Увеличить кэшбэк за отпуск, проведенный в регионах Дальнего Востока, до 50 % - такое предложение поступило в Государственную думу. Его инициатором стала Якутия. Сегодня, отметим, возврат средств за путешествия по дальневосточным направлениям составляет 20 %.
Как рассказали EastRussia в региональном правительстве, увеличение кэшбэка не только позволит зарабатывать малому и среднему бизнесу, занятому в сфере туризма на Дальнем Востоке, но и поможет легализовать серый туристический бизнес: небольшие компании, которые сегодня оказывают туристические услуги без патента или лицензии, желая участвовать в программе кэшбэка, легализуют свою деятельность.
Также в качестве предложения прозвучала идея возмещения затрат бизнесменов на приобретение туристических автобусов и другой необходимой техники. Как вариант – разработать механизм льготного лизинга техники.
Справка
Mriya Resort & SPA — ведущий мировой курорт премиум-класса, который является драйвером развития индустрии гостеприимства в стране. Курорт стал туристической доминантой России и способствует повышению привлекательности страны как туристического направления на мировой арене. За годы работы Mriya Resort & SPA стал единственным российским курортом, который завоевал более 100 международных и российских наград на ведущих премиях индустрии гостеприимства, в том числе на World Travel Awards. Комплекс включает в себя пятизвездочный отель, 37 вилл, медицинский центр, Институт Активного Долголетия Mriya Life Institute, 24 ресторана и бара с уникальными гастрономическими концепциями, бальнеологический комплекс, высококлассный SPA-центр и собственный пляж. За годы существования курорт стал туристической доминантой Крыма. Основные объекты курорта, такие как Японский сад «Шесть чувств», детский парк аттракционов «Дримвуд» и центр винного туризма WINEPARK, стали самостоятельными туристическими достопримечательностями.
— Абдурахман, расскажите про себя, как вы пришли в гостиничный бизнес?
— Карьеру в индустрии гостеприимства я начал с аквапарка при отеле простым рабочим, так как спасателем меня не взяли. Мои друзья, с которыми мы вместе устраивались на работу, шутили: «Вот, мы спасатели, а ты химию таскаешь». Через три года я стал заместителем директора этого аквапарка, а человек, который отказал мне в работе спасателем и друзья стали моими подчиненными. В Mriya Resort я пришел на позицию управляющего пляжем. В начале карьеры у меня было 18 человек в подчинении, а сейчас — три тысячи.
— А как вы позиционируете себя, когда, скажем на профильной международной конференции представляетесь человеку, ничего не знающему о вас?
— Я позиционирую себя как человека из гостеприимства, не привязываясь к определенной должности или позиции. Если я знакомлюсь с кем-то не из индустрии гостеприимства, то я ищу возможность коллаборации или взаимодействия. Например, знакомлюсь с людьми, которые занимаются мультимедийным освещением и предлагаю им провести в Mriya Resort фестиваль света. В результате из мероприятия на 40 человек, получается на три тыс. человек. Я стараюсь смотреть на стандартные вещи, нестандартно: на помещение, на людей, на возможности.
— При этом, вы все же добавляете, наверное, что руководите коллективом в три. тыс. человек и оперируете определенным бюджетом. Озвучиваете такие цифры?
– Что ж, для наглядности: когда я пришел в компанию, мой департамент зарабатывал чуть больше одного млн в год. Через пять лет этот департамент — не вся Mriya Resort, заработал 864 млн рублей. До миллиарда чуть-чуть не хватило. Сейчас, конечно, цели уже масштабнее.
— Наверняка приходилось слышать: «Да за ними крупный инвестор стоит! Такая махина, дайте мне эти деньги, и я сам здесь такое наворочу…»
— Это распространенная теория. К нам недавно приезжали коллеги из Владивостока. Они хотели, чтоб мы совместно с ними построили отель и все необходимое для его функционирования, а потом взяли его под управление. Когда мы спросили: «Почему?», они прямо сказали, что у них было четкое понимание: за нами стоит крупный инвестор. Уверяю вас, это не так. Последняя финансовая помощь была в 2015 году, то есть послеинвестиционный период составил год после открытия отеля. С 2016 года мы сами себя содержим в операционном плане, это большая командная работа. Да, безусловно, к нам приезжают сотрудники по путевкам, но финансовой поддержки уже давно нет.
— Но на самой сложной стадии старт был обеспечен?
— Старт, да.
— Получается без такой модели никуда? Особенно на Камчатке, чтобы сделать такой премиальный сегмент, как у вас?
— Тут должен GR Камчатки проявить себя. Должны быть инвестиционно-привлекательные условия для бизнеса. Сегодня в руках Федерального агентства по туризму и министерства экономического развития есть все инструменты для создания инвестиционно-привлекательных условий.
По разным данным, у нас в стране десятки трлн рублей находятся в свободном обороте, а владельцы этих денег не знают, куда их инвестировать внутри страны. Сейчас самое время создавать условия для надежных инвестиций, и кто первый их создаст, тот сильно преуспеет.
Недавно нашу команду пригласили в Благовещенск, в Амурскую область, для создания концепции гостиницы для Роскосмоса. Президент России дал поручение сделать открытым город Циолковский, находящийся рядом с космодромом, а Роскосмос ставит перед собой цель развивать космический туризм.
— Порой, когда туристы начинают поругивать камчатские гостиницы, слышна такая реакция «Вы что приехали здесь в отеле сидеть? Марш на вулканы, вон природа какая!». И делается ценник соответствующий, чтобы в межсезонье можно было ничего не делать.
— Эта проблема не только Камчатки. До сих пор сталкиваемся с тем, что наши граждане хотят заработать здесь и сейчас: в такси, на сдаче в аренду квартиры, готовы даже выселить арендатора, если выросла средняя цена по рынку. Это проблема нашего общества, которую нужно решать воспитанием с раннего возраста.
Еще одна проблема — это хамство. Хамят не только в отелях, это повсеместная проблема. Как только я вышел в аэропорт Камчатки, в мой адрес полицейский начал кричать: «Паспорт, паспорт!». Я открываю паспорт. «Проходи, Россия». А что если нет? После такого отношения, второй раз я не приеду сюда, а хотя мог бы привезти семью. У меня жена и трое детей и, конечно, отдых большой семьей — это большие расходы, которые я оставил бы внутри региона.
Прежде чем добраться до отеля, вы прилетаете в аэропорт, едите в такси, взаимодействуете с множеством людей, но первая точка касания — это как раз аэропорт. Важен комплексный подход к встрече туристов, чтобы они не приобрели негативного опыта. Такие ситуации можно наблюдать во многих регионах страны, которые резко стали туристически привлекательными. Гости сталкиваются с некачественным сервисом, необоснованным повышением цен и другими неприятными ситуациями.
Поэтому, как только у наших граждан появится альтернатива, возможность ездить за границу на отдых, то они ей воспользуются. Они не вернутся туда, где им хамили, как бы красиво там не было. Сейчас нам нужно думать про возвращаемость, как сделать так, чтобы влюбить человека в локацию и сделать его визит, скажем, на Камчатку, в Дагестан, в Крым традиционным. Нужно думать о том, сколько гость привезет денег в бюджет региона за пять-десять лет, а не о моментальной выгоде.
