Минэнерго РФ прогнозирует сохранение в 2023 году добычи угля на уровне 2022 года. Однако в начале года отмечается сокращение добычи.
Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на заявление министра энергетики РФ Николая Шульгинова на заседании коллегии министерства.
«По углю прогнозируем сохранение текущего уровня, который в 2022 году восстановил высокий допандемийный показатель 2019 года. По углю пока по началу года у нас идет снижение, но надеемся, что мы выровняем ситуацию», – сказал Шульгинов.
Министр добавил, что совместно с ФАС продолжается постоянный контроль стоимости угольной продукции на внутреннем рынке, особенно на дальневосточном.
По данным Росстата, в январе добыча угля в РФ снизилась на 1,8% по сравнению с январем прошлого года, до 34,9 млн тонн.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы котировки скорректировались вниз, находясь в диапазоне 110-115 долл./т., после уверенного роста неделей ранее. Снижение цен возобновилось, поскольку негативные сезонные фундаментальные факторы перевешивают опасения по поводу предложения в связи с недавними санкциями в отношении крупных российских поставщиков.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 278 долл./1000 м3 (-7 долл./1000 м3 к 06.03.2024 г.) на фоне окончания отопительного сезона, роста температуры и запасов на складах выше нормы.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 95 долл/т. благодаря устойчивому спросу со стороны Индии, Вьетнама и Пакистана. Дополнительную поддержку оказывают опасения в отношении предложения в связи с тропическим штормом Filipo, который может негативно отразиться на цепочке поставок. Осадки уже достигли Мозамбика, а в южноафриканских регионах KwaZulu-Natal и Mpumalanga были объявлены оранжевый (6-й) и желтый (4-й) уровень опасности с сильными порывами ветра и волнами в портах Richards Bay и Kosi Bay.
Азиатские страны, включая Пакистан и Вьетнам, заметно увеличили закупки угля в ЮАР с начала года, что обусловлено снижением цен. Пакистан нарастил импорт южноафриканского угля до 0.6 млн т. в январе-феврале против 5 тыс. т. за аналогичный период 2023 г. и 1 млн т. в 2022 г., что также связано с ростом цен на уголь в Афганистане.
Южноафриканская компания Exxaro Resources планирует увеличить в 2024 г. экспорт энергетического угля до 6.3 млн т. (+1.2 млн т. или +23% к 2023 г.) на основании прогноза улучшения ж/д погрузки на сети Transnet.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 129 долл./т. на ожиданиях роста добычи и ослабления спроса в связи с проведением техобслуживания на электростанциях в межсезонье. Кроме того, китайские добывающие компании и производители электроэнергии отмечают высокий уровень запасов на складах, что также может привести к резкому уменьшению объемов импорта.
С целью сокращения складских запасов некоторые угольные компании понизили цены на 1.5-13 долл./т. Участники рынка ожидают, что компания Shenhua опустит закупочные цены на сторонний уголь еще на 4 долл./т.
На двух шахтах в провинции Shanxi и Anhui произошло несколько несчастных случаев с летальным исходом, в результате чего возникли сомнения, что власти будут продолжать настаивать на дальнейшем увеличении добычи, однако на другой чаше весов остается необходимость в обеспечении энергобезопасности, к которой стремится правительство КНР.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 13 млн т., потребление увеличилось незначительно – с 803 тыс. т. до 807 тыс. т./сутки. Запасы в
9 крупнейших портах составили 22 млн т., не изменившись по сравнению с предыдущей неделей. При это ожидается рост запасов, поскольку за последние несколько дней погрузка на ж/д линии Daqin увеличилась с 1.1 млн т. до 1.3 млн/сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался без изменений на уровне 94 долл./т. Поддержку котировкам оказывает дефицит предложения, который в ближайшую неделю будет сохраняться в связи с праздником по случаю начала месяца Рамадан с 12 марта.
Компания Bukit Asam в Южной Суматре объявила форс-мажор по поставкам из-за обрушения моста на железную дорогу. Движение поездов спустя несколько дней возобновились, однако задержки с отгрузками угля продолжаются.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., скорректировавшись вниз, после роста неделей ранее. Давление на цены оказало замедление активности на спотовом рынке ввиду сезонного фактора и снижение цен на внутреннем рынке КНР, в результате чего импортный материал становится менее конкурентоспособным.
В Токио стартовали переговоры по бенчмарку на финансовый год в рамках встречи компании Glencore и японской Tohoku Electric Power. Ожидается, что переговоры будут продолжаться до 1 апреля.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали до 6-месячного минимума, ниже 275 долл./т. в связи с ограниченным спросом и увеличивающимся предложением. Неблагоприятная конъюнктура и понижательный тренд на рынке стали в Индии сохраняется, что негативно отражается на спросе на уголь. Дополнительное давление оказывает поиск азиатскими потребителями альтернативных поставок. Низкий объем заявок на отгрузки в мае предполагает дальнейшее снижение цен.
На шести угольных шахтах в Кузбассе приостановлены работы из-за нарушений
В результате выявления нарушений в Кемеровском регионе были приостановлены работы на 6 шахтах. Ограничения коснулись шахты Усковская, (Распадская), Березовская (Северный Кузбасс), шахты им. Тихова и шахты Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), шахты им. Кирова и им. Рубана (СУЭК-Кузбасс).
Помимо превышения концентрации метана и отсутствия документации на горные работы, также были выявлены несоблюдения требований промышленной безопасности и нарушения в системе аэрогазового контроля.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
В результате массовых остановок горных работ, ограниченных провозных возможностей на сети РЖД, высоких накладных расходов, вновь введенных экспортных пошлин российские угольные компании несут убытки и вынуждены сокращать производство, снижать инвестиции в новые проекты, а в некоторых случая закрывать предприятия, что может привести к падению добычи в 2024 г.
В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале добыча снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9% к январю-февралю 2023 г.). Таки образом, продолжается негативный тренд 2023 года, по итогам которого производство сократилось на 9.4 млн т. или на 4.2%.
