По итогам 2024 года добыча предприятий угольной отрасли Якутии увеличилась на 28%. Ее объем составил 49,4 млн тонн. В 2023 году в регионе было добыто 38, 6 млн тонн угля.
Как сообщили EastRussia в пресс-центре Якутии в Москве, результат прошлого года втрое превышает рекорды советского времени. На Нерюнгринский район республики приходится 98% общего объема добычи угля. Здесь в 2024 году было добыто 48,2 млн тонн. На экспорт было отправлено 26,4 млн тонн.
Таких результатов удалось достичь благодаря развитию Эльгинского угольного комплекса, увеличению мощности группы компаний «Колмар». Местные угольные разрезы также внесли свой вклад, обеспечивая внутренние потребности республики.
По объему добычи Якутия занимает первое место на Дальнем Востоке, по итогам 2024 года республика впервые вышла на второе место среди всех регионов России.
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в Европе упали ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. Электростанция Datteln 4 в Германии возобновила работу 5 февраля, однако значительного увеличения закупок угля не ожидается, поскольку планируется использовать текущие запасы. При этом в ближайшее время в Европе ожидается похолодание и снижение ветрогенерации.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 573.55 долл./1000 м3 (+21.16 долл./1000 м3 к 29.01.2025 г.) на фоне активного потребления и сокращения запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 52%. Запасы угля на терминалах ARA остались на уровне 4.30 млн т. (без изменений к
29.01.2025 г.), но в ближайшие дни ожидается увеличения поставок в связи с прибытием новых партий из США и Колумбии.
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил вверх и тестирует снизу отметку 100 долл./т. Поддержку котировкам оказало объявление Индией об увеличении бюджетных расходов на 10% с целью оказать поддержку производителям стали, цемента и сектору недвижимости, что говорит о вероятном восстановлении спроса на уголь из ЮАР.
Ж/д оператор Transnet ожидает, что благодаря частным инвесторам погрузка угля в адрес Richards Bay Coal Terminal (RBCT) вырастет до 77 млн т. в течение трех лет. И чтобы нарастить объемы поставок до проектной мощности в 81 млн т. потребуется 5 лет и 700 млн долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao составили 106 долл./т. (без изменений к прошлой неделе). Торги возобновились 5 февраля, однако активность на спотовом рынке остается невысокой, поскольку Новогодние праздники продолжаются до 16 февраля. При этом некоторые участники рынка ожидают укрепления цен в связи с прогнозируемым похолоданием через 10 дней и постепенным восстановлением промышленной активности.
Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 25.58 млн т. (-0.38 млн т. к 29.01.2025 г.).
Власти КНР объявили о введении дополнительных 15% пошлин на уголь и СПГ из США, которые вступают в силу с 10 февраля. Таким образом, импортные пошлины на энергетический уголь из США увеличатся с 6% до 21%.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 87.5 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR также просела ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке, что обусловлено праздниками в Китае и снижением потребления. Давление на котировки также оказывают высокие запасы на складах потребителей.
Министерство энергетики может привязать экспортные продажи угля к внутреннему ценовому бенчмарку (HBA) с целью увеличения бюджетных поступлений, хотя представители компаний опасаются, что данная инициатива навредит отрасли. При этом в случае отказа экспортеров придерживаться нового правила их лицензии могут быть отозваны. В провинции Джамби на острове Суматра произошло столкновение баржи с мостом, в результате чего власти призвали к перекрытию местных водных транспортных путей, однако данное событие не оказало существенного влияния на рынок.
Ввиду инициативы Трампа по выходу из Парижского соглашения власти Индонезии планируют пересмотреть целесообразность зеленого курса и отказа от угольной генерации.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 110 долл./т. на фоне общего нисходящего тренда. Во многих азиатских странах продолжаются праздники, что оказывает дополнительное давление на спотовый рынок.
Индекс австралийского металлургического угля HCC не изменился и составил 185-186 долл./т. ввиду ограниченной торговой активности. При этом на рынке сохраняется избыточное предложение, что в ближайшие недели может привести к падению цен ниже 180 долл./т. Неблагоприятная конъюнктура подтверждается тем, что конечные потребители перепродают свой материал (не менее 3-4 партий Panamax предлагаются на спотовом рынке).
