На Камчатке ближайшие два года не будут добывать платину. Это связано с консервацией месторождений на ручье Ледяном и на реке Левтыринваям, работы планируется возобновить лишь в 2025 году.
Как сообщает региональное правительство, добычей платины на полуострове с 2010 года занимается АО «Корякгеолдобыча», ему принадлежит лицензия, выданная до конца 2035 год на Ледяном и до 2037 года - на геологическое изучение месторождения Левтыринываям.
Ранее АО «Корякгеолдобыча» вело добычные работы один раз в два года. По итогам 2021 года добыча платины составила 86,3 килограммов, в прошлом году добыча не велась.
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе цены поднялись выше 130 долл./т. Поддержку котировкам продолжают оказывать сокращение запасов на складах, а также высокие цены на газ, которые вновь укрепились на фоне возможного возобновления забастовки рабочих нефтегазовой компании Chevron в Австралии после того, как профсоюзы отказались принять окончательную версию проекта соглашения, полученную от представителей компании.
Цены на газ на хабе TTF выросли до 428 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 20.09.2023 г.), несмотря на увеличение поставок норвежского газа.
Совокупные запасы на складах ARA сократились до 7 млн т. (-0.1 млн т. или -1.4% к 20.09.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживается выше 130 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны Индии и Китая, а также ожидаемого снижения экспорта из ЮАР в сентябре.
Компания Glencore планирует сократить около 214 горняков на разрезе iMpunzi (мощностью 6.7 млн т. энергетического угля в год) в провинции Мпумаланга, аргументируя свое решение проблемами ж/д инфраструктуры и волатильностью цен.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 2 долл./т. до 137 долл./т. Повышение цен продолжилось в связи с сокращением добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей из-за проверок безопасности и нового несчастного случая, техническим обслуживанием на ж/д линии Daqin в октябре, а также пополнением запасов в преддверии празднования Дня образования КНР (с 29 сентября по 6 октября).
24 сентября в результате пожара на угольной шахте в Юго-Западном Китае в провинции Гуйчжоу погибли 16 человек. В связи с этим ожидаются дополнительные проверки и снижение добычи во избежание новых несчастных случаев.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился на 1 долл./т. до 92 долл./т. за счет высокого спроса со стороны Китая и Индии. Кроме того, ситуация с ограниченным предложением усугубилась 22 сентября в результате нарушения процесса погрузки угля в связи с техническим сбоем информационной системы, который может вынудить некоторых поставщиков объявить форс-мажор.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 160 долл./т. по причине снизившейся активности и широкого спреда между ценами спроса и предложения. В ходе конференции Coaltrans Asia участники рынка отметили, что ожидают сохранения импорта австралийского энергетического угля китайскими потребителями на уровне не менее 5 млн т. в месяц до конца 2023 г.
Приближаются переговоры между Glencore и японской Tohoku Electric по контракту на период с 1 октября 2023 г. по 30 сентября 2024 г. По оценкам участников рынка, покупатель рассчитывает на цены ниже
160 долл./т. FOB Newcastle 6322 GAR, тогда как предложение Glencore находится на уровне 200 долл./т. Если стороны не договорятся, они могут временно воспользоваться индексами или спотовыми котировками. Японская компания находится в более выгодном положении, поскольку имеет достаточные запасы, что резко контрастирует с прошлогодней ситуацией на рынке.
Ограниченное предложение и устойчивый спрос со стороны потребителей в Азии и Индии продолжают подталкивать цены на австралийский металлургический уголь HCC выше 330 долл./т. Китайская компания Guizhou Panjiang Refined Coal, где произошел несчастный случай с возгоранием и гибелью рабочих на шахте мощностью 3.1 млн т. металлургического угля, начала проверки безопасности, что ухудшит ситуацию с предложением материала в юго-западном регионе КНР. Укреплению австралийских котировок угля PCI до 200 долл./т. также способствовали опасения по поводу предложения из России, где власти объявили о введении экспортной пошлины.
С 01 октября 2023 г. вводятся пошлины на экспорт российского угля
Министерство финансов и Минэкономики вводят с 1 октября и до конца 2024 года экспортные пошлины на уголь, а также почти на все виды товаров, кроме нефти, нефтепродуктов, газа, лесоматериалов, лома, зерна и продукции машиностроения.
Размер пошлины будет зависеть от курса доллара:
• ниже 80 руб. – 0%,
• 80–85 руб. - 4%,
• 85–90 руб. – 4.5%,
• 90–95 руб.— 5.5%,
• выше 95 руб.— 7%.