— Но таких вулканов, гейзеров как на Камчатке нет. Как и альтернативы Черному морю для жителей Центральной России. Поэтому и позволяют себе «гостеприимные» предприниматели вольности. Куда, дескать они — наши туристы — денутся??
— Гости найдут куда поехать еще. Вопрос в том, хочет ли предприниматель, чтобы гость приезжал к нему десять лет подряд? Если гость будет каждый год приезжать к горячим источникам, сделает это своей традицией, то и для региона, и для бизнеса это будет выгодно.
Нужно вести просветительскую деятельность среди бизнесменов, это зона ответственности ассоциаций туроператоров, отельеров, профильных министерств, чтобы они задавали общую стратегию. Если государство в лице министерств туризма и подобных структур не будет заниматься развитием регионов, то не будет культуры и просвещения среди представителей туристического бизнеса.
Не нужно стремиться к моментальной выгоде в режиме «здесь и сейчас». Долгосрочные взаимоотношения с гостями выигрывают во всем у краткосрочных. События после 2021 года в туристической сфере запомнились историями, когда арендаторов выселяли из квартир и заселяли туристов, потому что это выгоднее, а также историями о таксистах, необоснованно завышающих цены за поездку. Такие истории были и в Дагестане, и в Сочи, и в Крыму, и даже в Турции.
Mriya Resort придерживается долгоиграющей стратегии, которая всегда окупится.
Я поделюсь с вами одной историей, которая произошла в 2022 году. Люди стали значительно меньше путешествовать и выезжать за пределы своих регионов, вырос спрос на внутренний туризм. Тогда я занимал должность директора департамента рекреаций и тематических парков. В ноябре мы с командой решили сделать посещение Винного парка бесплатным, чтобы повысить интерес жителей и гостей полуострова к крымскому виноделию и познакомить с разнообразием винодельческих хозяйств нашего региона. За один месяц в Винный парк приехало более 47 тыс. человек, в выходные к нам приезжало по пять-шесть тыс. человек! Сейчас это мероприятие трансформировалось в ежегодный фестиваль «Дни российских вин».
Другие виноделы региона последовали нашему примеру и начали на своих площадках проводить подобные мероприятия в декабре. Таким образом, мы можем говорить о том, что мы развиваем регион, задаем тренды и показываем другим бизнесам новые форматы взаимодействия с аудиторией.
— Сейчас вход тоже бесплатный?
— Сейчас мы изменили немного формат и перешли на покупку депозита: гость платит 1,5 тыс. рублей и на них может приобрести экскурсию, дегустацию, просто выпить бокал вина или приобрести другие услуги. Это стимулирует наших гостей открыть для себя новые форматы в рамках посещения Винного парка.
— У камчатских туроператоров возникли опасения — они как могут стараются, создают места размещения, но говорят: «Вот сейчас зайдут крупные инвесторы и заберут наших туристов. Нам не хватит, они будут развиваться, а мы останемся за бортом». Как у вас складываются взаимоотношения с местными коллективными средствами размещения, ресторанами? Ведь к вам поток значительно выше.
— Мы в свое время создали ассоциацию отельеров в Крыму, которая сейчас переросла в ОСИГ. Винный парк мы позиционируем как центр винного туризма, который объединяет все российские винодельни, открыт к сотрудничеству и помощи. Сначала на нас смотрели с опаской, как на крупных конкурентов, но мы относились к этому с пониманием. Потом мы решили реализовать масштабное мероприятие на три тыс. человек и пригласили всех виноделов бесплатно поучаствовать в Салоне вин, где они смогли презентовать свои винодельческие хозяйства широкой аудитории. Тогда они действительно удивились, когда мы дали им возможность продвигать свою продукцию на нашей территории. Такие мероприятия помогли нам сформировать сильное комьюнити виноделов, которые заряжены общей целью. Мы хотим, чтобы, приходя в магазин, люди обращали больше внимания на российское вино, а не на зарубежное. Мы ни с кем не конкурируем и выступаем за развитие региона и отрасли.
Появление больших флагманских объектов, таких как Mriya Resort, полезно как региону, так и бизнесу, потому что это задает высокие стандарты сервиса и повышает туристическую привлекательность региона. То есть, если на Камчатке появится отель уровня четырех звезд, то все остальные будут равняться на него. Если появится «пятерка», весь сервис будет дотягиваться до него: уровнем сервиса, компетентностью персонала, с точки зрения архитектуры и так далее. Поэтому не стоит воспринимать как конкуренцию. Появление крупных инвестпроектов нужно воспринимать как возможности.
Да, есть риск, что управляющая команда такого объекта будет воспринимать всех остальных как конкурентов. К сожалению, у нас в стране такое бывает, когда крупный игрок на рынке стремится поглотить мелкий бизнес. Если это будет так, тогда конечно есть риск. Тут стоит сразу брать вектор на развитие и обучение и не только линейного персонала, но и управляющих команд, которые должны видеть ценность в продвижении и развитии целого региона, а не только своего бизнеса.
— Как и многие другие отрасли, гостиничный бизнес на Камчатке страдает из-за дефицита кадров. Когда недавно эту тему обсуждали резиденты местной ассоциации, большая часть высказалась в пользу решения привозить сюда персонал. Дескать с ними проще работать, им некуда сбежать, у них не болеет бабушка… «Закрыл их на три месяца в отеле, они там и живут. Если вдруг захотели уехать, все, что можно вычесть из зарплаты, и свободен», — как сказал один из отельеров. Какая система мотивации для людей у вас? Чтобы они не только там отрабатывали с вами сезон, но и оставались дальше приводили своих друзей, там приезжали, жили семьями?
— Немного личного: в октябре 2015 года я приехал в Mriya Resort, зашел в лобби отеля и увидел свою будущую жену. Уже семь лет мы в браке и у нас трое детей, и таких историй в Mriya Resort огромное количество. Если говорить о том, чтобы привезти персонал под конкретное мероприятие или сезон, то в короткой перспективе это просто и удобно. Иногда мы пользуемся экстра-стаффом, когда есть недобор, такое бывает, особенно перед сезоном. Мы перекрываем какие-то позиции, привозим на короткий период под контракт, но в долгосрочной перспективе это всегда обходится дороже.
У нас отличная программа лояльности для наших сотрудников: во-первых, качественное бесплатное питание. Я с удовольствием хожу в наш корпоративный ресторан с коллегами. Во-вторых, трансферы: мы возим сотрудников на работу и обратно на комфортных автобусах. В-третьих, мы полностью обеспечиваем жильем линейных сотрудников, предоставляя комфортные номера со всеми удобствами в «Доме мечты», нашей гостинице для персонала. Среднему менеджменту и топ-менеджменту мы компенсируем проживание в ближайших населенных пунктах. Кроме того, мы тратим порядка 15-20 млн рублей в год на обучение сотрудников. Также на все наши медицинские программы сотрудники имеют 40% скидку. Для тех сотрудников, которые хотят изучать английский язык, компания оплачивает 50%. Все это повышает лояльность сотрудников и увеличивает привлекательно курорта как работодателя на рынке труда.
