В Приангарье задержали участников преступной группы, которые занимались контрабандой леса. Злоумышленники использовали подложные документы для экспорта древесины.
Как сообщает официальный представитель МВД РФ Ирина Волк, всего за рубеж было незаконно отправлено более пяти тыс. кубометров леса и пиломатериалов. Задержаны три человека – два иностранца и россиянин, бенефициар лесопромышленной компании. В ходе обысков по месту жительства и работы подозреваемых изъята специализированная техника, три легковых автомобиля, 2,5 тыс. пиломатериалов и кругляк различных пород – порядка одной тысячи кубометров.
По всем зафиксированным эпизодам возбуждено 12 уголовных дел, подозреваемые помещены под стражу.
Накануне в Иркутской области в суд было направлено другое дело по схожему составу преступления – местный житель и иностранный гражданин с 2018 г. по 2021 г. покупали незаконно заготовленную древесину, и используя фиктивные документы, через подконтрольные им юридические лица перевозили ее через государственную границу РФ в одно из зарубежных государств. Общий объем контрабанды составил около 44 тысяч кубометров стоимостью свыше 200 миллионов рублей.Старение флота, износ береговой инфраструктуры, а также недостаточное дотирование пассажирских перевозок из регионального бюджета – главные проблемы речного пассажирского транспорта. При этом ситуация с господдержкой перевозчиков, работающих на социально значимых маршрутах, не везде одинаковая. Сложнее всего обстоит дело в Иркутской области, Якутии и Хабаровском крае, отмечено недавнем совещании в Минтрансе РФ.
Наиболее положительным признан опыт Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь субсидируется наибольшая доля выпадающих доходов от тарифного регулирования речных перевозок – до 85%. Помимо этого, в регионе за счет бюджетных средств осуществляется программа по обновлению флота, благодаря чему приобретаются новые суда, двигатели и стоечные понтоны. На сегодня ежегодный объем дотаций в ХМАО составляет 600 млн руб.
В соседнем Красноярском крае объем субсидий меньше – порядка 150 млн руб., что покрывает 68% от экономически обоснованных затрат перевозчика. Тем не менее краевые власти, под контролем которых находится компания «Пассажирречтранс», в свое время сыграли на опережение. В первые годы работы предприятия, в 2006–2009 годах, региональные бюджетные инвестиции превышали 500 млн руб., большая часть которых шла на постройку нового флота.
В Якутии же уровень субсидирования составляет 40% без учета инвестиционных потребностей транспортных компаний. Похожая ситуация в Иркутской области и Хабаровском крае. Как результат, основные региональные перевозчики – ООО «Ленатурфлот» (входит в состав Ленского объединенного речного пароходства), ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», ООО «Пассажирское райуправление» – находятся в неблагоприятном финансовом состоянии.
По итогам совещания регионам рекомендовано провести экспертную оценку состояния речных перевозок, определиться с формой отношений с судоходными компаниями, спланировать реальный бюджет поддержки отрасли, определив границы компетенций участников транспортного процесса.
Вдоль Амура…
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края подтвердили, что бюджетные средства не покрывают полностью затрат перевозчика при организации социально значимых маршрутов. Сообщить, какая доля недополученных доходов закрывается региональными субсидиями (краевой бюджет на обеспечение водных пассажирских сообщений в 2021 году направил 165 млн руб.), в ведомстве не смогли, сославшись на то, что годовая финансово-бухгалтерская отчетность будет подготовлена только в конце марта. Уровень покрытия потерь речников за предыдущую навигацию там также не назвали. В ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» (согласно данным ФНС, чистый убыток компании по итогам 2020 года составил 1,3 млн руб.) не стали комментировать проблему.
Всего в Хабаровском крае действует 11 речных пассажирских маршрутов, из которых 8 региональных включены в перечень социально значимых. В этом году регион субсидирует перевозчикам 135 млн руб. При корректировке бюджета в июле-августе сумма может увеличиться, уточнили в министерстве транспорта.
От объема дотаций зависит ситуация с обновлением флота. «Заказчики в первую очередь смотрят на цену строительства нового судна и, конечно, на то, как быстро они смогут отбить эти затраты. А вторым глазом смотрят на администрацию (региона – Прим. ред.), как она будет помогать, субсидировать те же льготные пассажирские перевозки», – отметил представитель Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ).
Согласно программе «Развитие транспортной системы Хабаровского края», до 2022 года на ХСЗ предусматривалась постройка четырех быстроходных теплоходов проекта А45-2 и одного судна на воздушной подушке СВП-50. Затраты оценивались более 808 млн руб. в ценах 2015 года. Средства должны были поступать как из краевого бюджета, так и из внебюджетных источников. Как прогнозировали в правительстве региона, пополнение флота позволило бы стабилизировать речные пассажирские перевозки на уровне 400–500 тыс. пассажиров ежегодно. Сегодня эта цифра почти втрое меньше.
Для нужд края в Хабаровске был построен только один теплоход А45-2 «70 лет Победы» пассажировместимостью 100 человек, который введен в строй в 2016 году (эксплуатантом выступило ОАО «Хабаровскводтранс»). Еще два 9-местных судна на воздушной подушке проекта «Нептун 23ПасМл», заказанные у компании «Ховеркрафт» в Ленинградской области, поступили в 2019 году для выполнения перевозок в Николаевском районе. На их приобретение краевой и районный бюджеты выделили 32 млн руб.
В настоящее время на стапелях ХСЗ стоят два недостроенных А45-2. Для достройки необходимо финансирование от заказчика, уточнили на верфи.
По словам информированного источника, проект серьезно подорожал: «Когда судостроители начинали работать по договору, стоимость теплохода была 121 млн руб., а когда закончили – 240 млн руб.» При этом, добавил он, подкачала экономика судна. «Теплоход громко презентовали, даже президент России на нем был. Но сейчас какой год стоит без дела. Судно ставили на линию Хабаровск – Фуюань, когда Китай был открыт (до пандемии – Прим. ред.) В ущерб оно поработало. Даже у судов типа «Полесье», которые используются и на Амуре, самоокупаемость выше, чем у А45-2, и по топливу, и по проходимости», - говорит собеседник EastRussia.
В то же время на ХСЗ практически завершено СВП-50 вместимостью до 50 пассажиров. В прошлом году возникли проблемы с двигателем судна, его вернули поставщику обратно, уточнили на заводе, отсюда и возникла сдвижка по срокам. Когда будет поставлен новый дизель, начнутся испытания СВП-50 перед сдачей в эксплуатацию.
«Других заказов на пассажирские суда нет. Но мы ведем переговоры с перевозчиками Хабаровского края по поводу обновления флота, завод готов и может строить, – рассказали на ХСЗ. – По какой причине они не заказывают, мы не знаем, но можно догадываться. Одна из них – снижение пассажиропотока».
Действительно, положение речников усугубляется спадом перевозок, в том числе из-за длительных паводков в Амурском бассейне и пандемии. В навигацию 2015 года в Хабаровском крае перевезено 373 тыс. пассажиров, в 2019-м – 280 тыс., в 2020-м – 175 тыс., в 2021-м – 160 тыс.
Лизинг и кооперация
Интерес к проекту А45-2, реализуемому Хабаровским судостроительным заводом, в свое время проявляли представители судоходных компаний из Якутии. В настоящее время республиканские власти видят перспективы обновления пассажирского флота в первую очередь в рамках сотрудничества с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород). В 2021 году для региональных перевозок по программе лизинга приобретены два судна нового поколения «Валдай 45Р» (глубоко модернизированная версия «Полесья»), разработанные данным КБ. Это стало первым обновлением пассажирского речфлота в республике за последние 40 лет. Республиканский бюджет намерен субсидировать перевозчику часть лизинговых платежей. Кроме того, в 2023–2025 годах по договору с Якутией Центральным конструкторским бюро им. Алексеева планируется построить три скоростных судна «Метеор 120Р».
Между тем потребность региона в новых пассажирских судах гораздо выше. Так, из 20 единиц скоростного флота ООО «Ленатурфлот» только у трех не превышен нормативный срок эксплуатации. Сможет ли занять ХСЗ нишу в поставках продукции для республики, пока неизвестно. Сейчас представителями Якутии изучается возможность выполнения пассажирских перевозок на теплоходах, которые строит Средне-Невский судостроительный завод.
«Нашим дальневосточным заводам сложно конкурировать с судостроительными предприятиями по ту сторону Урала. Играет роль вопрос цены, потому что оборудование и металл везется оттуда, а это дополнительные расходы, – пояснили EastRussia на ХСЗ. – Не зря, когда ввели механизм рыбные квоты под киль (в настоящее время завод работает над производством судов-краболовов – Прим. ред.), прописали в госпрограмме, что заказчикам, которые будут строить специальный флот на Дальнем Востоке, компенсируется примерно 30% стоимости».
Долгое время пассажирский флот не обновлялся и в Байкальском регионе. В первом квартале этого года Восточно-Сибирское речное пароходство (ВСРП; входит в группу компаний «Истлэнд») планирует заложить два катамарана на подводных крыльях проекта HSC150B (пассажировместимость каждого – 148 человек). Работы будут идти в кооперации с судостроительным заводом «Вымпел» из Рыбинска Ярославской области. По словам директора ПАО «ВСРП» Елены Летуновой, на «Вымпеле» изготовят корпуса двух катамаранов, сборка которых будет выполняться в Иркутске на производственной базе судоходной компании. «Оснащение судов необходимым оборудованием, обстроечные и отделочные работы, спуск на воду, ходовые и швартовые испытания будут выполняться силами пароходства под надзором специалистов Российского Речного Регистра», – уточнила менеджер.
Эксплуатация катамаранов на Байкале должна начаться в навигацию 2023 года, они будут обслуживать, в том числе, сообщения между Иркутской областью и Бурятией.
К строительству электросудов, минимизирующих воздействие на экологию, для перевозок на крупнейшем пресноводном озере мира планирует приступить компания «ВодоходЪ». Однако для эксплуатации подобного флота необходимо наличие современной причальной инфраструктуры с зарядными устройствами, в том числе в таких пунктах назначения, как Иркутск, Листвянка, Малое море, Байкальск, Турка, Максимиха и др. «Мы предполагаем, что для этих целей финансирование будет осуществлено из федерального и регионального бюджета», – говорят в компании.
Без развития береговой инфраструктуры не обойтись и Якутии. По словам гендиректора Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Сергея Ларионова, содержание и уход за ней с каждым годом становится дороже: дебаркадеры нуждаются в капитальном ремонте, либо подлежат полной замене, так как существующие условия для посадки-высадки пассажиров не соответствуют новым правилам безопасности Российского Речного Регистра. В регионе нужно построить до 35 дебаркадеров и реконструировать порты Тикси (Неелово) и Якутск, сообщила пресс-служба ЛОРП. В последнем из пяти пассажирских причалов функционируют два, но и те находятся в аварийном состоянии. Сумма капитального ремонта причальной стенки составляет от 200 млн руб.
Субсидии подкрепят федеральным траншем
Для тех субъектов РФ, где уровень субсидирования остается низким, с участием Минэкономики и Минфина планируется разработать механизм дотаций пассажирского скоростного флота из общероссийского бюджета. Стоит сказать, что Ханты-Мансийский автономный округ, где объем субсидий водному транспорту значительно выше остальных регионов, имеет и региональный и федеральный источник господдержки.
По принципу совместного финансирования предполагается реализовывать концепцию развития круизного туризма, утвержденную в феврале 2022 года премьером России Михаилом Мишустиным. Она, среди прочего, предусматривает обновление береговой инфраструктуры. В частности, в концепции отмечена необходимость модернизации портов в Хабаровске, Комсомольске, Николаевске-на-Амуре и Амурске.
«В документе также говорится, что особенно перспективны в развитии круизного рынка территории, где проходят крупные реки. В Хабаровском крае это, конечно же, Амур. Уверены, что возрождение круизов по нашей реке будет положительно воспринято местными жителями и гостями региона, а также даст дополнительный импульс развитию туризма и индустрии гостеприимства в регионе», – считают в краевом министерстве туризма.
Пока что попытки возродить в крае круизные перевозки не увенчались успехом. «В свое время приезжал «ВодоходЪ». Планировал поставить на Амур реновированный теплоход. В итоге этот круиз ушел на Енисей», – рассказал источник в отрасли.
В настоящее время на учете в Амурском бассейне нет ни одного круизного судна. «Раньше их было много – на направлении Благовещенск - Николаевске-на-Амуре, Хабаровск - Николаевск-на-Амуре. Практически все суда были подотчетны профсоюзу, хотя состояли в Амурском пароходстве. Путевки давали всем, люди ездили, отдыхали. А кто ездил за деньги, мог себе позволить, даже пенсионеры. Сегодня начинаем экономику считать, получается высокая стоимость билета, для большинства недоступна. У кого деньги есть, тот поедет в другие места», – заключил собеседник EastRussia.
Неурожайный 2023-й год серьёзно ударил по переработчикам и экспортёрам кедрового ореха на Дальнем Востоке. Это основная причина, по которой отрасль ещё не почувствовала ужесточений законодательства, направленных на борьбу с контрабандой «кедрового золота». Ожидается, что в следующем сезоне рынок будет играть по новым правилам, которые кардинально изменят конкурентный расклад. Есть ли потенциал для развития переработки кедрового ореха в ДФО, и будут ли новые нормы закона эффективны в борьбе с нелегалами, разбиралось EastRussia.
Сколько нужно вынести из тайги
«Сейчас заготовщики пилят вершины кедров, собирают орех, чтобы заработать большие деньги, и при этом никто не думает об экосистеме. Килограмм шишек стоит 100 рублей, а зарабатывают за сезон до 1 миллиона, представляете, сколько нужно вынести из тайги? И это один-два сборщика, а в лес идут тысячи», – рассказываает эколог Лидия Сибирина.
Впрочем, миллион – не предел для нелегального заготовщика в урожайный год, уточняют представители рынка. Можно заработать и больше.
«Сейчас это выглядит так: есть арендаторы в Приморье и Хабаровском крае, которые сами не занимаются заготовкой, но используют договор аренды, чтобы получить экспортную лицензию и отчитаться перед государственными органами. Дело в том, что экспорт разрешён только при наличии документов, подтверждающих законность заготовки. Китайцы приезжают с «чемоданами денег», скупают орех по городам и весям и вывозят его под документы арендаторов – народ собирает шишку, где хочет, как хочет и сколько хочет, начинает уже в августе, когда она совсем незрелая. И всё это отправляется в Китай. Часто дальневосточный орех вывозят под видом более дешёвого, сибирского», – комментирует один из производителей.
Текущий год для отрасли стал провальным, учитывая, что кедровый орех родится не каждый год, а хороший урожай бывает примерно раз в четыре года. Производственные мощности перерабатывающих предприятий остались недозагруженными. Чтобы хоть как-то удержаться на плаву, предприниматели Приморья закупали сырьё в Еврейской автономной области.
«Урожай корейского кедрового ореха (pinus koraiensis) в этом сезоне крайне низкий. Небольшие объёмы заготовки на Дальнем Востоке дала лишь Еврейская автономная область», – сообщил агентству управляющий партнёр организации «Союз заготовителей и переработчиков дикоросов» Андрей Михайленко.
Зато в следующем году прогнозируется высокий урожай на всём Дальнем Востоке, и представители отрасли должны в полной мере ощутить изменения законодательства, направленные на борьбу с кедровой контрабандой. Об этом говорит заместитель председателя Приморского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», региональный координатор партийного проекта «Выбирай своё» Юрий Жилинский. По его словам, нововведения должны способствовать развитию переработки внутри страны и увеличению прибавочной стоимости конечного продукта, предотвратить незаконный экспорт и сохранить ценные лесные ресурсы.
Дары дальневосточной тайги
Речь идёт об инициативе губернатора Приморья Олега Кожемяко, поддержанной федеральным центром. Губернатор предложил включить в федеральный реестр стратегически важных российских товаров и ресурсов орех сосны корейской. Отметим, именно корейской, плоды сосны сибирской под ограничения не подпадают.
Данная мера подразумевает ужесточение ответственности согласно статье 226.1 Уголовного кодекса РФ. Наказание может составить до 12 лет в случае совершения преступления организованной группой. Уголовная ответственность наступает при незаконном перемещении товара на сумму выше 100 тысяч рублей.
А в сентябре группа сенаторов и депутатов внесла нашумевший проект поправок в Лесной кодекс. Среди них сенатор от Приморского края Людмила Талабаева, экс-спикер парламента Приморья Александр Ролик, назначенный сенатором 15 сентября, и бывшие приморские депутаты, а ныне представители Государственной думы Виктория Николаева, Роза Чемерис, Александр Щербаков, а также экс-глава Артёмовского городского округа Владимир Новиков.
Ужесточения предлагаются серьёзные. Во-первых, как следует из пояснительной записки к документу, «субъектам Российской Федерации предоставят полномочия по установлению мест для заготовки кедрового ореха гражданами для собственных нужд, сроков и разрешенных объемов его заготовки». Для этого вносятся изменения в статьи 35 и 82 Лесного кодекса РФ. На краевом уровне можно будет устанавливать «разумную норму индивидуального сбора ореха каждым гражданином» в специально отведённом для этого месте.
А главное, вводится требование о том, что «участниками аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений могут являться только субъекты предпринимательской деятельности, владеющие объектами инфраструктуры, предназначенными для производства продукции из пищевых лесных ресурсов».
Среди отраслевиков есть мнение, что приморское лобби продвигает инициативу в интересах определённых предприятий. Сегодня на этом рынке лидируют такие компании, как «Приморский ГОК», ООО «КА «СКИФ» (Уссурийск), ООО «Ангел», ООО «Восток-лес», ООО «Кировсклес» (Спасск-Дальний), ООО «Сидатун» (Красноармейский район), ООО «Дальневосточный мёд».
Осенью текущего года о себе заявил ещё один – крупнейший в регионе игрок –компания «Дары Дальневосточной тайги». Инвестор, резидент свободного порта Владивосток, построил завод в селе Камень-Рыболов Ханкайского округа с рекордными по краю объёмами переработки. Руководитель компании – депутат Законодательного Собрания Приморского края, заместитель председателя комитета по продовольственной политике и природопользованию Эдуард Цой. Он же возглавляет организацию «Ассоциация переработчиков дикоросов Приморского края».
Предприятие-резидент СПВ способно выдавать 2,2 тысячи тонн готовой продукции в год при объёмах переработки сырья 6,5 тысяч в год. Это очень большая цифра, учитывая показатели отрасли.
В то же время многие арендаторы развивать переработку не готовы.
Дальше договорённостей дело не пошло
Отметим, что Россия – один из крупнейших поставщиков кедрового ореха на мировом рынке. Шишку собирают на Урале, в Сибири и Дальневосточном регионе. Из всех объёмов заготовки (ежегодный показатель оценивается на уровне 15 тысяч тонн) лишь 20 процентов остаётся на внутреннем рынке, остальной товар отправляется на экспорт, прежде всего, в Китай. Так, экспорт «кедрового золота» из Приморья оценивается в районе 3 тыс. тонн ежегодно при разрешённых объёмах заготовки порядка 4 тыс. тонн.
Согласно данным ФТС, всего с Дальнего Востока в 2022 году экспортировано 7,4 тысячи тонн ореха сосны корейской. Это меньше, чем экспорт из Сибири, составивший по итогам 2022 года 9,5 тысячи тонн.
Сибирский орех, объясняют предприниматели, дешевле, так как его больше на рынке, но для большинства приморских переработчиков он не подходит.
«В неурожайный год потребности приморских предприятий сибирским орехом не закроешь, так как это другая калибровка, и нужна модернизация производственных мощностей», - объясняет участник отрасли, пожелавший остаться неизвестным.
В 2017 году собеседник агентства обсуждал с крупным китайским инвестором открытие совместного предприятия, рассчитанного на выпуск до 300 тысяч литров кедрового масла в год. Новость была громкая, и попала в федеральную повестку, но, как выяснилось, дальше договорённостей дело не продвинулось.
«Таким крупным инвесторам нужны большие объёмы поставок, которые большинство дальневосточных предприятий предложить не могут. У меня был цех по переработке кедрового ореха, я его закрыл. Убытки пришлось понести колоссальные, так как раз в четыре года обязательно случается неурожай, а это большой удар по производителям. Вторая причина – экспансия китайцев. У них много денег, они скупают всё и вывозят из страны. Из-за этого цены на сырьё растут», – комментирует собеседник.
Меры по регулированию экспорта, инициатором которых стал губернатор Приморского края, абсолютно правильные, акцентирует он. Сегодня конкурировать с китайскими нелегалами производителям сложно.
«В шишке – 5 процентов ореха. Продаваться он будет по 450-500 рублей. После переработки выход составит 30 процентов ядра, и это очень хороший результат. Таким образом, себестоимость будет 1,5 тысяч за килограмм, а продавать надо по 4-5 тысяч рублей. Кедровое масло стоит вообще «запредельно», потому что выход именно масла из ядра – процентов 50 для ореха сосны корейской, и на 15 процентов меньше – для сибирского ореха. Соответственно, стоить оно будет 8-10 тысяч рублей. Прибыльное дело, если у вас есть сырьё и сбыт. А если сырья и сбыта нет – это катастрофа», – комментирует предприниматель.
Приморский край с его 1,8 млн населения – относительно небольшой рынок сбыта. На западе России лидирует кедровый орех из Сибири и Уральского федерального округа. И нужен серьёзный менеджмент, чтобы выдерживать конкуренцию, а тем более выходить на зарубежные рынки с продукцией глубокой переработки.
Глава компании «Торговый дом Кедрус» Оксана Ли была в числе предпринимателей, по просьбам которых правительство края лоббировало экспортные ограничения. Сегодня под маркой «Кедрус» выпускается не только фасованный кедровый орех, но и широкая линейка косметической продукции, включая различные кремы и гидрофильное масло.
«В Приморье ограниченный рынок сбыта, поэтому мы стараемся выйти на рынки Китая и сейчас ведём переговоры с потенциальными партнёрами. Что касается изменений законодательства в части экспорта, я поддерживаю их, но как они будут работать на практике – увидим в следующем урожайном году. Пока проблема нелегалов на этом рынке стоит так же остро», – говорит Оксана Ли.
Получить комментарии от компании «Дары дальневосточной тайги» пока не удалось. Но ранее сообщалось, что её продукция будет ориентирована как на внутренний, так и на внешний рынки.
Ударит по населению
Комментируя законопроект об изменениях в Лесной кодекс, глава компании «Сидатун» Олег Юшкин акцентирует, что большое количество приморцев из посёлков и деревень зарабатывают на сборе шишки.
«Люди ждут сезона, как манны небесной, чтобы устроиться к арендаторам на заготовку. С принятием поправок, я думаю, количество арендаторов серьёзно сократится», – делится мнением предприниматель.
Но, как поясняют в Заксобрании края, смысл поправок и заключается в том, чтобы отсеять недобросовестных игроков. Сегодня в Приморье для заготовки кедрового ореха в аренду передано 25 лесных участков общей площадью 763,8 тысяч га, и не все на них честно ведут бизнес. Нередко у арендаторов выявляют объёмы заготовки, значительно превышающие допустимые, из-за чего государство несёт ущерб. Некоторые арендаторы и вовсе не занимаются заготовкой, по факту, торгуя лицензиями в интересах китайских контрабандистов. Именно против них направлен законопроект, предложенный «приморским лобби».
«Необходимо ограничить участие в аукционе недобросовестных участников, и обеспечить предприятиям, осуществляющим переработку дикоросов, возможность обеспечить свои производственные мощности сырьем. Настоящий законопроект направлен на стимулирование развития отрасли переработки пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений на территории Российской Федерации», – следует из пояснительной записки к документу.
Однако пока никто точно не может сказать, как будут работать новые нормы, подчёркивает директор ООО «Производственно-заготовительная база» Алексей Карасёв.
«Включение кедрового ореха в перечень стратегически важных товаров ужесточит процесс контроля экспорта, но из-за проблем с урожайностью мы пока мы не можем сказать, как это будет на практике. Что касается поправок в Лесной кодекс, ещё нет чётких регламентов – документ только находится на рассмотрении в Государственной Думе, и пройдёт немало времени, прежде чем он спустится на уровень субъекта, и появится конкретика», – говорит он.
Интересно, что в журнале «Таможенное дело» за 2022 год в статье о состоянии преступности в таможенной сфере отмечалось, что «масштабы контрабанды леса, относящегося к стратегически важным товарам и ресурсам, огромны». «С предоставлением поддельных документов вывозятся и другие стратегически важные товары», – отмечали эксперты.
Новый виток противостояния обозначился между лесопромышленниками Приморского края и приамурским межрегиональным управлением Росприроднадзора. Как считают отраслевики, управление препятствует в выдаче разрешений СИТЕС на экспорт дуба и ясеня. Территориальный орган с обвинениями не согласен и чётко обозначает свою аргументированную позицию.
В качестве радикальной меры, которая одним махом разрубит гордиев узел, экспортёры предлагают исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС. Проблема была озвучена на Восточном экономическом форуме, доведена до сведения президента, но до сих пор остаётся неурегулированной.
Заявку о включении данных древесных видов в Перечень III СИТЕС, подавало министерство природы России в 2013 году. И тогда меру горячо приветствовали и экологи, и профильные ведомства.
Мощности недозагружены
Для лесной отрасли 2023-й год стал непростым, следует из доклада минлесхоза Приморья, опубликованного на сайте Законодательного Собрания края. Последние годы государство вело целенаправленную политику по увеличению объёмов переработки древесины. Через заградительные меры лесоэкспортёров стимулировали вкладываться в производственные мощности. С 2022 года экспорт круглого леса из хвойных и твердолиственных пород был прекращён.
Это принесло свои плоды. Объём инвестиций в основной капитал предприятий лесопромышленного комплекса (ЛПК) региона за 2017—2022 годы составил 15,3 млрд рублей. Приморье привлекло более 60 процентов всех инвестиций, вложенных в ЛПК Дальнего Востока. Сегодня совокупные проектные мощности всех лесоперерабатывающих предприятий края составляют 4,4 млн кубических метров. Свыше 84% от общего объема заготавливаемой древесины перерабатываются в пиломатериалы, шпон, мебельный щит и экспортируются в переработанном виде.
Однако на фоне санкционного давления в 2022 году отрасль столкнулась с падением спроса на международном рынке. И в настоящее время образовался дисбаланс: в наличии производственные мощности, способные переработать 4,4 млн м3, в то время как объём заготовки составляет порядка 3,5 млн м3.
Главной проблемой стала потеря мировых рынков, поясняют предприниматели, прежде всего, снижение спроса в Китае. Раньше Китай закупал приморскую древесину, чтобы реэкспортировать её в Европу и США, сейчас приморский лес конкурирует на китайском рынке за китайского потребителя.
Как следует из данных минлесхоза Приморского края, объёмы поступлений налога на прибыль с начала 2023 года сократились почти на 200 млн рублей по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а это основной индикатор состояния отрасли.
Но если на мировую конъюнктуру повлиять сложно, то разобраться с бюрократическими барьерами на внутреннем рынке – посильная задача, считают лесопромышленники. Основная проблема, которую озвучивал полпред Юрий Трутнев на VIII Восточном экономическом форуме, которая доведена до сведения президента и признана на уровне министерства природных ресурсов Российской Федерации, связана с системой СИТЕС (сокращенное название Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Сторонами СИТЕС являются 182 страны и Европейский Союз.
«Ситуация с СИТЕС уже многократно со всеми обсуждена. Президентом дано поручение урегулировать вопрос, подписан соответствующий регламент министром природных ресурсов Александром Козловым, но правоприменительная практика фактически остаётся без изменений», - сообщил глава минлесхоза края Константин Степанов.
Выдавливают с рынков?
Исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС - такую меру отраслевое сообщество предлагает едва ли не с момента её введения. ЛесЕГАИС уже содержит всю необходимую информацию в электронном виде, подчёркивают в ПАЛЭКС («Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса»), контроль СИТЭС избыточен и лишь затрудняет работу по экспорту монгольского дуба и маньчжурского ясеня.
Заявку о включении данных древесных видов, охраняемых на территории России, в Перечень III СИТЕС, минприроды РФ направило в Секретариат конвенции в 2013 году. Тогда ещё не появилось системы электронного учёта древесины лесЕГАИС, её начали внедрять только в 2016 году, и в Приморье остро стояла проблема нелегальных рубок и незаконного лесного экспорта.
Как отмечал тогда заместитель министра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин, неограниченные лесозаготовки ценных пород древесины дуба монгольского и ясеня маньчжурского на территории Дальнего Востока вели к деградации лесов в ареале обитания амурского тигра. Плоды деревьев являются кормовой базой для птиц, грызунов, кабанов, которые, в свою очередь – пища для редких хищников, занесенных в Красную книгу РФ – амурского тигра и дальневосточного леопарда.
«Мы признательны СИТЕС за оперативное рассмотрение предложений Российской Федерации, это решение позволит нам обеспечить дополнительные меры охраны редких растений», - цитировали Гизатулина СМИ.
А вот как это событие видит «Приморская ассоциация лесопромышленников и экспортёров леса», подготовившая обращение на имя руководителя председателя комитета по продовольственной политике и собственности Заксобрания Приморского края. Со слов руководителя организации Павла Корчагина, в 2013 году WWF (Всемирный фонд дикой природы) выдвинул инициативу – включить дуб монгольский и ясень маньчжурский в третье приложение СИТЕС. «WWF, деятельность которой признана нежелательной генеральной прокуратурой», - подчёркивает Корчагин (о том, что заявку поддержало минприроды, и ведомство выразило признательность СИТЕС за «оперативное рассмотрение предложений Российской Федерации», в обращении умалчивается).
Лесопромышленники считают, что всё очевидно. «На момент включения в СИТЕС российские ясень маньчжурский и дуб монгольский занимали лидирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 62% и 30% от общих объёмов потребления. На рынках АТР нашими конкурентами были страны Европы и Америки. При этом ни в Европе, ни в Америке ни один вид дуба или ясеня не включён в третье приложение СИТЕС», - рассказывает Павел Корчагин.
В результате для российских лесопромышленников сформировался устойчивый бюрократический барьер, заявляет он. Срок выдачи разрешений СИТЕС составляет 40 дней, что тормозит поставки.
А в декабре 2022 года вышла очередная версия административного регламента выдачи разрешений СИТЕС с новым требованием – заявитель должен предоставить копию акта осмотра лесосеки.
«Речь идёт об акте заключительного осмотра лесосеки. Его составляет не арендатор, а органы исполнительной власти после завершения всех лесосечных работ», - поясняет Павел Корчагин.
Как следует из обращения ПАЛЭКС, период лесосечных работ составляет от года до трёх, средний период производства изделий из дуба или ясеня – 3-6 месяцев. То есть в большинстве своём лесопромышленники не могут выполнить это требование.
Решить проблему до 31 декабря
Из-за нововведений возникли разногласия отраслевиков и приамурского межрегионального управления Росприроднадзора. Сегодня они переросли в затянувшуюся борьбу, к которой подключились органы исполнительной, законодательной власти и Юрий Трутнев. Поскольку документы лесоустройства в Приморье в принципе не предусматривают таких обозначений, как «дуб монгольский» и «ясень маньчжурский», в них указаны только «дуб» и «ясень», приамурское Управление стало направлять запросы в министерство лесного хозяйства края по отдельным заявкам с требованием уточнить, а действительно ли дуб – это «дуб монгольский», а «ясень» - «ясень маньчжурский».
Также ведомство запрашивает у лесопромышленников бумажные документы. Всё вышеперечисленное затягивает сроки поставок.
После вмешательства в ситуацию губернатора Приморского края был издан приказ о внесении изменений в административный регламент.
Корректировки содержат два основных положения: до 31 декабря копий бумажных документов не требуется, если они есть в электронной системе ЕГАИС учёта древесины.
И второе – «представление копии акта осмотра лесосеки необходимо исключительно при осуществлении осмотра лесосеки в бесснежный период при условии завершения лесосечных работ».
То есть, объясняет Павел Корчагин, если работы продолжаются или нельзя осмотреть участок из-за наличия снежного покрова, это не должно стать препятствием к выдаче разрешений СИТЕС на экспорт лесной продукции.
«Но, к сожалению, прямое указание минприроды трактуется по-своему приамурским отделом Росприроднадзора», – уверен председатель ПАЛЭКС. – Зима – основной период лесозаготовки и переработки древесины. Если до 31 декабря не решим эту проблему, то опять скатимся».
Аргументированная позиция
Однако проблема пока так и не решилась. В ходе последнего телемоста, организованного с помощью Законодательного Собрания Приморского края, контролирующий орган изложил свою аргументированную позицию. Заключается она в следующем: во-первых, управление является территориальным органом исполнительной власти, подчиняется непосредственно Росприроднадзору и вынуждено руководствоваться положениями СИТЕС.
Разрешения выдаются только на виды, включённые в третье приложение СИТЕС, а именно дуб монгольский и ясень маньчжурский. Соответственно, управление действует согласно регламенту, и нет никаких оснований его обвинять.
Во-вторых, в лесных документах Приморского края, включая таксационные описания и договоры аренды, нет обозначений «дуб монгольский» и «ясень маньчжурский», а есть «дуб» и «ясень». И если субъект пропишет видовой состав документально, никаких уточняющих запросов не потребуется. Эта позиция подтверждена следственным комитетом Хабаровского края и решением Верховного суда.
«Мы делаем запрос в субъект, который не привёл лесной план в соответствие с регламентом, чтобы подтвердить достоверность указанных сведений», - пояснили в ведомстве.
Более того, последняя проверка Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, организованная по жалобе минлесхоза Приморья, не выявила нарушений в действиях территориального органа.
Есть в распоряжении Управления и письмо ДАЛЬНИИМФ, где чётко указано, что на Дальнем Востоке произрастают четыре вида дуба и три вида ясеня.
Что касается требований предоставлять документы на бумажных носителях, то они требуются лишь в том случае, если представлены в ЕГАИС не в полном объёме либо сведения недостоверные, заявляет представитель управления. Проверки прокуратуры не выявили ни одного необоснованного отказа в выдаче разрешения на экспорт.
Не так просто исполнить и приказ Минприроды России от 15.05.2023 N 292 «Об особенностях предоставления в 2023 году разрешения на экспорт образцов (лесоматериалов - бревен, пиломатериалов и шпона) дуба монгольского, ясеня маньчжурского и (или) сосны корейской». В документе указано, что представление копий акта осмотра лесосеки необходимо исключительно в бесснежный период. Но бесснежный период ещё надо подтвердить.
Иными словами, проблема не урегулирована, и градус противостояния зашкаливает. На аргументы управления ПАЛЭКС выдвигает контраргументы. Почему, чтобы уточнить видовой состав, нужно направлять обращения в минлесхоз Приморья по каждой отдельной заявке экспортёров? Почему не сделать общий запрос и раз и навсегда не уточнить, что «дуб» - это «дуб монгольский», а «ясень», - «ясень маньчжурский»? Письмо ДНИИМФ в данном случае кажется ПАЛЭКС слабым аргументом, потому что, утверждают в организации, заготовка других видов дуба и ясеня фактически не ведётся на территории региона.
Экологи, к слову, в этой части не противоречат лесопромышленникам.
«В Приморье известны 4 вида дуба: монгольский, зубчатый, вутайшанский и курчавенький. Готовят только дуб монгольский. Зубчатый занесён в Красную Книгу, и это невысокие коренастые деревца, которые можно встретить в Хасанском районе, Партизанском районе, Находкинском городском округе и Лазовском заповеднике. Вутайшанский и курчавенький - единичные находки в крае», - рассказала эколог Лидия Сибирина.
Также просят отраслевики разобраться с отказами предприятиям, вынесенным, как они утверждают, на основе того, что управление требовало копии акта осмотра лесосеки, когда экспортёр не мог их предоставить. Например, в выдаче разрешения СИТЕС было отказано приморской компании «Афина».
Радикальное решение
Исключить дуб монгольский и ясень маньчжурский из третьего приложения СИТЕС - такую меру сегодня предлагает отраслевое сообщество. ЛесЕГАИС уже содержит всю необходимую информацию в электронном виде, подчёркивает председатель ПАЛЭКС.
«Та система государственного контроля, которая сейчас сформирована, позволяет полностью контролировать законность оборота и экспорта древесины. Наше предложение поддерживает Рослесхоз», - говорит Павел Корчагин.
Как срочную меру он также предлагает дать указание приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о недопустимости требований копий документов на бумажных носителях при наличии зарегистрированной документации в ЛесЕГАИС.
Есть и более радикальные предложения – вообще отказаться от СИТЕС. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина считает, что процедура СИТЕС не нужна, когда есть ЛесЕГАИС.
«СИТЕС полностью дублирует данные ЛесЕГАИС, которые необходимы для получения разрешения на экспорт древесины. Для чего сегодня предприниматели должны предоставлять какие-то ещё документы, нам вообще непонятно. Уже несколько лет мы говорим о том, что эту процедуру нужно убирать. Из-за неё российские экспортёры потеряли своё место на мировом рынке древесины. Это наше кардинальное предложение – изменить весь порядок процедуры выдачи разрешений на экспорт. Сейчас принимаются полумеры», - говорит Марина Шемилина.
Так или иначе, борьба продолжается, и ПАЛЭКС продолжает совместную работу с органами исполнительной и законодательной власти для урегулирования проблемы. В организации считают, что нужны безотлагательные меры, иначе лесозаготовка может оказаться под угрозой срыва.
Нужна ли СИТЕС?
И здесь возникает вопрос, действительно ли ЛесЕГАИС эффективно работает на территории России? Оценки на этот счёт расходятся, некоторые эксперты заявляют, что ЛесЕГАИС только взяла на себя роль инструмента контроля заготовки древесины, а реформы в отрасли, необходимые для её преобразования, так и не были проведены.
Между тем, в процессе разработки находится новая цифровая система лесного комплекса, предназначенная для учета достоверных, систематизированных сведений о лесах, их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о древесине и сделках с ней – ФГИС ЛК. Полномасштабное внедрение запланировано на 2024 год. И если ЛесЕГАИС отслеживает лишь торговлю древесиной, то ФГИС ЛК должна будет взять на себя полный контроль над лесной отраслью.
Отметим, сегодня в лесной отрасли Приморского края заняты 10 тысяч человек, и ещё 20 тысяч – в смежных отраслях. Как следует из доклада минлесхоза, лесной комплекс и управление лесами остается прибыльным, несмотря на ухудшение ситуации на рынке. В 2022 году каждый рубль, вложенный в лесоуправление и сохранение лесов, приносил
в краевой бюджет 2,5 руб. доходов за счёт лесных платежей и налогов.
Цифровизация леса
С 2014 года в России используется система ЛесЕГАИС, которая позволяет проследить судьбу дерева от момента, когда оно начало расти до того, как стало изделием из дерева. Подобные системы уже используются при обороте алкогольной продукции, мяса и «молочки» - всегда можно узнать, где взяли и куда отправили.
Теперь, когда проявились все плюсы и минусы прежней системы, в России внедряется новая – ФГИС ЛК: федеральная государственная система лесного комплекса. Помимо информации об использовании, охране, защите, состоянии, воспроизводстве лесов, она необходима также для того, чтобы в любой момент можно было посмотреть специфику того или иного лесного участка, чтобы отдать его в пользование арендатору: леса-то много, но вот процент его использования крайне низок.
Сегодня 50% земель лесного фонда страны находится на территории Дальневосточного федерального округа, треть запасов древесины – также в ДФО, но при этом на Дальний Восток приходится всего лишь 8% заготовки древесины. Для того, чтобы улучшить показатели, необходимо «оцифровать» лес. Первые шаги в этом направлении, к примеру, уже помогли снизить число «черных лесорубов».
В целом по стране объемы незаконных заготовок сократились в 1,6 раза, - привел статистику заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Вячеслав Спиренков,
В подтверждение его слов, министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края Константин Степанов, приводит статистику региональную.
– За два года у «черных лесорубов» изъято свыше 130 единиц лесозаготовительной техники, объемы незаконных заготовок леса упали в четыре раза, – отчитывается Степанов.
По его словам, Приморье, утратило статус самого криминализированного региона в лесной отрасли Одновременно, правда, произошла и общая рецессия в ЛПК: так налоговые поступления в 2023-м уменьшились на 200 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 700 человек сократилось число занятых в отрасли, экспорт на спаде.
– Снижение экспорта связано с тем, что ранее древесина из России в Китае «дорабатывалась» и реэкспортировалась в США и страны Евросоюза. Сейчас из-за санкций это невозможно, - отметил Степанов.
И это при том, что в Приморье 80% лесосеки находится в аренде. Вот только те самые арендаторы не спешат осваивать деляны и в целом вкладываться в отрасль: не до конца понятны правила игры, всегда есть риски, что лес не получится продать и так далее.
Директор проектов ПАО Сбербанк Алла Сбитнева отметила хроническую недоинвестированность росссийского ЛПК.
– За полгода отрасль заработала 1,4 трлн рублей, это на 15% меньше, чем было ранее. При этом всего 74 млрд из заработка было направлено на инвестиции, здесь также отмечается снижение на 22%, – привела цифры Сбитнева.
А ведь при этом у дальневосточных лесорубов под боком огромный рынок сбыта – Китай.
ПИП 2.0
Впрочем, близость Китая с его огромным рынком – лишь кажущаяся близость, считает замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров. Весь Дальний Восток с его 8% освоения лесосеки не сможет покрыть потребности КНР, к тому же по конкурентной цене.
– Глубоководные порты Китая, специализирующиеся на лесе, находятся на юго-востоке КНР, а наш лес, потенциально идущий на экспорт – на северо-западе России. Смотрим логистику, а ее нет! – такую мысль высказал Олег Бочаров.
Вообще, по словам Бочарова, все предыдущие финансовые модели – так называемые ПИПы: перспективные инвестиционные проекты – развития ЛПК в нашей стране были ориентированы на другие условия: цены, логистику, экспорт. Сейчас эти схемы не работают.
– Нам надо сделать кластерную оценку, которая позволит четко определить удаленность от рынка, способность его достичь, соответствие качеству.
Сегодня разрабатывается новая программа приоритетных инвестиционных проектов – ПИП 2.0. Вот только для развития ЛПК необходимо ответить на главный вопрос – в чем задача: продать как можно больше леса или как можно больше его сохранить? Только после этого можно будет создавать государственное задание по ЛПК.
При этом чиновник от минпрома все же подчеркнул, что главный партнер и клиент в лесной отрасли для России – Китай.
Китайских контрагентов лишь грубообработанная древесина, продукцию глубокой переработки они сделают сами, уверен руководитель приморского предприятия «Эко Тойс» Евгений Корж. Его предложение: запретить экспорт древесины минимального передела в перспективе ближайших двух-четырех лет, как это было сделано в свое время с «кругляком». Тогда всем придется делать глубокую переработку, отсюда вырастет и маржинальность с одного куба, и число рабочих мест, и отчисления в бюджет.
Вот тут-то и сыграет свою главную роль обязательная к использованию с 2025 года ФГИС ЛК – система позволит отслеживать, контролировать движение древесины в любом ее виде – будь то дерево или карандаш. Все это в конченом итоге позволит и лучше осваивать лесосеки, и больше зарабатывать – и предпринимателям, и государству.
– Андрей Александрович, прежде чем перейти к конкретным аспектам, хотелось бы прояснить, что собой в целом сейчас представляет лесная промышленность Дальнего Востока: заготовка, потенциал. Есть вообще ещё что рубить?
– Начну с самых общих данных: площадь лесного фонда ДФО составляет 554 млн га – это чуть меньше половины общероссийского фонда (48%). При этом почти половина площадей лесных насаждений ДФО – 44% – имеет эксплуатационное назначение, меньшая, но значительная часть – 37% – представлена защитными лесами, выполняющими природоохранные функции. Если измерять наш лес кубометрами – это 25 миллиардов м3. Из этого запаса ежегодно можно вырубать без ущерба для природы 119,7 млн м3 – как раз столько древесины каждый год прирастает на территории Дальнего Востока. Фактически заготавливается 12,8 млн м3. То есть потенциал внушительный – 89%.
Значительная свободная расчётная лесосека находится в Республике Саха (Якутия) – 34,1 млн м3, далее идёт Хабаровский край с 26,2 млн м3, потом Амурская область – здесь лесосека уже меньше, но тем не менее 12,6 млн кубометров, далее Забайкалье, Бурятия, Приморский край и Сахалинская область.
– И кто же это всё рубит-перерабатывает?
– Всего в лесной отрасли Дальнего Востока действует 900 организаций, которые занимаются переработкой, в том числе и лесозаготовкой. При этом на территории округа зарегистрированы 3000 договоров аренды лесных участков с ежегодным разрешённым объёмом заготовки 20 млн кубометров, при, повторюсь, фактической заготовке 12,8 млн м3.
Из общего списка выделяются 18 компаний, реализующих проекты с объемом инвестиций порядка 48 млрд рублей. Они имеют статус приоритетных и реализуются в рамках постановления Правительства РФ № 190 от 23 февраля 2018 г. В рамках этого постановления Правительство предоставляет лесосеку по льготной ставке в обмен на инвестиции: порог входа составляет от 3 млрд рублей для новых предприятий и от 2 млрд для действующих, если они предполагают модернизацию производства.
Работает это так: бизнес разрабатывает план, готовит заявку, обращается в профильное министерство/департамент субъекта РФ. Далее к вопросу подключается Рослесхоз, Минвостокразвития России. Оттуда после согласования проект направляется в Минпромторг. Что происходит в итоге? В итоге государство предоставляет бизнесу лес за 50% от его стоимости без конкурсов и аукционов – под обязательство вложить крупную сумму. В результате уже на старте предприятие обеспечивается сырьём, а это очень важный момент для успешного запуска.
Помимо приоритетных проектов государство оказывает поддержку в виде налоговых преференций через Корпорацию развития Дальнего Востока и Арктики для лесопромышленных проектов. Всего на территории ДФО реализуется 76 проектов, из которых в ТОРах у нас 24 проекта на сумму 6,9 млрд рублей. В их числе ООО «РФП древесные гранулы», которое производит около 100 тыс. тонн пеллет, также «Дальневосточный картонно-бумажный комбинат» в Приморском крае, «ВТК Инвест» в ЕАО и другие.
Резиденты свободного порта Владивосток реализуют 52 проекта с объёмом инвестиций 26 млрд рублей. Крупнейшие производства – это «Евразлес» на Сахалине, «New Forest Pro» в Хабаровском крае и «ФорестГранд» на территории Приморского края.
– Какова ситуация с объемом переработки и с экспортом? Что можно сказать по результатам роста пошлины на вывоз за рубеж круглого леса?
– Пошлины вводили поэтапно, все участники отрасли хорошо понимали каждый из этапов. Напомню – в 2014 году пошлины составляли 25%, в 2021 году 80%. У государства твёрдая позиция – оставлять добавочную стоимость в России, на Дальнем Востоке, а не отдавать её другой стране. Замечу также, что большинство граждан положительно восприняли реформу «декриминализации лесной отрасли».
В результате с 2021 по 2022 годы мощности леспрома по производству пиломатериалов выросли на 15% – это прибавка в почти полмиллиона кубов к существовавшим ранее мощностям. Это достаточно много, при том, что мы с территории Дальнего Востока экспортируем всего порядка 4 млн тонн готовой продукции. Полмиллиона кубометров – это прибавка в почти 8%. Это, конечно, здорово.
Плюс выросли производственные мощности по шпону, по пеллетам на 42% – на 62 тыс. тонн в натуральном выражении. В целом история с поднятием пошлин на экспорт необработанной древесины положительно повлияла на лесопромышленный комплекс.
– Аналитики EastRussia, которые готовят бюллетень с отраслевыми обзорами, в актуальном выпуске приводят такие показатели по Хабаровскому краю: лесопромышленные предприятия региона в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Экспорт региона в первом квартале составил 1 млн куб. м лесопродукции – сокращение по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
– Чтобы понять почему это произошло, нам надо посмотреть на ситуацию в масштабах страны. Основными рынками для России являлись страны Евросоюза – порядка 40% экспорта. Остальное все уходило на рынки Азии, причём не только Китая, это и Узбекистан, и Таджикистан, все постсоветское пространство. Все компании из Центральной части и Северо-Запада РФ экспортировали в Европу. Но недружественные страны ввели санкции, и вся масса продукции поехала по остальным рынкам. Предложение резко выросло, это привело к снижению цен. Очевидно, что в таких условиях продолжать наращивать производство невозможно.
Напомню – в 2021 российский экспорт обработанных лесоматериалов по итогам 2021 года составил более 20 млн м3, и внушительная часть этого объема сейчас переориентируется на Восток. Но тут у дальневосточников есть преимущество: если лесопромышленные предприятия центральных регионов страны вынуждены перестраиваться на новые рынки, искать партнёров, транспортировать древесину через всю страну, то предприятиям Дальнего Востока не приходится заниматься такой деятельностью. Партнёрские отношения стабильны, поставки налажены.
