Лучшим дальневосточным городом по качеству среды признан Хабаровск. Такие данные приводит рейтинг, опубликованный на портале индекс-городов.рф.
Рейтинг был составлен при поддержке Правительства РФ и министерства строительства. Оценка городов проводилась по шести критериям, максимальный балл по каждому – 60. В итоге Хабаровск набрал 215 из 360 возможных, что является самым высоким показателем по макрорегиону. У Владивостока 205 баллов, у Читы – 190, по 185 у Улан-Удэ и Якутска. Остальные дальневосточные города не оценивались.
Хабаровск больше всего баллов заработал в социально-досуговой инфраструктуре – 46, 40 – за общегородское пространство, 37 – за улично-дорожную сеть, 35 - за качество жилья, 30 — за общественно-деловую инфраструктуру, меньше всего – 27 – за «озелененные пространства».
Что касается лидера рейтинга, то им оказался Грозный. На втором месте Тюмень, на третьем – Сочи.
На заседании проектного офиса по улучшению инвестиционного и делового климата представители бизнес-сообщества Хабаровского края ознакомились с детальными показателями национального инвестиционного рейтинга, составляемого Агентством стратегических инициатив. Они узнали, например, что по параметру «регуляторная среда» регион находится на 50-м месте, по «поддержке МСП» на 34-м, по направлению «работа институтов для бизнеса» на 29-й позиции, и в разделе «инфраструктура и ресурсы» — на восьмой. Ключевым тезисом мероприятия стала информация о том, что хотя регион и улучшает постепенно свои показатели, соседи-соперники делают это быстрее.
Площадкой проектному офису стал складской комплекс Ozon — очевидный намёк, на то, как успешно могут взаимодействовать региональные власти с инвесторами. В одном из ангаров собрались более 100 представителей бизнеса, власти, силовых структур и ресурсоснабжающих организаций. Присутствовал и врио губернатора Дмитрий Демешин, сразу предупредивший, что больше 40 минут пробыть не сможет.
Собственно, о ситуации с инвестклиматом врио информирован как никто другой — результаты нацрейтинга руководители регионов получили сразу после его оглашения на Петербургском международном экономическом форуме 7 июня 2024 года. Хабаровский край расположился на 11 месте, поднявшись на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом.
Лучший из дальневосточных регионов — Сахалинская область — на четвёртом месте по стране, причём регион обошёл Москву и занял первое место по параметру «регуляторная среда». Вторая по ДФО и в седьмая по РФ — Магаданская область (плюс две позиции по отношению к 2023-му году). Приморье и Приамурье в группе регионов, разделивших 12 место, Республика Саха (Якутия) на 14-ой позиции, Бурятия и Камчатка – пятнадцатые. Это то, что в тот день узнали все, а вот детали получили только руководители регионов.
Справка
Национальный рейтинг рассчитывается по 70 показателям в 4 направлениях:
· Регуляторная среда = качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
· Институты для бизнеса = эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).
· Инфраструктура и ресурсы = наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).
· Поддержка малого и среднего предпринимательства = уровень развития малого и среднего предпринимательства (например, количество субъектов МСП в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).
— 10 лет прошло, а мы вот все об одном и том же — о регуляторной среде, — подчеркнула руководитель Дальневосточного филиала АСИ Ольга Курилова, представившая результаты рейтинга. — Да, есть у Хабаровского края позитивные изменения, регион сильно изменился, вопрос только в одном: другие регионы уже убежали вперед. Регионы лидеры по регуляторной среде, например Сахалин, начинали в ручном режиме, а теперь они отстроили работу на системном уровне с помощью цифровых платформ, И задача Хабаровскому краю на ближайшее время — цифровизировать строительную отрасль, подключения к инженерным сетям, разрешительные процедуры — там точно можно обойтись без участия человека. И если такая система и платформа будет, это позволит избежать многих проблем, повысит прозрачность всех процедур, и предпринимательская удовлетворенность будет совершенно иная.
О давно назревшей необходимости создать единую информационную систему в строительстве рассказал собравшимся Александр Волков, гендиректор «СиСофт Дальний Восток».
— У нас сейчас ситуация такая: каждая организация сетедержателей имеет свои собственные —либо бумажные, либо электронные архивы своих инженерных сетей. Причем сети друг друга они видят очень мало или плохо. Например, в Хабаровске из 72 организаций только 10 организаций подключены в общую систему. И, собственно, хотел бы сделать два предложения очень простых.
Первое. Создать при правительстве Хабаровского края центр цифровой трансформации, который занялся как раз с тем, чтобы все инженерные сети были сведены в одну единую общую электронную цифровую карту и в том числе, чтобы все муниципальные образования на этой общей единой цифровой карте ввели все свои работы, связанные с присвоением адреса, выделением земельных участков и прочих вещей.
Второе: создание такого центра должно сопровождаться ещё одним документом, который принимается в некоторых уже регионах России — это постановление губернатора о том, чтобы все ресурсоснабжающие организации региона вносили в эту общую базу, тот объем информации, который не секретен и не подвержен какой-то дополнительной защите.
Как оказалось, инициатива уже в работе. Врио губернатора сообщил: задача поставлена, находится на контроле.
— Опубличить этот вопрос можно только частично, потому что там ряд данных по пролеганию сетей носит секретный характер, — отметил Дмитрий Демешин и адресовал вопрос своему заместителю — Дарий Викторович, ответьте, мы сможем это сделать? В какие сроки, если говорить о ваших сетях?
— У нас у ряда ресурсно-снабжающих организаций свои базы есть, — отвечал Дарий Тюрин, заместитель председателя правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству. — Надо смотреть возможность интеграции в эту общую систему, чтобы можно было действительно ей оперативно и эффективно пользоваться. Я думаю, что на это можно взять, 10 дней, скажем так. Если готовы коллеги предоставить, мы можем с муниципалитетами отработать этот вопрос в течение 10 дней.