Сильнее всего от пошлины пострадают угольщики, металлурги и производители удобрений. Неожиданное введение пошлины создает финансовую непредсказуемость для инвесторов. Увеличение фискальной нагрузки может негативно отразиться на инвестпрограммах компаний.
Правительство России несколько раз за последние годы увеличивало налоговую составляющую для угольной отрасли. С начала 2022 г. НДПИ на коксующийся уголь привязан к мировым котировкам: ставка установлена на уровне 1.5% от средней цены на уголь в соответствии с индексом SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal, тогда как раньше применялась фиксированная ставка в 57 руб./т. В тоже время обсуждалось введение экспортной пошлины на уголь, в т.ч. энергетический, при превышении его цены в 150 долл./т. в порту отгрузки, но вместо этого в 2023 г. был временно увеличен НДПИ для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т. или 5.5 долл./т. (с 1 января до 31 марта).
В текущих условиях беспрецедентных международных санкций, когда российским поставщикам угля приходится переориентировать грузовые потоки и искать новые экспортные маршруты, большинство поставок в страны Азии через северо-западные и южные порты России находятся на грани рентабельности или приносит убыток. Введение экспортных пошлин делает поставках в данных направлениях убыточными, а также создает аналогичные риски для экспорта через дальневосточные терминалы, особенно для грузоотправителей, не имеющих собственных портовых мощностей.
При этом издержки и себестоимость постоянно увеличиваются. РЖД планирует проиндексировать ежегодно растущие грузовые ж/д тарифы в 2024 году на 10.75%. Из-за недавнего повышения ставок ЦБ угольщики могут столкнуться с трудностями по обслуживанию долга. На фоне мировых санкций международные судовладельцы и страховые компании периодически повышают ставки фрахта и премии за страхование морских грузов. Кроме того, российские поставщики испытывают проблемы с банковскими транзакциями при осуществлении экспортных операций, которые связаны с большими сложностями в части поступления денежных средств от иностранных контрагентов на счета поставщиков в российских банках. В то же время вводимая экспортная пошлина должна быть оплачена до начала отгрузки с добывающих предприятий.
При сентябрьских ценах FOB на энергетический уголь в российских портах на Балтике, юге и Дальнем Востоке на уровне 80-120 долл./т. пошлина, при текущем курсе рубля (97 руб./долл.), составит 7% или 6-9 долл./т.
Введение пошлины является негативным фактором для экспорта и добычи российского угля, объемы которых могут существенно сократиться, особенно в случае снижения мировых цен.
Тарифы РЖД вырастут более чем на 10% в 2024 году
РЖД планирует в 2024 г. проиндексировать железнодорожные тарифы на 10.75%. В данную цифру входят: базовая индексация 7.6%, а также 2% на капремонт инфраструктуры и 1% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.
Ожидается, что в 2024 г. индексация в 10,75% даст РЖД порядка 200 млрд руб. дополнительных средств. При этом инвестпрограмма в 2024 г. оценивается в 1.3 трлн. руб., из которых 9.6 млрд руб. будут направлены на проектно-изыскательские работы по третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба.
Участники рынка уже высказывали опасения по поводу дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы как обеспечение транспортной безопасности должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%).
В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля. В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
В 2025 г. базовая индексация тарифов на железнодорожную перевозку грузов планируется на уровне 5.2% плюс 2% надбавки на обеспечение транспортной безопасности.
Поставки российского угля выросли на 5.0% в январе-августе 2023 года
В январе-августе 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 264.4 млн т. (+12.7 млн т. или +5.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 8 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 117.9 млн т. (+4.0 млн т. или +3.5% к 8 месяцам 2022 г.), из которых:
• 61.5 млн т. (+6.0 млн т. или +10.8%) направлено на электростанции;
• 26.8 млн т. (+3.8 млн т. или +16.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 29.6 млн т. (-5.8 млн т. или -16.4%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-августе 2023 г. составили 146.5 млн т.
(+8.7 млн т. или +6.3% к январю-августу 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-августе 2023 г. выросла до 286.4 млн т. (+2.8 млн т. или +1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
На прошедшей неделе цены на европейском рынке энергетического угля продолжили расти выше 127 долл./т. Поддержку котировкам оказало сокращение складских запасов, а также высокие цены на газ, вызванные забастовкой австралийских рабочих на предприятиях Chevron по производству СПГ в Австралии.
