«Восточная Стивидорная Компания» получила статус резидента свободного порта Владивостока, соответствующее соглашение накануне было подписано с корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики.
«Восточная Стивидорная Компания» владеет морским контейнерным терминалом в порту Восточный и входит в группу Global Ports, которая является вторым в стране по контейнерообороту. В статусе резидента компания займется расширению инфраструктуры и увеличению пропускной терминала. Для этого сделают капитальный ремонт железнодорожного и причального фронтов, отремонтируют складской комплекс, закупят высокопроизводительное оборудование. Также инвестор планирует построить контейнерный терминал на территории общей площадью 47 гектаров. Общий объем вложений – 31 млрд рублей.
Модернизация портовой инфраструктуры позволит увеличить мощность терминала в 2,5 раза – до 1,7 млн TEU, увеличить поступления в бюджет и создать 1,4 тыс. новых рабочих мест.
Юрий Трутнев анонсировал адаптацию программы поддержки резидентов ТОР и СПВ - резиденты ТОР, Свободного порта Владивосток и Арктической зоны РФ смогут удешевить займы, необходимые им для реализации своих проектов.
«В текущих условиях важной поддержкой мы считаем возможность предоставления кредитов на льготных условиях для системообразующих предприятий. Мы считаем, что на эти цели можно направить до 50% государственной программы. Это позволит довольно существенно снизить стоимость кредита», - сказал вице-премьер-полпред Президента РФ в ДФО на совещании с главами регионов.
Стоимость кредитов резко выросла, когда Центробанк поднял ключевую ставку до 20%, чтобы снизить риски девальвации рубля и роста инфляции. Банки не могут выдать кредит со ставкой меньше, чем 20% годовых, иначе они потерпят убытки и в конце концов разорятся.
Использование заемных средств – норма при воплощении любого бизнес-проекта. При составлении своих планов резиденты преференциальных режимов исходили из существовавших ранее низких значений ключевой ставки – 6,25%, 7%, 9,5%. Займ под этот процент сохранял рентабельность реализуемых ими инвестпроектов. В условиях дорогих кредитов инвесторы остановят свои проекты, это негативно скажется на развитии Дальнего Востока. Этого нельзя допустить, особенно сейчас, когда в условиях антироссийских санкций промышленности России надо решать прорывные задачи по импортозамещению.
Государство возьмет на себя погашение части процентов по кредиту конкретного резидента преференциальной экономической зоны. Таким образом, для получателя кредита «стоимость заемных денег» останется в приемлемом для достижения рентабельности проекта диапазоне. Вместо того, чтобы платить 20% годовых по кредиту, резиденты ТОР и СПВ будут платить 10-12% - разработкой конкретных параметров и условий по заданию Юрия Трутнева сейчас занимаются специалисты Минвостокразвития.
Денис Грось - учредитель, управляющий партнер группы компаний «ДА! Девелопмент», исполнительный директор и член правления Союза резидентов ТОР, председатель межрегионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО: «Субсидирование ставки по кредиту – это ключевой фактор реализации инвестпроектов. Потому что на сегодняшний день, если по жилью банки еще держат ставки, не меняя их по действующим проектам, то по «нежилым» инвестиционным проектам очень активно звучит намерение пересмотреть их. И если это случится большинство инвестпроектов просто «лягут». При ставке 20% и выше они просто нерабочие. Деньги выбираются на инвестфазе, и ключевой момент – под какой процент их придется отдавать в эксплуатационной фазе, и если это процент даже выше 15 – это уже всё».
Дмитрий Боярко, член Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Генерального совета "Деловой России", руководитель Консультационного центра содействия малому и среднему предпринимательству при Приморском региональном отделении Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»: «Эта инициатива максимально нужна и максимально необходима. Многие проекты не смогут реализоваться, и многие программы сейчас находятся в ожидании: какая ставка по кредитам должна учитываться в расчетах. Однако есть такой момент – необходим отбор к проектам, которые смогут претендовать на удешевление кредита. Я предполагаю, что лучше всего помогать тем проектам, которые находятся в максимальной стадии проработки, финансирования, строительства, реализации. Еще одним важным фактором для отбора проектов должно быть наличие социальной нагрузки, влияния на развитие региона или направления экономики. Чтобы это не стало эдакой отдушиной, чтобы предприниматели, испытывающие трудности не решили стать резидентами Свободного порта Владивосток, только для того, чтобы получит эту меру поддержки. Я считаю, что сейчас основная задача государства – развивать промышленность, поддерживать малые предприятия, которые производят товары потребления, услуги. В рамках геополитической позиции это сейчас очень актуально и нужно».
