На Транссибирской магистрали на территории Забайкальского края с рельсов сошли 11 грузовых вагонов. Пострадавших нет, движение по железной дороге временно приостанавливалось, сейчас оно восстановлено.
Как сообщает Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ, авария произошла на перегоне Куэнга – Приисковая Забайкальской железной дороги. Опрокинулось семь пустых вагонов, а также один, груженный соей. Повреждено 200 метров железнодорожного полотна и километр электрических сетей. Из-за аварии было задержано три пассажирских поезда дальнего следования.
Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности причинение крупного ущерба. Следователям предстоит выяснить причины произошедшего, а также определить нанесенный ущерб.
Подтопления в Приморье начались еще в конце мая, когда в регион стали один за одним приходить тайфуны – в зоне риска оказывались то один, то другой район края, но в августе масштаб бедствия вырос многократно. Как заявили в администрации Уссурийска – нынешний паводок стал самым разрушительным за последние 10 лет.
Ещё накануне подхода тайфуна Ханун 4-5 августа в Приморье прошли сильные ливни, которые наделали немало бед – так, в Красноармейском, Чугуевском и Ханкайском районах отрезанными от внешнего мира оказались 14 поселков, на 20 участках дорог образовались переливы. Из-за затопления дорог даже пришлось закрыть пункт пропуска Полтавка – Дуннин на российско-китайской границе, позже это вылилось в многочасовые очереди на другом пункте пропуска в Приморье Пограничный – Суйфэньхэ, где пришлось перейти на работу в две смены.
Не успев справиться с последствиями непогоды, в Приморье стали готовиться к приходу Хануна. О его приближении синоптики предупредили в первой декаде августа, прогноз обещал мощные ливни, сопровождающиеся штормовым ветром. Все так и случилось, вот только последствия тайфуна проявились несколько позже, когда стали наполняться сначала малые и горные реки, а затем и более крупные, в том числе, Уссури.
Предугадывая неблагоприятные последствия, в Приморье стали стягивать дополнительные силы: 9 августа из Хабаровска выехала
группировка спасателей Амурского центра МЧС, в которую вошли 50 человек, усиленные пятью единицами техники и четырьмя плавсредствами. Их направили в Дальнереченск и Уссурийск – как в воду глядели…
К 12 августа в 14 районах края был введен режим ЧС, 31 населенный пункт остался без наземного сообщения, подтопленными оказались 543 дома, почти 1400 приусадебных участка и 40 участков автодорог. Из-за обильных осадков водность большинства рек региона стала выше обычной почти в четыре раза, а реки Раздольная в Октябрьском районе – в шесть раз, из-за чего пришлось эвакуировать 160 человек из сел Синельниково 1, Старореченское и Константиновка.
А вода все прибывала и прибывала. Более того, гидрологи спрогнозировали, что в верхних течениях рек максимальный уровень воды будет достигнут 12-13 августа, в среднем и нижнем течении рек – 14-16 августа.
Первым стал тонуть город Спасск-Дальний, вода быстро прибывала в заречную часть города. Началась эвакуация жителей. Затем «пал» Уссурийск, где прорвало дамбу, построенную специально для сдерживания паводка. В микрорайоне «Семь ветров» вода подступила к окнам квартир на втором этаже, в 70 домах отключили электричество.
В крае открыли 13 пунктов временного размещения, где «прописались» 550 человек, всего же было эвакуировано свыше двух тысяч человек.
Уже тогда стало ясно, что своими силами региону не справиться. Для ликвидации последствий в Приморье была направлена оперативная группа центрального аппарата МЧС России, всего в крае было задействовано 653 человека и 205 единиц техники.
15 августа в Приморье ввели режим ЧС краевого масштаба. По мнению властей, это поможет привлечь дополнительные силы, скоординировать действия, а также при необходимости обратиться за помощью в федеральный центр. Впрочем, такая помощь не заставила себя долго ждать – в своем Telegram-канале глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что министерство выделит на устранение последствий тайфуна 340 млн рублей.
«После тайфуна Ханун, тяжелее всего ударившего по Уссурийску (обстоятельствами прорыва дамбы занимается прокуратура), Приморье ждет тайфун Лан. Предоставим Приморскому краю средства на ликвидацию последствий наводнения в объеме 340 млн рублей», – сказал Алексей Чекунков.
Пострадали, кстати, не только местные жители. Август – «высокий» сезон, когда на пляжи Приморья устремляются тысячи дальневосточников практически из всех регионов, нередко – на своих автомобилях. Из-за размытых дорог, в том числе, участка федеральной трассы «Уссури» Хабаровск – Владивосток, многим пришлось провести ночь в машинах и придорожных гостиницах.
