В Хабаровском крае и Приморье перед судом предстанут участники двух ОПГ, которые занимались контрабандой древесины в Китай. Своей преступной деятельностью они нанесли государству ущерб в размере 675 млн рублей.
Как рассказали EastRussia в Генеральной прокуратуре по ДФО, в преступную группу входили пятеро жителей Хабаровска и трое – соседнего Приморья. Следствием установлено, что с 2018 года участники двух преступных групп изготовили фиктивные документы о законности заготовки и владения древесиной в общем размере более 102 тыс. кубических метров. После этого они получали разрешения на вывоз лесоматериалов в Китай автомобильным и железнодорожным транспортом.
Накануне заместитель Генерального прокурора РФ Дмитрий Демешин утвердил обвинительные заключения по двум уголовным делам по ч. 3 статьи 226.1 УК РФ - контрабанда лесоматериалов в крупном размере, совершенная организованной группой. На имущество обвиняемых и подконтрольных им организаций наложен арест. Уголовные дела будут рассмотрены Центральным районным судом Хабаровска и Артемовским городским судом Приморья.
Подтопления в Приморье начались еще в конце мая, когда в регион стали один за одним приходить тайфуны – в зоне риска оказывались то один, то другой район края, но в августе масштаб бедствия вырос многократно. Как заявили в администрации Уссурийска – нынешний паводок стал самым разрушительным за последние 10 лет.
Ещё накануне подхода тайфуна Ханун 4-5 августа в Приморье прошли сильные ливни, которые наделали немало бед – так, в Красноармейском, Чугуевском и Ханкайском районах отрезанными от внешнего мира оказались 14 поселков, на 20 участках дорог образовались переливы. Из-за затопления дорог даже пришлось закрыть пункт пропуска Полтавка – Дуннин на российско-китайской границе, позже это вылилось в многочасовые очереди на другом пункте пропуска в Приморье Пограничный – Суйфэньхэ, где пришлось перейти на работу в две смены.
Не успев справиться с последствиями непогоды, в Приморье стали готовиться к приходу Хануна. О его приближении синоптики предупредили в первой декаде августа, прогноз обещал мощные ливни, сопровождающиеся штормовым ветром. Все так и случилось, вот только последствия тайфуна проявились несколько позже, когда стали наполняться сначала малые и горные реки, а затем и более крупные, в том числе, Уссури.
Предугадывая неблагоприятные последствия, в Приморье стали стягивать дополнительные силы: 9 августа из Хабаровска выехала
группировка спасателей Амурского центра МЧС, в которую вошли 50 человек, усиленные пятью единицами техники и четырьмя плавсредствами. Их направили в Дальнереченск и Уссурийск – как в воду глядели…
К 12 августа в 14 районах края был введен режим ЧС, 31 населенный пункт остался без наземного сообщения, подтопленными оказались 543 дома, почти 1400 приусадебных участка и 40 участков автодорог. Из-за обильных осадков водность большинства рек региона стала выше обычной почти в четыре раза, а реки Раздольная в Октябрьском районе – в шесть раз, из-за чего пришлось эвакуировать 160 человек из сел Синельниково 1, Старореченское и Константиновка.
А вода все прибывала и прибывала. Более того, гидрологи спрогнозировали, что в верхних течениях рек максимальный уровень воды будет достигнут 12-13 августа, в среднем и нижнем течении рек – 14-16 августа.
Первым стал тонуть город Спасск-Дальний, вода быстро прибывала в заречную часть города. Началась эвакуация жителей. Затем «пал» Уссурийск, где прорвало дамбу, построенную специально для сдерживания паводка. В микрорайоне «Семь ветров» вода подступила к окнам квартир на втором этаже, в 70 домах отключили электричество.
В крае открыли 13 пунктов временного размещения, где «прописались» 550 человек, всего же было эвакуировано свыше двух тысяч человек.
Уже тогда стало ясно, что своими силами региону не справиться. Для ликвидации последствий в Приморье была направлена оперативная группа центрального аппарата МЧС России, всего в крае было задействовано 653 человека и 205 единиц техники.
15 августа в Приморье ввели режим ЧС краевого масштаба. По мнению властей, это поможет привлечь дополнительные силы, скоординировать действия, а также при необходимости обратиться за помощью в федеральный центр. Впрочем, такая помощь не заставила себя долго ждать – в своем Telegram-канале глава Минвостокразвития Алексей Чекунков заявил, что министерство выделит на устранение последствий тайфуна 340 млн рублей.
«После тайфуна Ханун, тяжелее всего ударившего по Уссурийску (обстоятельствами прорыва дамбы занимается прокуратура), Приморье ждет тайфун Лан. Предоставим Приморскому краю средства на ликвидацию последствий наводнения в объеме 340 млн рублей», – сказал Алексей Чекунков.
