14 объектов общей стоимостью около 31 млрд рублей запланировано к реализации в 2023 году в рамках «дальневосточной концессии». Проекты будут реализованы в пяти субъектах Дальнего Востока. В портфель вошли как проектные инициативы, так и проекты в разной степени готовности.
Как рассказали EastRussia в корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, среди проектов строительство четырех образовательных учреждений, включая детский сад, трех спортивных объектов и многопрофильного центра реабилитации и реконструкции в Магаданской области.
В Забайкалье уже идет строительство угольной котельной, также появится наружное освещение в Чите. Такой же проект будет реализован в Биробиджане. В Хабаровском крае в рамках «дальневосточной концессии» построят детский центр отдыха и оздоровления, в Приморье - семейный горнолыжный комплекс «Арсеньев».
В этом году механизм «дальневосточной концессии» будет применяться при реализации программ по модернизации городов Дальнего Востока - планируется создать около 30 объектов. Подобный механизм распространен на регионы Арктической зоны.
О том, что может предложить Хабаровский край инвесторам, Михаил Дегтярев рассказал EastRussia детально и со всеми подробностями.
- На последнем ПМЭФ Вы с улыбкой призвали одного из инвесторов, нацеленного на создание производства стройматериалов для объектов в Арктике, «не мучиться в Приморье», а заходить на площадки в Хабаровском крае, чем даже спровоцировали дискуссию-соревнование среди коллег-губернаторов. Если серьезно, на Ваш взгляд, как краю выигрывать конкуренцию с соседними регионами за инвестора?
Наш регион сегодня – это крупный промышленный центр и главный транспортный хаб Дальнего Востока, один из крупнейших и уникальных субъектов Российской Федерации. Край имеет большой потенциал и привлекателен для жизни и для бизнеса.
Объективным преимуществом Хабаровского края является выгодное географическое положение. Наша территория занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Именно здесь пересекаются пути из Азии в Европу, расположены выходы к портам Тихого океана, две транзитные железнодорожные магистрали БАМ и Трансиб, газо- и нефтепроводы "Сила Сибири", "Сахалин –Хабаровск-Владивосток", автомобильные и водные транспортные артерии. С Сахалином Хабаровский края соединен паромной переправой Ванино –Холмск. Регион граничит с Китаем.
Регион обладает развитой инвестиционной инфраструктурой: у нас действуют три территории опережающего развития – «Комсомольск», «Хабаровск» и «Николаевск». На Ванинский и Советско-Гаванский районы распространен режим Свободного порта. Преференции, которые предлагают ТОР и Свободный порт, позволяют привлекать бизнес, способствуют производству конкурентных товаров.
Валовой продукт края в основном формируют промышленные предприятия. Флагман нашей экономики – высокотехнологичное производство.
У нас огромное желание развивать инвестиционные проекты в сфере добычи и переработке полезных ископаемых, ИТ-технологий, деревопереработки, сельского хозяйства, транспортной инфраструктуры, машиностроения, медицины и других отраслей.
Мы открыты и готовы оказать инвесторам всестороннюю поддержку в реализации полезных для края и его жителей новых производств.
- Системе привлечения инвестиций в Хабаровском крае уже более пяти лет. На первый взгляд, кажется, что она сложилась: есть министерство, агентство, краевой Гарантийный фонд. Вы бы сюда еще что-то добавили? Или, возможно, убавили бы?
Результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации говорят о том, что деловой климат в Хабаровском крае постепенно улучшается. Хабаровский край входит в тройку лидеров роста среди дальневосточных регионов.
Этого удалось достичь в первую очередь за счет трансформации институтов для бизнеса, которую провели в 2020 году. Сформирован единый институт поддержки инвесторов – Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций. Модернизированы электронные ресурсы поддержки инвесторов и предпринимателей: Инвестиционный портал и Портал поддержки малого и среднего бизнеса. Бизнес положительно оценил работу Агентства в новой формации. Оба Интернет-ресурса получили в нацрейтинге высокие оценки (группа А - лучшая).
Что еще хотелось бы добавить?
Прежде всего требуется сформировать комфортную экосистему ведения предпринимательской деятельности в Хабаровском крае, позволяющую выбирать Хабаровский край в качестве основной территории для развития бизнеса и инвестиционной активности на Дальнем Востоке.
Для этого необходимо формирование качественной инвестиционной инфраструктуры и повышение защищенности инвестора через развитие территорий с применением преференциальных режимов (ТОР, СПВ). Обеспечение инвестиционных площадок необходимой инженерной инфраструктурой.
Необходимо внедрять практики применения на территории Хабаровского края новых законодательных решений поддержки и защиты инвестиций – новых инвестиционных проектов; соглашений о защите и поощрении капиталовложений; инвестиционного налогового вычета; инфраструктурных облигаций; налоговых преференций инфраструктурные проектов.
Активно использовать механизмы поддержки реализации парковых инвестиционных площадок, фабрик проектного финансирования (льготного кредитования).
Еще одной важной задачей является создание условия для увеличения численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства и численности самозанятых граждан и повышение эффективности предпринимательской деятельности в крае. Решение этой задачи прежде всего нам видится в расширении деятельности институтов поддержки бизнеса (АНО «АПИРИ», ЦОУ «Мой Бизнес»), формировании сбалансированной региональной законодательной базы поддержки бизнеса, включая снижение налоговой нагрузки, цифровизация мер краевой государственной поддержки предпринимательской и инвестиционной деятельности. Еще одним важным инструментом является развитие социального и молодежного предпринимательства.
Особое внимание необходимо уделить приоритетному развитию региональной инновационной системы, использованию наукоемких технологий и поддержке технологического предпринимательства. Для этого планируется создание сети объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающих поиск, поддержку и сопровождение проектов на всех стадиях инновационного цикла. Хабаровскому краю необходимо продвижение федеральной технологической повестки и вхождение в долгосрочную программу по достижению индустриального лидерства.
- «Мы всем открыты, у нас нет "своих" и "чужих", мы не делим бизнес на чей-то и свой. У нас задачи совершенно другие, государственные: привлечь как можно больше денег в экономику Хабаровского края» - Ваши слова на недавней коллегии Генпрокуратуры и Минвостокразвития. Звучит так, как будто до Вашего прихода в хабаровское правительство в регионе было иначе. Это действительно так?
Хабаровский край является привлекательной территорией для инвесторов. Располагает эффективными запасами природных ресурсов, развита обрабатывающая промышленность, модернизируется транспортная инфраструктура и энергетика, созданы три территории опережающего развития – ТОРы, развернут режим Свободный порт Владивосток. За прошедшие три года капитальные вложения в край увеличились. В 2020 году прирост инвестиций составил 24,7%.
Вместе с тем, с первых дней работы в Хабаровском крае я получил немало обращений от предпринимательского сообщества о серьезных проблемах взаимодействия с инвесторами и бизнесом.