На снижение кредитной ставки планируется направить до 50% финансирования государственной программы, предусмотренного на 2022 год. «Это позволит выделить на субсидирование процентной ставки более 20 млрд рублей, что снизит стоимость кредитов практически в два раза», – сказал Юрий Трутнев.
По данным Минвостокразвития, механизм субсидирования будет действовать до конца 2022 года и позволит осуществить на льготных условиях не менее 160 млрд рублей инвестиций в основные средства на Дальнем Востоке.
Подробностями будущей встречи и ролью Сбера в развитии дальневосточного бизнеса поделилась директор Управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Татьяна Астахова.
- Татьяна, раскажите, пожалуйства, больше о будущей конференции. Какие эксперты приглашены и чего ждать представителям бинеса?
- Самое главное, что участвовать в онлайн-конференции могут все предприниматели Дальнего Востока. Трансляция будет проходить в онлайн по ссылке с 15:00 по владивостокскому времени (08:00 МСК). Участникам конференции необходимо только предварительно зарегистрироваться по ссылке.
Основной упор будет сделан на преференции для резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Перед участниками выступят эксперты КРДВ, представители Сбера расскажут, как стать резидентом ТОР и СПВ. Предприниматели смогут разобраться, чем отличаются эти экономические режимы, и как бизнесу воспользоваться мерами поддержки от государства. Отдельно будут разбираться налоговые льготы, требованиях к проектам, претендующим на льготное кредитование (постановление Правительства №1818), порядок получения субсидии.
- Приглашены ли для обмена опытом уже действующие резиденты ТОР и СПВ?
- Безусловно, сразу несколько действующих резидентов ТОР и СПВ поделятся кейсами из своей работы. Они расскажут об успехах, поделятся опытом и обсудят проблемные вопросы, с которыми столкнулись в процессе запуска или ведения бизнеса.
- Современный предприниматель должен меняться вместе со временем. Иногда это не просто. Но как не упустить тот самый момент, возможность или выгодную сделку? Особенно, когда недостаточно собственных средств компании прямо сейчас. Есть ли особенные финансовые инструменты от Сбера, которые могут помочь в этом?
- Во время пандемии банковская сфера претерпела серьезные изменения. В особенности стремительное развитие получили онлайн-продукты и услуги. Карантинные меры, режим повышенной готовности – все это заставило все больше переходить на безналичные расчеты и задействовать технологии, которые упрощают финансовые операции.
В Сбере в ответ на этот вызов времени появился эффективный продукт для предпринимателей – кредитная бизнес-карта. Она бесплатная, оформить ее можно полностью онлайн всего за одну минуту – поход в банк не потребуется. Даже пластиковый носитель можно не использовать – она выпускается в электронном виде.
В этом продукте сочетается сразу несколько функций. С одной стороны – это обычная бизнес-карта с кредитным лимитом. Но у нее есть приятный бонус. Если подключиться к программе «Бизнес-кешбэк», то можно возвращать часть стоимости от любых покупок. А если обслуживаться у партнеров банка, сделать это можно по всей стране, то будет действовать увеличенный беспроцентный период.
- То есть сейчас кредиты для бизнеса уходят на второй план? Или для некоторых целей они более эффективны?
- Банковский кредит, в том числе и для бизнеса, это инструмент получения дополнительного финансирования на развитие своего дела или для оплаты расходов предприятия. Предприниматели могут оформить кредит как целевой, так и нецелевой. В последнем случае полученные деньги можно направить на покупку сырья для производства, расчеты с контрагентами, запустить новый проект или купить недвижимость. А при получени целевого кредита нужно строго соблюдать заявленные при оформлении заявки задачи.
Особености обслуживания будут также зависеть от этих параметров. При целевом назначении займа клиент должен подтверждать расходы документами: договорами, актами и накладными. А нецелевое использование кредитных средств никаких документов не потребует.
- Простые пользователи мобильных банковских приложений давно привкли к тому, что продуктами и сервисами банка можно пользоваться круглосуточно и всего в несколько кликов. Доступны ли такие решения для предпринимателей?
- Сейчас Сбер один из немногих российских банков, который разработал для индивидуальных предпринимателей смарт-кредит. Весь процесс его оформления – от подачи заявки до зачисления денег – проходит в мобильном приложении полностью онлайн. Бумажные документы и посещение офиса не потребуются.
- Что это такое смарт-кредит?