Пострадали, кстати, не только местные жители. Август – «высокий» сезон, когда на пляжи Приморья устремляются тысячи дальневосточников практически из всех регионов, нередко – на своих автомобилях. Из-за размытых дорог, в том числе, участка федеральной трассы «Уссури» Хабаровск – Владивосток, многим пришлось провести ночь в машинах и придорожных гостиницах.
Всего в Приморье подтопленными оказались более 5 тыс. жилых домов, 7,4 тыс. приусадебных участков, свыше 80 участков дорог, вода отрезала от сообщения 66 населенных пунктов, без света оставались более 20 тыс. человек.
Дамбу в Уссурийске, которая вообще-то должна была защитить город от подобных явлений, строили несколько лет: сроки постоянно переносились, в итоге к лету 2023 года ее попросту «пересыпали» – именно в этом месте ее и прорвало. По данному факту прокуратура Приморского края возбудила уголовное дело по статье «Халатность».
«Дождемся расследования, думаю, виновные будут названы и наказаны. В любом случае сейчас подрядчику необходимо подготовить технику, стройматериалы, определиться с типом грунтов и местом их забора. В рамках режима ЧС будем отсыпать, укатывать эту дамбу, чтобы она отвечала всем требованиям», – сказал по этому поводу губернатор Приморья Олег Кожемяко.
Как оказалось, объект не был достроен в намеченный срок, из 11 этапов строительство были выполнены девять. Также возбудили второе уголовное дело – из-за нарушения правил безопасности при ведении строительных работ, что повлекло причинение крупного ущерба. Весной, кстати, за отступление от проектной документации подрядчика привлекали к административной ответственности. Теперь, судя по всему, грозит уголовная.
«Это небывалый паводок с момента наблюдений. Тот конструктив, те высоты, которые были сделаны, не выдержали, так как дамба не была возведена на проектные отметки, что были предусмотрены проектом. А задержки как раз и были вызваны непогодой, которая установилась в крае», – отметил заместитель руководителя федерального агентства водных ресурсов Вадим Никаноров.
Как только спала вода, подрядчик приступил к восстановлению дамбы. Губернатор Приморья Олег Кожемяко поручил министру природных ресурсов и охраны окружающей среды региона на месте контролировать ход работ.
Последствия и компенсации
Пострадавшие во время паводка могут рассчитывать на выплаты. Во-первых, это единовременная материальная помощь в размере 10 тысяч рублей в случае нарушения условий жизнедеятельности, т.е. если жилой дом затоплен на 10 сантиметров и более или повреждены части его несущих конструкций. Во-вторых, это финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости в размере 50 или 100 тысяч рублей в зависимости от степени утраты имущества. В-третьих, единовременное пособие в случае получения вреда здоровью при ЧС в размере 200 или 400 тысяч рублей в зависимости от степени тяжести вреда. Кроме того, предусмотрено единовременное пособие в случае гибели члена семьи в результате ЧС в размере миллиона рублей.
Погибших оказалось шестеро – двое детей утонули, когда их затянуло в сточную трубу, куда стекала вода после прошедших ливней.Один мужчина погиб, пережидая паводок в собственном доме, еще двое – в дороге, один ехал на велосипеде, второй на электросамокате, их попросту смыло, еще одного погибшего нашли под Уссурийском.
Глава региона Олег Кожемяко отправил в пострадавшие районы свыше 70 сотрудников правительства Приморского края помогать наводить порядок.
Не остались в стороне и дальневосточники: пункт сбора помощи пострадавшим от паводка жителям Приморья открыли в Чите, забайкальцам предлагается приносить тепловые пушки, мотопомпы, дизельные генераторы, необходимые вещи, в том числе школьные принадлежности. Гуманитарную помощь прислали Сахалин, Камчатка, ЕАО. 72 тонны «гуманитарки» доставил специальный рейс из Беларуси.
«В сборе гуманитарной помощи принимала участие буквально вся страна. Учитывая наши добрососедские отношения, многие откликнулись на беду Приморского края и включились в этот процесс. Помощь предоставлена из фонда Госрезерва, от предприятий легкой промышленности, пищевой промышленности», – заявил начальник главного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны МЧС Республики Беларусь Игорь Гайшун.
Впрочем, убытки еще только предстоит подсчитать. И они, судя по всему, будут не только прямые. Как оказалось пункт пропуска Полтавка – Дуннин, который 8 августа пришлось закрыть из-за размытых подъездных дорог, откроется нескоро: частично разрушенным оказался мост через реку Гранитная, Росгранстрой оценивает масштаб ущерба.
По предварительным оценкам Ханун нанес ущерб 320 хозяйствам края, в основном пострадали посевы сои. Муниципальные комиссии составляют акты для компенсации ущерба застрахованным сельхозпроизводителям.
Оказать финансовую помощь региону поручил и Президент РФ Владимир Путин. Соответствующее указание он дал главе МЧС РФ Александру Куренкову.
