Якутская IT-компания разработала комплексную систему управления предприятием для средних и малых компаний.
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
беседовала Юлия БородинаУбедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
— Как прошёл год для ОДУ Востока, какие события вы бы назвали знаковыми для вашей организации и всей отрасли?
— Этот год выдался насыщенным на значимые события. Одним из ключевых стало начало выполнения Системным оператором функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных энергосистемах (ТИТЭС) Сахалинской и Магаданской областей, Камчатского края и Чукотского автономного округа силами Тихоокеанского РДУ — Филиала Системного оператора. На сегодняшний день операционная зона ОДУ Востока охватывает территории 9 субъектов Российской Федерации. До этого оперативно-диспетчерское управление в ТИТЭС осуществлялось региональными диспетчерскими управлениями (РДУ), работающими в составе подконтрольных ПАО «РусГидро» обществ: Камчатскэнерго, Магаданэнерго, Чукотэнерго и Сахалинэнерго.
Многое уже сделано за этот год в ТИТЭС. Большие планы на перспективу. Это и параметрирование устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, изменение структуры оперативно-технологического управления в ТИТЭС, применение существующих подходов в Системном операторе при управлении режимами работы в энергосистемах. Впервые планы по перспективному развитию этих региональных энергосистем включены в документ, определяющий среднесрочное развитие электроэнергетики всей страны – Схему и программу развития электроэнергетических систем России (далее - СиПР ЭЭС России) на 2025 – 2030 годы, который с прошлого года разрабатывается Системным оператором.
Среди основных, значимых событий, к которым мы шли на протяжении этого года – ввод в эксплуатацию, переключательного пункта 500 кВ Агорта и подстанции 500 кВ Даурия, а также линии электропередачи ВЛ 500 кВ Агорта – Даурия. Эти энергообъекты обеспечивают новые возможности для расширения Восточного полигона железных дорог и присоединения новых потребителей в Амурской области и Якутии. Кроме того, в этом году нами обеспечен ввод подстанций 500 кВ Таежная и 220 кВ Малмыж для обеспечения энергоснабжения объектов Малмыжского месторождения – крупнейшего месторождения меди в Российской Федерации.
Мы продолжаем повышать надежность управления режимами работы Объединённой энергосистемы Востока, внедряем цифровые технологии и расширяем допустимые значения перетоков активной мощности в контролируемых сечениях. В частности, в этом году нашими специалистами организован ввод дистанционного управления оборудованием и устройствами РЗА ПП 500 кВ Химкомбинат, ПС 500 кВ Владивосток, ПП 500 кВ Агорта, ПП 500 кВ Нерген, ПС 500 кВ Даурия, ПС 220 кВ в Якутии - Нюя и Чаянда. После проведения успешных комплексных испытаний приступили к выполнению функций дистанционного управления оборудованием КРУЭ-220 кВ Светлинской ГЭС, расположенной в Западном районе Якутии. Внедрены системы мониторинга запасов устойчивости (СМЗУ) в 15 контролируемых сечениях. Обеспечена возможность работы АРПМ ПС 220 кВ Магдагачи, АРПМ ПС 220 кВ Призейская по адаптивной уставке СМЗУ, обеспечено внедрение ЦС АРЧМ нового поколения. На ПС 500 кВ Комсомольская введена в работу локальная автоматика предотвращения нарушения устойчивости (ЛАПНУ).
— Как вы справляетесь с изношенностью сетей и объектов генерации?
— В настоящий момент пять региональных энергосистем в операционной зоне ОДУ Востока отнесены к регионам с высокими рисками нарушения электроснабжения. Это говорит о том, что объединённая энергосистема Востока работает фактически на пределе своей пропускной способности и возможности покрывать спрос на мощность. Генерирующее оборудование сильно изношено, работает далеко за пределами назначенных сроков эксплуатации.
Мы уделяем особое внимание ремонтам, модернизации и привлечению капитальных вложений. Электросетевой комплекс в зоне ответственности ОДУ Востока очень протяженный, что предъявляет дополнительные требования к управлению режимом и надежности работы энергосистемы.
— Как это проявляется в каждодневной работе? Постоянно ли возникают критические ситуации?
— Да, это проявляется в повышенном количестве аварийных событий, которые приводят к отключению отдельных элементов сети. При этом мы работаем в «вынужденном режиме», чтобы обеспечить электроснабжение. В таких условиях приходится использовать максимальную пропускную способность сети, избегая введения графиков ограничения потребления.
— Как долго вы сможете поддерживать такую работу?
— Мы не просто поддерживаем — мы работаем в этом режиме, чтобы потребители не ощущали сложностей. Это возможно благодаря высокой квалификации нашей команды и профессионализму всех сотрудников.
— В Приморском крае в августе 2024 года произошла крупная авария. Как с ней справлялись?
— Это была классическая системная авария, вызванная наложением ряда аварийных событий. Произошло отключение систем шин 500 кВ на Приморской ГРЭС, отключение линий электропередачи 220 кВ в сторону юга Приморья. В результате произошло выделение энергосистемы Приморского края на изолированную работу от объединенной энергосистемы Востока.
Комиссией Ростехнадзора с нашим участием проведено расследование, выявлены причины и уже реализовано большинство мероприятий для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Некоторые мероприятия требуют финансовых вложений и времени, но они уже включены в перечень мероприятий Минэнерго по снижению рисков нарушения электроснабжения в регионах с высокими рисками нарушения электроснабжения.
— Какие действия предпринимали диспетчеры в той ситуации?