Всего в Приморье подтопленными оказались более 5 тыс. жилых домов, 7,4 тыс. приусадебных участков, свыше 80 участков дорог, вода отрезала от сообщения 66 населенных пунктов, без света оставались более 20 тыс. человек.
Дамбу в Уссурийске, которая вообще-то должна была защитить город от подобных явлений, строили несколько лет: сроки постоянно переносились, в итоге к лету 2023 года ее попросту «пересыпали» – именно в этом месте ее и прорвало. По данному факту прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по статье «Халатность».
«Дождемся расследования, думаю, виновные будут названы и наказаны. В любом случае сейчас подрядчику необходимо подготовить технику, стройматериалы, определиться с типом грунтов и местом их забора. В рамках режима ЧС будем отсыпать, укатывать эту дамбу, чтобы она отвечала всем требованиям», – сказал по этому поводу губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Как оказалось, объект не был достроен в намеченный срок, из 11 этапов строительство были выполнены девять. Также возбудили второе уголовное дело – из-за нарушения правил безопасности при ведении строительных работ, что повлекло причинение крупного ущерба. Весной, кстати, за отступление от проектной документации подрядчика привлекали к административной ответственности. Теперь, судя по всему, грозит уголовная.
«Это небывалый паводок с момента наблюдений. Тот конструктив, те высоты, которые были сделаны, не выдержали, так как дамба не была возведена на проектные отметки, что были предусмотрены проектом. А задержки как раз и были вызваны непогодой, которая установилась в крае», – отметил заместитель руководителя федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров.
Как только спала вода, подрядчик приступил к восстановлению дамбы. Губернатор Приморья Олег Кожемяко поручил министру природных ресурсов и охраны окружающей среды региона на месте контролировать ход работ.
Последствия и компенсации
Пострадавшие во время паводка могут рассчитывать на выплаты. Во-первых, это единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей в случае нарушения условий жизнедеятельности, т.е. если жилой дом затоплен на 10 сантиметров и более или повреждены части его несущих конструкций. Во-вторых, это финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 или 100 тысяч рублей в зависимости от степени утраты имущества. В-третьих, единовременное пособие в случае получения вреда здоровью при ЧС в размере 200 или 400 тысяч рублей в зависимости от степени тяжести вреда. Кроме того, предусмотрено единовременное пособие в случае гибели члена семьи в результате ЧС в размере миллиона рублей.
Погибших оказалось шестеро – двое детей утонули, когда их затянуло в сточную трубу, куда стекала вода после прошедших ливней.Один мужчина погиб, пережидая паводок в собственном доме, еще двое – в дороге, один ехал на велосипеде, второй на электросамокате, их попросту смыло, еще одного погибшего нашли под Уссурийском.
Глава региона Олег Кожемяко отправил в пострадавшие районы свыше 70 сотрудников правительства Приморского края помогать наводить порядок.
Не остались в стороне и дальневосточники: пункт сбора помощи пострадавшим от паводка жителям Приморья открыли в Чите, забайкальцам предлагается приносить тепловые пушки, мотопомпы, дизельные генераторы, необходимые вещи, в том числе школьные принадлежности. Гуманитарную помощь прислали Сахалин, Камчатка, ЕАО. 72 тонны «гуманитарки» доставил специальный рейс из Беларуси.
«В сборе гуманитарной помощи принимала участие буквально вся страна. Учитывая наши добрососедские отношения, многие откликнулись на беду Приморского края и включились в этот процесс. Помощь предоставлена из фонда Госрезерва, от предприятий легкой промышленности, пищевой промышленности», – заявил начальник главного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны МЧС Республики Беларусь Игорь Гайшун.
Впрочем, убытки еще только предстоит подсчитать. И они, судя по всему, будут не только прямые. Как оказалось пункт пропуска Полтавка – Дуннин, который 8 августа пришлось закрыть из-за размытых подъездных дорог, откроется нескоро: частично разрушенным оказался мост через реку Гранитная, Росгранстрой оценивает масштаб ущерба.
По предварительным оценкам Ханун нанес ущерб 320 хозяйствам края, в основном пострадали посевы сои. Муниципальные комиссии составляют акты для компенсации ущерба застрахованным сельхозпроизводителям.
Оказать финансовую помощь региону поручил и Президент РФ Владимир Путин. Соответствующее указание он дал главе МЧС РФ Александру Куренкову.
«Вы тогда вместе с губернатором организуйте соответствующий запрос, оформите все, что нужно. Понятно, что нужно делать в таких случаях, и сделать нужно как можно быстрее», – поручил Владимир Путин.
Вулкан Шивелуч - самый северный действующий исполин на Камчатке и один из тех, чьи извержения у вулканологов принято называть взрывными. Гигант готовился к мощному выбросу достаточно давно - активно наращивал молодой лавовый купол, спускал раскаленные лавины и изредка баловал пепловыми выбросами на высоту до 6-10 км над уровнем моря.