- Это новый продукт на рынке, который использует анализ данных о клиенте. На основе этого анализа клиенты из числа малых и микропредприятий получают предодобренное предложение. Все параметры рассчитываются индивидуально, а деньги можно направить на покупку товаров, оплату услуг, приобретение транспорта, оборудования, недвижимости и другие цели.
При том подать заявку и получить деньги в Сбере можно сейчас даже в выходные и праздничные дни. Раньше рассмотрение заявки занимало больше четырех часов, а зачисление денег после оформления в нерабочие дни осуществлялось только в следующий будний день. Сейчас же процедура выдачи после одобрения занимает от двух минут как в будний, так и в выходной день.
Каждому клиенту специалисты банка готовы подобрать наиболее подходящий продукт кредитования в офисах Сбера. Подробные условия также размещены на сайте СберБанка.
- А какие еще инструменты расчетов сейчас предлагает Сбер?
- Можно воспользоваться бизнес-картой. Это такой расчетный счет в кармане руководителя или ключевых сотрудников компании, которые совершают денежные операции. Как у обычной банковской карты, доступ к деньгам обеспечен в режиме онлайн 24/7 и без выходных. Использование такого инструмента очевидно удобнее, чем переводы денег со счета юридического лица и другие операции.
Время давно уже выступает важной экономической категорией: способность быстро реагировать на рыночную ситуацию и возможность мгновенно совершать переводы и платежи. Такой продукт позволяет не упустить выгоду.
- Есть ли какие-то органичения у бизнес-карт Сбера?
- У этого продукта нет особых ограничений. С помощью бизнес-карты можно осуществлять любые платежи и переводы: оплачивать поставленный товар, оказанную подрядчиком услугу, закупки для офиса. А перевод работает точно также, как перевод между расчетными счетами. Получателем при этом может быть, как предприниматель, так и физическое лицо. Можно даже снимать наличные в банкоматах. При этом у бизнес-карты могут быть бонусы, например, в виде бесплатного периода обслуживания, скидок, кэшбэка, предложений и акций от банка и его партнеров.
- Для чего такая карта сотрудникам? И может ли ей пользоваться, например, бухгалтер компании?
- Бизнес-карта — это инструмент, который удобен и для руководителя, и для сотрудников. Для одного расчетного счета можно выпустить несколько карт, установить по каждой лимит и передать работникам. Такая работа помогает ускорить многие финансовые и хозяйственные операции в компании. Помимо бизнес-процессов, с такой картой гораздо проще организовать командировку для сотрудника, оплатить билеты, гостиницу. В поездках за границу с этой картой не придется думать об обмене валют – суммы конвертируются автоматически в валюту страны, в которой сейчас совершаются расчеты. Руководитель же в любой момент может изменить установленный лимит. А еще можно подключить SМS-оповещение, чтобы знать о каждой операции по бизнес-карте.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».
ООО «ДВТГ-ТЭО» — один из резидентов ТОР «Хабаровск». Компания, созданная в 2010 году, предоставляет услуги по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с предоставлением собственного подвижного состава. О намерении работать на территории опережающего развития компания заявила 9 ноября 2018 года, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока действием на 67 лет — до 25 июня 2085 года. Предприятие начало функционировать на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск», заявив в качестве основных направлений деятельности грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
«Дальний Восток непрерывно развивается: ежегодно здесь появляются новые предприятия, открываются рабочие места. Крупный российский и международный бизнес заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в новые производства, развитие кадрового потенциала, расширение экспорта продукции и услуг на Дальнем Востоке, — отмечает Александр Владович, генеральный директор ДВТГ-ТЭО. — Логистика — одно из ключевых направлений современной экономики, но для полноценного развития дальневосточных регионов, в силу их удаленности от федеральных центров, необходимо наращивать и транспортно-экспедиторские мощности. ООО «ДВГТ-ТЭО» видит долгосрочные перспективы в работе на рынке комплексных логистических услуг. На наш взгляд, интермодальные перевозки — это услуга, на которую уже сформирован спрос современного бизнеса. Транспортировка грузов по Дальнему Востоку и за его пределами должна быть оперативной, многопрофильной и, что самое главное, удобной в оформлении для клиента. ООО «ДВГТ-ТЭО» развивает сеть перевозки грузов несколькими способами, в том числе по сложным многоэтапным маршрутам. И мы берем на себя полное сопровождение ценностей, которые доверяют нам наши партнеры».