— Они действовали в соответствии с инструкциями и профессиональными компетенциями: определили точки деления сети, регулировали частоту и приводили параметры электроэнергетического режима в область допустимых значений в выделившейся на изолированную работу от объединенной энергосистемы Востока энергосистеме Приморского края, восстанавливали электроснабжение отключенных потребителей.
— Это делали люди или автоматика?
— Это работа человека — диспетчера Системного оператора.
— А когда эту задачу сможет выполнять искусственный интеллект?
— Этот вопрос пока гипотетический. Главную роль здесь играют многозадачность и компетенции, которые нарабатываются годами. Искусственный интеллект пока не способен заменить людей в подобных ситуациях.
— На Восточном экономическом форуме в этом году было акцентировано внимание на дефиците электрической энергии и мощности в ДФО. Что Вы можете рассказать о динамике этого процесса — эта нехватка нарастает, или может есть какое-то равновесное состояние? Сказывается ли дефицит на режиме работы ОЭС Востока?
— На текущий момент дефицит электрической энергии у нас создается в силу того, что мы работаем изолированно от единой энергосистемы России. Кроме того, нехватка мощности вызвана высокой аварийностью на генерирующих объектах. То есть у нас практически каждый день в году наблюдается дисбаланс между заявленным составом генерирующего оборудования на тепловых электрических станциях и фактически находящихся в работе генераторах. Эти небалансы мы компенсируем за счет гидроэлектростанций. Они, конечно же, имеют определенные параметры работы гидроузлов, и мы, с учетом сохранения и соблюдения этих требований, обеспечиваем баланс повышенными расходами на Зейской и Бурейской ГЭС. То есть мы ликвидируем этот дефицит покрывая за счет гидроэлектростанций.
—То есть из Амурской области, где у нас сконцентрированы ГЭС, вы оттуда организуете перетоки в те регионы, скажем, в Приморский край, где находятся мощные потребители электроэнергии?
— Да, по магистральным электрическим связям осуществляются значительные перетоки активной мощности из избыточных районов в районы с повышенным спросом. У нас энергосистема потому и называется объединенной, поскольку она объединена связями, общностью режима и порядком управления.
— Раз уж затронули тему объединения — каковы перспективы по связыванию ОЭС Востока с большой системой?
— В планах обеспечить связь ОЭС Сибири и ОЭС Востока на начальном этапе по ЛЭП 220 кВ переменного тока. Это должно произойти в перспективе до 2030-го года. Сейчас создается необходимая инфраструктура: в частности, это сооружение переключательного пункта ПП 500 кВ Агорта и подстанции ПС 500 кВ Даурия. Они будут в этой электропередаче (связи) участвовать. В последующий период в соответствии с проектом Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года запланировано строительство двухполюсной передачи постоянного тока, кардинально усиливающей связи ОЭС Сибири и ОЭС Востока, которая будет обеспечивать передачу мощности до 1000 МВт.
— Можно подробнее о преимуществах линий постоянного тока? В чем целесообразность их строительства?
— Целесообразность их строительства в том, что они позволяют компенсировать большие небалансы, возникающие в энергосистеме. Эти небалансы мы рассчитываем, как наибольший энергоблок, который мы можем потерять. Например, в Приморье предусматривается сооружение АЭС с двумя блоками по 1000 МВт, и мы должны быть всегда готовы к тому, что один блок будет выведен из работы в ремонт, и вот эти небалансы будем ликвидировать за счет, в том числе создания передачи постоянного тока.
— А каким образом это помогает?
—Например отключился один блок в 1000 МВт, и эти 1000 МВт надо где-то взять. Можно частично компенсировать за счет первичного резерва, который у нас размещен на станциях и вторичного резерва мощности, но есть ограничения в первичном резерве, а вторичный резерв требует разворота по времени. У нас энергосистема живет в режиме реального времени.
— И почему именно линии постоянного тока в этой ситуации предпочтительнее?
— Передаваемая мощность по ЛЭП постоянного тока гарантированно больше. Мы считали, что при строительстве линии 500 кВ переменного тока до ОЭС Сибири создается возможность передачи обменной мощности в 500 МВт, не больше. Связано это с пределом по пропускной способности электрической сети по статической устойчивости. Создавая линии постоянного тока, мы можем набором элементов сети добиться технического эффекта увеличения обменной мощности в 2000 МВт. И если возникнет небаланс, вызванный отключением блока АЭС 1000 МВт, он будет здесь и сейчас компенсирован путем приема этих 1000 МВт из ОЭС Сибири, говоря простым языком.
Пока эти решения находится на стадии оценки, но экспертно могу сказать, что 1000 МВт нам точно нужно будет для создания обменной мощности. И это реально, и это технически возможно только при сооружении линии постоянного тока.
— Ожидается, что в следующем году в ДФО заработает оптовый рынок электроэнергии. Как это скажется на работе ОДУ Востока?
— Мы уже эту технологию тестируем, заработает она с первого января 2025-го, а ожидания позитивные, потому что оптовый рынок – это определенные правила игры, которые предполагают конкуренцию и ответственность субъекта электроэнергетики за заявленную мощность, которую он поставляет на оптовый рынок.
На практике это значит, что в первую очередь загружается самая дешевая генерация. Покупатели и продавцы электроэнергии подают ценовые заявки, проводится аукцион ценовых заявок, по ценам и по режимам формируется диспетчерский график. В соответствии с поданными ценовыми заявками происходит распределение конкретного мегаватта на конкретные единицы генерирующего оборудования конкретного субъекта, участвующего в оптовом рынке. Складывается определенная равновесная цена и потребитель с учетом цены, с учетом тех ограничений, которые есть по перетокам, накладываемых системным оператором, получает конечную цену на оптовом рынке. Она каждый день разная.
