Notice: curl_setopt(): CURLOPT_SSL_VERIFYHOST no longer accepts the value 1, value 2 will be used instead in /home/admin/web/eastrussia.ru/public_html/gtranslate/gtranslate.php on line 101
Writer Vasily Avchenko told EastRussia why he will never leave Vladivostok - EastRussia |

Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

"Vladivostok has become closer to the body than the shirt"

Writer Vasily Avchenko told EastRussia why he will never leave Vladivostok

EastRussia opens a new section called "Unsuccessful". There will be no stories about trillions, gigawatts and tonkilometers. Here we will talk about specific people who have achieved everything that can only be imagined in the Far East, and could leave here to continue to grow somewhere else. But they did not. And with love to the Far Eastern land - grow further.

"Vladivostok has become closer to the body than the shirt"
Photo: facebook
Among the average Russian, the Far East is associated with the snow-covered hills of Manchuria, the death of the Varyag in the cold sea, the Chinese threat and disassembly of the fish and caviar mafia. A native Primorye, writer and publicist Vasily Avchenko is convinced that he lives in the resort of the future. From his native Vladivostok, he does not intend to go anywhere. He grows two sons, writes books that regularly fall into the short lists of national prizes, recently finished working on a biography of his fellow countryman - Soviet writer Alexander Fadeev. He considers himself a convinced provincial and does not understand the very formulation of the question: why should he leave his native city somewhere?

- I remember how I first got to Moscow. I was 19 years old, and it was a stunning experience. Still, Moscow is Moscow. And at that moment, I think, there were thoughts about moving to the capital, like many of my classmates, a significant part of which has long been living there. But then I realized that my place is Vladivostok. That I was lucky to live here. The desire to leave, if it was, was lost. And every year I feel more and more built in Vladivostok reality. The sea, the hills, the flounder, the smelt ... But this is not really the case. Or not only in this. Vladivostok became closer to the body than the shirt. At the same time, I realize that I live in the province. I am a provincial and I give myself an account of it. And I am convinced that not everyone should live in Moscow. In a sense, if you say pathetic, this is even my civic position, - says the writer.

Far from all share it. Over the last quarter century, the population of Primorsky Krai has decreased from two and a half million to incomplete two, the Far East from eight million to six. No wonder life is expensive here. Utilities, products, air tickets, gasoline - for everything you have to pay more than in the capital.

- In Moscow, only apartments are more expensive, which are really worth crazy money, and everything else is more expensive in Vladivostok. And in Magadan or Petropavlovsk-Kamchatsky - even more expensive - said Vasily Avchenko. - And of course, the situation on the labor market is much worse. There are fewer opportunities for implementation here than in Moscow or St. Petersburg. Therefore, people leave.

And yet Vasily believes that the Far East has a future. And Vladivostok has the greatest prospects:

- I have most hopes for Vladivostok. It seems to me that this city can be very lucky. And in the first place - because of his position. Vladivostok is an outlet to Korea, Japan, China, and these countries are developing rapidly. And the fact that Peter the First spoke about the window to Europe ... Now is the most appropriate time to really cut the window to Asia. While this is a small window, it needs to be expanded. It is Vladivostok - one of the key points of Russia, and I hope that Moscow will have this in mind. I believe that Vladivostok will not be abandoned, but will develop, and after it other regions of the Far East will also catch up. Because without the state - and in the Far East with its harsh conditions, the role of the state is always more important than in the developed regions of Central Russia - nothing will come of it.

Vladivostok is more than a window from Russia to Asia. This city is also a window from Asia to Europe. Vasily Avchenko visited many Asian countries and became convinced that the same Chinese and Koreans perceive the Russian Far East as part of Europe. Vladivostok is the nearest European city for them.

"For a Peking resident to fly to Vladivostok, this is the most budgetary opportunity to touch European culture," the writer explains. "And the federal authorities are finally thinking about how to use it. Now in Vladivostok, the branches of the Hermitage, the Tretyakov Gallery, the Russian Museum are being prepared for opening. A branch of the Mariinsky Theater has already been opened.