Александр Владович генеральный директор ДВТГ-ТЭО
фото: ДВТГ
Компания представила на рынке Дальнего Востока комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Это организация перевозки груза «под ключ» — она включает в себя не только прием, отправку и транспортировку из точки «А» в точку «Б», но и полное документальное сопровождение на каждом этапе. Задача специалистов ООО «ДВТГ-ТЭО» — аккумулировать все услуги по перевозке в одной компании. При этом, если груз доставляется сложным маршрутом и несколькими видами транспорта, получателю услуги не нужно самостоятельно оформлять каждый этап перевозки — все промежуточные решения выполнят сотрудники одной компании и в рамках одного контракта.
В течение трех лет логистическая компания поступательно вкладывалась в строительство инфраструктуры для транспортных услуг, инвестировав свыше 150 млн рублей в создание полноценной сети перевозок. Сегодня ООО «ДВТГ-ТЭО» — это полный комплекс доставки грузов по Дальнему Востоку в формате так называемых интермодальных перевозок. Компания доставляет груз в точку назначения несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или на универсальной платформе. Клиенты предприятия оформляют документы на сопровождение только один раз, а отслеживать передвижение своей собственности могут от начала до конца маршрута. Таким образом, транспортный сервис сочетает высокую скорость доставки и удобство для клиента.
«ООО “ДВТГ-ТЭО” в полном объеме исполняет обязательства по реализации инвестиционного проекта «Расширение парка подвижного состава, изготовление европоддонов для размещения и крепления грузов в вагонах» в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в ноябре 2018 года с АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Капитальные вложения в проект превысили 150 млн рублей, за время реализации проекта компанией создано более 40 рабочих мест, что говорит о стабильном исполнении резидентом своих обязательств и заинтересованности в дальнейшей работе в рамках ТОР», — уточнили в министерстве экономического развития Хабаровского края.
По данным на июнь 2022 года предприятие опережает собственный инвестиционный план в рамках ТОР «Хабаровск» более чем на 30%. Созданы новые рабочие места, и вскоре компания откроет новые вакансии для местных специалистов. С кадровой и рекламной политикой компании помогает КРДВ.
«В ноябре 2018 года компания «ДВТГ ТЭО», заключив инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с проектом по расширению парка подвижного состава и изготовления европоддонов для размещения и крепления грузов в полувагонах. На сегодняшний день резидент вложил в экономику региона 157,3 млн рублей и создал 40 рабочих мест. Планируется увеличение количества рабочих мест до 42. Основной целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности грузоперевозок на Дальнем Востоке, а также расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет приобретения новых и бывших в эксплуатации вагонов, расширения парка железнодорожного подвижного состава в оперативном управлении с 269 до 637 единиц. Статус резидента ТОР "Хабаровск" позволяет предприятию применять налоговые льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, что приводит к аккумулированию свободных средств и возможности развития проекта. Резиденту также доступен широкий спектр сервисов КРДВ – мы помогаем в подборе сотрудников, оказываем информационную и маркетинговую поддержку, содействуем в привлечении финансирования в проект и развитии кооперационных связей между бизнесом», — сообщила EastRussia Ирина Серова, директор УК ТОР «Хабаровск» (дочернее общество КРДВ — Прим. ред.).
Транспортная компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах — дальнейшее развитие комплекса логистических услуг. ООО «ДВТГ-ТЭО» будет наращивать объем инвестиций и разрабатывать новые решения по перевозке грузов. В частности, предприятие готово расширить перечень видов деятельности в рамках ТОР «Хабаровск» — переговоры с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики, и согласование нового пакета документации уже идут. Это необходимо для полноценной работы в формате интермодальных грузоперевозок. Логистическому бизнесу нужно создавать стационарные площадки для промежуточного перегруза на сложных маршрутов, обеспечить возможность фрахтовать суда для морских перевозок, наладить полноценное взаимодействие с авиационными предприятиями для максимально оперативной доставки грузов при запросе клиента.
«Полноценное развитие логистического рынка возможно только при равноправном участии заинтересованного бизнеса и корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, — подчеркивает Александр Владович. — Как власти приглашают инвесторов развивать регионы Дальнего Востока и предлагают для этого особые преференции, так и инвесторы приглашают власти поддержать перспективные проекты, которые востребованы в текущей экономической ситуации в ДФО, в первую очередь у таких же представителей бизнеса. ООО «ДВГТ-ТЭО» заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с управляющей компанией ТОР «Хабаровск» и надеется, что КРДВ, учитывая добросовестное исполнение нашей компанией своих обязательств по инвестиционному проекту, поддержит и расширение перечня услуг, которые мы хотим оказывать бизнесу в Хабаровском крае и на всем Дальнем Востоке. Вместе мы выведем рынок интермодальных грузоперевозок на беспрецедентно высокий качественный уровень не только в федеральном округе, но и на уровне всей России».
