губернатор. И в итоге сформулировал главную мысль так: "принципиальное решение о достижении среднероссийского уровня во всех регионах Дальнего Востока необходимо выполнить", но "с учетом дальневосточной специфики". 

Тезис о специфичности Дальнего Востока развил на конкретных примерах глава Минвостокразвития Александр Козлов. Так, поддержка Минтранса на ремонт дорог в регионах будет распространяться только на административные центры и города с населением свыше 200 тысяч человек, напомнил министр, что исключает из получателей поддержки все дальневосточные города, не являющиеся столицами субъектов РФ, кроме Комсомольска-на-Амуре (250 тыс. чел.). "Наше предложение учесть в национальном проекте, имея в виду специфику региона, города Дальнего Востока с численностью населения от 50 тысяч человек до 200 тысяч человек. Это позволит включить дополнительно семь городов, а у нас их всего 16, остальные девять попали уже как региональные центры экономического роста", - предложил Александр Козлов. 

Второй пример министра касался здравоохранения, которое, по оценке ряда субъектов ДФО, недофинансируется федеральным центром из-за применяемой Минздравом методики распределения субвенций. Средства из ФОМС выделяются с учетом индекса затратности оказания медицинских услуг, но исходя из значений в диапазоне от 1 до 3, тогда как в четырех регионах ДФО коэффициент значитьельно выше: на Чукотке – 13, Камчатке – 5,3, Колыме – 4,8, Якутии – 4,5. "Специфика Дальнего Востока при таких коэффициентах просто не просматривается. В результате из-за такого ограничительного подхода четыре дальневосточных региона ежегодно недополучают порядка 13 млрд рублей - по оценке регионов. При этом по указанным регионам смертность трудоспособного населения выше среднероссийского уровня", - пояснил Александр Козлов, предложив внести изменения в методику распределения средств ФОМС. 

"Еще один острый вопрос по жилищным проблемам – состояние жилищно-коммунального комплекса на Дальнем Востоке. Фактическая стоимость квадратного метра в округе, по данным Росстата, значительно превышает норматив, установленный Минстроем. Это приводит к тому, что недофинансируются федеральные жилищные программы на территории Дальнего Востока, - продолжил министр. - Я могу привести пример. Было поручение по Комсомольску-на-Амуре построить 10 тысяч квадратных метров жилья. Стоимость довели, по приказу Минстроя, до 35 тысяч рублей за квадрат. Фактическая стоимость составляет 48 тысяч. До сих пор это жилье не построено". 

Александр Козлов призвал коллег из Минстроя "брать реальную цену квадратного метра". Чуть позже глава Минстроя Владимир Якушев пообещал переоценить "квадрат" по всем 85 субъектам РФ до 1 января 2019 года, а президент поручил ему "сделать это по Дальнему Востоку быстрее". Кроме того, добавил Александр Козлов, строительство типовых объектов из-за ограниченного строительного сезона на Дальнем Востоке занимает три года, а большинство ФЦП требует строить объекты за два. 

Отдельно о методиках упомянул и Роман Копин, губернатор Чукотки. С этого года, напомнил он, начались выплаты на третьего ребенка, но только для субъектов РФ с неблагоприятной демографической ситуацией, а также для тех, где коэффициент рождаемости не превышает 1-2. Чукотка, где значение соответствующего коэффициента более 2, под программу не попадает, чем Роман Копин оказался недоволен. "Эта мера необходимая, поскольку это поддержка семей, особенно в условиях Крайнего Севера. Поэтому просим рассмотреть и поддержать изменение существующей методики при осуществлении выплаты на третьего ребенка за счет средств федерального бюджета в части субъектов Дальнего Востока", - предложил чукотский глава. 

"Это нужно пересматривать всю методику или сделать исключение для северов. Но всю методику мы сейчас вряд ли готовы пересмотреть, потому что серьезные будут бюджетные расходы, к которым сегодня бюджет не готов. Что касается северов, наверное, подумать можно", - пообещал Владимир Путин. "Может быть тогда что-то такое адресное?" - спросил губернатор. "Надо подумать. Давайте проработаем. Напишем в поручениях проработать вопрос", - согласился президент.

