Лишь 5% автомобилистов в Бурятии ничего не раздражает за рулем. Такие данные приводит портал Drom.ru. Большинство же опрошенных нервирует намеренный объезд пробки по свободной полосе другими участниками дорожного движения и дальнейшее «вклинивание» в поток — так ответили 57% опрошенных.
Как сообщает «Байкал Daily», среди раздражающих факторов также излишняя медлительность и невключение поворотников – за эти варианты проголосовали 52 % и 51 % опрошенных соответственно. Каждый третий раздражается из-за неправильной парковки, езда на две полосы злит 29 % автолюбителей, а 27 % бесит незнание правил проезда перекрёстков другими водителями.
Кроме того, шоферов в Бурятии нервируют попытки соседей по потоку успеть самому и не пропустить остальных, езда по обочине, использование телефона за рулём и «игра в шашки».
Митрофан Кузьмич (или как в те времена говорили Козьмич) Курбатов – легенда Верхнеудинска (так до 1934 года называлась нынешняя столица Бурятии Улан-Удэ): почетный гражданин, купец I гильдии, городской голова (по-нынешнему мэр) в 1816-1819 годах.
Отец Митрофана владел стеклоделательной фабрикой под Верхнеудинском, так что будущий выдающийся купец, можно сказать, с детства вкусил «азы капитализма» в конце XVIII века был купцом III гильдии, в 1810 году повысил свой статус, перейдя во вторую гильдию. Еще через 22 года достиг высшей торговой иерархии и до середины столетия считался «Кяхтинским купцом первой гильдии с капиталом в 15 тысяч рублей серебром».
Купцы I гильдии (их еще называли «первостатейные») имели самые широкие права в торговле, в том числе внешней (в случае с Бурятией это была торговля с Китаем через Кяхту), для этого они могли иметь иностранный флот. Также они могли заводить фабрики и заводы (кроме винокуренных и соляных – на это была государственная монополия), заниматься золотопромышленностью и хлебопашеством. Примечательно, что из «первостатейных» можно было «вылететь» в случае, если уменьшился капитал.
Зарабатывал на жизнь и на бутерброд с маслом винным откупом, выделкой и продажей кож, торговлей с Китаем. Причем, торговал масштабно - в 1826 году отправил по Московскому тракту аж целых 100 возов с китайскими товарами.
Заработав солидный капитал (но не переставая зарабатывать!), Митрофан Курбатов, как и полагалось купцам того времени, «ударился» в политику и меценатство. В 1816 году его избирают городским головой Верхнеудинска. Первым делом он начал строить плотину (их до сих пор строят и перестраивают в Улан-Удэ), так как город, расположенный между реками Уда и Селенга, часто топило. Ее остатки до сих пор можно увидеть на городском пляже.
Пробыл городским головой Курбатов по нынешним меркам недолго, всего лишь три года. Под занавес своего градоначальства он соорудил плавучий мост через Уду, который стоял на лодках и карбасах (это такой вид небольшого парусно-гребного судна), просуществовало чудо инженерной мысли около двадцати лет, за что благодарные горожане в 1822 году наградили его золотой медалью на Аннинской ленте с лаконичной надписью «За полезное», а в 1834 году присвоили звание «Почетный гражданин города».
Вообще, за ним прослыла молва, что он «генератор идей и главный исполнитель общественно-полезных дел». Примечательно, что Митрофан не имел систематического образования, он - самоучка, но это не мешало быть ему «человеком интеллигентным»: увлекался минералогией, имел уникальную коллекцию образцов камней Забайкалья, выполнял поручения департамента мануфактур и внутренней торговли (готовил торговую статистику по Забайкалью), также был постоянным корреспондентом Географического общества, а затем и одним из первых членов Сибирского его отделения.
Дела семейные
Жил Митрофан, как и подобает человеку его статуса, на широкую ногу. Самый красивый и богатый дом в Верхнеудинске был у Курбатовых, построен по «образцовому проекту», двухэтажный. Сегодня это памятник архитектуры, правда, его значительно перестроили. Находится по адресу ул. Ленина, 27.
Дoм Kypбaтoвa, нaши дни. Russianstock.ru, Зopиктo Дaгбaeв
Супругой Курбатова стала дочь тульского купца Авдотья, в браке у них родились сыновья Апполон и Арефий. Про младшего мало что известно, судя по всему, он рано умер. А вот Апполон, конечно же, тоже стал купцом, а заодно и почетным жителем Верхнеудинска.
Долгие годы дом Курбатовых, расположенный на Арбате, был центром культурной жизни Верхнеудинска. Здесь останавливался декабрист Александр Николаевич Муравьев, который в дороге узнал, что ему изменили место ссылки с Якутска на Верхнеудинск. В дальнейшем Курбатовы приняли живое участие в судьбе Муравьева во время его пребывания в Бурятии. Гостили у них и другие «декабристы»: Бестужевы, Оболенский, Пущин, Горбачевский, Кюхельбекеры. Вообще, Курбатов прослыл гостеприимным хозяином. Вот, что говорил о нём Дмитрий Давыдов, поэт, автор песни «Славное море, священный Байкал».
«В нашем маленьком городе можно иногда столкнуться с человеком, приметным во всех отношениях. Скромность не позволяет мне назвать всеми любимою купца, отличавшегося светлым умом и добрым, благородным сердцем. Зашедши к нему в дом, забываешь, что живешь в Забайкалье. Тут и радушие, и откровенность, и журналы и газеты».
Верхнеудинская ярмарка
С 80-х годов XVII века в Верхнеудинске стали проводить ярмарки. Одну – зимой, когда замерзал Байкал, так как по льду товары доставлять было удобнее и быстрее, другую по осени. Учитывая, что город находился на пересечении торговых путей из Китая, то очень быстро верхнеудинская ярмарка стала крупнейшей за Байкалом. Она настолько была значимой, что даже нашла свое отражение на гербе города: «на золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак того, что в городе происходит знатный торг и условия о торге». С этой же ярмарки доставлялись товары на Амур, хлеб в Читинскую область и Нерчинский край.
В 20-х годах XIX века для складирования товаров Курбатов решил построить Гостиный двор. Строил не один, ему принадлежала лишь четверть акций, но было ясно – предприятие выгодное. Очень быстро вокруг Гостиного двора образовалась Базарная площадь (теперь это самый центр города). Торговые ряды Курбатова сохранились до сих пор, только поменяли профиль – теперь это поликлиника и травмпункт (ул. Куйбышева, 18, имеют статус памятника архитектуры).
