На прошедшем в рамках форума совещании по вопросам реализации программы развития дальневосточных городов главами регионов был выдвинут ряд предложений, касающихся дополнительной федеральной поддержки, говорится в актуальном выпуске бюллетеня EastRussia.
Во-первых, губернатор Амурской области В.Орлов попросил о поддержке со стороны правительства проекта крупного международного конгрессно-выставочного центра на берегу Амура. Проект оценивается в сумму порядка 10 млрд рублей. В.Орлов полагает, что строительство можно осуществлять за счет облигационного займа. Инвестором намерена выступить ГК «Регион». Площадка для строительства центра расположена на так называемой «Золотой миле» - искусственной насыпной территории на берегу реки в центре Благовещенска. Ожидается, что конгресс-зал будет рассчитан на 1,5 тыс. человек, экспозона и фудкорт займут свыше 10 тыс. кв. м. Также предусмотрены офисные и торговые помещения, паркинг.
В.Орлов также попросил о включении новых пунктов пропуска в Благовещенске в режим единой электронной визы. Речь идет о канатной дороге, международном аэропорте и постоянном пункте пропуска на трансграничном автомобильном мосту (мост открыт в июне прошлого года). На базе ТОР «Амурская» предполагается развивать международный режим ТОР (с применением процедуры свободной таможенной зоны, с обязательным объемом капиталовложений не менее 500 млн рублей для каждого резидента ).
Во-вторых, губернатор Забайкальского края А.Осипов предложил отодвинуть срок возврата дальневосточными регионами бюджетных кредитов для увеличения налоговой базы и возможности вкладывать средства в новые проекты, в том числе в рамках мастер-планов. Сроки возвратов в большинстве случаев наступают с 2025 г.
В-третьих, губернатор Приморского края О.Кожемяко заявил о необходимости реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Владивосток («Кневичи»), попросив президента В.Путина поддержать проект. На сегодняшний день аэропорт располагает двумя взлетно-посадочными полосами, одна из которых действующая, а вторая (построена более 30 лет назад) была выведена из эксплуатации в 2012 г. по техническому состоянию и законсервирована.
В 2019-2020 гг. сообщалось о планах начать проектирование, однако работы не были продолжены. Власти Приморья обращались в Минтранс РФ с предложением включить ремонт ВПП в различные госпрограммы. Пассажирский терминал аэропорта рассчитан на 3,5 млн пассажиров, маршрутная сеть включает около 40 направлений. В 2022 г. аэропорт обслужил 2,118 млн пассажиров, что на 17% больше, чем в 2021 г.
Также О.Кожемяко попросил президента поручить правительству организовать реставрацию Владивостокской крепости (памятник архитектуры). Он отметил необходимость обратить внимание и на восстановление облика исторического центра Владивостока, предложив поручить правительству организовать реновацию центра города в 2024-30 гг. Возведенная в 1899-1914 гг. Владивостокская крепость включает более 800 сооружений. В 2019 г. был создан государственный музей-заповедник «Владивостокская крепость».
Глава Приморья в очередной раз попросил поддержки федеральных властей для помощи пострадавшим от тайфуна и наводнения в конце августа. Из бюджета Приморского края на выплаты жителям было направлено порядка 1 млрд рублей. В целом ущерб оценивается в более чем 7,5 млрд рублей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Для повышения доступности авиаперевозок в ДФО необходим пересмотр регламента местных аэропортов, большинство из которых сегодня не работает в темное время суток, дальнейшая поддержка перевозчиков в виде государственных субсидий, а также обновление воздушного флота. При этом последняя проблема приобретает особое звучание в связи с международными санкциями.
Ночной полет
Многие дальневосточные аэропорты, в том числе входящие в состав федеральных казенных предприятий, в условиях дефицита бюджетного финансирования были вынуждены сокращать режим своей работы за исключением неотложных аварийно-спасательных, поисково-спасательных операций и санитарных заданий. Поэтому обслуживание авиапарка перевозчиков, как правило, ограничено светлым периодом суток, а кое-где и будними днями.
О необходимости изменения режима работы малых аэропортов в конце прошлого года заявлял губернатор Камчатки Владимир Солодов. Эта же проблема была поднята на состоявшемся в конце февраля в Петропавловске-Камчатском форуме «Дальний Восток – зима открытий».
Как отметил на тематической панельной сессии «Авиационный рынок Дальнего Востока – ключевой инструмент развития туризма» директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов» Евгений Красиков, то что большинство воздушных гаваней в ДФО не работают круглосуточно, - системная проблема. Ее решение позволит изменить ситуацию с доступностью перевозок на Дальнем Востоке. Кроме того, дополнительный приток трансферных пассажиров получили бы авиахабы Екатеринбург и Новосибирск, а в перспективе Иркутск.
С ограничениями по времени работают в ДФО не только малые аэропорты, но и узловые, например Улан-Удэ, Чита, Благовещенск. «Эти аэродромы являются трассовыми, запасными. По факту, чтобы долететь нам из Новосибирска в Петропавловск-Камчатский, нужно, чтобы эти аэропорты работали. В случае какой-то сбойной ситуации нам некуда будет деваться, так что когда эти аэропорты не работают, мы не сможем совершать полеты», – подчеркнул начальник отдела стратегического планирования S7 Airlines Константин Пьянков.
Ситуация ведет к сверхнормативной стоянке воздушных судов и другим дополнительным издержкам авиаперевозчиков. «Все, наверное, слышали, что «Победа» ставит рекорды, очень много летая, – по 14 часов в сутки на самолет. И это возможно сделать на Дальнем Востоке. Но надо, чтобы аэропорты работали круглосуточно. Иначе, когда самолет не может совершить вылет в течение 12 часов, его предельный полет будет ниже 12-ти, – рассказал менеджер. – Это сказывается и на себестоимости перевозки: пока самолет стоит, авиакомпания продолжает за него платить».
S7 Airlines планирует организовать рейс Благовещенск – Петропавловск-Камчатский. При этом предполагается задействовать самолет, базирующийся во Владивостоке. Однако у всех трех аэропортов имеются ограничения в работе, говорит менеджер. «И мы не можем найти временной промежуток, когда бы могли вылететь из одного аэропорта, чтобы все остальные работали. Либо слотов нет, либо аэропорты закрываются. Есть наше желание, есть желание федеральных властей, которые готовы субсидировать этот маршрут, но получается, что инфраструктура не готова нас в этом смысле поддержать. Надеюсь, что вопрос все же решится», – сказал Константин Пьянков.
В аэропорту Владивосток уточнили EastRussia, что в зимнем и летнем сезоне 2022 года продолжают работу в круглосуточном режиме. Единственное, для поддержания покрытий аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности проводятся работы на взлетно-посадочной полосе в периоды отсутствия нагрузок по взлетно-посадочным операциям. «Данные ограничения учтены при планировании сезонного расписания, согласованы с авиаперевозчиками и внесены в аэронавигационные ограничения по аэродрому Владивосток (Кневичи)», – проинформировали в пресс-службе аэропорта.