Анализ обращений, мои личные встречи с предпринимателями убедили, что за конкретными, частными вопросами сложились и системные проблемы. Доверие бизнес-сообщества к институтам власти на территории края подорвано, накопились хронические недостатки в коммуникациях с предпринимательским сообществом.
Сам убедился - есть факты, когда органы власти применяют двойные стандарты, разделяют «на своих и чужих». Когда могли реально помочь в расшивке проблемных вопросов по конкретным инвестиционным проектам. Но не делали этого, прикрываясь формальными причинами и «отписками».
«Резонансными» направлениями, получившими негативную оценку со стороны бизнес-сообщества, являются: сфера лесопользования, применение административных процедур в строительстве, предоставление земельных участков.
Не скрою - много приходится действовать в ручном режиме, устранять искусственные административные барьеры. Одновременно – проводим комплексные реформы в управлении инвестиционным климатом.
Хотел бы привести ряд примеров. Могу назвать проект компании "Владивостокская фармацевтическая фабрика". По -настоящему нужный проект, он предусматривает достройку инвестором проблемного дома на улице Алексеевская в Хабаровске. В этом доме 39 граждан – обманутых дольщиков. При наличии необходимой нормативно-правовой базы, приемлемого для инвестора компенсационного участка, Правительство края, тем не менее, необъяснимо затянуло заключение инвестиционного соглашения с компанией "Владивостокская фармацевтическая фабрика". Был в итоге упущен строительный сезон.
Потребовалось вмешательство прокуратуры края. "Владивостокская фармацевтическая фабрика" многоквартирный дом достроила. Инвестор на компенсационном участке реализует свой проект.
Есть сложности и в работе с проектами лесопромышленного комплекса. Пришлось перестроить работу межведомственной комиссии по содействию реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Подробно регламентировали механизм утверждения заявки на реализацию приоритетного инвестиционного проекта. Утвердили механизм контроля за реализацией таких инвестпроектов.
По результатам прокурорского реагирования доработаны заявки ряда лесоперерабатывающих предприятий на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Заявки направлены в Минпромторг России.
Приведенные примеры с конкретными инвестпроектами убедили меня - необходимы комплексные реформы в работе с инвесторами, предпринимателями.
- Как правило, проблемы в общении с чиновниками у бизнеса есть всегда. По Вашим ощущениям, что тревожит бизнес-сообщество Хабаровского края больше всего? Что наиболее препятствует реализации инвестпроектов? Как это устранить?
Остается еще довольно много направлений, по которым следует очень плотно поработать. Недавние опросы предпринимателей в рамках Нацрейтинга показали, что административное давление на предпринимателей остается сильным. По регуляторным процедурам отмечается увеличение сроков предоставления разрешительной документации по сравнению с регионами лидерами. Низко предприниматели оценивают качество трудовых ресурсов в крае и доступность кредитных ресурсов.
В Хабаровском крае реализуется риск-ориентированный подход, при котором частота проверок устанавливается в зависимости от категории риска подконтрольных субъектов. Ведется работа по внедрению лучших управленческих практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Так, в соответствии с запросами предпринимательского сообщества внедрили практику Республики Татарстан – информационной сервис о контрольно-надзорной деятельности "Проверенный бизнес" (https://khv.provbiz.ru). Ресурс информирует о действующих требованиях надзорного законодательства, способствует повышению правовой грамотности предпринимателей.
Мы также продолжаем работу по снижению административного давления на бизнес путем популяризации современных цифровых ресурсов, куда предприниматель может подать жалобу.
Также в целях защиты прав предпринимателей работает федеральная цифровая платформа "ЗАБИЗНЕС.рф". Каждый предприниматель, столкнувшийся с административным давлением или иным противодействием органов власти, может на условиях анонимности направить на этот ресурс информацию, и она обязательно будет рассмотрена, в указанные в регламенте сроки гарантированно будет предоставлен ответ. При этом бизнес застрахован от попадания жалоб в руки тех лиц в надзорных или силовых ведомствах, на которые жаловались.
Кроме того, планируется, что на портале госуслуг с 1 июля 2021 года начнет действовать единая цифровая платформа для досудебного решения конфликтов бизнеса с контрольно-надзорными органами. Система досудебного обжалования также позволяет максимально упростить для заявителя механизм подачи жалоб, сократив пакет документов, который необходимо представить и сроки рассмотрения кейса.
- Вы говорите, что в 2020 году прирост инвестиций в Хабаровском крае составил 24,7%. На Ваш взгляд, как региону удалось достичь таких показателей, несмотря на пандемию и связанные с нею ограничения в работе бизнеса.
Ранее я уже говорил, что в Хабаровском крае инвестиционный портфель края до 2030 года сформирован из 338 проектов с общим объемом заявленных инвестиций 2,1 трлн. рублей.
В 2020 году введены в эксплуатацию ряд крупных инвестиционных проектов.
В категории наиболее значимых хотелось бы отметить окончание строительства ТЭЦ в г. Советская Гавань, мощностью 120 МВт (ПАО "РусГидро") общий объем заявленных инвестиций 33 820,0 млн. рублей, количество создаваемых рабочих мест 450 ед.
Также значимым проектом для края стал ввод в эксплуатацию первой очередь транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля, мощностью 24 млн. тонн угля в год (АО "ВаниноТрансУголь", резидент СПВ) создано 400 рабочих мест, объем инвестиций 33,1 млрд. рублей.
Завершено строительство семеноводческого завода в г. Бикине (ООО Спорос) для проекта "Создание семеноводческого производства по выращиванию и переработке семян сои в Хабаровском крае", ООО "Спорос". Предприятие планирует обеспечивать эталонными семенами сои сельхозпроизводителей всего Дальнего Востока, обеспечит работой в Бикинском районе более 100 человек, объем инвестиций превысил 1 млрд. рублей.
В 2020 году завершена реализация проекта по строительству завода по производству водосточной системы из ПВХ ООО "ТН-Пластики", резидентом ТОСЭР "Хабаровск"(объем инвестиций – 630 млн. рублей, 65 рабочих мест);
Бизнес достаточно активно вкладывает деньги в экономику Хабаровского края, последние три года, ежегодно с 2018 по 2020 год темп прироста инвестиций составлял 113.5, 115.2, 124.7 процентов соответственно. Это значительно больше среднероссийских показателей. К 2030 году ежегодный показатель инвестиций в экономику края должен быть не менее 400 млрд. рублей.
Справочно:
Динамика инвестиций в основной капитал в сравнении со среднероссийскими показателями (темп роста, %)
Годы |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Российская Федерация |
89,9 |
99,8 |
104,8 |
105,4 |
101,7 |
98,6 |
ДФО |
98,9 |
98,8 |
110,8 |
106,2 |
103,3 |
87,4 |
Хабаровский край |
78,3 |
97,9 |
98,5 |
113,5 |
115,2 |
124,7 |
По итогам 2020 года Хабаровский край занимает 14 место (190,5 тыс. рублей) по показателю инвестиции в основной капитал на душу населения по субъектам РФ и 24 место (237,9 млрд. рублей) по показателю инвестиции в основной капитал.