According to Vasyl Avchenko, Vladivostok should also have its own film studio - in return for the lost Odessa. He believes that Russia needs polistolichnost.

- In this respect, I am close to American experience, although I can not call myself a big fan of America. But I like that there is a polycholic scheme implemented. Washington is a political capital, but all life revolves in other cities. If you take California, which can in some sense be compared with Primorye, then the governor sits in Sacramento, and the most interesting things happen in Los Angeles and San Francisco. And no one there himself feels like a provincial, - the writer argues. - Now Vladivostok, of course, is more like a hybrid of California and Alaska. Blessed south and severe North. But he could play a big role. Vladivostok can become a port of a completely different scale. But, in order to develop the city, we need, above all, people who want to live and work here. And in Russia now extra people, as I understand it, no. And the population of the Far East continues to decline. In Primorye, the situation is certainly better than in our northern territories, but the population still decreases. And how to break it, I do not know. Obviously, we need to give birth and die less, but I have no idea how to implement it in the current conditions.



Vasily Avchenko jokes that he has already contributed to the increase in the population of the Far East. I brought a wife Elena from Nizhny Novgorod. I met her at a seminar in Moscow and eventually persuaded me to move to Vladivostok. Once upon a time, Vasily's mother, a geologist by profession, graduated with honors from the Irkutsk Institute and, according to the distribution, chose Primorye. Here I met my future husband, also a geologist, a native Primorye.

- My father was born in Primorye, and grandfather, and only great-grandfather came from Smolensk. So I am a Far East already in the fourth generation. This is more an exception than a rule. In Vladivostok, there have always been many visitors. The population is heterogeneous. Less core of indigenous people than in the same Bryansk or Orel regions. Most of us came here - to Vladivostok, Khabarovsk, Blagoveshchensk, Magadan, Yuzhno-Sakhalinsk, Petropavlovsk-Kamchatsky - recently, a maximum of two or three generations ago.

Grandfathers and great-grandfathers have chosen not the worst place for life. In Russia there are only two regions where one can live near the warm sea - the Black Sea coast and Primorye. Primors themselves are convinced that their city is no worse than Sochi. It is located at the same latitude.

"The port city is always a special spirit," Vasily Avchenko says. "And it is especially felt by contrast. When I returned from Magadan, it seemed that Magadan was a real Far East. Restrained, severe, calm. And Vladivostok is almost Sochi. He returned, went to the embankment, and here comes what I have already become unaccustomed to. Shish kebab, children, people dance, drink, get acquainted, bathe in the sea .... All relaxed, southern. Everything, as Ostap Bender dreamed, in white pants ... This is no longer in Petropavlovsk, Magadan, or Sakhalin.

A real seaside in the depths of the soul is always an adventurer. This is one of the defining features of the Far Eastern character.

- In Russia, by and large, a fairly homogeneous population - even more homogeneous than in China, France or Germany. We read the same books and speak the same language in all senses of the word. We really are one, which sometimes seems fantastic, because Russia is huge and torn apart by giant distances, a lack of roads, the cost of travel. But there are differences. And they create what is usually called Siberian or Far Eastern character. It seems to me that the determining factor here is the proximity to the Asian countries, to a different culture, which is generally incomprehensible to us. Even to us, the Far East, the German or American culture is much closer than the Chinese or Japanese culture. But the proximity to these countries has its influence. As well as proximity to the sea. Primorets is a person who lives on the border of the elements. And on the border of the cultural oceans, and on the border of land and sea. In specific conditions - in the surf strip. Biologists know: wherever the tide is replaced by an ebb, a lot of interesting things happen. We live in this band, and here there is a sense of what the Americans called frontier. We are people of the frontier, we live on the border and learn new spaces. It was not by chance that Ilya Ehrenburg, and after him Nikita Khrushchev, compared Vladivostok with San Francisco.