Сейчас мы запустили специальную HR-стратегию, которая увеличивает вовлеченность сотрудников. Персонал обновляется, и нужно эту программу проводить для всех. В долгосрочной перспективе это приносит результаты, потому что можно вырастить сотрудника с линейной позиции до генерального менеджера, и он будет приносить компании больше прибыли, чем сейчас в моменте потратить на экстра-стафф. Поэтому, если хотите сэкономить на персонале здесь и сейчас, да, его можно привезти, но о какой культуре можно говорить, если вы собираетесь «закрывать своих сотрудников в отеле на три месяца»?
— На Камчатке ярко выражена сезонность турпотока, в том числе и из-за удаленности. Гостиницы и рестораны очень болезненно переносят эти перепады потоков. Какие инструменты вы применяете у себя, как справляетесь с сезонностью?
— Мы, как бизнес, с началом пандемии начали активно работать над маркетингом региона вместе с министерством курортов и туризма Республики Крым. У нас есть рабочая группа, в которую входят представители государственных органов и неравнодушные бизнесмены. Мы используем административный ресурс и инструменты маркетинга для создания событийных проектов, которые привлекают на крымский полуостров больше туристов. Некоторые из них стали традиционными, например, «Крымские каникулы», запущенные на базе Mriya Resort. Сейчас «Крымские каникулы» — это десять насыщенных дней в Mriya Resort, которые мы масштабируем на весь Крым. Также мы создали ряд фестивалей: «Фестиваль цветения Сакуры», серия вечеринок Sunset Vibes. В наши планы входит проведение совместно со Сбером «Всекрымского зеленого марафона», до этого мы его проводили только на базе Mriya Resort, а сейчас выходим на целый регион.
На данный момент загрузка номерного фонда в Mriya Resort составляет порядка 93%, то есть мы со своей стороны можем смело говорить о том, что туристический поток в Крым стабильный и данное направление сейчас пользуется высоким спросом. Все это грамотно продуманная долгосрочная маркетинговая стратегия, которая влияет на развитие дестинации региона.
В середине прошлого века, стремясь увлечь в светлое будущее коренное население Дальнего Востока, советская власть добралась до лесных людей, живущих глубоко в тайге — удэгейцев. Тогда на карте региона стали появляться новые поселки, куда сгоняли/свозили/заманивали аборигенов дальневосточной тайги.
Одно из таких поселений — Красный Яр, что находится на границе Приморья и Хабаровского края на берегу реки Бикин.
Вы когда-нибудь видели федеральную трассу, которая бы резко заканчивалась перед вашим капотом непроходимой тайгой? Если нет, то отправляйтесь из Хабаровска по дороге А375 Хабаровск — Находка: в самом начале дорожный указатель подскажет вам, что до Находки что-то около 750 километров, но примерно через 240, когда по бетонному мосту переедете через реку Бикин, вы попросту упретесь в лес.
И так уже лет 30. Эту трассу называют «БАМовской» (ее начали строить, как дублер трассы Хабаровск – Владивосток, но подальше от границы с Китаем, по аналогии с БАМом – отсюда и название), «бетонкой» (изначально она была выложена бетонными плитами), «Восток» (до появления нового буквенно-цифрового обозначения А375). По сути, трасса в никуда, которая просто идет прямо с севера на юг через тайгу и мари, и в итоге никуда не приводит, через нее лишь можно добраться до таежных поселков типа Сукпай или Мухен.
Мы немного возвращаемся назад и поворачиваем в тайгу по указателю на Соболиный и Красный Яр. До конечной точки около 40 километров по весьма укатанной и грейдированной дороге, хоть и через перевал. А ведь еще каких-то 10 лет назад пробиться в Красный Яр с этой стороны было большой удачей: «проезжабельность» дороги сильно зависела от времени года, осадков и многого другого. Сейчас же, как говорится, «хоть боком катись».
Дело в том, что в 2017 году в бассейне Бикина открылся одноименный национальный парк, дирекция которого расположилась в селе Красный Яр. Теперь в нацпарке работает две трети трудоспособных жителей села, значительно улучшился не только внешний облик поселения — это особенно заметно на фоне соседнего поселка Ясеневый, но и логистика с обеспечением — проезд в Красный Яр стал круглогодичным. Лишь иногда большая вода на несколько дней может отрезать местных жителей от внешнего мира, но на этот случай в каждом хозяйстве есть лодка.
Впрочем, есть еще одно объяснение, оно нам попалось при подъеме на перевал: КАМАЗы-лесовозы. Лес берут за «бамовской» трассой и через Красный Яр везут поближе к Китаю, в Лучегорск. Вот и содержат дорогу в надлежащем состоянии.
Как только переезжаешь Бикин по железо-деревянному мосту, тебя по правой стороне встречают сэвэны, резные фигуры, «богомолки» и прочие национальные атрибуты. Здесь же два дома семьи Канчуга. Ее глава — Василий — несколько лет назад создал родовую общину «Стойбище Фулян», взял шесть «дальневосточных гектаров» (на всю семью) и первым делом на въезде в село начал обустраивать стойбище.
Место выбрал родовое, по рассказам стариков. В прошлом году, когда Бикин сильно вышел из берегов, Василий в очередной раз убедился, что с местом не прогадал – не подтопило.
Сегодня здесь воссоздано национальное удэгейское стойбище, где есть ятау чеко (своего рода роддом), фанза (собственно, сам дом), дзали (амбар на «курьих ножках» для хранения запасов) и многое другое.
— Только осенью закончили, работы еще много, — рассказывает старший сын Василия Юрий (EastRussia уже рассказывала о нем).
Именно Юра встречал нас и готовил культурную программу, он сейчас за старшего – отец накануне нашего приезда уехал в тайгу. Судя по всему, в этнотуризм Юра погрузился с головой.
— Сейчас пишу грант, хотим летом сделать реконструкцию настоящей удэгейской охоты и образа жизни: костюмы пошить, обстановку соответствующую, — делится он своими планами.
Помощь со стороны государства Юра уже «попробовал»: выиграл небольшой грант, на который приобрел нарты. Собачьи упряжки — новое направление, которое пытаются развивать семья Канчуга. Из-за пандемии пришлось «встать на паузу», у собак получился значительный перерыв, так что теперь их приходится обучать практически с нуля.
— Когда пандемия случилась, мы сели и начали думать: а что теперь с собаками делать, им же постоянно бегать надо, — вспоминает Галина Канчуга, супруга Василия— Я тогда пришла в школу и сказала своими ученикам: приходите на собаках кататься.
Галина преподает в школе сразу несколько предметов: математику, английский язык, да еще в детском саду удэгейский. Его здесь учат до окончания начальной школы, дальше — по желанию. Валерия, дочь Галины, тоже учила, но дальше не захотела, как и многие ее сверстники.
— За «началку» удэгейский язык не выучишь, только основы какие-то, а чтобы в совершенстве им овладеть — надо разговаривать на удэгейском, — размышляет Галина.
Вообще, в их семье есть тяга к языкам: старшая дочь выучила китайский и теперь работает в Шанхае.
— Я ей говорю: теперь ты, как китаянка — и язык, и внешность, — шутит Галина.
Китайцы до 2019 года были частыми гостями в селе, их возвращения в Фулян ждут с нетерпением. Пока же основная масса туристов – жители Владивостока, Хабаровска и даже соседнего городка Лучегорск.
Туристы в Красный Яр стали заглядывать после того, как здесь обосновался национальный парк «Бикин». Появилась не только «точка притяжения», но и минимальная инфраструктура – по всему селу попадаются красивые аккуратные домики из клееного бруса. Это дома для сотрудников парка, гостевые и VIP домики — для приезжих. Потом в такие же домики переехал детский сад, дом быта, больница, пекарня, администрация.