Впрочем, одна только цифровизация все проблемы не решит. Обмен мнениями внезапно перерос в дискуссию, когда глава хабаровского отделения «Опоры России» Сергей Мазунин высказал своё недовольство ситуацией в подключении к газоснабжению.
— Вот я хотел вопрос поднять о подключении к газовым сетям. Есть поручение президента 2020 года связаное с этим. Я не знаю, как оно исполняется, в том числе на региональном уровне. Много вопросов связано с внутренними регламентами: доступ на рынок, подключение к технологическим сетям. «Газпром газораспределение» у нас вообще на письма не отвечает.
Я предлагаю заняться этим на федеральном уровне — проанализировать все эти избыточные требования, например. Лимитов по газу мы не понимаем, есть ли они или нет. Как мы можем развивать регион, производство, когда у нас газификация региона 25% — я имею в виду ДФО (при этом большая часть газифицированных объектов относятся к энергетической инфраструктуре – прим. ред).
Итогом обострившегося диалога стало предложение Марии Авиловой, первого заместителя председателя правительства Хабаровского края (врио к тому моменту отбыл), направить в головной офис Газпрома единое обращение от общественных объединений предпринимателей, отдельных бизнес-структур Хабаровского края, в котором были бы изложены все вопросы, требующие решения.
И уже под занавес встречи Александр Волков (предлагавший создать единый центр цифровой трансформации строительной отрасли) напомнил о вышедшем месяц назад постановлении правительства Российской Федерации, которое обязывает все технологические присоединения с 1 марта 2025 года выполнять через портал Госуслуги — как для граждан, так и для организаций.
— Сейчас порядка 350 ресурсоснабжающих организаций на территории Хабаровского края. Либо каждая должна будет исполнить законодательство и подключиться к порталу Госуслуги, либо это нужно сделать централизованно для того, чтобы вся информация по всем заявкам на техприсоединения для бизнеса и для граждан шли через портал Госуслуги и были видны для краевого правительства, — подчеркнул спикер.
Что ж, если цифровизация всей строительной отрасли Хабаровского края будет развиваться также бодро, как она обсуждается, и реализоваться в том же темпе, что и в части поручений, то, возможно, 50-ая позиция региона по «регуляторной среде» по итогам следующего рейтинга станет «страницей тёмного прошлого».
— Александр Александрович, для чего в принципе регионам необходимо развивать ESG-проекты?
— ESG — это прямой запрос населения. Посмотрите по экологической ответственности: люди точно не хотят свалок, люди хотят чистый воздух. Вторая тема — социальная история. Это, по сути, вторая часть S, которая отвечает за социальное направление. Идем дальше. Про бизнес. Бизнесу интересно развиваться в регионах, где созданы правильные ESG-условия. Посмотрим на национальные проекты. Их 14, и десять из них тоже про ESG. Еще важно понимать, что ESG – это про деньги. С 2018 года в зеленые социальные проекты было привлечено порядка 525 млрд руб. Из них 115 млрд руб. были направлены на зеленые города, на инфраструктуру, на ЖКХ и т.д. В «Сбере» мы тоже активно этим занимаемся. За прошлый год мы сделали 75 проектов на сумму 65 млрд руб. Это такие востребованные направления, как ЖКХ, образование, инвестиции в инфраструктуру. Еще одна большая тема — это внутренний туризм. Как показывает практика, туристы едут в те регионы, которые хорошо развивают ESG, потому что там всегда приятно провести время. Хотите развивать внутренний туризм — тоже добро пожаловать в ESG.
— Как сейчас обстоят дела с ESG в регионах?
— Сейчас регионы разделились на три блока: первый — это те, которые активно продвигают ESG-повестку. И у них есть четкая корреляция с их успешностью. К ним хотят ехать люди, к ним двигается бизнес, у них уровень доверия власти достаточно высокий. Другая часть — другая крайность, у них соответствующие достаточно низкие показатели. И есть самая большая группа сомневающихся. И мы искренне надеемся, что эта группа сомневающихся перейдет в группу прогрессивных регионов, которые будут развивать свой регион на основании принципов ESG.
— Как «Сбер» может помочь регионам в этой связи?
— Мы сделали ESG-рейтинг всех регионов в России и понимаем, чего не хватает каждому конкретному региону, чтобы продвинуться вперед. Это конкретные действия и конкретные задачи, которые надо решать и которые напрямую коррелируют с теми задачами, которые ставит администрация президента, правительство, которые описаны в национальных стратегиях. Регион, когда реализует то, что мы предлагаем, продвигается и в тех рейтингах, на которые обращает внимание внешняя среда.
Напомним, по итогам 2022 года на Дальнем Востоке портфель кредитов Сбера, имеющих в своей структуре ESG-условие, составил более 1,5 млрд рублей. Сбер выступает драйвером ESG-повестки и одним из пионеров направления ответственного финансирования ДФО.
Города открывают широкие возможности для инновационного развития секторов экономики, привлечения инвестиций. При этом нельзя не учитывать их социальную роль, обеспечивая достойные условия проживания. Со стороны федеральных структур сегодня предлагаются различные инструменты поддержки проектов городского развития, но без учета местной специфики добиться серьезного прогресса в этом деле достаточно сложно.
Состояние городской среды связано с проблематикой качества жизни, которое в ДФО ниже среднероссийского уровня. По регионам федерального округа картина неравномерна: как следует из презентации Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), представленной на июньском заседании Совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совфеде, из почти 90 субъектов РФ по качеству жизни Хабаровский край находился в рейтинге на 30 месте, Сахалин – на 31, Камчатка – на 40, Приморье – на 43, Магаданская область – на 51. В числе регионов, замыкающих список, оказались Чукотка, Якутия, Амурская область, Бурятия, Забайкалье, ЕАО.