Уже в 2021 году в крае инвесторами заявлено о реализации новых инвестиционных проектов:
-Тепличный комбинат «Хабаровский» по выращиванию томатов с объемом инвестиций 3,2 млрд. рублей на площадке ТОСЭР «Ракитное»;
- терминал международных авиалиний АО «Хабаровский аэропорт», объем инвестиций, 4,9 млрд. рублей;
- Хабаровская ТЭЦ-4, объем инвестиций 46 млрд. рублей;
- аквапарк в г. Хабаровске, объем инвестиций 5,5 млрд. рублей.
Инвестиционный портфель края постоянно пополняется новыми проектами, поэтому мы с уверенностью смотрим в будущее.
Наиболее крупные реализуемые проекты:
- Освоение Малмыжского месторождения медно-порфировых руд, ООО Амур Минералз (объем инвестиций 247 млрд. рублей, 2500 рабочих мест), Срок реализации 2024 год;
- Строительство второй очереди Амурского гидрометаллургического комбината в г. Амурске, ООО АГМК (объем инвестиций 18,9 млрд. рублей, 400 рабочих мест). Срок реализации 4 квартал 2023 года.
- Строительство 2 очереди транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля и реконструкция инфраструктуры в морском порту Ванино, в бухте Мучке (АО "ВаниноТрансУголь"), объем заявленных инвестиций – 49,00 млрд. рублей. Первая очередь комплекса запущена в сентябре 2020 года, полностью проект должен заработать в 2023 году;
- Строительство аквапарка в г. Хабаровске (объем инвестиций 5,5 млрд. рублей). Срок реализации 4 квартал 2022 года.
В стадии проектно-изыскательских работ находятся следующие проекты:
- Строительство горно-обогатительного комбината на золоторудном месторождении "Чульбаткан" в муниципальном районе имени Полины Осипенко Хабаровского края. Инвестор - "Кинросс Голд Корпорейшн", стоимость проекта 500 млн.$. Плановые сроки реализации проекта 2025 год.
- Строительство завода по производству сжиженного природного газа в районе порта Де-Кастри Ульчский муниципальный район (ПАО "НК "Роснефть" в партнерстве с Exxon Mobil Corporation), объем заявленных инвестиций – более 12 млрд. $ Срок реализации 2028 год.
-Тепличный комбинат «Хабаровский», по выращиванию томатов с объемом инвестиций 3,2 млрд. рублей на площадке ТОСЭР «Ракитное»;
- терминал международных авиалиний АО «Хабаровский аэропорт», объем инвестиций, 4,9 млрд. рублей;
- Хабаровская ТЭЦ-4, объем инвестиций 46 млрд. рублей;
В связи с активным развитием пропускной способности БАМа требуется расширение перегрузочных мощностей для угля в портах Ванино, Советская Гавань. Создание новых перевалочных мощностей в порту Ванино планируется ЗАО "Дальтрансуголь", ООО "Компания Ремсталь", ООО "Причал", АО "Прайм".
Также на территории Советско-Гаванского муниципального района на мысе Веселый планируется реализация инвестиционных проектов по строительству контейнерного терминала и терминала по перевалке навалочных грузов. Заинтересованность в размещении бизнеса проявляют ряд российских и иностранных компаний: ООО "Дальневосточная производственная стивидорная компания" (дочерняя компания ООО "Трансхимэкспорт", г. Москва), ООО "Терминал" (ОАО "Ростоппром", г. Москва).
В 2024 году АО "Полиметалл" запланировано начало реализации проекта Тихоокеанского гидрометаллургического комбината в Советско-Гаванском районе.
- Не так давно Вы предложили проводить Восточный экономический форум, традиционно проходящий во Владивостоке, в сменных локациях, в том числе в Хабаровском крае, то есть сделать его «кочующим» форумом. Инфраструктура Хабаровска готова к приему лидеров иностранных государств и глав мировых корпораций?
В Хабаровском крае накоплен большой опыт организации и проведения выставочно-конгрессных мероприятий. Именно у нас с 2005 по 2011 годы проводились Дальневосточные международные экономические форумы. В 2009 году мы принимали Саммит «Россия – Евросоюз». В 2012 у нас проводились мероприятия в рамках председательства России в АТЭС. В июле пройдет Инвестиционный форум «Энергия Дальнего Востока». Регион – точка притяжения инвесторов, реализации многих значимых проектов. В случае принятия положительного решения, мы готовы принимать форумы, аналогичные ВЭФ. Проведение таких мероприятий - прямой интерес развития края. При участии первых лиц государства на таких площадках принимаются значимые решения по развитию дальневосточных территорий, заключаются крупные контракты.
- Хабаровский край традиционно воспринимается как один из самых индустриальных регионов, но не секрет, что большая часть промышленности - внутри вертикально-интегрированных холдингов, управляемых из Москвы. Вы не раз подчеркивали, что обеспокоены низкой степенью локализации «оборонки» и, к примеру, работ по развитию РЖД. Есть ли у региона механизмы влияния на закупочную деятельность госкорпораций, на увеличение доли местных подрядчиков?
Экономика Хабаровского края является многопрофильной и диверсифицированной, базируется на развитом промышленном производстве.
Промышленность края по доле в ВРП края занимает второе место после транспорта – около 19 %.
В промышленном производстве доля обрабатывающих секторов составляет более 81 %. По объему произведенной продукции обрабатывающей промышленности Хабаровский край лидирует среди всех субъектов ДФО. Обеспечение загрузки обрабатывающих мощностей и развитие промышленного потенциала, новых компетенций – одна из важнейших задач Правительства края.
Что касается локализации в оборонном секторе промышленности – мы тесно и активно взаимодействуем с Минтрансом России и Минпромторгом Россиии, ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК), АО "Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) по вопросам доработки и реализации программ локализации корпораций на территории края, увеличения доли выпуска гражданской продукции на оборонных предприятиях края.
Так, ПАО "ОАК" в качестве потенциальных инвесторов в локализированные в крае производства планируются разработчики систем воздушных судов SSJ-NEW и МС-21. Пока мы имеем только два локализированных на ТОСЭР "Комсомольск" предприятия, но работа в этом направлении продолжается.
Комсомольский-на-Амуре авиационный завод включен Объединенной авиастроительной корпорацией в предварительную схему кооперации по производству российско-китайского самолета CR929, прорабатываются вопросы по установлению кооперационных связей при производстве магистрального самолета МС-21, по изготовлению составных частей и сборки в Хабаровском крае новых самолетов для региональной авиации, разрабатываемых "Уральским заводом гражданской авиации" (самолетов ТВРС на базе Л-610).
В области судостроения ведется работа с Минтрансом России и Минпромторгом России по организации строительства на Амурском судостроительном заводе серии многофункциональных буксиров-спасателей в рамках реализации плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года. На ПАО "АСЗ" уже ведется строительство аналогичного судна.