Гостиные ряды Верхнеудинска
Вообще, в те годы вести бизнес вскладчину, на паях было делом привычным. Так, Митрофан Курбатов в партнерстве с московским купцом Гуляевым, баргузинским купцом Иваном Черных и суздальским купцом Невзоровым построил мыловаренный и стекольный заводы.
Курбатов XXI века
Кстати, Курбатова можно встретить и сегодня, если отправитесь в гастрономический тур по столице Бурятии: местные гиды предлагают туристам посетить те самые «Гостиные ряды», где гостей под аккомпанемент баяна встречает сам Митрофан Курбатов. Далее все, как любил самый известный купец Верхнеудинска – богатый стол и щедрые угощенья.
Вообще, возвращение к истокам и – обязательно – «местного розлива», это новый тренд регионального туризма: в Хабаровске вам предложат прогуляться там, где японцы обстреливали в 1920 году центральную часть города, во Владивостоке проведут по «миллионке», в Благовещенске расскажут, как китайцы переплывали Амур, когда их выдворяли из России.
Теперь мы с вами знаем и про Курбатова в Верхнеудинске.
Обсуждению туристической области было уделено особое внимание в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ), где, в частности, при участии президента В.Путина состоялось заседание президиума Госсовета по вопросам туризма.
Рост интереса к туристическим дальневосточным направлениям предполагается увеличивать с помощью дополнительной финансовой поддержки. С 1 октября на Дальнем Востоке начинает действовать повышенный размер кэшбэка (20%, возврат до 40 тыс. рублей). Осенний этап продаж таких туров продлится до 25 декабря. При этом рассматриваются возможности для дальнейшего расширения данного механизма. Губернатор Приморского края О.Кожемяко, курирующий сферу туризма в рамках Госсовета, предложил вводить повышенный кэшбэк для поддержки отдельных направлений туризма (круизный, экологический, детский). В частности, покупателям турпутевок предлагается возвращать 50% стоимости летнего отдыха в детском лагере. Отмечается рост количества туристических проектов в рамках преференциальных экономических режимов. За последние пять лет их число достигло 210 (рост в пять раз). Совокупный объем инвестиций в данные проекты составляет 90 млрд рублей (из них 20 млрд рублей уже вложено).
В ряде дальневосточных регионов рассчитывают на рост туристического потока в текущем году. Рост турпотока по итогам восьми месяцев текущего года отмечается в Иркутской области – на 10% относительно аналогичного периода 2021 г., до 1,1 млн человек. Основной поток приходится на Иркутск и прилегающие к Байкалу территории – Иркутский, Ольхонский и Слюдянский районы.
На данных территориях предполагается и далее развивать инфраструктуру для туристов. Губернатор региона И.Кобзев предложил генеральному директору ОАО «РЖД» О.Белозерову организовать новый туристический маршрут с включением Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). В «РЖД» выразили готовность поддержать идею.
Также планируется развивать туристическо-рекреационный кластер в поселке Большое Голоустное на берегу Байкала[1], где в настоящее время, тем не менее, отмечается дефицит инфраструктуры. В текущем году была подготовлена дорожная карта проекта (до 2026 г.). Пока в поселке действует 35 средств размещения (включая сезонные). Дорожная карта предусматривает асфальтирование всех дорог общего пользования местного значения, завершение капитального ремонта автодороги в Иркутск, строительство парковки на въезде в поселок и парковочных зон в пади Семеновка, благоустройство зон общего пользования в центре Большого Голоустного, реновацию фасадов на улицах Байкальской и Кирова, увеличение зоны покрытия мобильной связи. Также в проработке находятся вопросы строительства взлетно-посадочной полосы малой авиации и создание музея.
В Слюдянском районе между тем запланированы строительство пешеходного моста через впадающую в Байкал реку Снежная (пользуется популярностью для организации водных маршрутов) и капитальный ремонт подъезда к рекреационной зоне в поселке Новоснежная. В Байкальске резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» ООО «Талисман Соболиная» рассчитывает построить гостиничный комплекс на 93 номера. Строительство должно начаться в 2023 г., объем инвестиций оценивается в 2,9 млрд рублей. Также в городе предполагается построить глэмпинг-отель на берегу Байкала (инвестор – ООО «Под небом Байкала»), вложив 118 млн рублей.
В Бурятии основная часть туристических проектов также связана с Байкалом. В июне были расширены границы ТОР для развития туристического кластера в Выдринском районе – в рамках него планируется построить отель на 200 номеров, ресторан, бассейн, яхтенный порт, маяк со смотровой площадкой и благоустроенный пляж. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Кроме того, регион выиграл грант в размере 337 млн рублей от Ростуризма, которые должны быть направлены на обустройство пляжных зон на Байкале, развитие национальных туристических маршрутов, оборудование кемпингов и автокемпингов.
Следует отметить, что на полях ВЭФ было подписано соглашение по реализации комплексного туристического проекта компании «ТОР Мыс Капитанов» в рамках межрегионального культурно-экологического парка «Озера на Снежной» на границе Бурятии и Иркутской области (соглашение заключено между компанией, КРДВ и правительством Бурятии). Инвестор имеет в собственности земельные участки в рамках ТОР «Бурятия». В проект планируется вложить порядка 400 млн собственных средств.
В Якутии в текущем году власти ожидают восстановления допандемийного уровня туристического потока – до 200 тыс. человек. За первый квартал года туристические маршруты в республике посетили 40,4 тыс. человек (за аналогичный период прошлого года – 28,2 тыс. человек). В Хабаровском крае также рассчитывают на рост турпотока на 9% к концу года по сравнению с 2021 г.
В целом, по данным Росстата, коллективные средства размещения в ДФО за первое полугодие 2022 г. приняли 1,25 млн человек, что на 18,6% больше, чем за первое полугодие 2021 г. Так, в Камчатском крае число постояльцев в отелях выросло в три раза – до 177,7 тыс. человек, в Бурятии рост составил 76% - до 176 тыс. человек, в Хабаровском крае количество посетителей в отелях выросло на 8,5%, до 204,6 тыс. человек. В то же время на популярных направлениях отмечался и рост стоимости размещения в отелях – на Камчатке рост в июле составил 15-30%, рост также наблюдался на Сахалине. Ситуация в том числе связана с ограниченным предложением комфортабельных средств размещения в данных регионах (общая вместимость гостиниц Сахалина – 5 тыс. мест, Камчатки – 7 тыс. мест, треть из них приходится на комфортабельный сегмент).