«Рыболовно-охотничья база, которая принадлежит нашей компании, находится как раз в районе действия вулкана Шивелуч. Мы привыкли уже к такому соседству, нет-нет и посыпет пепел в любое время. Было такое в 2019 году. Тогда из брандспойтов отмывали статуи, деревья на территории базы», - рассказала EastRussia ведущий менеджер туристической компании «Камчатка трофейная» Ирина Каминская. «Хорошо, что такое событие произошло до начала туристического сезона, потому что оно очень мощное, насколько мы видели сегодня», - добавила собеседница, отметив, что компания в предстоящем турсезоне пока не планирует прекращать организацию рыболовных туров в том районе.
последствия пеплопада в пос. Ключи
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
При организации поездок к действующим вулканам должны соблюдаться максимальные меры безопасности. Во-первых, необходимо постоянно сверяться с официальными источниками, дающими рекомендации по тому или иному району. Во-вторых, гиды, оказывающие услуги по сопровождению туристов, должны иметь соответствующую подготовку, ведь на маршруте опасным может быть не только извержение на вулкане, но и вулканический рельеф, например, каньоны, горные реки и сыпучие склоны. В-третьих, прежде чем предлагать гостям полуострова тот или иной маршрут, он должен пройти апробацию гидами.
«В предстоящем турсезоне мы планируем реализовать маршрут с наблюдением за вулканом Шивелуч. Но вначале нам нужно убедиться в безопасности этого мероприятия для туристов. Как только станет возможно, закончатся пеплопады и активная фаза извержения, и специалисты, в том числе вулканологи скажут, что уже безопасно, мы поедем в район поселка Ключи, чтобы посмотреть на последствия извержения Шивелуча. Будем делать это с максимально безопасного расстояния. Подъезжать близко не планируем», - рассказал один из руководителей компании «Горы по колено» Андрей Остроухов.
Шивелуч коварен взрывным типом извержений и возможными пирокластическими потоками, от которых невозможно убежать. Вместе с тем, окрестности исполина очень живописное и уникальное место - там гигантские пепловые поля в окружении лиственниц, такого на Камчатке, а может быть и в России, больше нет. «Поэтому его надо показывать гостям, но только при соблюдении всех мер предосторожности», - сказал собеседник.
Министерство туризма Камчатского края подготовило обращение к самодеятельным путешественникам и туристическим компаниям с предостережением от поездок в район Шивелуча в ближайшее время.
«Я хочу обратиться ко всем, кто хочет осуществить поездку к извергающемуся вулкану, и напомнить, что туризм создан для отдыха людей и наполнения положительными впечатлениями. Ни ваше здоровье, ни ваша жизнь не стоят того, чтобы посещать зону чрезвычайного происшествия и рисковать своей жизнью, жизнью близких или клиентов», - рассказал East Russia министр по туризму Камчатского края Владимир Русанов.
При этом чиновник отметил, что легальные туроператоры осведомлены об опасности приближения к вулканам Шивелуч и Безымянный, которые находятся в стадии извержения. Он надеется на благоразумие самодеятельных туристов и компаний, оказывающих свои услуги в «серой зоне». К сожалению, в 2022 году, когда с Шивелуча начали сходить раскаленные лавины, именно такие нелегальные организаторы собирали тургруппы по рекламе в соцсетях, везли туристов и старались подъехать к лавовому потоку максимально близко.
«Отдельные недобросовестные гиды и “серые” туристические организации в 2022 году пользовались нездоровым ажиотажем туристов-экстремалов вокруг извержения вулкана и организовывали поездки в опасные зоны. Каждый, кто соглашается на такие небезопасные поездки, должен отдавать себе отчет, что идет на огромный риск. Жажда наживы у “серых” фирм превалирует над здравым рассудком и умением просчитывать риски», сказал Владимир Русанов.
Вулкан Шивелуч в ночь на 11 апреля выбросил столб пепла на высоту до 20 км над уровнем моря. Пеплопад в поселке Ключи, находящемся в 45 км от исполина, стал самым сильным с 1964 года. За четыре часа там выпало 8,5 см пепла.
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
Триггером, к извержениям вулкана Безымянный 7 апреля и вулкана Шивелуч сегодня, могло стать сильное землетрясение магнитудой 6,9, произошедшее в Авачинском заливе 3 апреля, сообщил директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, член-корреспондент РАН Алексей Озеров.
«Сейсмические волны, проходя через магматическую колонну, передали в нее дополнительные резкие энергетические импульсы. Вследствие этого произошло расширение огромного количества пузырьков газа в магме, что привело к критическому увеличению объема расплавленного вещества в колонне и реализовалось на поверхности в виде мощнейших извержений», - сказал Алексей Озеров.