На Хабаровском судостроительном заводе осуществляется строительство двух краболовных судов, планируется к размещению заказ еще на четыре единицы.
С Минобороны России и АО "ОСК" ведется работа об определении Хабаровского судостроительного завода единственным исполнителем контракта на строительство десантных катеров "Мурена".
Немалый потенциал развития промпроизводства и услуг строительства мы видим в участии наших предприятий в реализации масштабных инвестиционных проектов на территории края и дальневосточного региона. В настоящее время идет осуществляется и ведется подготовка к реализации ряда крупных проектов с большими объемами инвестиций: строительство горно-обогатительного комбината на месторождении "Малмыжское", подготовка к реализации развития II очереди Восточного полигона ОАО "РЖД", строительству II очереди космодрома "Восточный", Дальневосточного завода по производству сжиженного природного газа в п. Де-Кастри.
В целях организации работы по обеспечению участия предприятий, зарегистрированных на территории края, в производстве работ, оказанию услуг и поставках продукции в рамках крупных инвестиционных проектов организована и совершенствуется системная работа с инвесторами. Разработан и находится на согласовании проект распоряжения Губернатора края о создании межведомственной рабочей группы (Проектного офиса локализации) по вопросам участия предприятий края в реализации крупных инвестиционных проектов.
По каждому из инвестиционных проектов при Правительстве края созданы рабочие группы, включающие представителей органов исполнительной власти края, инвесторов, проектных и генподрядных организаций.
В результате деятельности рабочих групп устанавливаются контакты с инвесторами, определяются предприятия – потенциальные участники. До предприятий края – потенциальных участников проекта доводятся сведения о номенклатуре требующейся продукции и ее ориентировочных ценовых характеристиках, сроках поставок и производства работ, об организации и проведении процедур закупок, о требованиях к поставщикам и качеству закупаемой продукции.
Естественно, работа с каждым инвестором имеет свою специфику, свои особенности, но мы находим взаимопонимание, устанавливаем взаимодействие, находим решение возникающих проблем.
Да, есть определенные трудности у предприятий края в участии в закупках, организуемых ОАО "РЖД". Они связаны с уже наработанными внутрикорпоративными и кооперативными связями по поставкам продукции и производства работ (что немаловажно для обеспечения качества и исполнения сроков реализации проектов), с необходимостью соблюдения норм внутренних правовых документов ОАО "РЖД" в области закупок, ценовыми факторами. Вместе с тем при реализации проекта развития I очереди Восточного полигона ОАО "РЖД в работах и поставках продукции участвовало более 30 краевых предприятий.
- В чем смысл «Дальневосточных кварталов», идеи, сейчас активно продвигаемой Минвостокразвития, применительно к Хабаровскому краю? Какую роль этот проект может сыграть для местного строительного бизнеса?
У нас уже есть программы "Дальневосточный гектар" и "Дальневосточная ипотека", они призваны остановить отток населения из регионов ДФО. Сейчас они "Дальневосточным кварталом".
Вместо точечных строек в городах нужно возводить крупные комплексы от 100 тысяч квадратных метров. Крупных девелоперов можно привлечь, если дать им серьезный масштаб проектов. Поэтому мы будем двигаться по пути комплексной застройки, по пути создания "Дальневосточных кварталов". И, предлагая проекты объемом от 100, 150, 200 тысяч квадратных метров, мы рассчитываем заинтересовать крупных застройщиков.
Особенность ДВ квартала не только в том, что это комплексная застройка территории, но и возможность включения этой территории в ТОСЭР. Из этого вытекает, что инженерные сети могут быть проведены за счет федерального, краевого и муниципального бюджетов, а также то, что сам застройщик получит налоговые льготы. Если говорить о конкретной территории, то в Хабаровске мы рассматриваем район улицы Локомотивной (аэродром ДОСААФ). Комплексная же застройка подразумевает под собой не только собственно жилые дома, но и строительство школ, детских садов и поликлиник, чтобы получился самодостаточный микрорайон и жители не испытывали неудобств. На сегодняшний день на эту территорию, площадью 83 га претенденты среди крупных застройщиков уже есть. Когда будут решены все вопросы, появится возможность построить там 500 тыс. кв. м жилья.
- Бытует мнение, что губернатор должен общаться лично по поводу реализации инвестпроектов только с инвесторами-миллиардерами, а уровень менее статусных заявителей – заместители губернатора и ниже. Вы с таким мнением согласны? У скольких предпринимателей Хабаровского края есть Ваш мобильный?
Категорически не согласен, я готов общаться со всеми инвесторами, у которых есть серьезные намерения добросовестно работать в крае. Что касается номера моего мобильного, то не телефон сегодня главный канал связи с инвесторами. Для удобства всех инвесторов, действующих и потенциальных, в крае работает специализированная организация АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края», в которую всегда можно обратиться. Даже подскажу номер многоканального телефона Агентства: 8 800 700 19 27.
Также на инвестиционном портале края есть кнопка для прямых обращений инвесторов и предпринимателей. Через портал или по телефону (4212) 40-21-10 действует канал прямой связи инвесторов и руководства Хабаровского края.
Роуд-шоу для инвесторов-потенциальных резидентов ТОР провели в Хабаровском крае. Предпринимателям представили (скорее, напомнили о существовании) возможные площадки для размещения бизнеса на территориях опережающего развития, особый акцент сделав на презентации зданий, предоставляемых в льготную аренду. Причем потенциальный инвестор еще до окончания строительства может озвучить свои пожелания к техническим характеристикам помещения, которые будут удобны именно ему.
С 2024 года на площадке «Ракитное» ТОР «Хабаровск» резиденты смогут разместить свои производства в новом полностью оснащенном здании. Стоимость аренды составит 50% от рыночной стоимости аренды в городе. В эту сумму входит и содержание здания, и уборка территории, и охрана. Коммунальные платежи оплачивает арендатор. Электроэнергия обойдётся в 2,8 рубля за кВт/час. На территории возведут отдельную котельную на природном газе.
Строить производственно-административное здание площадью 4 200 кв. метров начали в этом году. Сдать его планируют в декабре 2024 года. Помещение оснастят всеми необходимыми инженерными мощностями – подведут водоснабжение и канализацию, тепло- и электроснабжение. Это позволит резидентам оперативно стартовать с реализацией своего проекта. В одном здании может поместиться несколько промышленных предприятий, там будет достаточно цехов и административных площадей. Но «заселять» здание будут с учетом того, что производство пищевой сельскохозяйственной продукции и промышленное должны быть разделены.
инфографика: КРДВ
И.о. директора КРДВ Хабаровск Алексей Разин отмечает, что корпорация учла свои ошибки, которые были ранее, при строительстве первых зданий в Комсомольске-на-Амуре на площадке «Парус» – тогда не было понимания, под какой вид деятельности они будут использоваться, и здания были построены максимально универсальными. Потому и пришлось вносить изменения в уже готовые строения, подстраиваясь под резидентов и неся дополнительные затраты.