— Каждый день цена разная?
— Она каждый час разная, потому что на каждый час у нас формируется диспетчерский график, а при выбытии генерации будет происходить оптимизация состава генерирующего оборудования, и цена фактически будет меняться каждый час. Необходимо отметить, что цены покупки энергоресурсов для населения останутся регулируемыми.
В целом оптовый рынок позволяет финансово оптимизировать работу энергосистемы, сделать электрическую энергию более дешевой, более доступной для потребителя и с большей ответственностью подойти к поставке мощности на рынок. Плюс этот механизм создает возможность проведения конкурсных процедур по отбору нового генерирующего оборудования к строительству.
Это рыночный механизм, мы его все ждем. Он создает возможность на рыночных условиях построить генерацию, так необходимую нам в ОЭС Востока.
— Какие еще ожидания Вы связываете с 2025 годом? Какие события могут стать определяющими для работы ОДУ Востока?
— Мы будем работать над повышением надежности, гибкости, ремонтопригодности электрической сети. Это касается и Объединенной энергосистемы Востока, и технологически изолированных территориальных энергосистем (ТИТЭС). Мы будем совершенствовать свою работу в части настройки устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики. Задания у нас уже подготовлены, расчеты выполнены. Будем их реализовывать в ТИТЭС, приводить их к требованиям Системного оператора, необходимым в этой области.
Мы ожидаем выход с модернизации пятого энергоблока Приморской ГРЭС и поступательного продолжения работы по модернизации и ввода нового генерирующего оборудования.
Кроме того, мы ждем включения подстанции ПС 500 кВ Варяг и транзита 500 кВ, который свяжет ее с Приморской ГРЭС. Эта инфраструктура существенно повысит надежность электроснабжения потребителей Приморского края. В целом ожидания позитивные, наши компетенции, квалификация сотрудников позволяют нам быть готовы к различным вызовам, и надеемся, что в 2025 году мы покажем надежную и успешную работу.
Убедившись на собственном опыте, как сложно управлять бизнес-процессами, разработчики СМАРТ ERP (Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия) создали программный продукт, помогающий сократить издержки, повысить эффективность и увеличить прибыль предприятий малого, среднего и микробизнеса. О том как создавалась система, почему и кому она пригодится EastRussia рассказал глава компании Артем Петухов.
– Артем, расскажите о своей компании: вы работаете только над автоматизацией бизнеса или есть другие направления?
– Наша компания Смарт Юнит была основана в Якутске в 2012 году. С этого же года мы стали резидентом технопарка «Якутия». На старте нас было двое, мы прошли путь от программиста и руководителя проектов в ведущих российских компаниях до собственного бизнеса. Занимались хардваром (аппаратной составляющей — прим. авт.), но поняли, что это очень затратно и сконцентрировались на софте. Проектов у нас очень много – например, мы создали систему противодействия лесным пожарам, техногенным пожарам, логистическую схему северного завоза, систему мониторинга авиационных двигателей, которую презентовали президенту Владимиру Путину этим летом и получили очень высокую оценку от него. Сейчас расширяем и углубляем ERP-систему.
– Что такое ERP-система простыми словами?
– На самом деле это не так сложно, как может показаться. ERP-система – это комплексная система управления предприятием. Экосистемное решение, которое позволяет автоматизировать все основные направления деятельности компании: управление проектами, производством, командой, заказами, продажами, организует складской учет, финансовую аналитику, документооборот. Все, что нужно предприятию, мы автоматизируем. На рынке сейчас много разных решений: CRM-системы – для управления продажами, есть системы для бухгалтерии, для документооборота, но все они разрозненные, неудобно пользоваться большим количеством систем. Мы как раз пошли в сторону максимальной интеграции, чтобы человек использовал всего одну систему автоматизации в работе.
– Как работает система автоматизации на примере конкретного предприятия?
– Есть очень хороший кейс – наш клиент Якутская республиканская типография им. Ю.А. Гагарина. Они используют все модули системы. Как все работает: поступает заказ на печать буклетов или календарей – тут же продажник формирует заказ онлайн, в момент его формирования он может посчитать стоимость заказа и проверить наличие материалов. Раньше, чтобы этот заказ исполнить, сотруднику типографии нужно было вначале сходить на склад, уточнить, есть ли в достаточном количестве краска, бумага, потом сходить в цех и узнать, свободно ли оборудование. Теперь он это все может сделать в режиме онлайн. После того как принимает заказ, он переводит его в статус производства – и начинается работа. Начальник производственного цеха может отследить работу на каждой стадии. В момент передачи готовой продукции на склад коммерческий отдел видит, что все готово и заказ можно отгружать клиенту. В блоке финансовой аналитики учитывается, сколько материалов израсходовано, сколько времени потрачено, сколько брака.
– Насколько повысилась эффективность типографии с использованием автоматизации?
– Производительность у них выросла на 46%, а прямая экономия составила шесть млн рублей в год. Ежегодная экономии сырья выросла до 12%. Эффект очень классный. Раньше у них главной проблемой была коллективная ответственность – никто не хотел брать на себя вину за брак, например. Теперь все прозрачно, каждый наряд закреплен за определенным человеком. Люди стали более ответственно относиться к своей работе.
– Много ли у вас клиентов и интересантов?
– Клиентов пока немного. Реальные продажи систем мы только начинаем – около 15 клиентов по этому направлению. Планируем выход на иностранные рынки параллельно с российским. Есть уже тестовые запуски в ЕС, Индии и Китае. С госорганами начали работать – у правительства Якутии тоже есть потребность в части управления проектами и финансовой аналитики.