Субсидии на вырост
Изменение регламента аэропортов не может обойтись без участия государства. Тем более что сам по себе переход на круглосуточный режим работы, говорит Евгений Красиков, может повлечь рост тарифов на аэропортовые услуги, что вряд ли понравится перевозчикам. «Наверное, если говорим, что государство субсидирует и вкладывается в развитие системной отрасли, возможно предусмотреть инструменты для этого», - считает директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты регионов».
В 2022 году на увеличение авиаперевозок по ДФО запланированы дотации в размере 16,6 млрд руб. В том числе 6,5 млрд руб. - на субсидируемую программу, которая предусматривает для дальневосточников доступные полеты в европейскую часть России, включая Москву и Санкт-Петербург. По ней в нынешнюю кампанию планируется перевезти более 600 тыс. пассажиров. Кроме того, продолжает действовать программа, когда недорогие билеты могут приобрести льготные категории граждан (молодежь до 23 лет, многодетные, пенсионеры, инвалиды, в том числе не проживающие в ДФО). С 2022 года здесь внедрен механизм автоматического субсидирования. Также дотируются перевозки между регионами внутри Дальневосточного федерального округа. На эти цели в 2022 году выделяется 5,9 млрд руб. Согласно прогнозам, по 36 маршрутам будет перевезено более 250 тыс. пассажиров.
В то же время федеральным центром пока не принято решение о дотациях внутрирегиональных перевозок, они по-прежнему ложатся только на субъект РФ, бюджетные возможности которого ограничены. «Чтобы добраться из Петропавловска-Камчатского в Никольское, Пахачи или Манилы необходимо заплатить за один билет 30-40 тыс. руб. Этот тариф недоступен для большинства», - констатирует управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока Иван Печорин. По его словам, сейчас совместно с регионами ДФО определяется перечень безальтернативных авиамаршрутов, необходимая интенсивность полетов и возможный объем федеральных субсидий.
У перевозчиков так же есть дополнительные предложения. Это касается индексации уже субсидируемых государством полетов. Как сообщил Константин Пьянков, в рамках распоряжения правительства РФ №1095 от 29.12.2009, которым дотируются рейсы с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно (в дальнейшем - №215 от 2.03.2018), размер субсидий тарифа индексировался всего один раз. В рамках реализации правительственного постановления №1242 (от 25.12.2013), на основании которого предусмотрена господдержка региональных маршрутов, индексации не было вовсе.
Другой момент связан с действием программы субсидирования туристических авиаперевозок по льготным тарифам. В ней акцента на Дальний Восток нет, но в данную маршрутную сеть входят города ДФО. Прошлогодние постановления правительством РФ №7999 и №1176 поддержали и сферу гостеприимства и авиаперевозчиков, уточнил Константин Пьянков. Первое распоряжение предусматривало субсидирование туристических чартеров. Второе давало возможность семьям с детьми приобрести авиабилеты в ряд российских городов по специальным сниженным тарифам. При этом на реализацию постановления №1176, вышедшего в июле 2021 года, федеральный бюджет предусматривал 1,35 млрд руб. Все средства не получилось освоить, сообщил менеджер, поскольку часть времени у авиакомпаний ушла на то, чтобы полностью отработать систему продаж льготных билетов пассажиров с детьми. Программа по сути заработала с конца августа и действовала до декабря, при этом пик перевозок пришелся на ноябрь. Тем не менее было видно, что программа стимулировала людей с детьми летать больше. С ее завершением значительно снизился пассажиропоток.
«Нас расстроило, что программу субсидирования семейных перевозок не продлили, а программу чартеров продлили на 2022 год. Не знаю, как комментировать, сложный для нас момент», - отметил представитель S7 Airlines.
По его словам, в случае с организацией чартерных полетов туроператору необходимо заполнить весь самолет туристами, тогда как на регулярном рейсе он может выкупить только часть пассажирских кресел, причем по льготной цене. «Мы со своей стороны не видим панацеи, чтобы туристические рейсы выполнялись только в чартерном формате. Потому что чартер подразумевает гораздо меньше гибкости чем регулярный рейс», - считает Константин Пьянков.
Он предложил продлить действие программы №1176. В прошлом году за 3,5 месяца по ней перевезено 125 тыс. пассажиров, тогда как в рамках получивших господдержку чартерных перевозок – 25 тыс. Если субсидии семейных полетов будут действовать хотя бы в течение девяти месяцев, авиакомпании как минимум утроят показатель по перевезенным пассажирам, подсчитали в S7.
Пролетая над вулканом
Еще один немаловажный вопрос, о котором говорилось на сессии «Авиарынок – ключевой инструмент развития туризма», - пополнение флота. Помимо того, что авиация может повысить туристическую привлекательность региона, такого как Камчатский край, она позволит улучшить транспортную подвижность местного населения, связав регулярными маршрутами труднодоступные районы. В этом направлении планирует идти авиакомпания «Камчатка», которая учреждена в связи с реализацией туристического проекта «Парк Три вулкана». Основой ее авиапарка должен стать самолет Cessna Grand Caravan EX вместимостью 9-12 пассажирских кресел.
Как сообщил председатель совета директоров авиакомпании Сергей Колтович, сейчас в аренде у авиапредприятия один лайнер такого класса, и уже три воздушных судна заказаны у производителя через лизинговую компанию. А в течение трех-четырех лет число этих самолетов планируется довести до 12. «Камчатский край должен стать пилотным регионом для возрождения малой авиации», - заявил Сергей Колтович.
Идея широкого использования американского самолета Cessna Grand Caravan EX заимствована из Якутии, рассказал EastRussia председатель республиканской Ассоциации малой авиации Иван Лукин. В свое время данный проект был представлен Владимиру Солодову, который занимал пост председателя правительства Республики Саха. Решение вопроса в Якутии забуксовало, но Солодов, став главой Камчатского края, предложил идею инвесторам проекта «Парк Три вулкана».
«Туристу, если он хочет посмотреть Камчатку, нужно летать, но вертолетом дорого. И дороговизна – одно из препятствий в успешной реализации проекта «Парк Три вулкана». Поэтому необходим был новый перевозчик», - пояснил Сергей Колтович.
Cessna Grand Caravan EX оказался оптимальным самолетом с точки зрения пилотирования, технического обслуживания, экономики и комфорта при перевозке пассажиров, говорит Иван Лукин. При этом рассматривались другие модели воздушных судов.
«На Аляске, которая нам больше подходит по географическим условиям, примерно половина легких воздушных судов компании Cessna, которые эксплуатируются коммерческими авиакомпаниями и частными лицами», - отметил председатель Ассоциации малой авиации Якутии.
Однако в связи с международными санкциями вопрос с поставками Cessna Grand Caravan EX находится под вопросом. На момент публикации материала о реакции производителя самолета на военную операцию России в Украине не было известно. В то же время к санкциям присоединилась Pratt & Whitney, которая изготавливает двигатель PT6А-140 для Cessna Grand Caravan EX.