Тем не менее повышение тарифов в КНР может поддержать спрос на австралийский материал, поскольку китайские импортные пошлины на коксующийся уголь из США увеличатся 10 февраля с текущих 3% до 18% (примерно на 14-21 долл./т.). При этом американский уголь будет составлять конкуренцию австралийскому в других странах АТР (Япония, Малайзия, Южная Корея, Индия), куда он может быть перенаправлен из-за повышения пошлин в Китае.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Индию в 2024 г. незначительно увеличился до 27.0 млн т. (+0.4 млн т. или +1.5% к 2023 г.). При этом общий импорт угля Индией в 2024 г. составил 250.0 млн т. (+1.5 млн т. или +0.6% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Индии в 2024 г. осталась практически на уровне прошлого года и составила 10.8% (10.7% в 2023 г.).
Ожидаемому наращиванию экспорта российского угля в Индию препятствуют серьезные логистические проблемы, а также международные санкции, низкие мировые цены и высокие транспортные расходы, вследствие чего большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста ж/д тарифов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Правительство РФ отложило реализацию проекта расширения угольного терминала ВаниноТрансУголь (ВТУ) в порту Ванино с 2025 г. на 2030 г. из-за ограниченной пропускной способности Восточного полигона. Кроме того, в отличие от прошлого года РЖД отказалось подписывать соглашение о вывозе угля с регионами, за исключением Кузбасса.
Данный проект предполагает увеличение мощности ВТУ с 12 млн т. до 24 млн т. в год. Терминал, принадлежащий компании Колмар и расположенный в бухте Мучке Хабаровского края, был введен в эксплуатацию в сентябре 2020 г.
В 2024 году перевалка терминала упала до 8.0 млн т. угля (-3.6 млн т. или -31% к 2023 г.). ВТУ обеспечивает экспорт материала, поставляемого с угольных предприятий, расположенных в Якутии, включая Колмар, Стройсервис и Эльгауголь.
На европейском рынке угля цены двигались в диапазоне 108-112 долл./т. вслед за высокой волатильностью на рынке газа и электроэнергии. Давление на котировки оказывали такие факторы, как слабый спрос и увеличение возобновляемой генерации. По итогам 2024 г. импорт угля странами Европы упал на 30% до 36.7 млн т. на фоне сокращения потребления и увеличения фокуса на генерацию ВИЭ. Однако в 1 квартале 2025 г. прогнозируется более активное потребление энергетического угля по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, чему способствует более высокая рентабельность угольной генерации. Кроме того, 5 февраля в Германии компания Uniper вновь запустит электростанцию Datteln мощностью 1.1 ГВт после 3-месячного простоя в результате аварии (приведшей к падению потребления на 0.50 млн т.).
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 552.39 долл./1000 м3 (+28.51 долл./1000 м3 к 22.01.2025 г.), что связано с активным потреблением и сокращением запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 55% и напряженной геополитической обстановкой. Запасы угля на терминалах ARA остались практически без изменений на уровне 4.30 млн т. (-0.07 млн т. 22.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепились ниже 100 долл./т. на уровне 97 долл./т. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
Ж/д оператору Transnet по итогам 2024 г. удалось нарастить перевозки угля по ветке North Corridor в адрес терминала RBCT до 51.91 млн т. (+8% к 2023 г.). При этом Transnet планирует увеличить показатель до 55 млн т., а партия Африканский национальный конгресс на прошедшей неделе предложила рассмотреть возможность выделения средств для ж/д оператора, который является стратегически значимой компанией, но не справляется с долговыми обязательствами. Таким образом, ЮАР может оказать Transnet финансовую помощь по аналогии с энергетической компанией Eskom, которой в 2023 г. было выделено 13.6 млрд долл.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подскочили до 106 долл./т. в связи с существенным похолоданием, при этом торговая активность замедлилась в связи с празднованием Китайского Нового года (29 января – 16 февраля). Ожидается, что из-за низких температур некоторые электростанции будут пополнять запасы после праздников. Кроме того, снегопад ограничил транспортные возможности во многих добывающих регионах и привел к приостановке добычи раньше запланированных сроков.