По последним данным, пепел от Шивелуча сегодня зафиксировали в районе вулкана Жупановский в 70 км от Петропавловска-Камчатского. Однако до краевой столицы облако не дошло, сместившись в Тихий океан. Ученые продолжают непрерывное аппаратное и спутниковое наблюдение за исполином. Наблюдать за событиями в реальном времени по видеокамерам, установленным в поселке Ключи, пока не позволяет погода - вулкан затянут облачностью.
На кадрах видеорегистратора, случайно снявшего момент взрыва, видно, как детонация выносит фрагменты стен, стёкла из квартиры дома по улице Боровой 6. Спустя несколько минут сюда прибыли спасатели. По предварительной информации, после ударной волны ничего не загорелось, но обрушились межэтажные перекрытия между пятым этажом и крышей, а также между четвёртым и пятым этажами. Из дома в общей сложности пришлось эвакуировать 117 человек.
Больше шести часов спасатели с угрозой собственным жизням разбирали завалы на пятом этаже первого подъезда и сумели спасти 12 человек, трое из которых - дети. Семилетний мальчик, получивший множественные травмы, находится в тяжёлом состоянии. Сила взрыва была такой, что окна выбило в соседних домах по Боровой, 4 и Боровой, 8.
Справка: Антипиха - посёлок на восточной окраине Читы, где раньше был военный городок, который относится к Ингодинскому району города. Здесь постоянно живут 3,2 тысячи человек, большая часть из которых - гражданское население.
Чтобы достать из завалов всех пострадавших, несколько раз объявлялись минуты тишины. Спасатели слушали, а потом шли на доносившиеся из-под обломков голоса разгребать бетон и обломки кирпичей, доставали людей, несли их по перекинутой с пятого этажа лестнице и отдавали врачам скорых.
Сразу после сообщения о взрыве на место выехали губернатор Забайкальского края Александр Осипов, министр ЖКХ края Алексей Головинкин, замгубернатора Александр Костенко и зампред краевого правительства Алексей Сергейкин. К тому моменту завалы разгребали с помощью автокрана, трёх самосвалов и другой техники, у дома в первый час после ЧП дежурили шесть автомобилей скорой помощи.
Первый час после трагедии
Вокруг дома по Боровой, 6, - десятки спасателей и врачей, развёрнут оперативный штаб, толпы замерших жителей, которые пересказывают друг другу всё, что известно от знакомых, случайно услышанных разговоров сотрудников оперативных служб. Кто-то стоит в оцепенении, всматриваясь в обломки бетонных стен: сколько сейчас там людей?
Наконец появляется информация про двух первых спасённых. Медики зафиксировали у них лёгкие травмы.
В 15:30 в пресс-службе следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю сообщили, что на место взрыва выехали следователи. Спустя чуть более часа после начала доследственной проверки сотрудники СКР возбудили уголовное дело по статьям «Оказание услуг ненадлежащего качества» и «Халатность». Расследование уголовного дела на контроль взял председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Второй час
К четырём часам дня минздрав региона сообщил о трёх пострадавших, в том числе семилетнем ребёнке, которых увезли в городскую больницу № 1 и краевую детскую клиническую больницу. Мальчика сумели вытащить из-под бетонных плит, зафиксировали на жёстких носилках и спустили вниз по автолестнице.
«Маму возьмите!» – слышно на видео сквозь рыдания женщины, стоящей около скорой в толпе людей.
Позже выяснилось, что у пострадавшего ребёнка травмирован шейный отдел позвоночника, тяжелый ушиб головного мозга, закрытая травма живота и грудной клетки, ушиб лёгких и сердца, 30-40% ожогов и переохлаждение.
«При взрыве бытового газа в посёлке Антипиха пострадало 11 человек, из них четверо детей. Один ребёнок находится в тяжёлом состоянии, трое других - в удовлетворительном. Медицинская помощь оказывается семерым взрослым. Из них одна женщина на в тяжелом состоянии, двое - в средней степени тяжести, остальные удовлетворительные», - сообщил директор Забайкальского территориального центра медицины катастроф Руслан Долгов.
Ближе в вечеру запустили телефон доверия МЧС России, по номеру которого родственники могли узнать о судьбе своих близких, проживающих в этом доме, а также получить психологическую помощь.
Помощь пострадавшим
Для эвакуированных жителей в Ингодинском районе города развернули пункты временного размещения. По двум не пострадавшим подъездам вопрос поначалу не был решён окончательно, однако после в администрации Читы сообщили, что их тоже закроют, потому что дом обесточен.