Что касается перспективного отечественного самолета ЛМС-901 «Байкал», который должен прийти на смену стареющим Ан-2, то запуск его в серию потребует не один год работы с учетом испытаний, сертификации, подопытной эксплуатации и пр. В настоящее время готовится только площадка под его производство. Согласно планам «Авроры», в 2025 году у авиакомпании должно быть десять воздушных судов этого типа, но вероятно, это слишком оптимистичный прогноз.
Вопрос привлечения внебюджетных средств в инфраструктурные проекты, в первую очередь социальной направленности, не теряет своей значимости. Активизировать участие частного капитала призваны концессионные механизмы. И дополнительно к существующим схемам концессий к реализации предлагаются новые формы партнерства с инвесторами, которые позволят расширить возможности финансового обеспечения строек или предложат альтернативные, но также эффективные методы привлечения инвестиций в инфраструктуру.
Концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства оказалась наиболее востребованным механизмом взаимодействия инвестора с государством при реализации инвестпроектов. На него сегодня приходится 99% от всех соглашений в области ГЧП.
«Причина популярности очевидна – регуляторика в сфере ЖКХ, где начиная с 2014 года все объекты старше пяти лет можно передать в пользование, эксплуатацию частному инвестору, только используя механизм концессии», – рассказывает директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Александр Киревнин.
Концессионные соглашения стали развиваться гораздо успешнее нежели предшествующие формы ГЧП, поскольку они позволяют более гибко использовать бюджетные средства, утверждает представитель Минэкономразвития. При этом подавляющая часть таких контрактов заключается на местном уровне без привлечения федеральных властей.
По данным Министерства экономического развития, в 2022 году в стране заключено свыше 3,9 тыс. концессионных соглашений о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве. Общий объем инвестиционных обязательств достиг 3,4 трлн руб., из которых 2,4 трлн – внебюджетные инвестиции.
«Хочется отметить высокий уровень проработанности данных соглашений, только 4% расторгаются впоследствии по решению суда – процент достаточно низкий», – свидетельствует Александр Киревнин.
Несмотря на положительную динамику в области развития концессий (с 2019 по 2021 годы происходил рост объема законтрактованных инвестиций на 20-30% ежегодно), эксперты указывают на различного рода риски для частного капитала, в том числе связанные с инфляцией. Повышение затрат на строительные материалы, прочие ресурсы началось в 2021 году, в 2022-2023 годах они росли еще более активными темпами. Кроме того, концедент, например субъект РФ, сегодня вправе согласиться с увеличением стоимости проекта, а завтра передумать – данное положение не является строго регламентирующим. Между тем такую проблематику целесообразно учитывать на протяжении всего срока действия концессии, отмечает член правления ООО «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «В частности, в своих проектах мы предлагаем применять инструмент динамического ценообразования, где мы формируем цену в базовом уровне проекта и дальше индексируем в соответствии с индексом Минстроя РФ», – сообщил он.
В ситуации высокой волатильности экономики инвестор нередко оказывается в минусе. «По разным причинам очень мало инвесторов, которые пришли в инфраструктурные проекты и в конечном счете вышли с положительным результатом», – говорит президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец.
Для привлечения средств в инфраструктурные проекты нужны дешевые деньги с длительным возвратом, что не всегда реально найти, а тарифная политика несовершенна. В частности, утверждает президент ООО «Группа Полипластик» Лев Гориловский, обновить объекты водоснабжения и водоотведения по обычным концессионным механизмам пока не получается, потому что не хватает возможности тарифа, а перекладывать целиком финансовое бремя на население невозможно.
«К примеру, вы взяли в аренду водоканал, поработали несколько лет. Тарифов вам не дали, чтобы выровнять ситуацию, и у вас компания входит в банкротство по налоговым платежам или еще по каким-либо обязательствам», – указывает Леонид Казинец.
С другой стороны, нормативная база относительно концессий не всегда учитывает интересы местных властей. Так, согласно законодательству, предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание или реконструкцию объекта капитального строительства.
«Если концедент считает, что ему, например по строительству школ, выгодно здесь и сейчас привлекать внебюджетные средства, опережающим образом финансировать такую бесплатную для пользователей образовательных услуг инфраструктуру, то это его право. И он не должен быть ограничен в этом праве на уровне федерального закона, – убежден первый вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. – Возможно какой-нибудь регион или муниципалитет, который сегодня испытывает существенный дефицит в доходах бюджета, чтобы профинансировать тот объем необходимых школ и детсадов, которые нужны для того, чтобы его люди не утекали в другие регионы, он сейчас примет такое решение в расчете на то, что у него в последующем будет достаточно доходов, чтобы расплатиться в рассрочку с бизнесом, который расходы на себя сейчас примет».
В то же время форматы партнерства с инвесторами не стоят на месте. Государство переходит к иным формам поддержки, нежели создание объектов за счет федеральной адресной инвестпрограммы или прямых субсидий, говорит генеральный директор ООО «Управляющая компания Фонда развития территорий» Наиль Сайфуллин. Предусмотрен ряд инструментов возвратного финансирования инфраструктурных проектов в пользу застройщиков, ресурсоснабжающих компаний и т.д.
Самыми емкими с точки зрения капитала сейчас видятся инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК). Федеральным центром было принято решение до 2025 года направить в российские регионы 1 трлн руб. на проекты, которые утверждаются на штабе правительственной комиссии по региональному развитию. Они должны отвечать ряду условий, в том числе по привлекаемым внебюджетным источникам. Ожидается, что на 1 трлн руб. государственных ассигнований до 2036 года будет привлечено 10,5 трлн прочих средств.
В продолжение действующей программы ИБК в этом году запущен механизм специальных казначейских кредитов (СКК; оператором программы выступает Фонд развития территорий). СКК выдаются на срок до 15 лет под 3% годовых. Помимо реструктуризации бюджетных кредитов и уменьшения задолженности регионов, в него входят замещение коммерческих займов бюджетными, предоставление ИБК, а также выпуск инфраструктурных облигаций, которые позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства на строительство жилья.
Полигоном для адаптации нового механизма финансового обеспечения вполне может стать Дальний Восток. По данным на начало августа, штаб правкомиссии по региональному развитию одобрил заявки 11 субъектов ДФО для предоставления СКК на развитие городов. На реализацию 116 проектов, предусмотренных мастер-планами развития дальневосточных территорий, запланировано около 30 млрд руб. На эти средства будут построены новые детские сады и школы, отремонтированы системы жизнеобеспечения городов, закуплен новый транспорт, облагорожены городские пространства.
Как отметил исполнительный директор Корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики по социальному развитию Гасан Гасанбалаев, инструмент специальных казначейских кредитов поможет эффективно запустить новые строительные проекты в рамках работы по мастер-планам, подготовить проектно-сметную документацию уже в 2023 году.