В парке работают 120 человек. Получается, «Бикин» — градообразующее предприятие, учитывая, что в Красном Яре живут чуть более 500 человек.
Стройка, кстати, продолжается. На очереди дома-квартиры для работников и небольшая гостиница. Последний объект у некоторых местных жителей вызывает особенное беспокойство: прямой конкурент получается! Здесь, как и в камчатском селе Эссо, многие зарабатывают, размещая туристов у себя в доме. Сутки такого проживания стоят в среднем 2,5 тыс. рублей с человека, в стоимость входит трехразовое питание.
А кормят здесь на убой! Пельмени (непременно с мясом, которое добыл глава семьи. На веранде в доме, где мы ночевали, непринужденно лежали части добытой косули), вареники, жареные хариус и ленок, папоротник, но лично для нас «вишенкой на торте» стала приправа из цветков китайского чеснока – ее можно есть, простоя намазывая на хлеб (вернее, пампушки, которые заменяют удэгейцам хлеб).
— Кушайте, я сейчас еще сварю пельменей, — говорит Галина.
Ей помогает младшая дочь Валерия, к ней вскоре присоединяются юные туристки, которые дома таким явно не часто занимаются. Получился, эдакий интернационал.
В дом заходит Юра, у него проскальзывает «мама». Немного непривычно, потому что до этого, катая гостей на собачьих упряжках, он называл ее исключительно «Галина».
Сразу за их домом начинается «Тропа охотника-удэгейца» протяженностью около километра. По ней водят туристов, рассказывая о тонкостях охоты и вообще жизни в тайге. Пройтись по тропе, кстати, можно на лыжах: не охотничьих, с камусом, а на современных беговых, что тоже развлечение для туристов.
— А я хочу еще по лесу проложить тропу для собачьих упряжек, чтобы не по дороге катать. В лесу всяко интереснее, может быть, следы увидим или зверя какого, — делится планами Юрий Канчуга.
Следы мы, кстати, увидели — тигриные. Хищник приходил по льду Бикина пару недель назад, «присматривался» к собакам, но нападать не стал, видимо, поняв, что их в вольерах достаточно много.
Жители Красного Яра говорят, что кабана стало мало, вот тигр и стал чаще выходить к селу, как это случилось, к примеру, в Арсеньево. Впрочем, тут же добавляют, что к такому соседству удэгейцам не привыкать.
Прочитать и повторить
Конечно, в Красный Яр мы ехали не наобум, а заранее договорившись о ночлеге и культурной программе. В сети достаточно информации, у кого можно остановиться и кто станет вашим экскурсоводом. Что касается дороги, то она доступна даже для стандартной «легковушки». Кстати, сами жители Красного Яра ездят в Хабаровск через «бамовскую» трассу: она хоть и безлюдная, но короче. Только запаситесь топливом — по пути у вас будет лишь одна несетевая АЗС, примерно 70 километрах от Хабаровска, общий же пробег до Красного Яра (в одну сторону) составит 270 километров.
Сотовой связи по дороге практически не будет, в самом селе работает Билайн.
Форум прошел на Камчатке 20-23 февраля и собрал более одной тыс. участников из 20 регионов России. В этом году мероприятие впервые прошло в статусе всероссийского.
В сентябре 2022 года президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам развития туризма отметил важность обеспечения доступности путешествий для жителей страны с любым видом доходов. Глава государства подчеркнул, что в этой сфере, как и в других, нужно в первую очередь руководствоваться интересами граждан.
Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал на пленарном заседании форума о своих впечатлениях после общения с молодежью-победителями всероссийского студенческого конкурса по развитию индустрии туризма и гостеприимства «Хочу работать в туризме на Камчатке»: на его вопрос о том, что же производит туризм, они сразу ответили – впечатления.
«Могучая экономика России производит все, что нужно миру: от минеральных удобрений, нефти и газа, золота, других ценных металлов, до рыбы и леса. Но что производит туризм? Я был очень впечатлен и обрадован тем, что ребята ответили моментально – туризм производит впечатления. Значит, их неплохо учат. Продукты туристической отрасли – это самые человечные, самые человеческие продукты – впечатления, яркая память, эмоции. В современной экономике это становится самым важным продуктом», – добавил министр.
По итогам конкурса десять студентов из пяти российских городов приехали на стажировку на Камчатку для работы в туристической отрасли. Финалистов отобрали на Международной выставке-форума «Россия» 24 января. Цель конкурса — привлечение молодых специалистов в Камчатский край и популяризация полуострова как региона, комфортного для жизни и работы.
Глава Минвостокразвития подчеркнул, что у Камчатки значительно больший туристический потенциал, чем у Исландии, которая зарабатывает на туризме три млрд евро в год и до пандемии имела турпоток в два млн человек.
«Камчатка, безусловно, более красивая, но самой отрасли есть еще куда развиваться. Работа по выработке новых мер поддержки больших и малых проектов, направленных на развитие туризма на Дальнем Востоке и в Арктике, будет продолжена. Дальний Восток – это концентрат всего лучшего, что есть в России. Цели по достижению приема Камчаткой одного млн туристов к 2030 году, удвоению авиаперелетов на Дальнем Востоке до четырех млн человек достижимы. Но не в цифрах счастье. Важен искренний созидательный вклад каждого из нас», – сказал Чекунков.
Десять лет назад на полуостров приезжало 50 тыс. туристов в год и для них было доступно 1,5 тыс. мест в гостиницах, в 2023 году турпоток составил 370 тыс. человек, для размещения были готовы уже 8,5 тыс. номеров.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов напомнил, что развитие туризма в России является одним из приоритетов, а возможность россиян путешествовать определена президентом страны Владимиром Путиным, как базовая возможность, которая должна быть создана для граждан. Также глава региона напомнил о вызовах, с которыми сталкивалась отрасль в последние годы, и рассказал о том, как их удалось преодолеть.
«Туризм сталкивается со своими вызовами. Безусловно, в последние годы главным вызовом стала пандемия коронавирусной инфекции, и за время пандемии мы научились особенно ценить места для отдыха, которые характеризуются своей уединенностью, возможностью побыть вместе с природой, включиться в нее. И Камчатка, конечно, яркий пример такого места, которое все более привлекательным становится, и уверен, что в будущем эта тенденция будет только усиливаться. Безусловно, новым вызовом стала геополитическая обстановка, санкции недружественных государств. И снова мы показываем, что наша туристическая отрасль с этим справляется, и снова Камчатка является ярким примером того, как и какой ответ нужно давать санкциям. Наш туристический поток растет с каждым годом. Мы видим растущий интерес жителей нашей страны к путешествию на Камчатку. И более того, я убежден, что именно эти вызовы сыграли нам на руку, позволили нам всем открыть для себя нашу страну Россию, такие уникальные уголки, как Дальний Восток, Север, Арктика, ну и, конечно, Камчатский край», — подчеркнул Владимир Солодов.
В прошлом году значительный вклад в увеличение въездного турпотока на Дальний Восток и, в частности, на Камчатку, внес Китай. С 2023 года возобновились безвизовые групповые поездки.