– Для каких предприятий полезен ваш продукт? Доступен ли он для предприятий малого и микробизнеса?
– Стоит отметить, что крупнейшие системы класса ERP – такие как SAP, AXAPTA, ORACLE (ушедшие из России) могут позволить себе использовать только такие гиганты как Газпром, РЖД, АЛРОСА. А средние, малые компании и тем более микробизнес никогда этого не смогут – слишком дорого. Мы поняли, что эту нишу мы можем занять и создали доступные системы ERP-класса непосредственно для среднего бизнеса, МСП и микро. Кстати, для микробизнеса у нас есть бесплатный тариф с полным функционалом. Небольшие предприятия могут всю жизнь сидеть на бесплатном тарифе. Это наша маленькая дань небольшим предприятиям, ведь мы и сами начинали как микро бизнес – нас было двое – и мы знаем, как тяжело маленьким компаниям приходится на старте. Сейчас такое время – даже самые маленькие предприятия должны заниматься анализом. Например, если Газпром потеряет 500 млн рублей – им будет неприятно, но не критично, а если маленькое предприятие потеряет 500 тыс. – для них это будет катастрофа. Очень важно считать доходы, расходы, понимать ценообразование. При использовании ERP все это считается автоматически.
– В какой момент предприятию лучше прибегнуть к ERP-системе? С нуля или в процессе деятельности?
– Это не принципиально. Можно запускать систему и с нуля, и в процессе. Тут главная идея в том, чтобы система работала не для руководителя или продажника, а для всех сотрудников. Повышается эффективность за счет того, что происходит быстрый обмен данными между направлениями, и эти данные абсолютно точные.
– А сами вы в своей деятельности используете свою разработку?
– На самом деле мы и стали первыми своими клиентами – около семи лет назад мы создали систему управления проектами, перебрав до этого все, что было доступно на рынке. Сделали свою первую версию, позже показали ее типографии, им понравилось. По их запросам мы добавляли разные модули. Создали систему и поняли, что имеем отличный продукт. Решили его масштабировать. Мы вложили в проект много денег и сил, и теперь делаем на него большую ставку.
– Сколько человек работает в Смарт Юнит?
– У нас в штате 35 человек. Мы сторонники маленьких, но эффективных команд. Например, ВКонтакте разработали десять человек, в Телеграмме работают около 30 человек. Количество не всегда переходит в качество. Сейчас наша команда занимается разработкой новых модулей системы – эйчар, модуль закупок, маркетинг и ремонты оборудования.
– В Якутии очень сильный ИТ-кластер. Как у вас складываются отношения с конкурентами?
– В Якутии конкуренции в ИТ-сфере нет, мы все друг друга знаем и дружим. Рынок огромный и про конкуренцию говорить не приходится. Скорее – о дефиците ИТ-компаний. Работы много – всем хватает.
– Виталий Леонидович, вряд ли ошибусь, если предположу, что главным событием 2023 года стало обеспечение готовности одного из ваших подразделений – Тихоокеанского РДУ – к принятию функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Дальнего Востока. Как шёл процесс, всё ли было гладко?
– Действительно, одним из ключевых результатов нашей деятельности в текущем году можно назвать успешную подготовку к централизации функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Камчатского края, Магаданской, Сахалинской областей и Чукотского автономного округа. Главная сложность состояла в том, что масштабная работа должна была быть проведена в сжатые сроки. Фактически в течение полутора лет с момента принятия соответствующих поправок в федеральный закон «Об электроэнергетике» был проведен целый комплекс мероприятий: подготовлена необходимая документация, сформирована структура управления новыми для нас энергосистемами, налажено взаимодействие с организациями, исторически осуществлявшими функции оперативно-диспетчерского управления, создана необходимая технологическая инфраструктура, включая используемые для управления режимами информационно-управляющие системы и программно-аппаратные комплексы.
Важным вопросом стало также создание и организация работы обособленных подразделений Системного оператора в Магадане, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском и формирование их кадрового состава. Кроме того, была реализована программа повышения квалификации диспетчерского персонала с учетом специфики изолированно работающих энергосистем и требований Системного оператора.
В результате все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме и точно в установленный срок. Это подтвердили и результаты проверки, проведенной совместной комиссией Системного оператора и «РусГидро». Члены комиссии особо отметили, что задача по приему новых функций была решена при сохранении стабильной работы энергетических комплексов изолированных регионов и требуемого уровня надежности энергоснабжения потребителей в течение всего переходного периода.
– Как присоединение этих систем скажется на дальнейшем их развитии? Ведь они, по сути, остались изолированными?
– Расширение зоны диспетчерской ответственности Системного оператора позволит применять в ТИТЭС накопленный компанией опыт и компетенции, перейти на принятые в ЕЭС России единые принципы организации работы энергокомплекса, обеспечить экономически и технологически обоснованный подход к их развитию с опорой на инновационные технологии. В частности, в перспективе на некоторых контролируемых сечениях планируется внедрить используемую Системным оператором систему мониторинга запасов устойчивости (СМЗУ). Технология позволяет увеличить использование пропускной способности электрических сетей, то есть увеличить величину передаваемой по ЛЭП мощности на 10-15%, что эквивалентно строительству объектов генерации или электросетевых объектов в том же объеме. Учитывая удаленность этих регионов и суровые климатические условия применение в них самых современных технологий управления энергосистемами особенно важно. Кроме того, для сохранения устойчивости работы энергосистем в ТИТЭС при возникновении аварийных возмущений, в недалеком будущем, планируется создание централизованной системы противоаварийной автоматики (ЦСПА), проектирование и внедрение автоматического регулирование частоты и мощности (АРЧМ), внедрение системы доведения планового задания мощности на объектах генерации (СДПМ).