По словам зампреда краевого правительства Алексея Сергейкина, в пункты временного размещения точно заберут жителей двух подъездов с обрушившимися перекрытиями, в остальных квартирах находиться безопасно. После того, как висящие обломки обрушат, начнутся широкомасштабные разборы завалов.
Начальник третьего пожарно-спасательного отряда МЧС России Юрий Малюков, рассказал, что от взрыва пострадали шесть квартир на 4-м и 5 этажах, площадь завалов составила 1800 кубических метров.
В 9 часов вечера из завалов вытащили всех людей, аварийно-спасательные работы были закончены.
Управляющие компании двух соседних пострадавших домов по Боровой, 4 и 8 начали экстренно вставлять новые окна вместо разбитых, а жители - самостоятельно затягивать плёнкой треснувшие стёкла.
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов вечером на заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям сообщил, что ущерб от взрыва, скорее всего, превысит 12 миллионов рублей. Он заявил о введении режима ЧС и о том, что дом будут восстанавливать.
По словам исполняющего обязанности министра строительства региона Алдара Бальжирова, строительные компании «Сфера», РУС и «Энергожилстрой» оценят ущерб, насколько это возможно. После этого власти края примут решение о том, что делать с владельцами разрушенных квартир, а пока им выплатят компенсации.
С его слов, материальную помощь по 10 тысяч рублей получат 176 эвакуированных из квартир. Выплаты начнутся на следующей неделе после того, как 10, 11 и 12 марта власти составят списки тех, кто их получит. Минсоцзащиты края поможет людям восстановить утраченные документы.
Там же на заседании КЧС Александр Осипов попросил министра здравоохранения региона Оксану Немакину подключить лучших медиков страны, чтобы помочь раненому мальчику.
Министр ответила, что 10 марта специально для этого медики Забайкалья в режиме телемедицинской консультации будут работать с врачами Российской детской клинической больницы из Москвы.
По данным на 23:00 9 марта из дома, где взорвался газ, оставались госпитализированными двое взрослых, чьё состояние оценивалось как средней степени тяжести, семилетний мальчик в тяжёлом состоянии и ребёнок, чьё состояние оценивалось как удовлетворительное.
Первые версии о причинах взрыва
Их губернатор Александр Осипов озвучил после заседания краевой комиссии по ЧС уже вечером.
«В этот день проводились работы газовой организацией по этому дому. Что конкретно произошло и почему, будет устанавливаться, но, по-видимому, какие-то нарушения либо со стороны пользователей газа, либо со стороны этой газовой организации были допущены, потому что такие последствия - абсолютно нестандартная ситуация при проведении работ», – заявил глава региона.
В минувшую пятницу, 17 февраля, на юге Сахалина разбился вертолет Robinson R44, совершавший туристический рейс. В аварии погибли пилот и пассажирка геликоптера, приехавшая из Хабаровска вместе с семьей. Её чудом выживший супруг находится под наблюдением врачей. Спасатели МЧС уже несколько дней работают на месте происшествия вместе со следователями, EastRussia выяснило, что известно о крушении вертолета на текущий момент.
Гора Красная — часть известного горнолыжного комплекса «Горный воздух» на территории Южно-Сахалинска. Эта вершина находится на удалении от основной инфраструктуры спортивного учреждения — туда ведут только канатные дороги, перевозящие посетителей, и технический проезд к трассам для персонала. Часть горного хребта, к которому относится Красная, отличается сложным рельефом: именно поэтому пролегающие там зоны для катания на лыжах и сноуборде относятся к повышенному уровню сложности. В то же время гора остается популярным местом для пеших туристов — для них зимой и летом работают прогулочные маршруты. И именно в этом районе, к северо-востоку от Красной, рухнул вертолет Robinson R44.
«Установлено, что 17 февраля 2023 года в 15 часов 05 минут по местному времени вертолет Robinson R44 с двумя пассажирами на борту осуществил вылет с посадочной площадки Оленья Горка, расположенной на территории городского округа Южно-Сахалинск, по направлению к горе пик Чехова. В 15 часов 16 минут воздушное судно осуществило посадку на горе пик Чехова, после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе КОСПАС», — уточнили в Восточном межрегиональном СУТ СКР.
По данным диспетчерских служб, геликоптер пропал с радаров в пятницу, 17 февраля, около 16 часов. Вскоре у вертолета сработал аварийный маяк. По его данным специалисты определили приблизительное местонахождение воздушного судна, а затем отправили туда группу спасателей на снегоходах, самолет Ан-26 и еще один Robinson. Прибывшие на место подтвердили: вертолет разбился.