Как отметила генеральный консул КНР во Владивостоке Пяо Янфань, Китай занимает первое место среди зарубежных стран по числу въездных туристов в Россию.
«Все больше китайцев – особенно молодежи – проявляют интерес к природе, истории и культуре России, в частности на Дальнем Востоке китайцы любят путешествовать в Приморье и на Камчатку. Развиваем проекты культурного, экотуризма, морского и спортивного туризма», – уточнила она.
Из Казахстана в Россию также приезжает много туристов – их количество выросло за год на 27% – свыше трех млн туристов по итогам 2023 года. Примерно столько же в прошлом году приехало в Казахстан россиян. Больше – только в Абхазию и Турцию. Об этом участникам пленарного заседания рассказал посол Казахстана в Москве Ерлан Шамишев.
Большой ценностью для туристов из других стран, из других регионов и для самих дальневосточников являются бальнеологические ресурсы. Если рассмотреть Камчатку в разрезе медицинского туризма с применением, например, термальных источников, то эта тема раскрыта слабо – для имеющегося огромного потенциала. На это, в том числе, обратили внимание участники дискуссии, говоря не только о камчатских бальнеологических возможностях, но и в целом ДФО.
Зампред Госдумы Ирина Яровая отметила важность развития детского туризма в контексте обновления существующей базы. Она предложила создать самые емкие преференции для тех инвесторов, которые приходят под программы детского туризма и детского круглогодичного отдыха.
Для удобства инвесторов, которые планируют проекты и выбирают конкретный земельный участок под него, существует совместный проект Росреестра и властей субъектов РФ. Росреестр ищет свободную землю и включает в оборот. Уже найдено в России 154 тыс. гектара, из которых 12 тыс. – в ДФО. Вся информация содержится в публичной кадастровой карте. Существуют проекты «Земля для стройки» и «Земля для туризма». Как рассказала замруководителя Росреестра Татьяна Громова, Камчатка – в числе первых семи пилотных регионов по участию в проекте «Земля для туризма». Позже подключатся еще около 40 регионов РФ.
«Любой заинтересованный это может увидеть и подать заявку. На точках притяжения туристов найдено большое количество земельных участков, которые можно вовлекать в оборот для туристических целей. В Камчатском крае определено десять объектов туристического интереса, среди которых – санаторий “Жемчужина Камчатки”, природный парк “Ключевской”. Надо об этом информировать инвесторов», – рассказала Громова.
На пленарном заседании было отмечено, что хороший потенциал для развития неиспользованных земель имеет обустройство национальных пешеходных, велосипедных и комбинированных туристических троп. Они могут иметь разные категории – локальные, межрегиональные и национальные. Этот вид туризма имеет все шансы стать самым массовым и популярным. По поручению президента России готовится законопроект о создании национальной системы туристических троп.
Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» состоялся по инициативе правительства Камчатского края при поддержке Минвостокразвития и Фонда Росконгресс, а также ТПП Камчатского края. Партнерами форума выступил Российский Союз Туриндустрии, информационные партнеры мероприятия – ИА «Восток России» и ИА «ФедералПресс». Форум имеет статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!».
- В этом году форум «Дальний Восток – зима открытий» пройдет под новым названием: «Форум устойчивого развития туризма». Скажите, пожалуйста, что отражает новое название форума?
- Новое название форума отражает основной спектр тем, на котором из года в год фокусируется наш форум. Объединяя регионы Дальнего Востока и Арктики для обмена опытом, мы в первую очередь сконцентрированы вокруг поиска таких подходов к развитию туризма, которые закладывают долгосрочный баланс между сохранностью природных комплексов, интересами отраслевого бизнеса и местного населения. Именно поэтому у нас на первый план выходят темы с экологическим туризмом и экопросвещением, профориентацией и кадровым обеспечением отрасли, поиском корректных подходов к этнокультурному туризму и так далее. Эти темы не ограничены Дальним Востоком и нашими арктическими регионами, мы видим, что к их обсуждению подтягиваются коллеги со всей страны.
Статистика показывает, что туризм в «удаленные» регионы – на Дальний Восток и в Арктику – растет опережающими темпами. Тем важнее системно и методично обмениваться опытом, отслеживать все возможные риски и угрозы, совместными усилиями находить решения, выносить их на межрегиональный и федеральный уровень.
Для Камчатского края Форум устойчивого развития туризма «Путешествуй!» – одна из двух ключевых дискуссионных площадок, которые традиционно проводятся на полуострове. Каждое лето мы также проводим уже ставший международным форум «Экосистема», посвященный формированию и консолидации молодежных предложений в сфере экологии для дальнейшего внедрения в общероссийскую практику. Мы призываем всех заинтересованных участников присоединиться к работе этих дискуссионных площадок, чтобы выработать наиболее гармоничные подходы и практики в социально-экономическом развитии регионов.
- Пленарная сессия форума будет посвящена теме глобальной доступности туризма в интересах экономики, региона и человека, развития въездного и внутреннего туризма с учетом «зеленой повестки». Как вы считаете, какие наиболее перспективные возможности предстоит реализовать региону?
- Доступность – безусловно, ключевой вызов для развития туризма на Камчатке. Та поддержка, которую регион получает в виде «плоских» тарифов «Аэрофлота» и ряда субсидируемых рейсов, выполняемых другими авиакомпаниями, является неоценимым фактором для туристической сферы. Но есть и другая сторона доступности, выраженная в стоимости и сроках любого строительства в регионе, в наличии и стоимости привлечения квалифицированных кадров и так далее. И это проблемы не только Камчатки – с такими же проблемами сталкиваются коллеги на половине территории нашей страны. Многие ограничения удается преодолевать благодаря системному вниманию со стороны федерального центра, комплексной работе мер поддержки бизнеса. Но чем дальше мы двигаемся, тем важнее оперативно реагировать на любые возникающие вопросы, быть чуткими к проблемам бизнеса, находить приемлемые и рациональные решения по каждой ситуации.
Сегодня перед Камчаткой стоит амбициозная задача – защитить статус одного из лучших мест в мире для инвестиций в туристической сфере. Мы заявили этот тезис на Восточном экономическом форуме 2023 года, представив бизнесу подготовленные инвестиционные площадки и проработанные меры поддержки. На фоне пандемийных ограничений мы смогли полностью переориентировать туристическую сферу на внутренний рынок, не допустив количественных просадок, наоборот, получив динамичный прирост инвестиций и оборота бизнеса в сфере туризма. Сегодня, когда иностранный турист возвращается в страну, нам необходимо конвертировать въездной туризм в качественный скачок в развитии отрасли, не допустив вытеснения сегмента отечественных туристов. Об этом мы говорим нашим инвесторам, призывая их вкладываться в новую инфраструктуру региона.
- Какие новые инициативы и инвестиционные проекты вы планируете реализовать в 2024 году в рамках развития мультиформатного туристического предложения в регионе? Расскажите, какие виды туризма вы предлагаете туристам?
- Приоритеты на 2024 год у нас такие же, как и прежде: поддерживая инициативы бизнеса, добиваться развития туристической инфраструктуры в регионе, преодолевать сезонные ограничения, увеличивать емкость предложения для туристов без ущерба для наших природных комплексов. Ключевые события предстоящего года для нас – долгожданный запуск крупной пятизвездочной гостиницы в центре Петропавловска-Камчатского и ввод в эксплуатацию нового терминала аэропорта Елизово. Ожидаем старт строительных работ в рамках крупнейшего инвестиционного проекта в регионе – кластера «Три вулкана». Поддерживаем инициативы бизнеса в строительстве десятков малых и средних туристических объектов на полуострове; сформировали инвестиционные лоты и предлагаем выгодные земельные участки новым игрокам.