«Вот теперь и пытаемся выяснить у будущих резидентов заранее, что бы они хотели видеть в этих зданиях. Индивидуализировать полностью проект мы, конечно, не сможем, но обобщим сведения и получим усредненные ориентиры, которые и учтем в проекте зданий. Сегодня объекты на площадке “Ракитное” разлетаются как горячие пирожки – если сейчас не успеть стать резидентом ТОР, то завтра придется ожидать более длительный период – пока мы запроектируем и построим следующие здания. Это роуд- шоу как раз и нацелено на то, чтобы инвестор уже сейчас задумался о перспективах своего бизнеса на ближайшие два-три года», – добавляет он.
инфографика: КРДВ
Проектом здания на площадке «Ракитное» предусмотрены два крана-балки грузоподъемностью по пять тонн, железобетонные полы с упрочненными и антипылевыми верхними слоями с допустимой нагрузкой до шести тонн на кв. метр. В числе преимуществ площадки – удобная логистика: в десяти минутах находится дорога «Обход Хабаровска», железнодорожная станция «Хабаровск-2», ведется строительство автодороги протяженностью 19 км.
По данным КРДВ, на площадке «Ракитное» реализуют проекты 29 резидентов ТОР «Хабаровск». Фактически вложено 5,5 млрд рублей частных инвестиций, трудоустроено более 500 человек, в будущем появятся рабочие места для 1,4 тыс. человек.
Директор департамента сопровождения реализации проектов КРДВ Виталий Пономарев сообщил, что на «Ракитном» планируется построить еще три административно-производственных здания. В настоящее время там остался свободным всего 21 гектар. Однако это не единственная перспективная площадка в Хабаровском крае.
инфографика: КРДВ
«Также есть перспективная площадка “Парус” на ТОР Комсомольск, которая находится в центральной части города между авиазаводом им. Гагарина и судостроительным заводом, в 15 минутах до железнодорожной станции. Инфраструктура вся подведена, аренда тоже по льготной ставке. Тут свободно 33 гектара, построены два административно-производственных здания. Специализация ТОР Комсомольск – добыча полезных ископаемых, авиа- и судостроение, промышленное и пищевое производство», – уточнил он.
инфографика: КРДВ
Первый заместитель министра экономического развития Хабаровского края Максим Тарасов на встрече с инвесторами подтвердил, что площадка «Ракитное» укомплектована более чем на 70%, на площадке «Комсомольск» свободных мест больше, а площадка «Аванград» уже заполнена. Но в планах – открытие новых площадок с префрежимом.
«На трех площадках Хабаровского края зарегистрировано 89 инвесторов, только в этом году дополнительно пришло 25. Хороший результат для развития территорий. В целом площадки региональных ТОР являются наиболее укомплектованными по инфраструктуре – построено 44 объекта на сумму около семи млрд рублей, на 2023 – 2024 годы планируем с КРДВ включиться в строительство зданий на 1,4 млрд рублей для передачи в аренду резидентам», – рассказал он.
Привлекательные для инвесторов условия префрежимов территорий опережающего развития могут спровоцировать ситуацию, когда на один и тот же участок или здание будут претендовать несколько резидентов. На этот случай у КРДВ есть методика проведения отбора кандидатов. Будет учитываться объем создания рабочих мест и объем планируемых инвестиций. После окончания десятилетнего префрежима инвестор не перестает быть резидентом ТОР, арендная льготная ставка для него сохраняется, однако налоговые льготы прекращают действовать.
Напомним, для резидентов ТОР установлен особый режим ведения деятельности, который наделяет налогоплательщиков правом на определенные льготы и преференции, в том числе по налогам.
1. Налог на прибыль:
– ставка 0% в течение первых пяти лет;
– пониженная ставка 10% в течение следующих пяти лет.
2. Налог на имущество организаций: 0% в течение первых пяти лет.
3. Земельный налог: 0% в течение первых 3 лет (подробнее о льготах по земельному налогу в конкретном муниципальном районе можно узнать на сайте ФНС России, сервис «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»)
4. НДПИ: резиденты ТОР при расчете НДПИ могут применять специальный понижающий коэффициент (от 0 до 1), который характеризует территорию добычи полезного ископаемого.
Экономика Дальнего Востока не может развиваться без расширения сети логистических связей: удаленность от федерального центра требует особого внимания к транспортному вопросу. Перевозки грузов в ДФО — затратное мероприятие даже для крупных компаний. Поэтому на фоне роста инвестиционных вложений и создания новых производств бизнес в дальневосточных регионах особенно нуждается в местных транспортных предприятиях. Одним из таких выступает «Дальневосточная транспортно-экспедиторская компания».
ООО «ДВТГ-ТЭО» — один из резидентов ТОР «Хабаровск». Компания, созданная в 2010 году, предоставляет услуги по организации перевозки грузов железнодорожным транспортом с предоставлением собственного подвижного состава. О намерении работать на территории опережающего развития компания заявила 9 ноября 2018 года, подписав соответствующее соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока действием на 67 лет — до 25 июня 2085 года. Предприятие начало функционировать на площадке «Ракитное» в ТОР «Хабаровск», заявив в качестве основных направлений деятельности грузовые перевозки железнодорожным транспортом.
«Дальний Восток непрерывно развивается: ежегодно здесь появляются новые предприятия, открываются рабочие места. Крупный российский и международный бизнес заинтересован в том, чтобы вкладывать средства в новые производства, развитие кадрового потенциала, расширение экспорта продукции и услуг на Дальнем Востоке, — отмечает Александр Владович, генеральный директор ДВТГ-ТЭО. — Логистика — одно из ключевых направлений современной экономики, но для полноценного развития дальневосточных регионов, в силу их удаленности от федеральных центров, необходимо наращивать и транспортно-экспедиторские мощности. ООО «ДВГТ-ТЭО» видит долгосрочные перспективы в работе на рынке комплексных логистических услуг. На наш взгляд, интермодальные перевозки — это услуга, на которую уже сформирован спрос современного бизнеса. Транспортировка грузов по Дальнему Востоку и за его пределами должна быть оперативной, многопрофильной и, что самое главное, удобной в оформлении для клиента. ООО «ДВГТ-ТЭО» развивает сеть перевозки грузов несколькими способами, в том числе по сложным многоэтапным маршрутам. И мы берем на себя полное сопровождение ценностей, которые доверяют нам наши партнеры».
Александр Владович генеральный директор ДВТГ-ТЭО
фото: ДВТГ
Компания представила на рынке Дальнего Востока комплекс транспортно-экспедиционных услуг. Это организация перевозки груза «под ключ» — она включает в себя не только прием, отправку и транспортировку из точки «А» в точку «Б», но и полное документальное сопровождение на каждом этапе. Задача специалистов ООО «ДВТГ-ТЭО» — аккумулировать все услуги по перевозке в одной компании. При этом, если груз доставляется сложным маршрутом и несколькими видами транспорта, получателю услуги не нужно самостоятельно оформлять каждый этап перевозки — все промежуточные решения выполнят сотрудники одной компании и в рамках одного контракта.