«Вы тогда вместе с губернатором организуйте соответствующий запрос, оформите все, что нужно. Понятно, что нужно делать в таких случаях, и сделать нужно как можно быстрее», – поручил Владимир Путин.
Вулкан Шивелуч - самый северный действующий исполин на Камчатке и один из тех, чьи извержения у вулканологов принято называть взрывными. Гигант готовился к мощному выбросу достаточно давно - активно наращивал молодой лавовый купол, спускал раскаленные лавины и изредка баловал пепловыми выбросами на высоту до 6-10 км над уровнем моря.
«Рыболовно-охотничья база, которая принадлежит нашей компании, находится как раз в районе действия вулкана Шивелуч. Мы привыкли уже к такому соседству, нет-нет и посыпет пепел в любое время. Было такое в 2019 году. Тогда из брандспойтов отмывали статуи, деревья на территории базы», - рассказала EastRussia ведущий менеджер туристической компании «Камчатка трофейная» Ирина Каминская. «Хорошо, что такое событие произошло до начала туристического сезона, потому что оно очень мощное, насколько мы видели сегодня», - добавила собеседница, отметив, что компания в предстоящем турсезоне пока не планирует прекращать организацию рыболовных туров в том районе.
последствия пеплопада в пос. Ключи
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
При организации поездок к действующим вулканам должны соблюдаться максимальные меры безопасности. Во-первых, необходимо постоянно сверяться с официальными источниками, дающими рекомендации по тому или иному району. Во-вторых, гиды, оказывающие услуги по сопровождению туристов, должны иметь соответствующую подготовку, ведь на маршруте опасным может быть не только извержение на вулкане, но и вулканический рельеф, например, каньоны, горные реки и сыпучие склоны. В-третьих, прежде чем предлагать гостям полуострова тот или иной маршрут, он должен пройти апробацию гидами.
«В предстоящем турсезоне мы планируем реализовать маршрут с наблюдением за вулканом Шивелуч. Но вначале нам нужно убедиться в безопасности этого мероприятия для туристов. Как только станет возможно, закончатся пеплопады и активная фаза извержения, и специалисты, в том числе вулканологи скажут, что уже безопасно, мы поедем в район поселка Ключи, чтобы посмотреть на последствия извержения Шивелуча. Будем делать это с максимально безопасного расстояния. Подъезжать близко не планируем», - рассказал один из руководителей компании «Горы по колено» Андрей Остроухов.
Шивелуч коварен взрывным типом извержений и возможными пирокластическими потоками, от которых невозможно убежать. Вместе с тем, окрестности исполина очень живописное и уникальное место - там гигантские пепловые поля в окружении лиственниц, такого на Камчатке, а может быть и в России, больше нет. «Поэтому его надо показывать гостям, но только при соблюдении всех мер предосторожности», - сказал собеседник.
Министерство туризма Камчатского края подготовило обращение к самодеятельным путешественникам и туристическим компаниям с предостережением от поездок в район Шивелуча в ближайшее время.
«Я хочу обратиться ко всем, кто хочет осуществить поездку к извергающемуся вулкану, и напомнить, что туризм создан для отдыха людей и наполнения положительными впечатлениями. Ни ваше здоровье, ни ваша жизнь не стоят того, чтобы посещать зону чрезвычайного происшествия и рисковать своей жизнью, жизнью близких или клиентов», - рассказал East Russia министр по туризму Камчатского края Владимир Русанов.
При этом чиновник отметил, что легальные туроператоры осведомлены об опасности приближения к вулканам Шивелуч и Безымянный, которые находятся в стадии извержения. Он надеется на благоразумие самодеятельных туристов и компаний, оказывающих свои услуги в «серой зоне». К сожалению, в 2022 году, когда с Шивелуча начали сходить раскаленные лавины, именно такие нелегальные организаторы собирали тургруппы по рекламе в соцсетях, везли туристов и старались подъехать к лавовому потоку максимально близко.
«Отдельные недобросовестные гиды и “серые” туристические организации в 2022 году пользовались нездоровым ажиотажем туристов-экстремалов вокруг извержения вулкана и организовывали поездки в опасные зоны. Каждый, кто соглашается на такие небезопасные поездки, должен отдавать себе отчет, что идет на огромный риск. Жажда наживы у “серых” фирм превалирует над здравым рассудком и умением просчитывать риски», сказал Владимир Русанов.
Вулкан Шивелуч в ночь на 11 апреля выбросил столб пепла на высоту до 20 км над уровнем моря. Пеплопад в поселке Ключи, находящемся в 45 км от исполина, стал самым сильным с 1964 года. За четыре часа там выпало 8,5 см пепла.
фото: Екатерина Матвеева специально для EastRussia
Триггером, к извержениям вулкана Безымянный 7 апреля и вулкана Шивелуч сегодня, могло стать сильное землетрясение магнитудой 6,9, произошедшее в Авачинском заливе 3 апреля, сообщил директор Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, член-корреспондент РАН Алексей Озеров.