По прогнозам Комитета по энергетике Китая, в 2025 году ожидается рост потребления электроэнергии до 10 400 ТВт (+550 ТВч или +6% к 2024 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 14.52 млн т. (+0.30 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.96 млн т. (+0.64 млн т. к 22.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR оставалась также немного скорректировалась ниже 49 долл./т. по причине ограниченного спроса на спотовом рынке из-за Китайского Нового года и достаточных запасов на складах потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 115 долл./т., возобновив нисходящее движение после отскока неделей ранее.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил падать, опустившись до 185-186 долл./т. в результате увеличения предложения на спотовом рынке и ограниченного спроса. По итогам 2024 г. потребление стали в КНР составило 892 млн т. (-5.4% к 2023 г.). В 2025 г. ожидается, что сокращение продолжится, но замедлится до 1% ввиду увеличения спроса со стороны производителей автомобилей, судов и бытовых приборов, хотя негативный тренд в строительном секторе сохранится.
По предварительным данным, экспорт российского угля в Китай в 2024 г. упал до 94.0 млн т. (-8.0 млн т. или -7.8% к 2023 г.). При этом в 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 545.0 млн т. (+70.0 млн т. или +14.7% к 2023 г.).
Доля России в угольном импорте Китая в 2024 г. сократилась на 4.3% до 17.2%. В прошлом году она составляла 21.5%. Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Австралия и Монголия. По итогам 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился почти на 30 млн т. или на 57%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Возгорание на шахте Алардинская 9 декабря 2024 г., ставшее причиной остановки добычи, было локализовано. Однако шахта, входящая в состав ПАО Распадская, сможет вернуться к производству не раньше, чем через полгода.
В конце прошлого года суд за допущенную аварию остановил все работы на предприятии.
Производственная мощность шахты Алардинская, расположенной на юге Кузбасса, составляет 3 млн т. коксующего угля в год, а объем промышленных запасов - более 420 млн т.
Добыча на шахте Алардинская по итогам 2024 г. составила 1.6 млн т. (+0.4 млн т. или +33% к 2023 г.). Совокупная добыча ПАО Распадская сократилась до 18.0 млн т. (-0.3 млн т. или 1.6% к 2023 г.).
Таким образом, в 2025 г. в результате простоя шахты на рынок не попадет около 1.0 млн т. угля и показатели ПАО Распадская продолжат сокращаться.
Норильский Никель и Белаз 24 января подписали соглашение, в рамках которого планируется создать серийное производство горной техники и обеспечить данным оборудованием рынки России и стран СНГ. Компании разработают горную технику для подземных и наземных работ, а также наладят процессы капремонта и техобслуживания машин и производство и поставку запчастей.
При этом совместная работа по изготовлению новых образцов горной техники уже началась и в рудниках Норильска работают первые тестовые образцы.
Сегодня среднегодовая потребность российских добывающих компаний в горной технике достигает около 300 единиц, тогда как имеющееся производство практически отсутствует и не способно обеспечить комплексные поставки. Даже в производстве дорожно-строительных машин доля российского производства составляет не более 5–10%.
В 2023 году импорт машин для горной добычи из Китая вырос на 45%, и их доля в сегменте составила около 60–70%.
Высокий спрос на карьерную технику сохранится в ближайшие годы, особенно на фоне проблем с эксплуатацией китайской карьерной техники в северных регионах и высокой стоимостью ремонта.
На европейском рынке угля цены укрепились до 110-112 долл./т. Поддержку котировкам оказали такие факторы, как рост цен на газ и электроэнергию, а также сокращение возобновляемой генерации. За прошедшую неделю доля ископаемых источников энергии в энергобалансе Германии увеличилась с 40% до 60%, и угольная генерация стала рентабельнее газовой. Колебания цен на рынке угля также вызваны общей волатильностью на рынках энергоносителей.
Газовые котировки на хабе TTF составили 523.88 долл./1000 м3 (+24.51 долл./1000 м3 к 15.01.2025 г.), что связано с активным потреблением и сокращением запасов газа в подземных хранилищах ЕС до 60%, а также планами стран блока по введению санкций против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 4.37 млн т. (+0.06 млн т. 15.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 отскочил от 10-месячного минимума, но остались ниже уровня 100 долл./т. Среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали до 94 долл./т. на фоне увеличения складских запасов и сокращения спроса в преддверии Китайского Нового года. Многие угольные компании значительно понизили цены, несмотря на ожидающееся резкое похолодание 24-27 января.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли до 14.22 млн т. (+0.46 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.32 млн т. (+0.07 млн т. к 15.01.2025 г.). Потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократилось с 835 тыс. т. до 779 тыс. т./сутки (-56 тыс. т. или -6.7% к 15.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 89 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR оставалась ниже 49 долл./т. из-за ограниченного спроса на спотовом рынке в преддверии Китайского Нового года и достаточных запасов на складах в Индии и Китае. При этом больший интерес со стороны покупателей по-прежнему наблюдается к низкокалорийному материалу.