Проблема проявляется оттоком населения, причем даже в сравнительно респектабельном Приморье. Как отметил проректор по управлению кампусом ДВФУ Максим Ведяшкин, край покидает самая перспективная часть населения – люди до 34 лет. «Основные причины – дефицит качественного образования, отсутствие перспектив, возможностей для самореализации и построения карьеры, а также нехватка жилья и социальной инфраструктуры для долгосрочного закрепления в регионах», – пояснил он.
По словам члена Совета по вопросам развития Дальнего Востока и Арктики Дениса Гусева, за последнее время запущены новые механизмы, способствующие созданию комфортных условий проживания в городах ДФО. Это такие программы, как «Дальневосточный квартал» (кроме постройки 2,1 млн кв. м жилья запланировано создание не менее 16 социальных объектов) и «1000 дворов». Если говорить о последней, в текущем году в отдельных субъектах Дальнего Востока кассовое исполнение по ней находится на достаточно низком уровне, сообщил сенатор.
Программа «1000 дворов» стартовала в 2022 году. В ее рамках уже благоустроено 3,5 млн кв. м территории. Программа подразумевает преобразование дворов в дизайн-площадки и даже мини-парки, ориентированные на разные возрастные группы, функциональность, безбарьерную среду.
В вопросе будущего благоустройства должны активно участвовать сами жители. Голосование, как правило, проводится в конце года. «В декабре люди проголосовали, и остается [с учетом сезона] меньше года, чтобы преобразовать пространство, – говорит министр ЖКХ Сахалинской области Наталья Куприна. – Необходимо сдвинуть хотя бы на осень, чтобы была возможность завезти материалы, учитывая нашу удаленность, сложную логистику. Например, на некоторых Курильских островах нет собственных инертных материалов».
Федеральные власти обещают перемены в улучшении городской среды. Как отметила замглавы Минвостокразвития Эльвира Нургалиева, в предыдущие годы внимание акцентировалось на экономических механизмах развития Дальнего Востока, включая специальные преференциальные режимы, как свободный порт Владивосток и территории опережающего развития. «Фокус был на привлечении инвестиций, создании рабочих мест. Сейчас мы перешли ко второму крупнейшему этапу – социальному развитию», – заявила чиновник.
Особые надежды связаны с реализацией мастер-планов развития 25 дальневосточных городов (к настоящему времени совместно с ДОМ.РФ разработано 11). Шесть из них – по Петропавловск-Камчатскому, Южно-Сахалинску, Чите, Северобайкальску, Тынде, Улан-Удэ – представлены на уровне главы государства.
Мастер-план предусматривает не просто градостроительные решения. Как документ стратегического развития он должен помочь сформулировать оптимальное будущее городов. «Мастер-планы позволяют определить, какие территории будут иметь максимальный эффект с точки зрения улучшения восприятия населением пространства и с точки зрения какой-то экономической капитализации территорий вокруг этих общественных пространств», – рассказал директор по развитию городской среды АО «ДОМ.РФ» Антон Финогенов.
Безусловно, помимо задач на перспективу, стратегия долгосрочного планирования развития территории должна способствовать решению нынешних проблем. Например, Якутия намерена защитить мастер-планы по столь отличающимся друг от друга городам как Якутск и Нерюнгри. По словам главы республики Айсена Николаева, столица региона насчитывает 400-летнюю историю, и сегодня это один из быстрорастущих городов России. «За последние десять лет [по населению] он вырос на 30% – сейчас около 400 тыс. жителей. И здесь огромное количество аварийного жилищного фонда, который мы при поддержке правительства страны сносим, сносим – еще нам на десять лет работы точно есть», – не исключил Айсен Николаев. В свою очередь Нерюнгри создавался в позднесоветский период. «Построили город очень быстро, и все одновременно пришло в негодность: обшивка домов, канализация, дороги», – свидетельствует глава Якутии.
Одним из главных финансовых инструментов при воплощении в жизнь проектов по улучшению городской среды должны стать инфраструктурные облигации, которые сочетают в себе меры господдержки и банковское кредитование. Данный механизм подразумевает привлечение кредитов на льготных условиях – до 20-30 лет под 4-5% годовых. Причем точка приложения относится не только к реализации мастер-планов, но и других проектов, направленных на развитие социальной инфраструктуры.
«На что можно использовать эти ресурсы? Прежде всего, это инженерная инфраструктура, все, что касается подготовки площадок под строительство жилья, коммунальные сети, очистные сооружения, практически вся социалка: школы, больницы, культурные центры. Можно финансировать транспорт, трамвайные пути... Спектр широкий», – подчеркивает управляющий директор по Дальнему Востоку АО «ДОМ.РФ» Александр Левинталь.
Общий лимит инфраструктурных облигаций в масштабах страны составляет 300 млрд руб., из них 100 млрд предназначено для Дальневосточного федерального округа. На начало июня по ДФО было одобрено 13 инфраструктурных проектов с объемом финансирования 46 млрд руб.
Однако пока этот финансовый инструмент не столь широко распространен. «Сегодня далеко не везде руководство территорий придает значение этому механизму. А он достаточно универсальный и имеет свои преимущества. Бюджетные, специальные казначейские кредиты – это все вычеты из бюджета. Да, это вклад в экономику, но все-таки эти деньги нужно найти в бюджете, – разъясняет Александр Левинталь. – Наш механизм – это в основном внебюджетный источник. Допустим, чтобы привлечь 100 млрд руб. в реализацию мастер-плана, нужно всего 4 млрд руб. бюджетных денег».
В качестве положительного примера представитель ДОМ.РФ привел Магаданскую область. К настоящему времени с привлечением инфраструктурных облигаций она получила 20 млрд руб. на шесть проектов. Сейчас готовятся еще два, на 10 млрд руб.
«На сегодня только шесть регионов ДФО пользуются [инфраструктурными облигациями], пять прорабатывают возможность. Мы планируем, чтобы все регионы имели такие проекты. Лимиты еще не выбраны», – уточнил Александр Левинталь.