Unfortunately, the writer says, now most Russians do not have the opportunity to see the Far East with their own eyes. The reason is banal - expensive. It is cheaper to visit Europe or Asia. Even Primorye can not visit the Kuriles or Chukotka. And it's expensive and difficult.

- To get to Pevek - this is in the north of Chukotka - some fly through Moscow. This is our logistics. Many would be happy to fly not to Thailand, and to Kamchatka, if there were conditions. Some time ago, authorities talked about priority national projects. So, the development of the transport system should, in my opinion, become one of them. I recently went to China, went from Shenyang to Harbin by high-speed train - more than 300 km per hour. The whole of Japan, China is covered with a network of such roads. We also make the first steps in this direction, but only in the capitals. In the Far East, there is no such thing as "Sapsanam" yet. Vladivostok from Khabarovsk is a little further than Shenyang from Harbin, but going there by train is a whole adventure. It is necessary to sit in the compartment in the evening, eat a boiled chicken, talk with fellow travelers - and only in the morning you come to Khabarovsk ... And if there could be got for 2-3 hours ... This would simplify communication. Now the Far East is a disparate territory, very loosely connected, and with central Russia too. It needs to be changed. I would very much like that my compatriots had the opportunity to visit here.

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

«Владивосток стал ближе к телу, чем рубашка»

Писатель Василий Авченко рассказал EastRussia, почему он никогда не покинет Владивосток

EastRussia открывает новую рубрику под названием "Неуехавшие". Здесь не будет историй о триллионах, гигаваттах и тоннокилометрах. Здесь мы будем рассказывать о конкретных людях, которые достигли всего, что только можно представить, на Дальнем Востоке, и могли бы уехать отсюда, чтобы продолжать расти где-то еще. Но — не уехали. И с любовью к дальневосточной земле — растут дальше.

«Владивосток стал ближе к телу, чем рубашка»
Фото: facebook
У среднего россиянина Дальний Восток ассоциируется с заснеженными сопками Маньчжурии, гибелью «Варяга» в холодном море, китайской угрозой и разборками рыбно-икорной мафии. А коренной приморец, писатель и публицист Василий Авченко убежден, что живет на курорте будущего. Из родного Владивостока никуда уезжать не собирается. Растит двух сыновей, пишет книги, которые регулярно попадают в шорт-листы национальных премий, недавно закончил работать над биографией своего земляка — советского писателя Александра Фадеева. Считает себя убежденным провинциалом и вообще не понимает самой постановки вопроса: зачем он должен куда-то уезжать из родного города?

– Помню, как я впервые попал в Москву. Мне было 19 лет, и это был ошеломительный опыт. Все-таки Москва — это Москва. И в тот момент у меня, кажется, были-таки мысли о переезде в столицу, как и у многих моих однокурсников, заметная часть которых давно уже там живет. Но потом я понял, что мое место — это Владивосток. Что мне повезло жить здесь. Желание уехать, если оно и было, пропало. И с каждым годом я все сильнее чувствую себя встроенным именно во владивостокскую реальность. Море, сопки, камбала, корюшка… Но дело на самом деле не в этом. Или не только в этом. Владивосток стал ближе к телу, чем рубашка. При этом я осознаю, что живу в провинции. Я провинциал и отдаю себе в этом отчет. И я убежден, что не все должны жить в Москве. В каком-то смысле, если говорить пафосно, это даже моя гражданская позиция, — говорит писатель.

Разделяют ее далеко не все. За последнюю четверть века население Приморского края сократилось с двух с половиной миллионов человек до неполных двух, Дальнего Востока — с восьми миллионов до шести. Неудивительно — жизнь здесь дорога. Коммунальные услуги, продукты, авиабилеты, бензин — за все приходится платить больше, чем в столице.

