Федорова: Малые производства СПГ позволят разрабатывать малые и средние месторождения газа
28.09.2015 09:39
Исполнительный директор НОЦ «Технологии СПГ и ПНГ» Елена Федорова на технологической сессии международной нефтегазовой конференции «Нефть и газ Сахалина −2015» подняла вопрос о том, что малотоннажные заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) способны решить проблему доставки топлива и энергоресурсов в Арктику, а также в удаленные и труднодоступные районы России.
При этом по словам Елены Федоровой, часть СПГ надо использовать в виде моторного топлива, а другую часть доставлять в еще более труднодоступные регионы для производства электроэнергии.
В отличие от дизтоплива и мазута, СПГ не замерзает при минусовых температурах, а при разливе не оставляет следов, так как полностью испаряется без вреда для окружающей среды.
«Разработка шельфа поставила перед инженерами задачу создания морских объектов, соединяющих в себе судно с функциями добычи природного газа и одновременно завода по его сжижению. Преимущества прибрежных плавучих заводов СПГ — мобильность, а значит возможность вовлекать в разработку все новые месторождения газа на шельфе. И речь опять же идет о малотоннажном и среднетонажном производстве СПГ», — сообщила Е. Федорова.
Плавучие заводы СПГ опять же необходимы будут для добычи газа на шельфе Арктики, констатировала она.
Малые заводы могут устанавливаться как непосредственно на месторождении, так и на газотранспортной сети. Минимальное расстояние, на котором которое выгодно возить СПГ — 50 км от магистрального газопровода, максимальное расстояние — свыше 4 тыс. км, что показывает опыт Китая. «Даже на такое расстояние (свыше 4 тыс. км — ИФ) возить СПГ выгоднее, чем прокладывать сеть трубопроводов по стране», — констатировала Е. Федорова.
Потенциальные потребители малого СПГ — электростанции, котельные, промышленные предприятия, АПК, все виды транспорта и население. «Сбытовая сеть СПГ может начинаться не только с установки по производству СПГ, но и с берегового терминала СПГ, как сделала, например, Швеция, которая в 2011 году построила первый на Балтике приемный терминал СПГ, при этом сам СПГ она завозит из Норвегии. СПГ доставляется на приемный терминал малотоннажными танкерами, на приемном терминале сжиженный газ поступает на наливную эстакаду, а оттуда в автоцистернах развозится по стране на автозаправки и на станции газификации», — привела пример Е.Федорова.
По ее словам, в условиях экономического кризиса и низких цен на газ крупные проекты СПГ в мире замораживаются, в то время как малотоннажные проекты становятся все более привлекательными и востребованными.
«Развития малотоннажного производства СПГ в России имеет большое социально-экономическое значение, а также важно в плане обеспечения энергобезопасности страны. Россия обладает всем необходимым и достаточным потенциалом для создания инфраструктуры СПГ как для потребителей, так и для производителей СПГ», — заключила она.
Теги: