В Хабаровске полностью ликвидирован пожар в торговом павильоне на территории Центрального рынка. На борьбу с огнем привлекались 13 единиц техники и 59 человек личного состава, в том числе шесть6 звеньев газодымозащитной службы. Одна из центральных улиц Хабаровска – Льва Толстого – была перекрыта.
Как рассказали EastRussia в ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, пожару был присвоен повышенный номеру, быстрому распространению огня способствовали большой объем горючих материалов и пустот под фасадом. После ликвидации огня расчеты пролили помещение и разобрали поврежденные конструкции. Общая площадь пожара составила около 900 кв. метров.
На месте происшествия работают сотрудники государственного пожарного надзора МЧС России, им предстоит установить причины возгорания.
Только за прошедшие сутки в Приморье зарегистрировано четыре пожара общей площадью 421 га. На утро 11 марта, по данным регионального правительства, все возгорания в крае ликвидированы. Пожары произошли в Чугуевском и Тернейском округах. Но большая часть затронутых последними возгораниями территорий находится в Хасанском муниципальном округе. Пожар площадью 400 га был ликвидирован в районе села Гвоздево.
Палы начали фиксировать в Хасанском округе с первых чисел марта. Главу окружной администрации Ивана Степанова всю прошлую неделю невозможно было застать на рабочем месте, но в личном ТГ-канале можно было отследить его маршруты. То он сообщал о том, что от огня отбивали Гвоздево, вот спасают Зарубино, Сухановку... Пал шел и в направлении Андреевки. В поселениях в общей сложности проживает более 3,5 тыс. человек.
«Сегодня на межведомственном совещании сотрудники пожарных служб сказали о том, что ситуация контролируется. Группировка привлеченных из соседних районов сил и средств рассредоточена по местам постоянной дислокации, — уточнила помощник главы Хасанского муниципального округа Ольга Куличенко. — Несмотря на стабилизацию ситуации, глава округа еще раз обратил внимание отдела надзорной деятельности, полиции о необходимости проводить рейды, штрафовать граждан, которые своевременно не привели свои земельные участки в соответствие с требованиями пожарной безопасности».
Как рассказала Ольга Куличенко, один из местных жителей был замечен главой округа за сжиганием мусора, несмотря на то, что объявлен пожароопасный период. Иван Степанов передал информацию в полицию, на нарушителя составлен протокол.
Ситуацию на личном контроле держит и губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Он побывал в очагах палов в районе этих населенных пунктов.
«Благодаря усилиям пожарных подразделений и спасателей жилые дома не пострадали. Есть несколько сгоревших построек и один нежилой дом. На местах работает тяжелая техника, делаются минерализованные полосы. Группировка спасателей будет находиться на местах до тех пор, пока не убедимся, что все пожары потушены и жители находятся в безопасности», — сказал губернатор, находясь в Хасанском районе 4 марта.
В эти дни Хасанском муниципальном округе впервые было зафиксировано уникальное для Приморья явление — огненный смерч. Его засняли местные жители на дороге между населенными пунктами Краскино и Хасаном.
«Это редкое природное явление. Оно возникает в местах природных пожаров, когда сочетаются несколько факторов: огонь, пожар, ветер, — сказала ведущий специалист по связям с общественностью ФГБУ "Приморское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" Варвара Коридзе. — Однако в тот день в районе поселка Барабаш, где очевидцы снимали видео, ветер был несильный. Метеостанции зафиксировали западный, юго-западный ветер 0,5 метра в секунду с порывами 2-3 метра в секунду, при температуре воздуха 3-4 градуса мороза, осадков не было».
С 6 марта в 22 муниципалитетах Приморского края объявлен противопожарный режим. Особые требования действуют в южных и восточных муниципалитетах края.
Типичная для Приморья ситуация с пожарами в этом году отличается более ранними сроками появления палов, а также возникновением необычных для региона природных явлений.
«Противопожарный режим в южных территориях края начал действовать раньше из-за малоснежной зимы и раннего схода снежного покрова в южных и восточных районах края, — отмечает заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы, начальник отдела административной практики и дознания ГУ МЧС России по Приморскому краю Максим Саполович. — Основной причиной природных пожаров остается неосторожное обращение с огнем. А в этом году распространению огня способствуют малое количество осадков зимой и частые ветра».
Во время действия особого противопожарного режима на территориях вводится ряд рекомендаций. В их числе запрет на пребывание граждан в лесах, запрет на разведение открытого огня и сжигание мусора, запрет на проведение опасных работ на землях лесного фонда и землях других категорий.
«В населенных пунктах необходимо вовремя убирать сухостой, мусор. Все, что можно отнести к горючим материалам, — продолжает Максим Саполович. — Создавать у жилых строений сопредельных с лесными массивами запас воды для тушения пожара и восстанавливать противопожарные минерализованные полосы».
За нарушение этих требований предполагается административная ответственность. Для граждан — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей, для должностных лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. рублей, для предпринимателей без образования юридического лица от 60 тыс. до 80 тыс. рублей, для юридических лиц от 400 тыс. до 800 тыс. рублей.
Помимо населенных пунктов, в опасности находились и особо охраняемые природные территории. На территории Хасанского округа расположены национальный парк «Земля леопарда» и Дальневосточный морской заповедник.
«5 марта у границ участка "Гамовский" нацпарка "Земля леопарда" на неохраняемой территории в районе села Аднреевка был ликвидирован крупный пал площадью 1 380 га. Эта территория не имеет отношения к заповедным, — уточнил ситуацию начальник отдела по связям с общественностью ФГБУ "Земля леопард" Иван Раков. — Сейчас нет природных пожаров, затрагивающих особо охраняемые природные территории федерального значения под управлением дирекции заповедников "Земля леопарда". Угрозы диким животным нет».
Иван Раков также добавил, что пожары происходят ежегодно и, как правило, в одних и тех же местах. «Земля леопарда» остается единственным нетронутым огнем зеленым «островом» в этом районе. Для профилактики участки земли там также делятся противопожарными минполосами. В этом году проложено 220 км таких разрывов.
В том, что лесные массивы, подобные «Земле леопарда», в долгосрочной перспективе могут способствовать решению проблемы весенних и осенних палов уверена кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории лесных экосистем ДВО РАН Ольга Ухваткина.
«В тех районах, где сейчас возникают пожары, раньше было больше леса. Сейчас это остепненные участки и ветру там есть где разгуляться, — отмечает ученый. — В этом случае снизить горимость хорошо помогает лес. И лучший вариант — это ненарушенный лес — уссурийская тайга. Она не горит. Даже если в таком лесу в дерево попадет молния, пожар не распространится, потому что там большие запасы влажного питательного субстракта и мало горимого вещества».
Как объяснила Ольга Ухваткина, небольшие лесные островки или лесопосадки вдоль дорог не дают ветру разгуляться. Большие лесные массивы работают как биотический насос – леса притягивают влажность, сохраняют ее, формируют облака за счет испарения воды с листовой поверхности, не дают пересыхать рекам.
Леса растут долго, погода тоже, как говорят синоптики, в ближайшее время на ситуацию не повлияет. Снег, выпавший в выходные, территорию наиболее пострадавшего от пожаров Хасанского округа, не затронул.
«На юге края зима была практически бесснежной. И в феврале осадков было мало. Человеческий фактор стал причиной возгораний, а вот отсутствие снежного покрова способствовало распространению пожаров, — отметила Варвара Коридзе. — Погода — подвижный механизм. Более точную информацию мы можем сказать на ближайшую неделю. Снег, выпавший, 8 марта на ситуацию не повлияет. Если брать более широкие временные рамки, то тут нельзя сказать однозначно, потому что все может остаться по-прежнему, а может зародиться циклон и затронуть территорию Приморского края».
Жителям Приморья остается надеяться на силы пожарных и спасателей, которые сейчас работают в усиленном режиме и следовать их советам.
«Сейчас наступает пора, когда дачники, жители частного сектора начнут готовить свои участки к посадкам. Многие будут сжигать сухую растительность. Порекомендовал бы жителям Приморья обойтись без сжигания мусора до снятия особого противопожарного режима, тем самым избежать возникновения пожаров и штрафных санкций», — подчеркнул Максим Саполович.
В 2021 году Россия столкнулась с небывалым размером лесных пожаров – выгорело более 17 млн гектаров леса, шесть из них – в Якутии. В дальневосточном субъекте огнем уничтожены 34 дома в поселке Бясь-Кюёль, горел заповедник «Ленские столбы», 12 августа загрязнение воздуха в Якутске в 247 раз превысило рекомендуемые параметры ВОЗ, а дым от пожаров достиг Северного полюса.
В 2022-ом, еще в феврале, власти на самом высоком уровне заговорили о мерах, которые необходимо предпринять, чтобы не повторилась прошлогодняя ситуация.
На Дальнем Востоке заполыхало еще до начала календарного лета. С начала года в ДФО зафиксировали 1 645 природных пожаров, общая площадь уже пройденная огнем - более 330 тыс. гектаров. В антилидерах по количеству возгораний Приморский край: 530 пожаров общей площадью 64 тыс. га., по площади Амурская область – здесь горело на площади более 152 тыс. гекатров, но очагов было меньше 366. Люди справлялись, периодически помогали дожди. Однако, долгосрочный прогноз синоптиков говорит о том, что лето будет жарким.
В начале мая лесные пожары стали главной темой на совещании у Президента России Владимира Путина. На нем глава самого крупного российского региона – Якутии – заявил, что без помощи с неба не справится и необходимо чаще вызывать дожди. Для этого необходимо внести дополнения в Лесной кодекс РФ. Дело в том, что по закону искусственно вызывают только в целях тушения лесных пожаров. Но когда лес начинает гореть в таком регионе, как Якутия, где ни дорог, ни людей на тысячи километров, то его уже трудно остановить, а вот сработать на опережение можно, посчитал глава республики Айсен Николаев. Его доводы были услышаны, и уже через несколько дней в Якутию прилетел зондировщик Росгидромета, а через неделю, еще один. Теперь в Якутии почти уверены, что прошлогодняя ситуация, когда сгорело 8 млн гектаров, не повторится.
«При подготовке к пожароопасному сезону мы максимально учли ошибки и недостатки, которые у нас были в предыдущие годы. Мы смогли в два раза увеличить штатную численность лесопожарных служб. Сейчас мы кратно увеличили количество авиачасов по мониторингу на тушение лесных пожаров. Провели материально-техническое оснащение, это помогло нам максимально подготовиться к сезону», - рассказал глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в интервью ГТРК «Саха».
Причем, глава Якутии не просто попросил у федерального центра помощи в виде самолетов-зондировщиков, но и предложил выступить пилотным регионом, где опробовали бы схему с дождями до пожаров, а не после. В Якутии на Дальнем Востоке самая большая «зона контроля» по лесам – почти 200 млн гектаров, здесь также самый большой запас древесины. И, напомним, Якутия – самый большой по площади регион в России, если в республике полыхнет, то тушить действительно будет непросто.
Республиканские власти настолько уверовали в положительный опыт использования самолетов-зондировщиков, что уже начали строить свой, собственный. Для этого приобрели необходимое оборудование госкорпорации Ростех, которое за лето установят на самолет Ан-26 авиакомпании «Якутия». Уже осенью самолет-зондировщик, принадлежащий региону, хотят опробовать в деле.
Пожары в Амурской области. Фото: Алексей Елаш
В соседнем Забайкалье, которое в прошлом году также было в лидерах в стране по площади пожаров, после зимы тоже стало сразу жарко: горела степь, горели леса. Власти региона всячески пытались не допустить человека в лес, ведь 9 из 10 пожаров, возникают по вине человека: в регионе ввели ограничения на посещения лесного массива, ввели режим ЧС и даже готовы были платить от 40 до 50 тыс. рублей за сообщения о поджигателях сухой травы и леса. Помогло лишь частично: пожаров избежать не удалось, пришлось прибегать к помощи авиации – одновременно в небе над Забайкальем находилось до восьми воздушных судов! Не обошлось без жертв: во время тушения возгорания погиб тракторист Сергей Комаров, а при жесткой посадке вертолета Ми-8 в аэропорту Могочи получил ранения, несовместимые с жизнью, десантник из лесопожарной команды.