Добыча угля продолжает падать в январе-феврале 2024 года
По предварительным данным, добыча угля в Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе-феврале 2024 г. снизилась до 34.2 млн т. (-0.9 млн т. или -2.9%), продолжив тренд 2023 г., в течение которого добыча упала на 9.4 млн т. или на 4.2%. Основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, что может резко ограничить объем предложения высококалорийного материала и угля PCI в апреле-мае 2024 г.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Массовые проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором в 2022 г., после взрыва на шахте Листвяжная (СДС), продолжились в 2023-2024 гг., что приводит к приостановке деятельности ряда шахт и разрезов.
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
Сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 54%
По данным Росстата, сальдированная прибыль российских угольных компаний в 2023 г. упала на 53.8% по сравнению с 2022 г., до 374.7 млрд руб.
За период январь-декабрь 2023 г. прибыль угольных компаний снизилась до 457.2 млрд руб. (-47.3%), убытки составили 82.5 млрд руб. (+45.1%).
Так, из-за неудовлетворительных финансовых результатов руководство угольной компании Распадская не стала выплачивать дивиденды по итогам 2023 г.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
В 2023 г. экспорт российского угля упал до 212.1 млн т. (-7.6 млн т. или -3.5% к 2022 г.).
Добыча угля в 2023 г. снизилась до 438.0 млн т. (-6.7 млн т. или -1.4% к 2022 г.).
Поставки российского угля снизились на 4.7% в январе 2024 года
В январе 2024 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, составили 31.9 млн т. (-1.6 млн т. или -4.7% к аналогичному периоду 2023 г.).
За январь 2024 г. на внутренний рынок было отгружено 17.3 млн т. (+0.1 млн т. или +0.7% к январю 2023 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе 2024 г. составили 14.6 млн т. (-1.7 млн т. или -10.5% к январю 2023 г.).
Сегодня нехватка пропускных мощностей железной дороги – общая проблема грузоотправителей от рыбопромышленников до аграриев, однако, как выяснилось, даже в РЖД считают, что перераспределение угля в пользу спецтерминалов будет способствовать ее решению. Как развивается борьба за Восточный полигон, выясняло EastRussia.
Энергоносители – основа грузопотока
В 2024 году вопрос конкуренции за железную дорогу встал особенно остро в портовой отрасли. Доля дальневосточных портов в общем объеме перевалки грузов в 2023 году составила 26,4%, следует из данных ВМТП (Владивостокский морской торговый порт). Только в первом полугодии в дальневосточном бассейне переработано 119,1 млн тонн – на 7,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основу дальневосточного морского грузопотока традиционно составляет экспортное направление. В первом полугодии 2023 года его доля оценивалась в 85 %. При этом основная часть грузооборота формируется за счет перевалки энергоносителей: угля, нефти, сжиженного газа, которые в 2023 году обеспечивали 79,7% общего объема перевалки по всем направлениям.
Именно черное золото стало камнем преткновения для дальневосточных стивидоров. Так или иначе, уголь переваливают во всех приморских портах – это доминирующая грузовая база стивидорных компаний Дальнего Востока. Однако после 2022 года нагрузка на железную дорогу значительно выросла, и из-за инфраструктурных ограничений грузы не всегда доходят по адресу вовремя. В результате возникают заторы, а компании несут серьезные издержки.
В конце 2023 года совладелец порта «Восточный» Андрей Бокарев обратился к президенту с инициативой – отдать приоритет в перевозках угля специализированным портам над универсальными при распределении пропускной способности Восточного полигона железных дорог.
Он указывал, что сегодня через морские гавани ДФО проходит в два раза больше угля, чем в 2012 году, однако «Восточный» загружен менее, чем на 50 %, несмотря на миллиардные инвестиции в инфраструктуру и высокую пропускную способность. Бокарев подчеркивал, что меньше 50% угля в Дальневосточном бассейне приходится на спецтерминалы, которые, по его оценке, могут быстрее, технологичнее и безопаснее для экологии переваливать этот груз. Следовательно, утверждал совладелец «Восточного», будет справедливо отдать приоритет в перевозках профильным стивидорам, то есть тем, которые специализируются на перевалке угля.
Инициативу поддержал вице-премьер РФ Андрей Белоусов, в декабре 2023 года обратившийся с ней к президенту.
И здесь универсальные порты встали на защиту своих интересов. В том числе вопрос был поднят в Законодательном Собрании Приморского края. Участники рынка, которые не являются интересантами предложения Бокарева, выдвинули свое предложение – вернуть инициативу АО «Восточный порт» на детальную проработку с участием всех, и профильных и непрофильных стивидоров Дальнего Востока и просят депутатов и губернатора Приморского края поддержать их позицию.
«Мы выступаем против дискриминации на железной дороге, тем более, что не один только Восточный порт инвестирует в инфраструктуру и безопасную перевалку. Учитывая, что уголь – доминирующая грузовая база на Дальнем Востоке, речь идет о рабочих местах и налоговых поступлениях в бюджет Приморского края. Нельзя ломать устоявшийся порядок», – комментирует источник в ВМТП.
Не потерять в грузообороте
Заместитель генерального директора АО «ДНИИМФ», кандидат технических наук, доцент Евгений Новосельцев отмечает, что на стивидорном рынке ДФО конкурируют такие игроки, как Восточная стивидорная компания, Владивостокский морской рыбный порт, Пасифик Лоджистик, Владивостокский морской порт Первомайский. При этом, например, «Восточный порт», «Торговый порт Посьет», «Вера», «Суходол» — специализированные угольные терминалы. ВМТП, рыбный порт — универсальные, но и для них уголь представляет большую важность.
Так, общий грузооборот «Владивостокского рыбного порта» в 2022 году составил 5 038 тыс. тонн грузов, на 200 тыс. тонн больше, чем в 2021 году. Из них 259 тыс. тонн — это рыбопродукция, 104 тыс тонны — металлолом, 3 330 тыс. – контейнеры и 1 063 тыс. тонн — уголь навалом. Такие данные содержатся в последнем годовом отчете компании. Там же говорится о вложениях в инфраструктуру, должную обеспечить защиту от угольной пыли, учитывая, что предприятие расположено в черте города: ветропылезащитный экран, установки пылеподавления и другое оборудование. Естественно, что «Владивостокский рыбный порт» не хочет терять в грузообороте.
«И вместе с тем самые масштабные проекты в Приморье — это специализированные порты, такие как морской порт "Суходол" в Шкотовском районе, созданный с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Перевалка в специализированных портах, как правило, обходится дешевле на тонну. Порт с собственной железнодорожной инфраструктурой, вагоноопрокидывателями может осуществлять ее оперативнее и технологичнее, чем универсальный», – говорит Евгений Новосельцев.
Экономист Александр Латкин поднимает вопрос экологии. По мнению эксперта, перевалка угля должна происходить только закрытым способом и желательно за чертой города.
Из неочевидного
Со своей стороны, так называемые непрофильные стивидоры выдвигают встречные аргументы.
«Высокая скорость выгрузки угля в специализированных портах традиционно компенсируется в универсальных портах наличием большого парка грейферных кранов и кранов-манипуляторов. Так, по устоявшейся практике пять-шесть мобильных кранов-манипуляторов по производительности сопоставимы с одним вагоноопрокидывателем», — следует из обращения отраслевиков к губернатору Приморского края (есть в распоряжении агентства).
Кроме того, в обращении говорится, что «в настоящее время АО «Восточный порт» при перерабатывающей способности в 1 459 вагонов в сутки обеспечивает объем выгрузки в размере 949 вагонов в сутки. При этом отгрузка угля в адрес АО «Восточный порт» на сегодня составляет 974 вагона в сутки. Количество на Дальневосточной железной дороге вагонов с углем в адрес АО «Восточный порт» достигла 6 556 вагонов, что уже негативно сказывается на продвижении других составов в границах железной дороги. Только на станциях Дальневосточной железной дороги отставлены от движения 27 груженых поездов в адрес АО «Восточный порт»».
Авторы обращения считают, что если отдать приоритет профильному стивидору, то поездопоток еще больше сгустится в точечном направлении, и от этого не выиграет никто.
Вместо приоритизации стивидорные компании полагают целесообразным ОАО «РЖД» уделить внимание развитию тяги, припортовых станций и реконструкции «узких мест» на железнодорожной инфраструктуре общего пользования. Это, по их оценке, позволит обеспечить бесперебойную доставку грузов до морских портов в рамках договоренностей между морскими портами и ОАО «РЖД».
Интересно, что по данному поводу уже обозначила свою позицию антимонопольная служба. ФАС сообщила, что поддерживает приоритизацию профильных специализированных портов. Вместе с тем, законодательно само понятие «специализированный порт» не закреплено.
«Считаем целесообразным проработать вопрос закрепления понятия "специализированный порт" в нормативно правовых актах для возможности учета данного фактора», — уведомил антимонопольный орган.
Общая проблема
Так или иначе, проблема пропускной способности железной дороги сегодня коснулась всех грузоотправителей, от рыбопромышленников до аграриев. Грузы простаивают в тупиках, поскольку пропускных мощностей РЖД на них не хватает.
По мнению главы НО «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья» Георгия Мартынова (организация представляет ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Диомидовский рыбный порт, АО «Далькомхолод»), решению проблемы будут способствовать дотации перевозок рыбной продукции автомобильным транспортом. Сегодня это обходится слишком дорого, что мешает сделать автотранспорт полноценной альтернативой ЖД-перевозкам.
«Развитие портовой отрасли — это перспективное направление в ДФО. Но, к сожалению, строительством новых портов не решить проблемы вывоза или завоза груза. Здесь требуется инфраструктура, в первую очередь, железнодорожная, способная принять грузопоток, который, прежде всего, идет из Центральной России, средней полосы. Мы видим, что правительство предпринимает определенные шаги в этом направлении, но на наш взгляд, они недостаточны», — говорит Георгий Мартынов.
Второй этап строительства Восточного полигона должен быть завершен в 2024 году. Реализация третьего этапа предполагает увеличение провозной способности до 210 млн тонн к 2030 году, а полноценный III этап – это не менее 255 млн тонн к 2032 году.
«Но здесь, на местах, мы пока не видим, чтобы железнодорожная инфраструктура расширялась. Взять рыбные порты – когда-то в послевоенные годы был построен "Владивостокский морской рыбный порт", к которому подвели железнодорожную магистраль. И как была, так и остается на мысе Чуркин одна единственная колея для вывоза рыбопродукции в центральные районы России, хотя грузооборот увеличился в десятки раз. Соответственно, на наш взгляд, самое главное в развитии портов — это строительство железнодорожной инфраструктуры и развитие автоперевозок», — комментирует Георгий Мартынов.
Особенно в пиковое летнее время очень сложно вовремя отгрузить и доставить рыбопродукцию в центральные регионы, акцентирует он. Следовательно, было бы правильно дотировать автоперевозки, когда железная дорога особенно сильно перегружена.
Также, говоря об объемах перевалки, собеседник отмечает проблему несколько устаревших холодильных мощностей в рыбных портах. Сейчас предприятия, которые приобрели квоты по вылову краба с обязательствами построить несколько холодильников на Дальнем Востоке, как раз ищут подходящие локации для реализации своих планов.
Многие участники рынка сходятся на том, что стоит крайне аккуратно подходить к вопросу приоритетов и больше внимания уделять другим номенклатурам грузов. Например, Александр Латкин уверен, что приоритета угля на железной дороге не должно быть в принципе.
Отметим, «Российские железные дороги» к концу 2022 года обеспечили провозную способность на Восточном полигоне на уровне 173 млн тонн. Это максимальный объем груза, который новая инфраструктура может пропустить в идеальных условиях с учетом существующих ограничений, сообщил в интервью «Коммерсанту» заместитель главы РЖД Алексей Шило.
Среди мер для полноценного нивелирования сдерживающих факторов в перевозках Шило предлагает «поддержать предложения некоторых участников рынка по приоритизации перевозок в специализированные терминалы».
«По нашей оценке, только по углю приоритетная отгрузка в специализированные терминалы позволит увеличить объемы вывоза на Восток до двух млн тонн», – цитирует агентство замглавы РЖД.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось уверенное восстановление котировок выше 115 долл./т. Резкое укрепление обусловлено вводом санкций против крупных российских угольных компаний (СУЭК и Мечел), ростом цен на газ и сокращением запасов на складах ARA. Поддержку ценам также оказало закрытие коротких позиций на бумажном рынке.
Совокупные запасы угля снизились до 6.5 млн т. (-0.15 млн т. или -2% к 28.02.2024 г.) в связи с сокращением объемов поставок в адрес ЕС и реэкспортом с терминалов ARA в адрес средиземноморских стран.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 285.3 долл./1000 м3 (+0.3 долл./1000 м3 к 28.02.2024 г.) на фоне плановой остановки работы месторождений Oseberg и Karsto.
Индекс южноафриканского угля 6000 вырос выше 95 долл./т. благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа и цемента, при этом среднекалорийный уголь скорректировался вниз. Рост также обусловлен ожидаемым увеличением спроса на южноафриканский уголь со стороны Турции и азиатских стран в результате адресных санкций против российских экспортеров.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 131 долл./т. в связи со снижением внутренних цен в результате роста температур, увеличением запасов на складах генерирующих компаний и невысокой загруженности производителей цемента. В рамках ежегодного заседания китайские власти обозначили цель роста ВВП в 2024 г. на уровне 5%, которая должна быть достигнута в основном за счет высокотехнологичного, но неэнергоемкого сектора. В 2024 г. правительство также планирует сократить потребление электроэнергии на 2.5% на единицу ВВП.
В крупных добывающих провинциях, таких как Inner Mongolia и Shanxi цены были понижены на 1.1 долл./т., в провинции Shaanxi снижение составило в среднем 2.8 долл./т.
Угольная компания CHN Energy объявила, что сохранит добычу на уровне 50 млн т. в месяц, несмотря на то, что ранее ее подразделение Shenhua объявило о планах сократить производство в этом году на 3% до 316.1 млн т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС выросли на 0.4 млн т. до 13 млн т., однако потребление увеличилось с 798 тыс. т. до 803 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подорожал на 1 долл./т. до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR осталась без изменений на уровне 59 долл./т.
Рост цен на индонезийский уголь замедлился на фоне высоких фрахтовых ставок. Тем не менее, на спотовом рынке сохраняется дефицит предложения. Со стороны индийских электростанций спрос сократился ввиду достаточных запасов на складах, хотя на прошедшей неделе правительство Индии продлило до июня 2024 г. действие обязательного требования об удовлетворении потребностей за счет импортного угля в объеме 6%, что может оказать котировкам поддержку в среднесрочной перспективе.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 135 долл./т. на фоне ограниченного предложения со стороны Индонезии и возобновившегося интереса со стороны некоторых стран Северо-Восточной Азии в результате антироссийских санкций.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали до 305 долл./т. из-за увеличения предложения, а также ограниченного спроса со Индии, при этом индийские покупатели готовы вернуться к закупкам австралийского материала, если цены скорректируются до уровня угля из США.
В КНР спрос остается невысоким, поскольку производители стали сталкиваются с замедлением спроса на свою продукцию, что подтверждает индекс PMI, находящийся в зоне сокращения на протяжении двух месяцев подряд. На прошедшей неделе Китайский институт планирования и исследования сталелитейной отрасли спрогнозировал падение спроса на сталь на 2% до 875 млн т. в 2024 г.
Новые негативные факторы подрывают экспорт российского угля
Ж/д отгрузки российского угля в порты по итогам января-февраля 2024 г. сократились до 30.5 млн т. (-3.7 млн т. или -10.8% к январю-февралю 2023 г.). При этом основное снижение пришлось на высококачественный уголь из Кузбасса и антрацит из Новосибирска. Негативная динамика обусловлена нехваткой провозных мощностей в адрес северо-западных и дальневосточных портов, а также остановкой отгрузок в адрес Тамани.
Второй месяц подряд грузоотправители не вносят Тамань (крупнейший терминал на юге России с перевалкой 25.5 млн т. в 2023 г.) в свои планы по ж/д отгрузкам по причине высоких ставок перевалки, которая приводит к отрицательной рентабельности экспорта. В марте заявки на перевозку в Тамань до сих пор не подавались, в связи с чем данное направление также покажет отрицательную динамику в текущем месяце по отношению к марту 2023 г., когда было отгружено
2.4 млн т.
Кроме того, по предварительной оценке, включение в санкции СУЭКа и Мечела приведет к падению экспорта на 30 млн т. в 2024 г., однако потери для международного рынка могут оказаться гораздо существеннее ввиду распространения санкций на связанные с этими компаниями порты.
Дополнительное давление на российских поставщиков оказывают экспортные пошлины, вновь веденные с 01.03.2024 г., в результате чего при реализации угля на условиях CFR себестоимость может увеличиться на 4-7%, или на 8.0–12.0 долл./т., в зависимости от курса рубля к доллару. Экспортерам придется оплачивать пошлину уже в марте даже по ранее заключенным контрактам.
Таким образом, становится очевидным снижение объемов экспорта российского угля в 1 квартале 2024 г., что резко ограничит объем предложения высококалорийного материала и угля PCI в апреле-мае.
При этом российские экспортеры не смогут компенсировать выпадающие объемы в будущем даже в случае благоприятной конъюнктуры на международном рынке, поскольку пропускная способность ж/д инфраструктуры в России не позволяет оперативно наращивать перевозки.
Российские поставщики отказываются от экспорта угля через терминалы СУЭК и Мечела
На фоне экономических санкций США международный рынок может лишиться в 2024 г. не только поставок подсанкционных СУЭК и Мечела, но и других российских экспортеров, отказывающихся от отгрузок в адрес портов, связанными с данными компаниями. При этом перенаправление имеющихся объемов в адрес других портов оказывается невозможным ввиду ограниченной пропускной способности Восточного полигона, загруженности Северо-Западного направления и завышенных ставок перевалки в Тамани.
Угольная компания Сибантрацит приостановила ж/д отгрузки в адрес Мурманского порта, которые в январе-феврале 2024 г. составили 0.33 млн т. (0.85 млн т. в 2023 г.), Эльгауголь приостановила отгрузки в адрес терминала Дальтрансуголь, которые в январе-феврале 2024 г. составили 0.37 млн т. (0.45 млн т. в 2023 г.).
Объемы угля, отгруженные сторонними угольными компаниями в связанные с санкционными компаниями порты, включая Мурманский порт, Дальтрансуголь, Посьет, Малый Порт и Ванинский морской торговый порт, в 2023 г. составили 5.5 млн т. (38.9 млн т. с учетом поставок СУЭК и Мечела). С начала года по итогам января-февраля в их адрес было отгружено 1.3 млн т.