Что касается видов туризма – у нас продолжают набирать популярность морские прогулки и круизы, мы ожидаем активизацию бизнеса на этом направлении, в том числе в связке с круизами по Курильским островам. Благодаря мероприятиям Зимнего фестиваля «Берингия» мы смогли обратить внимание туристов на уникальный зимний сезон на Камчатке, активно балансируем сезонность. Растет семейный сегмент, развивается самодеятельный туризм, когда гости самостоятельно бронируют авиаперелет и гостиницу и собирают для себя программу на месте, покупая у туроператоров однодневные экскурсии.
- Камчатка – это полуостров. Как вы планируете осуществлять поручение Президента по развитию автомобильного туризма в условиях сложной доступности? Какая, на ваш взгляд, перспектива развития данного направления: будет ли это внутренний (региональный) продукт или будет активное привлечение автотуристов со всей России?
- Камчатка не связана автомобильными дорогами с соседними регионами, это делает практически невозможным посещение нашего региона туристами на личном автотранспорте. Но вместе с тем, Камчатка – один из самых автомобилизированных регионов нашей страны, и уж чего, а дефицита автолюбителей и автомобилей у нас нет. Для гостей из других регионов у нас действуют предприятия автопроката, и я уверен, что по мере развития интереса к теме автотуризма, их автопарк и предложение будет только расширяться.
Тем более, что уже в ближайшие два года на Камчатке станет доступной для автолюбителей первая в стране полноценная автомобильная дорога общего пользования, построенная специально в интересах развития туризма. Я говорю о подъездной дороге к кластеру «Три вулкана», которая возводится в рамках Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Это совершенно уникальная и красивейшая дорога, которая пройдет по широко известной Паратунской долине к самому подножию Вилючинского вулкана.
К концу года мы ожидаем появление асфальтированной дороги на Халактырский пляж к Тихому океану – популярному месту притяжения как гостей полуострова, так и местных жителей.
Добраться до центральных районов Камчатки теперь можно гораздо комфортнее и быстрее благодаря появлению асфальтированой автотрассы Петропавловск-Камчатский – Мильково. Кроме того, появилась дорога к уникальному туристическому объекту «Соколиный центр» – самому крупному репродуктивному центру краснокнижных птиц в мире.
Мы ждем автотуристов со всей страны. Пусть вся сеть комфортных для автотуризма дорог у нас составляет немногим более одной тысячи километров, но на всем протяжении этих дорог у нас есть невероятно красивые виды, вулканы, термальные источники и другие достопримечательности.
_______________________________________________________________
Материал опубликован в Дайджесте РТФ «Путешествуй!»
Отдельные регионы Дальнего Востока отчитались о росте туристического потока в минувшем году. В Бурятии за 11 месяцев прошлого года туристический поток увеличился на 46%, составив порядка 614 тыс. человек. В Хабаровском крае турпоток в январе-ноябре 2023 г. достиг 1,2 млн человек.
Возведение музейных пространств, новых концертных и выставочных площадок в регионах предусмотрено долгосрочными планами комплексного социально-экономического развития городов. Так, в Приморье на 2025 г. намечена сдача музейного и театрально-образовательного комплекса во Владивостоке (на сопке Орлиное гнездо), возводимых ООО «Стройтрансгаз-Восток». Комплекс будет включать 13 объектов общей площадью свыше 163,7 тыс. кв. м. – в том числе филиалы Мариинского театра, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока.
В 2024 г. в Южно-Сахалинске запланировано открытие центрального экспозиционного зала «Современник» в рамках проекта «Художники Сахалинской области». В рамках данного проекта уже открыты выставочные пространства в ТРК «Сити Молл», аэропорту Южно-Сахалинска, в зале арт-резиденции «Маяк». Также положительное заключение Главгосэкспертизы в начале текущего года получил проект четырехэтажного музейного комплекса – филиала Российского этнографического музея. Площадь музейного пространства на улице Есенина должна составить более 3,5 тыс. кв. м. Завершить строительство планируется в 2025 г.
В Улан-Удэ предполагается построить здание - постоянную концертную площадку для Национального музея и театра «Байкал» (в настоящее время лишен постоянной концертной площадки). Ввод театрально-культурного центра «Байкал» в Центральном районе города намечен на первый квартал 2026 г. Концессионером является УК «Инфратех Концессии» («Ростех»), соглашение с которым было заключено правительством Бурятии в октябре прошлого года.
В здании общей площадью 18,9 тыс. кв. м будут расположены театрально-концертный зал на 1 тыс. мест с амфитеатром, малый зал, четыре балетных зала, два репетиционных зала, вокальные классы и кабинеты, студии звукозаписи, видеозаписи, фотостудии. Рядом с театром планируется создать театральную площадь и летнюю фестивальную площадку. Объем инвестиций составит более 4,7 млрд рублей, в том числе 1,7 млрд рублей капитального гранта из федерального бюджета.
Также к 2026 г. в Улан-Удэ планируется построить Национальный музей республики Бурятия. Объем инвестиций в строительство оценивается в 3,7 млрд рублей. Площадь музейного комплекса составит 14,8 тыс. кв. м[1]. Он будет включать выставочное пространство, конференц-зал, визит-центр, экскурсионное бюро, галерею, кафе, хранилища, реставрационные мастерские, детский центр, летнюю террасу и библиотеку. Около здания должны быть размещены площадки для отдыха и открытых экспозиций. Строительство будет вестись в Советском районе города, на берегу реки Уда. Концессионное соглашение с компанией «Инфратех Концессии» («Ростех») также было заключено осенью прошлого года.
Между тем в Приморском крае у наиболее крупного казино в ИРК «Приморье» может смениться владелец. Гонконгская компания Oriental Regent Limited (основной акционер – Summit Regent) рассчитывает продать долю в G1 Entertainment (оператор казино Tigre de Cristal). Сумма сделки предварительно оценивается в 116 млн долларов США. В настоящее время Oriental Regent Limited приостановила работы в рамках второй очереди развития объекта на фоне пандемии и санкций. В качестве потенциального покупателя рассматривается российская компания ООО «Дальневосточный актив» (учредители в равных долях – ООО «Восток финанс»[2] и ООО «Эн+ Туристическая инфраструктура» О.Дерипаски).
Следует отметить, что в Приморье планируется реализация новых проектов в сфере гостиничного бизнеса и торговли. Круглогодичный морской курортный комплекс в Хасанском районе намерено построить ООО «Курорты Приморья»[3]. Номерной фонд комплекса должен составить 3,5 тыс. номеров, он займет территорию в 150 га. Объем заявленных инвестиций превышает 30 млрд рублей. Завершить работы предполагается в 2030 г. (первые 750 номеров планируется сдать в 2027 г.). Напомним, что президент В.Путин в минувшем году поручил создать к 2030 г. круглогодичные морские курорты в рамках проекта «Пять морей»[4], рассчитанные на принятие до 10 млн человек ежегодно. Не уточняется, является ли проект «Курорты Приморья» частью данного плана, тем не менее он совпадает с ним по установленным срокам реализации.