Ленский клуб обсудил с академиком отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ)Дмитрием Михайловичем Наринским, почему для республики важно развитие именно малых городов, в чем сложности процесса для региона, а также как благоустройство территорий влияет на уровень жизни.
Финансирование якутских инициатив говорит об основательном подходе к развитию малых поселений на федеральном уровне. Долгое время благоустройству не уделялось внимание, и сейчас требуются значительные вложения, чтобы выйти на достойный уровень. Якутии выделяют столько средств, сколько необходимо для реализации презентованных инициатив. Нет смысла благоустраивать территорию наполовину. Только полностью законченный проект даст реальный эффект, иначе он быстро придет в негодность и будет вызывать раздражение. Поддержка региона говорит о том, что есть понимание важности начатой работе, которая должна иметь реальное финансирование.
Залогом успешной реализации проектов по развитию городской инфраструктуры в субъектах является федеральная поддержка. У всех регионов, а тем более муниципальных образований, недостаточно собственных средств для создания полноценной городской среды – слабые источники финансирования, и недостаточно правовых оснований для выделения необходимых бюджетов. Поэтому участие в конкурсных процедурах открывает дополнительные возможности для привлечения федерального финансирования. Но не менее важно, что сразу же определяются и целевые показатели - то есть деньги привязаны к реализации конкретного проекта.
Осложняют реализацию городских проектов в Якутии два основных фактора. Суровые климатические условия накладывают дополнительные требования и сложности для благоустройства. Второй фактор – это структура расселения, которая существует в Якутии. Большая доля населения живет непосредственно в малых городах, а расстояния между ними большие. Например, жители Московской области могут получить доступ к качественной инфраструктуре в Москве. А в Якутии, учитывая ее расстояния, роль малых городов важнее.
Ранее Глава Якутии Айсен Николаев отмечал, что «создание запаса прочности, надежного задела для улучшения условий жизни якутян – это задача, решение которой получило новое дыхание благодаря национальным проектам». По двум проектам — «Формирование комфортной городской среды» и «1000 дворов на Дальнем Востоке» в Якутии в прошлом году благоустроено более 170 дворовых и общественных территорий в 60 муниципалитетах.
Якутии удалось показать реальный результат, что способствует дальнейшему выделению федеральных средств регионы. Было охвачено большое количество муниципальных образований, проект обеспечил значительное покрытие территории республики. В этом широком охвате заложена сама по себе идея данной программы, чтобы жители значительной части территории страны почувствовали улучшение условий жизни и качества городской среды. Всегда перед собой можно ставить амбициозные цели, и по охватам достигнуты хорошие показатели.
При этом, сам по себе процесс развития городской среды призван решить проблему сокращения населения в малых городах. Городская среда потому и называется комфортной, в ней человеку приятно находится. Если ему комфортно находится в своем городе, то вероятность переезда в другое место снижается. Это касается не только Якутии и ДФО, но и всех регионов страны. У нас сложилась такая ситуация, что крупные мегаполисы, которые можно пересчитать пальцами одной руки, стягивают на себя население почти полстраны. Эту тенденцию надо переломить.
Оперативное введение режима региональной, а затем федеральной ЧС помогает Приморью своевременно принимать меры для ликвидаций последствий тайфуна. В крае одобрено почти пять тысяч заявок на компенсацию ущерба от пострадавших жителей. Разработан порядок возмещения убытков предпринимателям на затопленных территориях. Оперативный штаб во главе с губернатором Олегом Кожемяко работает безостановочно. Но сделать предстоит ещё очень многое. Общие убытки по предварительным оценкам уже превысили 7 млрд рублей, тысячи людей потеряли всё своё имущество и крышу над головой. – в материале EastRussia.
Последний месяц лета стал тяжелейшим испытанием для жителей Приморья. Сильные дожди 7 и 8 августа привели к переливам на дорогах. Река Большая Уссурка вышла из берегов, отрезав от дорожного сообщения ряд населённых пунктов.
А 11 августа по краю ударил тайфун «Ханун», который принёс с собой месячную норму осадков. Из-за сильных паводков были эвакуированы жители в Уссурийском городском округе, Михайловском и Надеждинском районах, Октябрьском и Хасанском округах. В Приморье открыли более 60 пунктов временного размещения вместимостью 7,5 тысяч человек.
Режим чрезвычайной ситуации регионального характера был объявлен 15 августа. С 25 августа в крае ввели режим ЧС федерального характера. Депутат Александр Захаров, представляющий в краевом парламенте Уссурийский городской округ, расценивает действия властей, как своевременные.
«С первых дней паводка в городе Уссурийске было видно, что к работе по устранению последствий стихии активно подключились министерства, федеральные структуры, подготовлены документы на федеральный уровень. Благодаря слаженной работе муниципальных органов власти и правительства региона, в частности, губернатора Олега Николаевича Кожемяко, в Приморье удалось оперативно ввести региональный уровень ЧС», – комментирует депутат.
Оперативный штаб при губернаторе физически находится в Уссурийске. В его составе - представители деловых объединений, правительственные структуры, главы муниципалитетов и подведомственные им структуры. Председатель Приморского краевого отделения «Опоры России» Игорь Ветрюк рассказывает, что работа ведётся «в максимально авральном режиме».
«Несмотря на огромное количество постоянно поступающих второстепенных вопросов заявки отрабатываются на космической скорости под контролем заместителя председателя правительства Николая Стецко. Все главы муниципалитетов и их заместители включены в процесс. Каждый день рассматриваются короткие срезы оперативных данных, отчёты, отслеживается ситуация по заявкам на возмещение ущерба и оформление выплат», – сообщает Игорь Ветрюк.
Приморцы, пострадавшие от наводнения, подали уже больше 35 тысяч заявлений на выплаты. По состоянию на 29 августа одобрено 4,9 тысячи заявок от жителей Уссурийского городского округа, Красноармейского, Октябрьского, Черниговского, Хорольского, Анучинского и Чугуевского муниципальных округов, а также Михайловского, Спасского, Дальнереченского и Надеждинского районов.
Введение режима федеральной, а затем региональной ЧС позволило увеличить меры поддержки населения. Жители могут получить выплаты от 10 до 100 тысяч рублей на каждого члена семьи в зависимости от размера ущерба. Многочисленные добровольцы, включая депутатов и представителей общественных организаций, помогают в работе оценочных комиссий.
Решением губернатора жителям возместят расходы на электричество, затраченное на осушение домовладений.
В то же время правительство Приморья готовит законодательную базу для более эффективной ликвидации последствий тайфуна.
«Выступили перед федеральными законодателями с инициативой передать право на расчистку русел рек на уровень субъектов. Ожидаем, что уже в сентябре поправка в закон будет принята, и мы сможем в этом году закупить спецтехнику, чтобы проводить расчистку русел вне рамок ЧС, как это определено нормами сейчас», – сообщил губернатор.
Эту меру поддержки он обсудил с главой МЧС РФ Александром Куренковым, который инициативу поддержал и доложил об этом президенту.