Место крушения вертолета Robinson R44
фото: ГУ МЧС РФ по Сахалинской области
Вскоре стало известно о том, что на борту Robinson R44 находились три человека — пилот и двое туристов. Андрей и Дарья Мартыненко из Хабаровска прибыли на Сахалин в отпуск, и полет над достопримечательностями островной столицы стал одним из пунктов их туристической программы. Вместе с супругами должен был лететь их четырехлетний сын, но именно в этот роковой день родители оставили малыша в отеле с няней. Это спасло ему жизнь.
Глава семьи чудом выжил. С места аварии его оперативно эвакуировали в Сахалинскую областную клиническую больницу. Предварительно врачи заявили о состоянии средней степени тяжести, черепно-мозговой травме и сопутствующей шоковой амнезии, но вскоре выяснилось, что мужчине нужна операция.
«При детальном обследовании выявили травму шеи. Подробности озвучить не могу, но осложнение связано с позвоночником. Подготовили пациента к операции, прооперировали быстро. Состояние после операции стабильно тяжелое», — рассказал заведующий травматологическим отделением СахОКБ Алексей Ким.
супруги Мартыненко
фото из личного архива: источник - соцсети
Отправив выжившего пассажира к медикам, спасатели приступили к разбору завалов. Вскоре они обнаружили тела погибших женщины и пилота. Однако деблокировать их сразу не удалось — сказывались погодные условия, плохая видимость из-за непогоды и нехватка специального оборудования. Работа растянулась на все выходные, к разбору обломков вертолета привлекли поисково-спасательный отряд имени Полякова.
«К поисковым мероприятиям были привлечены 11 человек и 6 единиц техники, в том числе от МЧС России 7 человек и 2 единицы техники (1 снегоход). В готовности к вылету находился вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Его применение было невозможно по погодным условиям», — уточнили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
Тем временем четырехлетний мальчик, оставшийся без мамы, ждет, когда родственники заберут его домой. С ребенком работают психологи. Из отеля малыша перевели в специальное учреждение. Ситуацию курирует уполномоченный по защите прав ребенка в Сахалинской области Любовь Устиновская.
«Учитывая, что малыш остался один, он до решения всех вопросов был помещен в социально-реабилитационный центр. В центре созданы хорошие условия, питание, много игрушек, внимательные воспитатели. Малыш уже со всеми познакомился, адаптировался, чувствует себя хорошо, играет с детьми», — рассказала она.
Одновременно со спасателями к работе приступили криминалисты — в рамках возбужденного уголовного дела. Следователи Восточного межрегионального СУТ СК России организовали ряд проверок. Кроме того, они озвучили две основные версии трагического происшествия.
«Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии происшествия: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования», — сообщили в территориальном следственном управлении на транспорте СК РФ.
По предварительным данным, основанием для уголовного дела стала часть 1 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах сообщает о возможной ошибке пилотирования. «Вертолет задел скалу, а потом начал аварийно снижаться», - сказал собеседник агентства.
Туристические полеты на этом геликоптере были регулярными, а услуга показа природных красот Сахалина — довольно востребованной. Широко известен и маршрут, который стал роковым для вертолета в ту пятницу: он популярен не только у авиатуристов, но и у тех, кто предпочитает передвигаться на автотранспорте.
Вертолет Robinson R44, который выполнял злополучный рейс с туристами на борту, хорошо знаком жителям Южно-Сахалинска — ярко-красный геликоптер не раз летал над жилыми домами и торговыми центрами, вероятно, демонстрируя гостям региона красоты города с высоты. А логотип, которым украшена опора винта, знаком всему острову — пятиконечный цветок крупнейшего на островах торгово-развлекательного центра «Сити Молл». Именно этому учреждению принадлежал геликоптер.
Туристические полеты на вертолете рекламировала компания «Сахтрэвел». На сайте организации и сейчас можно увидеть фото воздушного судна, которое разбилось 17 февраля. Перечислены и преимущества прогулок на геликоптере.
скриншот сайта компании «Сахтрэвел»
«Во время летной прогулки над территорией города Южно-Сахалинск можно оценить величие горнолыжного комплекса «Горный воздух». Восхитительный вид на быстрые горные спуски, которые со всех сторон обрамлены деревьями, подарит непередаваемые эмоции. Если вы хотите удивить любимого человека, то прогулка на вертолете по самым ярким природным объектам Южно-Сахалинска и других поселений острова станет оптимальным вариантом. Поверьте, сердце любимой оттает, когда она увидит бирюзу Карьерных озер, находящихся под строгой охраной скальных исполинов. Путешествие по Южно-Сахалинску <…> позволяет разнообразить досуг, забыть обо всех проблемах и невзгодах. Только в воздухе человек может чувствовать себя свободным», — говорится на сайте туристической фирмы.