Тем временем в Уссурийске (входящее в городской округ село Новоникольск, участок планируется включить в ТОР «Михайловский») предполагается создать кластер международной торговли на территории в 21 га. В феврале вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев поручил проработать вопросы определения инвестора и механизмов для создания экспоцентра и туристической инфраструктуры кластера. Реализовать проект предполагается в течение трех лет – с 2025 г. по 2028 г.
В сфере строительства спортивно-туристических комплексов в Хабаровском крае в конце 2023 г. завершился первый этап строительства спортивно-туристического комплекса «Хехцир» (инвестор – ОАО «Центр инновационных технологий города Хабаровска»). Курорт расположен в 25 км от Хабаровска, на склоне горного хребта Большой Хехцир. На текущем этапе в строительство комплекса вложено около 1 млрд рублей (ведется с 2019 г.). На сегодняшний день на курорте действуют два снежных склона протяженностью 1,2 км и 1,3 км, канатная дорога, кресельный подъемник, прокат оборудования. Для курорта построена новая ЛЭП длиной 1,4 км.
В рамках сахалинского горнолыжного курорта «Горный воздух» запланировано строительство новых средств размещения. Резидент ТОР компания «Гамма» намерена инвестировать 2,3 млрд рублей в создание отеля на 235 номеров. Ввод гостиничного комплекса намечен на четвертый квартал 2027 г. Комплекс будет также включать ресторан и конференц-зал.
Между тем компания с китайским капиталом ООО «Стройдомкомфорт» рассчитывает инвестировать 250 млн рублей в строительство туристических объектов в рамках «Горного воздуха» - гостиницу (4 звезды), жилой квартал и гольф-поле. Подробности проекта не раскрываются инвестором, но известно, что ввод гостиницы намечен на четвертый квартал 2027 г.
В Забайкальском крае резидент ТОР ООО «Масма-Драйв» (холдинг «Масма»[5]) реализует проект по созданию картинг-центра в Чите. Объем инвестиций оценивается в 80 млн рублей. Открытие первой очереди комплекса намечено на первый квартал 2025 г. – она включает трассу протяженностью 1,22 км и автосервис. В четвертом квартале 2025 г. предполагается построить главный корпус с гостиницей на 16 номеров, трибуны и парковку, сервис-парк. Третий этап предусматривает возведение здания крытого картодрома и торгового центра. Прокат в крытом автодроме должен открыться в первом квартале 2027 г.
В целях развития круизного туризма на Дальнем Востоке Госдумой в декабре 2023 г. в третьем чтении был принят разработанный Минвостокразвития законопроект, отменяющий применение правил пограничного режима в отношении круизных судов под флагом РФ на территории Дальнего Востока и в Арктической зоне РФ. Он вносит изменения в закон «О государственной границе Российской Федерации».
Для российских круизных судов, перевозящих туристов, правила пограничного контроля не будут применяться, если они заходят в порты и пункты в районах внутренних морских вод и территориального моря РФ, входящих в Арктическую зону РФ или Дальневосточный ФО. Предполагается, что суда должны направлять уведомление в пограничные органы безопасности перед началом круиза. Ожидается, что упрощение процедуры позволит туроператорам, круизным компаниям формировать более привлекательные маршруты.
Напомним, что еще одним туристическим направлением, которое предполагается развивать на Дальнем Востоке, является промышленный туризм. Пока разработка готовых туристических предложений находится на начальном этапе. Власти Сахалинской области, Амурской области, Хабаровского и Забайкальского краев в ноябре заключили соглашение о создании межрегионального индустриального маршрута «Здесь начинается рабочий день». Предполагается, что маршрут будет включать не менее 15 объектов, в том числе космодром «Восточный», авиационные заводы, горнодобывающие предприятия. Следует отметить, что осенью минувшего года в рамках пакетных туров стало доступно посещение космодрома «Восточный» в Амурской области (со стоимостью от 15 тыс. рублей для туристов с дальневосточной пропиской).
Что касается развития туристических проектов на дальневосточных гектарах, то часть из них рассчитана на круглогодичный туризм. Так, в Хабаровском крае на берегу горной реки Хор (район им. Лазо) с конца 2022 г. работает круглогодичная база отдыха «Заимка Узалы». В селе Новое Корсаковского района Сахалинской области на четырех гектарах реализуется проект «Айна Тур». Он включает традиционные юрты, ремесленную мастерскую, музей сахалинских археологических артефактов, на территории комплекса проживают 112 ездовых собак, семь северных оленей, две ламы-альпаки. В 50 км от Улан-Удэ в Бурятии создан туристический этнокомплекс «Степной кочевник» (близ села Нарын Ацагат, Заиграевский район). На территории комплекса ежегодно проводится международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников». Также в течение года проводятся празднования, фестивали, этно-квесты. Наконец, в Якутии около села Бердигестях (Горный район) построена турбаза «Маатта», где в январе состоялось открытие нового объекта Maatta House, рассчитанного на размещение до 25 человек в дневное время, и 8 человек с возможностью остаться на ночь.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Заемное банковское финансирование, собственные средства компании-концессионера и средства федерального бюджета в виде капитального гранта в размере около 1,7 млрд рублей.
[2] Гендиректор – Д.Афиногенов, также являющийся руководителем Ассоциации игорных зон России.
[3] Учредитель – инвестиционный фонд «Северная эгида – региональный». Управляющей компанией фонда является ООО «Северная эгида», принадлежащее С.Ногинской, связанной с управлением активами А.Ротенберга. Входящая в «Мостотрест» А.Ротенберга компания «Трансстроймеханизация» строит в Приморском крае автотрассу «Владивосток – Артём – Находка – порт Восточный».
[4] Японское, Балтийское, Черное, Азовское и Каспийское моря.
[5] Принадлежит экс-главе администрации Читы (2014-16 гг.) В.Забелину.
Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.
— Михаил, в моем понимании ты — до мозга костей человек природы, ты всегда в каких-то походах, покорениях горных вершин и в планах о дальнейших подобных событиях. Как пришла такая привязанность к туризму?
— В первый свой большой многодневный поход я отправился в возрасте 11 лет и до сих пор не могу с этой темы соскочить. Тогда я записался в туристический клуб «Землепроходцы», который работал при школе, где я учился, и занимался там до окончания школы, после устроился работать в этот клуб инструктором. В трудовой книжке с тех пор — одно место работы — Камчатский дом детского туризма, который, правда, периодически немного менял названия. Надо сказать, я благодарен родителям, что они доверяли мне и поддержали мое увлечение.
— Ты много путешествуешь, расскажи о своем самом крутом переживании, связанном с природой, на Камчатке и за ее пределами.
— На самом деле, хотелось бы путешествовать больше. В моем личном топе — два приключения на Камчатке. Первое — вулкан Камень.