Глава Забайкальского края Александр Осипов, видимо, предвидя, что будет непросто, посетовал, что в регионе не успели достаточно подготовиться к пожароопасному сезону из-за… наводнений. По его словам, все силы в муниципалитетах были брошены на возведение дамб, а на противопожарные меры не осталось сил и средств.
Кстати, ранее Александр Осипов также выступил с инициативой на федеральном уровне, предложив обязать пользователей сельхозземель самостоятельно тушить палы, которые является вторым фактором в возникновении более серьезных лесных пожаров.
«Мы просили бы увеличить ответственность и ввести контроль тех, кто является пользователем сельхозземель, и, соответственно, возложить на них обязанность по противопожарной подготовке и привлечению их к ответственности в случае, если они не осуществляют тушение пожаров», - предложил губернатор Забайкальского края Александр Осипов Владимиру Путину на совещании по вопросам борьбы с пожарами.
Чтобы привести усилия по борьбе с лесными пожарами хоть к какому-то единому знаменателю, глава государства поручил установить целевой показатель, по которому можно будет оценивать эффективность работы. Критериев оценки несколько: во-первых, сколько горит – в квадратных километрах; во-вторых, количество этих самых очагов возгорания. Главным ответственным лицом за тушение пожаров в регионе назначается глава региона. Это, кстати, одно из ключевых изменений в нынешнем году. Задача: сократить количество лесных пожаров в России к 2030 году в два раза.
Помимо ответственности, губернаторов наделили и финансированием: в текущем году федеральный центр значительно увеличил сумму на охрану лесов от пожаров – 14,2 млрд рублей (против 8,2 млрд в прошлом году). Из этой суммы 4,7 млрд руб. потратят на патрулирование с воздуха, количество часов увеличат до 51 тысячи. За 1,4 млрд рублей увеличат число десантников до 1400 человек, еще 1,2 млрд руб. потратят на увеличение наземного патрулирования. И лишь 3,2 млрд рублей из всей этой суммы пойдет непосредственно на тушение лесных пожаров. Исходя из этих цифры, можно сделать вывод, что власти поняли – предотвращать дешевле, чем тушить. Да и эффективнее.
Проще будет ввести режим чрезвычайной ситуации: на муниципальном уровне достаточно площади возгорания в 25 гектаров, на региональном — если на тушение пожаров регион привлекает больше 70 % своих сил и средств. При этом федеральный уровень опасности можно будет объявлять, даже если горит лишь один субъект (до нынешнего года режим ЧС мог вводиться, если пожар действовал на территории сразу нескольких регионов).
Между тем, лесные пожары, в том числе в России, названы самой значимой экологической проблемой, которая будет усугубляться в ближайшие годы и десятилетия.
По состоянию на 6 июня, в 82 регионах страны открыт пожароопасный сезон, в двух – объявлен режим ЧС. Из дальневосточных территорий огонь зафиксирован в Якутии, на Камчатке и в Хабаровском крае.
Якутский инженер сконструировал приспособление для тушения лесных пожаров с помощью земли. Грунтомет ГР-20 крепится на трактор, Урал или Камаз, и может использоваться также для рекультивации земли и при дорожных работах для снятия асфальтового слоя.
Инженер-буровик, основатель компании «Буровые технологии» Сергей Леонтьев вырос в Якутии и хорошо знает геологические, климатические и географические особенности региона. Эти знания лежат в основе всех его изобретений. Еще в институте он конструировал различные виды вездеходной и строительной техники. Высшее образование по специальности «Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых» и работ в лаборатории физики мерзлых пород ТИ (Ф)СВФУ помогли практикой проверить фундаментальные знания в области буровых и горно-геологических наук.
На производстве прошел путь от помбура до начальника участка в геологоразведочных предприятиях юга Якутии. С 2005 года – директор производственного предприятия ООО «Сахабурстрой», в дальнейшем реорганизованного в МИП «Буровые Технологии». Разработал ряд специализированных буровых установок и инструментов, отвечающих сложным геологическим условиям при разведке россыпных месторождений, для бурения технологических скважин в крепких горных породах.