Правительство Индонезии решило с 1 марта 2025 г. на протяжении года удерживать в местной финансовой системе 100% долларовой выручки экспортеров полезных ископаемых, что может привести к росту себестоимости добычи и сокращению объемов производства, поскольку ограничит денежный поток компаний. Данная инициатива станет результатом пересмотра текущих требований, предусматривающих удержание 30% выручки экспортеров на 3-х месячный период.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 115-117 долл./т. в связи с частичным закрытием коротких позиций и ростом европейских индексов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 190 долл./т. в результате увеличения предложения на спотовом рынке и ограниченного спроса. Давление также оказывают квоты Индии на импорт для защиты внутренних производителей, а также наличие более доступной альтернативы в виде угля из других стран, включая США, которые нарастили экспорт металлургического материала на прошедшей неделе на 40% до 0.9 млн т. Кроме того, покупатели не торопились со сделками в ожидании определенности с тарифной политикой США после прихода новой администрации.
РЖД и Кемеровская область (Кузбасс) заключили соглашение о вывозе угля на экспорт в восточном направлении на 2025 г. в объеме 54.1 млн т. угля, то есть без изменений к 2024 г. Хотя со второго квартала 2025 г. предполагается полный переход на использование инновационных вагонов с повышенной грузоподъемностью.
Несмотря на то, что подобные соглашения между регионом и РЖД заключаются каждый год, они не выполняются на 100%. Так, при согласованном плане в 54.1 млн т. на 2024 г. фактический объем вывоза составил 53.4 млн т. (98.7%). Прирост российского угольного экспорта через Дальний Восток достигается за счет других регионов, прежде всего Якутии.
Таким образом, несмотря на постепенное увеличение провозной способности Восточного полигона, увеличения экспорта угля не происходит, что обусловлено понижением его приоритетности в связи со стремлением РЖД вывозить более маржинальные грузы. Кроме того, РЖД отказались от согласования гарантированного вывоза угля из других регионов, что приведет к дальнейшему сокращению экспорта российского материала.
Дополнительными негативными факторами остаются высокие транспортные тарифы, антироссийские санкции и падение котировок угля на международном рынке.
В 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. почти в два раза превысил снижение добычи в прошлом году.
Экспорт из Кузбасса в 2024 г. упал до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
На европейском рынке угля цены укрепились выше 110 долл./т. на росте газовых индексов. Волатильность угольных котировок увеличилась вслед за колебаниями на рынке газа и нефти на фоне новых санкций против энергетического сектора России. При этом в Германии доля ВИЭ в структуре энергобаланса выросла до 81% против 63% неделей ранее. Тем не менее, в 1 квартале 2025 г. в Германии прогнозируется небольшое увеличение потребление угля из-за дороговизны газа.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 499.37 долл./1000 м3 (+19.95 долл./1000 м3 к 08.01.2025 г.). Запасы газа в подземных хранилищах (ПХГ) ЕС опустились до 64%. Поставки российского трубопроводного газа в Европу продолжают осуществляться через Турецкий поток, транзит через Украину с начала года был остановлен. Запасов в ПХГ на фоне высоких темпов отбора, по некоторым оценкам, осталось на 70 дней. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 4.31 млн т. (-0.05 млн т. 08.01.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до уровня 95-97 долл./т., опустившись ниже отметки 100 долл./т. впервые за 10 месяцев на фоне стабильного предложения. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей и падения цен на губчатое железо.