Новые проекты в регионах предполагают в связи с этим создание новых мест размещения. В рамках проекта по созданию рекреационного кластера на Курильских островах компанией «Архипелаг Онекотан»[2] (резидент ТОР «Курилы») предполагается в первую очередь построить туристическую деревню в бухте Шелехова (остров Парамушир) с домами, пунктами проката инвентаря и оборудования, кафе, пешими маршрутами и смотровыми площадками.В целом в создание туристических объектов на островах Парамушир, Онекотан, Шумшу, Шикотан, Атласова, Харимкотан, Расшуа и Ушишир инвестор намерен инвестировать 900 млн рублей. Так, на острове Онекотан развитие туристической инфраструктуры должно начаться с обустройства береговой линии для причаливания катеров, также предполагается проложить до 30 км экскурсионных маршрутов и экологических троп. На островах планируется создание глэмпингов и ферм с открытыми вольерами. Объекты предстоит обеспечить собственной инженерной инфраструктурой. С помощью реализации проекта власти региона рассчитывают увеличить турпоток на 40 тыс. ежегодно (в 2021 г. он составил 211,5 тыс. человек).
Кроме того, на Итурупе планируется построить отель на 120 номеров площадью более 1 200 кв. м компании «Антерра» (проекты под брендом «Грин Флоу»). Также гостинично-термальный комплекс на 154 номера инвестор намерен построить в Камчатском крае. Соответствующие соглашения были подписаны на полях ВЭФ. В реализацию каждого проекта предполагается вложить 2 млрд рублей.
Между тем в рамках сахалинской ТОР «Горный воздух» в октябре запланировано начало строительства отеля «Большевик» площадью 14,2 тыс. кв. м на 230 посетителей с ресторанами, кафе, конференц-залами, сауной и бассейном (объем инвестиций - 1,5 млрд рублей) и гольф-клуба (объем инвестиций - 17 млрд рублей). Строительство гольф-клуба (крытый гольф-клуб, бассейн, площадка для тенниса) должно завершиться к 2026 г.
Новый отель «Легенда Аэро Сахалин» на 175 номеров предполагается построить на территории аэропорта Южно-Сахалинска (в рамках ТОР «Горный воздух»). Инвестором выступит ООО «Парк-отель Бурдугуз» (входит в группу En+). Для реализации проекта была создана компания «Отели Сахалина». Аналогичный проект инвестор намерен реализовать в аэропорту Владивостока («Легенда Аэро Владивосток»). Проекты планируется завершить к 2026 г.
В Якутии планируется развивать туристическо-рекреационный кластер «Ленские столбы» - на полях ВЭФ было подписано соглашение между правительством республики, КРДВ и компанией «Аарыма Турс». В 2021 г. в рамках первого этапа проекта была проведена реконструкция основного гостевого дома с видами на Ленские столбы и реку Лена. Туристическая база стала первым крупным современным объектом туристической инфраструктуры в данной местности. Было начато возведение глэмпингов. В рамках второго этапа также запланировано создание банного комплекса и проведение благоустройства территории.
В Минвостокразвития допускают возможность создания на Дальнем Востоке единого туристического вертолетного оператора. Тем не менее для этого требуется восстановление малых посадочных площадок. Между тем в мае, столкнувшись с проблемой поставки самолетов, прекратила деятельность «Авиакомпания «Камчатка» (подконтрольна С.Бачину[3]), которая намеревалась работать в сфере туристических перевозок. Решение было принято в связи с отказом от поставок самолетов Cessna Grand Caravan EX модели 208B[4] их производителем – американской компанией Cessna Aircraft Company[5]. Летом 2021 г. «Камчатка» получила сертификат эксплуатанта, дающий право выполнять коммерческие перевозки.
Следует отметить, что с ростом популярности природных туров количество происшествий с туристами, преимущественно на маршрутах, предполагающих экстремальный туризм, также увеличивается, что становится проблемой. В частности, в сентябре при восхождении на вулкан Ключевская сопка, организованном новосибирской компанией[6], погибли туристы. Шестеро туристов из группы погибли, сорвавшись с высоты более 4 тыс. м, после чего был подан сигнал о помощи (3 сентября). До прибытия спасателей погибли еще двое туристов из группы[7]. Спасательному вертолету Ми-8 МЧС удалось совершить посадку на склон вулкана только 5 сентября с четвертой попытки (из-за погодных условий – сильного ветра и облачности) и эвакуировать четверых выживших (двух туристов и двух гидов). По направлению к туристической группе также была направлена группа спасателей со скалолазным снаряжением, но в горах Камчатки исход поисково-спасательных операций в значительной степени зависит от погодных условий, наличия пепловых облаков на склонах, таяния ледников, схода селевых потоков и камнепадов.
Причины и обстоятельства гибели туристов, сорвавшихся при восхождении на вулкан, предполагается устанавливать в рамках расследования уголовных дел о причинении смерти по неосторожности и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровью. В августе в регионе также погибли один турист при спуске с Мутновского вулкана и гид, сопровождавший группу туристов в пешем и водном маршруте в Усть-Большерецком районе.
Представители туристической отрасли в Камчатском крае уже высказывали опасения по поводу появления на рынке большого количества компаний (в том числе из других регионов), не знакомых с местной спецификой и не обладающих необходимыми навыками. Кроме того, возникают вопросы относительно подготовленности туристов к отдельным сложным маршрутам. После происшествия на Ключевской сопке вице-премьер, полпред президента в ДФО Ю.Трутнев предложил запретить туристическим группам выходить на сложные маршруты без разрешения квалификационной комиссии. Он заявил о намерении обсудить данный вопрос с МЧС и Ростуризмом. В настоящая время квалификацию для работы на маршрутах должны проходить только гиды (работающие в компаниях официально). Также предполагается в два раза увеличить финансирование из федерального бюджета санитарной авиации в Камчатском крае.
Другой проблемой является возможная угроза флоре и фауне природных территорий в связи с планами по увеличению количества туров. Ранее в пользу введения жестких правил поведения туристов на особо охраняемых природных территориях высказывался спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта С.Иванов. Вице-премьер В.Абрамченко в июле поручила Ростуризму совместно с регионами разработать дорожную карту по системному развитию экологического туризма на Байкале с учетом прогнозируемого роста турпотока и минимизации антропогенной нагрузки. В настоящее время на побережье озера отмечается дефицит инфраструктуры для комфортного размещения, часть проектов только находится в разработке.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В 2007 г. поселок планировалось сделать центром ОЭЗ «Ворота Байкала».
[2] Учредитель – ООО «Евроспортфинанс».
[3] Партнер В.Потанина, является генеральным директором компании «Васта Дискавери», руководителем девелоперских проектов компании «Интеррос».
[4] Легкий одномоторный самолет на девять пассажирских мест.
[5] Договоры на поставку самолетов в лизинг на срок в 12 лет были заключены в конце 2021 г., лизингодателем выступило подконтрольное Минтрансу АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК). Стороны также намеревались оформить опцион еще на девять таких самолетов с поставкой в 2023-27 гг. Парк авиакомпании насчитывал один самолет Grand Caravan EX 208.
[6] Директор компании «Экстрим Тайм» А.Степанов был задержан в Новосибирске. Он не признает вину.
[7] Группа в составе десяти туристов и двух гидов начала восхождение на вулкан 30 августа. В составе тургруппы были жители Алтайского, Приморского, Камчатского краев, Москвы, Новосибирской и Владимирской областей.
Сегодня музыка доступна и понятна абсолютно каждому слушателю. Однако, мало кто задумывается о важности самого текста. Исполнение музыкальных произведений на родном языке неоценимо. Возвращение к корням, использование в музыке национальных традиций позволяет каждому слушателю проникнуться творчеством музыкальных коллективов.
На Дальнем Востоке России проживает около 20 различных коренных народов, а это огромное богатство культурных ценностей, традиций и обычаев.
Мы подготовили обзор несколько музыкальных групп, которые через свою музыку популяризируют культуру своих народов.
Хатхур Зу – рэп-группа, музыка которых откликается в сердцах многих тысяч людей, ведь они не просто создают рэп, они создают его на родном бурятском языке, что до них на таком уровне еще ни делал никто.
История этой группы началась ещё в далеком 2011 году, в студии Ssuriken rec, когда 4 человека решили объединить свои силы и внести в общество что-то новое.
«Мы говорим обо всем, что нас окружает: о людях, обществе, государстве... Добро и зло, верность и предательство, справедливость и произвол, спорт и нездоровый образ жизни – вот наши темы».
Первый альбом «Хатхур Зу» вышел 31 декабря 2011 года. И несмотря на то, что музыканты в своих интервью признавались, что сейчас не видят в нем ничего выдающегося, именно он стал неким толчком для дальнейшего развития группы.
Состав группы: Элджи (битмейкер), Леонид Шаданов, Сонг (МС) Сергей Биликтуев, Дзе (МС) Алихан Дугарон, Санаа (бэк МС)
«Выразить что-то на родном языке проще», — такими словами солист группы «CrispyNewspaper» Анатолий Чиряев объясняет, почему они поют на саха тыла, или якутском языке.
Группа основалась в декабре 2016 года, играют дерзкий восьмидесятнический панк с быстрыми, будто легковоспламеняющимися соло, на которые идеально ложатся текста на якутском. Это язык тюркского происхождения с использованием кириллицы, на котором сегодня разговаривает менее 500 тыс. человек.
«Наш язык вымирает, — добавляет Чиряев. — Так что выступать с написанными на нем песнями — для нашей группы что-то вроде священного долга».
Состав группы: Анатолий Чиряев (ударные), Игорь Цой (вокал), Азгар (гитара), Александр Иванов (бас)
"Gubernator" – единственная музыкальная группа на Чукотке и ее пределами, исполняющая произведения на чукотском языке в современной рок-стилистике. Она была образована для создания нового направления в мире музыки. В основе их творчества – национальный чукотский фолк, сочетающийся с рок-музыкой и джазом.
"Мы стараемся популяризировать чукотскую культуру, национальный фолк и чукотский язык. Основная наша аудитория это молодые люди и мы считаем, что в такой форме современного исполнения мы привлекаем интерес чукотской молодежи к своему родному языку, который в наше время почти утрачен", – говорит лидер группы Роман Астров.
Группа "GUBERNATOR" образовалась 10 марта 2006 года в столице Чукотского Автономного Округа городе Анадыре. Вокалистка группы Вероника Ушолик владеет горловым пением. Она многократно занимала первые места на международных фестивалях народной музыки.
Группа быстро получила популярность у себя на родине. В 2008 году коллектив выпустил первый альбом "Chukotka-region 87".
Состав группы: Роман Астров (ударные), Вероника Ушолик (вокал), Евгений Григорьев (гитарист)
Открытие границы Россия-Монголия подоспело как раз к майским праздникам, да и туристический сезон там как раз начинается в последний весенний месяц. Жители пограничных с Монголией российских территорий успели крепко соскучиться по красотам и самобытной кухне родины Чингисхана. Жительница Бурятии, которая в числе первых отправилась с семьей в поездку в столицу Монголии Улан-Батор рассказала EastRussia о своих впечатлениях.
Елена Дашиева впервые побывала в соседней Монголии в детстве с мамой, теперь поехала с ней и уже с двумя сыновьями – 11-ти и 13-ти лет. Компанию им составила подруга с пятилетней дочерью.
«Монголия – очень самобытная страна. Едешь по степи часами и тут раз – юрта стоит. Так они и живут, пасут овец, и быт у них простой. Монголы очень ценят простор и природу», – рассказывает Елена.
Она добавляет, что очень порадовал приветливый встречающий персонал и коммуникабельный русскоязычный гид. Мало кто из монголов говорит по-русски, да и по-английски, в основном, – только молодежь. Но, в целом, местные к туристам привыкли, и с удовольствием идут навстречу, когда понимают, о чем спрашивают приезжие.
Запомнилось Елене и ее спутникам посещение статуи Чингисхана. Она находится примерно в 50 км от Улан-Батора – на берегу реки Туул в Цонжин-Болдоге.
Фото: Francisco Anzola
Это крупнейший из памятников Великому хану в Монголии и самая большая конная статуя в мире. Ее высота – 40 метров плюс десятиметровый постамент. Там можно облачиться в национальные костюмы и сделать оригинальные фото. Оценят и дети, и взрослые.
Фото: Елена Дашиева
«Погода и природа схожа с нашей Бурятией, только деревьев меньше и пейзаж более суровый, но она прекрасна, а еще тут много барашков, коней. Мы любовались и наслаждались природой. Ходили в дацан – монастырь в горах. Были в музее динозавров – детям очень понравилось. Посетили экспоцентр Мишээл – очень познавательно. Побывали на мемориале в память советских воинов на Зайсан-Толгое – историческое место, там много туристов. Гуляли по главной площади Сухэ-Батор, она огромная, а по периметру расположены все главные культурные, исторические и государственные организации – и правительство, и театры, галереи, и храмы».
Елена рекомендует все культурно-исторические места планировать к посещению пораньше, так они закрываются довольно рано – в 17-18 часов, при поездке необходимо закладывать время на вероятные заторы на дорогах. Что касается шопинга – тут можно не торопиться, торговые центры открыты до 22 часов. В Монголии много разных магазинов на любой вкус и кошелек. Отсюда выгодно везти именно то, что производят в стране – изделия из кашемира, кожи, верблюжьей шерсти, молочные продукты, архи – водку на козьем молоке.
Монгольская кухня в длинных описаниях не нуждается: «Очень вкусно и очень жирно», -смеется Елена.
«Огромные порции – можно смело на двоих одну брать. Голодными в Монголии никто не останется точно! Мы любим цуйван – это домашняя вареная и обжаренная лапша с мясом и овощами. Очень вкусно, как и в Бурятии. Немного отличаются бурятские буузы и монгольские – там они больше похожи на хинкали, у нас в Бурятии обязательно, чтобы 33 защипа было, а там по-другому, но также вкусно – много мяса, мяса не жалеют. Для любителей мирового фастфуда есть и KFC, и Burger King».
Еще очень популярны в Монголии корейские бани, где можно «зависнуть» на сутки: попариться, получить массаж, отдохнуть, поесть и остаться ночевать. Ходят туда компаниями и семьями с детьми. Везде можно подключиться к вай-фай.
Минусами путешествия Елена называет ухабистую дорогу до пункта назначения и «страшные» пробки в Улан-Баторе, но тут же оговаривается, что их предупреждали и они морально были к этому готовы, тем более, что все, заявленное в туре, они посетить успели.
Фото: GaryTodd
Поездку для них организовала компания «Сайхан-тур». Россиянам виза для поездки не нужна, достаточно загранпаспорта. Отменили также требование предоставлять ПЦР-тест на коронавирус. Нужно только заполнить анкету о состоянии здоровья. В Бурятии очень популярны экономтуры в Монголию 4 дня/3 ночи.
Небольшие группы выезжают около шести часов утра, около 11 часов – прохождение границы, перерыв на обед и обмен валюты в Алтан-Булаге. Прибытие в Улан-Батор с 19 до 21 часа (в зависимости от объема и качества пробок на дорогах). На следующий день туристам предлагают позавтракать и отправиться в национальный парк «Тэрэлж-Горх», посетить памятник Чингисхану. В третий день – обзорная экскурсия по Улан-Батору, посещение главной площади, буддийского монастыря «Гандантексинлинг», шопинг. Выезжают обратно в Улан-Удэ рано утром, возвращаются ориентировочно к девяти вечера.
Фото: gmoorenator
Генеральный директор компании Галина Шойдонова рассказывает, что из республики в Монголию едут, в основном, семьями.
«Сообщение прервалось с марта 2020 года. До пандемии эти туры были очень востребованы и со стороны жителей Бурятии, и из других близлежащих регионов. Сейчас популярность тура вновь набирает обороты. У нас есть еще и лечебные, и детские туры в Монголию – сейчас все восстановили. Думаю, что спрос на эти поездки вскоре будет такой же, как и до коронавируса. Желающие ехать есть».
Фото: Елена Дашиева
На этой неделе правительство Бурятии в рамках сотрудничества с монгольскими коллегами провело в Улан-Баторе презентацию туристических услуг и компаний республики. На мероприятие пригласили ведущие компании и специалистов туротрасли. В республиканском Минтуризма отмечают, что монгольские туристы имеют свою особенность: среди них много паломников и желающих получить медицинские услуги. В свою очередь малый бизнес Бурятии оперативно отреагировал на спрос: в Бурятии уже появились вывески хостелов и кафе на монгольском языке, продавцы выучили самые распространенные монгольские выражения.
В 2012 году, двое ведущих известной английской передачи «Топ Гир» Джереми Кларксон и Джеймс Мэй отправились в столицу КНР, чтобы сделать репортаж о китайском автопроме. Несмотря на изрядное количество бодрого британского юмора, телезвезды в конце передачи вынуждены были признать, что в течение пяти лет все будут ездить на китайских автомобилях. Предсказания Кларксона и Мэя пока не сбылись — причиной тому множество факторов, в том числе пандемия коронавируса, однако китайский автопром делает внушительные успехи и захватывает новые рынки сбыта.
Дальний Восток на протяжении последних 30 лет оставался вотчиной подержанных японских автомобилей. Несколько поколений водителей настолько привыкли к праворульным машинам, что даже разговоры о переделе рынка никогда не воспринимались всерьез. Не остановился импорт даже после шоковых мер, после которых цены на «японки» взлетели в два-три раза — люди были готовы переплачивать за проверенные годами качество, удобство и доступность. Ситуация начала меняться после августа 2023 года, когда Япония ввела запрет на вывоз ряда автомобилей для личного пользования. Естественно, освободившуюся нишу начали занимать автодилеры с предложениями из Китая и Республики Корея. И если машины последней были знакомы дальневосточникам на протяжении десятилетий, то к китайскому автопрому до сих пор многие относились настороженно.
Малолитражки снова в моде
Обратимся к статистике. По данным Дальневосточного таможенного управления, основной ввоз подержанных японских автомобилей традиционно приходится на приморские порты — Владивосток и Находка. В 2023 году в Россию привезли свыше 226 тыс. иномарок, большая часть из которых прибыла из Японии. Эта цифра в полтора раза больше чем годом ранее. Такое увеличение объема ввоза подержанных машин связано, в первую очередь, с запретом, которое японское правительство ввело в августе 2023 года.
«С августа ввоз автомобилей в регион деятельности таможни пошел на спад. В среднем в день таможенники выпускали по 200-300 автотранспортных средств, тогда как до запрета эта цифра достигала более 1 тыс. По сравнению с рекордным месяцем июнем — 30 тыс. автомобилей, в сентябре этот показатель снизился и достиг минимума в восемь тыс. автомобилей. К концу года ежемесячный объем ввоза стабилизировался и достиг 10 тыс. единиц», — прокомментировал первый заместитель начальника Владивостокской таможни Константин Пономарев.
Что касается января 2024 года, то объем ввоза автомобилей через Владивостокскую таможню, по данным пресс-службы Дальневосточного таможенного управления, составил 10 тыс. единиц. Расклад в пользу китайских и корейских машин изменился не сильно — около 80% ввозимых авто все еще японской сборки.
