В Амурской области с начала года снизилась добыча рудного золота в среднем на 20%. Ее объем составил 1 754,7 кг.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе регионального Минприроды, на начало января добыча снизилась на 22%, к февралю сокращение объемов производства продолжилось — снижение составило 19,9%. Снижение зафиксировано на двух предприятиях ГК «Петропавловск», а также на Березитовом руднике.
ООО «Маломырский рудник» и ООО «ТЭМИ» добыли на лицензионных участках в Селемджинском районе 621 кг и 325 кг золота соответственно. «Покровский рудник» в Зейском районе выпустил за два месяца 496 кг драгметалла.
Компания ООО «Березитовый рудник» на месторождении в Тындинском районе извлекла 115 кг золота. «Прииск Соловьевский» произвел 197,7 кг.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля упали ниже 130 долл./т. Давление на цены оказывает совокупность таких факторов, как повышение температуры, высокая ветрогенерация, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии.
В Европе продолжается период мягкой весенней погоды с пониженным уровнем потребления, когда отопительный сезон завершился, а летняя жара, способствующая спросу на кондиционирование, еще не пришла. В связи с этим в некоторых странах ЕС наблюдались новые случаи падения цен на электроэнергию (в контрактах на сутки вперед) до отрицательных значений.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 420.3 долл./1000 м3 (-21.7 долл./1000 м3 к 26.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. Текущий уровень запасов газа составляет чуть более 60%. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.9 млн т. (+0.1 млн т. или +1.3% т. к 26.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 обвалились ниже 120 долл./т. на фоне низкой активности со стороны Европы. Спрос также снизился со стороны Индии, где ожидается увеличение внутренней добычи и сокращается потребление в связи с ослаблением жары.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 145 долл./т. в связи с нерабочими днями по случаю общенационального праздника (День труда), с 29 апреля по 3 мая, и приостановкой торговой активности на это время.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 120 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 26.04.2023 г.), укрепившись на увеличении интереса со стороны азиатских стран и сокращения предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей, которые привели к замедлению добычи и транспортных операций.
Кроме того, государственная компания Bukit Asam (PTBA) объявила форс-мажор по поставкам угля в результате схода вагонов с рельс из-за селевого потока. PTBA заявила, что не осуществляет ж/д погрузку с 28 апреля в связи с чем по итогам апреля-мая компания недопоставит около 1 млн т. Данный инцидент негативно отразится на планах PTBA по добыче (41.0 млн т.) и ж/д отгрузкам (32.0 млн т.) на 2023 г.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 180 долл./т., что обусловлено сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Всемирный банк 27.04.2023 г. представил прогноз, согласно которому цены на австралийский уголь составят в среднем 200 долл./т. в 2023 г. и 155 долл./т. – в 2024 г. из-за увеличения потребления СПГ в Европе и роста добычи в Китае и Индии.
Котировки австралийского металлургического угля составили 235 долл./т. Участники рынка занимают выжидательную позицию до окончания праздничных выходных в КНР, где около 30 металлургических заводов запланировали провести технические обслуживание, которое будет длиться до конца мая.
Россия разрабатывает собственные индексы
В 2023 г. ФАС планирует согласовать с правительством методики расчета всех национальных индексов цен, включая цены на уголь, нефть, нефтепродукты, и удобрения.
Необходимость создания собственных индикаторов связана с тем, что участники рынка пользуются иностранными товарными индексами. Из-за усиления антироссийских санкций и закрытия рынков стран Запада для экспорта из России многие зарубежные котировки потеряли актуальность.
После получения заключения ЦБ России и других органов методика будет направлена на рассмотрение в биржевой комитет. Ожидается, что вся процедура займет около 3 месяцев.
При согласовании методик расчета национальных индексов приоритет будет отдаваться индикаторам, формируемым в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, также будут использоваться данные других независимых площадок.
Эльгауголь согласовала увеличение добычи угля до 45 млн т
Главгосэкспертиза одобрила строительство объектов второй очереди комплекса угледобычи на Эльгинском месторождении в Якутии, что позволит довести добычу до 45 млн т. угля в год.
Проектная документация предполагает формирование внешних и внутренних отвалов вскрышных пород, проведение горно-капитальных работ, строительство очистных сооружений, автодороги и других коммуникаций.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
Одновременно с этим компания ведет строительство собственного порта с целью перевалки коксующегося угля на экспорт. На первом терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т. в год.