По итогам ноября 2024 г. экспорт угля из ЮАР через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) достиг двухлетнего максимума, составив 6.81 млн т. (+15% к ноябрю 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с ж/д транспортировкой на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оставались на уровне прошлой недели в 107 долл./т. из-за сокращения спроса в преддверии Китайского нового года, поскольку многие конечные потребители достигли целей по складским запасам. Кроме того, промышленное производство замедляется, а государственные угольные компании будут иметь лишь непродолжительный перерыв в добыче во время праздников. Также в КНР прогнозируется потепление, что также будет способствовать сокращению потребления угля и сохранению складских запасов на высоком уровне.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились до 13.76 млн т. (+0.12 млн т.), запасы в 9 крупнейших портах составили 25.32 млн т. (-0.18 млн т. к 08.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался до 90 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 49 долл./т. из-за недостаточного спроса на спотовом рынке на 1 квартал 2025 г., что вызывает опасения у индонезийских экспортеров, учитывая их планы по увеличению добычи. При этом продолжающиеся ливни на Суматре и в Калимантане продолжают негативно сказывать на отгрузках. Тем не менее отдельные поставщики отмечают больший интерес к низкокалорийному материалу со стороны некоторых потребителей в Индии и Юго-Восточной Азии.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал до 110 долл./т. Тренд на снижение котировок австралийского материала продолжается по причине слабого спроса и высокой конкуренции со стороны других стран-экспортеров, в результате чего спотовые цены на высококалорийный уголь достигли минимума за последние 3.5 года.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижаться, опустившись до 192 долл./т. ввиду невысокой активности на рынке. Давление также оказывает неопределенность в связи с возможным введением Индией протекционистских мер в виде квот на импорт кокса для защиты внутренних производителей. В КНР ожидается дальнейшее снижение внутренних цен на коксующийся уголь и кокс из-за негативных фундаментальных факторов в сталелитейной отрасли.
Участники рынка отмечают, что многие крупные покупатели PCI в юго-восточной части Китая обеспечены запасами в достаточной мере, в связи с чем некоторые российские поставщики рассматривают возможность перенаправить спотовые поставки в Индию.
На прошедшей неделе США внесли в санкционный список еще несколько крупных российских угольных компаний: Кузбассразрезуголь (КРУ) и Русский уголь. С учетом прошлогодних рестрикций против ряда юрлиц, включая СУЭК, Эльгауголь, Сибантрацит и Мечел, под санкции попали почти все крупные российские угольные компании.
Объемы ж/д перевозок угля на экспорт из России по итогам 2024 г. упали до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.). В 2024 г. году санкции США охватили более 50% экспортного объема, что привело к активному снижению отгрузок российских угля. С учетом новых санкций, под ограничение попадает почти 80% российского экспорта, в результате чего произойдет еще большее сокращение поставок в 2025 г.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.).
Китайская компания намерена выкупить 100% обанкротившегося добывающего предприятия Шахта Инская.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам 2024 г. упала до 198.6 млн т. (-15.2 млн т. или -7.1% к 2023 г.). Объемы ж/д перевозок российского угля на экспорт в 2024 г. сократились до 178.1 млн т. (-18.0 млн т. или -9.2% к 2023 г.).
На европейском рынке цены с начала года опустились ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как ограниченный спрос, снижение цен на газ и электроэнергию, а также увеличение запасов на складах ARA.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 479.42 долл./1000 м3 (-46.66 долл./1000 м3 к 02.01.2025 г.). При этом поставки газа в Европу со стороны Норвегии замедлились, а хранилища в странах ЕС заполнены на 70%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились за две недели до 4.36 млн т. (+0.15 млн т. или +4% к 25.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 100 долл./т. на фоне нисходящего движения на европейском рынке. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей. Кроме того, запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) находятся на комфортном уровне и превышают 4 млн т.
Добывающие компании в ЮАР и Мозамбике ожидают, что на их экспортных операциях негативно отразятся протесты в преддверии инаугурации нового президента Мозамбика, которая состоится 15 января 2025 г. Лидером протестов будет выступать проигравший выборы оппозиционер.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet опубликовал документ (Network Statement) в рамках инфраструктурной реформы и допуска к сети сторонних операторов. Кроме того, была представлена дифференцированная тарифная политика. Доступ к North Corridor, ведущему к терминалу RBCT, ожидается в апреле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 107 долл./т. на снижении предложения из-за сокращения добычи на небольших шахтах в преддверии Китайского нового года, что обусловлено усилением мер безопасности. Некоторые конечные потребители в северных регионах накапливают запасы в связи с предстоящими праздниками. Компания Shenhua повысила цены для сторонних поставщиков с целью стимулирования отгрузок.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились незначительно до 13.76 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 25.50 млн т. (+0.37 млн т. к 02.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался вниз до 91 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49 долл./т. по причине невысокого спроса в связи с рыночной неопределенностью в краткосрочной перспективе. При этом спрос на низкокалорийный материал выше, поскольку, по некоторым оценкам, он выгоднее трейдерам с финансовой точки зрения, чем средне- или высококалорийный уголь.
Проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжил нисходящий тренд ниже 117 долл./т., что связано с низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей, а также увеличением конкуренции со стороны Колумбии, Монголии и других стран-экспортеров.
Индекс австралийского металлургического угля HCC составил 196 долл./т., снизившись ввиду невысокой активности на рынке и увеличения предложения. При этом рост спроса со стороны Индии оказался ниже ожиданий. Некоторые производители стали рассматривают возможности перепродажи угля. В КНР цены на кокс были вновь понижены, что продолжает оказывать давление на рынок.
Некоторые азиатские потребители в Юго-Восточной Азии также рассматривают покупку угля из США на условиях CFR с целью избежания волатильности на рынке FOB.
В 2024 г. впервые за много лет российские угольные компании столкнулись с полномасштабным кризисом. В результате совокупности факторов отрасль оказалась в крайне сложном положении, выход из которого пока не просматривается.
Цены на уголь на мировом рынке существенно снизились несмотря на то, что спрос на уголь в мире в 2024 г. продолжил расти и по оценкам МЭА обновит исторический максимум на уровне
7.25 млрд т. При этом введенное после начала СВО на Украине в 2022 г. эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз привел к переориентации поставок на Азию, а железнодорожные тарифы продолжили увеличиваться.
Влияние негативных факторов в 2024 г. усилилось. На дисконты к международным бенчмаркам наложился резкий рост затрат ж/д перевозки, включая отмену скидок, а также рост тарифов на перевалку на терминале ОТЭКО в Тамани, который привел к обвалу экспорта через него зимой и весной 2024 г.
Кроме того, в 2024 г. добавились привязанные к курсу доллара экспортные пошлины и импортные пошлины Китая, который стал одним из основных рынков сбыта для российских угольщиков. В течение года США внесли целый ряд угольных компаний РФ в санкционный список (SDN), предполагающий наиболее жесткие блокирующие санкции, что усложнило международные расчеты и выход на международные рынки.
В 2024 г. усугубились традиционные проблемы с пропускной способностью сети РЖД. Работу железных дорог замедляла нехватка локомотивных бригад наряду с инфраструктурными ограничениями на БАМе и Транссибе на фоне продолжающейся переориентации грузовой базы в восточном направлении. При этом РЖД также не справлялась с грузопотоком в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы обусловили падение экспорта угля и крайне негативно сказались на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а сальдированный убыток по итогам января-октября 2024 г. составил 84.8 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 г., в разгар пандемии коронавируса.
В отдельные периоды 2024 г. компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции.
При этом государство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены действия экспортных пошлин, что нивелируется ростом тарифов РЖД на 2025 г. на 13.8%. Кроме того, в 2025 г. РЖД обеспечит вывоз 54.1 млн т. угля из Кузбасса, однако из других угольных регионов сырье будет вывозиться на общих условиях.
Сход 39 полувагонов с углем произошел 6 января 2025 г. в Хабаровском крае на частной Тихоокеанской железной дороге, соединяющей Эльгинское каменноугольное месторождение и порт Эльга. Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются, пострадавших нет.
Дорога протяженностью 530 км (полная длина со всеми разъездами – 626 км), построенная компанией Эльгауголь, была запущена в ноябре 2024 г. с целью вывоза угля с месторождения, расположенного в Якутии. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги в 2025 г. должна составить 30 млн т. в год., а после завершения второго этапа в 1 квартале 2027 г. – до 50 млн т.