«Сейсмические волны, проходя через магматическую колонну, передали в нее дополнительные резкие энергетические импульсы. Вследствие этого произошло расширение огромного количества пузырьков газа в магме, что привело к критическому увеличению объема расплавленного вещества в колонне и реализовалось на поверхности в виде мощнейших извержений», - сказал Алексей Озеров.
По последним данным, пепел от Шивелуча сегодня зафиксировали в районе вулкана Жупановский в 70 км от Петропавловска-Камчатского. Однако до краевой столицы облако не дошло, сместившись в Тихий океан. Ученые продолжают непрерывное аппаратное и спутниковое наблюдение за исполином. Наблюдать за событиями в реальном времени по видеокамерам, установленным в поселке Ключи, пока не позволяет погода - вулкан затянут облачностью.
На кадрах видеорегистратора, случайно снявшего момент взрыва, видно, как детонация выносит фрагменты стен, стёкла из квартиры дома по улице Боровой 6. Спустя несколько минут сюда прибыли спасатели. По предварительной информации, после ударной волны ничего не загорелось, но обрушились межэтажные перекрытия между пятым этажом и крышей, а также между четвёртым и пятым этажами. Из дома в общей сложности пришлось эвакуировать 117 человек.
Больше шести часов спасатели с угрозой собственным жизням разбирали завалы на пятом этаже первого подъезда и сумели спасти 12 человек, трое из которых - дети. Семилетний мальчик, получивший множественные травмы, находится в тяжёлом состоянии. Сила взрыва была такой, что окна выбило в соседних домах по Боровой, 4 и Боровой, 8.
Справка: Антипиха - посёлок на восточной окраине Читы, где раньше был военный городок, который относится к Ингодинскому району города. Здесь постоянно живут 3,2 тысячи человек, большая часть из которых - гражданское население.
Чтобы достать из завалов всех пострадавших, несколько раз объявлялись минуты тишины. Спасатели слушали, а потом шли на доносившиеся из-под обломков голоса разгребать бетон и обломки кирпичей, доставали людей, несли их по перекинутой с пятого этажа лестнице и отдавали врачам скорых.
Сразу после сообщения о взрыве на место выехали губернатор Забайкальского края Александр Осипов, министр ЖКХ края Алексей Головинкин, замгубернатора Александр Костенко и зампред краевого правительства Алексей Сергейкин. К тому моменту завалы разгребали с помощью автокрана, трёх самосвалов и другой техники, у дома в первый час после ЧП дежурили шесть автомобилей скорой помощи.
Первый час после трагедии
Вокруг дома по Боровой, 6, - десятки спасателей и врачей, развёрнут оперативный штаб, толпы замерших жителей, которые пересказывают друг другу всё, что известно от знакомых, случайно услышанных разговоров сотрудников оперативных служб. Кто-то стоит в оцепенении, всматриваясь в обломки бетонных стен: сколько сейчас там людей?
Наконец появляется информация про двух первых спасённых. Медики зафиксировали у них лёгкие травмы.
В 15:30 в пресс-службе следственного управления Следственного комитета России по Забайкальскому краю сообщили, что на место взрыва выехали следователи. Спустя чуть более часа после начала доследственной проверки сотрудники СКР возбудили уголовное дело по статьям «Оказание услуг ненадлежащего качества» и «Халатность». Расследование уголовного дела на контроль взял председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин.
Второй час
К четырём часам дня минздрав региона сообщил о трёх пострадавших, в том числе семилетнем ребёнке, которых увезли в городскую больницу № 1 и краевую детскую клиническую больницу. Мальчика сумели вытащить из-под бетонных плит, зафиксировали на жёстких носилках и спустили вниз по автолестнице.
«Маму возьмите!» – слышно на видео сквозь рыдания женщины, стоящей около скорой в толпе людей.
Позже выяснилось, что у пострадавшего ребёнка травмирован шейный отдел позвоночника, тяжелый ушиб головного мозга, закрытая травма живота и грудной клетки, ушиб лёгких и сердца, 30-40% ожогов и переохлаждение.
«При взрыве бытового газа в посёлке Антипиха пострадало 11 человек, из них четверо детей. Один ребёнок находится в тяжёлом состоянии, трое других - в удовлетворительном. Медицинская помощь оказывается семерым взрослым. Из них одна женщина на в тяжелом состоянии, двое - в средней степени тяжести, остальные удовлетворительные», - сообщил директор Забайкальского территориального центра медицины катастроф Руслан Долгов.
Ближе в вечеру запустили телефон доверия МЧС России, по номеру которого родственники могли узнать о судьбе своих близких, проживающих в этом доме, а также получить психологическую помощь.
Помощь пострадавшим
Для эвакуированных жителей в Ингодинском районе города развернули пункты временного размещения. По двум не пострадавшим подъездам вопрос поначалу не был решён окончательно, однако после в администрации Читы сообщили, что их тоже закроют, потому что дом обесточен.