Таким образом, в 2024 г. дополнительные потери для экспортного рынка составят 4.0-4.5 млн т., поскольку они не могут быть распределены по другим направлениям.
С учетом объемов сторонних грузоотправителей через санкционные порты, объем потерь к ранее подсчитанным 30 млн т. угля СУЭК и Мечела в 2024 г. составит дополнительные 4.0-4.5 млн т. и свыше 45 млн т. в 2025 г. при сохранении санкционного режима.
Для газификации ряда объектов энергетики на юге Якутии и в Амурской области, включая ТЭЦ в Благовещенске, придется расширять возможности трубопроводной системы «Сила Сибири». В «Газпроме» и Минэнерго России предлагают комплексно просчитать последствия проекта. В руководстве Приамурья указывают на необходимость обеспечения энергобезопасности областного центра и улучшения экологической обстановки, в том числе в разрезе международной повестки: власти провинции Хэйлунцзян неоднократно обращались с необходимостью снижения негативных выбросов от ТЭЦ. Ситуация обсуждалась на Совете по вопросам газификации субъектов РФ.
Справка:
Установленная мощность Благовещенской ТЭЦ, введенной в эксплуатацию 31 декабря 1976 года, по электроэнергии составляет 404 МВт, по теплоэнергии — более 1 тыс. Гкал/час. Теплоэлектроцентраль на 85% обеспечивает потребности предприятий промышленности и ЖКХ Благовещенска и вырабатывает седьмую часть всей электроэнергии, потребляемой в области. Основным видом топлива для ТЭЦ выступает бурый уголь, а в качестве резервного и растопочного используется мазут.
Угля не хватает
Проектным топливом для ТЭЦ Благовещенска служит уголь с Ерковецкого буроугольного разреза, который разрабатывается компанией «Амурский уголь» (входит в холдинг «Русский уголь»). Однако при необходимом потреблении энергоносителя в 2,3 млн тонны ежегодно, максимальный объем поставки с данного месторождения последнее время составляет порядка 1,6 млн тонн.
При этом потребности в угле возрастают с каждым годом на 100-200 тыс. тонн в связи с повышением задания по выработке электрической энергии от Системного оператора Единой энергетической системы (дополнительные объемы электроэнергии поставляются за пределы Амурской области). Недостающий объем угольной продукции восполняется сырьем с Переясловского разреза в Красноярском крае, что в 3,5 тыс. км от Благовещенска.
По словам губернатора области Василия Орлова, привозное топливо создает определенные трудности, поскольку у такого угля иная термоотдача и стоимость, кроме того, периодически возникают сложности с логистикой из-за загруженности Восточного полигона РЖД. Однако закрыть все потребности ТЭЦ местной ресурсной базой проблематично. Запасы Северо-Восточного разреза, с которого поставляется топливо на Райчихинскую ГРЭС, истощаются. На Ерковецком месторождении добыча наращивается, но возможности увеличить отгрузки на Благовещенскую ТЭЦ у него отсутствуют, утверждает губернатор.
Получить оперативно комментарий от АО «Русский уголь» не удалось. Недавно компания информировала о планах по увеличению в 2024 году годового объема добычи на Ерковецком разрезе с прошлогодних 2,1 млн до 2,3 млн тонны за счет внедрения комбинированной системы вскрыши горной породы. Значительные ресурсы данного месторождения, около трех млрд тонн угля, дают возможности для дальнейшего роста производственных мощностей месторождения, отмечали в угледобывающем холдинге.
Не дыми на соседа
Региональные власти предлагает поэтапно газифицировать главную теплоэлектроцентраль области. Помимо снятия зависимости от привозного угля, в областном правительстве указывают на экологический аспект проблематики. Сегодня объем выбросов загрязняющих веществ (диоксида азота и серы, оксида углерода, неорганической пыли, содержащей двуокись кремния, и т.п.) со стороны Благовещенской ТЭЦ превышает 46 тыс. тонн в год. После газификации объекта они должны сократиться в шесть раз — до 7,6 тыс. тонны.
«Со стороны китайского правительства на постоянной основе в адрес правительства Амурской области поступают обращения с просьбой принять меры для снижения негативных выбросов от ТЭЦ в сторону граничащего с Благовещенском города Хэйхэ», – сообщил Василий Орлов.
Уровень газификации области в настоящий момент составляет 2,4%. Перевод только Благовещенской ТЭЦ на природный газ повысит его на 20% (к 2030 году), причем непосредственно по областному центру этот показатель приблизится к 85%. Кстати, в Хэйхэ основная теплоэлектроцентраль переведена на газ, который поступает из России. В будущем газификацию города местные власти планируют довести до 95%, отметил амурский губернатор.
«Мы лицо Российской Федерации на границе с Китаем. Китайцы отапливаются нашим газом и нас же упрекают, что мы дымим. Это, как минимум, не очень здорово», – заявил сенатор от Амурской области Иван Абрамов.
По словам председателя Совета по вопросам газификации субъектов РФ при Совфеде Андрея Кутепова, «РусГидро», в которую входит Дальневосточная генерирующая компания, планирует инвестиции в газификацию Благовещенской ТЭЦ. По расчетам, финансирование только с 2024 по 2027 год может составить 2,8 млрд рублей.
Как уточил гендиректор Дальневосточной генерирующей компании (ДГК) Константин Ильковский, объявлен конкурс на проектирование работ по газификации теплоэлектроцентрали по двум энергетическим и двум водогрейным котлам. Предполагается получить положительное заключение экспертизы в 2025 году, а осуществить проект в 2026-м. Модернизация ТЭЦ на этом не остановится. Другие три котла будут газифицированы в 2027-2028 годах.
«Это позволит существенным образом повысить надежность, эффективность работы Благовещенской ТЭЦ и увеличить выработку с целью преодоления тех дефицитов мощностей электроэнергии, которые сегодня складываются на территории Дальнего Востока», – резюмировал Константин Ильковский.
Мастер-план подкрался незаметно
Проект модернизации ТЭЦ в Благовещенске предполагает поэтапную газификацию. В частности, на первом этапе для теплоэлектроцентрали (в комбинированном газо-угольном режиме работы) понадобится 80 млн кубометров газа в годовом выражении, а при выходе на заключительную стадию – 990 млн кубометров или 2,6% от мощности газопровода «Силы Сибири».