Несмотря на запрет, предприниматели продолжают ввозить автомобили из Японии — особой популярностью пользуются малолитражки объемом от 1 до 1,8 литров. Из-за возросшего объема импорта Владивостокская таможня даже была вынуждена с 1 февраля перейти на семидневный режим работы, а также увеличить число штатных сотрудников.
Чуть более скромные объемы ввоза «японок» отмечают и сахалинские таможенники. По данным пресс-службы Сахалинской таможни, которые были опубликованы в январе 2024 года, за прошлый год зафиксирован импорт почти четырех тыс. единиц автомобилей.
«Введенные санкции не повлияли на покупательский спрос, — рассказал на одном из брифингов начальник Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Алексей Антонов. — Изменилась лишь номенклатура товаров в сторону более бюджетных моделей. Наибольшее влияние на спрос оказывают изменения курса валют. Для обычных граждан, которые ввозят автомобили для личного пользования не чаще, чем раз в год, утилизационный сбор не изменился».
Японский запрет на экспорт естественным образом отразился на стоимости уже привезенных машин. С августа цены на «японки» взлетели от 50% до 100%. Многие автовладельцы снимали объявления о продаже с популярных площадок в ожидании остывания ажиотажа. Те, кто все-таки решился продавать, не стесняясь, завышали цену даже на иномарки с многолетним пробегом по России. К примеру, ценник на популярные кроссоверы Subaru Forester, Honda CR-V и Toyota RAV4 возрастом около 20 лет сейчас доходит до одного млн рублей и выше.
Китай выходит на сцену
Образовавшимся ажиотажем логично воспользовались дилеры, которые продают китайские автомобили. На дальневосточный рынок хлынули популярные марки по доступным ценам. Конечно, китайский автопром и до этого пользовался определенным спросом, но он не был массовым. Однако с августа 2023 года ситуация кардинально изменилась. Как отмечают многие независимые эксперты, замещение японского автопрома китайским для потребителей Дальнего Востока — вопрос времени.
В первую очередь, многих волнует техническая сторона — автомобили из КНР, несмотря на продвинутый уровень оснащения и разрекламированную надежность, все еще не прошли проверку временем. Для этого может понадобиться несколько лет. Второй краеугольный аспект — логистика. Важно не только наладить рынки сбыта, но и организовать бесперебойную поставку запчастей, построить сеть специализированных сервисных центров, переобучить автомехаников. К этому идут все совместные усилия России и Китая. К примеру, в китайском городе Суйфэньхэ, известном пограничном переходе в Приморье, готовится к строительству масштабный автомобильный центр, ориентированный на российского автолюбителя. Таким образом, известные шоп-туры в Поднебесную могут вполне закономерно превратиться в упрощенную поездку за машиной. Поддержка властей обоих государств в этом деле станет хорошим подспорьем.
Перспективным местом для автомобильной торговли может стать и приграничный город Хэйхэ. Уже сейчас благовещенские таможенники фиксируют возросший уровень импорта китайских авто через этот пункт пропуска. Более 90% ввозимых в Благовещенск легковых автомобилей — представители китайских брендов, среди которых лидируют Haval, Chery, Geely, Changan, Exeed, Great Wall. Везут через Китай японские и корейские машины, но в незначительном количестве.
Что говорят владельцы и эксперты
Если несколько лет назад покупка автомобиля из Поднебесной была сродни лотерее, то сегодня многие считают китайский автопром практически безальтернативным вариантом. К примеру, хабаровчанин Александр Степанов много лет ездил на проверенных японках — в его владении были такие популярные модели как Honda HR-V, Toyota Vista и Toyota RAV4. На последнем он передвигался до марта 2023 года, когда решил пересесть на китайский автомобиль. Выбор пал на новенький Chery Tiggo 7 ProMAX, объемом 1,5 литра с турбонаддувом.
«Действительно, я много читал про китайские машины и не встречал однозначных отзывов — кто-то хвалил, кто-то критиковал. Я понял, что нужно получить свой опыт, — рассказывает Александр Степанов. — Вот, спустя почти год владения Chery Tiggo 7, могу сказать, что ни в чем не прогадал. Модель настолько удачная, что она идеально вписывается в мой ритм жизни — это автомобиль одновременно и для всей семьи, и для сложной дороги, и для длительных путешествий. В современных реалиях это очень важно. Достоинств масса: мощность двигателя, электронная начинка, большое количество места. Он подходит как для ежедневного передвижения по городу, так и для долгих поездок, например, на море всей семьей. Сложно найти такое удачное сочетание за такие деньги».
Из недостатков Александр отметил штатный аккумулятор довольно низкой емкости и передний привод. А гулявшие по интернету ролики с отломанной из-за холодов педалью газа вызвали лишь недоумение.
«Не знаю, от какой машины была эта деталь, но у меня лично все педали из прочного металла. Также я слышал массу баек про ненадлежащее качество сборки, мол, что-то постоянно дребезжит, плохо переключаются передачи и так далее. Могу с уверенностью сказать, что с такими проблемами пока не сталкивался. До этого я ездил на Toyota RAV4, так вот, после Chery я за руль «японок» точно не вернусь», — резюмирует Александр Степанов.
Не столь радужной выглядит оценка китайского автопрома от хабаровского автоэксперта Дмитрия Власкина. Он много лет занят в сфере продаж иномарок: знает сильные и слабые стороны десятков моделей.
«Лично я никогда не сяду за руль китайского автомобиля, пока есть альтернативы. По моему мнению, китайская сборка оставляет желать лучше, машины до сих пор очень сырые. Из минусов нужно отметить плохую защиту днища, не очень хорошее антикоррозийное покрытие, а также большие проблемы с вариаторами. Сам не раз видел, как некоторые элементы кузова прикручены на саморезы, это встречается даже на премиальных машинах. На мой взгляд, многие модели не продуманы и плохо совместимы с возлагаемыми на них задачами. Взять, к примеру, популярные внедорожники Tank от фирмы Great Wall — у них много мест, особенно в нижней части кузова, куда попадает грязь, от которой распространяется коррозия», — рассказывает Дмитрий Власкин.
Также автоэксперт отметил, что до сих пор не налажены поставки запчастей. Особенно это актуально для владельцев подержанных автомобилей, возрастом старше пяти лет. Ситуация, по мнению Дмитрия Власкина, может измениться в обозримом будущем.
«Крупные китайские автопроизводители сейчас активно нанимают европейских и американских специалистов, чтобы улучшить качество своей продукции, сделать машины уникальными и более надежными. Возможно, в ближайшие годы мы увидим совершенно иной автопром. Но дело это небыстрое. Радует, что сами китайцы стремятся не только увеличивать объем продаж, но и работать над качеством», — подытоживает хабаровский автоэксперт.