– Есть ли планы по реальному присоединению этих систем к ЕЭС России, или это нецелесообразно?
– Это нецелесообразно, в первую очередь, по экономическим критериям. Слишком большие расстояния разделяют эти энергосистемы и синхронную зону. Технически возможно построить линии электропередачи, связывающие в единый технологический комплекс энергообъекты, находящиеся за тысячи километров друг от друга. Но такой шаг потребует гигантских инвестиционных вложений, несопоставимых с ожидаемым эффектом. Так что пока мы не видим предпосылок для таких решений. Возможно, в перспективе с развитием транспортного коридора на Сахалин будет технически и экономически обосновано присоединение островной энергосистемы к ЕЭС России.
– В этом году ОДУ Востока отметило своё 55-летие. В исторической справке на сайте Управления говорится, что «на первом этапе ОДУ возглавило процесс объединения разрозненных, несинхронно работающих энергосистем Дальнего Востока в единый технологический организм». Что значит – «несинхронно работающие энергосистемы»? Как выглядит ситуация сейчас – какими объёмами и масштабами измеряется деятельность ОДУ Востока?
– До момента создания Объединенной энергосистемы на территории Дальнего Востока функционировали 3 энергосистемы, каждая из которых работала изолированно, со своей частотой электрического тока. В результате возможности социально-экономического развития каждого из регионов ограничивались мощностью электростанций, работающих в составе территориальной энергосистемы, и наоборот – невостребованные резервы мощности, имеющиеся на других территориях, не могли использоваться в дефицитных районах. Формирование энергообъединения позволило более эффективно использовать территориально распределенные генерирующие мощности, повысить устойчивость и надежность электроснабжения за счет взаимного резервирования и организации перетоков электроэнергии и мощности. Так, после объединения энергосистем появилась возможность использования на предприятиях Хабаровского края электроэнергии, производимой на строящейся в Амурской области Зейской. ГЭС или электростанциях Приморского края.
В 1970 году, когда впервые были включены на параллельную работу Амурская и Хабаровская энергосистемы, суммарная мощность электростанций, вошедших в образованную объединенную энергосистему Востока, составляла 683 МВт. К настоящему времени установленная мощность электростанций объединенной энергосистемы возросла более чем в 16 раз до 11 212 МВт. Потребление электроэнергии в 2022 году в ОЭС Востока составило 44,5 млрд. кВт.ч. В 2023 году этот показатель вырос, как ожидается, по итогам года он составит 45,7 млрд. кВт.ч.
– В этом году были введены в эксплуатацию новые и модернизированные объекты генерации. Что означают подобные события для ОДУ Востока, как они сказываются на его работе?
– Из модернизированных объектов генерации в этом году уже введен энергоблок Приморской ГРЭС мощностью 110 МВт. До конца года на этой станции будет введен еще один энергоблок мощностью 210 МВт, а в следующем году – еще два энергоблока мощностью 210 МВт и 215 МВт. Также до конца 2023 года ожидаем ввод после реконструкции турбоагрегата на Владивостокской ТЭЦ-2 мощностью 120 МВт. Отмечу, что это не вводы нового оборудования в привычном понимании, а глубокая модернизация существующих объектов.
Суммарная величина мощности оборудования, модернизация которого должна завершиться в этом и следующем году, составляет 750 МВт. При этом прирост потребления в следующем году ожидается более 800 МВт к текущему уровню. Для улучшения ситуации в ОЭС ввода такого объема генерации недостаточно, режимы работы в следующем году будут оставаться напряженными.
Ближайший ввод новых генерирующих мощностей, а именно двух энергоблоков единичной мощностью 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС в Якутии, запланирован на 2025 год.). При этом потребление мощности ориентировочно вырастет еще на 400 МВт.
– В начале этого года, а затем и летом, на территории Якутии, Приамурья и Приморья отмечались максимальные уровни потребления мощности – чем это было вызвано и каков объём энергопотребления в регионах Дальнего Востока в целом? О чём «говорят» эти показатели?
– Рост уровня потребления на территориях Якутии, Приморья и Приамурья определяется как климатическими факторами (летом – затраты электроэнергии на кондиционирование, зимой – на обогрев и освещение), так и ростом нагрузки крупных промышленных предприятий: объектами по перекачке нефти ВСТО, Амурским газоперерабатывающим заводом, заводом «Амурметалл», новыми потребителями «Эльгауголь», ГОК «Нежданинский», предприятиями добывающей промышленности. Также на величину потребления мощности оказывает влияние строительство Амурского газохимического комбината и переменная нагрузка ОАО «РЖД».
Максимальное потребление мощности в объединенной энергосистеме Востока на 22 декабря 2023 года составило 7883 МВт. Однако это не предел. Новые максимумы потребления мощности фиксируются буквально ежедневно. Согласно прогнозному балансу мощности в отопительный период 2023-2024 годов, в декабре в ОЭС Востока прогнозируется прирост потребления до 8011 МВт.
В целом на фоне экономического роста электропотребление в ОЭС Востока растет опережающими темпами, более чем в два раза превышая усредненные показатели по стране. Системный оператор прогнозирует сохранение этой динамики вплоть до 2029 года. По нашим расчетам, для удовлетворения растущего спроса необходимо дополнительно ввести более 1300 МВт новой генерации. Этот показатель заложен в разработанную Системным оператором и утвержденную Министерством энергетики Схему и программу развития электроэнергетических систем на 2024–2029 годы.
– Какие отраслевые события, по-Вашему, сформируют облик грядущего 2024 года?