По словам зампреда краевого правительства Алексея Сергейкина, в пункты временного размещения точно заберут жителей двух подъездов с обрушившимися перекрытиями, в остальных квартирах находиться безопасно. После того, как висящие обломки обрушат, начнутся широкомасштабные разборы завалов.
Начальник третьего пожарно-спасательного отряда МЧС России Юрий Малюков, рассказал, что от взрыва пострадали шесть квартир на 4-м и 5 этажах, площадь завалов составила 1800 кубических метров.
В 9 часов вечера из завалов вытащили всех людей, аварийно-спасательные работы были закончены.
Управляющие компании двух соседних пострадавших домов по Боровой, 4 и 8 начали экстренно вставлять новые окна вместо разбитых, а жители - самостоятельно затягивать плёнкой треснувшие стёкла.
Губернатор Забайкальского края Александр Осипов вечером на заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям сообщил, что ущерб от взрыва, скорее всего, превысит 12 миллионов рублей. Он заявил о введении режима ЧС и о том, что дом будут восстанавливать.
По словам исполняющего обязанности министра строительства региона Алдара Бальжирова, строительные компании «Сфера», РУС и «Энергожилстрой» оценят ущерб, насколько это возможно. После этого власти края примут решение о том, что делать с владельцами разрушенных квартир, а пока им выплатят компенсации.
С его слов, материальную помощь по 10 тысяч рублей получат 176 эвакуированных из квартир. Выплаты начнутся на следующей неделе после того, как 10, 11 и 12 марта власти составят списки тех, кто их получит. Минсоцзащиты края поможет людям восстановить утраченные документы.
Там же на заседании КЧС Александр Осипов попросил министра здравоохранения региона Оксану Немакину подключить лучших медиков страны, чтобы помочь раненому мальчику.
Министр ответила, что 10 марта специально для этого медики Забайкалья в режиме телемедицинской консультации будут работать с врачами Российской детской клинической больницы из Москвы.
По данным на 23:00 9 марта из дома, где взорвался газ, оставались госпитализированными двое взрослых, чьё состояние оценивалось как средней степени тяжести, семилетний мальчик в тяжёлом состоянии и ребёнок, чьё состояние оценивалось как удовлетворительное.
Первые версии о причинах взрыва
Их губернатор Александр Осипов озвучил после заседания краевой комиссии по ЧС уже вечером.
«В этот день проводились работы газовой организацией по этому дому. Что конкретно произошло и почему, будет устанавливаться, но, по-видимому, какие-то нарушения либо со стороны пользователей газа, либо со стороны этой газовой организации были допущены, потому что такие последствия - абсолютно нестандартная ситуация при проведении работ», – заявил глава региона.
В минувшую пятницу, 17 февраля, на юге Сахалина разбился вертолет Robinson R44, совершавший туристический рейс. В аварии погибли пилот и пассажирка геликоптера, приехавшая из Хабаровска вместе с семьей. Её чудом выживший супруг находится под наблюдением врачей. Спасатели МЧС уже несколько дней работают на месте происшествия вместе со следователями, EastRussia выяснило, что известно о крушении вертолета на текущий момент.
Гора Красная — часть известного горнолыжного комплекса «Горный воздух» на территории Южно-Сахалинска. Эта вершина находится на удалении от основной инфраструктуры спортивного учреждения — туда ведут только канатные дороги, перевозящие посетителей, и технический проезд к трассам для персонала. Часть горного хребта, к которому относится Красная, отличается сложным рельефом: именно поэтому пролегающие там зоны для катания на лыжах и сноуборде относятся к повышенному уровню сложности. В то же время гора остается популярным местом для пеших туристов — для них зимой и летом работают прогулочные маршруты. И именно в этом районе, к северо-востоку от Красной, рухнул вертолет Robinson R44.
«Установлено, что 17 февраля 2023 года в 15 часов 05 минут по местному времени вертолет Robinson R44 с двумя пассажирами на борту осуществил вылет с посадочной площадки Оленья Горка, расположенной на территории городского округа Южно-Сахалинск, по направлению к горе пик Чехова. В 15 часов 16 минут воздушное судно осуществило посадку на горе пик Чехова, после чего пилот не подтвердил взлет органу воздушного движения и в 16 часов 02 минуты произошло срабатывание сигнала бедствия воздушного судна по международной спутниковой системе КОСПАС», — уточнили в Восточном межрегиональном СУТ СКР.
По данным диспетчерских служб, геликоптер пропал с радаров в пятницу, 17 февраля, около 16 часов. Вскоре у вертолета сработал аварийный маяк. По его данным специалисты определили приблизительное местонахождение воздушного судна, а затем отправили туда группу спасателей на снегоходах, самолет Ан-26 и еще один Robinson. Прибывшие на место подтвердили: вертолет разбился.