ТРИ МОСТА, ДВА СУДНА И МИЛЛИАРДЫ СУБСИДИЙ

Сахалинский губернатор Олег Кожемяко, перечислив достижения региона в "социалке", попросил президента всего о двух мерах: "создать на Дальнем Востоке современный международный медицинский кластер с самым лучшим оборудованием и высококлассными специалистами", а также принять решение о строительстве железнодорожного перехода Сахалин-материк. "У нас есть возможность обменяться мнениями. Но я бы хотел послушать вначале своих коллег из правительства. Давайте начнем с транспорта", - предложил в ответ Владимир Путин и дал слово главе профильного министерства Евгению Дитриху. 

Доклад у господина Дитриха получился настолько оптимистичным, что после того, как чиновник закончил, президент спросил у вице-премьера-полпреда по Дальнему Востоку Юрия Трутнева: "Юрий Петрович, что из проблемных вопросов в этой части, в части транспорта?". Тот сориентировался мгновенно, напомнив главе государства о том, что субсидируемые билеты на авиаперелеты на Дальнем Востоке "заканчиваются обычно в течение недели, а из других регионов мы берем неиспользованные субсидии". "Поэтому, в общем, мне кажется, что здесь Минтрансу есть, чем позаниматься", - сказал вице-премьер. 

"Нет, а что значит, есть, чем позаниматься? Конкретно, что нужно сделать?" - спросил президент. "Распределить эти деньги по субъектам. Их там всего три: Калининград, Крым и Дальний Восток. Надо просто написать по годам: 2019, 2020 и 2021, сколько на долю Дальнего Востока", - предложил Юрий Трутнев. Евгений Дитрих объяснил, что за Дальним Востоком и так закреплено 59% от общих средств, на что Юрий Трутнев предложил "норматив повысить", а Владимир Путин - "увеличить субсидирование, вот и все".

Но у Юрия Трутнева было еще не все. Он напомнил, что президент поручил Минтрансу "представить предложения по строительству грузопассажирского судна для организации сообщений между полуостровом Камчатка и портами Сахалин и Магаданской области", средства на два судна в соответствующей госпрограмме зарезервировали, но "предложения о перераспределении средств не поддержаны Минэкономразвития". Владимир Путин обратился к главе ведомства Макиму Орешкину с кратким вопросом: "В чем проблема?". "Я просто не в курсе этой проблемы. С Юрием Петровичем (Трутневым. - EastRussia) мы разберемся", - ответил министр. "Вы же приехали на совещание по Дальнему Востоку, вы должны быть в курсе этой проблемы. Я вас прошу выяснить и доложить отдельно", - поручил президент. 

Максим Орешкин с поручением главы государства справился оперативно: вскоре он попросил слова и объяснил, что "выяснил, в чем проблема". "У Юрия Петровича когда было совещание в Петропавловске-Камчатском, давал поручение стоимость этих паромов уменьшить. Сейчас в той заявке, которая нам представлена, сумма, которой нет в бюджете, и обоснование отсутствует, поэтому мы не согласовываем это. "Росморречфлоту" было поручение Юрия Петровича, и оно не выполнено", - отчитался министр. "Надо выполнять", - сказал президент. таким образом, крайним в ситуации стал Росморречфлот, игнорирующий поручение дальневосточного вице-премьера.

Юрий Трутнев попробовал тут же урегулировать другую проблему: в 2019 году на дальнем Востоке должны быть достроены два трансграничных моста через Амур, а президент поручал в 2018 году выделить средства на пункты пропуска в ДФО. Но поручение не исполнено, и в результате "мосты будут стоять, но перевозить по ним без пунктов пропуска будет невозможно". Вице-премьер Антон Силуанов объяснил, что 11,9 млрд руб. на 13 пунктов пропуска на Дальнем Востоке будут вскоре выделены. "Но в 2019 их не будет, а мосты будут построены, они будут в 2021, скорее всего", - парировал Юрий Трутнев. "Давайте распределим тогда", - сдался Антон Силуанов.

"Надо, разумеется, это сделать. Я прошу вас обратить на это внимание. Если мост будет готов, а пунктов пропуска не будет, он будет стоять пустой, не будет использоваться. Это просто смешно. Нужно посмотреть и перераспределить деньги с тем, чтобы все было готово для эксплуатации. А то, знаете, на смех поднимут. Что же мы, заморозили деньги, получается, построили мост, а он работать не будет, не пройти, не проехать по нему нельзя будет? Зачем тогда строили? Посмотрите, пожалуйста. Это и в перечне поручений нужно отметить", - заявил Владимир Путин. 