В случае согласования дальнейших планов ближайшие несколько лет инвестиционный проект ООО «ДВТГ-ТЭО» на площадке «Ракитное» превратится в полноценный логистический хаб, связывающий между собой все регионы ДФО. Транспортная компания готова и дальше инвестировать в развитие интермодальных перевозок, оптимизируя маршруты доставки груза для удобства клиентов.
Справочник по профессиям и заработкам помогает абитуриентам сделать правильный выбор, чтобы впоследствии реализовывать свой потенциал в родных регионах, а приезжим из других регионов навигатор дает четкие ориентиры как географические, так и зарплатные.
С 1 августа 2021 года в России начался новый этап реализации программы «Дальневосточный гектар» - частники действующей с 2016 года программы, успешно освоившие свои земельные участки, оформившие их в собственность и аренду, получили возможность взять дополнительный гектар, а действие программы распространено на Арктику.
Программа востребована
Выдавать бесплатные гектары в России начали с 2016 года. Тогда эта инициатива дальневосточного полпреда Юрия Трутнева после ее одобрения Президентом страны Владимиром Путиным стала законом. Механизм был поэтапно запущен в регионах ДФО: сперва для местных жителей, затем любой гражданин Российской Федерации и участник госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, смог выбрать понравившийся участок на Дальнем Востоке.
К августу этого года в ДФО люди получили почти 65 тысяч гектаров. Число участников программы еще выше, так как многие землю брали семьями на строительство жилья, ведение сельского хозяйства, занятия туризмом или другими видами бизнеса. Больше всего участки востребованы в Приморском крае – там их получили 24,2 тыс. человек, в Республика Саха (Якутия) - 16,6 тыс. человек, в Хабаровском крае - 13,1 тыс. граждан.
«Программа по выделению одного гектара показала неплохие результаты на Дальнем Востоке. Землю получили более 94 тысяч человек. Теперь такая возможность есть для тех, кто живет в Арктической зоне. Предоставление одного гектара – это степень свободы и новая возможность для активных людей. Программа рассчитана на тех, кто готов брать землю, возделывать ее, строить на ней жилье, заниматься развитием бизнеса. Человек сам решает, что ему делать том участке, который он выбрал. Это для тех, кто готов трудиться, готов рисковать и добиваться поставленных целей. Мы готовы оказывать таким людям содействие, предлагать им дополнительные меры поддержки для освоения земли», - отметил заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Важно отметить, что в программу не попадут земли, где коренные народы Севера занимаются традиционными промыслами: пасут оленей, добывают морского зверя, ловят рыбу. Скептики могут усомниться, мол, будут ли востребованы бесплатные гектары в Арктической зоне? Практика показывает – они востребованы.
Самая северная птицефабрика
Дело в том, что гектары по этой программе уже выдаются в дальневосточной части Арктики – на Чукотке и севере Якутии.
Предприниматель из самого северного города России Певека в Чукотском автономном округе Елена Беспалова свой бесплатный гектар оформила в конце 2017 года через систему «НаДальнийВосток.РФ». В 2019 году она запустила на этом участке завод по производству питьевой воды и прохладительных напитков «Исток». До этого практически всю газировку в Певек доставляли во время короткой северной навигации морем.
Земляк Елены Алексей Корепов на своем гектаре построил, пожалуй, самую северную в России птицефабрику. Проект бизнесмен из Заполярья осуществил, выиграв около 2 миллионов рублей грантовой поддержки и получив льготный кредит для участников программы «Дальневосточный гектар» от МСП-банка на 8 миллионов всего лишь под 8,5% годовых. Птицефабрика уже работает. После этого цены на яйца и куриное мясо в магазинах Певека снизились почти в два раза.
«Я оформил 0,7 гектара, чтобы открыть птицефабрику. Мы живем в отдаленном регионе, где большинство продуктов завозится с «большой земли» либо самолетом, либо по морскому пути в период навигации. Естественно, это сильно влияет на цену продуктов. Теперь есть производство яйца и курятины прямо здесь в Певеке», - рассказывает получатель «дальневосточного гектара» Алексей Корепов, - Полагаю, моя птицефабрика станет одной из самых северных в России, ведь это 69 широта».
