Единую систему управления северным завозом введут для ДФО

Для всех регионов Дальнего Востока и Арктики до конца этого года создадут единую систему управления северным завозом. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории завозят более трех млн тонн грузов каждый год, 75% которых составляют топливно-энергетические ресурсы.
Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на директора ФАНУ «Востокгосплан» Михаила Кузнецова. По его словам, пилотный проект внедряется в этом году в Якутии – там будет осуществляться мониторинг запасов продовольствия в регионах северного завоза, его стоимости и расчета сроков и объемов доставки.
«К концу года можно будет учесть, сколько сил система позволила сэкономить для обеспечения северного завоза в этом регионе. В нынешних условиях бесперебойность поставок – важное условие стабильности как для жителей, так и для экономики региона в целом», – сказал Кузнецов.
Расходы бюджета на северный завоз в 2020 году составили 14,2 млрд рублей. Из них более 95% распределены между Якутией, Чукоткой, Колымой, Красноярским и Хабаровским краями.
Эксперт считает, что главным направлением повышения эффективности северного завоза является модернизация инфраструктуры – транспортных узлов, нефтехранилищ, торгово-логистических центров. Также необходимо строить мосты и расширять сети автодорог. В некоторых регионах идут эксперименты по альтернативным видам доставки: это беспилотники, аэросани, аэроботы.
Михаил Кузнецов подчеркнул, что происходящие в Арктике климатические изменения оказывают влияние на сроки движения по сезонным дорогам и ледовым переправам, сокращая их. На логистику северного завоза влияет и текущая геополитическая ситуация.
По словам Кузнецова, разрабатываемый Минвостокразвития совместно с «Востокгоспланом» законопроект о регулировании северного завоза позволит уточнить обязанности и ответственность участников процесса. «Востокгосплан» также разрабатывает спецсистему мониторинга.
«Она позволит оценивать риски, оперативно выявлять проблемы на каждом уровне и принимать своевременные меры по их устранению, оказывать, где требуется, поддержку. А цифровой двойник позволит видеть всю картину по регионам северного завоза, чтобы понимать, где можно, например, консолидировать дополнительно грузы и не отправлять полупустые суда, делать прогнозы ситуации с учетом всей картины по регионам, видеть узкие места в инфраструктуре и логистике», – сообщил он.