Сейчас правительство края готовит документы для федерального центра, чтобы максимально оперативно получить финансовые средства на выплаты пострадавшим и восстановление инфраструктуры. Обсуждается расширение мер поддержки населению и предпринимателям.
Колоссальные убытки бизнеса
Бизнес в пострадавших районах понёс колоссальные, беспрецедентные убытки в результате удара стихии, акцентирует Игорь Ветрюк.
«Так, один из предпринимателей получил ущерб в районе 38 млн рублей. Серьёзно пострадало сельское хозяйство. Поля, посевные оказались под водой, до сих пор сложная паводковая ситуация мешает оценочным комиссиям произвести оценку ущерба на затопленных территориях. Если смотреть совокупно, сколько потоплено предприятий, хозяйств, оборудования, машин, счёт идёт на миллиарды», – комментирует он.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина рассказывает об итогах заседания оперативного Штаба по обеспечению оказания мер поддержки бизнесу.
«Минэкономики региона совместно с муниципалитетами продолжают формировать реестр пострадавших. Чтобы в него попасть, надо обратиться в местную администрацию. Подготовлен НПА Приморского края о предоставлении безвозмездных субсидий. После принятия аналогичного правового акта муниципалитетами предпринимателям, внесённым в реестр, можно будет обращаться за субсидией», – поясняет бизнес-омбудсмен.
В крае достаточно быстро были приняты меры поддержки бизнеса, отмечает Игорь Ветрюк. Среди них – невозвратная субсидия на возобновление предпринимательской деятельности до 1 млн рублей. Вторая мера – субсидия для временной занятости, которую можно использовать, привлекая сотрудников пострадавшего предприятия к ликвидации последствий ЧС на его территории.
Также предусмотрены льготные кредиты в микрокредитных организациях на сумму до 3 миллионов рублей со ставкой от 1 до 5% на срок до 3 лет. Первый год – это 1 процент, второй-третий год – 5%.
Одна из мер поддержки – компенсация всех затрат на электроэнергию с 12 до 21 августа 2023 года, когда предпринимателям приходилось использовать тепловые пушки.
Кроме того, возможно снижение комиссии на поручительство Гарантийного фонда Приморского края до 0,1%, которое обеспечивает до 70% суммы кредита.
«В качестве мер, которые могут существенно помочь бизнесу - субсидия пострадавшим предприятиям туристической отрасли на возмещение затрат по электроэнергии с 01 сентября 2023 года по 31 мая 2024 года, а также льготные кредиты для промышленных предприятий на сумму до 50 млн рублей на сумму до 5% на срок 3-5 лет», – сообщает приморское отделение «Опоры России».
Сплотиться в общей беде
И конечно, в эти дни российские регионы и дружественные страны стремятся поддержать Приморье. Гуманитарную помощь прислали Туркменистан и Республика Беларусь. К гуманитарной миссии присоединились Братск, Новосибирская область и другие города и регионы РФ.
Жители Приморья стараются прийти на помощь землякам. Добровольческие отряды со всего края работают в пострадавших районах вместе со спасателями и административными комиссиями – помогают разгребать завалы, проводить оценку ущерба, собирают гуманитарную помощь – продукты питания, вещи и предметы первой необходимости.
Так, директор швейного предприятия – лесозаводского промкомбината Александра Павкина обратилась в министерство по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края с инициативой – передать одежду и обувь для пострадавших.
«В этой тяжёлой ситуации министерство показывает отличную работу. Почти сразу после того, как поступило моё предложение, начальнику службы нашего местного МЧС было дано поручение «срочно завтра утром загрузить всю гуманитарную помощь и доставить на место». От предприятия мы передали порядка 12 кубов детской, мужской, женской одежды и немного детской обуви, чтобы через министерство все нуждающиеся могли получить эту помощь», - рассказывает Александра Павкина.
Многие приморцы сегодня лишились крыши над головой и потеряли всё своё имущество. Поэтому очень важно сплотиться в общей беде, отмечает собеседница.
Сегодня в пострадавших районах Приморья работают больше тысячи спасателей. Эвакуировать жителей помогают военные моряки. Губернатор Олег Кожемяко руководит аварийно-восстановительными работами. Десятки населённых пунктов всё ещё остаются отрезанными от дорожного сообщения. Глава региона договорился с командованием ТОФ о предоставлении большого десантного корабля для организации эвакуационного рейса в пострадавшем от наводнения Хасанском округе.
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по демографии, защите семьи, детства и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко:
«Хочу сказать, что прежде всего нужно озаботиться экономикой домохозяйств, помощью семьям с детьми и людям старшего возраста. Совсем близко 1 сентября, поэтому нужно помочь с подготовкой детей к школе, обеспечить население в пострадавших районах продуктами питания, тем более знаем, что часто домохозяйства живут за счёт выращенной сельхозпродукции. Необходимо помочь людям с приобретением имущества взамен утраченного и ремонтом домов. При этом, безусловно, стоит вспомнить опыт масштабного наводнения, которое произошло на Дальнем Востоке в 2013 году. Не буду сейчас говорить о строительстве дамб – за меня это скажут другие – скажу о том, что люди в пострадавших населённых пунктах должны почувствовать поддержку и заботу как со стороны центра, так и других регионов, со стороны благотворительных организаций, добровольцев. Потому что без людей экономика работать не будет. Опыт поддержки за многие годы отработан, он будет развернут в ближайшие дни. И я уверен, что вместе мы справимся с этой ситуацией. Терпения, конечно, хочется пожелать тем, кто попал в беду».
От предложений платного продвижения владельцы семейного бизнеса «Стирай-Город» Мария и Евгений Масловы вежливо отказываются: «сарафанное радио» сполна обеспечивает загрузкой четыре их прачечных. Поначалу проект задумывался как прачечные самообслуживания, но дело пошло со скрипом. Пришлось нанимать персонал и по мере развития бизнеса выкристаллизовалась тенденция: самые надёжные сотрудники – возрастные.
Имея три четверти работников из числа пенсионеров, за победу в номинации «Лучший проект в сфере обеспечения занятости, вовлечения в социально активную деятельность лиц, нуждающихся в социальном сопровождении» Масловы особенно и не боролись – подали документы и… благополучно забыли. Поэтому звонок от организаторов конкурса из Москвы показался Марии подозрительным.
– Честно говоря, когда мне позвонили и пригасили в Санкт-Петербург, я подумала, что это шутка, – рассказывает Мария. – Документы мы подали ещё год назад, из Хабаровска на всероссийский уровень никто никогда не проходил, награждение на региональном уровне прошло ещё полгода назад – у меня есть статуэтка прекрасная… а тут звонят и говорят: «Вы победили в конкурсе, нужны ваши паспортные данные!». Я подумала, что сейчас будут разводить на деньги или что-то в этом духе. Оказалось – нет, мы победили и в финале!