— В Москве дороже только квартиры, которые там действительно стоят безумных денег, а все остальное дороже во Владивостоке. А в Магадане или Петропавловске-Камчатском — еще дороже, — отмечает Василий Авченко. — И конечно же, намного хуже ситуация на рынке труда. Здесь меньше возможностей для реализации, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Поэтому люди и уезжают.

И все же Василий верит, что у Дальнего Востока есть будущее. А самые большие перспективы — у Владивостока:

— На Владивосток у меня больше всего надежд. Мне кажется, что этому городу может сильно повезти. И в первую очередь — из-за его положения. Владивосток — это выход на Корею, Японию, Китай, а эти страны сейчас развиваются бурно. И то, что Петр Первый говорил про окно в Европу… Сейчас самое подходящее время по-настоящему рубить окно в Азию. Пока это маленькая форточка, ее нужно расширять. Именно Владивосток — одна из ключевых точек России, и я надеюсь, что Москва будет иметь это в виду. Верю, что Владивосток не бросят, а будут развивать, а вслед за ним подтянутся и другие регионы Дальнего Востока. Потому что без государства — а на Дальнем Востоке с его суровыми условиями роль государства всегда важнее, чем в развитых регионах Центральной России — ничего не получится.

Владивосток — это больше, чем окно из России в Азию. Этот город — еще и окно из Азии в Европу. Василий Авченко побывал во многих азиатских странах и убедился, что те же китайцы и корейцы воспринимают Дальний Восток России как часть Европы. Владивосток для них — ближайший европейский город.

— Для жителя Пекина слетать во Владивосток — это самая бюджетная возможность прикоснуться к европейской культуре,— объясняет писатель.— И федеральные власти наконец-то задумались, как это использовать. Сейчас во Владивостоке готовятся к открытию филиалы Эрмитажа, Третьяковки, Русского Музея. Уже открыт филиал Мариинского театра.

По мнению Василия Авченко, во Владивостоке должна появиться и собственная киностудия — взамен потерянной Одесской. Он считает, что России нужна полистоличность.

— В этом отношении мне близок американский опыт, хотя я не могу назвать себя большим поклонником Америки. Но мне нравится, что там реализована схема полистоличности. Вашингтон — политическая столица, но вся жизнь крутится в других городах. Если взять Калифорнию, которую можно в каком-то смысле сопоставить с Приморьем, то губернатор сидит в Сакраменто, а всё самое интересное происходит в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. И никто там себя провинциалом не чувствует,— рассуждает писатель.— Сейчас Владивосток, конечно, скорее гибрид Калифорнии и Аляски. Благословенного юга и сурового Севера. Но он мог бы играть большую роль. Владивосток может стать портом совершенно другого масштаба. Но, чтобы город развивался, нужны, прежде всего, люди, которые хотят здесь жить и работать. А в России сейчас лишних людей, насколько я понимаю, нет. И население Дальнего Востока продолжает сокращаться. В Приморье ситуация, конечно, лучше, чем на наших северных территориях, но численность населения все равно уменьшается. И как это переломить, я не знаю. Очевидно, что надо, чтобы мы больше рожали и меньше умирали, но как это реализовать в нынешних условиях, я понятия не имею.

Василий Авченко шутит, что свой вклад в увеличение населения Дальнего Востока он уже внес. Привез из Нижнего Новгорода жену Елену. Познакомился с ней на семинаре в Москве и в итоге уговорил переехать во Владивосток. Когда-то и мать Василия — геолог по профессии — окончила с отличием институт в Иркутске и по распределению выбрала Приморье. Здесь и познакомилась с будущим мужем, тоже геологом, коренным приморцем.

— У меня и отец родился в Приморье, и дед, и только прадед приехал из-под Смоленска. Так что я дальневосточник уже в четвертом поколении. Это скорее исключение, чем правило. Во Владивостоке всегда было много приезжих. Население разнородное. Меньше ядро коренных жителей, чем в тех же Брянской или Орловской областях. Большинство из нас приехали сюда — во Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Магадан, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский — недавно, максимум два-три поколения назад.