Проблема заключается в том, что изначально перевод Благовещенской ТЭЦ на газ не был предусмотрен при создании этой газотранспортной системы и формировании программы газификации, напомнил член правления ПАО «Газпром» Владимир Марков. Тогда предполагалось лишь газоснабжение населения, и монополия работает над этим. Впоследствии вопрос пересмотрели на федеральном уровне. Согласно распоряжению правительства РФ от 29 декабря 2023 года, газификация ТЭЦ теперь определяется мастер-планом социально-экономического развития Благовещенска до 2030 года.
«По официальной позиции "Газпром" возможность газоснабжения Благовещенской ТЭЦ в необходимых объемах не подтверждает, так как они изначально не учитывались при проектировании "Силы Сибири". В программу развития газоснабжения и газификации Амурской области "Газпром" включил заявленный в 2020 году объем АО "ДГК" — это 12 млн кубометров, но только для использования в качестве резервного топлива на водогрейных котлах вместо мазута», – рассказал Василий Орлов.
В настоящее время «Газпром» осуществляет строительство газотранспортной инфраструктуры. Это газораспределительная станция и межпоселковый подвод трубы к Благовещенску. Но для работы ТЭЦ на новом виде топлива придется строить еще одну ГРС, поясняет глава области. В любом случае «Газпрому» необходимо пересмотреть балансы газа с поэтапным выделением необходимых лимитов газа для данного объекта генерации электричества и тепла, резюмирует он.
Неожиданностью для газотранспортной системы стала не только газификация Благовещенской ТЭЦ, но также ГРЭС в Нерюнгри и котельной в Тынде (является одной из крупнейших в своем роде на Дальнем Востоке), говорит директор департамента развития газовой отрасли Минэнерго России Артем Верхов. Только потребление газа Нерюнгринской ГРЭС может составить около двух млрд кубометров. Кроме того, потребности Алданского промышленного кластера на юге Якутии, связанного с Нерюнгри, оцениваются свыше пяти млрд кубометров.
«Это достаточно крупный объем, исходя из проектной мощности [трубопровода] в 38 млрд кубометров, которые сейчас "Сила Сибири" имеет, и есть четкие контракты на поставку газа. Здесь требуется детальная работа», – пояснил представитель министерства энергетики.
Основные показатели топливно-энергетического баланса (ТЭБ) Амурской области с учетом модернизации Благовещенской ТЭЦ должны быть подготовлены к середине мая этого года. Как отметил Владимир Марков, при рассмотрении перспективных планов нужно придерживаться здравого подхода, а не эмоций. В свою очередь Артем Верхов предлагает проработать тарифный вопрос, не станет ли это обременением для населения после газификации.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены подскочили до 110 долл./т. Рост был вызван вводом санкций против крупных российских угольных компаний (СУЭК и Мечел), укреплением цен на газ и сокращением запасов на складах ARA. При этом сохраняются негативные фундаментальные факторы, такие как потепление и увеличение генерации ВИЭ.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 285 долл./1000 м3 (+18 долл./1000 м3 к 21.02.2024 г.) в результате незапланированной остановки поставок с норвежского месторождения Skarv и снижения запасов в хранилищах до уровня ниже 64%.
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до уровня 92-93 долл./т., среднекалорийный уголь заметно подорожал, укрепившись выше 85 долл./т., благодаря спросу со стороны Индии. При этом некоторые производители губчатого железа отмечают, что партии с отгрузкой в марте невозможно найти на рынке, поскольку все объемы, по словам поставщиков, оказались проданы.
Запасы на складах Richards Bay Coal Terminal (RBCT) составили 2.3 млн т., а их дальнейшее снижение приведет к замедлению темпов погрузки и будет оказывать ценам поддержку. Однако в марте на терминале ожидается увеличения перевалки, поскольку автомобильная транспортировка в другие порты стала экономически нецелесообразной ввиду низких цен на международных рынках. Согласно прогнозам, в марте перевалка на RBCT составит 4.5 млн т. (+0.5 млн т. или +13% к февралю 2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao сохранились на уровне 132 долл./т. В КНР торговая активность после окончания праздников продолжает набирать обороты, однако количество добывающих компаний, вернувшихся к работе, увеличилось, что оказало давление на внутренние цены, поскольку предложение выросло. Например, в провинции Shaanxi более 80% шахт/разрезов возобновили добычу. Кроме того, инициатива регулятора по сокращению добычи для уменьшения несчастных случаев на производстве столкнулась с сопротивлением со стороны региональных властей.
При этом компания Shenhua объявила о планах сократить добычу в 2024 г., как и провинция Shandong, где находится компания Yancoal, которая понизила цели по добыче на текущий год. Shenhua планирует добыть 316.1 млн т. угля (-8.3 млн т. или -2.6% к 2023 г.).
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.2 млн т. до 12.6 млн т., поскольку потребление увеличилось с 645 тыс. т. до 793 тыс. т./сутки.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 93 долл./т. на фоне ограниченного предложения и увеличившегося спроса со стороны китайских покупателей, поскольку из-за санкций несколько государственных банков КНР отказались проводить оплату по поставкам российского материала.
Индийские покупатели ожидают, что активность китайских потребителей будет поддерживать цены на индонезийский уголь на протяжении следующих двух недель, после чего начнется коррекция вниз.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 поднялся выше 125 долл./т., что обусловлено спросом со стороны стран АТР и ограниченного предложения со стороны Индонезии, где проливные дожди по-прежнему ограничивают провозные мощности.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC держатся ниже 313 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Индии. Кроме того, в Австралии подходит к концу сезон дождей и предложение стабилизируется. В КНР вновь были понижены цены на кокс, и китайские производители не спешат пополнять запасы из-за ожиданий ограниченного спроса на сталь в марте-мае (период, в котором традиционно наблюдается пиковый спрос), что связано с замедлением темпов развития инфраструктурных проектов и сектора недвижимости.
Экспорт российского угля продолжает падать, сокращая предложение на мировом рынке
Экспорт российского угля продолжил снижаться в январе 2024 г. на фоне экономических санкций и логистических сложностей. Недавние санкции США против СУЭК и Мечела, означающие невозможность заключения новых сделок этими компаниями, поставили под удар 20% российского угольного экспорта или более 30 млн т.