«Мне часто приходится работать с бригадой в полевых условиях, ведь каждый участок работ индивидуален, как и подход, и тактика, что приводит к изменению не только режимов бурения, но и к усовершенствованию бурового инструмента и конструктивных особенностей буровых установок. Но пока сам не поработаешь, не полазаешь по непроходимым местам, не почувствуешь технологию бурения – не сможешь ее усовершенствовать».
Разработкой эффективных методов тушения лесных пожаров занимаются передовые научно-технические центры и частные компании ведущих стран мира. Но дороговизна, сложности с обслуживанием оборудования, возникшие трудности с поставкой запасных частей – очевидные минусы импортных технологий. Команда ООО «Буровые Технологии» под руководством Сергея Леонтьева разработала навесное оборудование Грунтомет ГР-20 для тушения лесных пожаров в условиях мелколесья, кустарника, отсутствия воды.
«Оборудование взрыхляет верхний слой породы, дерна до глубины 20 – 30 сантиметров, тем самым копая противопожарный ров, с помощью собственного разработанного ротоватора и в следствие кинетического удара лопастного механизма, выбрасывает измельченную породу в сторону возгорания на расстояние до 40 метров, тем самым локализуя очаг возгорания при выбросе грунта до 14 кубов в минуту и скорости движения транспортного средства до двух км в час – это очень высокая производительность. Рота солдат должна копать, чтобы так справиться. Сложности были в том, чтобы создать оригинальный разрушающий механизм, отличный от запатентованных заводами. У нас получилось».
Оборудование крепится спереди транспортного средства на трелевочный трактор ТТ-4, АМ УРАЛ, КамАЗ, и т.д. по желанию заказчика, согласно техническим требованиям оборудования. Разработка должна быть интересна авиалесоохране, лесничествам, сельскохозяйственным предприятиям и организациям дорожного строительства.
По словам Сергея Леонтьева, в настоящее время решается вопрос финансирования создания грунтомета – предложения есть. Стоимость прототипа навесного оборудования составляет около пяти млн рублей. При массовом производстве стоимость для потребителя значительно снизится. Трактор или другая техника, куда крепится агрегат, в стоимость не входят.
«Как правило, создание прототипов машин обходится вдвое дороже, чем при массовом производстве. Учитывая стоимость зарубежных аналогов, наше оборудование будет стоить в два раза дешевле, при более высокой производительности и ремонтопригодности, что даст неплохой толчок к импортозамещению в наше непростое время».
В копилке изобретений Сергея Леонтьева несколько буровых – в 2005 году собрал установку для строительства линий электропередач – БСУ-320 на базе колесного трактора Т-150. Первую установку собирал как паззл из подручных материалов, многие детали покупал на вторичном рынке. В настоящее время также идет работа над СГБУ-500 – среднегабаритной буровой установкой и МГБУ-400 (малая буровая установка) – уже на базе завода в Татарстане. В начале следующего года планируется завершение работы над первым образцом, после чего начнутся испытания, потом – серийный выпуск.
Проблемой, по мнению Сергея Леонтьева, может стать настороженное отношение ко всему новому: люди опасаются покупать неизвестные, непроверенные временем агрегаты, предпочитая более дорогое оборудование, но уже зарекомендовавшее себя на рынке. Однако интересанты есть и у него – в основном, частные золотодобывающие компании, занимающиеся разработкой россыпных месторождений, заявляют о готовности приобрести буровые установки.
«В текущей ситуации долгосрочные проекты почти не рассматриваются, все хотят быстрые решения, потому что непонятно, что будет завтра. Не хотят люди рисковать, вкладываться в разработку новых, неизученных прототипов частные инвесторы не любят».
Основное финансирование проектов Леонтьева в настоящее время идет от фонда «Сколково» – деньги направляют на прототипирование, создание проектной документации. Компания подала заявку на грант в фонд Бортника и венчурную компанию «Якутия», вкладывает и собственные средства. В привлечении инвестиций учувствует ГАУ Технопарк «Якутия». Особое содействие оказывает фонд развития инноваций и министерство инноваций республики Саха Якутия. Многие проблемы с финансированием могли бы решить крупные заводы по производству техники, но для изобретателя это значит – потерять имя.