Добыча Эльгауголь по итогам 2024 г., по предварительным данным, составила 28.1 млн т. (+6.8 млн т. к 2023 г.). Однако компания добывает труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке цены скорректировались выше 111 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку котировкам оказал рост цен на газ и электроэнергию. Кроме того, поставки колумбийского энергетического угля за неделю сократились на 38%, в том числе в адрес стран ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 494.23 долл./1000 м3 (+50.24 долл./1000 м3 к 18.12.2024 г.). В конце года истекает договор о транзите российского газа через Украину. На данный момент власти Украины и России не планируют его продлевать. Опасения у участников рынка также вызвали угрозы Катара, одного из крупнейших экспортеров СПГ, прекратить поставки в Европу из-за нового европейского законодательства, предусматривающего наказание за несоблюдение требований по сокращению выбросов углерода. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
4.21 млн. т. (+0.46 млн. т. или +12% к 18.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 105-106 долл./т. на фоне отскока на европейском рынке. Однако среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 107 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом в промышленном секторе и температурой выше нормы. Высокое предложение и пессимистичные прогнозы в отношении потребления также негативно сказываются на рыночных настроениях. В связи с этим добывающие компании понижали цены на 1.4-4.2 долл./т., чтобы простимулировать продажи.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн. т. до
13.91 млн. т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.18 млн. т.
(-0.47 млн. т. к 18.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживался ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50 долл./т. на фоне низкой торговой активности на спотовом рынке в преддверии рождественских праздников. Давление на рынок также оказывает нисходящий тренд в Китае.
При этом проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился ниже 123 долл./т. Нисходящий тренд в котировках австралийского материала продолжился по причине низкого спроса со стороны ключевых стран-потребителей.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 195 долл./т. FOB Australia. В КНР, где также наблюдается падение котировок, спрос остается слабым, в связи с чем китайские производители кокса вновь планируют понижать цены на свою продукцию. Покупатели предпочитаются придерживаться выжидательной позиции ввиду продолжающегося нисходящего тренда.
Кроме того, согласно обновленным данным, вероятность формирования явления Ла-Нинья снизилась, в связи с чем риск нарушения поставок из Австралии уменьшился. Власти Австралии пересмотрели прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2024/2025 г. (заканчивается 30 июня) в сторону увеличения на 2 млн. т. до 163 млн. т.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что добыча энергетического и металлургического угля в России и его экспорт продолжат снижаться в 2025–2027 гг. Согласно прогнозу, негативный тренд будет продолжаться, пока не улучшится конъюнктура рынка и не заработают меры господдержки.
По оценке МЭА, добыча угля в России в 2024 г. снизится на 3% к уровню прошлого года и составит 427 млн. т. При этом прогноз не принимает во внимание то, что добыча в Кузбассе, основном угольном регионе страны, где добывается высококачественный уголь, существенно падает, а рост добычи происходит главным образом за счет непремиальных марок. Добыча к Кузбассе по итогам 2024 г. упадет до 196 млн. т. (-18.2 млн. т. или -8.4% к 2023 г.), а экспорт до 100 млн. т. (-13.8 млн. т. или -12.1% к 2023 г.).
МЭА также ожидает, что совокупный экспорт российского угля сократится на 6% до 199 млн. т. Однако, по предварительным данным, данный показатель упадет на 8.1% и составит 196 млн. т. (-16.0 млн. т. или -7.5% к 2023 г.).
В 2025 г., как ожидает МЭА, добыча снизится на 3% до 416 млн. т., а экспорт – на 7% до 185 млн. т. По итогам 2026 г. добыча оценивается на уровне 416 млн. т., экспорт – 180 млн. т. В 2027 г. добыча ожидается на уровне 412 млн. т. (энергетического угля – 305 млн. т., металлургического – 106 млн. т.), экспорт – 178 млн. т. Падение добычи за 3 года по сравнению с 2024 годом составит 3.5%, экспорта – 10.6%.
Таким образом, поставки на экспорт высококачественного российского угля, включая PCI, продолжат сокращаться в ближайшие годы.
Негативный прогноз обусловлен сложностями с экспортом угля в связи с антироссийскими санкциями, а также высокими транспортными издержками, проблемами с логистикой и низкой рентабельностью поставок за рубеж из-за дисконтов к рыночным бенчмаркам.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-октября 2024 г. подскочили в 4.4 раза до 216.9 млрд. рублей, превысив прибыль, которая составила
132.1 млрд. рублей (-70.3% к январю-октябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 84.8 млрд. руб. против прибыли более 316 млрд. руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.4% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд. руб. (-426 млрд. руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-ноября 2024 г. упала до
180.7 млн. т. (-14.8 млн. т. или -7.6% к январю-ноябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 179.9 млн. т.
(-15.8 млн. т. или -8.1% к январю-ноябрю 2023 г.).