В 2022 г. добыча Эльгауголь выросла до 20.1 млн т. (+5.4 млн т. или +36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн т.
По итогам 1 квартала 2023 г. добыча компании составила 4.6 млн т. (+80 тыс. т. или +1.8% к январю-марту 2022 г.).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд т. по классификации JORC.
Экспорт российского угля в январе-марте 2023 года вырос на 8.9%
В январе-марте 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 51.8 млн т. (4.2 млн т. или +8.9% к январю-марту 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 25.1 млн т. (+2.1 млн т. или +9.1% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 2.8 млн т. (+0.95 млн т. или +51.0% к январю-марту 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 15.7 млн т.(+4.8 млн т. или +43.6% к январю-марту 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.38 млн т. (-3.7 млн т. или -90.5%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 7.9 млн т. (+1.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе европейские котировки энергетического угля скорректировались до уровня 135 долл./т., несмотря на краткосрочное падение температуры ниже сезонной нормы. Устойчивая ветрогенерация, стабильно высокие запасы на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа продолжают оказывать давление на угольные индексы.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 442 долл./1000 м3 (-37.00 долл./1000 м3 к 19.04.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища, которые уже заполнены почти на 60%. На прошедшей неделе страны ЕС запустили платформу по совместным закупкам газа под названием AggregateEU. Новый механизм нацелен на подготовку к зиме и экономию средств, а также исключение России из цепочки поставок. Запасы угля на складах ARA увеличились до 6.8 млн т. (+0.12 млн т. или +2% т. к 19.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 снова опустились ниже 130 долл./т., в то время как цены на материал 5500 поднялись выше 105 долл./т. Разнонаправленное движение южно-африканских котировок обусловлено низкой активностью со стороны европейских потребителей, а также увеличением спроса со стороны Индии и Южной Кореи.
На фоне сокращения покупательского интереса в ЕС южноафриканские экспортеры стремятся нарастить поставки высококалорийного материала в адрес Южной Кореи и Японии. По итогам
1 квартала 2023 г. отгрузки в адрес Южной Кореи составили 2.1 млн т. (+1.2 млн т. к 1 кв. 2022 г.) и в Японию – 0.6 млн т. (+0.3 млн т. к 1 кв. 2022 г.). При этом на традиционный для ЮАР пакистанский рынок поставки упали до 0.3 млн т. (-1.4 млн т. к 1 кв. 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 147 долл./т. на фоне увеличения добычи и нестабильного спроса в преддверии выходных в связи с празднованием Дня труда.
С целью обеспечения энергетической безопасности КНР продолжает наращивать производство угля. На текущий момент китайские мощности по добыче энергетического угля составляют около
3.3 млрд т. в год. (+0.6 млрд т. к 2022 г.), в 2023 г. ожидается увеличение на 0.2 млрд т. до 3.5 млрд т.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 119 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 19.04.2023 г.), укрепившись в связи с окончанием Рамадана и увеличением интереса со стороны китайских и индийских потребителей, наращивающих запасы в преддверии сезона дождей. Многие государственные электростанции в КНР (в провинции Fujian и Guangdong) сосредоточились на импортном материале с целью улучшения финансовых показателей в 2023 г. после получения рекордных убытков по итогам прошлого года.
Дополнительную поддержку котировкам оказало сокращение предложения на спотовом рынке в результате проливных дождей в Калимантане и Суматре, которые привели к замедлению добычи и транспортировки материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 подросли до 186 долл./т. в связи с увеличением спроса со стороны азиатских потребителей, стремящихся пополнить запасы в преддверии летнего сезона.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля подешевели до 230 долл./т., продолжив падение на фоне роста предложения со стороны горнодобывающих компаний и неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Еще одним негативным фактором стало ожидаемое ограничение производства в КНР, которое коснется не только заводов в северной, но и в южной части страны. При этом некоторые сталелитейные предприятия на севере Китая на прошедшей неделе уже приступили к сокращению выпуска стали.
Экспорт российского угля в Китай в марте достиг рекордного уровня в 8.9 млн т
Экспорт российского угля в Китай в марте 2023 г. достиг нового рекордного уровня в 8.9 млн т. (+2.7 млн т. или +43.5% к февралю 2023 г. и +5.8 млн т. или +187% к марту 2022 г.). Таким образом поставки из России в марте 2023 г. увеличились почти в 3 раза по сравнению с 3.1 млн т. в марте 2022 г. Предыдущий месячный рекорд был установлен в августе 2022 г. и составил 8.5 млн т.