С 1 августа программа безвозмездного предоставления гектара заработала помимо Дальневосточного федерального округа в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округе, а также в 23 муниципальных районах Красноярского края (Таймыр, Эвенкия, Норильск), в Архангельской области, Республики Коми и Карелии. Оформить участки через систему «НаДальнийВосток.РФ» первые полгода смогут только местные жители, а с 1 февраля 2022 года они станут доступны всем гражданам России и участникам программы добровольного переселения на родину соотечественников из-за рубежа. Гражданам для выбора участков в режиме онлайн через портал гектарварктике.рф, интегрированный с федеральной информационной системой «НаДальнийВосток.РФ», в вышеуказанных регионах доступны 1,1 млн гектаров. Получить землю можно по упрощенной процедуре за месяц вместо полугода.
Гектар возрождает села
Слова полпреда Юрия Трутнева о том, что программа по предоставлению дальневосточного гектара доказала свою эффективность, подтверждаются опытом северной Якутии. Например, в Амгинском районе благодаря ей возрождается почти вымершее село Булун. В 2010 году там, по официальным данным, оставался лишь единственный зарегистрированный житель.
«После старта программы «Дальневосточный гектар» на месте пришедшего в упадок села целинников Булун фактически начал строиться новый населенный пункт. Историю возрождения села можно считать с 2017 года, благодаря появлению агломерации «дальневосточных гектаров» недалеко от реки Амга. Здесь было оформлено 54 участка. В 2019 – 2020 годах к ним проложили автомобильные дороги, подвели электричество. Строительство инфраструктуры стало еще одним стимулом для новой жизни этих территорий. По предложению депутатов районного Совета первой новой улице фактически восстановленного села Булун присвоили имя Максима Сибирякова. Максим Николаевич был тем, кто в 1980-х годах руководил здесь комсомольскими отрядами, приехавшими осваивать якутскую целину, поднимать сельское хозяйство», - рассказал глава Амгинского района Якутии Николай Архипов.
В том же Амгинском районе Якутии благодаря бесплатным гектарам еще возрождаются поселения поселения Чакыыр и Ефремовка. Компактные поселения гектарщиков зарождаются в Хабаровском крае и других дальневосточных регионах.
Гектар плюс дальневосточная ипотека
Программа оформления дальневосточного гектара с 2019 года может эффективно интегрироваться с программой предоставления дальневосточной ипотеки. Плюсы такого симбиоза ощутил, например, житель села Междугранка Белогорского района Амурской области Иван Андриука. Вместе с женой и маленьким сыном он пока живет в доме родителей. По соседству в 2017 году оформил бесплатный гектар. Мечтал построить на нем свой собственный дом.
«Но денег на строительство катастрофически не хватало. А тут появилась «Дальневосточная ипотека». Летом прошлого года оформил заявку. Получил деньги под 2% годовых. Это в разы меньше, чем выдают ипотеку на обычных условиях. Закупил материал. Дом практически готов, осталась внутренняя отделка, завезти мебель и скоро планируем переезд», - рассказал Иван Андриука.
Под строительство собственного дома гектары, по информации министерства развития Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации, используют 36% получателей участков. Чуть больше – 42% - развивают на них сельское хозяйство, 10% занимаются бизнесом, 7% используют для создания туристической инфраструктуры, 5% занимаются наукой, образованием, сохранением окружающей среды и так далее.
Тем, кто успешно освоил ранее полученные гектары, государство готово предоставить второй на тех же основаниях, то есть безвозмездно. Но прежде они должны были уведомить государство об успешном освоении первого гектара, а также оформить участок в собственность или долгосрочную аренду.
«Самые успешные гектарщики теперь одними из первых могут получить дополнительный надел земли, причем выбрать самые лучшие участки земли, сделать это осознанно, а не по карте, как это было изначально, - объясняет начальник отдела по работе с уполномоченными органами по проекту «Дальневосточный гектар» Минимущества Хабаровского края Андрей Примак. – Не секрет, что, когда программа только начиналась, люди торопились и останавливались на участках, где на самом деле оказывалось болото или склон. Теперь они могут осознанно посмотреть землю, чтобы оценить ее и понять, насколько она пригодна для той сферы деятельности, которой они хотят заниматься. И такой возможностью надо обязательно воспользоваться предприимчивым людям, которым нужна земля, чтобы работать на ней».
С более подробной информацией по правилам оформления первого или второго гектара на Дальнем Востоке или в Арктике можно на официальном Интернет-ресурсе «НаДальнийВосток.РФ».