Тем не менее, к концу недели стало известно, что рабочие Chevron близки к завершению протестов, поскольку профсоюзам удалось урегулировать трудовой спор с представителями компании, которые в настоящее время работают над окончательной версией проекта соглашения. Таким образом, на следующей неделе возможна некоторая коррекция цен, учитывая, что забастовка была одним из поддерживающих факторов на рынке энергоносителей в сентябре этого года.
После отмечавшегося роста цены на газ на хабе TTF скорректировались до 413 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 13.09.2023 г.) на фоне увеличения поставок норвежского газа.
Совокупные запасы на складах ARA сократились на 1% до 7.1 млн т. (-0.1 млн т. к 13.09.2023 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 130 долл./т. в связи с укреплением энергетического рынка ЕС и увеличения спроса в Индии, где 5-7 октября планируется забастовка рабочих компании Coal India. Также поддержку оказывает ожидаемое сокращение экспорта из ЮАР в сентябре.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao взлетели до 135 долл./т. Продолжению повышательного тренда способствовало сокращение добычи в нескольких провинциях в результате временного закрытия мощностей после несчастного случая, а также опасения по поводу уменьшения предложения на спотовом рынке в результате технического обслуживания на ж/д линии Daqin в октябре и ужесточения проверок безопасности в добывающих регионах. Также наблюдается рост спроса со стороны участников рынка, стремящихся пополнить запасы в преддверии проведения Азиатских Игр 23 сентября и празднования Дня образования КНР в октябре.
Национальная комиссия по развитию и реформам КНР (NDRC) 19 сентября провела срочное заседание с энергетическими и горнодобывающими компаниями для оценки ситуации на рынке. Недавние проверки безопасности привели к сокращению предложения, в результате чего запасы шанхайских электростанций упали на 20%, тогда как спрос на электроэнергию со стороны промышленного сектора увеличивается. Представители электростанций также отметили то, что за последние месяцы качество угля ухудшилось. Однако NDRC пока не торопится с принятием каких-либо мер.
Провинция Shaanxi сообщила о полной приостановке добычи на 22 шахтах/разрезах совокупной мощностью 23.3 млн т. в год после несчастного случая с летальным исходом, произошедшего
18 сентября. Власти провинции Inner Mongolia, где уже остановлено 30 предприятий, заявило о планах провести с 25 сентября проверку безопасности на 80 разрезах.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR вырос до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 13.09.2023 г.), что связано с ограниченным предложением, а также высоким спросом со стороны Китая и Индии. При этом некоторые поставщики придерживают запасы в ожидании дальнейшего роста котировок. Власти Индонезии затягивают с согласованием планов по добыче, пересмотренных несколькими производителя в сторону увеличения, что порождает опасения по поводу сокращения предложения, поскольку в случае несогласования до конца сентября, данным компаниям в ближайшие месяцы придется снизить добычу.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится выше уровня 160 долл./т. на фоне высокого спроса со стороны Индии, Китая, Южной Кореи и других стран АТР.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжили рост выше 320 долл./т., благодаря ограниченному предложению и устойчивому спросу со стороны потребителей в Азии и Индии.
Австралийский регулятор приостановил транспортные работы на разрезе Peak Downs, где компания BHP осуществляет добычу металлургического угля, с целью расследования случая потери управления несколькими самосвалами.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.8% в январе-августе 2023 года
В январе-августе 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 142.7 млн т. угля (-1.2 млн т. или -0.8% к январю-августу 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 44.3 млн т. (+1.6 млн т. или +3.7%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 98.4 млн т. (-2.8 млн т. или -2.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 96.0 млн т. (-0.4 млн т. или -0.4%), производство подземным способом составило 46.7 млн т. (-0.8 млн т. или -1.7%).
В январе-августе 2023 г. потребителям было поставлено 116.2 млн т. угля (-1.8 млн т. или -1.5% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 77.1 млн т. (-1.8 млн т. или 2.3%), российским металлургическим компаниям 22.0 млн т. (+0.8 млн т. или +3.8%), местным угольным электростанциям 11.3 млн т. (-0.1 млн т. или -0.9%).
По состоянию на 1 сентября 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.6 млн т. (+2.2 млн т. или +12.0% к 1 сентября 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
ЭЛСИ приобрела два угольных разреза в Кузбассе с запасами 490 млн т.
Компания ЭЛСИ приобрела в Кузбассе Разрез Кузнецкий Южный и Разрез Малиновский, совокупные запасы которых оцениваются в 490 млн т. угля марки Т. Работы по добыче на приобретенных активах планируется начать в ноябре 2023 г.
Приобретенные участки граничат с другими разрезами ЭЛСИ в южной части Кузбасса (Разрез Кийзасский и Разрез Верхнетешский).
В августе 2022 г. угольные активы компании Эльгауголь и Сибантрацит были объединены под названием УК Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ).
По итогам января-августа 2023 г. добыча ЭЛСИ увеличилась до 30.99 млн т. (+1.26 млн т. или +4.2% к январю-августу 2022 г.).
На европейском рынке на прошедшей неделе наблюдалось укрепление котировок энергетического угля выше 125 долл./т. Поддержку котировкам оказало увеличение потребления угля и резкое подорожание газа на фоне начавшейся забастовки австралийских рабочих компании, поставляющей СПГ.
Цены на газ на хабе TTF подскочили на 22% до 421 долл./1000 м3 (+78 долл./1000 м3 к 06.09.2023 г.), что обусловлено началом забастовки рабочих компании Chevron в Австралии с возможной полной остановкой работы и ограниченным предложением газа из Норвегии в связи с техобслуживанием на нескольких месторождениях и ремонтом ряда объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 122 долл./т. Бумажные контракты также показали позитивную динамику. Котировки южноафриканского материала подросли на фоне укрепления энергетического рынка в ЕС, увеличения спроса в Индии и опасений по поводу сокращения поставок из ЮАР.
В сентябре ожидается падение объемов поставок южноафриканского угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) до 4.0 млнт. (-0.17 млнт. к августу 2023 г.), что обусловлено ухудшением ситуации с безопасностью на железной дороге и низкими запасами на складах, которые составили 2.08 млнт. (-1.50 млнт. к 13.07.2023 г.).
Ж/д оператор Transnet сократил погрузки в адрес RBCT за последние несколько недель в связи с тем, что случаи вандализма на ветке North Corridor участились после увольнения большого количества сотрудников в результате изменения подхода к организации безопасности ж/д инфраструктуры и привлечения частных охранных организаций. На ветках North-East и Central Corridor также наблюдались случаи вандализма. Однако Transnet прогнозирует, что через три месяца ситуация стабилизируется, когда новый системный подход и технологии будут окончательно внедрены и подрядчики адаптируются.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились более чем на 1 долл./т. до 123 долл./т. Укреплению котировок способствовало сокращение запасов в портах, ужесточение проверок безопасности в добывающих регионах, увеличение потребления электростанциями и спроса со стороны других участников рынка, стремящихся пополнить запасы в преддверии празднования Дня образования КНР и проведения Азиатских Игр.
Запасы в 9 крупнейших портах страны снизились до 20.91 млнт. (-0.37 млнт. к 06.09.2023 г.).
Котировки индонезийского материала подросли до 88 долл./т. Поддержку ценам оказывает спрос со стороны Индии и Пакистана, а также опасения в отношении поставок в связи с инцидентом на шахте, произошедшем в конце августа в Восточном Калимантане. Кроме того, поставщики высококалорийного угля не стремятся снижать цены, ссылаясь на увеличившуюся себестоимость.
Индекс NEWC австралийского высококалорийного материала 6000 ккал/кг укрепился до 161 долл./т.
Поддержку индексу оказывает спрос со стороны стран АТР и Индии, где запасы на электростанциях на прошедшей неделе сократились на 7-10% в связи с увеличением потребления и нехваткой вагонов для транспортировки угля.
Дополнительным стимулом для покупателей выступает начавшаяся забастовка работников компании Chevron, осуществляющей поставки СПГ из Австралии.
Кроме того, увеличившийся спрос наблюдается со стороны Южной Кореи, поскольку власти страны запретили государственным энергетическим компаниям закупать российский уголь на спотовом рынке.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC резко подскочили выше 314 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны потребителей в Азии и Индии, где наблюдается рост производства стали. Поддержку также оказывает ограниченное предложение австралийского материала. По итогам июля отгрузки металлургического угля из Австралии упали на 21% до 11.87 млнт. (-3.10 млнт. к июню 2023 г.).
Власти рассматривают строительство БАМ-2
На Восточном экономическом форуме заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин заявил о необходимости строительства БАМа-2. Вторая линия позволит сделать магистраль полностью двухпутной и увеличить ее пропускную способность.
Сейчас на пути в Азию много узких участков дороги, на которых замедляется движение. На многих участках БАМа только один путь, поэтому поезда не могут одновременно двигаться в противоположных направлениях. Еще одна проблема заключается в том, что, несмотря на важность магистрали, она не полностью электрифицирована (подробнее смотрите на приведённой ниже карте).