Как мотивировать победителя
Дополнительную поддержку регионам и муниципальным образованиям может дать участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов формирования комфортной городской среды (заявки направляются в Минстрой). Причем в нем можно участвовать населенным пунктам, не имеющим статуса города, с численностью от 5 тыс. человек.
В этом году конкурс проводится отдельно для субъектов, входящих в состав ДФО. По итогам первого этапа отобрано 32 проекта-победителя, на финансирование которых будет направлено 3,1 млрд руб., проинформировал сенатор Денис Гусев.
Однако по сравнению с предыдущими годами активность дальневосточников в конкурсном участии снижается, констатирует директор дивизиона «Городская экономика» Агентства стратегических инициатив Ольга Захарова. Из 195 потенциальных участников в нынешнем конкурсе заявки представлены только по 51 населенному пункту из всех субъектов ДФО, за исключением Еврейской автономной области.
«Делаем вывод, что несмотря на повышение числа потенциальных участников, к сожалению, процент принимающих участников у нас снижается. Деньги выделяются, расширяются возможности, а количество участников меньше», – рассказала Ольга Захарова.
По ее словам, для повышения мотивации необходим адресный подход, который предусматривает сопровождение и консультирование будущих конкурсантов по разным вопросам. Потенциальным участникам необходим четкий алгоритм с разбивкой по срокам прохождения всех процедур, начиная от подачи заявки до ее реализации. Немаловажно, повышать компетенции местных специалистов, способных вести подобные проекты.
«Наша задача – на основе лучших практик описать технологии, процессы производства, сделать муниципалитеты квалифицированными заказчиками в сфере благоустройства. Потому что, когда есть квалифицированный заказчик – есть квалифицированный исполнитель», – резюмирует Ольга Захарова.
Действительно, в последнее время появилось много возможностей по благоустройству территорий дворов, общественных пространств, ускорился процесс по переселению горожан из аварийного жилья, отмечет Наталья Куприна. Вместе с тем остается нерешенным ряд вопросов, которые характеры для того или иного региона.
«Мы столкнулись с проблемой по капитальном ремонту многоквартирных домов… Жилой фонд стареет, у нас дома все малоэтажные, максимум 5 этажей, даже в Южно-Сахалинске, а в основном на малых территориях – это 2- и 3-этажные дома, – констатирует министр ЖКХ Сахалинской области. – Сборы с населения маленькие, потому что площадь маленькая. И даже при выделении средств из областного бюджета, а мы выделяем от 1,5 до 3 млрд руб. в год, не успеваем восстанавливать свой жилой фонд, особенно крыши, фасады, ряд инженерных коммуникаций, подвалы».
Она предлагает предусмотреть механизм заимствования, возможности кредитования для данной цели Фондов капитального ремонта, к примеру через ДОМ. РФ. Для этого нужны соответствующие нормативные изменения.
«Сколько не пытались решить этот вопрос, к сожалению, не получается. А есть потребность в том, чтобы сейчас как можно больше денег вкладывать в ремонт, чтобы продлить жизнь этим домам…То есть мы понимаем, что все дома не снесем, все равно нам нужно улучшать условия жизни», – пояснила Наталья Куприна.
Городское благоустройство – процесс непрерывный, весьма похожий на ремонт в большой квартире: закончишь в одной комнате, а уже пора что-то менять в другой. Очень кстати, что в этом «ремонте» хозяину «квартиры» помогают и жильцы – указывая, что в первую очередь нуждается в обновлении, и уж куда кстати, то, что государство каждый год выделяет деньги. Правда, есть условие: финансирование зависит от активности «жильцов»: по регламенту достаточно 10% населения города – не менее 61 тыс. голосов хабаровчан. В Хабаровске продолжается рейтинговое голосование по выбору территорий для благоустройства в 2024 году. Мнения горожан принимают с 15 апреля по 31 мая 2023 года на специально созданном сайте.
Как рассказала секретарь общественной комиссии по вопросам реализации программы «Формирование современной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда» Мария Мельникова, на десятый день голосования было принято более 21 тыс. голосов. По ее словам, в этом году жители голосуют более активно, звонят, предлагают новые территории, интересуются нюансами программы. Тем не менее «часы тикают», и на момент публикации Хабаровску необходимо добрать чуть больше 36 тыс. голосов (данные приводятся на момент публикации - 17 часов 26.04.2023 - прим. ред.), чтобы не остаться у «неразбитого сквера».
Один из претендентов - сквер в районе ДОС, фото - пресс-служба администрации Хабаровска
В 2022 году жители Хабаровска выбрали для благоустройства площадку у спортшколы «Самбо 90» в Краснофлотском районе и сквер Рокоссовского в Индустриальном районе. В Краснофлотском районе на площади в 2,5 гектара обустроены пешеходные дорожки и детские игровые зоны, спорткомплекс для активных видов спорта и воркаут-площадки. Также установлены скамейки с навесами от солнца и выполнены озеленительные работы. В Индустриальном районе обустроен сквер площадью 5,8 тыс. кв. метров: удобные пешеходные дорожки, спортивные и детские городки, освещение, уличные качели, скамейки и урны. В 2021 году с одобрения общественности были благоустроены «Сквер врачей» на улице Тихоокеанской, «Сквер пограничной славы», территория у стелы «Узы дружбы» на улице Ленинградской, «Сквер русских сказок» в парке Северный и зона отдыха у шахматного клуба «Гамбит».
Всего с 2017 года (начало реализации программы) в разных районах краевой столицы благоустроено 24 общественные территории, еще пять облагородят в этом году. Так, в Железнодорожном районе появится сквер по ул. Промывочной, 64. Там будет уложен асфальт, обустроены тротуары, установлены скамейки, малые архитектурные формы и детская площадка, появится освещение и камеры видеонаблюдения.