Этот же вертолет активно использовали для коммерческой фото- и видеосъемки, продвигая услугу в социальной сети Instagram* (запрещена на территории РФ по решению суда) и на рекламных мониторах. Медиаролики, аккаунты в сети и сайт, рекламирующий полеты на геликоптере к красотам Сахалина, до сих пор доступны — ни в одном источнике не появилось ни официальных заявлений о факте аварии, ни соболезнований близким погибших, ни сообщений о временной приостановке предоставления услуг частных полетов. Продолжает ли сервис работать неизвестно: в парке компании есть еще два «Робинсона», кроме разбившегося.
В ответ на запрос EastRussia об обстоятельствах происшествия, состояния вертолёта и опыта пилота пилота в «Сахтрэвел» ответили, что не обладают необходимой информацией.
Начало работы моста Нижнеленинское – Тунцзян выявило узкие места нового транспортного коридора. Их решение зависит как от ФГКУ «Росгранстрой», так и от компаний, задействованных в развитии железнодорожного узла. При этом, по мнению одного из главных на сегодня грузоотправителей, Кимкано-Сутарского ГОКа, для привлечения перевозок на новое трансграничное направление нужна более адекватная тарифная политика частного оператора и владельца инфраструктуры мостового перехода – ООО «Рубикон».
Разошлись в прогнозах
Открытие мостового перехода Нижнеленинское – Тунцзян (16 ноября 2022 года пункт пропуска обслужил первый железнодорожный состав) стало долгожданным событием в развитии отношений РФ и КНР. Идея строительства моста получила поддержку на межгосударственном уровне еще в 2006 году, но начаться стройка смогла через десять лет, а еще на шесть растянулись работы на российской стороне трансграничного объекта.
Справка: первый железнодорожный мост между Россией и Китаем связал село Нижнеленинское и остров Хаюйдао городского уезда Тунцзян города Цзямусы, которые расположены на противоположных берегах Амура. Общая длина сооружения - 2209 м, в том числе российской части – 309 м. Однопутный мост имеет совмещенную колею 1520 и 1435 мм для пропуска российского и китайского подвижного состава.
Финансирование проекта со стороны РФ сначала шло по линии Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, затем его сменил Российско-китайский инвестиционный фонд, созданный Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation. Содействие проекту оказывали ОАО «РЖД» и Внешэкономбанк.
Новое направление получило дополнительное значение в связи с прошлогодними санкциями и еще большим разворотом грузопотока на Восточный полигон. Сложная ситуация с обеспечением импорта-экспорта через действующие порты и сухопутные пункты пропуска показала, что экономика России нуждается в диверсификации каналов торговли с КНР.
На мостовой переход возлагаются определенные надежды. В руководстве Еврейской автономной области полагают, что в 2023 году удастся перевезти через мост 9 млн т грузов (для сравнения, за 11 месяцев 2022 года через действующие пограничные переходы ДВЖД перевезено 10,7 млн т). Впрочем, есть свои трудности: новый пункт пропуска работает с ограниченной номенклатурой грузов и не может пока обеспечивать импорт - из Китая только возвращаются порожние вагоны. По прогнозам железнодорожников, озвученных начальником Дальневосточной магистрали Евгением Вейде, в этом году планируется перевезти по мосту порядка 1,3 млн т, в основном экспортного угля и руды. Власти ЕАО с этой цифрой не согласились.
РЖД плюс
Другая проблема в том, что грузоотправителей не устраивает стоимость услуг за передачу экспорта через мостовой переход. Железнодорожная инфраструктура пункта пропуска Нижнеленинское относится к путям общего пользования и принадлежит частному владельцу, которым является заказчик строительства и оператор мостового перехода ООО «Рубикон». В числе объектов, которыми оперирует компания – российская часть самого моста, подходы к нему и станция Михайло-Семеновская (Ленинск-2).
Услуги грузоотправителям по железнодорожной перевозке оказывает ОАО «РЖД» по тарифам, предусмотренных Прейскурантом №10-01. Дополнительно к этому берется плата за использование инфраструктуры компании «Рубикон». Соответствующий подход закреплен приказом ФАС от 23 октября 2019 года. Как сообщается на сайте оператора, за провоз 1 т угля через пункт пропуска взимается 450 руб., руды – 500 руб. Еще в 250 руб. обойдется проезд каждого порожнего вагона.
«Сейчас есть небольшое недопонимание с «Рубиконом» по ценообразованию при прохождении вагонов. Очень крупному, очень важному предприятию для Еврейской автономной области – Кимкано-Сутарскому ГОКу – выгоднее везти через Гродеково. Это абсурд», - заявил губернатор ЕАО Ростислав Гольдштейн.
Протяженность перевозки от станции погрузки Известковая до станции Михайло-Семеновская составляет 244 км. До Гродеково же ехать почти на 1 тыс. км больше.