В 2022 г. отгрузки угля в восточном направлении через БАМ и Транссиб составили 102.3 млнт.
Действующий губернатор Кузбасса победил на выборах
Действующий губернатор Кузбасса Сергей Цивилев по итогам одержал уверенную победу на досрочных выборах, проходивших с 8 по 10 сентября 2023 г. Он набрал 85% голосов и за него проголосовали более 1 млнизбирателей.
Второе место заняла представитель КПРФ (Екатерина Грунтовая), которая набрала 5,7%, а третьем место – представитель ЛДПР (Станислав Карпов) с 4.6% голосов.
13 сентября Сергей Цивилев, возглавлявший Кемеровскую область с 2018 г., официально вступил в должность.
Кузбасс остается лидером по добыче угля в России. По итогам 8 месяцев 2023 г. совокупный показатель добычи в регионе достиг 141.5 млнт. (-1.6 млнт. или -1.1% к январю-августу 2022 г.), что составляет 50% всей добычи в стране. Доля Кузбасса в российском угольном экспорте за аналогичный период составила 54.5% или 79.9 млнт. из 146.5 млнт.
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на уголь упали ниже 118 долл./т. Волатильность угольных котировок в значительной степени отражала колебания контрактов на газ на хабе TTF.
Рынок по-прежнему находится в ожидании забастовки работников газовых платформ компании Chevron в Австралии, начало которой было отложено до пятницы, что стало поводом надеяться, что стороны смогут договориться в последний момент. Если соглашение не будет достигнуто, то в период с 8 по 13 сентября забастовки будут составлять по 7-11 часов в день, а с 14 сентября планируется полная остановка заводов на 2 недели. При этом эксперты не верят в реализацию самого негативного сценария и считают, что воздействие на рынок будет ограниченным.
Запасы угля на терминалах ARA за неделю выросли на 2% до чуть более 7.0 млн т. (для сравнения, в прошлом году в это же время запасы составляли 8.20 млн т.). Росту способствовал сравнительно невысокий спрос на топливо из-за благоприятной погоды и достаточные объемы генерации ВИЭ.
По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), на 6 сентября подземные хранилища газа в Европе были в среднем заполнены на 93,5% (закачано 100,5 млрд м3 из доступных 107,7 млрд м3). По словам участников рынка, компании стараются подойти к зимнему периоду с максимально возможными запасами, так как хотят избежать повторения прошлогодней ситуации с экстремально высокими ценами на газ.
Индекс южноафриканского угля 6000 ккал/кг укрепился выше 116.00 долл./т.
Бумажные контракты показали негативную динамику аналогично европейским аналогам. Индийские производители губчатого железа проявляют интерес к среднекалорийному материалу 5500 ккал/кг с погрузкой в конце сентября-начале октября.
На внутреннем рынке Китая цены спот на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao подскочили на 6 долл./т. до 121 долл./т. Росту способствовал спрос со стороны неэнергетических производств (химические и цементные заводы), а также опасения участников рынка по поводу предложения угля на фоне нового витка проверок безопасности на шахтах. Кроме того, энергетическим компаниям было отдано распоряжение нарастить запасы в преддверии Азиатских Игр (спортивные соревнования среди атлетов Азиатского континента), которые пройдут в Ханчжоу с 23 сентября по 8 октября, а плановые ремонтные работы на ж/д линии Daqin, запланированные на конец сентября, негативно отразятся на поставках угля в порты.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 укрепился до 159-160 долл./т. Поставщики австралийского среднекалорийного материала 5500 ккал/кг увеличили цену предложения после новостей о том, что правительство Южной Кореи ограничило объем импорта угля из России государственными энергокомпаниями.
Южная Корея установила квоту в 13 млн т. на импорт российского энергетического угля для пяти государственных энергокомпаний страны на период с сентября по декабрь. По данным участников рынка, компаниям придется перенести поставки 1 млн т. законтрактованного материала на 2024 г., учитывая, что стороны уже заключили контракты на поставку 14 млн т. до конца года. В январе – июле 2023 г. Корея импортировала 14.3 млн т. угля из России (+37% к аналогичному периоду в прошлом году). На первом месте по поставкам находилась Индонезия с 15.1 млн т.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC продолжают укрепляться, поднявшись выше 270 долл./т. на фоне устойчивого спроса со стороны индийских и азиатских потребителей, а также ограниченного предложения австралийского материала. Участники рынка высказывают мнение, что ограниченное предложение может оставаться в течение следующих одного-двух месяцев из-за продолжающихся работ по техобслуживанию и вводу новых лав на шахтах.