В сквере на улице Ворошилова обустроят тротуары и пешеходные дорожки, высадят деревья и кустарники, установят дорожное ограждение, систему ночной подсветки, а также детскую площадку с игровым комплексом. Сквер украсит скульптурная композиция с рокарием «Олень на водопаде», топиарные фигуры «Медведица с медвежатами», «Лось на скале».
В сквере по улице Ленина планируется высадить деревья и кустарники, обустроить тротуары, установить наружное освещение, а также скамьи, парковые урны и контейнеры для раздельного сбора мусора.
Парк имени 50-летия СССР в Краснофлотском районе ждет комплексное благоустройство: там появится детский городок и участок для семейного отдыха, в том числе для маломобильных групп населения, система ночной подсветки, скамейки, урны и контейнеры для раздельного сбора мусора, также запланировано озеленение.
Мэр Хабаровска Сергей Кравчук и депутаты Госдумы осматривают скверы, август 2022, фото - пресс-служба администрации Хабаровска
«Много территорий реализовано, все они разные. Одним из первых проектов было благоустройство функциональных зон парка “Динамо” – это один из центральных парков. Также реализовывались территории в городских парках, скверы в жилых районах. Хорошо ли они благоустроены – можно судить по количеству посетителей. Большинство территорий очень востребованы, люди постоянно там гуляют с детьми, отдыхают», – рассказала Мария Мельникова.
На благоустройство территорий в Хабаровске в этом году выделяется 63 млн рублей. Из них 62 млн – средства федерального бюджета, остальное вносит муниципалитет. В прошлом году выделено было примерно столько же средств на эту программу.
Глава Хабаровска Сергей Кравчук уверен, что жители города проявят активное участие в судьбе городских пространств.
«Призываю всех хабаровчан проявить свою заинтересованность и поучаствовать в голосовании. Это позволит нам обустроить сразу несколько зон отдыха в следующем году», – отметил мэр.
Как рассказала Мария Мельникова, на старте федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» муниципалитеты по всей стране провели инвентаризацию дворовых и общественных территорий. Помимо этого, учитывались и обращения граждан. В итоге появился перечень земель, которые и попадают на голосование. Свой выбор на предварительном голосовании в 2023 году сделали 62,5 тыс. хабаровчан. Им был предложен список из 28 общественных территорий: парков, скверов, пешеходных зон. Из этого списка они внесли в «шортлист» 21 зону для голосования и реализации в 2024 году.
Сквер в районе Храма Матроны Московской (в районе ул. Вятская – ул. Сергеевская)
В нынешнем голосовании лидируют сквер в районе Храма Матроны Московской, сквер по ул. Аксенова и площадь им. Максима Горького. На четвертом и пятом местах располагаются сквер по ул. Карла Маркса (район поворота на ул. Краснодарскую) и сквер перед Дворцом бракосочетания (в районе ул. Пушкина, 62). У вас другое мнение, или хотите поддержать одну из упомянутых территорий? Тогда прямая дорога сюда – голосование не займет и пяти минут.
И да – ждать обещанного «три года» не придется - работы в рамках программы идут оперативно: ремонт и возведение новых объектов начинается в мае, а заканчивается в октябре. То есть гарантированно каждый год жители получают новые комфортные городские пространства, а также уверенность, что в следующем году их станет больше.
Этим летом две семьи из Хабаровска воспользовались возможностью оформления групповой визы — для этого надо минимум пять человек — отправилась в Харбин — столицу соседней китайской провинции Хэйлунцзян. Его еще называют «самым русским китайским городом». О том как прошла поездка рассказывает самый юный автор текстов на портале EastRussia 14-летняя Кира Елаш. В выделенных блоках — комментарии и рекомендации взрослых попутчиков — куда ж без них…
Впечатлений и локаций в поездке набралось так много, что в один текст всё не влезло — продолжение тут .
Началось всё с того, что рано утром мы сели по машинам и поехали из Хабаровска в Благовещенск. Изначально в планы входила прогулка по набережной, но дорога заняла около 9 часов и вымотала нас, поэтому, заселившись в небольшую съёмную квартиру, сил хватило лишь на прогулку до ближайшего магазина, чтобы купить продукты. Поужинали и легли спать.
Маршрут с переходом границы Благовещенск — Хэйхэ выбран из экономических соображений: быстрее было бы на пароходе из Хабаровска в Фуюань, но в этом сезоне на него «цена кусается», к тому же хотелось до Харбина добраться на поезде, и лучше всего для этого подходит ежедневный вечерний поезд Хэйхэ — Харбин. Стоимость билет в плацкартный вагон — 150-160 юаней — около двух тысяч рублей — зависит от высоты полки (в китайских вагонах три уровня полок). Стоимость групповой визы — четыре тысячи рублей на человека. Её мы оформили, обратившись к нашей знакомой китаянке по имени Маша, которая работает в местной турфирме. За небольшое вознаграждение, нам оформили визу, забронировали гостиницу и купили железнодорожные билеты. Без помощи принимающей стороны в КНР ничего этого сделать самостоятельно, увы, не получится, но это в любом случае дешевле, чем покупать готовый тур. Благовещенские турфирмы предлагают посетить Хэйхэ за 15 300 рублей на человека — в эту сумму входит визовое обеспечение, поездка на теплоходе туда и обратно, трансфер, две ночёвки в гостинице.
На следующий день нам всё-таки удалось прогулять по набережной Благовещенска. Самое интересное там то, что через Амур видно китайский город Хэйхэ, куда нам и надо было попасть. Насладившись этими видами с российского берега, мы поспешили пройти таможню и сесть на пароход, чтобы прикоснуться к увиденному, находясь уже в Китае. А машины, на которых мы приехали из Хабаровска в Благовещенск, оставили возле здания таможни.