«Есть предложения с заводов – хотят, чтобы я у них работал, но тогда авторские права на эту технику будут принадлежать им, я тут буду выступать просто конструктором, но мне это неинтересно – я воспитанник Технопарка “Якутия”, республика мне помогала, меня обучали, и я отдаю им должное – своими разработками, проектами, новаторством».
Среди перспективных разработок Сергея Леонтьева есть ряд вездеходов на пневматическом ходу, предназначенных для изучения арктических, тундровых зон, с уникальными трансмиссионными подвесками, улучшающими вездеходные качества в разы по сравнению с существующими аналогами. А применение альтернативных источников энергии (солнца и ветра), которых в этих зонах в избытке, принесет значительную экономию энергоресурсов.
EastRussia проанализировала свежий справочник рынка труда и актуальных профессий, который ежегодно готовит КРДВ.
Привлекательность рынка труда была и остается драйвером сохранения и притока населения на Дальний Восток. Региону есть, что предложить и совсем молодым специалистам, и более зрелым, готовым потратить время на получение востребованной специальности – во имя надежного будущего на перспективной территории.
Средняя зарплата на Дальнем Востоке выше, чем на остальной территории России на 16%, и растет каждый год. В настоящее время средний ежемесячный заработок по региону составляет 66,4 тыс. рублей в месяц. Однако это, как водится, «средняя температура по больнице». Максимальную зарплату среди дальневосточных регионов предлагают на Чукотке – 130 тыс. рублей в месяц в среднем. Там в настоящее время открыты вакансии для 119 человек. Самые скромные средние зарплаты – в Республике Бурятия (45,6 тыс. рублей). Зато востребованность специалистов высокая – более 2,6 тыс. человек. На сегодня в Приморье открыто максимальное на Дальнем Востоке количество вакансий – 8 262, средняя зарплата составляет более 55 тыс. рублей. На втором месте по этому показателю оказался Хабаровский край – там требуются почти 6,5 тыс. специалистов. В среднем они будут получать 58,8 тыс. рублей. В Амурской области работу могут найти 3 128 человек, средняя зарплата – 59 тыс. рублей.
изображение: Корпорация развития Дальнего Востока
ДФО развивается активно — тут реализуется 2,2 тыс. инвестиционных проектов, на которых будет открыто и создано 114,5 тыс. новых рабочих мест. Бизнес сейчас нуждается в 12,9 тыс. работниках в ведущих отраслях экономики. К 2026 году дополнительная кадровая потребность превысит 102 тыс. человек.
Ключевые отрасли экономики Дальнего Востока сгруппированы по 11 отраслям:
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
2. Добыча и переработка нефти и газа
3. Лесная промышленность
4. Машиностроение
5. Рыболовство и аквакультура
6. Электроэнергетика
7. Сельское хозяйство и пищевая промышленность
8. Строительство и производство стройматериалов
9. Транспорт и логистика
10. Туризм и сервис
11. Металлургия
Самые перспективные сферы
Из 11 важнейших специалисты выделяют четыре сферы, где к 2026 году прогнозируют значительный рост занятости:
– сфера добычи угля, металлических руд и алмазов (более 120 тыс. человек),
– сельское хозяйство и пищевая промышленность (около 60 тыс. человек),
– рыболовство и аквакультура (более 50 тыс. человек),
–металлургия (более 10 тыс. человек).
1. Добыча угля, металлических руд и алмазов
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы – подземный горнорабочий (средняя зарплата 73 тыс. рублей, востребованы в Якутии и Забайкалье), машинист бульдозера (127 тыс. рублей, востребованы в Забайкалье и на Колыме), проходчик (152 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: В Якутии ключевым проектом в этом виде деятельности является строительство горно-обогатительного комплекса по добыче коксующегося угля АО «ГОК «Инаглинский». К 2027 году количество вакансий там превысит 4,8 тыс. человек. В Приморье на модернизации шахты и строительстве новый шахты ООО «Сучан-Уголь» к 2026 году потребуются 1,9 тыс. специалистов. В Забайкалье идет строительство разреза по добыче каменного угля ООО «Разрезуголь». К 2030 там нужны будут более 1,8 тыс. рабочих.