Во время рассказа Мария то и дело смеётся, вспоминая, как девушка из колл-центра посетовала, на то, что очень сложно с дальневосточниками созвониться и договориться. У наших земляков уже на уровне рефлекса выработалась реакция на номера телефонов с кодом не домашнего региона – «Звонят мошенники!».
Мы стоим в подвальном помещении, в одной из прачечных «Стирай-Город». На вешалках ждут своих хозяев постиранные пуховики, на полках разложены менее габаритные заказы. Нашей беседе аккомпанирует гул стиральных машинок, перемежаемый их же писком, когда стирка заканчивается. Мария по случаю интервью в стильном светло-бежевом костюме. Обычный рабочий наряд, конечно, много проще – джинсы-майка, но то ли эффектный образ, то ли взволнованный голос собеседницы погружают в торжественность церемонии награждения, которая состоялась в Ельцинской библиотеке.
– Это было в первый день Петербургского международного экономического форума. Большущий зал, были приглашены оперные певцы, звучала живая музыка, всё было очень красиво, – вспоминает Мария. – Тут мы узнали, что стали призёрами, для меня это было очень значимо. Вообще было много номинаций и победителей – и по работе с инвалидами, и по созданию особой среды, кто-то собирал вещи, кто-то создал школу футбола для детей. Абсолютно разные люди и проекты. Но, как мне кажется, помимо того, что для победы нужно быть социальным предпринимателем, нужно быть хорошим человеком. Помимо создания рабочих мест, жюри надо было зацепить чем-то ещё… Уж не знаю, чем конкретно зацепили мы, но впервые за пять лет существования конкурса мы стали первыми представителями Хабаровского края в его финале.
К тому, чтобы в приеме на работу отдавать предпочтение людям старшего возраста, в «Стирай-Городе» пришли не сразу. Когда стало понятно, что модель с прачечными самообслуживания не работает и нужны не просто администраторы, но такие сотрудники, которые своими руками положат вещи в стиральную машину, брали всех. Брали иногда и из желания поддержать, и из жалости – так было с человеком, искавшим работу после освобождения из колонии. Брали разных людей, но в молодых быстро разочаровались: им то маникюр мешает, то время не подходит, то жарко, то холодно, или «пахнет». «Золотым» возрастом в итоге стали предпенсионеры и те, кто уже вышел на пенсию.
– Эти женщины приходят и начинают работать – пахнет-не пахнет, ногти – не ногти, стоит и работает – рассказывает Мария. – При этом круг обязанностей у наших фей самый широкий. Плюс для клиента – он работает с одним человеком: пришёл, сдал вещи конкретному сотруднику, обговорил с ним все нюансы, и этот же сотрудник постирает, посушит, погладит и выдаст. То есть заказчик имеет прямой контакт с исполнителем и гарантированную обратную связь, в отличие от больших прачечных или химчисток, где многоэтапность, где один принял, другой отвез, третий заложил в машинку.
Для нас плюс в таких сотрудниках в том, что это люди с большим жизненным опытом, с ними легко договориться, они очень благодарные и ответственные, они друг друга подменяют без проблем. Мы работаем уже девятый год, в жизни у всех происходят разные события – радостные и не очень, но они всегда находят возможность подменить коллегу. Не уверена, что в молодом коллективе кто-то готов делать такие сверхусилия.
Статус социального предпринимателя – не присваивается автоматически. Его надо заслужить и ежегодно подтверждать.
– Всего существует четыре категории социальных предпринимателей, – рассказывает Екатерина Чабан, руководитель центра «Мой бизнес» Хабаровского края. – Это те, кто работает с гражданами из социально незащищенных слоёв населения: либо их трудоустраивает, либо для них производит продукцию, либо у них продукцию закупает. Плюс ещё есть категория с определённым перечнем ОКВЭД, как правило, это работа с детьми, дошкольное образование, развивающая деятельность.
Те, кто помогает другим, и сами заслуживают поддержки. В Хабаровском крае социальные предприниматели могут рассчитывать на целый комплекс мероприятий, которые облегчат ведение своего дела. Так в центре «Мой бизнес» к их услугам бесплатные консультации и тренинги. Кроме того, тем, кто работает по упрощенной системе налогообложения в 2022 году снизили ставку налога с 6% до 3% - для выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы», и с 15% до 8% для налогоплательщиков, выбравших «доходы минус расходы». Этот режим действует и в 2023 году, причем решением губернатора Хабаровского края он продлен до 2025 года. Плюс, занесённым в реестр социальных предпринимателей доступна грантовая поддержка от 100 тыс. до полумиллиона рублей на развитие бизнеса.
Арендное жильё
Наиболее высоким уровнем безработицы в ДФО традиционно отличаются Бурятия и Забайкальский край (Таблица 1). В апреле президентом РФ было поручено принять решение о финансировании до 2030 г. реализации программ среднего профессионального и высшего образования, программ профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки по наиболее востребованным профессиям в данных двух субъектах – не менее чем для 10 500 человек в Забайкалье и не менее чем для 15 800 человек в Бурятии.
Следует отметить, что в мае правительство распорядилось выделить в текущем году 87 млрд рублей на реализацию программы льготной аренды жилья в дальневосточных регионах. Данный проект также предназначен для создания дополнительных привлекательных условий на дальневосточном рынке труда. На выделенные средства должны быть приобретены акции корпорации «ДОМ.РФ», которая сможет выкупать у застройщиков квартиры с готовой отделкой и мебелью, а затем передавать их в аренду региональным операторам программы.
Аренда квартир будет субсидироваться из федерального и регионального бюджетов. В рамках программы планируется построить не менее 10 тыс. арендных квартир. Арендное жилье на льготных условиях будет предоставляться молодым специалистам, представителям востребованных в ДФО профессий, а также студентам. Такое жилье предполагается строить во всех дальневосточных регионах.
Нерешенным до конца пока остается вопрос газификации дальневосточных регионов. В марте во рабочего время визита вице-премьера, полпреда президента в ДФО Ю.Трутнева в Бурятию обсуждались перспективы газификации республики, а также соседнего Забайкальского края. Председатель правления ПАО «Газпром» А.Миллер заявил о готовности компании провести магистральный газ в данные регионы в 2029-30 гг., но при условии принятия в текущем году инвестиционного решения о строительстве газопровода «Сила Сибири - 2».
Напомним, что газопровод «Сила Сибири - 2» предполагает поставки газа в КНР через территорию Монголии в объеме до 50 млрд куб. м в год. В качестве ресурсной базы могут выступить месторождения Ямала, Ковыктинское месторождение в Иркутской области и месторождения Красноярского края. Однако проект все еще находится под вопросом, в том числе он не был согласован в ходе визита в КНР главы правительства М.Мишустина в мае. В настоящее время отсутствуют заключенные контракты, не определены сроки предполагаемого строительства. В «Газпроме» ранее сообщали только о продолжающейся разработке сметной документации по проекту. В то же время неоднократно подчеркивалось, что для китайской стороны предпочтительными были поставки по «Силе Сибири - 3» – газопроводу с Сахалина, не требующему инвестиций в трубопроводную инфраструктуру. В мае стало известно, что правительство КНР в качестве альтернативы «Силы Сибири - 2» рассматривает проект газопровода через Центральную Азию из Туркменистана «Линия D».