Касса в речном порту Благовещенска работает до 17 часов, поэтому накануне, сразу по приезду сразу же направились туда, и это оказалось правильным решением: на утренние рейсы билеты были уже раскуплены, удалось взять места на теплоходе, который отправлялся после полудня. Всего в день совершается пять рейсов «туда-обратно». Сразу купили билеты и на обратный путь. Стоимость на одного человека в одну сторону — три тысячи рублей, включая портовый сбор с российской стороны (портовый сбор в Хэйхэ оплачивается в юанях по прибытии в КНР и составляет 60 юаней).
Переплыть Амур и оказаться за границей заняло не более десяти минут — дольше таможню проходили. Когда мы сделали первый шаг по улицам Хэйхэ, мне сразу показалось, что я нахожусь в другом мире. По китайским меркам Хэйхэ — маленький городок, что-то вроде «деревушки», но «деревушка» эта очень чистая и красивая. Я даже ощутила внезапное желание разуться и немного прошлась босиком. Также в Хэйхэ нам встретилось много надписей на русском языке, а люди из сферы обслуживания знали некоторые примитивные фразы.
К сожалению, долго прогуляться по городу и в полной мере оценить все его плюсы и минусы у нас не вышло — к тому же тащить все вещи на себе было очень тяжело. Мы успели лишь до отвала наесться традиционными китайскими жирными блюдами в обычной «чифаньке» и поспешили сесть на автобус и отправились на вокзал. Он находился за городом и окружает его... кукурузное поле!
«Старый» вокзал, который находится непосредственно в Хэйхэ — на реконструкции. Соседи решили не мелочиться и на период ремонта построили новую станцию за городской чертой, куда всех пассажиров бесплатно доставляет «шаттл». В здание вокзала можно попасть только при наличии билета, которые нам купила принимающая стороны.
Наконец, расположившись в поезде, мы смогли выдохнуть — суета закончилась, осталось лишь расслабиться и ждать, когда прибудем в наш пункт назначения. Мы взяли места в плацкарте. Когда я только об этом узнала, мне не понравилась эта идея, но оказалось, я зря переживала. Китайские поезда вообще отличаются от российских — они бесшумные, чистые и не трясутся каждую секунду. Мы перекусили купленными в магазинчике на вокзале сладостями, но, если вы не успели взять еду в дорогу, не стоит беспокоиться — по вагонам ходит человек с тележкой и предлагает купить разную еду, включая острую томатную лапшу, снеки и напитки. В 10 вечера отбой — в вагоне выключают свет, и все укладываются спать. Я расположилась на третьей — самой верхней — полке. Было комфортно.
В пять утра мы прибыли в Харбин и чуть не заблудились на вокзале — настолько он огромный! У него есть ещё и подземная часть.
На заметку новичкам: весь Китай живет по единому пекинскому времени, поэтому в пять утра тут жизнь уже «кипит».
До гостиницы добрались на автобусе, для этого наша знакомая Маша скинула нам подробную инструкцию: на какой стороне улицы и на какой автобус необходимо садиться, на какой остановке выходить. Стоит отметить, что на каждой остановке в Харбине указаны маршруты, время прихода автобуса и все это работает! Гостиница находится на улице Гоголя (по-китайски — Гоголи), заселение было только в полдень, мы скинули вещи и решили прогуляться по району. В целом, первые дни мы потратили на прогулки по Харбину.
中央大街 ZhongYangDaJie
Куча магазинчиков, кафешки и уличная еда. Стоит все недёшево. Толпы туристов, кстати говоря, большинство — китайцы. В Харбине из иностранцев мы встречали только русских и одного немца. Сюда, в основном, приезжают именно китайцы из других городов и провинций. К слову, Харбин - город-побратим Хабаровска и вообще он раньше был русским городом, поэтому здесь можно обнаружить много магазинчиков с русскими съестными товарами, матрёшками и сохранившиеся здания русской архитектуры.
Китайцы — прирожденные торговцы. Свою близость к России и «русскую» историю здесь монетизировали: туристы из южных провинций охотно скупают всё, что как-то связано с Россией: хлеб, конфеты, матрёшек, причем, это вовсе не обязательно сделано в нашей стране.
Недействующий православный храм. Можно попасть внутрь, заказать экскурсию или прогуляться вокруг и увидеть множество китаянок в костюмах ангелов и демонов, позирующих перед фотографами.
Софийский собор в Харбине был облачен в камень в 1912 году (изначально — с 1907 года — он был деревянным), позже на этом же месте был построен нынешний собор, который являлся репликой собора в Санкт-Петербурге. В 1957 году, во время «культурной революции», Софийский собор превратился в студенческое общежитие, позже его и вовсе хотели разрушить. В 1997 году храм отремонтировали и организовали внутри музей.
На небольшой площади возле нашей гостиницы каждый вечер, ровно в 19 часов, появляется «массовик-затейник», который включает музыку, и жители окрестных домов дружно начинают разучивать какой-нибудь танец или заниматься гимнастикой. В 21:00 музыка затихает и танцующих сменяют владельцы собак разных пород. Примечательно — все с пакетиками, чтобы убрать за своими питомцами.
По сути набережная. Сталиным тут и не пахнет — одно название. Есть вход на пешеходный мост через Сунгари (правый приток Амура), который в свое время был построен русскими. Раньше он был железнодорожным — следы этого можно обнаружить во время прогулки: пол стеклянный и под ним видно старые рельсы. Рядом построили новый мост для поездов, а этот оборудовали для любителей прогуляться. Путь туда и обратно займет около часа.
Двух-, трехэтажные здания, опять же уличная еда, забегаловки и магазинчики. В общем, что-то вроде пешеходной улицы, но более «лайтовая», старая и менее пафосная её версия. Очень атмосферное место. Все эти места, конечно, туристические.
Помимо этого, мы решили пройтись по различным китайским кварталам, как по ухоженным и красивым в центре города, так и по самым обыкновенным жилым. Гуляли вечером возле гостиницы, заходили на маленькие улочки, где живут простые китайцы, сидят поздно вечером на улице возле какой-нибудь забегаловки и ужинают. Посещали подземные рынки. Заходили во двор и подъезды. В общем, проникались истинным китайским духом и исследовали местность.