2. Добыча и переработка нефти и газа
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь ремонтник ( средняя зарплата почти 65 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Хабаровском крае), слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике (69,2 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Якутии), инженер по автоматизации и механизации производственных процессов (98,5 тыс. рублей, востребованы в Якутии).
Примеры ключевых проектов отрасли: в Приморье строительство нефтехимического комплекса АО «ВНХК». К 2029 году потребность в кадрах там превысит четыре тыс. человек. На строительстве газоперерабатывающего завода ООО «Газпром переработка Благовещенск» в Приамурье потребуется 2,6 тыс. рабочих к 2025 году. В Хабаровском крае на строительстве завода по производству сжиженного природного газа ООО «Криогентех» уже в этом году требуются 58 специалистов.
3. Лесная промышленность
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: подсобный рабочий на лесозаготовках (средняя зарплата свыше 53 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), лесоруб (100 тыс. рублей, востребованы в Приамурье), станочник деревообрабатывающих станков (35 тыс. рублей, востребованы в Приамурье и Приморье).
фото: RFP Group
Примеры ключевых проектов отрасли: создание деревоперерабатывающего производства АО «Нью Форест Про» в Хабаровском крае. В 2023 году открыты 999 вакансий. В Приморском крае идет создание производства пиломатериалов и топливных гранул ООО «Кей АР Дабл Ю». Рабочие места в текущем году готовы предоставить 380 специалистам. На строительстве комплекса по глубокой переработке древесины ООО «Тачин» в Амурской области требуются в этом году 50 человек.
4. Машиностроение
ТОП-3 самых востребованных профессий этой сферы: слесарь-судоремонтник (средняя зарплата более 83 тыс. рублей, востребованы в Приморском крае), инженер-технолог (почти 68 тыс. рублей, востребованы в Приморье и Бурятии), сборщик корпусов металлических судов (108 тыс. рублей, востребованы в Приморье).
Ключевые проекты: создание верфи крупнотоннажного судостроения ООО «ССК «Звезда» в Приморском крае. В 2024 году там будет 7,4 тыс. вакансий. В Якутии на модернизации и развитии мощностей по созданию речного флота для внутренних водных путей АО «ЖСВ» в 2024 году потребуется более 660 рабочих.
фото: ССК «Звезда»
Высшее образование по востребованным на Дальнем Востоке специальностям можно получить в Дальневосточном федеральном университете (Приморский край), Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова (Якутия), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (Приморье), Тихоокеанском государственном университете (Хабаровский край), Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема (ЕАО), а также в других образовательных учреждениях ДФО.
Среднее профессиональное образование, по данным рейтинга конкурса «Молодые профессионалы Worldskills Russia», можно получить в пяти лучших колледжах и техникумах ДФО: Находкинский государственный гуманитарно-политехнический колледж, Приморский политехнический колледж, Сахалинский техникум строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Хабаровский технологический колледж, Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий.
С актуальной версией «Навигатора актуальных профессий» можно ознакомиться на портале Корпорации развития Дальнего Востока.
Продажи, строительство, производство и логистика — в этих сферах дальневосточные работодатели размещают больше всего вакансий на платформе Авито Работа. О востребованных специалистах и трендах рынка труда 2023 года изданию «EastRussia» рассказал директор по развитию платформы Авито Работа Дмитрий Пучков.
Рынок труда и внешние изменения
Рынок труда — это сфера, которая чувствительнее других реагирует на любые изменения в экономике и при этом быстро адаптируется к новым условиям. Мы отмечаем, что в течение 2022 года работодатели по всей стране не приостанавливали наём персонала, а осенью практически вышли на обычные показатели. В сентябре уровень безработицы, по официальным данным, был на минимальных значениях.
Высокая активность работодателей наблюдается и на платформе Авито Работа. В сравнении год к году в Дальневосточном округе стало на 43% вакансий больше, а медианная[1] зарплата выросла на 22% — с 37 000 до 45 000 рублей. Соискатели могут выбирать работу из большого числа вариантов в разных сферах: им предлагают свыше 100 000 вакансий в регионах ДФО и порядка 4 млн по всей России.