В течение трех лет логистическая компания поступательно вкладывалась в строительство инфраструктуры для транспортных услуг, инвестировав свыше 150 млн рублей в создание полноценной сети перевозок. Сегодня ООО «ДВТГ-ТЭО» — это полный комплекс доставки грузов по Дальнему Востоку в формате так называемых интермодальных перевозок. Компания доставляет груз в точку назначения несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или на универсальной платформе. Клиенты предприятия оформляют документы на сопровождение только один раз, а отслеживать передвижение своей собственности могут от начала до конца маршрута. Таким образом, транспортный сервис сочетает высокую скорость доставки и удобство для клиента.
«ООО “ДВТГ-ТЭО” в полном объеме исполняет обязательства по реализации инвестиционного проекта «Расширение парка подвижного состава, изготовление европоддонов для размещения и крепления грузов в вагонах» в рамках соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, заключенного в ноябре 2018 года с АО “Корпорация развития Дальнего Востока”. Капитальные вложения в проект превысили 150 млн рублей, за время реализации проекта компанией создано более 40 рабочих мест, что говорит о стабильном исполнении резидентом своих обязательств и заинтересованности в дальнейшей работе в рамках ТОР», — уточнили в министерстве экономического развития Хабаровского края.
По данным на июнь 2022 года предприятие опережает собственный инвестиционный план в рамках ТОР «Хабаровск» более чем на 30%. Созданы новые рабочие места, и вскоре компания откроет новые вакансии для местных специалистов. С кадровой и рекламной политикой компании помогает КРДВ.
«В ноябре 2018 года компания «ДВТГ ТЭО», заключив инвестиционное соглашение с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), получила статус резидента ТОР "Хабаровск" с проектом по расширению парка подвижного состава и изготовления европоддонов для размещения и крепления грузов в полувагонах. На сегодняшний день резидент вложил в экономику региона 157,3 млн рублей и создал 40 рабочих мест. Планируется увеличение количества рабочих мест до 42. Основной целью проекта является повышение привлекательности и конкурентоспособности грузоперевозок на Дальнем Востоке, а также расширение номенклатуры перевозимых грузов за счет приобретения новых и бывших в эксплуатации вагонов, расширения парка железнодорожного подвижного состава в оперативном управлении с 269 до 637 единиц. Статус резидента ТОР "Хабаровск" позволяет предприятию применять налоговые льготы по налогу на прибыль, пониженные тарифы страховых взносов, что приводит к аккумулированию свободных средств и возможности развития проекта. Резиденту также доступен широкий спектр сервисов КРДВ – мы помогаем в подборе сотрудников, оказываем информационную и маркетинговую поддержку, содействуем в привлечении финансирования в проект и развитии кооперационных связей между бизнесом», — сообщила EastRussia Ирина Серова, директор УК ТОР «Хабаровск» (дочернее общество КРДВ — Прим. ред.).
Транспортная компания не собирается останавливаться на достигнутом: в планах — дальнейшее развитие комплекса логистических услуг. ООО «ДВТГ-ТЭО» будет наращивать объем инвестиций и разрабатывать новые решения по перевозке грузов. В частности, предприятие готово расширить перечень видов деятельности в рамках ТОР «Хабаровск» — переговоры с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики, и согласование нового пакета документации уже идут. Это необходимо для полноценной работы в формате интермодальных грузоперевозок. Логистическому бизнесу нужно создавать стационарные площадки для промежуточного перегруза на сложных маршрутов, обеспечить возможность фрахтовать суда для морских перевозок, наладить полноценное взаимодействие с авиационными предприятиями для максимально оперативной доставки грузов при запросе клиента.
«Полноценное развитие логистического рынка возможно только при равноправном участии заинтересованного бизнеса и корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, — подчеркивает Александр Владович. — Как власти приглашают инвесторов развивать регионы Дальнего Востока и предлагают для этого особые преференции, так и инвесторы приглашают власти поддержать перспективные проекты, которые востребованы в текущей экономической ситуации в ДФО, в первую очередь у таких же представителей бизнеса. ООО «ДВГТ-ТЭО» заинтересовано в долгосрочном сотрудничестве с управляющей компанией ТОР «Хабаровск» и надеется, что КРДВ, учитывая добросовестное исполнение нашей компанией своих обязательств по инвестиционному проекту, поддержит и расширение перечня услуг, которые мы хотим оказывать бизнесу в Хабаровском крае и на всем Дальнем Востоке. Вместе мы выведем рынок интермодальных грузоперевозок на беспрецедентно высокий качественный уровень не только в федеральном округе, но и на уровне всей России».
В случае согласования дальнейших планов ближайшие несколько лет инвестиционный проект ООО «ДВТГ-ТЭО» на площадке «Ракитное» превратится в полноценный логистический хаб, связывающий между собой все регионы ДФО. Транспортная компания готова и дальше инвестировать в развитие интермодальных перевозок, оптимизируя маршруты доставки груза для удобства клиентов.
Справочник по профессиям и заработкам помогает абитуриентам сделать правильный выбор, чтобы впоследствии реализовывать свой потенциал в родных регионах, а приезжим из других регионов навигатор дает четкие ориентиры как географические, так и зарплатные.
С 1 августа 2021 года в России начался новый этап реализации программы «Дальневосточный гектар» - частники действующей с 2016 года программы, успешно освоившие свои земельные участки, оформившие их в собственность и аренду, получили возможность взять дополнительный гектар, а действие программы распространено на Арктику.
Программа востребована
Выдавать бесплатные гектары в России начали с 2016 года. Тогда эта инициатива дальневосточного полпреда Юрия Трутнева после ее одобрения Президентом страны Владимиром Путиным стала законом. Механизм был поэтапно запущен в регионах ДФО: сперва для местных жителей, затем любой гражданин Российской Федерации и участник госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, смог выбрать понравившийся участок на Дальнем Востоке.
К августу этого года в ДФО люди получили почти 65 тысяч гектаров. Число участников программы еще выше, так как многие землю брали семьями на строительство жилья, ведение сельского хозяйства, занятия туризмом или другими видами бизнеса. Больше всего участки востребованы в Приморском крае – там их получили 24,2 тыс. человек, в Республика Саха (Якутия) - 16,6 тыс. человек, в Хабаровском крае - 13,1 тыс. граждан.