Снижение ж/д отгрузок на экспорт во втором полугодии 2023 г.
В 3-м и 4-м кварталах 2023 г. прогнозируется снижение объемов ж/д поставок российского угля на экспорт. Снижение произойдет не только по отношению к 1-му и 2-му кварталам 2023 г., но и по сравнению с аналогичными периодами 2022 г.
Снижение поставок во втором полугодии 2023 г. ожидается за счет сокращения ж/д отгрузок в западном направлении. С начала лета 2023 г. РЖД снижает утвержденные нормы отправки вагонов в адрес западных портов.
По прогнозам, снижение ж/д отгрузок угля на экспорт по итогам года составит 2 млн т. При этом в общем объеме экспорта данное снижение может быть компенсировано ростом отгрузок угля из портов Сахалина. Ожидается, что общий экспорт российского угля в 2023 г. сохранится на уровне 2022 г. и составит около 210 млн т.
Таким образом, рост в начале 2023 г. нивелируется падением объемов во втором полугодии.
Хакасия рассчитывает на увеличение квоты на экспорт угля
Угольные компании Хакасии ждут увеличения квоты на вывоз угля на экспорт. Несмотря на усилия властей, направленные на увеличение экспорта угля из региона, в этом году Хакасия не сможет восстановить объем экспорта угля до рекордных показателей 2020 г. в 16.9 млн т. Ожидается, что в 2023 г. экспорт угля из региона продолжит снижаться и составит 12.8 млн т. (-0.6 млн т. или -4.5% к 2022 г.).
Поставки в восточном направлении прогнозируются на уровне 8.5 млн т., что также ниже рекордных значений 2021 г. – 11.7 млн т.
Основной причиной снижения объемов экспорта угля из Хакасии является урезание планов отгрузок со стороны РЖД.
На Хакасию приходится 6-7% всего экспорта угля из России. Снижение экспорта угля приводит к сокращению поступлений в региональный бюджет и падению доходов населения. Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.
На европейском рынке в конце прошлой и начале текущей недели наблюдался рост котировок на уголь и газ на фоне продолжавшейся неопределенности вокруг ситуации с забастовками работников газовых платформ в Австралии. Потенциальная остановка трех заводов по производству СПГ (Gorgon LNG, Wheatstone LNG и Woodside North West Shelf) может поставить под угрозу 10% мирового экспорта и спровоцировать резкое увеличение мировых цен. На торгах 22 августа стоимость сентябрьского фьючерса на природный газ на хабе TTF в Нидерландах поднялась выше 500 долл./м3, в то время как спотовые котировки энергетического угля в Европе доходили почти до 128 долл./т.
После новостей о том, что Woodside Energy Group достигла договоренности с профсоюзами, топливные котировки на биржах скорректировались, при этом индексы энергетического угля откатились на уровень 120-122 долл./т. Переговоры с профсоюзами на двух австралийских заводах Chevron продолжаются.
По данным Gas Infrastructure Europe, по состоянию на 21 августа запасы газа в европейских хранилищах превысили 91%. Целевой показатель в 90% был установлен на 1 ноября, но фактически был достигнут более чем на 2 месяца раньше срока. Это наивысший уровень для этого времени года с 2016 г.
Министерство по экологическим преобразованиям (Ministry for the Ecological Transition) Испании одобрило закрытие угольной ТЭС As Pontes компании Endesa (мощностью 1.5 ГВт). Остающиеся на складах 130 тыс. т. угля будут израсходованы в течение полутора месяцев. В ноябре ТЭС будет остановлена.
Индекс южноафриканского угля 6000 повторял движение европейских индексов, укрепившись в течение недели почти до 125 долл./т. После коррекции цены снова вернулись на уровень ниже 120 долл./т. Индийские производители губчатого железа сохраняют интерес к закупкам южноафриканского материала.
Поломка оборудования на одном из причалов южноафриканского терминала компании Transnet Richards Bay Dry Bulk Terminal (DBT) привела к задержке отгрузок угля. Точное время восстановления остается неизвестным. Причал используется для погрузки судов класса Panamax. В январе-июле 2023 г. с причала было отгружено на экспорт 3.94 млн т. южноафриканского материала.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao незначительно уменьшились, опустившись чуть ниже 114 долл./т.
Снижение цен на внутреннем рынке Китая замедлилось. Причиной послужила серия аварий со смертельным исходом на шахтах в провинциях Shanxi и Shaaxi, после которых власти потребовали остановить ряд производств и провести проверки безопасности.