Все хорошо знают вулкан Ключевская сопка, это такой местный бренд. Но удивительно, что мало кто знает его соседа — вулкан Камень, который соединен с Ключевской сопкой перевалом Вулканологов. Это довольно высокая гора высотой более 4 тыс. метров, склоны которой – это не столько шлак и снежники, а сплошной монолитный лед. Можно сказать, альпинизмом я занялся, еще только на фотографии увидев этот вулкан. При подъеме на Камень я испытал одно из мощнейших эстетических и духовных переживаний в своей жизни. Зимой в ночь перед восхождением, в домике на перевале Вулканологов, я вышел и увидел с одной стороны огромный Ключевской, у которого светилась верхушка (начиналось извержение), услышал его рокот, который чувствовался скорее диафрагмой, чем ушами. С другой стороны от меня был Камень — в свете луны его ледяные склоны сияли, а его льды периодически издавали громкий треск, похожий на выстрелы. Получается, с одной стороны огненная гора, с другой — ледяная, над ними луна, и ты между всем этим просто теряешься — это очень мощно.
Второе невероятное по силе ощущение — поход в район Ичинского вулкана. Там есть стойбище под вулканом, где мы встретили бригаду эвенов, которые перегоняли оленей. Там очень красивая местность, мало посещаемая (надеюсь, такой и останется), со здоровенными отвесными стенами гор, похожими на вершины Патагонии, с огромными лавовыми полями, настоящей тундрой, где много ягоды, медведей и оленей. Никогда не забуду, как мы перевалили через застывший лавовый поток и далеко внизу увидели абсолютно плоскую равнину около озера Кетачан. Подходил циклон, сильный ветер гнал облака и по этой плоской равнине мощно двигались столбы золотого света из прорех в тучах, а в этих столбах золотого света – сотни северных оленей.
За пределами Камчатского края абсолютный мой максимум и по сложности, и по ощущениям это — пик Озоди в Таджикистане (бывший пик Корженевской). Один из семитысячников бывшего Советского Союза. Когда нам удалось туда сделать восхождение — это были очень сильные ощущения: огромное напряжение сил на грани моих возможностей и навыков — и такое невероятное воздаяние за потраченные силы! Моральное, эстетическое, духовное переживание, подобного которому не было, но, надеюсь, еще будет.
— Для того, чтобы быть наставником для других, нужно самому иметь за плечами богатый опыт — и он у тебя есть, — причем то, как ты рассказываешь, думаю, также является вдохновением для детей и подростков к погружению в природу. Расскажи, что получают обучающиеся в Доме туризма?
— То, что ребята получают у нас — универсальные компетенции по умению обеспечить свою безопасность, оценивать риски, работать в ситуации стресса, усталости, принимать оптимальные решения в сложных ситуациях. Все это применимо в любой сфере жизни. Кроме того, Камчатка — это место, где вероятность оказаться в дикой природе у любого человека довольна велика, и, если он умеет вести себя там правильно, это уже большой плюс.
Основной ресурс Камчатки — это природа. Если мы ребенка максимально погружаем в природу — мы «якорим» его на Камчатке. Если уникальная природа становится естественной для человека с детства — он понимает этот кайф, и есть большая вероятность того, что он здесь останется. А проблема оттока населения, к сожалению, на Камчатке, как и на всем Дальнем Востоке, является существенной. Кстати, мы сделали исследование среди людей, кто занимается коммерческим туризмом на полуострове – спросили, кто из них пришел в профессию из детского туризма. Оказалось, больше 60% в детстве занимались в туристических клубах при школах или ходили в походы с семьей. Получается, когда человек с детства погружен в такую среду, он с большой вероятностью продолжит этим заниматься. Получается, в меру своих сил, создаем базу для формирования кадров для турима.
— Какие-то официальные документы по окончании обучения выдаете?
— Документов, которые дают право вести профессиональную туристическую деятельность — нет. Это может быть плюсом к портфолио выпускника. Центр — образовательная организация и наша миссия — привести ребят в мир дикой Камчатки, сделать это безопасно, с удовольствием и в перспективе дать импульс в выборе профессии. У нас занимается около тысячи ребят по всей Камчатке. Наши клубы работают на базе школ — таких более 30 по краю. Ребята занимаются по направлениям: «Спортивный туризм» (маршруты, дистанции, первые шаги), «Юный путешественник», «Основы туризма», «Твоя Камчатка» и ряд других. Стремимся покрыть весь спектр деятельности, который связан с активным туризмом. Хотим, чтобы появилось новое направление «Водный туризм». Строим обучающую программу как некую цепочку приключений, которые постепенно усложняются и в итоге выливаются в большой поход.
— Для взрослых есть какие-то «детско-юношеские» программы — для начинающих?
— Делали пилотные наборы для взрослых людей, желающих обучиться туризму с нуля. Первые шаги человеку трудно сделать, но желающие есть. За два последних года сделали четыре набора — около 60 человек прошли у нас обучение. И планируем развивать это направление, спрос есть. Дети обучаются бесплатно, взрослые — на платной основе.
— Куда бы ты посоветовал пойти гостям Камчатки, не боящимся туристических нагрузок, но не профессиональным туристам?
— Если говорить о людях, которые готовы «встать под рюкзак», я рекомендую Налычевский природный парк. Это простая и недорогая логистика. Можно доехать даже рейсовым автобусом. Тут такой срез Камчатки, очень компактно расположенный – действующие вулканы, горячие источники, нерестовые реки, медведи. А если осенью туда попасть — это просто сумасшествие: золото листвы, багряная тундра, белые вершины и синее небо. Если нет желания с рюкзаком путешествовать — можно попробовать взойти на Авачинский вулкан — он очень доступный с точки зрения логистики, на вершину ведет хорошая тропа, при этом это – полноценный действующий вулкан высотой более 2700 метров. Когда подходишь к кратеру, к лавовой пробке, которая его покрывает – видишь серные отложения, дымящиеся фумаролы, можно руками почувствовать тепло недр – это очень сильные ощущения. Надо сразу сказать, что без опытного проводника ходить туда не рекомендуется, и нужно иметь соответствующую подготовку и экипировку. Обязательно к посещению побережье океана.
Еще относительно доступное место — район Мутновского и Горелого вулканов — там все, что есть на Камчатке, компактно расположено. Если есть желание с пользой потратить время и деньги — надо попасть в район Ключевской группы вулканов — там совершенно другая Камчатка, нежели вокруг Петропавловска. Там надо постараться побывать хотя бы раз в жизни, если тебе интересен Камчатский край.
— Я так понимаю, что все эти локации — и не только эти — ты планируешь показать своему сыну? В каком возрасте он впервые начал изучать Камчатку и приобщаться к спортивному туризму?
— На природе он первый раз переночевал в четыре месяца. Тихон Михайлович очень внимательно смотрел на костер и крепко спал в палатке. Думаю, он остался доволен. Мы ходили с семьей на океан.
— Ты используешь профессиональные навыки в воспитании сына?
— Это один из самых больших моих страхов. Объясню: я очень хочу, чтоб мои профессиональные навыки пригодились сыну. Мечтаю с ним, когда подрастет, заниматься активным туризмом. Я ему могу качественно и полноценно это дать, но боюсь, что ему не понравится, ведь так бывает… Очень многие делают такую ошибку – занимаются активным туризмом так, чтобы ребенок был рядом – чтоб под присмотром. А чтобы заниматься туризмом с ребенком, нужно полностью подстроиться под него – выбрать нужные нагрузки, маршрут, содержание. Я очень надеюсь, что я смогу, вооруженный своим опытом, сделать так, чтобы Тихон тащился от этого также, как и я тащусь. Я постараюсь сделать все правильно.