Потребность Бурятии и Забайкалья в газе оценивается в 3,5 млрд куб. м в год. Газовую трубу предполагается проложить от поселка Наушки на границе с Монголией (Кяхтинский район Бурятии) на 250 км в северо-восточном направлении до Улан-Удэ, и далее еще на 450 км до Читы.
Минэнерго и «Газпром» тем временем намерены скорректировать Восточную газовую программу[1] в целях ускорения газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В 2021 г. уровень газификации Дальнего Востока был оценен в правительстве в 18% при общероссийском показателе – свыше 70%.
Кроме того, согласно поручениям президента РФ В.Путина, данным по итогам совещания о развитии дальневосточных городов, прошедшего 14 марта, правительство должно в рамках программы «Чистый воздух» завершить в 2025 г. перевод частных домовладений в Чите (к 2026 г. – в Читинском районе) с печного (угольного) на газовое отопление, субсидировать в 2024-28 гг. затраты граждан в Улан-Удэ на перевод домов на газовое отопление, а сетевым организациям – субсидировать затраты на модернизацию электросетевого хозяйства. При этом при участии «Газпрома» и властей регионов должны быть разработаны дорожные карты газификации Бурятии и Забайкальского края до 2032 г., города Северобайкальска до 2030 г. (в Бурятии) и города Тынды в Амурской области (до 2027 г.).
В Камчатском крае в рамках реализации мероприятий по социальной газификации частных домовладений планируется подвести газ к границам 2,3 тыс. домовладений на территории Елизовского городского поселения, Николаевского сельского поселения, села Сосновка (Елизовский район). В текущем году предполагается газифицировать 221 домовладение. «Газпром» проводит мероприятия в рамках программы развития газоснабжения и газификации края на 2021-25 гг. Так, для газификации поселка Раздольный (Елизовский район) строится газопровод-отвод с газораспределительной станцией (ГРС), ведется подготовка к газификации котельных в Вилючинском городском округе – планируется строительство межпоселкового газопровода для газификации муниципальных и ведомственных котельных. «Газпром» разрабатывает проектную документацию на газопровод.
Напомним также, что полуостров предполагается газифицировать за счет СПГ. В бухте Бечевинская предполагается создать перегрузочный комплекс СПГ компании «НОВАТЭК», который должен стать частью цепочки поставок СПГ из Арктики на экспорт. На текущий момент по данному проекту разрабатывается проектная документация. Также завершается строительство инфраструктуры – плавучего хранилища газа, подходного канала протяженностью 6 км и причала.
Продолжается работа над повышением эффективности «северного завоза» для отдаленных территорий с помощью разработки законодательной основы данных мероприятий. Госдума в конце марта в первом чтении приняла разработанный Минвостокразвития законопроект «О северном завозе». Он предполагает распределение полномочий по выполнению «северного завоза» между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, закрепление приоритета за грузами жизнеобеспечения, введение трехлетнего цикла планирования завоза грузов и перевод работы в данной сфере на цифровую основу. Планируется, что закон вступит в силу 1 сентября 2023 г.
На законодательном уровне проект предлагает закрепить понятия «территории северного завоза» и «территории с ограниченными сроками завоза грузов». Перечень таких территорий предстоит утвердить правительству на основании предложений глав регионов. Под «северным завозом» подразумевается комплекс мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов. География северного завоза охватывает 25 регионов, доставка грузов в которые осложняют слабо развитая транспортная инфраструктура и климатические условия. Ежегодно в данные регионы доставляется более 3,4 млн тонн жизненно важной продукции для 3 млн жителей. На Дальнем Востоке к территориям Крайнего Севера, где осуществляется северный завоз, относятся Якутия, Чукотский АО, Магаданская область, Камчатский край, город Оха, Охинский, Ногликский, Курильский, Северо-Курильский, Южно-Курильский городские округа Сахалинской области, Аяно-Майский и Охотский районы Хабаровского края. Входит в эту группу также Катангский район Иркутской области.
Законопроект предусматривает создание единого морского оператора северного завоза, призванного обеспечивать регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами и перевозку речным транспортом. По согласованию с федеральным координатором, в качестве которого выступит Минвостокразвития, оператор будет утверждать маршрут и график движения судов.
Документ также разделяет грузы северного завоза на три категории, в зависимости от их важности для нормальной жизнедеятельности в регионах. К первой категории предлагается отнести грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики регионов. К ним относятся социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Перечень грузов первой категории будет утверждать правительство РФ. Ко второй категории относятся грузы для государственных и муниципальных нужд. Третью категорию будут составлять все иные грузы, не включенные в первую и вторую категории.
Кроме того, предполагается создание федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз») для обеспечения обработки и анализа информации о северном завозе, мониторинга движения грузов и своевременного выявления рисков возникновения сбоев в поставках. На ФГИС предполагается выделить 819,5 млн рублей (176,3 млн рублей в 2024 г., 314,1 млн рублей в 2025 г., 329,1 млн рублей в 2026 г.). После ввода в эксплуатацию обслуживание ФГИС оценивается в 24,7 млн рублей в год.
Законопроект предусматривает субсидии из федерального бюджета на ФГИС «Северный завоз», на возмещение компаниям доходов, недополученных из-за льготных тарифов на перевозки грузов, на содержание инфраструктуры. Так, «РЖД» на возмещение издержек от льготных тарифов на перевозку моторного топлива из федерального бюджета будет выделяться 1,7 млрд рублей в год. Юридические лица за предоставление скидок на перевозку грузов северного завоза между Санкт-Петербургом и Мурманском во Владивосток или порт Восточный и на расходы на судозаход будут получать 560 млн рублей в год. Общая потребность в бюджетных ассигнованиях оценивается в 2,2 млрд рублей в год.
Правительство также должно определить перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза. Их финансирование планируется осуществлять с 2026 г. в полном объеме. Расходы федерального бюджета на содержание (ремонт и капитальный ремонт) данных объектов в 2026 г. оцениваются предварительно в 7,4 млрд рублей (на год). В дальнейшем ожидается, что подготовка объектов инфраструктуры будет обходиться примерно в 8 млрд рублей в год. Такие объекты включают внутренние водные пути, автомобильные дороги, аэродромы, находящиеся в федеральной собственности.
В апреле магаданский парламент выдвинул поправки к проекту федерального закона о северном завозе. Так, текущая версия законопроекта содержит критерий определения территорий с ограниченными сроками завоза грузов – отсутствие автодорог. Но в Магаданской области к таким территориям относятся только Северо-Эвенский муниципальный округ и часть Ольского муниципального округа (села Ямск и Тахтоямск). Спикер магаданской областной думы С.Абрамов («Единая Россия») указал на то, что под действие законопроекта должны попадать не отдельные районы, а целые субъекты – в которых отсутствует железнодорожное сообщение. К таким регионам, помимо Магаданской области, относятся Чукотский АО и Камчатский край.