Место крушения вертолета Robinson R44
фото: ГУ МЧС РФ по Сахалинской области
Вскоре стало известно о том, что на борту Robinson R44 находились три человека — пилот и двое туристов. Андрей и Дарья Мартыненко из Хабаровска прибыли на Сахалин в отпуск, и полет над достопримечательностями островной столицы стал одним из пунктов их туристической программы. Вместе с супругами должен был лететь их четырехлетний сын, но именно в этот роковой день родители оставили малыша в отеле с няней. Это спасло ему жизнь.
Глава семьи чудом выжил. С места аварии его оперативно эвакуировали в Сахалинскую областную клиническую больницу. Предварительно врачи заявили о состоянии средней степени тяжести, черепно-мозговой травме и сопутствующей шоковой амнезии, но вскоре выяснилось, что мужчине нужна операция.
«При детальном обследовании выявили травму шеи. Подробности озвучить не могу, но осложнение связано с позвоночником. Подготовили пациента к операции, прооперировали быстро. Состояние после операции стабильно тяжелое», — рассказал заведующий травматологическим отделением СахОКБ Алексей Ким.
супруги Мартыненко
фото из личного архива: источник - соцсети
Отправив выжившего пассажира к медикам, спасатели приступили к разбору завалов. Вскоре они обнаружили тела погибших женщины и пилота. Однако деблокировать их сразу не удалось — сказывались погодные условия, плохая видимость из-за непогоды и нехватка специального оборудования. Работа растянулась на все выходные, к разбору обломков вертолета привлекли поисково-спасательный отряд имени Полякова.
«К поисковым мероприятиям были привлечены 11 человек и 6 единиц техники, в том числе от МЧС России 7 человек и 2 единицы техники (1 снегоход). В готовности к вылету находился вертолет Ми-8 Хабаровского АСЦ МЧС России. Его применение было невозможно по погодным условиям», — уточнили в ГУ МЧС по Сахалинской области.
Тем временем четырехлетний мальчик, оставшийся без мамы, ждет, когда родственники заберут его домой. С ребенком работают психологи. Из отеля малыша перевели в специальное учреждение. Ситуацию курирует уполномоченный по защите прав ребенка в Сахалинской области Любовь Устиновская.
«Учитывая, что малыш остался один, он до решения всех вопросов был помещен в социально-реабилитационный центр. В центре созданы хорошие условия, питание, много игрушек, внимательные воспитатели. Малыш уже со всеми познакомился, адаптировался, чувствует себя хорошо, играет с детьми», — рассказала она.
Одновременно со спасателями к работе приступили криминалисты — в рамках возбужденного уголовного дела. Следователи Восточного межрегионального СУТ СК России организовали ряд проверок. Кроме того, они озвучили две основные версии трагического происшествия.
«Органом предварительного следствия рассматриваются две основные версии происшествия: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования», — сообщили в территориальном следственном управлении на транспорте СК РФ.
По предварительным данным, основанием для уголовного дела стала часть 1 статьи 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». ТАСС со ссылкой на источник в экстренных службах сообщает о возможной ошибке пилотирования. «Вертолет задел скалу, а потом начал аварийно снижаться», - сказал собеседник агентства.
Туристические полеты на этом геликоптере были регулярными, а услуга показа природных красот Сахалина — довольно востребованной. Широко известен и маршрут, который стал роковым для вертолета в ту пятницу: он популярен не только у авиатуристов, но и у тех, кто предпочитает передвигаться на автотранспорте.
Вертолет Robinson R44, который выполнял злополучный рейс с туристами на борту, хорошо знаком жителям Южно-Сахалинска — ярко-красный геликоптер не раз летал над жилыми домами и торговыми центрами, вероятно, демонстрируя гостям региона красоты города с высоты. А логотип, которым украшена опора винта, знаком всему острову — пятиконечный цветок крупнейшего на островах торгово-развлекательного центра «Сити Молл». Именно этому учреждению принадлежал геликоптер.
Туристические полеты на вертолете рекламировала компания «Сахтрэвел». На сайте организации и сейчас можно увидеть фото воздушного судна, которое разбилось 17 февраля. Перечислены и преимущества прогулок на геликоптере.
скриншот сайта компании «Сахтрэвел»
«Во время летной прогулки над территорией города Южно-Сахалинск можно оценить величие горнолыжного комплекса «Горный воздух». Восхитительный вид на быстрые горные спуски, которые со всех сторон обрамлены деревьями, подарит непередаваемые эмоции. Если вы хотите удивить любимого человека, то прогулка на вертолете по самым ярким природным объектам Южно-Сахалинска и других поселений острова станет оптимальным вариантом. Поверьте, сердце любимой оттает, когда она увидит бирюзу Карьерных озер, находящихся под строгой охраной скальных исполинов. Путешествие по Южно-Сахалинску <…> позволяет разнообразить досуг, забыть обо всех проблемах и невзгодах. Только в воздухе человек может чувствовать себя свободным», — говорится на сайте туристической фирмы.