Пограничное состояние
В АйЭрСи Групп (бывшее ООО «Петропавловск – Черная Металлургия»), в которую входит Кимкано-Сутарский ГОК, подтвердили, что перевозка от станции Известковая в Китай через пункт пропуска Нижнеленинское обходится по стоимости выше, чем доставка через погранпереход Гродеково – Суйфэньхэ.
«Фактически эта плата (за прохождение грузов через мостовой переход – прим. ред.) выходит нам вдвое дороже, чем тариф ОАО «РЖД» за перевозку железной руды от Известковой до Михайло-Семеновской, хотя по инфраструктуре ООО «Рубикон» ехать всего порядка 7 км. Кроме нашей продукции через мост экспортируется еще уголь, однако провоз руды по какой-то причине оценивается дороже», - говорят в АйЭрСи Групп.
Кимкано-Сутарский ГОК продолжает грузить в адрес Гродеково, уточнили в компании, но не только вследствие прямых затрат на транспортировку продукции. Переход Нижнеленинское – Тунцзян, который работает с грузами два месяца, пока остается узким местом при передаче грузов в Китай. За первую половину декабря ГОК смог отправить через новый пункт пропуска всего два поезда с рудой.
«РЖД готовы подводить к погранпереходу Нижнеленинское больше поездов. Однако пункт пропуска в настоящее время может передавать в Китай не более одного состава в сутки, и то даже не каждый день. Уже имеются случаи отставания от движения поездов на подходах к мостовому переходу. Поэтому у нас далеко не всегда принимается к погрузке груз на данное направление», - пояснил представитель АйЭрСи Групп.
В «Рубиконе» отмечают, что тарифная политика компании направлена в первую очередь на окупаемость проекта, отдачу вложенных средств. Относительно эксплуатационной работы там сообщили, что постепенно увеличивается размер движения. Сначала через пункт пропуска поезд проходил раз в неделю, затем – через день-два. С 28 декабря ежедневно осуществляется передача одного состава, заверили в компании.
«Один поезд в сутки не устраивает ни нас, ни РЖД. Поэтому в ближайшее время планируется выходить на передачу двух составов. Данный процесс необходимо отладить и согласовать с контрольными службами, может быть, за счет того, что придется увеличить распорядок работы пункта пропуска», - сказали в «Рубиконе».
По словам собеседника, сдерживающим фактором развития перевозок через мост является то, что погранпереход работает не полные сутки - с 9 до 18 часов. Данный вопрос находится в компетенции ФГКУ «Росгранстрой».
Как пояснили в «Рубиконе», 1,3 млн т – это консервативный прогноз, исходя из ежедневной передачи в Китай одного поезда. Если движение будет доведено хотя бы до двух составов, объем экспорта увеличится. Вообще же с китайской стороной согласована передача 5 пар поездов в сутки (5,5 млн т в годовом выражении). При благоприятном сценарии на эту цифру ориентировочно можно выйти к концу года, при условии, что РЖД будут согласовывать заявки на прием груза к перевозке и обеспечивать его подвод к пограничной станции, а коллеги из Китая своевременно его принимать, подчеркивают в «Рубиконе».
«Что касается перевозки 9 млн т грузов, то это, скорее всего, будет возможно после выполнения ФГКУ «Росгранстрой» обязательств перед контролирующими органами по обустройству пункта пропуска», - отметили в компании.
В Росгранстрое проинформировали, что в рамках I этапа создания пункта пропуска созданы необходимые условия для прохождения поездов с рудой и углем. II этап, подразумевающий работу с расширенной номенклатурой, включая импортные грузы, может быть реализован при условии развития инфраструктуры пограничной станции, в том числе строительства грузового двора за счет частных инвестиций.
Известно, что для работы с импортом и другими грузами у станции Михайло-Семеновская ООО «Гарант» строит транспортно-логистический центр. На запрос, на каком этапе сейчас находятся работы, в компании не ответили.
Ситуация с первым железнодорожным мостом между РФ и Китаем уникальна. Все остальные железнодорожные погранпереходы в ДФО обслуживаются ОАО «РЖД». Некоторый опыт работы с частником у монополии был в 2000-х – с компанией «Золотое звено», которая оперировала пограничным участком пути на направлении Махалино (Камышовая) – Хуньчунь. Но эта история не получила продолжения. Перевозки через данный погранпереход почти не осуществлялись на фоне того, что смежники откровенно конфликтовали друг с другом. В итоге «Золотое звено» обанкротилось, а имущество компании в дальнейшем перешло к РЖД.
С другой стороны, успешное решение вопросов по работе и развитию пункта пропуска Нижнеленинское будет наглядным примером того, насколько эффективны на практике проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства в транспортной сфере, о которых так много говорится в последнее время в связи с востребованностью Восточного полигона.