Что говорят автодилеры
FAW
«На текущий момент наш дилерский центр не продает легковые автомобили. Это связано с особенностями логистики. Все автомобили, привезенные из Китая, сначала отправляются в Москву, а потом уже распределяются по регионам. Наилучший вариант, если вы физическое лицо — привезти авто из Китая напрямую самому».
Компания «АВТОМИР ДС» – дилер брендов HAVAL и TANK
«Официальными дилерами брендов Haval и Tank наша компания стала в 2022 году. Рост продаж в 2023 году увеличился в два раза, по сравнению с годом ранее. Также мы прогнозируем рост продаж всей нашей представленной продукции в 2024 году на 15%. Основная часть покупателей – Хабаровский край. Из других регионов особенно активны Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область. Что касается запасных частей, расходных материалов, масла и технических жидкостей – все они есть в наличии у официального дилера. Если необходимых комплектующих нет на складе в Хабаровске, средний срок поставки составляет 20-30 дней».
Линейка Sitrak, Howo, Shacman, Dongfeng. Компания ДЛТС
«Из-за насыщения рынка китайская продукция хорошо продавалась в 2022 году, также положительная динамика продаж сохранилась в 2023 году. Однако из-за валютных скачков, которые повлияли на стоимость юаня, были моменты стагнации. Техника по-прежнему востребована в регионах Дальнего Востока — приезжают покупатели с Камчатки, Сахалина, Якутии, Приморья. Для удовлетворения спроса компания старается держать практически весь ценовой сегмент китайской техники. Что касается запчастей — мы как дилеры формата 3S и 5S предлагаем не только прямую поставку запасных частей от официальных представителей, но также сервисное обслуживание и поддержание гарантии».
«Exeed центр Восток» (Хабаровск)«Наша компания является официальным дилером этого бренда в Хабаровске. Динамика продаж растет каждый год. К примеру, в 2024 году мы ожидаем прирост продаж на 53%. Что касается сервисного обслуживания, то все запасные части имеются у нас в наличии на складе, если чего-то не хватает, заказываем напрямую с заводов в Китае».
Несмотря на геополитическую ситуацию и запретительные меры японских властей, Дальний Восток все еще остается главной площадкой для ввоза подержанных «японок». Постепенно рынок будет заполняться различными моделями из Китая, которые, несомненно, займут свой ценовой и потребительский сегмент. Но говорить о полном вытеснении японского автопрома китайским пока преждевременно. Тем не менее, преимущества китайских автомобилей в 2024 году очевидны:
— Низкая цена. КНР является крупнейшим производителем и экспортером авто с моторами, работающими на бензине, электричестве. Близость РФ и Китая значительно сокращает стоимость доставки;
— Удобная транспортировка. Авто следуют через уже отработанные логистические цепочки;
— Поддержка китайского автопрома обоими государствами говорит о том, что бюрократические и таможенные сложности будут минимальными;
— Техническая оснащенность. Даже в скромных комплектациях автомобиль будет напоминать современный гаджет.
Основные технические параметры состояния сети автодорог в ДФО отстают от среднероссийского уровня. В ближайшие три года федеральный бюджет намерен увеличить финансирование автодорожного хозяйства на Дальнем Востоке. С 2024 по 2026 год на эти цели регионам федерального округа планируется выделить более 111 млрд руб., в том числе 101,7 млрд руб. — при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Таким образом среднегодовое ассигнование превысит прошлогодний объем финансирования почти в полтора раза. Удастся ли за данный период преодолеть разрыв к среднероссийскому уровню, пока не ясно. При этом отдельного решения требует вопрос с улучшением и содержанием дорог, ведущих к международным пунктам пропуска.
Справка:
Протяженность автодорожной сети общего пользования в ДФО составляет 128,6 тыс. км. В том числе 11,2 тыс. км — это трассы федерального значения, 46,5 тыс. км — регионального и 70,9 тыс. км — местного. Соответственно, на конец 2023 года в нормативном состоянии находилось 6 тыс., 20 тыс. и 33,5 тыс. км дорог.
По территории федерального округа проходят 93 автомобильные трассы регионального и межмуниципального значения, включенные в опорную сеть. Их общая протяженность составляет 8,8 тыс. км. Из них в нормативе – чуть более 41%.
В 2023 году субъектам ДФО на осуществление дорожной деятельности из федерального бюджета было направлено 25,3 млрд руб. В рамках этой поддержки в эксплуатацию введено 963 км различных участков дорог. В 2024-2026 годах федеральное финансирование, по данным Росавтодора, составит 111,6 млрд руб.
По основным параметрам состояние автодорог на Дальнем Востоке отстает от среднероссийского уровня. Так, доля трасс регионального значения, которые соответствуют норме, в ДФО составляет 43,3%, по России в целом — 50,6%. По местной сети этот показатель составляет 47,4% и 53,7%.
Процент региональных автодорог с усовершенствованным покрытием на Дальнем Востоке равен 36%, тогда как по РФ превышает 70%. Средняя плотность трасс с твердым покрытием в регионе в пять раз ниже, чем в среднем по стране.
В Дальневосточном федеральном округе более половины от всей протяженности дорог общего пользования приходится на местную сеть, причем до муниципалитетов средства зачастую доводятся по остаточному принципу, говорит замдиректора департамента развития Арктической зоны РФ и реализации инфраструктурных проектов Минвостокразвития Дмитрий Соломатин. Сложности возникают и с трассами регионального/межмуниципального значения, которые занимают 36% дорожной сети, поскольку финансовые возможности территорий здесь также ограничены.
«По итогам 2024 года не во всех субъектах ДФО будет достигнут среднероссийский уровень по доли региональных дорог в нормативном состоянии. Понимаем, что без дополнительной поддержки достигнуть среднероссийского показателя в каждом регионе Дальнего Востока не получится», — сказал Дмитрий Соломатин.
Помимо федеральных вливаний, решение видится в акцизном налогообложении. В свое время был принят закон, который предполагал постепенное увеличение доли доходов от акцизов на ГСМ, перечисляемой в региональный бюджет. С 1 января 2024 года предусматривалось закрепить норматив зачисления таких поступлений в казну субъектов РФ до 100%. Однако Минфин перенес реализацию данной меры. Возможно, сейчас не стоит откладывать этот вопрос в отношении территорий ДФО с тем, чтобы пополнялся размер региональных дорожных фондов, полагает представитель Минвостокразвития.