Этот же вертолет активно использовали для коммерческой фото- и видеосъемки, продвигая услугу в социальной сети Instagram* (запрещена на территории РФ по решению суда) и на рекламных мониторах. Медиаролики, аккаунты в сети и сайт, рекламирующий полеты на геликоптере к красотам Сахалина, до сих пор доступны — ни в одном источнике не появилось ни официальных заявлений о факте аварии, ни соболезнований близким погибших, ни сообщений о временной приостановке предоставления услуг частных полетов. Продолжает ли сервис работать неизвестно: в парке компании есть еще два «Робинсона», кроме разбившегося.
В ответ на запрос EastRussia об обстоятельствах происшествия, состояния вертолёта и опыта пилота пилота в «Сахтрэвел» ответили, что не обладают необходимой информацией.
В прошлом году Объединенную судостроительную корпорацию передали в доверительное управление ВТБ. В августе сменилось руководство ОСК: генеральным директором стал бывший зампред правления банка Андрей Пучков. 23 января на заседании комитета Совета Федерации по экономической политики он представил свое видение развития корпорации, изложив концепцию, которая должна лечь в основу обновленной стратегии холдинга (как информировал ранее глава ВТБ — председатель совета директоров ОСК Андрей Костин, ее презентация запланирована на весну 2024 года). В числе прочих изменения затронут Хабаровский и Амурский судостроительные заводы.
Справка:
В 2023 году выручка АО «ОСК» (в ее состав входит 40 верфей, судоремонтных заводов и конструкторских бюро) составила 400 млрд руб. Основное производство корпорации, на которую приходится 80% объема судостроения в России, связано с выполнением гособоронзаказа. Тем не менее 17% в выручке пришлось на гражданскую продукцию.
В 2023 году ОСК передала заказчикам рекордное количество судов — 25. В их числе 8 судов, пополнивших рыболовецкую флотилию, которые построены на верфях в Санкт-Петербурге, Выборге и Хабаровске. Это 2 больших морозильных рыболовных траулера проекта СТ-192, морозильный траулер-процессор проекта 170701, 2 траулера-процессора проектов КМТ01 и КМТ02, 2 краболова проекта 03141, краболов проекта КСП01. В свою очередь Амурский судостроительный завод сдал автомобильно-железнодорожный паром проекта CNF11CPD «Александр Деев» для сообщения с Сахалином. Корабелы южных судостроительных предприятий ОСК закончили строительство 2 танкеров-химовозов проектов RST25/7 и 00216М, 3-палубного пассажирского теплохода проекта ПКС-180 «Золотое кольцо», земснаряда и спасательного катера-бонопостановщика проекта А40-2Б. Нижегородские судостроители построили 9 сухогрузов проекта RSD59, которые должны стать основой современного грузового флота класса река-море.
В 2024 году корпорация намерена передать заказчикам 36 судов гражданского назначения.
В дальнейшем стоят более масштабные задачи. Согласно консервативному прогнозу Минпромторга, объем заказов в 2024-2035 годах может составить 780 единиц флота, по оптимистичному сценарию он почти втрое выше. «Если смотреть на то, в каком состоянии находятся наш и торговый, и вспомогательный флот, объективно говоря, мы считаем, что 2,3 тыс. судов требует замены или дополнительного производства в течение этого периода времени», — сказал Андрей Пучков.
Однако верфи, входящие в корпорацию, остаются в сложном положение. Во многом это обусловлено старением основных фондов и финансовой неустойчивостью большинства предприятий холдинга (в настоящее время продолжается их аудит). Проблемой является также разрозненность активов ОСК, отсутствие у них специализации.
«Надо говорить откровенно, у нас на сегодня устаревший технологический уклад и средства производства. Хотя в последние годы благодаря разным государственным программам, в первую очередь под эгидой Минпромторга, происходит замена станочного парка и другие виды работ активно реализуются, но уклад в целом, сама производственная система, организация процессов работает по старинке, пришла к нам из 20 и даже из 19 века», — заявил руководитель ОСК.
Техническое перевооружение судостроительной отрасли — процесс не быстрый, добавил он. «Мы должны сформулировать региональные производственные центры, должны перейти на крупноблочные производства с высоким уровнем замены человеческого труда. На сегодняшний день уровень ручного труда достаточно велик, нам надо искать решение, как все-таки увеличивать производительность», — обозначил цель менеджер.
Верфи должны сфокусироваться на серийно востребованных судах, только серийное массовое производство, в том числе в судостроении, дает свой экономический эффект. «К сожалению, долгие годы отрасль и заказчики увлекались созданием по сути дела зоопарка из разнообразных изделий. Это все порождало большие накладные расходы и низкую производительность. Теперь нужно выходить на высокую операционную эффективность и финансовую устойчивость», — рассказал Андрей Пучков.