– Знаковых событий ожидаем несколько. Естественно, к каждому из них мы тщательно готовимся.
Это, во-первых, принятие с 1 января функций оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных энергосистемах Дальнего Востока, о чём выше уже было сказано. Помимо решения текущих задач по управлению режимами ТИТЭС с нового года Системный оператор будет определять и магистральные направления их перспективного развития. Впервые в истории отрасли – в соответствии с требованиями федерального законодательства – эти планы будут включены в разрабатываемую АО «СО ЕЭС» Схему и программу развития электроэнергетических систем на 2025–2030 годы. В 2024 году Системный оператор разработает еще один основополагающий в сфере перспективного планирования документ – Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики на перспективу 18 лет до 2042 года. В нем будет, в частности, определена структура генерирующих мощностей, в том числе с учетом принятого в стране курса по достижению углеродной нейтральности к 2060 году.
Еще одним ключевым событием станет переход к целевой модели конкурентного рынка электрической энергии и мощности на территориях неценовых зон, к которым относится и ОЭС Востока. С 1 июля 2024 года ожидается включение энергосистемы Востока в общероссийский оптовый рынок электроэнергии и мощности. Этот шаг позволит повысить эффективность работы электроэнергетического комплекса и будет способствовать привлечению в энергетику региона необходимых для поддержания темпов экономического развития инвестиций. Кроме этого, мы ожидаем решений Правительства РФ по развитию генерации в ОЭС Востока, в том числе углеродно-нейтральной –солнечной и ветровой. С учетом высокой скорости строительства ВЭС и СЭС, реализация этих проектов позволит в значительной мере покрыть прогнозируемый дефицит электроэнергии и повысить надежность электроснабжения потребителей востока страны.
Форум общественников в Находке собрал сотни активистов с юга Приморья. Находкинский городской округ, Партизанский городской округ, Лазовский муниципальный округ, ГО Большой Камень, ЗАТО Фокино — одни участники поделились уже осуществленными проектами, другие наметили планы и убедились в необходимости и важности их реализации.
Открыл форум губернатор региона Олег Кожемяко. По его словам, именно благодаря неравнодушию жителей, их гражданской позиции в Приморье преображаются целые населенные пункты. Как дом начинается с порога, так и города становятся комфортнее и приятнее с придомовых пространств и общественных территорий. Один из самых эффективных инструментов позитивных изменений — территориальное общественное самоуправление (ТОС).
«Это малые быстрые победы, которые делаются руками самих жителей. Мы предоставили возможности в виде финансовых средств, а сами граждане участвуют в разработке проектов, контроле за ходом строительства. Сегодняшнее собрание общественников — еще один шаг вперед по повышению благоустройства на юге Приморья», — отметил руководитель региона.
Инициативные граждане сообща устанавливают детские и спортивные площадки, асфальтируют собственные дворы, проводят в них освещение и разбирают хаотичные свалки.
Популярность программы развития территориального самоуправления в Приморье c каждым годом растет. Как и популярность грантового конкурса ТОСов, в котором приморцы получают краевое финансирование на реализацию своих инициатив по благоустройству. Если за последние три года организаторы зарегистрировали 162 заявки, то на последний конкурс, состоявшийся в июне, пришла 341. Финансирование получили более 300 проектов ТОС.
Олег Кожемяко на форуме отметил, что бюджет краевого конкурса грантов для ТОС и инициативных групп граждан увеличили в два раза — со 140 до 280 млн рублей.
На юге Приморья темп задает Находка — всего с территории в этом году было подано 46 заявок, из них 16 — именно из Находки.
Здесь же, кстати, активно работает старейший и крупнейший в регионе ТОС — «Приисковый», объединивший не просто многоквартирный дом, а целый поселок из 300 человек. Уже более 15 лет его возглавляет Тимур Ибрагимов.
«Когда мы только начали работать, в 2007 году, общей платформы, на которой стояло бы и общественное самоуправление, и органы государственной власти, не было. Сейчас благодаря программе развития территориального самоуправления и проектам благоустройства в Приморье не только повышается качество жизни, но и формируется новый язык общения власти и общества — мы совместно решаем значимые вопросы. Например, в 2022 году, когда мы вошли в краевую программу, первым вопросом стало возрождение поселкового клуба. Здание, построенное в 1959 году, в 2009 году уже пустовало. Обратились в администрацию города, и нас активно поддержали, пошли навстречу. Еще одна большая гордость — установка современной системы освещения на солнечных батареях. До этого поселок тонул во тьме. Сейчас участвуем еще в двух программах, а планов еще больше», — рассказал председатель Совета ТОС Тимур Ибрагимов.
Мария Герфанова, «на счету» которой создание уже пяти ТОСов, отмечает: самое сложное — убедить людей довериться. Дальше, когда есть видимый результат, становится проще.
«Первый ТОС мы создавали 1,5 года. Были проблемы и с тем, чтобы убедить людей, что именно в наших руках благоустройство территории, и с заполнением документов «пробуксовки», но мы справились. Дальше заходили в программу более умело. Проекты, которые мы сейчас реализовываем абсолютно разной направленности: благоустройство памятника героям Великой Отечественной войны, установка остановочного павильона, создание тренажерной площадки, благоустройство мусорки», — прокомментировала активистка.
Сегодня, чтобы реализовать свою идею было легче, создана телефонная горячая линия Приморского центра гражданских инициатив. Он стал «единым окном» по вопросам благоустройства и всем программам, которые реализуются в крае. Его востребованность доказывают огромное количество звонков от приморцев. Специалисты ведут и очный прием во Владивостоке по адресу — улица Фонтанная 47.