В марте 2023 г. Китай импортировал рекордный тоннаж из России и Монголии, при этом Австралии также удалось значительно нарастить отгрузки, после отмены неофициального запрета Китаем на ввоз австралийского угля в страну.
Общий импорт угля Китаем в марте 2023 г. составил 41.2 млн т., что меньше рекордного уровня в 43.6 млн т. в январе 2020 года.
В марте 2023 г. крупнейшими поставщиками угля в Китай стали: Индонезия (22 млн т.), Россия (8.9 млн т.), Монголия (5.8 млн т.) и Австралия (2.2 млн т.).
В 1 квартале 2023 г. общий объем экспорта российского угля в Китай подскочил до 22.2 млн т. (+12.7 млн т. или +133.7% к 1 кварталу 2022 г.)
Распадская приостановила добычу на 3 месяца после пожара
19 апреля 2023 г. на шахте Распадская в Кузбассе, где под землей находились 275 человек, возник пожар. Все горняки были выведены на поверхность.
В отношении управляющей компании был составлен протокол об административном правонарушении. Суд приостановил деятельность по выемке угля на три месяца в связи с тем, что выявленные нарушения представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью работников.
Шахта Распадская находится под управлением ПАО Распадская (входит в холдинг Евраз). В 2010 г. в результате взрыва в шахте погиб 91 человек и 99 пострадали.
Добыча ПАО Распадская за период с января по март 2023 г. составила 4.98 млн т. (+0.21 млн т. или +4% к аналогичному периоду 2022 г.). По итогам 2022 г. объем добычи ПАО Распадская упал до 21.0 млн т. (-2.27 млн т. или -10% к 2021 г.).
Более 140 горняков эвакуировали из кузбасской шахты Юбилейная
На шахте Юбилейная в Кузбассе пришлось эвакуироваться более 140 горнякам. Причиной эвакуации стала загазованность горных выработок. В результате инцидента люди были выведены на поверхность, а работы – приостановлены.
Прокуратура региона проводит проверку. В конце октября 2022 г. на шахте уже происходило задымление из-за неисправности электроподстанции и по решению суда горные работы приостанавливались на 30 суток.
Новое ограничение может привести к снижению производства, при этом добыча за период с января по март 2023 г. уже упала до 45 тыс. т. (-163 тыс. т. или -78% к аналогичному периоду 2022 г.).
По итогам 2022 г. объем добычи сократился до 0.92 млн т. (-1.23 млн т. или -53% к 2021 г.).
Шахта Юбилейная входит в состав холдинга ТопПром.
Представители рыбной отрасли и приморские регионы направляют в Минсельхоз РФ отзывы и предложения по проекту правительственного постановления, который станет подзаконной базой для второго этапа механизма распределения инвестквот на вылов водных биоресурсов. Один из дискуссионных вопросов связан с перечнем активов, которые должны ввести победители аукционов. Федеральные власти предлагают включить в список объектов инвестиций комплексные проекты, объединяющие береговую переработку рыбы и специализированный флот. Однако у некоторых отраслевых ассоциаций это предложение вызвало протест.
В рамках второго этапа программы инвестиционных квот на аукционах планируется распределить 20% от общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке, а также остальные 50% квот на добычу краба. В Росрыболовстве ожидают, что флот должен пополниться 25-30 рыбопромысловыми судами, не считая примерно 30 краболовов, которые придут на смену устаревшей технике. Кроме того, в дополнение к 25 рыбоперерабатывающим заводам, возведенных в рамках первого этапа, будет построено еще 12.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев считает, что в плане переработки минтая и сельди нужно предусмотреть 5-7 крупных береговых объектов, каждый с объемом производства 60-80 тыс. т ежегодно. По его словам, новации, предшествовавшие первому этапу инвестквот, преследовали, в том числе, цель –обеспечить конкуренцию с китайской рыбопереработкой.
«Эффективно конкурировать [с КНР], могут именно крупные, большие рыбоперерабатывающие комплексы. Вместо этого был использован китайский опыт 1950-х годов – создание домны в каждом дворе», – говорит президент ВАРПЭ.
На втором этапе следует избежать ошибок прошлого, предусмотрев несколько крупных комплексов по переработке рыбы, которые в совокупности могут составить конкуренцию Китаю, добавил он. ВАРПЭ уже направила в Минсельхоз свои экономические расчеты, привязанные к регионам Дальнего Востока.