Мнения участников рынка по поводу дальнейшей динамики цен разделились. Часть экспертов считает, что после инцидентов с летальными исходами последует закрытие некоторого количества шахт, что сократит объем предложения и в итоге окажет поддержку котировкам. Другие придерживаются мнения, что небольшое сокращение если и произойдет,
то оно не перевесит текущего избытка предложения, и понижательный тренд продолжится. В пользу второй версии также говорит продолжающийся рост гидрогенерации и прогнозы обильных осадков от Национального климатического центра с одной стороны, а также сокращение спроса на электроэнергию для кондиционирования с другой.
Рост газовых котировок оказывал поддержку высококалорийному австралийскому углю 6000. На неделе был заключен ряд сделок на поставки в октябре по 160-162 долл./т. К концу недели цены скорректировались в диапазоне 157-159 долл./т.
Котировки FOB австралийского металлургического угля HCC сохраняют поддержку на уровне около 260 долл./т. на фоне спроса со стороны потребителей из Японии, Южной Кореи и Индии.
Генеральная прокуратура 17 августа подала иск против владельца СУЭК Андрея Мельниченко. Истец требует взыскать в собственность государства акции Сибирской энергетической компании (СИБЭКО), которые структуры Мельниченко купили в 2018 у структур экс-министра Михаила Абызова. Предварительное судебное заседание назначено на 7 сентября 2023 г.
Позиция ведомства заключалась в том, что Абызов с 2012 г. скрывал владение пятью кипрскими офшорами, через которые он, будучи министром, незаконно управлял СИБЭКО и продал ее, нарушив запрет на предпринимательскую деятельность для чиновников.
Требование Генпрокуратура основывается на полученных сведениях о нарушении со стороны Мельниченко и подконтрольных ему юридических лиц законодательства о противодействии коррупции при совершении сделок по приобретению акций СИБЭКО.
СИБЭКО крупнейшая генерирующая компания и основной поставщик электроэнергии в Сибири. Компания входит в Сибирскую Генерирующую Компанию (СГК), являющуюся энергетическим активом производителя угля СУЭК, принадлежащего Мельниченко.
В 2022 г. выручка СИБЭКО составила 38.3 млрд руб., чистая прибыль — 4.8 млрд руб.
В 2020 г. суд обратил в доход государства 32.5 млрд руб., принадлежавшие Абызову. До прихода в правительство он был одним из богатейших бизнесменов.
Железнодорожное движение на БАМе восстановлено
20 августа остановлено движение поездов на БАМе, где аномальные дожди привели к наводнению и выходу из берегов реки Холодная, разрушившему дамбу, в результате чего было повреждено около километра ж/д полотна. На территории Северо-Байкальском района ввели режим ЧС.
ОАО РЖД ввело ограничения на прием грузов в восточном направлении, включая угольные терминалы порта Ванино. Грузоотправители начали перенаправлять грузы на Транссибирскую магистраль и в порты Приморья. При этом была введена ж/д конвенция до 26 августа на станцию Находка, с учетом уже имевшегося скопления вагонов и необеспечения выгрузки операторами морских терминалов.
Движение было возобновлено раньше срока. Железнодорожники уложили 1800 м нового пути, восстановили 21 опору и 1200 метров контактной сети, а также системы сигнализации и связи.
По состоянию на 23 августа движение грузовых поездов на БАМе открыто в полном объеме.
На европейском рынке в начале недели наблюдался рост спотовых котировок энергетического угля почти до 125 долл./т., однако затем в отсутствии сделок с поставками на сентябрь последовало их снижение до уровня 116-120 долл./т.
Волатильность цен на форвардные контракты была вызвана неопределенностью на мировом газовом рынке. Ситуация с потенциальными забастовками рабочих на австралийских терминалах Gorgon LNG и Wheatstone LNG компании Chevron, а также офшорных платформах, добывающих СПГ для терминала North West Shelf компании Woodside, остается неразрешенной.
Индекс южноафриканского угля 6000 удерживался в диапазоне 114-117 долл./т., поддерживаемый интересом индийских производителей губчатого железа к закупкам южноафриканского материала 6000 и 5500 ккал/кг.