При этом никто, к сожалению, не вспомнил о другом аналогичном казусе: в 2013 году близ Хабаровска был построен мост на российскую часть Большого Уссурийского острова, простаивающий до сих пор - пункта пропуска на природном объекте, затопленном пять лет назад в ходе наводнения на Амуре, пока так и не появилось. 

ЛОКОМОТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ

Открывая пленарную сессию Восточного экономического форума, в которой приняли участие также главы четырех азиатских государств -  председатель КНР Си Цзиньпин, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, президент Монголии Халтмаагийн Баттулга премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ен, - Владимир Путин излучал оптимизм по поводу развития Дальнего Востока. Ни следа от многочисленных проблем, обсуждавшихся накануне на президиуме Госсовета, не просочилось во вступительное слово российского лидера. Единственное, что он себе позволил, это упомянуть "копившиеся десятилетиями демографические и социальные, экономические и инфраструктурные проблемы дальневосточного региона", которые "невозможно решить сразу". "Но мы должны это сделать, будем это делать и сделаем это обязательно", - заверил Владимир Путин. 

"Развитие Дальнего Востока для нас безусловный приоритет. Повторю, это последовательная, долгосрочная политика. Наши усилия направлены на то, чтобы создать здесь в динамично растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе мощный центр международного сотрудничества и интеграции, деловой и инвестиционной активности, образования, науки и культуры. Создание такого центра прежде всего в интересах граждан России, дальневосточников, их благополучия, для того чтобы люди могли в полной мере реализовать себя", - заявил российский президент. 

"В целом для устойчивого развития нам нужно обеспечить стабильность, мир и безопасность в АТР. Важно не допускать появления новых конфликтов и застарелые споры решать только на основе диалога. Убеждены, чтобы наш регион мог и дальше добиваться высоких темпов роста, оставаться ключевым участником мировой экономики и торговли, он должен сохранить дух экономической свободы, быть пространством деловой инициативы – без санкций, запретов, политической предвзятости", - отметил он.

Иностранные гости в целом радужный настрой российского лидера поддержали. Глава КНР Си Цзиньпин заявил, что Владивосток за восемь лет, пока он тут не был, "приобрел совершенно новый облик", а "по мере реализации нефтепровода Китая и России, газопровода по восточному маршруту, железнодорожного моста Тунцзян – Нижнеленинское и автомобильного моста Хэйхэ – Благовещенск приближается «сезон урожая» китайско-российского сотрудничества по развитию Дальнего Востока". "Мы готовы сообща со всеми сторонами непрерывно укреплять солидарность и взаимное доверие для поиска эффективного пути поддержания долгосрочного мира и спокойствия в Северо-Восточной Азии, прилагать неустанные усилия к содействию миру, стабильности и развитию в регионе", - отметил он. 

"Монголия планирует проводить транзитные перевозки через территории своих соседей и выйти на мировой рынок, используя их морские порты. В этих целях в 2010 году парламентом нашей страны была принята стратегия развития железнодорожного транспорта. Эта стратегия нынче очень успешно реализуется. Подписание в июне этого года монголо-российского межправсоглашения об условиях транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом стало большим шагом. Кроме этого, с Китайской Народной Республикой были подписаны такие важные документы, как межправсоглашение о выходе к морю и транзитных перевозках по территории Китая, межправсоглашение о сотрудничестве по транзитным перевозкам железнодорожным транспортом", - сказал президент Монголии Халтмаагийн Баттулга. 

"Мы работаем над созданием монголо-российско-китайского экономического коридора. В ходе встреч в Циндао с президентом Путиным и председателем Си Цзиньпином обсудили вопрос начала работы по реализации конкретных проектов в рамках этой программы. Мы готовы сотрудничать по вопросу строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии", - отметил монгольский лидер. Владимир Путин отреагировал на это сразу: "Что касается транспортной инфраструктуры, Россия владеет 50% Улан-Баторской железной дороги, и у партнеров с обеих сторон есть хорошие планы по развитию этой инфраструктуры. Мы прорабатывали и с китайскими друзьями, и с монгольскими возможность маршрутов для доставки углеводородов через монгольскую территорию. Есть и действительно заслуживающие поддержки вопросы и предложения в сфере электроэнергетики. Это все в работе".