Рыбоперерабатывающий завод в ТОР «Надеждинская фото» (Приморский край), фото Иван Дякин, правительство Приморского края
В свою очередь профильное министерство при подготовке проекта правительственного постановления, которое будет регулировать второй этап, добавило два новых инвестиционных объекта. Это рыбоперерабатывающий комплекс, включающий в себя береговой завод и два среднетоннажных промысловых судна (т.н. объект инвестиций типа КМ), и транспортный рефрижератор для доставки рыбной продукции с участков промысла в порт – в пояснительной записке к документу приводится прогноз выбытия более трети таких судов к 2025 году, что актуализирует вопрос обновления данного вида флота.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев напомнил, что в рамках первого этапа инвестквот было построено семь крупных заводов по переработке минтая. «Эти комплексы представляли из себя только фабрику, без обеспечения сырьем. В новом проекте постановления предложен иной подход: завод в комплексе с двумя судами, которые будут поставлять сырье. Это очень важный подход», – считает глава АСРФ.
Инвестору виднее
Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, наоборот, выразил сомнение относительно новых инвестиционных объектов. С включением в данный перечень транспортного рефрижератора возникает опасение, что это не стыкуется с положениями закона «О рыболовстве». Не ясно и как будет рассчитан объем инвестиционных квот под постройку судна, предназначенного для доставки улова.
«Транспортный рефрижератор сам по себе не способен ни добывать, ни перерабатывать. Здесь отсутствует важная увязка между инвестиционной квотой и объектами инвестиций. Транспортный рефрижератор может быть построен, квота на него будет получена, но как она будет осваиваться, неизвестно. Может быть, передаваться третьим лицам либо использовать рефрижератор по другому назначению…На наш взгляд это, конечно, ставит инвесторов в неравные положения», – сказал Алексей Буглак.
Замечания возникли и по объекту инвестиций типа КМ. «Вспомним первый этап. Береговые комплексы – это то, что сработало почти на 100%. Сработало, потому что они не были увязаны с судами. На наш взгляд эта увязка (завод и два среднетоннажных промысловых судна – прим. ред.), которая предлагается, будет тормозить реализацию этих проектов, создавая дополнительные риски», – считает руководитель Ассоциации добытчиков минтая.
Против нового объекта инвестиций выступает Ассоциация предприятий рыбной отрасли Хабаровского края. Там также напомнили о непростой ситуации со строительством рыболовных судов, которые были заказаны в рамках первого этапа инвестквот и срок сдачи которых по многим единицам флота не раз сдвигался.
«Завод построить – проблем нет. Построить судно, даже малотоннажное – это проблема. Зачем еще усложнять положение инвесторам», – подчеркнул президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
В Минсельхозе РФ заявили о готовности изучить замечания регионов и заверили, что по новым инвестиционным объектам не предполагается обязательного исполнения. «Если инвесторы посчитают, что это неэффективный вид инвестиций, они на него не пойдут. Если посчитают, что эффективный, почему мы должны ограничивать и не давать такую возможность», – рассуждает директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства РФ Евгений Кац.
В то же время, предостерегает Алексей Буглак, есть риск, что проекты типа КМ отнимут инвестквоты у обычных перерабатывающих производств, которые могут быть успешно реализованы: под создание объектов КМ их доля предусмотрена выше, тогда как на береговые заводы она ограничена 10%. «По нашему мнению инвестор должен сам решить, как и на чем ему ловить, как эти уловы доставлять для переработки на берег, сколько судов ему нужно, одно или два, какого класса. Уверяю, эти суда построят и без господдержки, потому что завод сам по себе не сможет работать», – убежден он.
Чтобы от баллов не заштормило
Между тем у потенциальных заказчиков промыслового флота возникают вопросы с точки зрения импортозамещения. В свое время правительство России утвердило балльную оценку локализации в судостроении. Это определено постановлением №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ». Его действие распространяется, в том числе, на постройку малых рыбопромысловых судов, заказчики которых могут рассчитывать на госсубсидию, и краболовов по инвестквотам.
Каждая категория компонентов судна и технологических операций оценивается в определенное количество баллов пропорционально стоимости и сложности оборудования. Согласно требованиям по локализации, в настоящее время необходимо набрать 1750-2500 баллов в зависимости от типа корабля. Затем этот порог будет повышен. С 1 июля 2023 года балльная оценка для флота будет варьироваться от 2000 до 3200 баллов (для краболовов – 2900).