Из-за высоких ставок перевалки российские добывающие компании в феврале не поставляли уголь в адрес терминала ОТЭКО в Тамани. Таким образом, экспортные ж/д отгрузки в январе-феврале в Тамань составили всего 1.3 млн т. (-3.2 млн т. или -71.1% к январю-февралю 2023 г.). Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно перенаправить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки.
Ситуация осложняется рядом конвенций со стороны РЖД в адрес портов по всем направлениям. В феврале были введены временные запреты на ж/д отгрузки в адрес следующих терминалов: Ультрамар, УЛКТ (Северо-Запад), Новороссийск, Туапсе (Юг), АО Восточный Порт, ВУТ, Дальмормонтаж, Восточный Лесной Порт, Суходол (Дальний Восток).
Из-за убыточного экспорта и сокращения вывоза из портов складские запасы угля в Кузбассе не снижаются, оставаясь на высоких уровнях в 21 млн т. Эти объемы не будут отгружены на рынок и приведут к дефициту в экспортных поставках на конец марта-апрель 2024 г.
Кроме того, усилившиеся с начала года инспекции Ростехнадзора на шахтах и разрезах уже привели к приостановке добычи на более чем 30 угольных предприятиях.
Для многих поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. В январе 2024 г. ж/д поставки угля снизились на 1.5 млн т. или на 8.6%, при этом морской экспорт из российских портов упал на 2.1 млн т. или на 13.4%. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. В Кузбассе, основном угледобывающем регионе России, где сосредоточено производство высококачественного угля, в январе добыча снизилась на 2.3%, продолжив тренд 2023 г., в течение которого производство сократилось на 9.4 млн т. или на 4.2%.
Исходя из текущих тенденций, сокращение объемов российского экспорта в 2024 г. составит как минимум 25-30 млн т. угля.
Россия сократит экспорт угля из-за санкций на 20%
23 февраля США расширили санкции против российского энергетического и горно-металлургического секторов, включив в них угольные компании СУЭК и Мечел. Минфин США установил сроки для прекращения операций с этими организациями до 8 апреля 2024 г.
Кроме того, попавшие в санкционный список компании лишаются возможности использовать доллар для расчетов, а для их контрагентов возникает риск вторичных санкций.
По итогам 2023 г. СУЭК экспортировал 37.1 млн т., Мечел – 5.2 млн т., в результате чего в экспортных поставках российского угля их доля составила 17.5% и 2.5% соответственно. Таким образом, под санкции попадает 20% российского угольного экспорта, что ставит под удар энергетическую безопасность стран-импортеров.
По предварительным оценкам, в январе-феврале 2024 г. СУЭК экспортировал 5.8 млн т. угля, Мечел – 0.8 млн т. С учетом объемов, экспортированных в начале года, сокращение российского угольного экспорта в 2024 г. в результате санкций составит более 25-30 млн т., в 2025 г. при сохранении санкционного режима на рынок не попадет свыше 40 млн т.
Экспортные пошлины на российский уголь вернутся с марта
Правительство РФ возвращает экспортные курсовые пошлины на уголь. Новые пошлины будут действовать год — с 1 марта по 28 февраля 2025 г. Пошлина будет составлять от 4% до 7% в зависимости от курса рубля, а при курсе менее 80 руб. за доллар будет нулевой. Аналогичные пошлины на вывоз угля действовали с 1 октября до 27 декабря 2023 года, однако были отменены, чтобы поддержать экономику угольного экспорта.
Отмена курсовых пошлин на уголь продержалась лишь два месяца — с 1 марта правительство решило вернуть их, чтобы пополнить бюджет. Тем временем на повестке дня остается предложение Минфина о росте НДПИ на уголь, которое изначально возникло как альтернатива экспортной пошлине. На данный момент неясно, будут ли отменены планы по росту НДПИ.
Возвращение пошлин ухудшит экономику экспорта энергетического угля, которая страдает из-за снижения мировых цен. Экспорт энергетических марок угля из портов Балтики и Черного моря из-за роста налоговой нагрузки может полностью остановиться.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены отскочили выше 95 долл./т. после падения неделей ранее. Рост обусловлен сокращением запасов на складах ARA. При этом давление на котировки сохраняется в связи со значительными запасами газа, а также окончанием зимнего сезона с температурой выше нормы.
Кроме того, власти Колумбии, также поставляющей уголь в Европу, приступили к рассмотрению законопроекта, который запретит поиск новых угольных месторождений и позволит государству национализировать угольные активы. В связи с этим возникли опасения, что добывающие компании могут отказаться от дальнейших инвестиций в производство.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 267 долл./1000 м3 (-9 долл./1000 м3 к 14.02.2024 г.) на фоне высоких запасов, при этом поставки норвежского газа за неделю сократились на 4.5% в связи с остановкой работы месторождения Aasta Hansteen и ограниченной мощностью месторождения Karsto. Совокупные запасы угля на складах ARA сократились до 6.6 млн т. (-0.4 млн т. или -6% к 14.02.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 остался практически без изменений на уровне 93-94 долл/т. по причине сокращения спроса, особенно со стороны индийских потребителей в связи с падением цен на губчатое железо и сталь, а также удорожания железной руды. Рост спроса со стороны Европы также остается ограниченным. По итогам 2023 г. Индия резко нарастила импорт южноафриканского угля до 31.5 млн т. (+11.5 млн т. или +57% к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли на 3 долл./т. до 132 долл./т. в связи с возобновлением торговой активности после окончания праздников. Котировки укрепились благодаря ожидаемым снегопадам, похолоданию (на 20°C в южных и юго-восточных провинциях) и сократившимся за время праздников запасам.
Поддержку ценам также оказало решение провинции Shanxi снизить добычу на всех предприятиях, в связи с чем ожидается, что центральные власти будут ужесточать проверки безопасности в трех основных угледобывающих регионах до начала ежегодного заседания партии в марте. В рамках планируемой инициативы угольные компании будут проверять на предмет перепроизводства и использования нелегальной рабочей силы.