По данным компании Glencore, поставки угля автотранспортом в южноафриканские порты в начале второго полугодия 2023 г. упали на 30%. Снижение цен в сравнении с первым полугодием 2023 г. негативно отражается на небольших южноафриканских производителях, не имеющих доступа к перевозкам по ж/д на терминал Richards Bay. Тем не менее, согласно последним данным, экспорт южноафриканского угля через альтернативные RBCT морские терминалы может побить прошлогодний рекорд.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 4 долл./т., опустившись до 114 долл./т. Согласно прогнозам, цены могут упасть ниже 105 долл./т. к сентябрю, когда температура в большинстве регионов страны опустится ниже 30˚С. Волатильность сохранится до октября, пока северные регионы не начнут пополнять запасы на зиму.
Давление на котировки помимо сезонного сокращения потребления оказывает также увеличение объемов гидрогенерации, которое, согласно прогнозам, в августе составит от 20 до 50% по сравнению с показателями прошлых лет. Так поток воды через крупнейшую китайскую ГЭС Три ущелья к середине августа вырос в 2 раза по сравнению с показателями середины июля и на 70% по сравнению с показателями прошлого года.
Тенденция к понижению цен на внутреннем рынке, а также снижение курса юаня к доллару США негативно влияет на спрос китайских потребителей на импортный индонезийский и среднекалорийный австралийский материал.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся до уровня 155 долл./т. в связи с беспокойством вокруг ситуации с забастовками на австралийских терминалах СПГ. Фундаментальные причины скорее отсутствуют. Так японские потребители имеют достаточный объем запасов, а некоторые еще не израсходовали материал, закупленный в 2022 г.
Котировки австралийского металлургического угля HCC взлетели выше 255 долл./т. на фоне спроса со стороны индийских и азиатских потребителей. При этом спрос со стороны китайских трейдеров снизился из-за коррекции цен на металлургический материал на внутреннем рынке, снижения курса юаня и слабых показателей в строительном секторе страны.
Добыча угля в Кузбассе осталась почти без изменений в январе-июле 2023 года
В январе-июле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 125.6 млн т. угля (-0.1 млн т. или -0.08% к январю-июлю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 39.1 млн т. (+2.2 млн т. или +6.0%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 86.5 млн т. (-2.3 млн т. или -2.6%).
Открытым способом угольные компании добыли 84.3 млн т. (-1.4 млн т. или -1.6%), производство подземным способом составило 41.3 млн т. (+1.3 млн т. или +3.3%).
В январе-июле 2023 г. потребителям было поставлено 102.9 млн т. угля (+0.2 млн т. или +0.2% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 68.7 млн т. (без изменений к уровню прошлого года), российским металлургическим компаниям 19.0 млн т. (+0.7 млн т. или +3.8%), местным угольным электростанциям 10.2 млн т. (+0.4 млн т. или +4.1%).
По состоянию на 1 августа 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.6 млн т. (+1.5 млн т. или +7.9% к 1 августа 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Tigers Realm сосредоточится на поставках угля в страны Азии, отказывающиеся от введения санкций против России
Tigers Realm Coal (TIG), публичная компания, акции которой торгуются на австралийской бирже ASX, решила сосредоточиться на поставках угля в азиатские страны, отказывающиеся вводить санкции против импорта угля из России.
Австралийская компания, которой принадлежит Берингпромуголь, планирует поставлять полутвердый коксующийся уголь в Китай и коксующийся уголь в Индию, а также энергетический уголь во Вьетнам.
Новая стратегия разрабатывается на фоне давления со стороны австралийского правительства. Хотя ситуация с российским угольным бизнесом остается неопределенной, поскольку в конце этого года ожидается рассмотрение дела компании в Федеральном суде. В случае проигрыша компания может быть вынуждена прекратить или продать свой российский бизнес.
Санкции, введенные Австралией и США, также негативно отражаются на аудиторских и страховых компаниях, а также международных банках и поставщиков горного оборудования, сотрудничающих с Tigers Realm.
При этом TIG, отчиталась о росте финансовых результатов российского бизнеса в 2022 г., несмотря на санкционные ограничения. По итогам 2022 г. выручка Берингпромуголь составила почти
124.5 млн долл. США (+55 млн долл. к 2021 г.), а чистая прибыль увеличились до 35.5 млн долл. США (+10 млн долл. к 2021 г.).
В 2022 г. добыча Берингпромуголь выросла до 1.52 млн т. (+0.47 млн т. или +45% к 2021 г.).
В 2024 г. планируется нарастить производство до 2 млн т. угля. Для увеличения мощностей перевалки до 2 млн т. угля в год, Берингпромуголь осуществляет реконструкцию морского порта Беринговский.
В 2023 году Tigers Realm планирует добыть 1.6 млн т. и экспортировать 1.1 млн т., из которых на металлургический уголь придется около 70%, а на энергетический – 30%.