Если вернуться к цифрам верхнего уровня по лесозаготовке – по итогам 2022 года – мы просели на 7%, но осуществили рост продукции по пеллетам – 33%, по пиломатериалам на 10%, по целлюлозе на 10%.
– Именно Дальний Восток?
– Да, мы сейчас говорим именно про Дальний Восток. Кроме того, на лесопереработке увеличилось количество рабочих мест.
– Кто-то из заготовителей воспользовался предложениями по льготному кредитованию для покупки оборудования и прочего?
– Да, конечно. Если коротко, то на льготные кредиты по программе лесной промышленности, которые выдает Фонд развития промышленности, было подано 8 заявок на общую сумму займов около 0,5 млрд рублей. Есть отдельная программа по проектам развития – это льготный кредит под 1 и 3 % и есть проекты лесной промышленности совместно с региональным фондом развития промышленности. Причем инструменты поддержки постоянно развиваются: до недавнего времени проекты лесной промышленности финансировались «50 на 50» – 50% федеральных денег и 50% региональных. Позже произошло перераспределение – 90% даёт федеральный Фонд развития промышленности и 10% – региональный.
В итоге 11 проектов получили поддержку на сумму 2,3 миллиарда рублей. Если приводить примеры, то самый наглядный – «Тумнинский прииск» в Хабаровском крае. Инвестиционный проект по переработке древесины. Стартовали в конце 2021 года – запустили производство пиломатериалов, потом построили цех для производства шпона проектной мощностью 25 тыс. м3 в год, экспортируют его в Китай. В феврале 2023 года КРДВ заключила с ними договор о сотрудничестве. Проект получил статус приоритетного, с объемом инвестиций 1 миллиард рублей. Взяли кредит в Фонде развития промышленности под сушильные камеры, собираются строить ещё один цех по производству фанеры, планируют стать резидентом территории опережающего развития.
– В беседах с лесозаготовителями постоянно звучит проблема балансовой и тонкомерной древесины – переработчикам она не нужна, а её доля – порядка 40%. Есть ли какие-то наработки, способы пустить эту древесину в дело?
– Наработок много, тонкомеры, балансы можно перерабатывать в щепу, пеллеты и варить целлюлозу. Что касается выпуска именно этой продукции, на Дальнем Востоке действует Селенгинский ЦКК, который из балансов производит разные виды продукции. Да, это далеко и балансы нужно туда везти. Однако есть крупные предприятия в Хабаровском крае, которые отдают такую древесину с дисконтом, чтобы освобождать свои склады и не останавливать собственную переработку.
– Внутренний спрос сейчас существенно ниже объёмов экспорта, но поднимать его всё же нужно. В феврале 2023 года на совещании по развитию лесопромышленного комплекса Президент поддержал предложения Минстроя по стимулированию спроса на строительство домов из деревянных конструкций. Что было сделано после этого? На какой стадии разработка нормативной документации по деревянным многоэтажным домам? Готов ли кто-то из контрагентов КРДВ выпускать комплектующие для такого строительства?
– По статистике в России сейчас потребление древесины на человека составляет всего 2 кубометра. Какие здесь есть варианты по его увеличению? Конечно же строительство – черновая отделка, опалубка для фундаментов и всего прочего. Второе – мебельная промышленность, далее – опять-таки плитное производство и деревянное домостроение.
Но встают вопросы: насколько экономично это будет построить панельный или деревянный дом? Захотят ли люди жить в деревянных домах? Вопросы эти однозначного ответа не имеют. Многие привыкли жить урбанизировано, в комфорте. Если мы посмотрим на Дальний Восток – он тоже весьма урбанизирован, жители сконцентрированы в городах, а не в посёлках. При этом все отдают себе отчёт, что в частный дом нужно постоянно вкладывать силы и средства. Да, есть такая категория людей, которые хотят жить в своём доме и готовы на сопутствующие условия, но нельзя сказать, что таких людей так много, чтобы их запрос обеспечил бы взрывной подъём частного и, особенно, деревянного домостроения.
Здесь на первый план как раз выходят многоквартирные деревянные дома. Активно работу в направлении ведёт «Segezha Group» (входит в АФК «Система» - прим. ред.). Они построили в Вологде два четырёхэтажных дома из CLT-панелей (CLT – Cross Laminated Timber – это сухие перекрестно склеенные деревянные плиты с влажностью 12% – прим. ред.). Производитель сообщает, что среди очевидных преимуществ CLT - огнестойкость, сейсмостойкость, отсутствие усадки, сопоставимая с бетоном прочность. При том, что здания из CLT могут простоять без капитального ремонта около 50 лет, они в пять раз легче железобетона. К слову, в Норвегии построили 18-ти этажный дом из таких же панелей – с лифтом и прочими атрибутами «обычной» многоэтажки, в Австрии построили небоскрёб высотой 84 метра. А первая девятиэтажка «Сегежи» сейчас проходит экспертизу. Об этом во время совещания по вопросам строительной отрасли министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирек Файзуллин и генеральный директор ГК «CLT Девелопмент» (дочка АФК «Система» - прим. ред.) Павел Карнаух доложили Президенту. Но необходимо ещё получить со стороны МЧС все разрешения в части пожаробезопасности таких домов.
Причем девятиэтажные дома –не предел. Уже есть и 12-ти этажные, есть и выше. Обязательно нужно эту тему продвигать. К слову, в Хабаровском крае есть проект по производству модульных деревянных домов CLT с мощностью по производству 400 тыс. кв. м. Сейчас под него активно ищем инвестора.
– Ваш прогноз, если все согласования будут проходить идеально, когда мы увидим многоквартирные деревянные дома на Дальнем Востоке?
– Если все процессы будут происходить в идеальном режиме, то в горизонте пяти лет можно будет рассчитывать на появление многоквартирных деревянных домов на Дальнем Востоке.
– А какой прогноз Вы бы сделали по развитию отрасли, экспорта древесины в целом? Ждать нам резких каких-то рывков – подъёма, спада? Схлопнутся ли все небольшие предприятия?
– Мне кажется, что мелкие предприятия не схлопнутся, ниши есть для всех. В глобальном смысле резких изменений не произойдёт, по крайней мере, на территории Дальнего Востока. Да есть тренды на укрупнение бизнеса, но всё же в отрасли места всем хватит, причём у предприятий Дальнего Востока, повторюсь, ситуация намного выигрышнее, чем у их коллег с Северо-Запада и Центральной части России, которым приходится радикально перестраивать свои поставки на новые для них рынки.
К тому же государство и Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики проводят большую работу по поддержке предприятий лесной отрасли в форме предоставления различных льгот и преференций – про них мы в самом начале говорили. Это и предоставление лесосеки в обмен на инвестиции, и дешевые кредиты, помощь с инфраструктурой. Ведь если в целом посмотреть рентабельность лесных проектов, то она составляет порядка 20% – я сейчас говорю про производство пиломатериалов, шпона и прочего – это с учётом мер поддержки, если без мер поддержки, то рентабельность порядка 15%. Разница в 5% – это весьма значимый показатель.
На мой взгляд, глобальных, как позитивных, так и негативных, изменений в текущем году ждать не стоит. Это связанно с перераспределением товарных потоков не только внутри страны, но и далеко за её пределами. По итогам перераспределения будет более ясно, на какие сегменты будет расти спрос, и, как следствие, – будут открывается ниши для инвестирования.
Если смотреть в более долгосрочной перспективе, то в ЛПК ДФО довольно значительные перспективы. Основной потребитель в лице Китая рядом – затраты на логистику минимальны, объемы не используемого лесного фонда, в структуре которого преобладают эксплуатационные леса, предназначенные для вырубок, дают значительный потенциал для инвестиций и создания новых рабочих мест.
В наибольшей степени кризисные явления в ЛПК угрожают небольшим предприятиям ДФО, не располагающим широкими возможностями в развитии перерабатывающих производств. При этом крупные игроки отрасли рассчитывают увеличивать инвестиции в данном направлении.
Представители лесной отрасли сталкиваются с убытками на фоне снижения производства, падения цен на лесоматериалы (к июлю текущего года на 25% по отношению к аналогичному периоду 2022 г.) и сокращения заготовки древесины. Дальневосточные лесопромышленники обеспокоены невозможностью экспортировать необработанный лес в условиях дефицита в макрорегионе крупных перерабатывающих мощностей. В частности, депутаты парламента Хабаровского края в июле направили обращение к вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу с просьбой поддержать отрасль путем введения моратория на запрет экспорта круглого леса.