Что ещё мы увидели, на чём передвигались, что ели и кого при нас кормили — во второй части рассказа.
Этим летом две семьи из Хабаровска воспользовались возможностью оформления групповой визы — для этого надо минимум пять человек — отправилась в Харбин — столицу соседней китайской провинции Хэйлунцзян. Его еще называют «самым русским китайским городом». О том как прошла поездка рассказывает самый юный автор текстов на портале EastRussia 14-летняя Кира Елаш. В выделенных блоках — комментарии и рекомендации взрослых попутчиков — куда ж без них…
Впечатлений и локаций в поездке набралось так много, что в один текст всё не влезло — первая часть — тут.
В Харбине на левом берегу Сунгари есть аквапарк и парк развлечений!
Это был первый в жизни аквапарк, который я посетила. Мне он очень понравился. Я опробовала на себе все горки и локации. Когда только заходишь, дух захватывает...
На всех интересных горках ограничение по весу — от 45 до 90 килограммов. К счастью, я под эти параметры подхожу. Но те, кто нет или просто не любит горки — не расстраивайтесь, здесь и для вас найдется много интересного! Например, бассейн-река, который проносит тебя по всей территории аквапарка, высокий шатающийся подвесной мост, тёплые бассейны (если замёрзнете), а самое увлекательное — искусственный пляж с песком и целым морем, с искусственными, но высокими волнами! А на пляже китайцы ставят палатки, приносят шашлыки. Также есть различные детские горки и кафешки, если проголодаетесь. А за дополнительную плату можно попробовать встать на доску для серфинга или поплавать с рыбами и акулами.
Горки и волны работают по расписанию, в 16.30 всё заканчивается и закрывается, поэтому лучше приезжать в аквапарк утром. Есть дельфинариум и океанариум, но для них нужно отдельно покупать билеты. В аквапарке можно приобрести спасательный круг, водонепроницаемый чехол для телефона и даже купальник.
На горке, где уходит пол из-под ног со мной произошла интересная ситуация: спустя несколько секунд свободного падения я остановилась прямо перед мертвой петлёй, в том месте, где горка идет вверх. Вероятно, нужно было подтолкнуть себя, мне просто не хватило инерции. Как раз на такие случаи в этой горке есть отверстие сверху и лестница, по которой можно вылезти застрявшим. Мне помог выбраться инструктор.
Надувной круг, водонепроницаемый чехол лучше взять из дома или купить по дороге: на подъезде к аквапарку множество торговых точек — будет дешевле. Также можно поступить и с едой.
Здесь есть и экстремальные, и спокойные, и детские аттракционы. Можно купить билет «на всё» — это получится дешевле и удобнее, а можно брать на каждый аттракцион отдельно. Однако общий билет стоит около 200 юаней — примерно 2 600 рублей — для детей и студентов дешевле, только нужно показать паспорт или его фотографию, а билет на каждый аттракцион стоит от 40 до 60 юаней. Я советую брать общий билет. Однако, даже если вы приобретёте его, будет несколько локаций, за которые нужно платить отдельно. Например, «тарзанка»: за 260 юаней можно прыгнуть над водой с большой высоты, будучи привязанным к специальному тросу, и ощутить свободное падение. Я хотела, но не решилась из-за того, что не смогла бы понять инструктаж на китайском языке.
А если вы не собираетесь посещать аттракционы, билет покупать необязательно. Просто прогуляться по парку — бесплатное удовольствие. Также вы можете в любой момент выйти из парка и зайти обратно. Советую приезжать в парк на весь день, работает он до 9 вечера.
И в Poseidon Tourist Resort, и в Sunac Land нам повезло — мы почти не стояли в очередях. Так что лучше приезжайте в будние дни.
Также возле парка Sunac Land есть огромный торговый центр с большим количеством брендовых магазинов и кафешек. А еще там есть горнолыжная база! Можно прийти в шортах и майке, вам выдадут зимнюю одежду и снаряжение.
Открыть горнолыжный сезон летом — незабываемые впечатления! Мы реально пришли в шортах и футболках, а уже через полчаса поднимались на парнокресельном подъемнике: за 200 юаней вам выдадут все снаряжение, включая шлем, штаны и куртку (стоит учесть, что перчатки в прокатную амуницию не входят, но их можно приобрести здесь же, в магазинчике). «Горнолыжка» занимает два уровня: первый – для начинающих, практически плоский, где только учат стоять на лыжах и сноубордах, а вот второй с тремя полноценными трассами, по своему уровню чем-то напоминающие «Фому» в Биробиджане. На склоне мы встретили юных горнолыжников из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, которые проводили в Харбине учебно-тренировочный сбор.
Еще одно место, рекомендуемое мною к посещению, тоже находится на левом берегу Сунгари — Siberia Tiger Park. Самое интересное там — возможность за 130 юаней (около 1700 рублей) прокатиться на защищенном решеткой автобусе по парку, увидеть условно диких тигров и даже за дополнительную плату в 200 юаней покормить их мясом через специальные отверстия. Однако, не советую тратить на это деньги — в автобусе в любом случае найдутся люди, которые будут кормить тигров, так что вы 100% сможете это увидеть. А ваше мясо тигры могут уже и не захотеть есть, ведь они и так откормлены, поэтому есть вероятность, что вы зря потратитесь.
На выходе с экскурсии по парку вас встречает мини-зоосад. Здесь за 80 юаней можно купить… живую курицу и через специальное отверстие выпустить к тиграм на растерзание.
В парке также есть другие хищники: медведи, рыси, львы, есть еще один зоосад, но уже с травоядными, которых хищники обычно потребляют в пищу... Здесь вы найдете оленей, альпак и... загадочных кошек-леопардов – именно так гласит надпись на русском языке.