Также в магаданской областной думе предлагают ввести в законопроект норму, предусматривающую финансовую поддержку северного завоза в некоторые регионы Дальнего Востока – компенсацию затрат на перевозку грузов первой категории, к которым относятся грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики[2].
Дополнительная федеральная поддержка направляется для реализации образовательных проектов, в том числе создания крупных университетских кампусов на Дальнем Востоке. В апреле Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту строительства студенческого кампуса «СахалинTech» Сахалинского государственного университета в Южно-Сахалинске, который планируется возвести в рамках национального проекта «Наука и университеты». Проектно-сметная документация предусматривает возведение кампуса на территории квартала между улицами Антона Буюклы, Комсомольской и Музейной, Коммунистическим проспектом.
Кампус будет состоять из учебного и учебно-лабораторного корпусов, в его составе предусмотрены библиотека, актовый зал, спортивные и конференц-залы, музей естественно-научного профиля и оранжерея. Застройщиком выступит Корпорация развития Сахалинской области (принадлежит областному Минимущества). Кампус предполагается построить на месте бывшего Дома офицеров, а студенческий городок (общежития) – на проспекте Победы. Строительство объектов должно начаться в текущем году, завершить работы планируется в 2025 г.
В Бурятии в 2024-27 гг., согласно поручению президента, должно быть обеспечено строительство университетского кампуса за счет средств федерального бюджета. В начале текущего года также сообщалось о планах создания университетского кампуса Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) в Чите. Спикер краевого Заксобрания Ю.Кон сообщал о наличии предварительных договоренностей с федеральным центром о финансировании в размере порядка 17 млрд рублей. Новый кампус может быть построен в 2028-29 гг. Пока не определена территория для его размещения.
Во Владивостоке в конце мая было окончено строительство образовательного комплекса на острове Русский, его общая площадь составила 90 тыс. кв. м. Комплекс включает девять зданий – филиалы Московской государственной академии хореографии и Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, общеобразовательную школу с бассейнами, два интерната для учеников, общежитие для студентов филиала Российского государственного института сценических искусств, три многоквартирных дома для преподавателей и артистов. До сентября будет реализовываться этап подготовки учреждений к новому учебному году. Следует напомнить, что образовательный комплекс является частью культурного кластера во Владивостоке[3]. Культурный кластер состоит из образовательного комплекса на острове Русском и музейно-театрального блока на сопке Орлиное Гнездо, где планируется разместить филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, школу креативных индустрий и сцену Мариинского театра. Кроме того, территория на острове Русский была недавно включена в ТОР для реализации на ней проекта создания международного детского спортивного центра ЮРАН (ООО «Международный детский спортивный центр – ЮРАН»).
Также в текущем году 15 дальневосточных вузов получат 2,5 млрд рублей в рамках программы «Приоритет-2030». В зависимости от рейтинга, вузы были распределены на группы (от этого также зависит размер гранта). Наиболее крупный грант в 316 246 тыс. рублей (для каждого) предназначен Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова (Улан-Удэ), Морскому государственному университету имени адмирала Г.И. Невельского (Владивосток) и Тихоокеанскому государственному медицинскому университету (Владивосток).
Грант в 210 830 тыс. рублей (для каждого) получат Благовещенский государственный педагогический университет (Благовещенск) и Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск-Камчатский).
Наконец, грант в 158 123 тыс. рублей для каждого университета будет направлен Арктическому государственному институту культуры и искусств (Якутск), Дальневосточному государственному аграрному университету (Биробиджан), Дальневосточной государственной академии физической культуры (Хабаровск), Дальневосточному государственному университету путей сообщения (Хабаровск), Забайкальскому государственному университету (Чита), Приамурскому государственному университету имени Шолом-Алейхема (Биробиджан) и Сахалинскому государственному университету (Южно-Сахалинск).
Правительство выделяет дополнительные средства для поддержки наиболее социально уязвимых групп населения – многодетных семей, пожилых людей, инвалидов. В марте глава правительства М.Мишустин подписал постановление об утверждении правил предоставления межбюджетного трансферта Приморскому краю на финансовую помощь многодетным семьям, выплачивающим ипотеку. Семьи, в которых после 1 января текущего года родится третий ребенок или последующие дети, могут получить на погашение кредита 1 млн рублей. Напомним, что решение об увеличении утвержденной на федеральном уровне выплаты для погашения ипотеки приморским многодетным семьям с 450 тыс. до 1 млн рублей в период до 31 декабря 2025 г. было принято в рамках реализации стратегических инициатив правительства по преодолению негативных тенденций и обеспечению роста численности населения Дальнего Востока. Приморский край был выбран в качестве пилотного региона для введения таких выплат.
Также в текущем году ряд дальневосточных регионов получит средства на строительство домов-интернатов для инвалидов и пожилых людей. Распоряжение правительства было подписано в середине апреля. Наибольший объем средств будет направлен Магаданской области (около 713 млн рублей) и Якутии (более 469 млн рублей). Бурятия получит на данные цели свыше 186 млн рублей, Иркутская область – более 123,8 млн рублей, а Еврейская АО – свыше 109 млн рублей. В целях решения проблем с организацией помощи мобилизованным гражданам в городах-региональных центрах по инициативе федерального центра с 1 июня были открыты отделения фонда помощи ветеранам боевых действий «Защитники отечества». Их работа направлена на оказание помощи по таким направлениям как юридическое сопровождение, получение мер социальной поддержки, социальная адаптация, трудоустройство, обеспечение лекарствами, медицинскими изделиями и средствами реабилитации, содействие в получении услуг по медицинской реабилитации, психологическая помощь.
Таблица 1. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, февраль-апрель 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,4 |
75 517,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,6 |
8 189,1 |
Иркутская область |
3,9 |
1 133,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,9 |
4 112,1 |
Республика Бурятия |
6,9 |
407,3 |
Забайкальский край |
6,8 |
484,6 |
Республика Саха (Якутия) |
5,8 |
512,4 |
Еврейская авт. область |
3,9 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,0 |
Сахалинская область |
3,0 |
272,4 |
Амурская область |
3,0 |
407,9 |
Приморский край |
2,6 |
967,9 |
Чукотский авт. округ |
2,6 |
29,7 |
Камчатский край |
2,2 |
165,1 |
Хабаровский край |
2,0 |
710,5 |
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, утверждена в 2007 г., работу по реализации курирует «Газпром».
[2] Социально значимые продовольственные товары, товары народного потребления, лекарственные средства, медицинские изделия, топливно-энергетические ресурсы и горюче-смазочные материалы. Их перечень будет утверждать правительство.
[3] Генеральным подрядчиком строительства выступает компания «Стройтрансгаз», подконтрольная Г.Тимченко.