Напомним, что данный запрет был введен в 2022 г. Основным потребителем продукции из необработанной древесины является Китай. В первом квартале 2023 г. экспортные поставки круглых лесоматериалов из РФ снизились в 2,7 раза, до 586 тыс. куб. м (почти 90% направлены в КНР).
При этом в Хабаровском крае на региональном уровне введены некоторые дополнительные меры поддержки лесопромышленного комплекса и стабилизации его работы. В частности, предусмотрена рассрочка платежей по договорам аренды лесных участков. Лесопромышленные предприятия Хабаровского края в январе-апреле 2023 г. снизили производство пиломатериалов на 23,3% к аналогичному периоду прошлого года, производство шпона сократилось на 46,7%, производство пеллет – на 12,6%. Что касается экспорта, то в первом квартале регион экспортировал 1 млн куб. м лесопродукции, сократив показатель по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 15%.
Наибольшая доля в экспорте хабаровского леса в январе-июне пришлась на пиломатериалы (68,5%), деловую древесину (25,9%), а также пеллеты, шпон и опилки (9,6%). При этом доля пиломатериалов в экспорте увеличилась на 0,2 п.п., деловой древесины - уменьшилась на 3 п.п., а прочих лесоматериалов (пеллеты, шпон, опилки) - снизилась на 4 п.п. В основном экспорт осуществлялся в КНР, а также в Японию и Республику Корея. В поисках новых рынков сбыта один из крупных хабаровских экспортеров лесной продукции, ООО «Лесное дело» отгрузило 100 куб. м в качестве пробной партии пиломатериалов из лиственницы в Узбекистан.
Кроме того, хабаровские депутаты предлагают приостановить взимание вывозной таможенной пошлины (10%) на пиломатериалы влажностью свыше 22%[1]. Подобную просьбу ранее уже озвучивали в общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». В апреле соответствующее обращение было направлено вице-премьеру В.Абрамченко. В организации предлагали ввести минимально возможный уровень пошлины в размере 1% на три года. По прошествии трех лет пошлину вновь предлагалось поступательно повысить до заградительного уровня. Необходимость такой меры объясняется дефицитом сушильных мощностей на Дальнем Востоке, где ограничение экспорта наносит урон малым и средним предприятиям, не имеющим сушильных мощностей. В то же время доля пиломатериалов с естественной влажностью во всем российском экспорте пиломатериалов оценивается не более чем в 20-30%. В основном он приходится на страны СНГ и на КНР.
Стоит отметить, что экспортные барьеры для непросушенных пиломатериалов ужесточались с июля 2021 г. Для хвойных пород и дуба ставка пошлины составила 10%, но не менее 13 и 15 евро за один куб. м соответственно. Ранее пошлина по данным категориям не взималась. Размер экспортных пошлин на бук и ясень составил 10%, но не менее 50 евро за один куб. м. До этого пошлины на данные виды пиломатериалов составляли 10%, но не менее 10 и 12 евро за один куб. м соответственно. Предполагалось, что введение пошлины позволит ограничить вывоз необработанной и грубо обработанной древесины под видом пиломатериалов и поощрить выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Действие пошлин было продлено до конца 2022 г., а затем – до конца 2025 г.
При этом в целом по итогам 2022 г. объем экспорта пиломатериалов из РФ упал на 22%, до 23,4 млн куб. м. Выпуск пиломатериалов в стране за прошлый год снизился на 10,3%, до 29 млн куб. м. В первом квартале 2023 г. сокращение экспорта пиломатериалов в России составило 20,9% - до 4,5 млн куб. м. Основу экспорта составляют доски и брус из сосны, ели и лиственницы.
В то же время растет экспорт пиломатериалов в Китай. За первое полугодие 2023 г. он вырос на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, превысив 6 млн куб. м. Доля Китая в экспорте превысила 60% (в 2021 г. – 44%, в 2022 г. – 49%).
Также «Опора России» предлагает поддержать экспорт путем сокращения транспортных расходов – с помощью распространения субсидирования транспортных расходов при экспорте лесной продукции на все пункты отправления (в том числе в ДФО), не ограничиваясь портами Северо-Западного ФО (где расположены наиболее крупные лесоперерабатывающие предприятия).
Тем временем холдинг Segezha Group заявил о наличии проблем на активах в Иркутской области, связанных с логистикой. В холдинге отметили, что доставка продукции в КНР является более выгодной из далекой от Иркутской области и Китая Онеги в Архангельской области (железнодорожная станция в регионе), чем из самого Приангарья. В Segezha Group отмечают необходимость увеличения транспортной субсидии для экспорта.
При этом Segezha Group намерена принять участие в проекте по переработке накопленных отходов лесопиления в Иркутской области. Отходы предполагается перерабатывать в органоминеральное удобрение (технология, разработанная Иркутским институтом химии им. А.Е. Фаворского СО РАН, апробирована в 2021 г. в Усть-Куте национальной ассоциацией лесопромышленников «Русский лес»[2]). В текущем году предполагается переработать таким способом в регионе 1,5 тыс. куб. м отходов лесопиления.
Попытки инвестировать в развитие переработки предпринимают и крупные дальневосточные предприятия. Приморская группа «Тернейлес»[3] инвестировала 4,5 млрд рублей в создание новых производственных комплексов. Так, ОАО «Тернейлес» (базовая компания группы) в феврале прошлого года ввело в эксплуатацию завод по переработке тонкомерной хвойной древесины в поселке Пластун (Тернейский район). Строительство предприятия велось с весны 2019 г. Мощность производства составила 150 тыс. куб. м в год. Объем инвестиций в проект оценивается в 2,4 млрд рублей. Еще 2 млрд рублей было инвестировано в строительство сушильного комплекса в Пластуне мощностью 345 тыс. куб. м сушильного материала в год. Строительство началось в апреле 2021 г. В октябре 2022 г. были введены в эксплуатацию сушильные камеры, в марте 2023 г. начали работу автоматические линии сортировки и упаковки сухого пиломатериала производства австрийской компании Springer Maschinenfabrik AG.
Еще одно предприятие группы – ОАО «Рощинский КЛПХ» (село Рощино, Красноармейский район) направило 280 млн рублей на модернизацию действующего завода по переработке твердолиственных пород и запуск новой линии по переработке хвойной древесины.
В прошлом году «Тернейлес» экспортировал 772,7 тыс. куб. м продукции на сумму 7 млрд рублей, сократив результат к 2021 г. на 12,7%. В наибольшей степени сократились поставки в Японию – было экспортировано 66,9 тыс. куб. м, тогда как в 2021 г. экспорт в Японию составил 370 тыс. куб. м (сокращение на 81%). В Японию прекратились поставки шпона и щепы технологической, в связи с чем холдинг был вынужден сокращать объемы производства шпона и приостанавливать лесозаготовки в сентябре-октябре 2022 г.
Таким образом, лесная отрасль на Дальнем Востоке в текущих условиях испытывает ряд проблем. Лесная промышленность остается экспортоориентированной, поскольку потенциал внутреннего потребления оценивается как ограниченный. Кризисные явления в меньшей степени проявляются в лесной отрасли ДФО за счет традиционной ориентированности на рынки сбыта АТР, но и в данном макрорегионе лесопромышленники вынуждены сокращать экспорт на ряде традиционных направлений, таких как Япония и Южная Корея. Также препятствием для поставок на внешние рынки служат логистические ограничения. По этой причине лесопромышленники рассчитывают на дополнительную поддержку со стороны государства. Проблемой дальневосточного ЛПК остается и более низкий уровень развития лесопереработки. В регионе, несмотря на отдельные проекты, пока сохраняется дефицит крупных перерабатывающих производств.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Естественная влажность древесины – показатель, отражающий процент влаги, содержащийся в ней на момент заготовки. В зависимости от региона, породы дерева и сезона влажность пиломатериалов находится в пределах 30-100%. К сухой (обработанной) древесине относят древесину с процентом влажности 22% и ниже.
[2] Отраслевая ассоциация, объединяет предприятия ЛПК в стране (более 30).
[3] 45% принадлежит японской компании Sumitomo Corp., 30% - гендиректору В.Щербакову.