Форумы общественников объединили представителей ТОС и активистов со всего Приморского края. Встречи «Живем в Приморье. Решаем вместе» при участии губернатора уже прошли 23 мая и 7 июля во Владивостоке, 12 июля состоялся межрайонный форум в Уссурийске, а 3 августа — в Дальнереченске.
Комментируя активность властей Приморского края по работе с активными гражданами городов и поселений, Сергей Кузнецов, заместитель директора Университета ТОС, Руководитель общероссийского проекта «Добрые соседи» отметил:
«На примере Приморского края мы видим, что залогом успешного развития ТОСов в регионах является правильно настроенная командная работа актива и менеджерский подход без эмоций. Это позволяет достигать не только результата в определенном проекте или задаче, но и решать много ежедневных задач, сопровождающих ТОСовские будни. Сегодня в России уже почти 40 тысяч ТОСов. Их количество растёт с каждым годом, и практика показывает, что территориальное общественное самоуправление – реальный инструмент развития территорий. Для этого у органов ТОС есть все возможности, включая финансовые».
Под эгидой правительства края создана структура, которая помогает жителям объединяться в ТОСы и выигрывать гранты. Финансирование краевого конкурса проектов увеличилось в несколько раз, до 280 млн рублей в 2023 году. На втором форуме общественников «Живем в Приморье. Решаем вместе» губернатор края Олег Кожемяко озвучил впечатляющие цифры – с мая прошлого года количества ТОСов региона увеличилось со 135 до 225. EastRussia анализирует успешный опыт Приморья по развитию гражданских инициатив вместе с экспертами.
Бум благоустройства
В 2022 году в Приморье впервые прошёл форум общественников по вопросам благоустройства и территориального самоуправления «Живём в Приморье. Решаем вместе». Палитра инициатив высветила запрос активистов – нужна информационная поддержка. Результат – по инициативе губернатора открылся Центра гражданских инициатив, где жители могут получить поддержку в любых вопросах, касающихся ТОСов. Как создать ТОС и организовать инициативную группу, в каких проектах и конкурсах можно поучаствовать, как пройти путь от идеи до её воплощения в виде новых благоустроенных детских площадок, дорог, стадионов, лестниц и общественных пространств, где найти на всё это деньги – специалисты Центра знают ответы на эти вопросы.
Одним из главных источников финансирования гражданских инициатив стал региональный конкурс проектов ТОС, стартовавший в 2019 году. Для общественников это отличная возможность привлечь средства из краевого бюджета на проекты по благоустройству. Причём одобрение конкурсной комиссии получают большинство участников. В 2023 году решением правительства Приморья финансирование в рамках конкурса было увеличено до 280 млн рублей. Каждый победитель может получить до 1,5 млн рублей.
Как показала практика, созданная инфраструктура поддержки гражданских инициатив эффективно работает. Если в мае 2022 года в Приморье было зарегистрировано 135 ТОСов, сегодня их уже 225. Активисты подали 341 заявку на благоустройство дворов и улиц. Стартовавший в июне конкурс проектов привлёк рекордное количество участников.
Ребята с нашего двора
Выросла и популярность главного событийного мероприятия в сфере территориального общественного самоуправления. Второй форум «Живём в Приморье. Решаем вместе» собрал больше тысячи приморцев в большом зале правительства края. Среди них – представители ТОСов, управляющих компаний, общественных организаций и все, кого интересует реализация гражданских инициатив. Их ожидания и настроение отразились в словах губернатора Приморского края.
«Сегодня мы видим полный зал общественников, которые неравнодушны к судьбе своего города, посёлка, своего двора. Эти люди хотят своими руками сделать наш край лучше, потому что из маленьких дворов создаются хорошие кварталы, а из кварталов - населенные пункты. И если в мае, когда проходил первый форум, в крае было 135 ТОСов, сейчас их уже 225. То есть за короткие полтора месяца появились новые люди, которые поверили, что могут создавать комфортную среду вокруг себя. На краевой конкурс проектов поступило 150 заявок от ТОСов и 190 – от инициативных гражданских групп – это тоже будущие ТОСы. Итого у нас в Приморье 341 общественная организация, среди них представители практически всех населённых пунктов. Безусловно, мы сделали большой шаг вперед в реализации гражданских инициатив», – сказал Олег Кожемяко.
Куратор проекта «Школа грамотного потребителя», депутат Людмила Таран отметила взрывной рост ТОСов в Приморье, начиная с 2019 года. По её словам, это результат грамотной политики администрации Олега Кожемяко. Территориальному общественному самоуправлению в Приморье оказывается комплексная поддержка – от организационной до информационной и «человеческой».
«Очень радует, что у жителей Приморского края есть возможность напрямую взаимодействовать и работать с властью по вопросам реализации гражданских инициатив. И правительство края, и администрация города, и депутатский корпус идут навстречу общественникам, меры поддержки абсолютно доступны, и сделано всё, чтобы новые ТОСы создавались и успешно работали», - комментирует она.
В ходе форума лучших активистов ТОСов наградили почётными грамотами от правительства Приморского края. Но форум – это не только время подводить итоги. Это ещё и площадка для обмена лучшими практиками, где можно пообщаться с экспертами, представителями органов власти и пройти обучающий интенсив «активного гражданина».
В центре поддержки
Центр гражданских инициатив представляла его руководитель Елена Порубова. Организация создана решением губернатора края и открыла свои двери по адресу улица Фонтанная, 47 в мае 2023, но её услуги уже пользуются большим спросом. На форуме Елена Порубова поделилась полезной информацией и ответила на вопросы участников.