Кстати, это далеко не единственная странная надпись на русском языке в Китае. Вот еще примеры:
В нашей компании была Ксения, хорошо владевшая китайским языком и даже жившая несколько лет в Харбине. Она была организатором этой поездки и у нее была связь со знакомой китаянкой Машей, которая также помогала нам с поиском гостиницы, транспортом, ориентированием на местности, покупкой билетов и т. п. Если вы не владеете китайским, у вас возникнут трудности — китайцы очень плохо понимают английский. Иногда они догадываются включить переводчик на телефоне, но это как повезет. Сами мы включить переводчик не могли, ведь остались без связи и интернета. Кстати, будьте к этому готовы, если не желаете отдавать по 500 рублей в день за роуминг. А Telegram, YouTube и WhatsApp работают только с помощью VPN.
Я изучаю китайский, но у меня только начальный уровень. Однако, я смогла попрактиковать свои навыки говорения. Каждый день я беседовала примерно с шестью китайцами. Очень многие хотели с нами сфотографироваться.
Такси — никакое приложение не нужно, чтобы вызвать, просто ловите на улице. Одна поездка - около 12 юаней. В автобусах, большая часть из которых — электробусы, сдачи вам не дадут! Приготовьте заранее 2 юаня, которые необходимо будет опустить в кассу возле водителя при входе.
Несколько лет назад 10-миллионный Харбин обзавелся метро: четыре ветки, соединяющие два берега, интуитивно понятная навигация и образцовая чистота.
Голодным в Китае вы точно не останетесь. На каждом шагу встречаются кафешки, забегаловки, рестораны, супермаркеты, ларьки с уличной едой. Мы наедались до отвала — спасло то, что много ходили пешком, однако всё равно набрали пару килограммов. Но китайская еда определённо того стоит! Пробуйте всё. Однако будьте осторожны — не нагружайте слишком сильно свой желудок жирной пищей, особенно если он не привык к ней или до этого вы сидели на диете. Ваш организм может негативно отреагировать. Например, в первый день пребывания в Харбине я съела жирную булочку-лепешку с бобовой пастой и заработала пищевое отравление. Это немного испортило впечатления и подкосило наши планы. Чтобы избежать подобных ситуаций, не набрасывайтесь на еду сразу.
Вот самые интересные блюда и продукты, которыми мне удалось полакомиться:
Тофу нао: суп из тофу.
Йогуртовые пирожные (?) Недешёвые, по консистенции напоминают сыр. На любителя, но мне очень понравились. Сладкие. Есть четыре вкуса: шоколадный — коричневый, матча — зелёный, и два белых — молочные. Один ещё с добавлением чего-то, похожего на изюм. Можно купить на пешеходной улице и в центре города, продаются в отдельных ларьках.
Много мороженого.
Очень вкусное, продается на каждом шагу. Множество разных вкусов.
Советую также попробовать мороженое из супермаркетов.
Ореховая нуга с лепестками роз. Купили на «Арбате», очень дорого, но оно того стоит. В магазине есть возможность продегустировать различные виды нуги.
Османтусовый пирог. Напоминает по консистенции пудинг. Покупала в забегаловке возле гостиницы всего за шесть юаней. Османтус — растение, в переводе с греческого «душистый цветок».
Сама не поняла, что это: фрукты, плавающие с какими-то сушеными хрустящими штуками в кокосовом молоке. Вкусно. Напоминает корейский десерт «хваче».
Лунный пряник (юэбин). Выпечка, которую употребляют на Праздник середины осени. Но готовятся к нему, видимо, заранее и уже в конце августа их можно купить на каждом шагу – в любом супермаркете или ларьке. Стоят по-разному, но в основном по 2-3 юаня. Есть и подороже в более пафосных местах и красивых упаковках - по 10-15 юаней. Можно купить целую коробку, или наоборот, мини-версии в индивидуальной упаковке, как конфетки. Начинка у них может быть всякая, однако, чаще всего встречается бобовая паста или семена лотоса.
Дешевые фрукты! Сладкие, спелые. Манго всего по два юаня (в Хабаровске одна штука стоит около 200 рублей). Также советую попробовать китайскую «молочку» и соки из супермаркетов.
Утка по-пекински. Купили ее в Jincui Roast Duck прямо напротив нашей гостиницы. Однако эта сеть есть по всему Харбину, и мы даже нашли её в Хэйхэ на обратном пути. Кстати, на двоих-троих человек рекомендую брать только половину утки, вы этим наедитесь. Стоит 30 юаней. Филе нарежут на ваших глазах, положат лепешки, огурцы, лук и соус. Вы можете сделать из этого набора «завертоны», но можно и по-отдельности всё скушать.
В общем, необязательно ходить в ресторан, чтобы поесть утку по-пекински.
А еще в Харбине есть Starbucks, который ушел из России... Цены там не радуют, но как же вкусно!
Желающих питаться правильно здесь не обидели. В крупных супермаркетах можно купить готовую здоровую пищу. Есть ПП-кафе (ПП —правильное питание. прим. взрослых).
Шашлыки из насекомых разочаровали. Ожидали какого-то необычного вкуса, но из-за того, что они были обжарены в кляре и куче специй, мы не почувствовали вкус самого мяса (если оно вообще, конечно, было).
А в гостинице у нас был хороший шведский стол с разнообразными китайскими блюдами. Однако, мне больше хотелось простых продуктов: яйца, булочки на пару (пампушки), овощи, рисовую кашу, соевое молоко и арбуз.
Эта поездка в Харбин была удивительной и захватывающей. Она точно запомнится мне на всю жизнь. Я узнала много нового о жизни китайцев и их культуре. Но самое главное – после того, как я применила свои знания китайского языка на практике, мне захотелось лучше изучать его. Но даже если вы не знаете китайский – самый русский город Китая найдёт чем вас удивить, порадовать и накормить.