Сферы с наиболее высоким спросом на персонал
Сфера продаж лидирует по числу вакансий в ДФО, на неё приходится 15% от числа всех объявлений о найме. Традиционно высокие темпы и большие объёмы найма в отрасли дополнительно стимулируют активное развитие онлайн-торговли и выход на рынок новых брендов из России и юго-восточных стран. Наибольшим спросом пользуются продавцы-консультанты и кассиры. Чтобы закрыть вакансии, компании охотно берут на работу людей без опыта и обучают их. Для привлечения персонала работодатели будут и дальше предлагать гибкие графики занятости, расширять льготные корпоративные программы.
В топе по количеству вакансий на Дальнем Востоке строительство с 10% объявлений о найме, а также группы профессий «Производство, сырьё, сельское хозяйство» и «Транспорт, логистика», на каждую из которых приходится по 9% предложений трудоустройства.
Рабочие и инженерно-технические кадры для производства не один год остаются в числе особо востребованных. Помимо демографических причин и снижения престижа технических профессий на ситуацию влияют наращивание объёмов выпуска продукции, внедрение программ импортозамещения, перенастройка ряда производственных процессов. Останется актуальной нехватка кадров для добывающей отрасли, топливно-энергетического комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности. Квалифицированные кадры будут востребованы как на крупных предприятиях с роботизированными линиями, так в небольшом бизнесе, включая компании, которые являются резидентами ТОР.
В 2022 году Дальний Восток лидировал по темпам жилищного строительства, благодаря господдержке, программе «Дальневосточный гектар», льготной ипотеке для жителей округа, так что приток специалистов понадобится отрасли и в этом году. Особенно высок спрос на машинистов, сварщиков, монтажников, отделочников. Кроме того, регионы ДФО привлекают долгосрочных инвесторов в связи с расширением экономических связей с азиатскими странами. Поэтому будет расти востребованность в специалистах внутренней и международной логистики, особенно со знанием восточных языков.
Также мы полагаем, что в числе особо востребованных специалистов будут медицинские работники, а в трудовую деятельность будут активнее вовлекаться представители разных социальных групп — молодёжь, женщины, старшее поколение.
Соискательские тренды
Популярностью среди соискателей по-прежнему будет пользоваться частичная занятость. В ходе опроса, проведённого платформой Авито Работа в декабре, мы выяснили, что 35% россиян планируют в 2023 году найти подработку. Дополнительный доход даёт людям возможность чувствовать себя более комфортно в финансовом смысле.
Также будет сохраняться спрос на дистанционную занятость, вошедшую в нашу жизнь вместе с коронавирусными ограничениями. Удалённый или гибридный график, когда часть рабочего времени человек проводит в офисе, а часть — трудится из дома, оценили многие работодатели и работники. Это позволяет соблюдать здоровый баланс между работой и жизнью вне рабочего места, экономить время и деньги на проезд и обеды. 15% респондентов, опрошенных нами в декабре, заявили, что намерены перейти в 2023 году на удалённый график.
Мы также ожидаем, что соискатели будут активно интересоваться трудоустройством в государственных учреждениях и компаниях с государственным участием, чтобы иметь дополнительную стабильность и уверенность. Ещё одна тенденция, набирающая популярность — быстрое трудоустройство, когда пройти необходимые согласования и получить джоб-оффер можно за пару недель, а на массовые линейные позиции — даже за один день. В этом соискателям и работодателям помогают удобные инструменты цифровизации, которые предлагают крупные онлайн-платформы уровня Авито Работы.
Читайте наши новости первыми в Telegram-канале: https://t.me/AvitoLive
Об Авито Работе
Авито Работа — сервис №1 для подбора массовых профессий в России для половины работодателей в России. Компания предоставляет возможности для поиска работы и сотрудников в сегменте «синих» и «серых» воротничков. Ежемесячно более 20,5 млн человек ищут работу на Авито, и это люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Инструменты Авито облегчают работу с большим количеством вакансий и откликов кандидатов.
● Количество активных объявлений на платформе достигает 5 млн: 2 млн резюме и 3 млн вакансий.
● На платформе зарегистрировано свыше 1,7 млн работодателей, включая представителей среднего и малого бизнеса.
[1] Медианная зарплата – сумма, больше и меньше которой получают по 50% работников.
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.