«Программа по выделению одного гектара показала неплохие результаты на Дальнем Востоке. Землю получили более 94 тысяч человек. Теперь такая возможность есть для тех, кто живет в Арктической зоне. Предоставление одного гектара – это степень свободы и новая возможность для активных людей. Программа рассчитана на тех, кто готов брать землю, возделывать ее, строить на ней жилье, заниматься развитием бизнеса. Человек сам решает, что ему делать том участке, который он выбрал. Это для тех, кто готов трудиться, готов рисковать и добиваться поставленных целей. Мы готовы оказывать таким людям содействие, предлагать им дополнительные меры поддержки для освоения земли», - отметил заместитель Председателя Правительства – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Важно отметить, что в программу не попадут земли, где коренные народы Севера занимаются традиционными промыслами: пасут оленей, добывают морского зверя, ловят рыбу. Скептики могут усомниться, мол, будут ли востребованы бесплатные гектары в Арктической зоне? Практика показывает – они востребованы.
Самая северная птицефабрика
Дело в том, что гектары по этой программе уже выдаются в дальневосточной части Арктики – на Чукотке и севере Якутии.
Предприниматель из самого северного города России Певека в Чукотском автономном округе Елена Беспалова свой бесплатный гектар оформила в конце 2017 года через систему «НаДальнийВосток.РФ». В 2019 году она запустила на этом участке завод по производству питьевой воды и прохладительных напитков «Исток». До этого практически всю газировку в Певек доставляли во время короткой северной навигации морем.
Земляк Елены Алексей Корепов на своем гектаре построил, пожалуй, самую северную в России птицефабрику. Проект бизнесмен из Заполярья осуществил, выиграв около 2 миллионов рублей грантовой поддержки и получив льготный кредит для участников программы «Дальневосточный гектар» от МСП-банка на 8 миллионов всего лишь под 8,5% годовых. Птицефабрика уже работает. После этого цены на яйца и куриное мясо в магазинах Певека снизились почти в два раза.
«Я оформил 0,7 гектара, чтобы открыть птицефабрику. Мы живем в отдаленном регионе, где большинство продуктов завозится с «большой земли» либо самолетом, либо по морскому пути в период навигации. Естественно, это сильно влияет на цену продуктов. Теперь есть производство яйца и курятины прямо здесь в Певеке», - рассказывает получатель «дальневосточного гектара» Алексей Корепов, - Полагаю, моя птицефабрика станет одной из самых северных в России, ведь это 69 широта».
С 1 августа программа безвозмездного предоставления гектара заработала помимо Дальневосточного федерального округа в Мурманской области, Ненецком и Ямало-Ненецком автономном округе, а также в 23 муниципальных районах Красноярского края (Таймыр, Эвенкия, Норильск), в Архангельской области, Республики Коми и Карелии. Оформить участки через систему «НаДальнийВосток.РФ» первые полгода смогут только местные жители, а с 1 февраля 2022 года они станут доступны всем гражданам России и участникам программы добровольного переселения на родину соотечественников из-за рубежа. Гражданам для выбора участков в режиме онлайн через портал гектарварктике.рф, интегрированный с федеральной информационной системой «НаДальнийВосток.РФ», в вышеуказанных регионах доступны 1,1 млн гектаров. Получить землю можно по упрощенной процедуре за месяц вместо полугода.
Гектар возрождает села
Слова полпреда Юрия Трутнева о том, что программа по предоставлению дальневосточного гектара доказала свою эффективность, подтверждаются опытом северной Якутии. Например, в Амгинском районе благодаря ей возрождается почти вымершее село Булун. В 2010 году там, по официальным данным, оставался лишь единственный зарегистрированный житель.
«После старта программы «Дальневосточный гектар» на месте пришедшего в упадок села целинников Булун фактически начал строиться новый населенный пункт. Историю возрождения села можно считать с 2017 года, благодаря появлению агломерации «дальневосточных гектаров» недалеко от реки Амга. Здесь было оформлено 54 участка. В 2019 – 2020 годах к ним проложили автомобильные дороги, подвели электричество. Строительство инфраструктуры стало еще одним стимулом для новой жизни этих территорий. По предложению депутатов районного Совета первой новой улице фактически восстановленного села Булун присвоили имя Максима Сибирякова. Максим Николаевич был тем, кто в 1980-х годах руководил здесь комсомольскими отрядами, приехавшими осваивать якутскую целину, поднимать сельское хозяйство», - рассказал глава Амгинского района Якутии Николай Архипов.
В том же Амгинском районе Якутии благодаря бесплатным гектарам еще возрождаются поселения поселения Чакыыр и Ефремовка. Компактные поселения гектарщиков зарождаются в Хабаровском крае и других дальневосточных регионах.
Гектар плюс дальневосточная ипотека
Программа оформления дальневосточного гектара с 2019 года может эффективно интегрироваться с программой предоставления дальневосточной ипотеки. Плюсы такого симбиоза ощутил, например, житель села Междугранка Белогорского района Амурской области Иван Андриука. Вместе с женой и маленьким сыном он пока живет в доме родителей. По соседству в 2017 году оформил бесплатный гектар. Мечтал построить на нем свой собственный дом.
«Но денег на строительство катастрофически не хватало. А тут появилась «Дальневосточная ипотека». Летом прошлого года оформил заявку. Получил деньги под 2% годовых. Это в разы меньше, чем выдают ипотеку на обычных условиях. Закупил материал. Дом практически готов, осталась внутренняя отделка, завезти мебель и скоро планируем переезд», - рассказал Иван Андриука.
Под строительство собственного дома гектары, по информации министерства развития Дальнего Востока и Арктики Российской Федерации, используют 36% получателей участков. Чуть больше – 42% - развивают на них сельское хозяйство, 10% занимаются бизнесом, 7% используют для создания туристической инфраструктуры, 5% занимаются наукой, образованием, сохранением окружающей среды и так далее.
Тем, кто успешно освоил ранее полученные гектары, государство готово предоставить второй на тех же основаниях, то есть безвозмездно. Но прежде они должны были уведомить государство об успешном освоении первого гектара, а также оформить участок в собственность или долгосрочную аренду.
«Самые успешные гектарщики теперь одними из первых могут получить дополнительный надел земли, причем выбрать самые лучшие участки земли, сделать это осознанно, а не по карте, как это было изначально, - объясняет начальник отдела по работе с уполномоченными органами по проекту «Дальневосточный гектар» Минимущества Хабаровского края Андрей Примак. – Не секрет, что, когда программа только начиналась, люди торопились и останавливались на участках, где на самом деле оказывалось болото или склон. Теперь они могут осознанно посмотреть землю, чтобы оценить ее и понять, насколько она пригодна для той сферы деятельности, которой они хотят заниматься. И такой возможностью надо обязательно воспользоваться предприимчивым людям, которым нужна земля, чтобы работать на ней».
С более подробной информацией по правилам оформления первого или второго гектара на Дальнем Востоке или в Арктике можно на официальном Интернет-ресурсе «НаДальнийВосток.РФ».
Купить квартиру на Дальнем Востоке людям помогают особые программы, разработанные Минвостокразвития. Наряду с «дальневосточной ипотекой», которая позволяет взять кредит на жилье под максимально низкий процент, в ДФО запускают проект комплексных застроек — он обеспечит рынок жилья новыми предложениями и положительно скажется на доступности недвижимости.