Компания Shenhua 20 февраля подняла закупочные цены для сторонних поставщиков на 3 долл./т. на все марки угля, что подстегнуло позитивные ожидания.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т до 92 долл./т. Власти Индонезии отметили, что уже согласовали 542 плана по добыче из более, чем 800 полученных заявок. В то же время проливные дожди продолжают негативно отражаться на погрузочных операциях в Суматре.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживается выше 120 долл./т. на фоне ограниченного предложения из Индонезии и скопления очередей из судов в австралийских портах.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC упали ниже 315 долл./т. в связи с невысоким спросом и достаточным предложением на спотовом рынке. Спрос со стороны Индии частично удовлетворяется альтернативным материалом из других стран.
Некоторые участники рынка прогнозируют временную поддержку угля PCI благодаря укреплению цен в КНР на фоне ухудшения погодных условий и возобновления производственной активности. Кроме того, китайская компания Lu’an Mining Industry Group получила директиву от властей о необходимости сократить добычу в 2024 г. По некоторым оценкам, компании придется уменьшить годовой объем добычи слабоспекающегося угля на 3 млн т. и PCI – на 7 млн т.
Поставки и добыча российского угля падают
В 2023 – начале 2024 г. российские производители угля продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, включая: снижение мировых цен, рост ж/д тарифов и стоимости перевалки в портах, а также логистические сложности, выражающиеся в ограниченной пропускной способности на сети РЖД и длинном транспортном плече (дорогой фрахт) при поставках угля на рынок АТР через порты европейской части России.
Все это привело к тому, что ж/д поставки в направлении российских экспортных портов и погранпереходов уже в первом месяце года упали на 1.5 млн т. или на 8.6%.
Более того, анализ общего российского экспорта, увеличившегося в 2023 г. на 2.3 млн т. или на 1.1%, показывает, что основной рост происходил за счет объемов угля низкого качества, добываемого на Сахалине и в Якутии, при этом поставки из Кузбасса, экспортирующего на мировой рынок высококачественный уголь существенно упали на 7.3 млн т. или 6.1%. В 2024 г. экспорт угля из Кузбасса продолжил сокращаться, уменьшившись в январе на 1.6 млн т. или на 15.5%.
Для ряда поставщиков текущий уровень цен и накладные расходы делают экспорт угля убыточным. Объем ж/д перевозок угля в направлении Северо-Западных терминалов в январе 2024 г. сократился на 26.3%. Еще большее падение отмечалось в адрес порта Тамань, составившее 42.6%.
Из-за высоких ставок перевалки российские добывающие компании не стали подавать заявки на февраль в адрес терминала ОТЭКО в Тамани. Таким образом, экспорт российского угля через указанный порт не будет осуществляться как минимум до марта.
Похожая ситуация сложилась на дальневосточном терминале ВаниноТрансУголь (ВТУ), где компания Русский Уголь обратилась в суд после трехкратного увеличения ставок со стороны порта в долгосрочном контракте. Контракт был рассчитан на транспортировку угля в течение 5 лет с нового разреза Виноградовский (КТК), где из-за убытков пришлось сократить добычу более чем в два раза.
Компания Эльга планирует продавать свой порт Вера на Дальнем Востоке, вместо изначальных планов наращивать перевалку до 20 млн т., что также говорит о тревожных тенденциях, подтверждая выводы о том, что текущие портовые мощности в значительной степени превышают пропускные способности ж/д и при вынужденном сокращении добычи становятся ненужными.
При сохранении низких мировых цен и перечисленных неблагоприятных факторов, российские угольные компании будут вынуждены все больше и больше сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. В особенности это касается высококачественного материала из Кузбасса, где в прошлом году объемы производства упали на 4.2%. В январе 2024 г. добыча продолжила сокращаться, снизившись на 2.3%.
Российские производители приостанавливают экспортные поставки угля в Тамань в феврале 2024 года
Из-за высоких ставок перевалки на терминале ОТЭКО в Тамани, делающих экспортные поставки угля убыточными, российские добывающие компании не стали подавать ж/д заявки в адрес порта на февраль. Таким образом, экспорт российского угля через указанный порт не будет осуществляться как минимум до марта 2024 г. и экспортные ж/д отгрузки в адрес терминала составят 1.3 млн т. (-3.2 млн т. или -71.1% к январю-февралю 2023 г.).
Объемы угля, предназначавшиеся для перевалки в Тамани, являются потерянными для экспортного рынка, так как их невозможно перенаправить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы), исходя из регламентов по утверждению планов перевозки.
Угольщики настаивают на снижении стоимости перевалки на фоне падения мировых цен и логистических ограничений. В конце января и начале февраля морские отгрузки угля из Тамани прекратились.
В условиях понижательного тренда на мировом угольном рынке Тамань стала неконкурентоспособной по сравнению с другими терминалами. На экспортные марки углей ставка могла составлять более 40 долл./т. При этом в феврале ставка не изменилась по сравнению с январем и почти соответствовала уровню декабря 2023 г., хотя за этот период котировки значительно скорректировались вниз.
Падение отгрузок в адрес Тамани наблюдалось в 4 квартале 2023 г. Объемы сократились на 14% с 2.1 млн т. в сентябре до 1.8 млн т. в декабре. По итогам января 2024 г. отгрузки упали на 28.6% до 1.3 млн т. (-0.5 млн т. к декабрю 2023 г. и -0.9 млн т. к январю 2023 г.).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе снизилась на 2.3%, экспорт упал на 15.5% в январе 2024 года
Падение добычи в Кузбассе в 2023 г. до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.) продолжилось в январе 2024 г.
Угольные предприятия Кузбасса добыли 17.1 млн т. угля (-0.4 млн т. или -2.3% к январю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 5.7 млн т. (+0.1 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 11.4 млн т. (-0.5 млн т. или -4.2%).
Открытым способом угольные компании добыли 11.4 млн т. (+0.4 млн т. или +3.6%), производство подземным способом составило 5.7 млн т. (-0.8 млн т. или -12.3%).
В январе 2024 г. поставки на экспорт упали до 8.7 млн т. (-1.6 млн т. или -15.5%).
По состоянию на 1 февраля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе незначительно снизились до 21.0 млн т. (-0.1 млн т. или -0.5% к 1 февраля 2023 г.) на фоне падения мировых цен и логистических сложностей.