Нынешних поступлений от акцизов в бюджет региона не хватает, чтобы выполнять текущие целевые показатели по региональной, опорной сети дорог, свидетельствует и.о. зампред правительства Забайкальского края Алексей Гончаров.
«Поэтому отвлекаются, в том числе, большие объемы остального дорожного фонда на эти мероприятия. И у нас не остается для муниципалитетов каких-то средств, не остается, чтобы увеличить дорожные работы по приведению дорог в нормативное состояние либо их переводу из переходного типа покрытия в асфальтобетонное», — пояснил чиновник.
В поисках приоритета
Сенатор, бывший глава Бурятии Вячеслав Наговицын предлагает Минтрансу РФ предусматривать определенные средства непосредственно на поддержку дорожной инфраструктуры муниципального уровня. «Причем не всей сети. Мы надорвемся, если все сразу же возьмем. Хотя бы выстроить какие-то приоритеты», — говорит он.
Впрочем, в отраслевом ведомстве готовы концентрировать усилия в отдельных локациях. Одной из основных задач, по словам замруководителя Росавтодора Игоря Костюченко, является развитие автомобильных дорог в пределах агломераций. Так, в рамках корректировки госпрограммы «Развитие транспортной системы» в нее включены компактные территории с населением от 20 тыс. человек. Для них предусматривается соответствующая поддержка.
Федеральные вложения в региональную и местную сеть Дальнего Востока на 2024-2026 годы запланированы в объеме 100,7 млрд руб. В этот период также продолжатся крупные стройки, которые охватывают 18 объектов в восьми регионах ДФО. Их общая стоимость превышает 80 млрд руб., проинформировал Игорь Костюченко.
Речь, к примеру, идет о трассе Невельск — Томари — Шахтерск на Сахалине, реконструкции дороги Благовещенск — Свободный с возведением путепроводов в Белогорске и Возжаевке, федеральном транше в 42,8 млрд руб., необходимом для обеспечения концессионного соглашения по созданию мостового перехода через Лену в районе Якутска (весь проект оценивается порядка 130 млрд руб.)
Конечно, потребности регионов в расширении инфраструктуры выше. В частности, давно стала долгостроем региональная трасса Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян протяженностью свыше 700 км.
«19 лет строим, еще 50% не построено. Смысл этой дороги — соединить северные территории, богатые полезными ископаемыми, с югом республики. Республика разбита на две части, мы, кроме как самолетом, добираться не можем. Естественно, там экономика не развивается, потому что вывезти невозможно. Получается, с одной стороны, много федеральных денег потратили, а эффекта нет», — подчеркнул Вячеслав Наговицын.
Особые подходы к границе
В настоящее время продолжается переориентация грузопотоков с запада на восток. По словам Дмитрия Соломатина, грузооборот пунктов пропуска в ДФО за 2023 год вырос на 10%, до 210 млн т. При этом перевозки автотранспортом увеличились более чем вдвое, тогда как железнодорожным – на треть, морским – на 4%. В абсолютных показателях объем грузов у автомобилистов еще достаточно скромный — порядка 4 млн т. Но сложно переоценить роль автотранспорта в трансграничных отношениях, рассуждает чиновник.
Соответственно, растет нагрузка на автомобильные погранпереходы и подходы к ним. «На приграничные регионы ложится дополнительное бремя приоритизации мероприятий по приведению [инфраструктуры] в нормативное состояние. Да и по реконструкции отдельных участков дорог приходится крутиться как есть, чтобы целевые показатели учесть», — отмечает представитель Минвостокразвития.
«Большая часть подъездных дорог к пунктам пропуска находится в региональной собственности и финансируется за счет региональных дорожных фондов. При этом по оценкам экспертов стоимость модернизации всей необходимой приграничной дорожной инфраструктуры сопоставима с годовым объемом регионального дорожного фонда», — заявил зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
К тому же до 2027 года в ДФО должны быть модернизированы 29 пунктов пропуска, а значит трафик станет еще выше. Согласно планам Росгранстроя, прежде всего, будут реконструированы автомобильные переходы Марково, Пограничный, Краскино, Турий Рог, Полтавка, Кани-Курган, Староцурухайтуйский, Забайкальск. В перечень приоритетных также вошли АПП Монды, Верхний Ульхун, Соловьевск, Олочи.
Поэтому важно оказать регионам дополнительную финансовую поддержку за счет средств федерального бюджета на мероприятия по развитию автодорог к пунктам пропуска, заключил Анатолий Широков.
Как вариант — передать подъездные пути в федеральное подчинение. В Забайкалье немало пунктов пропуска и дорог, которые подходят к границе, говорит Алексей Гончаров, но доходы в краевой бюджет низкие. Сейчас действует мораторий на передачу дорог из региональной в федеральную собственность, тем не менее для приграничных регионов целесообразно сделать исключение, предлагает зампреда правительства Забайкальского края.
По словам сенатора от Приморья Александра Ролика, из-за текущего состояния автотрасс к пунктам пропуска федеральный бюджет ежегодно теряет примерно 6 млрд руб. таможенных платежей. Если же привести подъездные дороги к нормативу плюс модернизировать погранпереходы, то поступления по линии таможни увеличатся на 420 млрд руб., заявил сенатор.
«Мы предлагаем осуществлять реконструкцию данных автодорожных объектов и их содержание за счет дополнительных таможенных платежей, получаемых от грузооборота пунктов пропуска через границу России и Китая. На наш взгляд это позволит быстрее решать проблему», — убежден Александр Ролик.
Свои предложения в правительство России подготовил Минтранс. Они относятся к Забайкалью, ЕАО и Приморью, уточнил замдиректора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Евгений Нефедов. Мероприятия по ремонту/реконструкции подходов к границе будут предусматривать финансирование со стороны региональных дорожных фондов, так и федеральную поддержку, добавил он.
Кроме того, сообщил чиновник, совместно с администрацией Хабаровского края Минтранс прорабатывает вопрос по созданию подъездной дороги через протоку Амурскую к будущему пункту пропуска на Большом Уссурийском острове. К этому процессу сегодня подключено Минприроды, поскольку на подтопляемой территории, где пройдет трасса, необходимы защитные сооружения (дамба).
В декабре 2023 года на проектную документацию было получено положительное заключение госэкспертизы. Расчетный срок строительства участка автодороги составляет 33 месяца. Размер федерального финансирования оценивается почти в 5 млрд руб., проинформировал министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Георгий Мазунин. Стройку предполагается завершить к 2027 году.