Деды и прадеды выбрали не самое плохое место для жизни. В России всего два региона, где можно жить у теплого моря — черноморское побережье и Приморье. Сами приморцы убеждены, что их город ничем не хуже Сочи. Он и расположен на той же широте.

— Портовый город – это всегда особый дух,— говорит Василий Авченко.— И особенно это чувствуется по контрасту. Когда я вернулся из Магадана, то показалось, что Магадан — это настоящий Дальний Восток. Сдержанный, суровый, спокойный. А Владивосток — это почти Сочи. Вернулся, пошел на набережную, а здесь происходит то, от чего я уже отвык. Шашлык, чад, люди танцуют, выпивают, знакомятся, купаются в море…. Все расслабленное, южное. Все, как мечтал Остап Бендер, в белых штанах… Такого больше нет ни в Петропавловске, ни в Магадане, ни на Сахалине.

Настоящий приморец в глубине души — всегда авантюрист. Это одна из определяющих черт дальневосточного характера.

— В России, по большому счету, довольно однородное население — даже более однородное, чем в Китае, Франции или Германии. Мы читаем одни и те же книги и говорим на одном языке во всех смыслах этого слова. Мы действительно едины, что порой кажется фантастикой, потому что Россия огромна и разорвана гигантскими расстояниями, дефицитом дорог, стоимостью перемещений. И все же отличия есть. И именно они создают то, что принято называть сибирским или дальневосточным характером. Как мне кажется, здесь определяющий фактор — близость к азиатским странам, к другой культуре, вообще нам малопонятной. Даже нам, дальневосточникам, гораздо ближе немецкая или американская культура, чем китайская или японская. Но близость к этим странам оказывает свое влияние. Как и близость к морю. Приморец – человек, который живет на границе стихий. И на границе культурных океанов, и на границе суши и моря. В специфических условиях — в прибойной полосе. Биологи знают: там, где прилив сменяется отливом, происходит много интересного. Мы живем в этой полосе, и здесь есть ощущение того, что американцы называли фронтиром. Мы – люди фронтира, живем на границе и осваиваем новые пространства. Не случайно Илья Эренбург, а вслед за ним и Никита Сергеевич Хрущев сравнивали Владивосток с Сан-Франциско.

К сожалению, говорит писатель, сейчас у большинства россиян нет возможности своими глазами увидеть Дальний Восток. Причина банальна — дорого. Дешевле побывать в Европе или в Азии. Даже у приморцев не получается посетить Курилы или Чукотку. И накладно, и сложно.

— Чтобы попасть в Певек — это на севере Чукотки — некоторые летают через Москву. Такая у нас логистика. Многие бы с удовольствием летали отдыхать не в Таиланд, а на Камчатку, если бы были условия. Некоторое время назад власти говорили о приоритетных национальных проектах. Так вот, развитие транспортной системы и должно было, на мой взгляд, стать одним из них. Я недавно был в Китае, ехал из Шэньяна в Харбин на скоростном поезде — более 300 км в час. Вся Япония, Китай покрыты сетью таких дорог. У нас тоже делаются первые шаги в этом направлении, но только в столицах. На Дальнем Востоке ничего подобного «Сапсанам» пока нет. Владивосток от Хабаровска находится немногим дальше, чем Шэньян от Харбина, но поехать туда на поезде — это целое приключение. Надо вечером сесть в купе, есть вареную курицу, беседовать с попутчиками — и только утром ты приезжаешь в Хабаровск… А если бы туда можно было бы попасть за 2-3 часа… Это упростило бы коммуникацию. Сейчас Дальний Восток — это разрозненные территории, очень слабо связанные между собой, да и с центральной Россией тоже. Это нужно менять. Мне бы очень хотелось, чтобы у моих соотечественников была возможность здесь побывать.