Программу «Дальневосточный квартал» анонсировали и запустили только в текущем году, но уже пять регионов ДФО начали воплощать проекты на своих территориях. На Камчатке пока только планируют территорию, в Забайкалье утвержден проект планировки и межевания земли под квартал, Якутия готовится к старту строительства, а на Сахалине и в Магаданской области оно уже началось. Еще в четырех субъектах сейчас ведут предпроектный анализ, и до конца года там тоже запустят программу. Так в крупных городах Дальнего Востока появятся микрорайоны комплексной застройки с комфортной планировкой: минимальный порог объема для девелоперских компаний — 50 тысяч квадратных метров. А суммарно застройщикам нужно возвести 2,1 млн «квадратов» по всему федеральному округу.
Большую часть этого объема собирается построить одно из крупнейших предприятий России — группа компаний «ПИК». Девелопер намерен возвести на Дальнем Востоке около 1,5 млн жилья — соглашение о работе в рамках программы «Дальневосточный квартал» компания подписала с министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики и КРДВ. У федерального застройщика большие планы: в проекты жилищного строительства ДФО «ПИК» планирует привлечь около 100 млрд рублей в течение восьми лет. Кроме того предприятие, как и другие участники проекта «Дальневосточный квартал», получит особые условия работы — статус резидента ТОР или свободного порта Владивосток и сопутствующие налоговые льготы.
Помощь в работе федеральным застройщикам окажут и региональные власти. В рамках «Дальневосточного квартала» субъекты возьмут на себя обеспечение стройплощадок инфраструктурой. Такую работу уже ведут в Сахалинской области: там для этого используют механизм облигаций под 3%, а также выделят деньги на строительство социальных объектов в будущих микрорайонах. Речь идет о школах, детских садах и спортивных сооружениях. Это позволит не только ускорить возведение жилья, но и снизит цены на него.
«Власти области или города берут на себя обеспечение инженерной инфраструктурой таких крупных строительных площадок. Соответственно, эти деньги уже не ложатся в стоимость одного квадратного метра. В среднем это 10-15% от стоимости жилья», — рассказал министр строительства Сахалинской области Алексей Колеватых.
Еще одним существенным подспорьем для крупных девелоперов станут преимущества в выделении новых земельных участков. Соответствующее постановление уже готовят к принятию в кабмине РФ. По его условиям застройщик, который уже построил определенный объем жилья годом ранее, получит первоочередное право на участок. Таким образом, федеральные компании заинтересованы в том, чтобы строить на Дальнем Востоке как можно больше жилья. На это намекает и сложившаяся ситуация на рынке недвижимости.
«Примерно с середины прошлого года выстреливший спрос опустошил вторичный рынок. Он был простимулирован и дешевой ипотекой — не только «дальневосточной», и тем, что провалились краевые программы по строительству и обеспечению отдельных категорий граждан жильем. Цены на вторичном рынке взлетели так, что сейчас почти сравнялись с ценами на новостройки. И чтобы остудить перегретый необеспеченным спросом рынок сегодня надо строить. Надо строить много, надо строить быстро, и поэтому я бы назвал ситуацию позитивным ожиданием новых возможностей», — оценил обстановку экс-министр строительства Хабаровского края, советник директора ООО «Фонд жилищного строительства» Константин Пепеляев.
Развитие программы «Дальневосточный квартал» идет рука об руку с проектом «Дальневосточная ипотека», который запустили в 2019 году. Кредитование на особых условиях помогает жителям ДФО, в первую очередь молодым семьям, решить квартирный вопрос — банки, участвующие в инициативе, предлагают займы с беспрецедентной ставкой в 2% годовых, а при некоторых условиях она может быть еще ниже.
Льготная ипотека стала крайне востребованным продуктом у дальневосточников: к началу июля 2021 года банки выдали 21 843 кредита на 81,4 млрд рублей. Свыше 82 процентов ипотечных займов оформили жители Приморского и Хабаровского краев, Якутии, Бурятии и Амурской области. Кроме того, по 1 400 кредитов в рамках «Дальневосточной ипотеки» взяли жители Забайкальского края и Сахалинской области.
Рост популярности льготных жилищных займов эксперты связывают с динамичными изменениями самой программы: ее подстраивают под актуальные запросы граждан. Так, дальневосточники стали чаще обращаться за ипотекой на строительство индивидуального жилья — в начале июля банки выдали 1,5 тысячи кредитов на эти цели, на сумму 6,2 млрд рублей. Только за июнь спрос вырос на 21,3%.
«Ряд существенных уточнений упростил молодым семьям и получателям земельного участка в рамках программы «Дальневосточный гектар» получение кредита по программе «Дальневосточная ипотека» для строительства жилого дома на своей земле. Эта мера дала реальный эффект и продолжает работать на увеличение количества новых заявок. Второй фактор — сезонный. Лето — благоприятное время для строительства. Особенно в регионах вечной мерзлоты, как Республика Якутия. Не случайно здесь наиболее значительный рост количества новых кредитов на постройку собственного дома», — отметил замдиректора департамента реализации проекта «Дальневосточная ипотека» социального блока КРДВ Сергей Потанин.
Семья Анисимовых из Якутска оформила «дальневосточную ипотеку» для постройки дома на участке в черте города. Будущее жилье будет двухэтажным, а ежемесячный платеж по кредиту для супругов — чуть больше 20 тысяч рублей.
«Дальневосточную ипотеку» получили в ноябре 2020 года в одном из партнёрских банков программы — «Алмазэргиэнбанке». Сумма кредита составила чуть больше 4 млн рублей сроком на 20 лет. Ежемесячно выплачиваем 20 200 рублей. Сумма для нас подъемная. Сейчас живем в однокомнатной квартире, но уже скоро переедем в собственный двухэтажный дом в черте города, всего в 15 минутах езды от центра Якутска. Нам с мужем немного за 30. И скоро у нас будет двухэтажный дом! Это мечта, которая сбывается прямо сейчас!» — поделилась жительница Якутска Роза Анисимова.
Кроме того, «дальневосточную ипотеку» стали чаще брать в Магаданской области и Чукотском АО: для этих двух регионов также ввели особые условия займа. Теперь оформить кредит местные жители могут на вторичное жилье в городах — благодаря нововведению к концу июля квартиры приобрели свыше 600 семей.
«В регионах отсутствуют предложения на первичном рынке жилья, также не было планов жилищного строительства в краткосрочной перспективе. Минвостокразвития России совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики подготовили и согласовали соответствующие изменения в программу. Корректировка условий «дальневосточной ипотеки» дала существенный рост. Если на сентябрь 2020 года в Магаданской области было оформлено всего 13 кредитов по программе, то на сегодняшний день их уже 656. На сегодняшний день в Магадане и Чукотке почти 800 молодых семей и участников программы «дальневосточный гектар» смогли улучшить свои жилищные условия. На наш взгляд, «Дальневосточная ипотека» работает на закрепление молодых семей в регионе», — уточнил Сергей Потанин.