МИР ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Синдзо Абэ начал с того, что хотел бы видеть Японию в ближайшем будущем в роли "эдакого гигантского соединителя точек – «дот-коннектора»". Он призвал азиатских лидеров "поклясться, что мы будем и впредь говорить с Северной Кореей одним голосом, в унисон, с одних позиций для того, чтобы она могла пойти дорогой этого исполненного надежд будущего". Он заверил, что договоренности, достигнутые с Владимиром Путиным в 2016 году в Нагато, "последовательно реализуются". "План двустороннего сотрудничества, о котором мы договорились с президентом Путиным, уже включает в себя более чем 150 проектов. Более половины из них уже реализуются или находятся на этапе, когда они будут вот-вот реализовываться", - сказал японский премьер. 

И все же Синдзо Абэ позволил себе первым отойти от крайне оптимистичной тональности выступлений на пленарной сессии ВЭФ, вспомнив о проблемах между Японией и Китаем, а затем - и между Японией и Россией. "Несмотря на то, что между нашими странами есть уникальные возможности, которых практически никогда не бывает между двумя другими странами, препятствия для их полной реализации все еще остаются. Дамы и господа, я повторюсь, речь идет как раз о том факте, что обе страны до сих пор не заключили мирный договор", - сказал он. 

Как только будет заключен российско-японский мирный договор, Курильские острова "превратятся в символ японо-российского сотрудничества и откроют благоприятные возможности как логистический хаб, опорный пункт", Японское море станет "логистическим хайвеем", а из Северо-Восточной Азии будут убраны "последние остатки послевоенного пейзажа", заявил японский премьер. "Господин Президент Путин, давайте ещё раз подтвердим нашу решимость, наши намерения перед многочисленными свидетелями, перед всей нашей аудиторией. Если мы не сделаем это сейчас, то когда же? Если этого не сделаем мы, то кто же это сделает кроме нас? Давайте вместе идти вперед, задавая себе эти вопросы всегда", - призвал он. 

Владимир Путин в ответ на речь Синдзо Абэ заявил, что ему только что в голову пришла одна мысль. "Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор, - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий. А потом на основе этого мирного договора как друзья продолжим решать все спорные вопросы. Разумеется, мне кажется, что это облегчило бы нам решение всех проблем, с которыми мы не можем справиться на протяжении 70 лет". 

Аудитория поддержала российского президента аплодисментами, но Синдзо Абэ ничего не ответил. Поэтому под  занавес пленарного заседания Владимир Путин вернулся к своей идее, сказав: "Я же не пошутил по поводу того, чтобы заключить договор без всяких предварительных условий. Можно прописать сразу в этом договоре, что мы будем стремиться к урегулированию всех вопросов и, уверен, когда‑нибудь это сделаем. Нам нужно убрать все, что нам мешает для выстраивания отношений. Хорошо, если это не подходит, мы договорились с премьер-министром Абэ о том, что мы вместе будем работать над тем, чтобы организовать нашу совместную хозяйственную деятельность на островах".

Наконец, корейский премьер Ли Нак Ён посвятил значительную часть своего выступления действующим проектам между Южной Кореей и Россией, а также будущему северокорейского урегулирования. Он напомнил, что 15 августа президент Кореи Мун Чжэ Ин "предложил создать железнодорожное сообщество Восточной Азии с участием Кореи, России, Китая, Японии и Монголии". "В этот раз я приехал на самолете, но в следующий раз хочу приехать на поезде во Владивосток, и для этого я прошу лидеров оказать содействие в реализации этой мечты", - сказал корейский премьер. 

На фоне отсутствия между Россией и Японией мирного договора, хотя о нем все так много и упорно говорят, поезд между Россией и Южной Кореей через КНДР, о нормализации отношений с которой все только заговорили, смотрится не таким уж нереальным.
Дни Дальнего Востока в Москве – 2018
3–9 декабря, Тверская площадь. 13–15 декабря, Экспоцентр. Официальный сайт мероприятия ddv.moscow