«С людьми, которые к нам приходят, мы говорим о том, как создать инициативную группу, рассказываем о программах, в которых можно поучаствовать, разъясняем, как правильно оформить заявку. Здесь возникает очень много вопросов, потому что инициатива обрастает определённым документооборотом - пишется проект, считаются сметы, и часто необходима помощь специалистов, которые помогут довести её до логического конца», - пояснила она.
Важно: консолидированная работа по развитию территориального общественного самоуправления в Приморье ведётся и на региональном, и на муниципальном уровне. Так, в администрации Владивостока для этого выделено отдельное управление. Оно оказывает методическую, консультативную помощь гражданам, заинтересованным в создании ТОСов, и сопровождает их на всех этапах, когда ТОС уже учреждён и обозначен границами. Деятельность общественных территориальных самоуправлений во Владивостоке регламентирует муниципальный нормативно-правовой акт №157. Также создан общественный совет при администрации, куда входят представители городской власти, Думы города и руководители ТОСов.
«Работа приносит свои плоды. Если в прошлом году ТОСы Владивостока подали 37 заявок на конкурс проектов, из них 34 победили, то в этом году количество участников увеличилось в два раза, до 70 проектов – на мой взгляд, очень конкурентоспособных. Ждём, когда организатор конкурса – департамент внутренней политики Приморского края – объявит результаты», - рассказал руководитель управления Сергей Язев.
После объявления победителей средства из краевого бюджета выделяют муниципалитетам, и те передают их в профильные управления для реализации проектов, объясняет он механику процесса. Сроки могут занимать несколько месяцев. При этом все гражданские инициативы во Владивостоке, победившие в конкурсе в прошлом году, уже реализованы.
Поверили в себя
Конечно, в рамках форума активисты делились лучшими практиками. Председатель ТОСа «Сабанеева, 13» Светлана Живалюкова рассказала о том, как жители района реализовали проект «Умные ступени». В прошлом году они создали инициативную группу, оформили заявку на конкурс проектов и получили 1 млн рублей. Эти средства помогли заменить старую разрушенную лестницу, ведущую к детскому саду. Теперь вместо неё появилась новая, «интерактивная», с разноцветными ступенями и буквами алфавита для малышей.
Представитель ТОС «Грин Парк» Вячеслав Плут рассказал о реализации проекта «Озеро-Парк GreenPark». Общественников вдохновил опыт соседнего ТОС «Спутник», который на средства гранта благоустроил набережную в районе Фанзавода.
Жители решили организовать собственный ТОС, чтобы облагородить территорию возле озера, где гнездятся утки-мандаринки. Подали заявку и победили. Инициатива имела успех, большое количество семей подключились к реализации проекта. В результате на месте заброшенного пустыря появились аллея с освещением, смотровая площадка и ограждение.
Как отметил по итогам форума Олег Кожемяко, опыт Приморья и других регионов, где развивается институт территориального общественного самоуправления, доказывает – жители готовы и хотят участвовать в создании комфортной среды в своих городах и посёлках.
«Жители нашего региона, воплотившие свои проекты, поверили в себя и окружающих. Возможно, завтра несколько ТОСов объединятся и предложат сделать что-то общее в определённом районе, а мы поможем со строительством инфраструктуры. Правительство Приморского края продолжит увеличивать сумму поддержки по этому направлению, потому что наши жители – главные помощники в создании комфортной среды для жизни, никто не знает свои дворы и улицы так, как они», - заключил Олег Кожемяко.
Число ТОСов в России растёт. На сегодняшний день их число около 39 тысяч. Причины такого роста понятны: у ТОСов есть реальная возможность развивать территории, на которых они ведут свою деятельность. Для этого органы ТОС сегодня имеют все необходимые ресурсы, в том числе финансовые. Руководители регионов и муниципалитетов, думающие о создании на своих территориях опорных точек эффективного взаимодействия с населением, активно помогают ТОСам.
Почему надо поддерживать ТОСы? В их развитии заинтересованы все: граждане, желающие сделать свою жизнь на локальной территории более комфортной; власти, взаимодействующие с населением по решению вопросов местного значения. Я подсчитал, что таких форм взаимоотношений властей и ТОС более 50. И ещё один аргумент: каждый рубль, вложенный сегодня в ТОС, возвращается в бюджет пятью.
Наблюдая за ТОСами Приморья, могу сказать, что мне очень нравятся истории, которые они реализуют. И особенно приятно, что этот инструмент работает по всему краю.
Сейчас очень активно занимаемся ТОСами в Ольгинском муниципальном округе, где наш ресурсный центр помог написать 6 проектов. Представьте: маленькое северное село на 240 жителей, и люди находят в себе силы, чтобы объединяться и решать какие-то проблемы. Например, администрация установила в селе детскую площадку, но ей не хватает ограждения, так как животные заходят на территорию. Люди объединяются и пишут проект. Получают грант, и на площадке появляются освещение, дополнительные лавочки, ограждение, она становится точкой притяжения для жителей села, где не так много общественных пространств.
Как только в Приморье в 2019 году появилась информация о ТОСах, мы изучаем этот механизм и знакомимся с лучшими практиками. Наш центр заинтересован в том, чтобы на территориях формировались новые точки активных социальных групп, ведь ТОСы занимаются тем, чем не занимаются НКО, - помимо социальных, решают ещё и бытовые проблемы, которые мешают развиваться территориям и не лучшим образом влияют на их жителей. Людям важно благополучное окружение, не только социальное, а ТОСы – именно тот рычаг, который помогает его создавать. Кроме того, ТОСы объединяют людей на территориальном уровне и сплачивают наше общество.