В отраслевых сообществах считают важным синхронизировать требования к локализации и программы освоения машиностроителями выпуска необходимой продукции. Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков высказал обеспокоенность, что после 1 июля строить краболовы окажется невозможно.
«Мы посмотрели еще раз, каким образом по постановлению №719 набираются баллы по судам и видим, что только по технологическими операциями можно набрать уже 1250 баллов. Кроме того, недостающие баллы легко набираются общесудовым оборудованием. В нашем понимании это требование является выполнимым, – заверила замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Ирина Ориничева. – При этом мы отмечаем, что во второй половине года будут вноситься изменения в 719-е постановление, и по согласованию с Минсельхозом и Ассоциациями мы готовы рассмотреть и отредактировать эти баллы в сторону уменьшения».
В свою очередь в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота предлагают скорректировать предложение Министерства промышленности и торговли об обязательном применении на новых судах двигателей, движителей и энергосистем отечественного производства. По словам Алексея Осинцева, на стадии проектной документации целесообразно обеспечить приоритет применения отечественного оборудования, но только в том случае, если оно имеется на рынке.
Больше неясностей с другой, можно сказать, революционной инициативой. В прошлом году Минсельхоз предложил направлять средства, привлеченные в рамках инвестквот на добычу водных биоресурсов, на развитие сельских территорий, которые находятся в составе прибрежных регионов. Предложение, в частности, поддержали на Камчатке. Как рассказала зампред краевого правительства Юлия Морозова, регион предлагает включить в список объектов инвестиций проекты социальной инфраструктуры на селе стоимостью не менее 1 млрд руб.
Идея стимулировать рыбаков вкладываться в «социалку» пока декларативна. И конкретных предложений, что это должны быть за объекты, в настоящий момент нет, уточнил Евгений Кац. Как ожидается, они будут озвучены Минвостокразвития.
«Пока у нас все объекты направлены на развитие рыбохозяйственного комплекса. Это логистические комплексы, которые в принципе будут интересны и сельским территориям, так как позволят наладить логистику по рыбной продукции и повлияют на развитие [прибрежных районов]», – прокомментировал представитель Минсельхоза.
«Я знаю, что многие инвесторы не против построить такие социальные объекты, непроизводственного характера. Тогда они должны быть на балансе у производственников, инвесторов, но они же будут непрофильные, они будут требовать тарификации, лицензирования, всего, чего угодно», - отметил Алексей Осинцев.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля на европейском угольном рынке поднялись выше 140 долл./т. Тем не менее, давление на индексы продолжают оказывать высокие показатели объемов ветрогенерации и запасов на складах ARA, а также продолжающееся снижение цен на рынке газа.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 479 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.04.2023 г.). Хранилища в ЕС заполнены более, чем на 55%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 6.7 млн т. (-2% к 12.04.2023 г.).
Индексы южноафриканского угля 6000 подросли выше 130 долл./т. отскочив от своих 16-месячных минимумов, при этом среднекалорийный уголь подешевел на фоне падения спроса со стороны Индии и Пакистана, которые практически полностью прекратили закупать уголь из ЮАР.
Южноафриканская компания Canyon Coal, подразделение частной инвестиционной компании Menar Group, сообщила о планах инвестировать 60 млн долл. в разработку проектов Gugulethu Colliery и Thuso. Добыча угля 5500 ккал/кг NAR на разрезе Gugulethu мощностью 1.2 млн т. в год начнется во 2 половине 2023 г. и экспорт материала будет осуществляться через Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились до 149 долл./т. на фоне увеличения добычи и невысокого спроса.
В марте в Китае было добыто 417 млн т. Производство угля по итогам 1 квартала достигло 1.2 млрд т (+5.5% к 1 кварталу 2022 г.), что обусловлено стремлением властей добиться достаточного объема запасов в преддверии летнего периода.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR потеряли 3 долл./т., снизившись до 118 долл./т. Котировки скорректировались вниз после укрепления неделей ранее на фоне невысокого спроса со стороны покупателей и низкой активности на рынке Индонезии в преддверии окончания Рамадана (21 апреля).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 185 долл./т. в связи с сокращением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей.
Австралийская Glencore и японская Tohoku Electric Power достигли соглашения в отношении бенчмарка на следующий финансовый год (с 1 апреля 2023 г.) на уровне 199.95 долл./т. FOB Newcastle 6322 ккал/кг GAR, в результате чего на спотовом рынке покупатели отказались совершать сделки по цене выше 200 долл./т.