Ранее статс-секретарь — замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов отмечал, что только в серийных выпусках продукции отечественные судостроители начинают зарабатывать. «А когда мы идем от головного к головному судну, то никакой экономики не будет — ни у верфей, ни у поставщиков судового комплектующего оборудования», — говорил чиновник.
Поддержка, еще поддержка
За последние 12 лет ОСК произвела 200 судов. При достаточно серьезных мерах господдержки судостроители, проведя модернизацию мощностей, в ближайшую десятилетку могут построить 600-750 судов, проинформировал глава корпорации. Хотя с учетом оптимистичного прогноза заказов данный объем нужно утроить.
«Это требует не только модернизации производственных площадок, но переосмысления локаций и к созданию новых», — сказал менеджер, уточнив, что рассматривается вопрос создания дополнительных верфей по постройке среднетоннажного флота.
«Крупнотоннажное судостроения сегодня представлено дальневосточной «Звездой», которая развивают коллеги из «Роснефти». Но возможностей сегодня для производства среднетоннажных судов дедвейтом от 15 тыс. до 70-80 тыс. т, просто нет, если говорим о крупноблочном производстве», — пояснил глава ОСК.
В любом случае, чтобы вывести судостроительную отрасль на новые горизонты производства, необходимо повышать уровень государственной поддержки, убежден он. Сегодня для ОСК он составляет 8-9% от себестоимости продукции. В прошлом году в качестве помощи судостроительной корпорации государство выделило 50 млрд руб. Но в ОСК считают, что уровень госучастия должен быть не менее 30% от себестоимости, то есть бюджетного финансирования требуется втрое больше.
В частности, 30-процентный уровень поддержки сегодня оказывает своим верфям Турция, у которой амбициозные планы по развитию судостроения и которая находится в начале этого пути, отметил глава корпорации. Более широкие меры господдержки имеет отрасль в Китае. В 2000 году доля КНР была порядка 2% от мирового рынка судостроения, а сейчас — более 50%.
В рамках государственной помощи нужно учитывать региональную специфику предприятий ОСК, а именно на Дальнем Востоке, говорит сенатор Иван Абрамов. «Мы были на Хабаровском судостроительном заводе. Он нуждается в модернизации, это еще мало сказано, там нужно применять новые технологии, — пояснил сенатор. — Издержки там гораздо выше и состояние, если сравнивать с [верфями] Санкт-Петербурга, гораздо хуже».
Как сообщил Андрей Пучков, в начале февраля руководство ОСК с председателем совета директоров планирует посетить Хабаровский и Амурский судостроительные заводы. «Более детально обсудим перспективы. Там не так просто с заказами, помимо того, что оборудование нуждается в реновации. Будем решать. Очевидно, что дальневосточный куст у нас сохранится, он будет развиваться в рамках тех возможностей, которые есть, спрос на его услуги есть, но в каком формате, чуть попозже расскажем», — пообещал гендиректор ОСК.
Кроме того, уточнил он, Объединенная корпорация подставит плечо Восточной верфи во Владивостоке, оказавшейся в тяжелой финансовой ситуации (компания подала в арбитражный суд Приморья заявление о собственном банкротстве).
Между поставщиком и заказчиком
Безусловно, одна из главных преследуемых целей стратегии ОСК — повышение конкурентоспособности, в том числе на собственном рынке. Это касается и цены, и сроков исполнения заказов, и качества продукции.
Например, постройка головного рыбопромыслового судна длиной 108 м на турецкой Tersan Shipyard длится два года, от года до полутора строятся серийные суда, говорит представитель Совфеда от Камчатского края Валерий Пономарев, в свое время соучредитель рыболовецкой компании «Поллукс». На российских же предприятиях создание головного судна может занять четыре-пять лет.
Как известно, камчатские рыбопромышленники заказывали флот у отечественных судостроителей в рамках программы инвестиционных квот. Но по отзывам, рассказал сенатор, желающих впредь строить на российских верфях особо не видно. «Потому что цены растут, контракт меняется в процессе строительства судна, чего не должно быть никаким образом», — подчеркнул Валерий Пономарев.
Не теряет актуальности вопрос импортозамещения, причем практически по всему ключевому судовому комплектующему оборудованию (СКО). «По ряду направлений еще вкладываться и вкладываться в развитие технологий», — признал Андрей Пучков.
Хотя есть некоторые результаты. Так, в декабре прошлого года корабелы передали заказчику сухогруз проекта RSD59, на котором впервые установлены отечественные винторулевые колонки.
Но сегодня нужно менять порядок взаимоотношения судостроитель — поставщик СКО, которая осложнена действующей контрактной системой, тендерными процедурами закупок (согласно ФЗ №44, ФЗ №223). Сегодня поставщики оборудования по сути не могут рассчитывать на длительное партнерство с той или иной верфью и наоборот.
«Здесь нужно думать, как эту долгосрочную связку можно было бы реализовать с регуляторной точки зрения», — резюмировал глава ОСК.