Компания Origin Energy приняла решение закрыть угольную электростанцию Eraring мощностью 2.8 ГВт к 2025 г. Электростанция расположена в Новом Южном Уэльсе и ежегодно потребляет около 6.0 млн т. угля. Ее закрытие приведет к увеличению предложения на экспортном рынке.
Котировки австралийского металлургического угля ушли ниже 230 долл./т. в связи с неблагоприятной конъюнктурой на рынке стали, падением котировок в КНР, а также заявления нескольких сталелитейных предприятий о планируемом сокращении производства в связи с низким спросом в марте.
Дополнительной негативной новостью стало решение индийской Coal India шестикратно увеличить производство обогащенного металлургического угля с 2.2 млн т. до 13.5 млн т. к 2030 г., что приведет к существенному сокращению спроса на импортный материал.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 5.3% в январе-марте 2023 года
В январе-марте 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 54.0 млн т. угля (-3.0 млн т. или -5.3% к январю-марту 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 17.0 млн т. (+0.6 млн т. или +3.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 37.0 млн т. (-3.6 млн т. или -8.9%).
Открытым способом угольные компании добыли 35.4 млн т. (-1.5 млн т. или -4.1%), производство подземным способом составило 18.6 млн т. (-1.5 млн т. или -7.5%).
В январе-марте 2023 г. потребителям было поставлено 46.1 млн т. угля (+0.5 млн т. или +1.1% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 31.3 млн т. (+1.6 млн т. или +5.4%), российским металлургическим компаниям 7.8 млн т. (-0.5 млн т. или -6.0%), местным угольным электростанциям 4.3 млн т. (без изменений к трем месяцам прошлого года).
По состоянию на 1 апреля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 19.7 млн т. (+1.8 млн т. или +10.1% к 1 марта 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Порт Шахтерск возобновляет перевалку угля на экспорт
После завершения зимнего периода в конце марта 2023 года морской порт Шахтерск возобновил перевалку угля. С начала апреля два первых в этом году балкера, общим объемом 144.7 тыс. т. угля, были отправлены в порты Китая.
фото: Восточная горнорудная компания
В 2022 г. перевалка угля в порту Шахтерск составила 11.1 млн т. (+0.3 млн т. или +2.8%). В 2023 году через морской терминал Шахтерск планируется отгрузить более 13.5 млн т. угля в порты Азиатско-Тихоокеанского региона.
Порт Шахтерск, расположенной в Сахалинской области, принадлежит Восточной Горнорудной Компании (ВГК), осуществляющей добычу угля на Солнцевском угольном разрезе. ВГК является крупнейшим российским экспортером бурого угля.
Добыча угля ВГК в 2022 г. выросла до 11.3 млн т. (+0.95 млн т. или +9.2% к 2021 г.). В 1 квартале 2023 г. компания увеличила производство до 2.3 млн т. (+0.5 млн т. или +27.8% к 1 кварталу
2022 г.).
Берингпромуголь под угрозой из-за австралийских санкций
Австралийская компания Tigers Realm Coal Limited (TIG) рассматривает варианты противодействия решению властей Австралии о том, что ее российский угольный бизнес подпадает под санкции в связи со спецоперацией РФ на Украине.
месторождение Алькатваам, фото: Берингпромуголь
17 апреля TIG сообщила о том, что австралийский закон о санкциях может привести к запрету деятельности ее дочерней компании ООО «Берингпромуголь», которая осуществляет добычу энергетического и металлургического угля на Чукотке на месторождении Фандюшкинское поле и перевалку в порту Беринговский в адрес стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
TIG выступила против данного заключения и власти рекомендовали ей обратиться в МИД Австралии, чтобы получить разрешение продолжать работу или подать в суд.
При этом TIG, являющаяся публичной компанией, акции которой торгуются на австралийской бирже ASX, отчиталась о росте финансовых результатов российского бизнеса в 2022 г., несмотря на санкционные ограничения. По итогам 2022 г. выручка Берингпромуголь составила почти
124.5 млн долл. США (+55 млн долл. к 2021 г.), а чистая прибыль увеличились до 35.5 млн долл. США (+10 млн долл. к 2021 г.).
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн т. (+0.47 млн т. или +45% к 2021 г.). В 2024 г. планируется нарастить производство до 2 млн т. угля. Для увеличения мощностей перевалки до
2 млн т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский.
В 2023 г. компания также планирует начать добычу на месторождении Звонкое, где сосредоточены большие запасы угля, использующегося в коксохимической промышленности.